Программа курса Основы проектной деятельности

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16» г. Вологды




Рассмотрено

на заседании МО

Руководитель МО

___________ /________________

«___» _________ 20__г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по ВР

___________ /________________

«___» _________ 20__г.


Принята

решением педагогического совета

протокол № ______________________

от «___»__________________20____ г.

Утверждено

Приказ №______ от «___»_____20__ г.

Директор ________________Н.И.Рыстакова

М. П.










Внеурочная деятельность

Основы проектной деятельности











Учитель: Евсеева Лидия Ивановна

учитель высшей квалификационной категории











2015 - 2016 учебный год



Пояснительная записка


На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям…» (ФГОС, 2010)
В настоящее время для получения хорошего образования недостаточно ограничиться рамками школьного учебника, а также разбираться в решении типовых задач. Нужно уметь использовать свои знания в нестандартных, требующих проявления творческих способностей ситуациях, в условиях неопределенности, когда неясно, какие знания и какой науки нужно использовать, не определен план действий, зачастую неизвестен и конечный результат поиска. В таких условиях сложно переплетаются логические и интуитивно-образные построения, приходится постоянно осмысливать и переосмысливать свои действия и действия других. В процессе поиска решений возникает необходимость преодоления интеллектуальных трудностей. Но только это преодоление приводит к оригинальному решению. Способность творчески мыслить - самая важная составляющая опыта проектной деятельности. Программа способствует решению выше перечисленных задач, а также позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Рабочая программа составлена на основании ООП ООО.

Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.

При разработке рабочей программы были использованы следующие нормативно-правовые документы:

  • Государственные стандарты основного (общего) и полного (среднего) образования.

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» города Вологды.

  • Учебный план школы на 2015-2016 учебный год.

  • Примерные учебные программы основного образования (сайт Министерства образования и науки РФ mon. gov.ru).


Цели и задачи курса


Основная цель курса - создание условий для формирования и развития проектной деятельности учащихся с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.

Сопутствующая цель курса - развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).

Основные задачи:

Образовательные:

-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.

Развивающие:

-формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

Воспитательные:

-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.

Место курса в базисном учебном плане


Курс «Основы проектной деятельности» изучается в начале обучения в средней школе (5 - 6 классы), является школьным компонентом базисного учебного плана в рамках внеурочной деятельности учащихся и ориентируется на достижение результатов I уровня.

По своей структуре курс не является системным и сквозным курсом, а представляет собой отдельный модуль в целой системе проектных курсов, предназначенных для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 68 урочных часов, 1 час в неделю в пятом и 1 час в неделю в шестом классах. Учебно-методический комплекс курса подразумевает организацию занятий в достаточно короткие сроки. Содержание учебного материала курса, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части (1:3) определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов.

Методическое обеспечение учебного курса


Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты, окружающие их.

Принципиальным является характер занятий - это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы.

Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.

Полнота содержания - курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Инвариантность содержания - курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.

Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.

Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 16 часов в течение любого времени в рамках предмета по выбору школы, во внеклассной и внешкольной работе.

Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.

Формы учебных занятий: теоретические: семинар, комбинированное занятие, мини-конференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.

Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.

Для регулярного контроля на учащихся заводится диагностическая карта, в которой по каждой теме ставится соответствующий балл (педагог, использующий данный курс может сам выбрать систему оценивания): 3 - высокий уровень (выполнил в полном объёме); 2 - средний (выполнил с помощью преподавателя); 1 - низкий (выполнил с большим количеством ошибок); 0 - очень низкий (не выполнил). Каждый учащийся ведёт «Дневник работы над проектом». Для отслеживания результатов можно использовать мини-тесты, различные виды диагностических заданий, рефлексивные предложения и др. Итоговая аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении работ и итоговой работы - группового проекта. Если учащийся не пожелает работать над групповым проектом, его зачетной работой может стать персональный проект.

Образовательные результаты


В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

- понятие проекта;

- понятие проектный продукт;

- типы проектов и их проектные продукты;

- понятие презентация проекта, ее назначение;

- этапы выполнения проекта;

- структуру проекта;

- критерии оформления письменной части проекта;

- критерии оценки проекта.

В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:

- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;

- о ресурсах и их использовании;

- о способах презентации проекта;

- о написании отчета о ходе проекта;

- о рисках, их возникновении и предотвращении;

- об экспертизе деятельности.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

- определять проблему и вытекающие из неё задачи;

- ставить цель;

- составлять и реализовывать план проекта;

- отбирать материал из информационных источников;

- анализировать полученные данные;

- делать выводы;

- оценивать работу по критериям оценивания;

- выбирать соответствующую форму проектного продукта;

- создавать основные слайды для презентации проекта;

- оформлять результаты проектной деятельности;

- проводить рефлексию своей деятельности;

- работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;

- работать в парах и в группах.

Содержание программы курса «Основы проектной деятельности»

5 класс (всего 34 часов; 1 час в неделю)

Раздел 1 «Теоретические основы проектной деятельности»

Тема 1. Понятие «Учебный проект» (3ч.)

Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Стартовый проект «Строим башню». Этапы работы над проектом «Строим башню».

Практическая работа «Проект «Строим башню».

Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом (1ч.)

Учебный проект: основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. над Презентация проекта.

Практическая работа «Алгоритм работы над проектом».

Тема 3. Типы проектов (1ч.)

Проект и его типы. Классификации проектов. Типы проектов по назначению.

Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (4ч.)

Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.

Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.

Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Тема 5. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы (1ч.)

Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.

Написание эссе «Ступенька к проекту».

Тема 6. Реализация плана проекта (2ч.)

Работа над основной частью проекта - осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде презентаций, сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

Практическая работа «Реализация плана проекта».

Тема 7. Структура проекта. Письменная часть проекта (2ч.)

Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.

Практическая работа «Оформление письменной части проекта».

Тема 8. Оценивание проекта (1ч.)

Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.

Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта».

Тема 9. Защита проекта. Презентация (1ч.)

Планирование презентации. Техника публичного выступления. Культура слова. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».

Практическая работа «Публичные пробы».

Тема 10. Анализ проекта (1ч.)

Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.

Практическая работа «Отчет о работе над проектом».

Раздел 2 «Типы проектов»

Тема 11.Типы проектов по назначению( 2 часа)

Социально- значимые, исследовательские и творческие проекты, их общие цели и задачи. Отличительные признаки разных типов проектов.

Тема 12. Социально- значимые проекты.(7часов)

Структура социально- значимых проектов, этапы работы над проектом, примеры проектов. Социологический опрос - как один из способов получения информации. Методы обработки статистических данных.

Практическая работа « Проект « Безопасная дорога в школу» для первоклассников. Презентация проекта в начальной школе.

Тема 13. Исследовательские проекты.(9 часов)

Структура исследовательских проектов, этапы работы над проектом, примеры проектов. Эксперимент - как один из приёмов получения научных данных. Оборудование для эксперимента.

Практическая работа « Проект «Жевательные резины»».

Практическая работа «Проект «Чипсы: польза и вред»»

Тема 14. Творческие проекты (3 часа).

Структура творческих проектов, этапы работы над проектом, примеры проектов.

Практическая работа « Проект «День чудес»» для учащихся 3- 5 классов.

Тема 15. Подведение итогов курса(1 час).


Учебно-тематический план


Наименование занятий

Кол-во

часов

Деятельность учащихся

Проектный продукт

занятия


Раздел 1. Теоретические основы проектной деятельности

1

Знакомство с понятием «Учебный проект».

1

Беседа

Знакомство с ТК, памяткой, оценочным листом.

Схема, буклет

2-3

Стартовый проект «Строим башню»

2

Групповая работа над проектом

Стартовый проект

4

Алгоритм работы над учебным проектом.

1

Работа с ТК.

Презентация проекта башни.

Итоговая таблица

5

Типы проектов.

1

Групповая работа по классификации проектов.

Презентации буклетов

Схема,

буклет

6

Постановка цели.

Формулирование темы. Ситуация и проблема.

1

Беседа.

Групповая работа над постановкой проблемы, цели, темы.

Выбор темы группового проекта


7

Планирование деятельности.

Формулирование задач.

Ресурсы проекта.

1

Беседа.

Групповая работа над формулированием задач и определением шагов. Выявление ресурсов.

Эссе

8

Реализация плана проекта.

1

Групповая работа с ресурсами, реализация проекта

Групповой проект

9

Структура проекта.


1

Беседа.

Написание памятки.

Итоговая таблица

10

Оформление письменной части проекта.

1

Беседа.

Написание памятки.

Письменная часть проекта

11

Оценивание проекта.

1

Беседа.

Групповая работа по оцениванию собственного проекта.

Оценочный лист группового проекта

12

Защита проекта. Презентация проекта и проектного продукта.

1

Беседа

Работа с ТК. Презентация групповых проектов.

Оценивание других проектов.

Оценочные листы проектов других групп

13

Анализ проекта

1

Беседа.

Написание эссе

Рефлексия


Раздел 2. Типы проектов.

14

Социально- значимые, исследовательские и творческие проекты, их общие цели и задачи.

1

Беседа.

Написание памятки

Итоговая таблица

15

Отличительные признаки разных типов проектов.


1

Беседа.

Написание памятки

Итоговая таблица

16

Структура социально- значимых проектов, этапы работы над проектом, примеры проектов.

1

Беседа.

Написание памятки

Итоговая таблица

17

Социологический опрос - как один из способов получения информации.

1

Беседа. Соц. опрос по плану среди групп.

Написание памятки

Итоговая таблица

18

Методы обработки статистических данных.

1

Беседа.

Написание памятки

Итоговая таблица

19-20

Практическая работа « Проект « Безопасная дорога в школу» для первоклассников.

2

Групповая работа над проектом

Проектный продукт

21

Структура исследовательских проектов, этапы работы над проектом, примеры проектов.

1

Беседа.

Написание памятки

Итоговая таблица

22

Эксперимент - как один из приёмов получения научных данных.

1

Беседа.

Написание памятки

Итоговая таблица

23

Оборудование для эксперимента.

1

Групповая работа с ресурсами кабинетов химии, биологии и физики.

Итоговые схемы

24-25

Практическая работа «Качество водопроводной воды в городе Вологда»

2

Групповая работа над проектом

Итоговая таблица

26-27

Практическая работа « Проект «Жевательные резины»».

2

Групповая работа над проектом

Проектный продукт

28-29

Практическая работа «Проект «Чипсы: польза и вред»»

2

Групповая работа над проектом

Проектный продукт

30

Структура творческих проектов, этапы работы над проектом, примеры проектов.

1

Беседа.

Написание памятки

Беседа.

Написание памятки

31-33

Практическая работа « Проект «День чудес»» для учащихся 3- 5 классов.

2

Групповая работа над проектом

Проектный продукт

34

Подведение итогов курса

1

Беседа.

Рефлекция


Техническое обеспечение курса


  1. Интерактивные средства обучения: компьютер, проектор, мультимедиаресурсы.

  2. Технологические карты занятий, памятки, карточки-задания.

  3. Материал и оборудование, необходимые для выполнений практических заданий





Список литературы


Литература

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.

  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007.

  3. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. - Москва, издательство «Аркти», 2006.

  4. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

  5. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.

  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: АРКТИ, 2009.

  7. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.



© 2010-2022