Проектная работа для кружковой работы в 5-6 классах

Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Русские народные сказки»



Проектная работа для кружковой работы в 5-6 классах



Проектная работа учащихся 6 класса

Тема: «Русские народные сказки». Творческое название: «Сказка - ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок!»

Основополагающий вопрос: «Что же такое сказка?»

Темы исследований учащихся: «На какие виды подразделяются сказки?»

I Проблемный вопрос: «Когда сказки вошли в вашу жизнь?»

Цель проекта: Развивать у участников творческое мышление, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, формировать общеучебные навыки.

Формирование творческих групп.

Оформление проектов (слайды)




I группа. Волшебные сказки (Малаева Р)

Сказки подразделяются на волшебные, социально - бытовые и сказки о животных.

В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа, в них победа одерживается с помощью чародейства.

В фантастических сказках много чудесного, необыкновенного. В них действуют добрые и злые волшебники: Баба Яга, Кощей Бессмертный, ковер - самолет, сапоги скороходы, волшебное зеркальце и другие существа, и предметы, наделенные сверхъестественной силой.

В волшебных сказках люди могут превращаться в животных, а животные и птицы говорить человеческим языком. Но в основу этих сказок всегда положены явления подлинной жизни.

Например, в «Морозко». Мороз - Красный нос наделяет бедную девушку богатством, собачка разговаривает с мачехой.

Однако наряду с этим в сказке дано правдивое изображение жизни, показаны те отношения между мачехой и падчерицей, какие действительно часто бывали в старой семье.

Герои волшебной сказки «Царевна - лягушка» Василиса Премудрая обращенная в лягушку - квакушку, и Иван - царевич, с которым происходят необыкновенные приключения. Но скромность, доброта и смелость помогают Ивану - царевичу преодолеть все препятствия и найти жену Василису Премудрую.

Положительные герои волшебных сказок - Иван - дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, младший сын и брат, гонимая сиротка и.т.д. Проектная работа для кружковой работы в 5-6 классахПроектная работа для кружковой работы в 5-6 классах

В качестве врагов положительных героев действуют фантастические существа: Змей, Кощей, Лихо Одноглазое, Морской царь, Баба Яга. Проектная работа для кружковой работы в 5-6 классах

Конфликт в волшебной сказке развивается при помощи чудесных, чудесных помощников (конь, лягушка, добрая старуха, жена - волшебница), чудесных предметов (кошелек - самотряс, скатерть - самобранка, дубина - самобойка, гусли - самогуды и т.д.)

Черты, определяющие поэтику волшебной сказки: словесные формулы, троекратные повторы, прием замедленного действия - ретардация, постоянные эпитеты, присказка, концовка. Волшебная сказка, как правило, длиннее других видов сказок.

Наиболее популярны сказочные сюжеты о трех царевнах, о Сивке - Бурке, о Кощее Бессмертном, о мальчике и ведьме, о волшебном кольце, о мачехе и падчерице, о зверином молоке, о царевне - лягушке.

Проектная работа для кружковой работы в 5-6 классахПроектная работа для кружковой работы в 5-6 классах

В чудесных вымыслах фантастических сказок «Морозко», «Царевна - лягушка», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Марья Моревна», «Ивашка и ведьма», «Сивка - Бурко», «Иван - царевич и чудо - юдо» и других, народ воплощал мечты о будущей справедливой, счастливой жизни, о свободном , интересном, облегченном человеческом труде, выражал уверенность в торжестве правды и добра.

II группа. Сказки о животных. (Китанов С.)

Всем с детства знакомы такие сказки о животных, как «Теремок», или о лисе, которая притворившись мертвой, крадет у мужика рыбу с воза, о глупом волке, который по совету хитрой лисы ловил рыбу, опустив хвост в прорубь.

Проектная работа для кружковой работы в 5-6 классахПроектная работа для кружковой работы в 5-6 классахПроектная работа для кружковой работы в 5-6 классах

Если в волшебных сказках повествование сказочник ведет неспешно о волшебных приключениях, но вот манера сказок о животных изменяется. Голос его как бы исчез, но вместо его голоса появилось несколько новых и очень запоминающихся: «толстый» - это говорит медведь, хозяин лесов; «слащавый с хитринкой» - это лиса. Лиса Патрикеевна, кумушка лиса; «тоненьким» голосочком ведет разговоры зайчик - заюшка - побегаюшка. Одна из сказок о животных - это «Журавль и Цапля»

Проектная работа для кружковой работы в 5-6 классах



III группа. Социально - бытовые сказки. (Жумаханова И)

В социально - бытовых, как и в волшебных, основные персонажи - люди, но если в волшебных победа одерживается с помощью волшебства, то здесь герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости.

Проектная работа для кружковой работы в 5-6 классахСказки - произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения - насколько они просты и ответственны. Это - свидетельство высочайшего мастерства исполнителей.

О чем рассказывает, например, такая, казалось бы, детская сказка «Репка»? Конечно же, не о том, как лучше дергать репку - одному, вдвоем, втроем или вчетвером, а учит людей дружбе и согласию.

Нередко сказки начинаются с так называемых присказок. Их назначение - подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказываться сказка. Например: «В некотором царстве, некотором государстве…»

Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между обыденной речью, и сказочным повествованием.

Вместе с тем, в зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начинается со слов: «Жили -были…», «Жил - был…» и.т.д.

Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовка, как следует из их названия, подводят итог развития сказочного действия. Вот как, например, заканчивается сказка «О зимовых зверях»: «А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают». Сказка «Волшебное кольцо» заканчивается так: «А Мартынка и теперь живет»

В бытовых сказках отражены отношения между богатыми и бедными.

Подведение итогов

Участники задают вопросы по теме: «Русские народные сказки»

  1. Каковы особенности народных сказок?

  2. Чем они отличаются от литературных?

  3. Составление таблицы:

Народные сказки

Литературные сказки

  1. Автор: народ

1. Автор: конкретное лицо

  1. Существует в устной форме

2. Создается в письменной форме

  1. Существование в нескольких вариантах

3. Внесение изменений не допускается

  1. Время создания определить невозможно.

4. Точное время создания

  1. Народная сказка ограничивается определенным жанром: (волшебная, о животных, бытовая)

5. Не ограничивается определенным жанром (включает в себя черты бытовой, волшебной сказки, сказки о животных и даже фантастику)

Творческая работа учащихся (эссе). «Чему учат меня сказки?»

С самого раннего детства, я знакома со сказками их мне рассказывали мама и бабушка. Тогда еще сказки «Репка», «Теремок», «Курочка - ряба» неизгладимо врезались в мое воображение. Чуть постарше я еще больше заслушивалась. Мне нравились больше всего волшебные сказки, может быть, потому что в них идет речь о приключениях обязательно связанных с волшебством. С его помощью одерживается всегда победа, и сказки заканчиваются словами: «Стали жить, поживать и добра наживать» или «После того, они жили вместе и долго, и счастливо»

В сказках народ воплощал свои мечты о будущей справедливой, счастливой жизни, о свободном, интересном, облегченном труде. Выражал уверенность в торжестве правды и добра. Они учат меня любви к красоте, добру, благородным поступкам. Внушают отвращение ко всему дурному, злому и несправедливому.



© 2010-2022