- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Проектная работа для кружковой работы в 5-6 классах
Проектная работа для кружковой работы в 5-6 классах
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Актаева С.У. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Русские народные сказки»
Проектная работа учащихся 6 класса
Тема: «Русские народные сказки». Творческое название: «Сказка - ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок!»
Основополагающий вопрос: «Что же такое сказка?»
Темы исследований учащихся: «На какие виды подразделяются сказки?»
I Проблемный вопрос: «Когда сказки вошли в вашу жизнь?»
Цель проекта: Развивать у участников творческое мышление, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, формировать общеучебные навыки.
Формирование творческих групп.
Оформление проектов (слайды)
I группа. Волшебные сказки (Малаева Р)
Сказки подразделяются на волшебные, социально - бытовые и сказки о животных.
В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа, в них победа одерживается с помощью чародейства.
В фантастических сказках много чудесного, необыкновенного. В них действуют добрые и злые волшебники: Баба Яга, Кощей Бессмертный, ковер - самолет, сапоги скороходы, волшебное зеркальце и другие существа, и предметы, наделенные сверхъестественной силой.
В волшебных сказках люди могут превращаться в животных, а животные и птицы говорить человеческим языком. Но в основу этих сказок всегда положены явления подлинной жизни.
Например, в «Морозко». Мороз - Красный нос наделяет бедную девушку богатством, собачка разговаривает с мачехой.
Однако наряду с этим в сказке дано правдивое изображение жизни, показаны те отношения между мачехой и падчерицей, какие действительно часто бывали в старой семье.
Герои волшебной сказки «Царевна - лягушка» Василиса Премудрая обращенная в лягушку - квакушку, и Иван - царевич, с которым происходят необыкновенные приключения. Но скромность, доброта и смелость помогают Ивану - царевичу преодолеть все препятствия и найти жену Василису Премудрую.
Положительные герои волшебных сказок - Иван - дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, младший сын и брат, гонимая сиротка и.т.д.
В качестве врагов положительных героев действуют фантастические существа: Змей, Кощей, Лихо Одноглазое, Морской царь, Баба Яга.
Конфликт в волшебной сказке развивается при помощи чудесных, чудесных помощников (конь, лягушка, добрая старуха, жена - волшебница), чудесных предметов (кошелек - самотряс, скатерть - самобранка, дубина - самобойка, гусли - самогуды и т.д.)
Черты, определяющие поэтику волшебной сказки: словесные формулы, троекратные повторы, прием замедленного действия - ретардация, постоянные эпитеты, присказка, концовка. Волшебная сказка, как правило, длиннее других видов сказок.
Наиболее популярны сказочные сюжеты о трех царевнах, о Сивке - Бурке, о Кощее Бессмертном, о мальчике и ведьме, о волшебном кольце, о мачехе и падчерице, о зверином молоке, о царевне - лягушке.
В чудесных вымыслах фантастических сказок «Морозко», «Царевна - лягушка», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Марья Моревна», «Ивашка и ведьма», «Сивка - Бурко», «Иван - царевич и чудо - юдо» и других, народ воплощал мечты о будущей справедливой, счастливой жизни, о свободном , интересном, облегченном человеческом труде, выражал уверенность в торжестве правды и добра.
II группа. Сказки о животных. (Китанов С.)
Всем с детства знакомы такие сказки о животных, как «Теремок», или о лисе, которая притворившись мертвой, крадет у мужика рыбу с воза, о глупом волке, который по совету хитрой лисы ловил рыбу, опустив хвост в прорубь.
Если в волшебных сказках повествование сказочник ведет неспешно о волшебных приключениях, но вот манера сказок о животных изменяется. Голос его как бы исчез, но вместо его голоса появилось несколько новых и очень запоминающихся: «толстый» - это говорит медведь, хозяин лесов; «слащавый с хитринкой» - это лиса. Лиса Патрикеевна, кумушка лиса; «тоненьким» голосочком ведет разговоры зайчик - заюшка - побегаюшка. Одна из сказок о животных - это «Журавль и Цапля»
III группа. Социально - бытовые сказки. (Жумаханова И)
В социально - бытовых, как и в волшебных, основные персонажи - люди, но если в волшебных победа одерживается с помощью волшебства, то здесь герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости.
Сказки - произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения - насколько они просты и ответственны. Это - свидетельство высочайшего мастерства исполнителей.
О чем рассказывает, например, такая, казалось бы, детская сказка «Репка»? Конечно же, не о том, как лучше дергать репку - одному, вдвоем, втроем или вчетвером, а учит людей дружбе и согласию.
Нередко сказки начинаются с так называемых присказок. Их назначение - подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказываться сказка. Например: «В некотором царстве, некотором государстве…»
Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между обыденной речью, и сказочным повествованием.
Вместе с тем, в зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начинается со слов: «Жили -были…», «Жил - был…» и.т.д.
Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовка, как следует из их названия, подводят итог развития сказочного действия. Вот как, например, заканчивается сказка «О зимовых зверях»: «А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают». Сказка «Волшебное кольцо» заканчивается так: «А Мартынка и теперь живет»
В бытовых сказках отражены отношения между богатыми и бедными.
Подведение итогов
Участники задают вопросы по теме: «Русские народные сказки»
-
Каковы особенности народных сказок?
-
Чем они отличаются от литературных?
-
Составление таблицы:
-
Народные сказки
Литературные сказки
-
Автор: народ
1. Автор: конкретное лицо
-
Существует в устной форме
2. Создается в письменной форме
-
Существование в нескольких вариантах
3. Внесение изменений не допускается
-
Время создания определить невозможно.
4. Точное время создания
-
Народная сказка ограничивается определенным жанром: (волшебная, о животных, бытовая)
5. Не ограничивается определенным жанром (включает в себя черты бытовой, волшебной сказки, сказки о животных и даже фантастику)
-
Творческая работа учащихся (эссе). «Чему учат меня сказки?»
С самого раннего детства, я знакома со сказками их мне рассказывали мама и бабушка. Тогда еще сказки «Репка», «Теремок», «Курочка - ряба» неизгладимо врезались в мое воображение. Чуть постарше я еще больше заслушивалась. Мне нравились больше всего волшебные сказки, может быть, потому что в них идет речь о приключениях обязательно связанных с волшебством. С его помощью одерживается всегда победа, и сказки заканчиваются словами: «Стали жить, поживать и добра наживать» или «После того, они жили вместе и долго, и счастливо»
В сказках народ воплощал свои мечты о будущей справедливой, счастливой жизни, о свободном, интересном, облегченном труде. Выражал уверенность в торжестве правды и добра. Они учат меня любви к красоте, добру, благородным поступкам. Внушают отвращение ко всему дурному, злому и несправедливому.