- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся. Обзор диагностических методик
Выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся. Обзор диагностических методик
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Скасырская М.С. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся. Обзор диагностических методик.
Профориентационная диагностика - неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени обучения ребенка.
Профориентация должна обеспечить возможность:
-
осознать свои интересы и возможности, научиться ставить перед собой реальные цели (составление жизненного и профессионального плана);
-
принять решения относительно выбора профессии;
-
облегчить переход от школы к жизни.
Диагностическая работа должна выстраиваться таким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе.
Изучение индивидуальных психологических особенностей может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за достижениями в освоении успешности выполнения заданий, до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению учащихся.
Это достаточно объемная работа, требующая привлечения не только администрации, психологов, социальных педагогов, но и непосредственно самих педагогических работников.
Существует множество форм и методов профориентационной диагностики, но основной формы работы остаются: наблюдение, беседа, игровые формы (игры, упражнения), анкетирование, тестирование.
Диагностика должна строиться с учетом возраста ученика.
Диагностические методики для младшего школьного возраста:
-
Методика "Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка"
-
Методика "Цветик-семицветик"
-
Методика "Радости и огорчения" (методика незаконченных предложений)
-
Методика "Кем быть?"
-
Методика "Мой герой"
-
Методика "Выбор"
-
Методика "Составление расписания на неделю" С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна
-
Методика "Неоконченные предложения" М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова.
(см. приложение: Профориентационные тесты для младших школьников)
Диагностические методики для старшего школьного возраста. (см. приложение: Профориентационные тесты для старших школьников)
Методики профориентационной направленности можно найти так же в свободном доступе в интернет - ресурсе, которые просты в обработке полученных результатов.
По мимо непосредственных методик профориентационной направленности, так же важно учитывать и личностные качества ребенка, которые оказывают весомое значение в выборе будущей профессии. В этой области так же много тестового материала, расположенного в свободном доступе на интернет - страницах. (см. приложение: Диагностика познавательных процессов младших школьников)
Все навыки, которые ребенок получает в процессе обучения должны найти применения во взрослой жизни и оказать решающее значение в выборе профессии. Освоение получаемых навыков напрямую зависит от работы педагога и умения заинтересовать ребенка и подобрать нужную форму обучения (индивидуальный образовательный маршрут).