- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа Английский язык и дошкольник
Программа Английский язык и дошкольник
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванов И.И. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 "СКАЗКА"
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
и допущено к работе приказом заведующего
педагогическим советом МАДОУ «1» Сказка
протокол № ___ от "__" ____2015г. от "___" ____ 2015г. № ____
Дополнительная образовательная программа
«Английский язык»
для детей 6-7 лет
СОСТАВИТЕЛЬ: Н. А. Амаева
Учитель английского языка
Мегион 2015
I. Пояснительная записка
Предлагаемая программа «Английский язык и дошкольник» рассматривает психолого-педагогические, методические и лингвистические аспекты обучения, развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста и имеет культурологическую направленность. Реализация данной программы способствует готовности ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному, появлению у него первичной адаптации к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе.
Педагогическая значимость освоения иностранного языка дошкольниками обусловлена и тем, что овладение речью, в том числе иностранной, теснейшим образом связано с интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием личности.
Дошкольный возраст рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком. Психологи отмечают прочность запоминания языкового материала в этом возрасте, высокую степень развития фонематического слуха. Даже при наличии перерыва в обучении иностранному языку изучение его в детстве нельзя считать пустой тратой времени. Имеются данные, что речь, усвоенная в дошкольном возрасте, восстанавливается с исключительной быстротой.
Актуальность. Значение иностранного языка в жизни современного общества чрезвычайно велико. В настоящее время обучение иностранному языку детей дошкольного возраста стало предметом заинтересованного разговора педагогов, психологов, психолингвистов, родителей.
Ввиду психологических особенностей детей дошкольного возраста, легкого восприятия и усвоения языкового материала, при условии отсутствия логопедических противопоказаний рекомендуется начинать изучать иностранный язык в раннем возрасте, поскольку у ребенка формируется параллельное с родным языком накопление лексического и грамматического материала иностранного языка.
Освоение основ иностранного языка дает воспитанникам возможность приобщения к одному из общепризнанных и наиболее распространенных средств межкультурного общения, важнейшему источнику информации о современном мире и происходящих в нем процессах, а также обогащения своего коммуникативного опыта, общей и речевой культуры. Обучение иностранному языку призвано реализовывать основную стратегию образования - формирование всесторонне развитой личности, осуществлять идею европеизации образования через диалог культур и цивилизаций современного мира.
На сегодняшний день потребность у родителей в подобного рода занятиях, а именно в изучении иностранных языков детьми именно в дошкольный период достаточно велика, что и обеспечивает востребованность и актуальность данной программы.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу. К тому моменту у них будет сформировано главное - интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.
Целью программы выступает обеспечение условий погружения в иноязычную среду для освоения детьми знаний, умений и навыков посредством изучаемой дисциплины, развитие интеллектуальных способностей, памяти, воображения, логического мышления, формирование учебной деятельности.
Цель дополнительного образования состоит в создании благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального и творческого потенциала детей, выявлении и развитии их лингвистических и специальных способностей с целью их дальнейшего самоопределения в образовательно-познавательном пространстве системы дополнительного образования.
Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:
-
Ознакомление детей дошкольного возраста со страной изучаемого языка, ее культурой.
-
Ознакомление детей с грамматическими основами английского языка.
-
Ознакомление детей с лексикой и простыми фразами по изучаемым темам.
-
Развитие у детей навыков диалогической речи на иностранном языке.
-
Развитие у детей навыка аудирования (восприятия иностранной речи на слух).
-
Развитие познавательной сферы деятельности: мышления, воображения, памяти.
-
Развитие эмоциональной сферы.
Программа разработана на основе комплексной программы обучения английскому языку детей 4-7 лет (автора-составителя М.Л.Филиной) и ориентирована на обучение английскому языку детей старшего дошкольного возраста.
Программа была модифицирована, так как длительность занятий по программе составляет от 1.5 до 2 часов, что не соответствует нормам санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
Сроки реализации: Программа курса обучения английскому языку рассчитана на 111 часов и предполагает обучение детей в возрасте от 6 до 7 лет в течение года.
Формы и режим занятий: Занятия проводятся в подготовительных группах. Занятия в подготовительной группе проводятся три раза в неделю, продолжительность занятия 30 минут, что составляет 56 часов в год. Занятия проходят в групповой форме с постоянным составом детей. Рекомендуемое количество детей в группе не более 8 человек.
Результатом обучения и развития детей по данной программе является максимальное раскрытие их индивидуального возрастного потенциала в овладении базовым уровнем иностранного языка, выработка у них умения общаться со взрослыми и сверстниками на иностранном языке.
Разнообразные виды деятельности (прослушивание аудиозаписей, просмотр видеосюжетов, разучивание песен и стихов, подвижные разминки, игры, рисование) создают условия для реализации задатков ребенка. Используемые методы и приемы работы, ориентированные на развитие внимания, мышления, речи, зрительного и слухового восприятия и памяти, формирование общеучебных умений и навыков будут способствовать подготовке детей к школе.
При организации занятий с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать следующие условия:
- доступность содержания обучения возрасту детей;
- регулярность проведения занятий;
- поощрение детей на занятии.
В основу обучения положена игровая деятельность, что соответствует возрастным особенностям детей.
Основными методическими приемами, используемыми на занятиях, являются:
-игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная, театрализованная).
- сюжетный способ организации занятий, когда каждое занятие - звено сюжетной цепи.
На первом году обучения основной задачей является постепенное ознакомление с английским языком, его фонетикой. Это осуществляется в результате разучивания на занятиях небольших песенок, стихов, рифмовок, считалок, игр.
Результатом курса английского языка является формирование у ребенка желания изучать английский язык.
Требования, предъявляемые к выпускнику.
Воспитанники должны:
- Знать лексическое содержание таких тем, как: «Я», «Моя семья», «Мои игрушки», «Животные», «Еда», «Счет (1-10)», «Цвета», «Погода», «Одежда», «Праздники»;
- Выполнять распоряжения по ходу действия игровой ситуации или другой деятельности;
-Ситуативно понимать речь взрослого или другого ребенка;
- Отвечать на вопросы участников общения и задавать свои;
- Давать краткое описание предмета;
- Удерживать в памяти и повторять небольшие фразы, стихи, песни;
- Иметь первоначальные знания о стране изучаемого языка.
То есть осмысленно осуществлять речевые действия и пользоваться английским языком как реальным средством общения в доступном его пониманию объеме.
Способом определения результативности реализации данной программы является наблюдение за деятельностью детей, оценка в процессе занятий, участие детей в праздниках, проводимых в детском саду.
На занятии знания детей оцениваются по следующим критериям:
-
понимание и владение изученной лексикой; самостоятельное исполнение изученных стихов, песен и т.д.
-
понимание задания и активное участие в играх;
-
понимание вопросов речевого партнера и умение на них ответить.
Результаты наблюдения фиксируются в «Ведомости наблюдения», разработанной М.Л. Филиной.
Ведомость наблюдения за процессом обучения и развития
детей дошкольного возраста
Имя:__________________________________________________________
Фамилия: _____________________________________________________
Группа:________________________________________________________
Преподаватель: ________________________________________________
Работа на занятиях
По месяцам
Выполняет задания педагога
Невербально реагирует на просьбы, указания педагога
Делает попытки говорить с педагогом или кукольным персонажем (вербальная реакция)
Слушает и понимает детские песенки, стихи
Пытается подпевать
Следит за сюжетом сказок, участвует в их обсуждении
Участвует в играх
Выполняет творческие задания
Отношение к процессу обучения и развития
Проявляет интерес к обучению и развитию
Прилежно выполняет задания
Принимает активное участие в ходе занятия
Предпочитает индивидуальные задания
Предпочитает коллективные задания
Умеет выслушивать задания
Умеет строить диалоговое общение
Общие комментарии, рекомендации и пожелания
Подпись _________________
Дата ____________________
II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема
Количество часов
Теоретических
Практических
Всего
1.
Тема 1. Вводное занятие. Фразы приветствия и прощания, знакомство, представление себя.
1
1
2
2.
Тема 2. Части тела. Названия частей тела, движения
1
2
3
3.
Тема 3. Члены семьи, цветовая палитра.
1
3
4
4.
Тема 4. Школьные принадлежности. Счет от 1 до 5. Большой-маленький.
1
3
4
5.
Тема 5. Животные. Названия животных, счет до 10.
1
4
5
6.
Тема 6. Любимые игрушки. Названия игрушек.
1
4
5
7.
Тема 7. Еда. Лексика по теме «Еда», фразы вежливости.
1
4
5
8.
Тема 8. Транспорт. Названия видов транспорта.
1
3
4
9.
Тема 9.Действия и чувства. Названия действий, чувств Части тела
1
4
5
10.
Тема 10. Погода. Описание погоды.
1
4
5
11.
Тема 11. Времена года. Описание времен года.
1
3
3
12.
Тема 12. Одежда. Названия предметов одежды.
1
2
3
13.
Тема 13. День рождения. Лексика по теме «День рождения»
1
2
3
14.
Тема 15. Летние каникулы.
1
3
4
15.
Заключительные занятия
-
1
1
Итого:
14
42
56
III. Содержание изучаемого курса
Тема 1. Знакомство. Ознакомление с репликами приветствия и прощания.
Теоретические занятия: Лексический материал (ЛМ): Good morning!", "Hello!", "Hi!", "Good bye!", "How do you do?", "What's your name?", "I'm Ivan."
Практические занятия: Песня "Hello!", микродиалоги, разыгрывание диалога "Первая встреча".
Тема 2. Части тела
Теоретические занятия: Лексический материал (ЛМ): названия частей тела, действия "Clap your hands", "Stamp your feet", "Touch your head".
Практические занятия: Песня "My body ", игра "Simon says"
Тема 3. Члены семьи, цветовая палитра.
Теоретические занятия: Лексический материал (ЛМ): названия членов семьи, цветовая палитра, действия Look, Listen, Repeat.
Практические занятия: Песня "This is my home and my family", микродиалоги, описание предметов.
Тема 4. Школьные принадлежности.
Теоретические занятия: Лексический материал (ЛМ): названия школьных принадлежностей, счет до 5, "Big - Small", просьбы "Stand up", "Sit down", "Open your books", "Close your books", "Give me a …, please".
«Практические занятия: Игра "Big - small", рифмовка, микродиалоги, описание предметов: цвет, размер.
Тема 5. Животные.
Теоретические занятия: ЛМ: Названия домашних и диких животных. Счет до 10. Характеристики животных: цвет, размер.
Практические занятия: Составление монолога. Игра "Show me a…", игра "Who lives in the house?", сценка "Теремок". Стихотворения "Who are you?", "A cat and a mouse", песня "Animal friends". Узнавание и подражание голосам животных, что животные умеют делать: a bird can fly, a frog can jump и т.п., описание животных: цвет, размер.
Тема 6. Любимые игрушки
Теоретические занятия: ЛМ: названия игрушек, He, She.
Практические занятия: Рифмовка "Teddy bear", "This is a doll", описание игрушек: цвет, размер. Песня "I've got a boat", "Let's fly".
Тема 7. Еда.
Теоретические занятия: ЛМ: названия продуктов питания, "I like…", "I don't like…", "please", "thank you", "I'm hungry", "delicious".
Практические занятия: Игра "Съедобное - несъедобное", "Магазин", песня "I like chicken…", аудирование и разыгрывание сказки "Маша и 3 медведя".
Тема 8. Транспорт.
Теоретические занятия: ЛМ: название видов транспорта.
Практические занятия: Песня "Автобус", игра "Светофор".
Тема 9. Действия и чувства.
Теоретические занятия: ЛМ: названия действий и чувств, частей тела, счет до 10.
Практические занятия: тренировка ЛМ посредством игры "Светофор", песня "Head, shoulders, knees and toes", аудирование и разыгрывание сказки "Мальчик-пряник".
Тема 10. Погода.
Теоретические занятия: ЛМ: погода, вопросы по теме "Погода", "What's the weather like?", "The weather is hot".
Практические занятия: описание погоды, рифмовка о погоде, календарь погоды.
Тема 11. Времена года.
Теоретические занятия: ЛМ: времена года.
Практические занятия: описание времен года, стихотворение «Spring is green».
Тема 12. Одежда
Теоретические занятия: ЛМ: названия одежды; отработка ЛМ по теме «Одежда» с глаголами "put on", "take off".
Практические занятия: игра "Модница", описание человека, аудирование и разыгрывание сказки "Красная Шапочка".
Тема 13. День рождения.
Теоретические занятия: ЛМ: "Happy Birthday", "How old are you?", "I'm …years old".
Практические занятия: песня "Happy Birthday to you", инсценировки, проведение праздников, описание подарка.
Тема 14. Праздники.
Теоретические занятия: история праздников, Christmas, Easter, Mother's day, Father's day, New Year.
Практические занятия: песенный материал, инсценировки, проведение праздников.
Тема 14. Летние каникулы.
Теоретические занятия: ЛМ: Summer, sea, beach, sandcastle, holiday, picnic.
Практические занятия: Песня "Picnic", описание и разыгрывание ситуаций.
Заключительные занятия
Для повторения детям дается ряд заданий и дидактических игр по всему материалу, пройденному за год.
IV. Методическое обеспечение программы.
Методы используемые при реализации программы: занятия с детьми осуществляются на основе деятельностного метода, позволяющего соотнести теоретический материал с практическими занятиями, метода цикличности, т.е. возврата к ранее пройденному материалу, игры, как основного вида деятельности дошкольника.
Основными методическими приемами, используемыми на занятиях, являются:
Игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная, театрализованная);
Сюжетный способ организации образовательной деятельности, когда каждое занятие - звено сюжетной цепи.
Аудирование - восприятие речи на слух, составляет основу обучения. Любой ребенок начинает изучение родного языка с процесса слушания, таким образом, дети начинают изучать иностранный язык с опыта слушания на родном языке.
Говорение. В процессе обучения необходимо учить детей решать элементарные коммуникативные задачи в процессе общения со взрослыми или между собой в пределах игровой, учебной и бытовой сфер общения. Умения в монологической и диалогической речи формируются параллельно и во взаимосвязи. Монологу и диалогу дети учатся на примере образцов, заданных игрушками, сказочными персонажами, героями мультфильмов, речи англоговорящих детей в воспроизведении аудио- или видеозаписи.
Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения иностранным языкам:
-
коммуникативной направленности;
-
активации речемыслительной деятельности детей в процессе овладения языком как средством общения;
-
повышение мотивации учения;
-
индивидуальному подходу к детям;
-
техническому оснащению учебного процесса.
Групповые занятия строятся следующим образом:
I. Вводная часть:
-
приветствие, организационный момент;
-
фонетическая разминка.
II. Основная часть:
-
лексический материал по теме занятия;
-
речевой материал по теме;
-
грамматический материал;
-
чтение рифмовок, стихотворений, пение песен;
-
игры на закрепление материала;
-
физкультминутки.
III. Заключительная часть:
-
закрепление пройденного материала в виде игр, диалогов, речевых ситуаций;
-
аудирование;
-
ориентировка на следующее занятие.
Для методического обеспечения образовательной программы дополнительного образования «Английский язык и дошкольник» в МАДОУ ДСКВ №1 «Сказка» имеется:
-
отдельный кабинет;
-
комплект столов и стульев для дошкольников на 5-6 посадочных мест;
-
доска;
-
стол для педагога;
-
раздаточный материал (счетный материал, цветные карандаши; дидактические игры и пособия);
-
комплект аудиозаписей;
-
игрушки (мягкие, тематические, перчаточные, пальчиковые).
Занятия проводит педагог дополнительного образования.
V. Список литературы:
Список литературы для педагога:
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.,1998
Бабинская П. К. Практический курс методики преподавания иностранного языка: английский, немецкий, французский. - Минск: 2003.
Биболетова М. 3. Английский для маленьких, - М., 1994.
Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в начальной школе.
М-: 1982.
Земченкова Т. В. Английский для дошкольников. - М.: ВАКО, 2008
Коростелев В. С. Обучение иноязычному общению на начальном этапе // Иностранные языки в школе. - 1992. - №1.
Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск: 1999.
Рогова Г. В. Методика обучения иностранному языку в средней школе.- М.: 1991.
Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. - М.: 1988.
Филина М.Л. Комплексная программа обучения английскому языку детей 4-7 лет: планирование, занятия, игры, творческие мероприятия. - Волгоград:2009.
Хенина Н.В. Игры на уроках английского языка.- Барнаул: 2006.
Шабельникова Е. Ю. Обучение детей 5-6 лет английскому языку: занятия, игры, мероприятия, лингво-страноведческий материал. - Волгоград: 2009.
Эльконин Д.Б. Психология игры,- М.: 1988.
Bruni C. Wonderland (Pre-junior) -Essex:Longman, 2006
Ellis G., Hancock P. Pebbles. Essex: Longman, 2004.
Reilly V., Harper K. Cookie and friends: учебный курс (Level Starter, Level A, Level B) - OUP, 2006
Список литературы для родителей:
Басик Т.А. Добро пожаловать в мир английского языка.
Пособие для родителей, дети которых проходят начальный этап обучения.
Мн.: Аверсэв, 2002.
Благовещенская Т.А. Первые уроки английского. Книга для занятий с дошкольниками. М.: ООО "Издательство РОСМЭН-ПРЕСС", 2004.
Бурова И.И. Иллюстрированный англо-русский словарик. Для детей 3-4 лет. СПб.: "Нева"; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
Бурова И.И., Буров А.В. Английский язык в песенках СПб.: Изд. дом "Нева"; М.: "ОЛМА-ПРЕС Образование", 2002.
Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. Донецк: Сталкер, 2001.
Проничева Н.А. Английский с пеленок. М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Шалаева Г. П. Английский язык. Первый учебник вашего малыша. М.: Филол. О-во «СЛОВО», 2007
Ресурсы в Интернете:
danilova.ru
solnet.ru
rong-chang.com
reggie.net
bbc.co.uk
countryschool.com
enchantedlearning.com
englishforkids.ru
eslcafe.ru
xasler.org.ua
it-n.ru