- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Методическая разработка урока учебной практики
Методическая разработка урока учебной практики
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Холодный В.В. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План урока учебной практики в группе №____.
Дата проведения:___________________
Профессия: Автомеханик.
Тема урока: Ремонт деталей кривошипно-шатунного механизма.
Цель урока:формировать умения и навыки выполнения ремонта
деталей кривошипно-шатунного механизма;
формировать умения и навыки проводить сортировку и контроль деталей кривошипно-шатунного механизма;
воспитать у учащихся привычку правильной организации рабочего места для выполнения ремонта деталей кривошипно-шатунного механизма;
сформировать навыки производственного труда;
формировать умения самостоятельно планировать технологический процесс ремонта КШМ;
научить выполнять ремонт КШМ с применением учебно-производственной документации при постоянном повышении качественных требований;
систематически развивать учебно-производственную самостоятельность учащихся, навыки и привычки самоконтроля;
научить применять передовые приемы и способы ремонта КШМ;
воспитать ответственное отношение к порученному делу;
воспитать принципиальность в выполнении правил ТБ.
Тип урока: усваивание и закрепление новых знаний, умений, рабочих навыков.
Метод проведения уроков: беседа с созданием проблемно - операционной конкретной ситуации. Самостоятельное выполнение работы.
Оснащенность урока: инструкционные карты, технологические карты,
карточки-задания, контрольные вопросы, контрольные
задачи, набор слесарный автомобильный, компрессор,
лекальная линейка, набор щупов, лента-щуп,
круглогубцы, надфили, правильный ключ, таблицы
типичных ошибок, тиски, стетоскоп, съемники,
индикатор, приспособления для чистки поршневых
канавок от нагара, микрометр, приспособления для
правки шатуна, металлический стержень, пассиметр.
План-конспект
№
Деятельность
Средства
обучения
Мастера
учащихся
I.
Организационная часть:
1.
2.
Проверяет явку учащихся и регистрирует отсутствующих в журнале.
Проверяет внешний вид учащихся.
Вопрос: Какие требова-ния предъявляются к спецодежде автослесаря?
Ответ: спецодежда автослесаря состоит из комплекта - куртка (халат) из хлопка, хлопчатобумажная пилотка, хлопчатобумажные рукавицы. Пуговицы должны быть застегнуты, завязки на рукавах завязаны, волосы убраны под пилотку.
II.
Вводный инструктаж:
1.
Актуализация опорных знаний:
Проводит опрос:
Вопрос:
1. Перечислите дефекты деталей кривошипно-шатунного механизма, которые вы изучали на уроках спецтехнологии.
2. По каким признакам можно определить неисправность кривошипно-шатунного механизма?
3. Перечислите причины возникновения неисправностей КШМ.
4. Назовите детали, входящие в КШМ.
Отвечают на вопросы:
Ответ:
1. Дефектами деталей кривошипно-шатунного механизма являются: нарушение плоскостности прилегания блока цилиндров к головке и к поддону картеру; нарушение цилиндричности гильз, чрезмерные зазоры между поршнем и цилиндром, нарушение зазора в замке поршневых колец, нарушение овальности шеек, износ подшипников.
2. Признаками неисправности КШМ являются: падение мощности ДВС, чрезмерный расход ГСМ, стуки.
3. Причинами преждевременного выхода из строя деталей кривошипно-шатунного механизма являются: применение некачественного топлива, применение некачественных смазочных материалов, перегрузка, перегрев.
4. КШМ состоит из: коленчатого вала, поршневой группы, шатуна. Маховика, шестерни коленчатого вала и блока цилиндров.
2.
Сообщение темы и целей урока:
Тему, цели, план урока, основные термины записывает на доске.
Слушают, записывают тему урока.
3.
Формирование новых знаний, приемов и способовдействий:
Вопрос:
На какие технологичес-кие операции делится ремонт деталей КШМ?
Ответ:
Ремонт деталей КШМ делится на девять этапов:
1-диагностика;
2-разборка;
3-мойка;
4-обезжиривание;
5-контроль, сортировка;
6-подбор необходимых деталей, замена новыми вышедших из строя деталей;
7-устранение неисправностей и дефектов;
8-комплектовка;
9-сборка.
4.
Последовательное объяснение и демонстрация правил выполнения:
1) диагностики двигателя (замер компрессии, прослушивание стетоскопом, внешний осмотр двигателя);
2) разборки двигателя;
3) мойки и обезжири-вания двигателей КШМ (в керосине);
4) контроль и сортировка деталей двигателя (определение шероховатостей поверхностей прилегания блока цилиндров к головке цилиндров и поддону картеру, при помощи ле-кальной линейки и набо-ра щупов; замер зазоров между поршнем и цилиндром; замер цилиндричности гильз при помощи ленты щупа; замер шеек коленвала при помощи микрометра);
5) устранение дефектов деталей КШМ (замена вкладышей, подбор поршней по цилиндрам, замене вала, притирка поршневого кольца в замке, запрессовка поршневого пальца в поршень);
6) сборка КШМ.
Слушают, наблюдают, участвуют в разборке операций, знакомятся с новыми приборами, приспособлениями, инструментом.
5.
Разбор проблемных ситуаций.
Определение утечки воздуха из-под поршне-вых колец. Что необхо-димо выполнить для определения утечки воз-духа из-под поршневых колец?
Затруднение. Для определения утечки воздуха из-под поршне-вых колец необходимо приме-нить стетоскоп и прослушать ДВС в месте расположения поршневой группы, наличие шу-ма будет говорить об утечке воз-духа из-под поршневых колец.
6.
Разбор типичных ошибок:
Показывает повторно операции, при которых более часто допускаются ошибки:
замер овальности и ко-нусности шеек коленча-того вала;
затяжка гаек болтов шатунных и коренных
подшипников при помо-щи динамо- метрическо-го ключа;
сборка поршней с пор-шневыми пальцами.
Наблюдают, принимают участие, по желанию, в выполнении технических операций.
7.
Закрепление вопросов вводного инструктажа:
Вопрос:
1. Проведите, сопровож-дая объяснениями, диаг-ностику ДВС.
2. Определите ремонто-пригодность поршня и шатуна внешним осмотром.
3. Определите гильзу на
овальность и конус- ность и сравните данные с техноло-гической картой.
Ответ:
1. Учащиеся, при помощи стетоскопа и компрессометра
определяют неисправности ДВС.
2. Учащиеся, проводя внешний осмотр определяют нет ли повреждений, забоин, вмятин.
3. Учащиеся, при помощи ленты-щупа пассиметра определяют гильзу на овальность, замерив гильзу по диаметру в трех местах.
Стетоскоп, компрессометр
Пассиметр, лента-щуп.
.
Пробное выполнение способов и приемов работы учащимися:
Наблюдает за учащимися.
Корректирует их действия.
Упражняются в выполнении пробных операций, приме-няемых при диагностики и ремонте КШМ.
IV.
Выдача заданий учащимся и распределение их по рабочим местам:
Выдает задания.
Закрепляет учащихся по рабочим местам.
Объясняет последо-вательность выпол-нения упражнения.
Определяет время на
выполнение данного
упражнения.
- Получают задания
Занимают, закрепленное
мастером место.
Получают рекомендации по выполнению данного упражнения, технологическую документацию.
V.
Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование:
Проводит текущее инструктирование с целью:
- проверить содержание рабочих мест;
- проверить соблюдение правил техники безопасности;
- проверить последова-тельность выполнения диагностики и ремонта деталей КШМ;
- наблюдать за рацио-нальным использованием рабочего времени;
- проверять взаимоконтроль;
- побуждать учащихся к самоконтролю, обеспечить высокое качество их работы;
- оказать помощь в затруднениях;
- переместить учащихся по рабочим местам согласно графика.
Выдает дополнительные задания учащимся, вы-полнившим свои основ-ные производственные задания.
Выполняют диагностику двигателя и ремонт деталей КШМ в соответствии с инструктивными указаниями. Работают по карточкам-заданиям.
Инструкционные
и технологические карты, таблицы типичных оши-бок, набор слесар ный автомобиль ный, компрессо-метр, лекальная линейка, набор щупов, лента-щуп, круглогуб-цы, надфили, пра вильный ключ и плита, тиски, стетоскоп, съем-ники, индикатор, приспособление для чистки порш-невых канавок от нагара, микро-метр, приспособ-ление для провер Ки шатуна, метал лический стер-жень, пассиметр.
Карточки-задания
V.
Заключительный инструктаж:
Проводит :
-
Анализ проведенного урока.
-
Беседа с учащимися, разбор типичных оши-бок, нарушение ТБ.
-
Повторный показ трудовых приемов.
-
Повторение основных
сведений из спецпред-метов.
Разбирают ошибки, занимают-ся поиском путей их устранения.
Анализируют выполнение своих работ.
V.
Уборка рабочих мест:
Принимает документа-цию, инструмент.
Сдают документацию, инструмент. Убирают рабочее место.
V.
Домашнее задание:
Выдает домашнее задание:
Повторить ремонт КШМ по учебнику "Устройст-во, техническое обслу-живание и ремонт автомобилей" Учебник для средних проф.-техн.училищ. М., "высш. Школа", 1975 §§ 144.
Записывают домашнее задание.
конспекты
Инструкционная карта
Блок цилиндров: ремонт и техническое обслуживание блока цилиндров автомобиля ЗИЛ-508-10
№
п/п
Наименование операций
Составляющие приемы
1
Чистка масляных каналов
Выворачиваем торцевые пробки продольной масляной магистрали блока и смазочных каналов толкателей. Прочищаем каналы гидравлическим способом.
2
Проверка герметичности системы охлаждения блока цилиндров
Проводится гидравлическим способом при давлении воды 0,3МПа (3,0 кгс/см2). При испытании следует обратить особое внимание на отсутствие течи через уплотнения в зазоре между нижней частью гильзы и блоком.
3
Проверка плоскостности прилегания блока к головке цилиндров и к картеру
Допуск неплоскостности поверхности от переднего и заднего торцов блока составляет 0,1мм; поверхности прилегания масляного картера - не более 0,15мм по всей длине и 0,04мм на длине 50мм; поверхности прилегания головок цилиндров не более 0,15мм по всей длине и 0,03мм на длине 50мм. Отклонение от плоскостности проверяют лекальной линейкой и наборов щупов, располагая линейку на плоскости и измеряя щупом зазоры между линейкой и плоскостью.
4
Изменение внутреннего диаметра гильз
Проводится в двух взаимно перпендикулярных плоскостях (вдоль оси коленвала и перпендикулярно к ней), а также в трех поясах по высоте блока. На рис. а показано измерение диаметра гильзы, выпрессованной из блока цилиндров двигателя, на рис. б - измерение внутреннего диаметра непосредственно в блоке цилиндров. На рис. С приведена схема измерения диаметра гильзы в одном из поясов. Измерение проводится пассиметром, установленным на размер 100-150мм. Для обеспечения точности размера желательна постоянная температура окружающей среды 17-23оС
Максимально допустимый износ гильз цилиндров - 0,4мм. При наличии такого износа гильзу следует выпрессовать и направить в ремонт для расточки под ремонтный размер или заменить новой, выпускаемой заводом в комплекте с поршнем и кольцами.
5
Изменение овальности и конусности новой гильзы, шероховатости поверхности гильзы
Все гильзы цилиндров одного блока должны иметь размеры в пределах одного ремонтного размера. Допуски овальности и конусности новой гильзы должны быть не ниже R-0,32 мкм при отсутствии плосковершинного микрорельефа или R - 0,63-1,00 мкм с плосковершинным микрорельефом. Гильзы цилиндров, диаметры которых больше критического - 101,96 мм, ремонту не подлежат.
6
Запрессовка гильзы.
Запрессовывают при помощи приспособления показанного на рисунке.
7
Установка гильзы в блок.
После установки в блок опорный фланец гильзы должен выступать над верхней плоскостью блока на 0,025-0,200 мм.
8
Уплотнение гильзы, проверка уплотнений на герметичность.
Нижняя часть гильзы уплотняется двумя резиновыми кольцами. Герметичность этих колец надо тщательно проверить водой под давлением 0,3 МПа (3,0 кгс/см2)
9
Измерение зазора между гильзой и вставкой.
Осуществляется щупом толщиной 0,03 мм, шириной 10 мм, длиной 200мм. Если щуп входит в этот зазор на глубину до 15 мм - гильза пригодна к эксплуатации, более 15 мм - бракованная.
10
Очистка гильз от слоя накипи, подвергнутые коррозии и нагара.
Способы очистки:
механический - косточковой крошкой в специальной установке;
химический - выдержка гильзы в 5% - ном растворе триполифосфатонатрия в ванне;
электрический - мойка гильз в расплаве щелочи на ОН (93%) и соли НАСЕ (7%) при
пропускании постоянного тока напряжением 6 В и плотностью 8А на 1 дм2 площади
очищаемой поверхности. Температура расплава должна быть 50оС, время выдержки
гильзы 8-10 мин с последующей промывкой в холодной воде.
Способ применяется по выбору.
Инструкционно-технологическая карта
Кривошипно-шатунный механизм и блок цилиндров: ремонт и техническое обслуживание двигателя ЗИЛ 508.10
№
п/п
Наименование выполняемых работ
Инструменты, приборы и приспособления при ремонте и ТО КШМ и блока
Время на выполнение работ
1
Диагностика двигателя:
замер компрессии; (прогретом ДВС 0,7
МПа
прослушивание;(рис.) на прогретом
внешний осмотр. При t охл. Жидкости К-80
компрессометр
стетоскоп
15
2
Разборка двигателя:
демонтаж свечей;
демонтаж газовых трубопроводов;
демонтаж крышки головок цилиндров;
демонтаж осей коромысел, штанг и
толкателей;
демонтаж головки цилиндров;
демонтаж масленного картера;
демонтаж поршней с шатунами в сборе;
демонтаж шкива коленчатого вала и
крышки
распределительных шестерней;
демонтаж коленвала;
демонтаж распредвала;
демонтаж картера сцепления.
отвертки, торцовой ключ на 19, деревянный
молоток;
торцовой ключ 17, метал. стержень;
угловой торцовой ключ на 17, отвертка;
отвертка, торцовой ключ на 12;
отвертка, деревянный молоток, вороток,
торцовой ключ 46, деревянная оправка,
трехзахватный съемник модели И 803.05.00,
деревянный молоток;
торцовой ключ на 46, керн;
рожковой ключ на 17, приспособление И 803.05.000
подземное уст-во накидной ключ на 17, 14
60
3
Мойка деталей КШМ:
стальные и чугунные детали (блок
цилиндров, маховик, коленвал, шатуны,
коренные и шат. подшипники, шестерня);
алюминиевые поршни);
полость охлаждения.
содовый раствор (1,5-2,0%) с добавлением 0,2-0,3
нитрата натрия, остальное вода;
1%-ый раствор триэтаноламина или чистую воду;
раствором (20 кг технического трилона на 1 л воды).
4
Контроль и сортировка деталей КШМ:
коленвал (измерение диаметра шеек,
измерение радиального биения шеек);
шатун (проверка в сборе с крышкой);
поршни (измерение зазора в замке
поршневого кольца, измерение зазора
между кольцом и канавкой поршня,
проверка упругости поршневых колец,
измерение зазора между цилиндрами и
поршнем).
микрометр, индикатор;
приспособления;
микрометр, гипкая лента, лента-щуп толщиной 0,08
мм, шириной 10-13мм, длиной 200мм.
70
5
Ремонт деталей КШМ и блока цилиндров:
а) блок цилиндров (шлифовка поверхности
прилегания, чистка гильз, замена гильз);
б) поршни (снятие поршневых колец, снятие
стопорного кольца, очистка канавок от
нагара, подбор поршня к гильзе,
выпрессовка и запрессовка поршневого
кольца)
шатуны (правка);
подшипники коленвала (замена);
маховик (шлифование).
шлифовальная шкурка, надфиля, шлифовальный
станок;
приспособление модели 2479, круглогубцы, тиски,
пресс;
ручной пресс;
торцовые ключи 19-коренные, 17-шатунные;
шлифовальный станок.
60
15
6
Сборка КШМ
Отвертки, ключи 17,19,46
180
Таблица типичных ошибок при ремонте КШМ
№
п/п
Характеристика ошибок
Основные причины
Способы предупреждения и устранения
1
Замки поршневых колец, стоят в одной плоскости.
Неправильная установка поршневых колец
Поршневые кольца необходимо устанавливать, чтобы замки поршневых колец находились на противоположной стороне относительно друг друга под углом 120о.
2
Не герметичность блока с гильзой блока с гильзой
Неправильная установка уплотненного резинового кольца
При установке на гильзу уплотненного резинового кольца необходимо следить за тем, чтобы кольца при укладке их в кольцевые канавки гильзы не скручивались; осторожно вставить гильзы в блок, не допуская среза уплотнительных колец об острые кромки расточек в блоке.
3
Перекрыт масляный канал, подшипник работает без смазки.
Неправильная установка верхних и нижних вкладышей коренного подшипника.
При установке нижних половинок вкладышей в постели крышек коренных подшипников, необходимо внимательно следить, чтобы не перепутать верхние и нижние вкладыши заднего коренного подшипника, т. к. верхние имеют отверстия для отвода масла, что способствует смазыванию подшипников.
4
Царапины канавок под поршневые кольца.
Очистку канавок под поршневые кольца провели не предназначенным для этого предметом.
Очистку канавок поршневых колец от нагара выполняют специальным приспособлением. Удалять нагар тщательно и осторожно, чтобы не повредить поверхности канавок. Нагар из маслоотводящих отверстий удаляется металлическим стержнем или сверлом диаметром 3мм.
5
Диаметр гильзы не соответствует действительному.
Ошибка при выполнении измерения внутреннего диаметра гильзы.
Измерение проводится в двух взаимоперпендикулярных плоскостях (вдоль оси коленвала и перпендикулярно к ней), а также в трех поясах по высоте блока измерения проводится пассиметром, установленным на размер 100-150 мм. Для обеспечения точности желательна t окружающей среды 17-23оС.
6
Зазор между поршнем и цилиндром не соответствует действительному.
Измерение выполнено с ошибкой.
Поршни к цилиндрам надо подбирать так, чтобы зазор между стеной цилиндров и юбкой поршня бал 0,03-0,05 мм. Зазор определяют лентой-щупом толщиной 0,08 мм, шириной 10-13 мм и длинной не менее 200мм. Лента-щуп протягивается через зазор между поршнем и цилиндром при неподвижном поршне с усилием 25-45 Н. при этом лента-щуп должна находится в плоскости перпендикулярна оси отверстия поршневой палец, а поршень должен быть обращен днищем вниз.
Карточка-задание №1
-
Проведите замену вкладышей, не вынимая коленчатого вала из постелей.
-
Назовите прибор, применяемый при этой операции. Прокомментируйте свои действия.
Карточка-задание №2
Пользуясь справочной таблицей, определите:
-
Толщину вкладышей, если размер вкладышей будет номинальный.
-
Диаметр юбки (в полости, перпендикулярной оси пальца), если размер поршня будет иметь номинальный размер, а группа размера будет соответствовать группе Б.
-
диаметр отверстия в поршне под палец и его размер, если бобышка окрашена в зеленый цвет.
Карточка-задание №3
1. Проведите замер внутреннего диаметра гильзы.
2. Назовите прибор, применяемый при этой операции. Прокомментируйте свои действия.
Карточка-задание №4
Пользуясь технологической картой, найдите ошибку.
Допуск неплоскостности поверхности переднего и заднего торцов блока составляет 0,1мм, поверхности прилегания масляного картера - не более 0,45мм по всей длине, 0,04мм на длине 50мм; поверхности прилегания головок цилиндров не более 0,15мм по всей длине и 0,03 на длине 50мм.