Дополнительная общеразвивающая программа Фитодизайн

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Остановись в изумлении перед красотой, и в твоем сердце тоже расцветет красота.

Сухомлинский В.А.

На фоне процесса глобализации, характерной чертой которого является сближение культур разных стран, охватившего современный мир, закономерной реакцией части нашего общества становится стремление познать национальные культурные традиции других стран. В такой ситуации одной из важнейших функций образовательной деятельности оказывается изучение, воспроизводство и развитие выдающихся образцов искусства флористики. Наиболее благоприятные возможности для такого рода образовательной деятельности существуют в системе дополнительного образования.

Подбирая по цвету и размеру флористический материал, создавая из него сложные композиции, отличающиеся пропорциональностью частей, ритмичностью, тонкостью цветовых решений, отражающие индивидуальность художественного чувства и мышления, воспитанники тем самым вкладывают в них свои представления о прекрасном, о жизни среди природы, о своих чувствах и настроениях, в известной мере отражают свое видение мира в целом.

Именно в этом и заключается актуальность настоящей программы: через знакомство и приобщение детей к искусству аранжировки цветов, оказывает влияние на формирование художественного вкуса и открывает простор для последующего совершенствования творческих способностей обучающихся.

Основная идея программы - развитие у подрастающего поколения мотивации к познанию и творчеству. Творчество рассматривается учеными, как человеческая деятельность высшего уровня Познания и преобразования окружающего и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек - форма и способы его мышления, личностные качества.

Поэтому важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, найти себя и реализоваться в деятельности, способствующей его духовному развитию.

Формирование полноценной личности было и остается важной задачей дополнительного образования и предполагает гармоничное сочетание умственного и физического развития, стремление к поиску красоты в жизни и в искусстве.

Цель программы - раскрытие творческого потенциала личности через воспитание Стойкого интереса к живой природе средствами искусства аранжировки цветов.


Задачи программы

Образовательные:

- познакомить обучающихся с основными школами аранжировки цветов и историей зарождения искусства икебаны, научить самостоятельно приобретать знания в области флористики;

- дать обучающимся представление об основах цветоведения и композиции, о стилях и формах во флористике;

- научить детей приемам аранжировки цветов в зависимости от флористических школ;

Воспитательные:

- воспитать у детей чувство толерантности, научить общаться в коллективе;

-познакомить детей с окружающим миром, привлечь внимание детей к экологическим проблемам;

Развивающие:

- развивать фантазию и воображение;

- сформировать умение анализировать свои работы, работы других воспитанников, критически относиться к своей работе.

Условия реализации программы.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей участвующих в ее реализации.

Младший школьный возраст характеризуется возросшей физической выносливостью, повышенной работоспособностью, большими познавательными способностями, что позволяет детям овладеть новым видом ведущей деятельности - учебой. Программа в полной мере учитывает возрастные особенности среднего и старшего школьного возраста, отличающихся резкой дифференциацией по интересам, способствует саморазвитию, самопознанию, самореализации подростков.

Возможно формирование разновозрастных групп, которое производится по уровню первоначальных знаний и умений по данному направлению, которые выявляются в процессе педагогического мониторинга.

Программа «Фитодизайн» реализуется 2 учебных года (1год -156 часов, 2год-234 часа). Данная программа предназначена для учащихся 7-17 лет. Набор в группы проводится на общих основаниях, без специального отбора. Количество учащихся не более 10 человек, так как воспитанники в процессе обучения пользуются травмоопасными инструментами и приспособлениями. Продолжительность занятий - 2 учебных часа. Обучение проводится в кабинете, оснащенном учебной мебелью, наглядным, раздаточным, расходным материалом, литературой по темам программы, имеются материалы на цифровых носителях. Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся в рамках объединения.

В программу включены следующие разделы:

1. Природные материалы. Работа с ними.

2. Новогодний сувенир.

3. Цвет.

4. Коллаж.

5. Весенние композиции.

6. Подарок.

В процессе обучения используются следующие формы занятий: комбинированное учебное занятие, вводное занятие, итоговое занятие, экскурсия, выставка, мастер-класс.

В основе методики преподавания лежит изучение «Фитодизайна» на трех уровнях: восприятие, воспроизведение, творчество.

При этом используются следующие формы работы:

- получение теоретических знаний и закрепление их на практике;

- знакомство с материалом на примере лучших образцов;

- анализ и оценка работ на каждом этапе;

- индивидуальные творческие работы;

- использование различных видов и форм коллективной работы;

- проведение занятий праздников, как одной из форм творческого сотрудничества с другими коллективам.

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения учащиеся получают

Знания:

- об основных художественно-композиционных чертах и приемах, терминах;

- об истории возникновения икебаны:

- об основах теории цвета;

- об общих положениях теории аранжировки

Умения:

- работать со специальными флористическими инструментами и материалами;

- сажать и выращивать, собирать и изготавливать растения;

- организовывать рабочее место.

Форма подведения итогов реализации программы осуществляется в форме зачета, который состоит из теоретической и практической частей. В конце второго года обучения воспитанник выбирает самостоятельно тему своей зачетной работы, выполняет и защищает ее.

Учебно-тематический план 1-го года обучения.


Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические занятия

Теоретические занятия

1

Вводное занятие

2


2

1.1

Введение в программу

1


1

1.2

Игры-коммуникации

1


1

2

Введение в предмет «фитодизайн»

8


8

2.1

История зарождения икебаны.

2


2

2.2

Икебана - отражение красоты и природы.

2


2

2.3

Знакомство с новыми терминами. Материалы и оборудование.

2


2

2.4

Основные художественно -композиционные черты и приемы.

2


2

3

Природные материалы. Формы работы с ними

30

18

12

3.1

Осень. Листья -природный материал (возможности применения этого материала в разных техниках).

4

2

2

3.2

Обложка альбома из листьев.

4

2

2

3.3

Букет из листьев.

4

2

2

3.4

Головной убор из листьев.

4

2

2

3.5

Овощи, фрукты, дары леса (шишки, желуди и др.)-съедобный и несъедобный материал.

2


2

3.6

Фигурки из овощей и фруктов с применением других природных материалов

6

6


3.7

Корзина с фруктами и листьями с использованием фигурки и природных материалов

4

2

2

3.8

Выставка работ

2

2


4

Новогодний сувенир

20

16

4

4.1

Материалы. Как отмечают Новый год в разных странах.

2


2

4.2

Елочка из сезаля.

4

2

2


4.3

Новогодние игрушки

6

4

2

4.4

Подсвечник новогодний

4

4

2

4.5

Выставка работ

2

2


5

Цвет

14

10

4

5.1

Цвет. Создание цветов (методом смешивания красок)

4

2

2

5.2

Декалькомания (рисунок на стекле)

4

2

2

5.3

Рисунок карточками по глянцевой бумаге

4

2

2

5.4

Выставка работ

2

2


6

Коллаж

28

18

10

6.1

Коллаж. Виды коллажей.

2


2

6.2

Плоскостной коллаж. Коллаж на отпечатке с использованием природного материала

4

2

2

6.3

Коллаж на рисунке из глянца.

4

2

2

6.4

Сыпучие флористические материалы. Коллаж в насыпной технике.

6

4

2

6.5

Косточковый коллаж

4

2

2

6.6

Объемные формы. Коллаж на объемной форме

4

2

2

6.7

Выставка работ

4

4


7

Весенние композиции

20

12

8

7.1

Весна. Весенние цветы. Цветочное дерево

6

4

2

7.2

Пасха. Цветы и материалы, использование в пасхальных композициях.

2


2

7.3

Пасхальная корзинка.

6

4

2

7.4

Обереги. Их назначение и использование на Руси.

4

2

2

7.5

Изготовление оберега - Венечки (сувенир)

2

2


7.6

Выставка работ

2

2


8

Подарок

12

8

4

8.1

Оформление подарков

2

1

1

8.2

Изготовление бантов из лент.

2

1

1

8.3

Оформление подарка круглой формы.

2

1

1

8.4

Объемные формы (бутылка, банка кофе и т.д)

2

1

1

8.5

Оформление подарков плоской формы

2

1

1

8.6

Выставка работ

2

2


9

Основы современной тенденции школы фитодизайна»Искусство оформления стола»

16

12

4


9.1

Виды аранжировки оформления стола

4

2

2

9.2

Материалы и инструменты. Подбор растений. Декоративные гирлянды по середине стола.

4

2

2

9.3

Оформление стола на тему «Детский праздник»

4

2

2

9.4

Оформление стола на тему «Светлая пасха»

4

2

2

10

Инструктаж на лето по сбору растительного материала. Его обработка и сохранение.

6

4

2


Всего:

156 ч.

96

60

Содержание программы 1-го года обучения.

1.Вводное занятие. 2ч.

1.1 Введение в программу.

Ознакомительная беседа.

1.2 Игры-коммуникации.

Игры, направленные на сплочение детского коллектива: «Пантомима». «Эхо», «Почта».

2. Введение в предмет «фитодизайн» 8ч.

2.1 История зарождения икебаны.

История зарождения цветочной аранжировки икебаны, знакомство с новыми терминами и понятиями (золотое сечение и др.,)

2.2 Икебана - отражение красоты и природы.

Тренировка в закреплении растительного материала на кинзане и оазисе.

2.3 Знакомство с новыми терминами. Материалы и оборудование.

Материалы и оборудование: ножницы, кусачки, шило, секатор, флористический нож и др.

Способы крепления (оазис, пиафлор, кинзан). Растительный материал, аксессуары.

2.4 Основные художественно-композиционные черты и приемы.

Основные художественно-композиционные черты и приемы: гармоничность, объемность, выразительность, ассиметрия, баланс, линии, цвет, масса, акцент, контраст, фактура, пространство, освещенность, композиции.

3. Природные материалы. Форма работы с ними. 30ч.

3.1 Осень. Листья - природный флористический материал (возможности применения этого материала в разных техниках).

Разные виды и формы листьев, возможности применения листьев в разных техниках. Инструменты: листья, клей, проволока, растительное масло, природный материал и аксессуары, бумага, степлер, клей пистолет. Сбор листьев.

3.2 Обложка для альбома из листьев.

Виды обложек, изготовление обложек из листьев в разных техниках, демонстрация образца. Рисунок (схнма для обложки),. Изготовление обложки из листьев с использованием других природных материалов. Анализ работ.

3.3 Букет из листьев.

Букет. Его назначение. Букет из листьев круглой формы. Изготовление цветка из листьев.

Изготовление цветка розы из кленового листа. Демонстрация изготовления букета из листьев. Изготовление букетов из цветов роз, выполненных из листьев.

Крепление цветов в букете. Оформление букетов, анализ работ.

3.4 головной убор из листьев.

История головного убора. Особенности изготовления головного убора из листьев. Техника выполнения работы. Рисунок, эскиз головного убора. Изготовление выкройки из бумаги. Техника выполнения работы. Инструменты и материалы. Демонстрация образца. Оклеивание головного убора листьями. Анализ работ.

3.5 Овощи, фрукты, дары леса (шишки, желуди и др.) - съедобный и несъедобный материал.

Способы работы со съедобным флористическим материалом. Применение природного материала в изготовлении флористической фигурки.

3.6 Фигурки из овощей и фруктов с применением других природных материалов.

Способы изготовления фигурок из овощей и фруктов. Способы крепления . изготовление фигурок из овощей и фруктов с применением других природных материалов. Украшение фигурки. Выставка фигурок. Игра в ассоциации.

3.7 корзина с фруктами и листьями с использованием фигурки и природных материалов.

Формы корзин. Акценты в флористической работе (цветовое пятно, фактура, форма). Симметричное распределение материала в корзине (равновесие работы). Материалы: листья, овощи и фрукты, проволока, зубочистки, корзина и пиафлор. Техника заполнения.

Подбор фруктов и листьев. Подготовка корзины к работе (вмонтировать пиафлор). Изготовление работы. Анализ работы.

3.8 Выставка работ.

Анализ выставочных работ. Организация и проведение выставки.

4. Новогодний сувенир. 20ч.

4.1 Материалы. Как отмечают Новый год в разных странах?

Новый год в разных странах. Зимняя флористика. Цвет зимы. Форма зимних композиций. Экстравагантные елочки. Новогодние игрушки. Зимняя флористическая ваза. Оформление новогоднего стола. Материалы : оазис. Сезаль, аксессуары, проволока, клей-пистолет, подсвечник, солома, природные материалы, мох серый, краска флористическая.

Создание эскизов зимних композиций., флористических елочек.

4.2 Елочка из сезаля.

Способы изготовления елочки из сезаля. Изготовления крепления. Определение формы елочки. Оформление.

4.3 новогодние игрушки.

Формы и материалы новогодних игрушек. Способы изготовления. Виды игрушек из соломки, техника изготовления, выполнение работы. Украшение елки в выставочном зале изготовленными игрушками.

4.4 подсвечник новогодний.

Виды подсвечников. Приемы и способы их изготовления. Эскиз работы. Подбор материала. Выполнение работы. Анализ работы.

4.5

Выставка работ.

Анализ выставочных работ. Организация и проведение выставки.

5. Цвет 14ч.

5.1 Цвет. Создание цветов (методом смешивания красок)

Гармония цвета. Физика цвета. Двенадцатичастный цветовой круг. Цветовое конструирование, контраст по цвету. Контраст по насыщенности, контраст по площади цветовых пятен. Смешение цветов- форма и цвет, теория цветовой выразительности. Материалы: бумага, краски гуашевые, кисточки, стекло.

5.2 Декалькомания (рисунок на стекле).

Создание цветовых оттенков на палитре, перенос цветовых оттенков с палитры на стекло. Отпечаток рисунка со стекла на бумагу.

5.3 Рисунок карточками по глянцевой бумаге.

Способы нанесения клея и краски на фон. Обработка фона клеем. Нанесение краски карточками разной величины на фон.

5.4 выставка работ.

Анализ выставочных работ. Организация и проведение выставки.

6. Коллаж 28ч.

6.1 Коллаж. Виды коллажей.

Понятие «коллаж», стиль коллажа, техника создания коллажа. Выбор инструмента. Обрамление для коллажа. Материалы для коллажа. Создание специальных элементов. Коллаж от «А» до «Я».техника оттиска коллажа. Понятие «панно». Техника создания панно. Отличие коллажа от панно. Создание эскизов для изготовления коллажей в разных техниках.

6.2 Плоскостной коллаж. Коллаж на отпечатке с использованием природного материала.

Техника создания плоскостного коллажа и коллажа на отпечатке с использованием природного материала. Материалы для данных видов коллажа. Создание специальных элементов. Подбор материала, изготовление коллажа. Оформление работы.

6.3 Коллаж на рисунке из глянца.

Техника создания коллажа на рисунке из глянца. Материалы для данного вида коллажа, создание специальных элементов. Подбор материала. Изготовление коллажа. Оформление работы.

6.4 Сыпучие флористические материалы. Коллаж в насыпной технике.

Техника создания коллажа в насыпной технике. Материалы для данного вида коллажа, создание специальных элементов. Подбор материала. Изготовление коллажа. Оформление работы.

6.5 косточковый коллаж

Техника создания косточкового коллажа. Материалы для данного вида коллажа, создание специальных элементов. Изготовление коллажа. Оформление работ подбор материала. Изготовление коллажа. Оформление работ.

6.6 Объемные формы. Коллаж на объемной форме.

Виды объемных форм. Техника создания коллажа на объемной форме. Материалы для данного вида коллажа, создание специальных элементов. Выбор формы, выбор темы. Подбор материала. Изготовление коллажа. Оформление работы.

6.7 Выставка работ.

Анализ выставочных работ. Организация и проведение выставки.

7. Весенние композиции 20ч.

7.1 Весна. Весенние цветы. Цветочное дерево.

Цветовой дизайн весной. Подготовка ветки к аранжировке. Весенняя флористическая фаза. Весенние цветочные композиции. Цветочное дерево. Монтировка ветки в вазу. Подбор материала для дерева. Офрмление дерева. Выставка работ.

7.2 Пасха. Цветы и материалы, использование в пасхальных композициях.

Пасха. Традиции праздника. Материалы используемые в пасхальных композициях. Оформление пасхального стола. Выбор необходимого материала для создания пасхальных композиций из предложенных.

7.3 Пасхальная корзина.

Формы корзин. Акценты в флористической работе (цветовое пятно, фактура, форма). Симметричное распределение материала в корзине ( равновесие работы). Особенности подбора материала и техника заполнения корзины. Подбор материала. Подготовка корзины к работе (вмонтировать пиафлор). Изготовление работы, анализ работы.

7.4 Обереги. Их назначение и использование на Руси.

Историческая справка. Назначение и использование. Выбор материала.

7.5 Изготовление оберега - Венечки (сувенир)

Виды оберегов. Материалы: веники, семена, ленты, монетки, мал. вазочки, фигурки, клей. Эскиз работы. Выполнение работы. Выставка выполненных работ.

7.6 Выставка работ.

Анализ выставочных работ. Организация и проведение выставки.

8. Подарок 12ч.

8.1 Оформление подарков.

Подарки-символы. Основные моменты, которые нужно знать при оформлении подарка (возраст, характер, стиль, повод, как вручать, доставка) материалы и инструменты: бумага, ленты, проволока, аксессуары, клей, скотч и др. создание эскиза для подарка-символа.

8.2 Изготовление бантов из разных материалов.

Разные виды бумаги и лент. Банты из разных материалов. Техника изготовления бантов. Расположение бантов. Выбор материала для изготовления банта. Изготовление разных видов бантов. Парад бантов.

8.3 Оформление подарка круглой формы.

Способы обертывания подарка круглой формы. Оригинальная упаковка. Техника оформления. Выбор формы для обертывания. Выбор материала для упаковки. Обертывание подарка и его оформление.

8.5 Оформление подарка плоской формы.

Способы обертывания подарка плоской формы. Оригинальная упаковка. Техника оформления. Выбор формы для обертывания. Выбор материала для упаковки. Обертывание подарка и его оформление.

8.6 Выставка работ.

Анализ работ воспитанников. Организация и проведение выставки.

9. Основы современной тенденции школы фитодизайна по теме «Искусство оформление стола» 15ч.

9.1 Виды аранжировки оформления стола.

Историческая справка, формы столов, сервировка столов, живые цветы на столе, гирлянда, букет на столе, свечи на столе. Практика по сервировке стола. Практика складывания салфеток.

9.2 Материалы и инструменты. Подбор растений. Декоративные гирлянды по середине стола.

Гирлянды на столе. Назначение и особенности. Техника изготовления. Выбор материала. Изготовление гирлянды. Украшение стола гирляндами.

9.3 Оформление стола на тему «Детский праздник»

Особенности сервировки стола на детском празднике. Именные карточки. Практика сервировки стола. Изготовление именных карт., отражение темы, оригинальность исполнения.

9.4 Оформление стола на тему «Светлая Пасха».

Историческая справка. Особенности сервировки стола в праздник Пасхи. Кракски-символы Пасхи. Цветочные растения - символы Пасхи. Флористические яйца, весенний венок, аксессуары.

9.5 Выставка работ.

Анализ выставочных работ. Организация и проведение выставки.

10. Инструктаж на лето по сбору растительного материала 4ч.

10.1 Заключительное занятие. Сбор растительного материала. Его обработка и сохранение.

Время сбора растений. Способы обработки различных видов растений. Способы хранения собранных видов. Консервация растений при помощи глицерина. Высушивание на воздухе. Укрепление растений проволокой. Подкрашивание растений. Сбор растений.

11. Итоговое занятие 4ч.

К концу 1-го года обучения дети должны

Знать:

-правила безопасности труда;

-основные художественно-композиционные черты и приемы, термины;

- историю возникновения икебаны;

- основы теории цвета;

- общие положения теории аранжировки;

Уметь:

- работать со специальными флористическими инструментами и материалами;

- сажать и выращивать, собирать и заготавливать растения;

- организовывать рабочее место.

,

Учебно-тематический план 2-го года обучения.


Название разделов и тем

Всего часов

Практические занятия

Теоретические занятия

1

Вводное занятие

4


4

2

Введение в предмет «фитодизайн»

26

8

18

2.1

Японская аранжировка цветов. История зарождения икебаны. Икебана - отражение красоты и природы.

4


4

2.2

Знакомство с новыми терминами. Материалы и оборудование.

4


4

2.3

Основные художественно-композиционные черты и приемы.

4


4

2.4

Сохранение и обработка растений.

4

2

2

2.5

Вазы для икебаны

4

2

2

2.6

Использование некоторых растений в икебане.

6

4

2

3

Ведущие школы икебаны в Японии.

24

18

6

3.1

Школа Икенобо

8

6

2

3.2

Школа Охара

8

6

2

3.3

Школа Согецу

8

6

2

4

Курс обучения школе Согецу

84

48

36

4.1

Основная прямостоячая и наклонная форма Морибана.

4

2

2

4.2

Основная наклонная форма Нагеирэ

4

2

2

4.3

Первый вариант прямостоячей и наклонной формы Морибана

4

2

2

4.4

Первый вариант прямостоячей и наклонной формы Нагеиры

4

2

2

4.5

Второй вариант прямостоячей наклонной формы Морибана

4

2

2

4.6

Второй вариант наклонной формы Нагеирэ

4

2

2

4.7

Выставка

4

4


4.8

Третий вариант прямостоячей и наклонной формы Морибана

4

2

2

4.9

Третий вариант прямостоячей и наклонной формы Нагеирэ

4

2

2

4.10

Четвертый вариант прямой и наклонной формы Морибана

4

2

2

4.11

Четвертый вариант прямостоячей и наклонной формы Нагеирэ

4

2

2

4.12

Пятый вариант прямостоячей и наклонной формы Морибана

4

2

2

4.13

Пятый вариант прямостоячей и наклонной формы Нагеирэ

4

2

2

4.14

Шестой вариант прямостоячей и наклонной формы Морибана

4

2

2

4.15

Шестой вариант прямостоячей и наклонной формы Нагеиры

4

2

2

4.16

Выставка

4

4


4.17

Седьмой вариант прямостоячей формы Морибана, нагеирэ

4

2

2

4.18

Седьмой вариант наклонной формы Морибана, Нагеирэ

4

2

2

1.19

Восьмой вариант прямостоячей формы Морибана, Нагеирэ

4

2

2

4.20

Восьмой вариант наклонной формы Морибана, Нагеирэ

4

2

2

4.21

Выставка

4

4


5

Свободные композиции школы Согецу

114

66

48

5.1

Свободная композиция с 1 видом растения

4

2

2

5.2

Композиция, подчеркивающая линии у основания

4

2

2

5.3

Композиция, подчеркивающая красоту прямых линий

4

2

2

5.4

Композиция с изогнутыми линиями

4

2

2

5.5

Композиция с использованием эффекта «массы»

4

2

2

5.6

Композиция, обозревание со всех сторон

4

2

2

5.7

Композиция, показывающая плоскость из листьев

4

2

2

5.8

Композиция с плоскостями, образующими собранными вместе линиями

4

2

2

5.9

Композиция из двух или более видов растений

6

4

2

5.10

Композиции с использованием разнообразного материала

6

4

2

5.11

Композиции с использованием сухого и обесцвеченного материала

6

4

2

5.12

Композиция с использованием ветвей с плодами

6

4

2

5.13

Маленькая аранжировка

4

2

2

5.14

Композиция, подчеркивающая красоту ваз

4

2

2

5.15

Композиция с использованием самодельной вазы

6

4

2

5.16

Композиция с использованием двух и более ваз

4

2

2

5.17

Композиция в плоской вазе без наколки

4

2

2

5.18

Композиция с использованием древесных стволов без сосуда

4

2

2

5.19

Композиция с использованием бумаги и другого материала

6

4

2

5.20

Композиция с использованием коробок

6

4

2

5.21

Композиция с использованием свежего растительного материала

6

4

2

5.22

Композиция, подчеркивающая красоту воды

4

2

2

5.23

Композиция, в которой изменен изначальный вид растительного материала

4

2

2

5.24

Композиция в прозрачных сосудах

6

4

2

6

Итоговая выставка

4

4



Итого:

156

144

112


Содержание программы 2-го года обучения

1. Вводное занятие 4 ч.

1.1Знакомство с предметом, техника безопасности и правила поведения.

1.2Игрыт»Давайте продолжим знакомство»

2. Введение в предмет «фитодизайн» 26ч.

2.1Японская аранжировка цветов. История зарождения икебаны. Икебана - отражение красоты природы. История зарождения икебаны. Икебана как вид изобразительного искусства. Икебана - духовная жизнь японского народа. Икебана символ одухотворенной природы. Праздники в Японии.

2.2 Знакомство с новыми терминами и понятиями (золотое сечение и д.р). Способы крепления (оазис, пиафлор,кинзан). Растительный материал, аксессуары. Просмотр материалов и оборудования.

2.3Основные художественно-композиционные черты и приемы.

Гармоничность, объемность, выразительность, ассиметрия, баланс, линии, цвет, масса, акцент, контраст, фактура, пространство, освещенность, композиция.

Полученных знаний на обсуждении образцов.

2.4Сохранение и обработка растений.В какой стадии развития срезать цветы, продление жизни срезанных цветов. Приемы обработки непотребных срезанных растений, длительность хранения срезанных растений. Сохранение растений на зиму. Отбеливание, обработка растений. Применение полученных знаний на практике.

2.5 Вазы для икебаны.

Низкие и высокие вазы, форма и предназначение. Глубокие вазы. Вазы с изображениями, декоративными элементами. Цвет ваз, вазы из бамбука. Создание эскиза ваз.

2.6 Использование некоторых растений в икебане.

Айва, аспидистра, ветки с шипами, вишня японская, гвоздика, гипсофила, ива, каллы, камелия, клематис, конский каштан, листья, лотос, магнолия, нарциссы, хризантемы, плодоносящие ветки.

Обсуждение различных образцов ваз. Держатели для ваз и способы крепления. Практика с образцами растений.

3.Ведущие школы икебаны в Японии 24ч.

3.1Школа Икенобо.

История основания школы. Стиль Рикка, стиль Ссека. Схемы стиля Рикка. Схемы стиля Ссека. Техника крепления, разные формы стилей.

3.2Школа Охара.

История возникновения и особенности школы, основные направления. Пять основных стилей школы. Основы построения марибана, хейка. Пейзажные композиции. Новые стили школы Охара, - Хананай (танец цветов), стиль Рампа. Схемы построения морибана, хейка. Схемы построения Хананай. Схемы построения Рампа.

3.3Школа Согецу.

История образования школы и ее особенности. Что надо знать с самого начала. Определение длины главных элементов композиции. Размещение наколки в вазе и растений на наколке. Курс обучения в школе Согецу.

Определение высоты главных элементов для данной вазы. Закрепление на практике полученных знаний. Размещение наколки в данной вазе.

4.Курс обучения в школе Согецу 84ч.

4.1Основная прямостоячая и наклонная форма Морибана.

Схемы построения. Название главных элементов и их высота - место для наколки. Подготовка веток, выбор места для наколки или крепления в вазе. Выполнение работы, выбор вазы, использование фона.

4.2Основная наклонная форма Нагеирэ.

Схемы построения. Название главных элементов и их высота, крепления (держатели) Подготовка веток, крепления в вазе, выполнение работы, анализ работы. Выбор вазы. Использование фона.

4.3Первый вариант прямостоячей и наклонной формы Морибана.

Схемы построения. Название главных элементов и их высота. Место для наколки. Подготовка веток. Выбор места для наколки или крепления в вазе. Выполнение работы, анализ работы. Выбор вазы использование фона.

4.4Первый вариант прямостоячей и наклонной формы Нагеирэ.

Схемы построения, название главных элементов и их высота, крепления (держатели). Подготовка веток, крепления в вазе. Выполнение работы, анализ работы. Выбор вазы, использование фона.

4.5Второй вариант прямостоячей и наклонной формы Морибана.

Схемы построения , название главных элементов и их высота. Место для наколки. Подготовка веток, выбор места для наколки или крепления в вазе. Выполнение работы, анализ работы, выбор вазы, использование фона.

4.6Второй вариант наклонной формы Нагеирэ.

Схема построения, название главных элементов и их высота - крепления (держатели). Подготовка веток, крепления в вазе, выполнение работы, анализ работы. Выбор вазы, использование фона.

4.7Выставка.

Анализ работ. Организация и проведение выставки.

4.8Третий вариант прямостоячей и наклонной формы Морибана.

Схемы построения, названия главных элементов и их высота, место для наколки. Подготовка веток. Выбор места для наколки или крепления в вазе. Выполнение работы, анализ работы. Выбор вазы, использование фона.

4.9Третий вариант прямостоячей и наклонной формы Нагеирэ.

Схемы построения, название главных элементов и их высота, - крепления (держатели). Подготовка веток, крепления в вазе. Выполнение работы, анализ работы. Выбор вазы, использование фона.

4.10 Четвертый вариант прямостоячей и наклонной формы Морибана.

Схемы построения, названия главных элементов и их высота, место для наколки. Подготовка веток. Выбор места для наколки или крепления в вазе. Выполнение работы, анализ работы. Выбор вазы, использование фона.

4.11Четвертый вариант прямостоячей и наклонной формы Нагеирэ.

Схемы построения, названия главных элементов и их высота, место для наколки. Подготовка веток. Выбор места для наколки или крепления в вазе. Выполнение работы, анализ работы. Выбор вазы, использование фона.

4.12 Пятый вариант прямостоячей и наклонной формы Морибана.

Схемы построения, названия главных элементов и их высота, место для наколки. Подготовка веток. Выбор места для наколки или крепления в вазе. Выполнение работы, анализ работы. Выбор вазы, использование фона.

4.13Пятый вариант прямостоячей и наклонной формы Нагеирэ.

Схемы построения, название главных элементов и их высота, - крепления (держатели). Подготовка веток, крепления в вазе. Выполнение работы, анализ работы. Выбор вазы, использование фона.

4.14 Шестой вариант прямостоячей и наклонной формы Марибана.

Схемы построения, названия главных элементов и их высота, место для наколки. Подготовка веток. Выбор места для наколки или крепления в вазе. Выполнение работы, анализ работы. Выбор вазы, использование фона.

4.15 Шестой вариант прямостоячей и наклонной формы Нагеирэ.

Схемы построения, названия главных элементов и их высота, место для наколки. Подготовка веток. Выбор места для наколки или крепления в вазе. Выполнение работы, анализ работы. Выбор вазы, использование фона.

4.16 Выставка.

Анализ работ воспитанников. Организация и проведение выставки.

4.17 Седьмой вариант прямостоячей формы Морибана, Нагеирэ.

Схемы построения, названия главных элементов и их высота, место для наколки. Подготовка веток. Выбор места для наколки или крепления в вазе. Выполнение работы, анализ работы. Выбор вазы, использование фона.

4.18 Седьмой вариант наклонной формы Морибана, Нагеирэ.

Схемы построения, названия главных элементов и их высота, место для наколки. Подготовка веток. Выбор места для наколки или крепления в вазе. Выполнение работы, анализ работы. Выбор вазы, использование фона.

4.19 Восьмой вариант прямостоячей формы Морибана, Нагеирэ.

Схемы построения, названия главных элементов и их высота, место для наколки. Подготовка веток. Выбор места для наколки или крепления в вазе. Выполнение работы, анализ работы. Выбор вазы, использование фона.

4.20 Восьмой вариант наклонной формы Морибана, Нагеирэ.

Схемы построения, названия главных элементов и их высота, место для наколки. Подготовка веток. Выбор места для наколки или крепления в вазе. Выполнение работы, анализ работы. Выбор вазы, использование фона.

4.21 Выставка работ.

Анализ выставочных работ. Организация и проведение выставки.

5.Свободные композиции в школе Согецу 144ч.

5.1 Свободные композиция с одним видом растении.

Упражнения с веткакми (без цветов). Акцент на линии, объемность, пышность, композиции, цвет, анализ особенности веток. Взаимосвязь растения с сосудом. Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.2 Композиция подчеркивающая линии у основания.

Значение основания аранжировки. Взаимосвязь растения с сосудом. Четкость линий у основания.

Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.3 Композиция подчеркивающая красоту прямых линий.

Ритмичность, объемность, вихревые движения, игривость, энергия композиции. Замысел композиции, контраст изогнутых и прямых линий.

Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.4 Композиция с изогнутыми линиями.

Изогнутость веток. Контраст изогнутых веток и прямых линий. Высота сосуда. Типы изогнутых линий. Динамичность.

Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.5 Композиция с использованием эффекта «массы».

Энергия и сила композиции, форма композиции. Способы и материалы для создания формы. Варианты использования эффекта массы. Цвет и фактура растений. Сочетание с вазой по форме и колеру.

Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.6 Композиция, обозреваемая со всех сторон.

Особенность растений в композиции. Недопустимость монотонности и однообразия разных сторон композиции. Выразительность композиции. Важность самой красивой черты растения.

Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.7 Композиция, показывающая плоскость из листьев.

Плоское строение листьев. Создание плоскостей. Разные формы композиций. Основная роль в композиции. Формы и размеры листьев.

Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.8Композиция с плоскостями образующими собранными вместе линиями.

Приемы сочетания линий. Собственная идея концентрации линий. Изменение цвета и формы композиции различными способами. Группирование линий. Геометрические фигуры из линий, аккуратность в работе.

5.9 Композиция из двух или более видов растений.

Отличие веток по форме, цвету листьев и стеблей. Аранжировка единое целостное и художественное произведение.

Приемы сочетания линий. Собственная идея концентрации линий. Изменение цвета и формы композиции различными способами. Группирование линий. Геометрические фигуры из линий, аккуратность в работе.

5.10 Композиции с использованием разнообразного материала.

Временная особенность и традиции создания композиции. Количество растений в композиции. Цвет и цветовое сочетания, гармония композиции.

Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.11 Композиции с использованием сухого и обесцвеченного материала.

Сочетание композиции с живыми растениями. Возможность создания композиции без воды и сосуда.

Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.12 Композиция с использованием ветвей с плодами.

Акцент веток с плодами. Количество материала - баланс в аранжировке. Устойчивость композиции. Формы плодов. Сочетание плодов с цветами.

Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.13 Маленькая аранжировка.

Упрощенная выразительность - один из основных принципов икебаны. Использованием отдельных частей растения. Вазы.

Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.14 Композиция, подчеркивающая красоту ваз.

Сосуд - фокус всей аранжировки. Значение растений и деталей для подчеркивания красоты вазы, сочетание растений с вазой.

Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.15 Композиция с использованием самодеятельной вазы.

Материал для создания вазы. Подбор растений к вазе.

Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.16 Композиция с использованием двух или более ваз.

Пространство между вазами. Гармоничное сочетание вазы и растения. Соединение двух и более стилей.

Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.17 Композиция в плоской вазе без наколки.

Неограниченность расположения элементов композиции без наколки. Новые формы выразительности. Растения для композиции. Устойчивость композиции. Выбор ваз (треугольные и многогранные). Перекрещивание веток. Использование цветов для оформление веток.

Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.18 Композиции с использованием древесных стволов без сосуда.

Устойчивость веток без вспомогательных средств. Способы закрепления толстых веток. Декоративные детали композиции.

Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.19 Композиции с использованием бумаги и другого материала.

Бумага легкий для обработки и распространенный материал. Сочетание с различными материалами. Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.20 Композиция с использованием коробок.

Сочетание коробки с другими материалами. Декорирование коробок. Разнообразие форм коробок.

Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.21 Композиция с использованием свежего растительного материала и необычного материала.

Разнообразие необычного материала. Гармоничное сочетание материалов в композиции.

Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.22 Композиция подчеркивающая красоту воды.

Вода, как главный художественный компонент аранжировки. Формы сосудов. Детали и разные способы, подчеркивающие красоту воды.

Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.23 Композиция, в которой изменен изначальной вид растительного материала.

Группировка частей растений. Роль фрагмента растения в композиции. Глубина и разнообразие композиции.

Продумывание работы (проявление наблюдательности, способности сосредоточиться, конструировать, тренироваться). Подбор материала и вазы. Выполнение работы, выставки и анализ работ.

5.24Композиция в прозрачных сосудах.

Варианты построения композиций в прозрачной вазе. Роль прозрачности стекла. Способы крепления в прозрачных сосудах. Игра света. Эффект воды. Сосуды из цветного стекла

6.Итоговая выставка 4ч.

Подведение итогов и анализ проделанной работы. Организация и проведение выставки.

К концу 2-го года обучения дети должны

знать:

- ведущие школы икебаны;

- язык цветов;

- виды используемых в аранжировке растений;

уметь:

- использовать растения в композициях и коллажах;

- работать со специальными флористическими инструментами и материалами характерными для школы Согецу;

- сохранять и обрабатывать растения;

- составлять цветочные икебаны.

Методическое обеспечение.

Реализация программы дает воспитанникам представление об

основных направлениях искусства аранжировки и создания композиций разных форм и стилей, а также воспитывает стремление творчески подходить к процессу создания работ.

В основе методики преподавания предмета « Фитодизайн» лежит изучение мировых традиций аранжировки и флористики на трех уровнях: восприятие, воспроизведение, творчество.

При этом используются следующие формы работы:

- получение теоретических знаний и закрепление их на практике;

- знакомство с материалом на примере лучших образцов;

- анализ и оценка работ на каждом этапе;

- индивидуальные творческие работы;

- использование различных видов и форм коллективной работы;

- проведение занятий-праздников.

Все этапы обучения обеспечены большим количеством дидактического материала. Применение учебно-наглядных пособий занимает большое место в процессе занятий (иллюстрированный, фото- и видео материал, подборка работ, выполненных учащимися и составляющих фонд объединения). Реализация программы предполагает также использование следующих компьютерных технологий и программ:

- проектор для просмотра фотографий и видеорепортажей по фитодизайну с выставок и конкурсов;

- просмотр презентаций и слайд шоу.

- Microsoft Office Word с применением авто-фигур;

- Paint создание детализованных эскизов коллажей и композиций;

- создание слайд-шоу с использованием фотографий;

Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ.


Литература

1.«Всеобщая Декларация прав человека».

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». От 29.12.12 № 273 - ФЗ

  2. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

  3. Бонсай в вашем доме.- М.: Культура, 1994.

  4. Володина Н.Э., Малышева Н.В. К цветку цветок… Санкт-Петербург.: Лениздат, 1993.

  5. Задворная Т.Д. Аранжировка цветов. - М.; 1994

  6. Иоханнес Иттен Искусство формы. М.: Д. Аронов,2004

  7. Кияткин А.К. Искусство составления букета изд. Ташкент, 1982

  8. Клевенская Т.М., Панкратов В.П. Цветочная аранжировка. - М.: Агропромиздат, 1988

  9. Корчагина Л.Н. - Флористический коллаж Новосибирск. ИПП «ОФСЕТ», 2003

  10. Лекции курсов МИОО по фитодизайну.

  11. Лекции постоянного семинара педагогов-флористов.

  12. Новиков Е.Ф. Вдохновение. Мн.: ПП «МЕТ», 1994

  13. Немченко Э.П. Многолетние цветы в саду.-М.: ЗАО Фитон+, 1999

  14. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн.- М.: Олма-Пресс, 2001

  15. Пронников В. Икебана или вселенная, запечатленная в цветке.- М.: Наука, 1985

24


© 2010-2022