Методическая разработка урока учебной практики

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока учебной практики в группе №____.

Дата проведения:___________________

Профессия: Автомеханик.

Тема урока: Ремонт деталей кривошипно-шатунного механизма.

Цель урока:формировать умения и навыки выполнения ремонта

деталей кривошипно-шатунного механизма;

формировать умения и навыки проводить сортировку и контроль деталей кривошипно-шатунного механизма;

воспитать у учащихся привычку правильной организации рабочего места для выполнения ремонта деталей кривошипно-шатунного механизма;

сформировать навыки производственного труда;

формировать умения самостоятельно планировать технологический процесс ремонта КШМ;

научить выполнять ремонт КШМ с применением учебно-производственной документации при постоянном повышении качественных требований;

систематически развивать учебно-производственную самостоятельность учащихся, навыки и привычки самоконтроля;

научить применять передовые приемы и способы ремонта КШМ;

воспитать ответственное отношение к порученному делу;

воспитать принципиальность в выполнении правил ТБ.

Тип урока: усваивание и закрепление новых знаний, умений, рабочих навыков.

Метод проведения уроков: беседа с созданием проблемно - операционной конкретной ситуации. Самостоятельное выполнение работы.

Оснащенность урока: инструкционные карты, технологические карты,

карточки-задания, контрольные вопросы, контрольные

задачи, набор слесарный автомобильный, компрессор,

лекальная линейка, набор щупов, лента-щуп,

круглогубцы, надфили, правильный ключ, таблицы

типичных ошибок, тиски, стетоскоп, съемники,

индикатор, приспособления для чистки поршневых

канавок от нагара, микрометр, приспособления для

правки шатуна, металлический стержень, пассиметр.

План-конспект

Деятельность

Средства

обучения


Мастера

учащихся

I.

Организационная часть:

1.




2.

Проверяет явку учащихся и регистрирует отсутствующих в журнале.

Проверяет внешний вид учащихся.

Вопрос: Какие требова-ния предъявляются к спецодежде автослесаря?


Ответ: спецодежда автослесаря состоит из комплекта - куртка (халат) из хлопка, хлопчатобумажная пилотка, хлопчатобумажные рукавицы. Пуговицы должны быть застегнуты, завязки на рукавах завязаны, волосы убраны под пилотку.



II.

Вводный инструктаж:

1.

Актуализация опорных знаний:


Проводит опрос:

Вопрос:

1. Перечислите дефекты деталей кривошипно-шатунного механизма, которые вы изучали на уроках спецтехнологии.



2. По каким признакам можно определить неисправность кривошипно-шатунного механизма?

3. Перечислите причины возникновения неисправностей КШМ.


4. Назовите детали, входящие в КШМ.

Отвечают на вопросы:

Ответ:

1. Дефектами деталей кривошипно-шатунного механизма являются: нарушение плоскостности прилегания блока цилиндров к головке и к поддону картеру; нарушение цилиндричности гильз, чрезмерные зазоры между поршнем и цилиндром, нарушение зазора в замке поршневых колец, нарушение овальности шеек, износ подшипников.

2. Признаками неисправности КШМ являются: падение мощности ДВС, чрезмерный расход ГСМ, стуки.

3. Причинами преждевременного выхода из строя деталей кривошипно-шатунного механизма являются: применение некачественного топлива, применение некачественных смазочных материалов, перегрузка, перегрев.

4. КШМ состоит из: коленчатого вала, поршневой группы, шатуна. Маховика, шестерни коленчатого вала и блока цилиндров.


2.

Сообщение темы и целей урока:


Тему, цели, план урока, основные термины записывает на доске.

Слушают, записывают тему урока.


3.

Формирование новых знаний, приемов и способовдействий:


Вопрос:

На какие технологичес-кие операции делится ремонт деталей КШМ?

Ответ:

Ремонт деталей КШМ делится на девять этапов:

1-диагностика;

2-разборка;

3-мойка;

4-обезжиривание;

5-контроль, сортировка;

6-подбор необходимых деталей, замена новыми вышедших из строя деталей;

7-устранение неисправностей и дефектов;

8-комплектовка;

9-сборка.


4.

Последовательное объяснение и демонстрация правил выполнения:


1) диагностики двигателя (замер компрессии, прослушивание стетоскопом, внешний осмотр двигателя);

2) разборки двигателя;

3) мойки и обезжири-вания двигателей КШМ (в керосине);

4) контроль и сортировка деталей двигателя (определение шероховатостей поверхностей прилегания блока цилиндров к головке цилиндров и поддону картеру, при помощи ле-кальной линейки и набо-ра щупов; замер зазоров между поршнем и цилиндром; замер цилиндричности гильз при помощи ленты щупа; замер шеек коленвала при помощи микрометра);

5) устранение дефектов деталей КШМ (замена вкладышей, подбор поршней по цилиндрам, замене вала, притирка поршневого кольца в замке, запрессовка поршневого пальца в поршень);

6) сборка КШМ.

Слушают, наблюдают, участвуют в разборке операций, знакомятся с новыми приборами, приспособлениями, инструментом.


5.

Разбор проблемных ситуаций.


Определение утечки воздуха из-под поршне-вых колец. Что необхо-димо выполнить для определения утечки воз-духа из-под поршневых колец?

Затруднение. Для определения утечки воздуха из-под поршне-вых колец необходимо приме-нить стетоскоп и прослушать ДВС в месте расположения поршневой группы, наличие шу-ма будет говорить об утечке воз-духа из-под поршневых колец.


6.

Разбор типичных ошибок:


Показывает повторно операции, при которых более часто допускаются ошибки:

замер овальности и ко-нусности шеек коленча-того вала;

затяжка гаек болтов шатунных и коренных

подшипников при помо-щи динамо- метрическо-го ключа;

сборка поршней с пор-шневыми пальцами.

Наблюдают, принимают участие, по желанию, в выполнении технических операций.


7.

Закрепление вопросов вводного инструктажа:


Вопрос:

1. Проведите, сопровож-дая объяснениями, диаг-ностику ДВС.

2. Определите ремонто-пригодность поршня и шатуна внешним осмотром.

3. Определите гильзу на

овальность и конус- ность и сравните данные с техноло-гической картой.

Ответ:

1. Учащиеся, при помощи стетоскопа и компрессометра

определяют неисправности ДВС.

2. Учащиеся, проводя внешний осмотр определяют нет ли повреждений, забоин, вмятин.

3. Учащиеся, при помощи ленты-щупа пассиметра определяют гильзу на овальность, замерив гильзу по диаметру в трех местах.

Стетоскоп, компрессометр



Пассиметр, лента-щуп.


.

Пробное выполнение способов и приемов работы учащимися:


Наблюдает за учащимися.

Корректирует их действия.

Упражняются в выполнении пробных операций, приме-няемых при диагностики и ремонте КШМ.


IV.

Выдача заданий учащимся и распределение их по рабочим местам:


Выдает задания.

Закрепляет учащихся по рабочим местам.

Объясняет последо-вательность выпол-нения упражнения.

Определяет время на

выполнение данного

упражнения.

- Получают задания

Занимают, закрепленное

мастером место.

Получают рекомендации по выполнению данного упражнения, технологическую документацию.


V.

Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование:


Проводит текущее инструктирование с целью:

- проверить содержание рабочих мест;

- проверить соблюдение правил техники безопасности;

- проверить последова-тельность выполнения диагностики и ремонта деталей КШМ;

- наблюдать за рацио-нальным использованием рабочего времени;

- проверять взаимоконтроль;

- побуждать учащихся к самоконтролю, обеспечить высокое качество их работы;

- оказать помощь в затруднениях;

- переместить учащихся по рабочим местам согласно графика.

Выдает дополнительные задания учащимся, вы-полнившим свои основ-ные производственные задания.

Выполняют диагностику двигателя и ремонт деталей КШМ в соответствии с инструктивными указаниями. Работают по карточкам-заданиям.

Инструкционные

и технологические карты, таблицы типичных оши-бок, набор слесар ный автомобиль ный, компрессо-метр, лекальная линейка, набор щупов, лента-щуп, круглогуб-цы, надфили, пра вильный ключ и плита, тиски, стетоскоп, съем-ники, индикатор, приспособление для чистки порш-невых канавок от нагара, микро-метр, приспособ-ление для провер Ки шатуна, метал лический стер-жень, пассиметр.

Карточки-задания


V.

Заключительный инструктаж:


Проводит :

  1. Анализ проведенного урока.

  2. Беседа с учащимися, разбор типичных оши-бок, нарушение ТБ.

  3. Повторный показ трудовых приемов.

  4. Повторение основных

сведений из спецпред-метов.

Разбирают ошибки, занимают-ся поиском путей их устранения.

Анализируют выполнение своих работ.


V.

Уборка рабочих мест:


Принимает документа-цию, инструмент.

Сдают документацию, инструмент. Убирают рабочее место.


V.

Домашнее задание:


Выдает домашнее задание:

Повторить ремонт КШМ по учебнику "Устройст-во, техническое обслу-живание и ремонт автомобилей" Учебник для средних проф.-техн.училищ. М., "высш. Школа", 1975 §§ 144.

Записывают домашнее задание.

конспекты


Инструкционная карта


Блок цилиндров: ремонт и техническое обслуживание блока цилиндров автомобиля ЗИЛ-508-10

п/п

Наименование операций

Составляющие приемы

1

Чистка масляных каналов

Выворачиваем торцевые пробки продольной масляной магистрали блока и смазочных каналов толкателей. Прочищаем каналы гидравлическим способом.

2

Проверка герметичности системы охлаждения блока цилиндров

Проводится гидравлическим способом при давлении воды 0,3МПа (3,0 кгс/см2). При испытании следует обратить особое внимание на отсутствие течи через уплотнения в зазоре между нижней частью гильзы и блоком.

3

Проверка плоскостности прилегания блока к головке цилиндров и к картеру

Допуск неплоскостности поверхности от переднего и заднего торцов блока составляет 0,1мм; поверхности прилегания масляного картера - не более 0,15мм по всей длине и 0,04мм на длине 50мм; поверхности прилегания головок цилиндров не более 0,15мм по всей длине и 0,03мм на длине 50мм. Отклонение от плоскостности проверяют лекальной линейкой и наборов щупов, располагая линейку на плоскости и измеряя щупом зазоры между линейкой и плоскостью.

4

Изменение внутреннего диаметра гильз

Проводится в двух взаимно перпендикулярных плоскостях (вдоль оси коленвала и перпендикулярно к ней), а также в трех поясах по высоте блока. На рис. а показано измерение диаметра гильзы, выпрессованной из блока цилиндров двигателя, на рис. б - измерение внутреннего диаметра непосредственно в блоке цилиндров. На рис. С приведена схема измерения диаметра гильзы в одном из поясов. Измерение проводится пассиметром, установленным на размер 100-150мм. Для обеспечения точности размера желательна постоянная температура окружающей среды 17-23оС

Максимально допустимый износ гильз цилиндров - 0,4мм. При наличии такого износа гильзу следует выпрессовать и направить в ремонт для расточки под ремонтный размер или заменить новой, выпускаемой заводом в комплекте с поршнем и кольцами.

5

Изменение овальности и конусности новой гильзы, шероховатости поверхности гильзы

Все гильзы цилиндров одного блока должны иметь размеры в пределах одного ремонтного размера. Допуски овальности и конусности новой гильзы должны быть не ниже R-0,32 мкм при отсутствии плосковершинного микрорельефа или R - 0,63-1,00 мкм с плосковершинным микрорельефом. Гильзы цилиндров, диаметры которых больше критического - 101,96 мм, ремонту не подлежат.

6

Запрессовка гильзы.

Запрессовывают при помощи приспособления показанного на рисунке.

7

Установка гильзы в блок.

После установки в блок опорный фланец гильзы должен выступать над верхней плоскостью блока на 0,025-0,200 мм.

8

Уплотнение гильзы, проверка уплотнений на герметичность.

Нижняя часть гильзы уплотняется двумя резиновыми кольцами. Герметичность этих колец надо тщательно проверить водой под давлением 0,3 МПа (3,0 кгс/см2)

9

Измерение зазора между гильзой и вставкой.

Осуществляется щупом толщиной 0,03 мм, шириной 10 мм, длиной 200мм. Если щуп входит в этот зазор на глубину до 15 мм - гильза пригодна к эксплуатации, более 15 мм - бракованная.

10

Очистка гильз от слоя накипи, подвергнутые коррозии и нагара.

Способы очистки:

механический - косточковой крошкой в специальной установке;

химический - выдержка гильзы в 5% - ном растворе триполифосфатонатрия в ванне;

электрический - мойка гильз в расплаве щелочи на ОН (93%) и соли НАСЕ (7%) при

пропускании постоянного тока напряжением 6 В и плотностью 8А на 1 дм2 площади

очищаемой поверхности. Температура расплава должна быть 50оС, время выдержки

гильзы 8-10 мин с последующей промывкой в холодной воде.

Способ применяется по выбору.



Инструкционно-технологическая карта

Кривошипно-шатунный механизм и блок цилиндров: ремонт и техническое обслуживание двигателя ЗИЛ 508.10

п/п

Наименование выполняемых работ

Инструменты, приборы и приспособления при ремонте и ТО КШМ и блока

Время на выполнение работ

1

Диагностика двигателя:

замер компрессии; (прогретом ДВС 0,7

МПа

прослушивание;(рис.) на прогретом

внешний осмотр. При t охл. Жидкости К-80


компрессометр

стетоскоп


15

2

Разборка двигателя:

демонтаж свечей;

демонтаж газовых трубопроводов;

демонтаж крышки головок цилиндров;

демонтаж осей коромысел, штанг и

толкателей;

демонтаж головки цилиндров;

демонтаж масленного картера;

демонтаж поршней с шатунами в сборе;

демонтаж шкива коленчатого вала и

крышки

распределительных шестерней;

демонтаж коленвала;

демонтаж распредвала;

демонтаж картера сцепления.


отвертки, торцовой ключ на 19, деревянный

молоток;

торцовой ключ 17, метал. стержень;

угловой торцовой ключ на 17, отвертка;

отвертка, торцовой ключ на 12;

отвертка, деревянный молоток, вороток,

торцовой ключ 46, деревянная оправка,

трехзахватный съемник модели И 803.05.00,

деревянный молоток;

торцовой ключ на 46, керн;

рожковой ключ на 17, приспособление И 803.05.000

подземное уст-во накидной ключ на 17, 14



60

3

Мойка деталей КШМ:

стальные и чугунные детали (блок

цилиндров, маховик, коленвал, шатуны,

коренные и шат. подшипники, шестерня);

алюминиевые поршни);

полость охлаждения.


содовый раствор (1,5-2,0%) с добавлением 0,2-0,3

нитрата натрия, остальное вода;

1%-ый раствор триэтаноламина или чистую воду;

раствором (20 кг технического трилона на 1 л воды).


4

Контроль и сортировка деталей КШМ:

коленвал (измерение диаметра шеек,

измерение радиального биения шеек);

шатун (проверка в сборе с крышкой);

поршни (измерение зазора в замке

поршневого кольца, измерение зазора

между кольцом и канавкой поршня,

проверка упругости поршневых колец,

измерение зазора между цилиндрами и

поршнем).


микрометр, индикатор;

приспособления;

микрометр, гипкая лента, лента-щуп толщиной 0,08

мм, шириной 10-13мм, длиной 200мм.


70

5

Ремонт деталей КШМ и блока цилиндров:

а) блок цилиндров (шлифовка поверхности

прилегания, чистка гильз, замена гильз);

б) поршни (снятие поршневых колец, снятие

стопорного кольца, очистка канавок от

нагара, подбор поршня к гильзе,

выпрессовка и запрессовка поршневого

кольца)

шатуны (правка);

подшипники коленвала (замена);

маховик (шлифование).

шлифовальная шкурка, надфиля, шлифовальный

станок;

приспособление модели 2479, круглогубцы, тиски,

пресс;

ручной пресс;

торцовые ключи 19-коренные, 17-шатунные;

шлифовальный станок.


60


15

6

Сборка КШМ

Отвертки, ключи 17,19,46

180






Таблица типичных ошибок при ремонте КШМ


п/п

Характеристика ошибок

Основные причины

Способы предупреждения и устранения

1

Замки поршневых колец, стоят в одной плоскости.

Неправильная установка поршневых колец

Поршневые кольца необходимо устанавливать, чтобы замки поршневых колец находились на противоположной стороне относительно друг друга под углом 120о.

2

Не герметичность блока с гильзой блока с гильзой

Неправильная установка уплотненного резинового кольца

При установке на гильзу уплотненного резинового кольца необходимо следить за тем, чтобы кольца при укладке их в кольцевые канавки гильзы не скручивались; осторожно вставить гильзы в блок, не допуская среза уплотнительных колец об острые кромки расточек в блоке.

3

Перекрыт масляный канал, подшипник работает без смазки.

Неправильная установка верхних и нижних вкладышей коренного подшипника.

При установке нижних половинок вкладышей в постели крышек коренных подшипников, необходимо внимательно следить, чтобы не перепутать верхние и нижние вкладыши заднего коренного подшипника, т. к. верхние имеют отверстия для отвода масла, что способствует смазыванию подшипников.

4

Царапины канавок под поршневые кольца.

Очистку канавок под поршневые кольца провели не предназначенным для этого предметом.

Очистку канавок поршневых колец от нагара выполняют специальным приспособлением. Удалять нагар тщательно и осторожно, чтобы не повредить поверхности канавок. Нагар из маслоотводящих отверстий удаляется металлическим стержнем или сверлом диаметром 3мм.

5

Диаметр гильзы не соответствует действительному.

Ошибка при выполнении измерения внутреннего диаметра гильзы.

Измерение проводится в двух взаимоперпендикулярных плоскостях (вдоль оси коленвала и перпендикулярно к ней), а также в трех поясах по высоте блока измерения проводится пассиметром, установленным на размер 100-150 мм. Для обеспечения точности желательна t окружающей среды 17-23оС.

6

Зазор между поршнем и цилиндром не соответствует действительному.

Измерение выполнено с ошибкой.

Поршни к цилиндрам надо подбирать так, чтобы зазор между стеной цилиндров и юбкой поршня бал 0,03-0,05 мм. Зазор определяют лентой-щупом толщиной 0,08 мм, шириной 10-13 мм и длинной не менее 200мм. Лента-щуп протягивается через зазор между поршнем и цилиндром при неподвижном поршне с усилием 25-45 Н. при этом лента-щуп должна находится в плоскости перпендикулярна оси отверстия поршневой палец, а поршень должен быть обращен днищем вниз.













Карточка-задание №1


  1. Проведите замену вкладышей, не вынимая коленчатого вала из постелей.

  2. Назовите прибор, применяемый при этой операции. Прокомментируйте свои действия.




Карточка-задание №2


Пользуясь справочной таблицей, определите:


  1. Толщину вкладышей, если размер вкладышей будет номинальный.

  2. Диаметр юбки (в полости, перпендикулярной оси пальца), если размер поршня будет иметь номинальный размер, а группа размера будет соответствовать группе Б.

  3. диаметр отверстия в поршне под палец и его размер, если бобышка окрашена в зеленый цвет.


Карточка-задание №3


1. Проведите замер внутреннего диаметра гильзы.

2. Назовите прибор, применяемый при этой операции. Прокомментируйте свои действия.



Карточка-задание №4

Пользуясь технологической картой, найдите ошибку.

Допуск неплоскостности поверхности переднего и заднего торцов блока составляет 0,1мм, поверхности прилегания масляного картера - не более 0,45мм по всей длине, 0,04мм на длине 50мм; поверхности прилегания головок цилиндров не более 0,15мм по всей длине и 0,03 на длине 50мм.

© 2010-2022