- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Набор в дополнительное образование
Набор в дополнительное образование
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Шишкина Л.В. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
НАБОР В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Диагностика музыкальных способностей
При приёме в музыкальную школу вновь поступившего ученика следует провести диагностику общих музыкальных способностей. Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств.
На приёмных прослушиваниях вновь поступившие учащиеся диагностируются по следующим основным параметрам: чувство ритма, слух, музыкальная память, эмоциональная отзывчивость на музыку.
Примерные способы диагностики музыкальных способностей
Диагностика ритмического чувства:
Тест-игра «Ладошки» (например, на материале детских песен "Дин-дон", "Петушок", М. Красева "Ёлочка"). Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и спеть одними ладошками.
Критерии оценки:
- точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
- воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;
- адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень
- неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.
Диагностика музыкального слуха
"Гармонические загадки". Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать, сколько звуков «спряталось» в нём, а также определить, как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий. Цель - выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.
Критерии оценки:
- слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия
- средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий
- высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий
Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Тест «Музыкальная палитра». Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. переживания и смысловой рефлексии содержания музыки. Музыкальные примеры - музыкальные пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского: «Утреннее размышление», «Сладкая грёза», «Баба-Яга», «Болезнь куклы», «Игра в лошадки»
Ученику предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
Варианты задания:
-
вербальный - подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки; -
невербально-художественный - нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки; -
невербально-двигательный - двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.
Критерии оценки:
- низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатленийв невербально-художественной, двигательной или вербальной форме.
- средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента;
- высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется осмыслением учеником эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения: оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза и идеи; детализация (разработанность) своей идеи или образа;
беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов; гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей на один музыкальный материал.
Многое зависит от индивидуальных физиологических особенностей учащегося, от уровня его музыкального восприятия и интеллектуального развития, но разумное бережное отношение к ребенку, нефорсированный процесс обучения, творческий подход помогут педагогу полностью раскрыть личный потенциал ученика и его творческую индивидуальность.