Дополнительная общеобразовательная программа Фольклор детям

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации города Иванова

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества № 3



Согласовано

с методическим советом

МБУ ДО ДДТ № 3

Протокол №____

от ____ _________ 20__ г.

Утверждаю

директор МБУ ДО ДДТ № 3

_________ М.А. Зверева

Приказ № ___

от ____ _________ 20__ г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Направленность: художественная

«Фольклор детям»






Срок реализации программы: 5 лет

Возраст обучающихся: 6-15 лет


Автор - составитель:

педагог дополнительного образования

Хоботова Вера Николаевна








Иваново 2015

В программу вносились изменения и дополнения в разделы:

2013 год - Календарно - тематический план,

Мероприятия по ТБ и ОТ, грамоты, благодарности.

2014 год - Календарно - тематический план,

Приложение: нормативно - правовые документы,

план работы с родителями,

план мероприятий по гражданско - патриотическому воспитанию, план мероприятий по безопасности.



2015 год - Календарно - тематический план, достижения

коллектива.

Приложение: нормативно - правовые документы,

календарно-тематический план, план воспитания и

социализации обучающихся.







Содержание

1.Пояснительная записка 3

2.Методическое обеспечение программы ...7

3.Учебно-тематический план……………………………………………………19

4.Содержание тем программы………………………………………………….. 25

5. Список литературы…………………………………………………………… 36

6.Приложение:…………………………………………………………………… 38

План методической работы

План воспитания и социализации обучающихся

План работы с родителями

План мероприятий по безопасности

План мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию

Репертуар





















"Поселяйся там, где поют. Те, кто поют - худо не думают"
Народная мудрость


  1. Пояснительная записка


Современная педагогика призвана пробуждать в детях интерес к народной культуре, приобщать их к творчеству, учить дорожить уникальным состоянием, оставленным нам предшествующими поколениями; нести родниковую чистоту народного искусства и творчества во имя духовного возрождения России.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что народная песня обладает и воспитательной, и художественной ценностью. Она не перестаёт восхищать и удивлять нас глубоким содержанием, совершенной формой, современностью. Простота построения мелодий, яркая образность, юмор - все это и многое другое вызывает желание петь даже у самых застенчивых детей. И, как следствие, раскрепощает их, порождая положительные эмоции. Но самое важное - то, что знакомство с народными мелодиями, участие в праздниках, обрядах пробуждают у детей интерес к национальным традициям и ко всей русской истории в целом.

Новизна программы «Фольклор детям» состоит в том, что она позволяет охватить русский фольклор как целостное явление через изучение народных песен.

Востребованность и актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности. Настоящая программа отличается тем, что музыкально - фольклорные знания и умения систематизируют теорию и практику с учетом основ современной

дидактики и возрастной психологии детей, включают национально-региональный компонент и направлены на решение задач общеобразовательной школы в условиях модернизации системы образования.

Данная образовательная программа рассчитана на любой социальный статус детей имеющих различные интеллектуальные, художественные и творческие способности.




Творческие достижения ансамбля


Фольклорный ансамбль «МАХОНЯ» принимал активное участие в многочисленных районных, городских, региональных и всероссийских конкурсах.


  • Выступали с лучшими коллективами города, являясь участником концертов.

  • Постоянные участники музыкального фестиваля «Мир поющего детства»

  • Участники всероссийской конференции по народному творчеству (мастер - класс) имени Татьяны Пегиловой.

  • Лауреаты 1 степени (номинация «фольклор») на городском конкурсе «ОРФЕЙ»

  • Дипломанты 2 степени всероссийского конкурса «Роза ветров», Москва-Рыбинск - транзит.(2009г)

  • Лауреаты 1 степени областного конкурса «Золотой ключик»2009г.

  • Диплом «за высокий уровень исполнительского мастерства народных песен» в городском фестивале национальных культур 2009г.

  • Лауреаты 2 степени регионального фестиваля «Ивановские напевы» 2010г.

  • Лауреаты 1 степени городского конкурса «Орфей» 2011г.

  • Лауреаты 3 степени всероссийского конкурса «Роза ветров» - Москва-Кострома-транзит 2011г.

  • Диплом лауреатов городского фестиваля национальных культур «Огни дружбы» 2012г.

  • Городской конкурс «Мелодии детских сердец» (2 дипломанта,2 диплома лауреатов) 2012г.

  • Городской конкурс «Орфей дебют» (1 диплом 1 ст., 2 диплома лауреата 3 ст.) 2013г.

  • Открытый фестиваль патриотической песни «Россия начинается с тебя» (диплом лауреата) 2013г.

  • Конкурс на соискание гранта Департамента образования для творческих коллективов образовательных учреждений Ивановской области. (диплом лауреата 3 ст.) 2012г.

  • Областной фестиваль «Звездный хоровод» г. Комсомольск (4 диплома 1 ст., диплом 2 ст., диплом лауреата 1 ст.) 2013г.

  • Региональный конкурс-фестиваль юных вокалистов «Весны звенящая капель» (диплом лауреата 1 ст.) 2013г.

  • Региональный этап Всероссийского фольклорного конкурса (3 диплома лауреатов 2 ст., 2 диплома лауреатов 1 ст.) 2013г.

  • Всероссийский фестиваль «Играй рожок» г. Обнинск 2012г. (3 диплома 1 ст., 1 диплом лауреата 3 ст.)

  • Международный фестиваль «Золотое кольцо» г. Суздаль (3 диплома лауреата 2 ст., 2 диплома лауреата 1 ст.) 2013г.

  • Гала концерт лауреатов Межрегионального фестиваля «Июньская карусель» г. Гав Посад (диплом и памятный подарок) июнь 2013г.

  • Областной фестиваль «Новолетие на земле Ивановской» - диплом лауреата 2013г.

  • Международный фестиваль-конкурс «Звезда Ополья» г. Владимир - (ансамбль - лауреат 2 степени, солисты: дипломы 1 2 ст., диплом лауреата 3 ст.) ноябрь 2013г.

  • Городской конкурс «Мелодии детских сердец» (солисты - диплом 3 ст., дипломы лауреатов 2,3 ст.) октябрь 2013г.

  • Городской фестиваль национальных культур «Фестивальные огни дружбы» - (солистка - диплом лауреата) ноябрь 2013г.

  • Городской конкурс «Маленькая звезда серебряного города» (солист - диплом лауреата) октябрь 2013г.

  • Городской конкурс «Орфей» - (солистка диплом 2 ст.) 2014

  • Межрегиональный конкурс «Июньская карусель» - лауреат 3 ст.

  • Всероссийский конкурс «Играй гармонь» 2014 - диплом 2 ст.

  • Областной конкурс «Фактор таланта» - (солист лауреат 3 ст.)

  • Областной конкурс «Славим Россию» - диплом 1 ст., лауреат 2 ст.

  • Международный конкурс «Душа России - Кострома» 2014 - лауреат 2 ст., лауреат 3 ст., 2 диплома 2 ст.2 , диплома 1 ст.

  • Международный конкурс «Звезда Ополья» 2014 - лауреат 2 ст., лауреат 3 ст., диплом 1 ст., диплом 2 ст.

  • Городской фестиваль-конкурс национальной и патриотической песни «Мелодии детских сердец» 2015г. - 2 диплома лауреата 1ст., диплом лауреата 3ст.

  • Городской конкурс «Орфей» 2015г. - дипломы лауреатов 1 и 2 ст.

  • Областной конкурс-фестиваль «Звездный хоровод» 2015г. - диплом лауреата 2 ст.

  • Областной фестиваль национальных культур «Диалог культур» «К миру и согласию»

  • Региональный этап Всероссийского фольклорного фестиваля «Хоровод традиций» - лауреат 2 ст.

  • Межрегиональный конкурс-фестиваль фольклорных программ «Июньская карусель» 2015г. - диплом лауреата 3 ст.

  • 6 Межрегиональный фестиваль молодежных общественных объединений регионов Центрального федерального округа «Увлечения»

  • Международный конкурс «Звезда Ополья» 2015 - диплом 1 ст., диплом лауреата 2 ст.

  • Международный конкурс «Золотое кольцо»2015г. - диплом лауреата 2 ст., 2 диплома лауреата 3 ст.


Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, для формирования его нравственно-личностных качеств, высокой коммуникативной культуры, приобщения к ценностям народной культуры, дальнейшей профориентации.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • обучение основам нотной грамотности;

  • обучение передаче формирования навыков образно-эмоционального строя музыкального произведения;

  • обучение основам певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;

  • формирование специальных знаний по предмету;

  • знание народной культуры, традиций и обрядов;

  • профессиональное самоопределение учащихся в области народного пения, подготовка наиболее одарённых учащихся к поступлению в музыкальные средние и высшие учебные заведения.

Развивающие:

  • развитие музыкального слуха: мелодического и гармонического;

  • развитие чувства ритма;

  • развитие памяти и внимания;

  • развитие эмоциональной восприимчивости, образного мышления, творческих способностей;

  • развитие творческого потенциала ребёнка, его познавательно-творческой активности.

Воспитательные:

  • воспитание собранности и дисциплины;

  • формирование навыков сценической культуры;

  • воспитание чувства коллективизма;

  • воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры;

  • воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;

  • приобщение детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, истокам русской народной культуры;

  • воспитание у обучающихся гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества.


Для решения поставленных задач используются следующие методы:


  • общепедагогические:

    • репродуктивный (вербальный и невербальный);

    • проблемно-поисковый;

    • креативный (творческий).

  • музыкального воспитания:

      • индивидуальный;

      • ансамблевый.

Обеспечивают реализацию основных целей, задач программы, следующие педагогические принципы:


  • принцип открытости процесса образования, его многообразие и содержательность требуют обращения к достижениям отечественной культуры;


  • принцип вариативности обучения с учётом личностных особенностей предполагает обеспечение индивидуальной образовательной траектории каждому обучающемуся;


  • принцип субъективности образования предписывает ориентацию на максимальную активизацию субъектной позиции личности и формирование её опыта самопознания, самообразования и самореализации;


  • принцип гуманистической ориентации воспитания требует добровольности включения ребёнка в ту или иную деятельность;


  • принцип эвристической среды означает доминирующие творческие начала при организации образовательной деятельности, при этом творчество рассматривается как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Все вышеуказанные принципы деятельности фольклорного ансамбля «Махоня» прошли испытание временем и стали необходимой частью жизни педагогов и обучающихся.


2. Методическое обеспечение программы

Данная программа рассчитана на 5 лет обучения.

В освоении детьми основ народного искусства выделяют четыре основных этапа

Первый этап - 1й год обучения - этап «вхождения» в народное искусство, первого практического знакомства с ней.

Основными видами деятельности детей на занятиях фольклором являются: слушание, восприятие, игры (музыкальные, словесные), пение. Кроме того, они впервые знакомятся с народным календарем (по временам года), народными обычаями и обрядами.

Второй этап - 2й год обучения - направлен на интенсивное освоение фольклорных традиций. На этом этапе уделяется большое внимание Ивановскому фольклорному материалу, указывается связь культурных традиций Иваново с культурой Отечества, выявляется специфика и единство. Обряды для ребенка - это, прежде всего, встреча со сказкой.

Третий этап -3й год обучения. На этом этапе у детей появляется более точное определение и стабилизация интересов, поэтому этот этап условно называется «творческое самоопределение» ребенка в одном из видов народного творчества, наиболее соответствующих его наклонностям, способностям и желаниям.

Четвертый этап - 4й год обучения. В образовательном процессе ведущая роль отводится сотворчеству, освоение креативных приёмов и форм взаимодействия «с собой и с другими».

Пятый этап - 5-йгод обучения. Развитие Я-концепции, рефлексивная позиция обучающихся. Это приводит к профессиональному самоопределению личности.

Перевод с этапа на этап осуществляется по творческому результату. Маленький по возрасту, или же с недостаточными способностями, но трудолюбивый и не желающий уходить из коллектива ребенок может заниматься на одном этапе дольше обычного. И, наоборот, кто-то из одаренных детей может заниматься не на первом этапе, а сразу на втором.

Программой предусматривается свободная, открытая и гибкая система определения в группы.

Соответственно программе, проводятся различные формы занятий, но каждое занятие имеет обязательные составные части.

Примерный план практического занятия

  • Создание мотивации. Целеполагание.

  • Распевание - комплекс разнообразных упражнений, готовящих к освоению материала, отрабатывающих различные исполнительские и творческие приемы.

  • Разучивание нового материала. Знакомство с произведением в исполнении руководителя или в записи. Краткая беседа о содержании песни, ее стилевых и жанровых особенностях. Разучивание отдельных хоровых партий, сведение их вместе.

  • Работа с выученным материалом, повторение, отработка отдельных исполнительских приемов.

  • Творческие задания - работа по импровизации и варьированию поэтического текста, напева, движений; постановочная работа и т. п.

  • Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Формы занятий:

Занятие - игра. Проигрывание игр-песен, игр народов России.

Занятие - беседа. Изложение теоретических сведений, иллюстрируя их примерами, наглядными пособиями. Беседа об истории народной культуры, обрядах и обычаях.

Практические занятия.

Разучивание песен, игр, осваивание основ хореографии, игра на народных инструментах.

Занятие - постановка. (Репетиция)

Отработка концертных номеров, развитие актерских способностей.

Занятие - концерт. Выступление со своей программой.

Выездное занятие.

Посещение концертов, музыкальных фестивалей, конкурсов.

Открытое занятие.

Показ методической работы преподавателя перед зрителем (педагоги - коллеги, администрация)

Самостоятельная работа.

Выполнение детьми творческих заданий. Создание игровых образов, самостоятельный выбор средств для передачи образов, пение импровизаций, подготовка домашних заданий.

Индивидуальное занятие. Работа над постановкой голоса.

Занятие - экскурсия. Посещение концертов, музыкальных фестивалей, спектаклей, выставок и т.д.

Этапы обучения:

1 этап - организационный. На этом этапе упор делается на пробуждение и формирование мотивации. Это должно привести к развитию любознательности и выработке стойкого познавательного интереса, который затем перерастает в активный интерес. На данном этапе происходит также формирование и сплочение группы.

2 этап - развивающий. На этом этапе расширяются и формируются познания, развиваются музыкальные способности и начинает проявляться мотивация саморазвития и самовоспитания.

3 этап - обобщающий.

4 этап - закрепляющий. На данном этапе формируются и закрепляются практические навыки и умения, получают дальнейшее развитие творческие способности. У обучающихся проявляется творческая активность.

5 этап - итоговый. На этом этапе развиваются и совершенствуются приобретённые знания, умения и навыки и реализуются в творческой деятельности.

В работе над учебным материалом используются разные методы обучения: наглядно-образовательный, практический, словесный, игровой, демонстрационный.

Формы обучения: групповая, индивидуальная.

Методика обучения

Выбор методов обучения зависит от учебных целей и задач, от возраста и здоровья обучающихся, их творческих способностей. В основу методов обучения положен личный творческий и жизненный опыт педагога с учётом современных дидактических принципов, форм и методов преподавания, указанных общей педагогикой.

Необходим правильный отбор методов, прежде всего повышающих детскую познавательную и эмоциональную активность, а также создание такой развивающей среды, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры.

Работа в ансамбле основывается на русских обрядовых праздниках.

Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю - я узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.

В коллективе есть разработки календарных, обрядовых праздников: («Пришла Коляда - отворяй ворота»; «Свет Христово Рождество»; «Широкая масленица»; «Красная горка»). Это праздники, которые дают представление о быте, обычаях народа. «Проигрывая» их, ребенок чувствует себя участником событий, которые происходили много лет назад с их прабабушками и прадедушками. Многие считалки, прибаутки, которые используются в сценариях этих праздников, развивают дыхание, способствуют развитию дикции, формируют через слово национальный характер мышления ребенка.

В работе с детьми нужно постоянно создавать игровую ситуацию. Фольклорные игры выделяются гармоничным соединением практической педагогики, искусства и физической культуры. Традиционные игры типа «зайчик», «козлик» и другие не содержат в себе особых трудностей для восприятия и усвоения. Они и стали начальным этапом народно-песенной культуры в работе ансамбля. Каждой возрастной группе соответствует близкий ей круг образов, эмоций, представлений, привычек, а также уклад жизни ребенка и окружающая его среда. Для старших ребят вводятся игры-песни: «Махоня», «Кострома», гадальные «Перстень», «Чье кольцо?».

Переплетаясь с играми, народной инструментальной музыкой, сказками, танцами, находясь с ними в самых разнообразных связях, народная песня воспринимается как синтез искусств.

Образовательная деятельность осуществляется по типовым методикам детских народно-певческих коллективов.

Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание. В его систему входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяженного, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора.

Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания, оно регулярно проводится в начале занятий и помогает быстрой слуховой организации коллектива, собиранию внимания певцов, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат. Основной материал для распевания песенный, но большую роль играют и специальные упражнения.

На занятиях навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу от простого к сложному. Как это принято в народной традиции устной передачи фольклора, разучивание и исполнение песен и упражнений должны происходить «на слух», с голоса руководителя. При таком разучивании и исполнении внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса и звучание партии, ансамбля в целом, развивают свободу вокального интонирования. Фортепиано или баян используются (по мере возможности) минимально: для настройки, для уточнения трудного места в партитуре.

Ввиду специфики народного пения и особенностей детского голоса особо следует рассмотреть методы и приемы использования в занятиях с детьми специальных вокально-хоровых упражнений. Певческие навыки также формируются и в процессе работы над разучиваемыми песнями. В работе над отдельными певческими навыками: дыханием, звуковедением, дикцией, манерой пения - необходимо пользоваться как коллективными, так и индивидуальными методами. Только овладев вокальными навыками, певец получает характерные черты звучания народного голоса - это естественный «близкий» звук; дикцию, близкую к разговорной речи; плотное грудное звучание, естественное головное резонирование, без сильного прикрытия голоса. Хороший народный голос всегда отличается ярким, звонким, светлым звучанием.

В основу обучения заложены современные педагогические принципы, во многом отличающиеся от традиционной авторитарной общеобразовательной педагогики:

  • Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера, также ориентироваться на высшие общественные понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству. Внедрение принципов гуманизации образования позволяет развить в детях силу добра, необходимости постоянного духовно-нравственного, физического и эстетического совершенствования.

  • Широкое привлечение игрового метода, интереса как фактора свободы обучения.

  • Интеграция различных видов искусств (музыки, хореографии, фольклорного театра, народных ремесел) при опоре на фольклор.

В организации педагогического процесса, используются также следующие принципы:

1.Принцип дифференциации, т.е. создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, селе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

  1. Принцип интегративности. С целью реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками организовывается педагогический процесс на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические.

  2. Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум понятиям прошлого (давным-давно) и настоящего (в наши дни). Это обусловлено информированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.

  3. Принцип системности. Подразумевает четко спланированную систему: занятий, бесед, экскурсий, игр, объединенных общей целью, проблемой.

  4. Принцип поэтапности. Система строится на основе перехода от простого к сложному, то есть каждый этап является базой для перехода к следующему.

  5. Принцип доступности. Подразумевает подачу материала в понятной форме, с учетом возрастных возможностей детей.

При организации педагогической работы с детьми по развитию познавательной активности в процессе ознакомления с социальной действительностью обращается особое внимание на следующие направления:

  • Воспитание любви к родному краю, городу, селу, к дому, к семье;

  • Развитие потребности в активном творческом преобразовании окружающего мира;

  • Обращенность на других людей, через самоутверждение развития самосознания и самооценки.

Воспитательная и развивающая деятельность

Основная цель: воспитание интеллектуальной личности сформированными нравственными качествами, способной к самосовершенствованию и творческому преобразованию окружающего мира.

Воспитательные задачи:

1.Формирование целостной и научно-обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей

2.Развитие творческих способностей;

3.Формирование гуманистического отношения к окружающему миру;

4.От воспитания к любви к родной школе, отчему краю, к формированию гражданского самосознания;

5.Формирование стремления к здоровому образу жизни.

Принципы реализации воспитательной системы:

Первый принцип - заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру.

Второй принцип - совместной деятельности детей и взрослых.

Третий принцип - целесообразности

Четвертый принцип - творческого отношения к делу.

Развивающая деятельность является неотъемлемой частью всего процесса обучения и воспитания. Важнейшей задачей является развитие творческой личности, знающей свою культуру. В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, посещение выставок, музеев, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.

На занятиях решается одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребёнка.

Занимаясь в ансамбле, у детей развиваются музыкальные способности: слух, чувство ритма, восприимчивость музыки и т.д. Обучающиеся приобретают специальные умения, навыки:

  • Владение основами правильного певческого дыхания;

  • Умение слушать музыку и друг друга;

  • Навык держаться перед зрителем;

У обучающихся развиваются психические процессы: память, внимание, мышление. Занятия требуют концентрации внимания, устойчивости, его распределения. В результате у участников ансамбля формируются необходимые качества личности, такие как уверенность в себе, успешность, собранность, ответственность.

Условия набора детей

Возраст обучающихся фольклорному искусству в системе дополнительного образования от 7 до 15 лет. Коллектив работает на базе гимназии № 36

Подготовительная работа:

Беседы о народном творчестве с детьми и их родителями на собраниях.

Объявление о наборе в коллектив.

Показательные выступления в школах

Особенности набора детей в коллектив.


В объединение приглашаются все дети без исключения. В таком наборе в коллектив есть свои плюсы и минусы. Плюсы состоят в том, что каждый получает равные возможности для развития и роста. Случается так, что ребенок не имея ни музыкального слуха, ни сильного голоса, в дальнейшем даёт прекрасные результаты, оставляя далеко позади изначально "подающих надежды" своих сверстников. Минусы проявляются в том, что с детьми, изначально не подающих надежд, имеющими какие-либо отклонения в развитии, сложно работать, требуется большая выдержка, терпение.


Комплектование групп


Количество детей в группах:

1 год обучения - 15 человек;

2 год обучения - 13 человек;

3 год и последующие года обучения - 11-12 человек.

В совокупности группы представляют собой единый коллектив - образцовый фольклорный ансамбль «Махоня».

1-й год - занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа

2-й год - занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа

3-й и последующие годы - занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа

Состав коллектива - постоянный.

В программу заложены индивидуальные занятия (постановка голоса).

Предусматривается возможность занятий с солистами, небольшими ансамблями (дуэтами, трио, квартетами).

Организация и проведение учебно-творческого и воспитательного процессов строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываются темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности. Тематика занятий строится с учётом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. При необходимости проводятся дополнительные занятия для отработки тех или иных навыков и умений. Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой.

Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала через различные формы деятельности: творческие конкурсы внутри коллектива, отчётные концерты, участие в смотрах, конкурсах и фестивалях различных уровней.

Формы промежуточного и итогового контроля

Для определения результатов обучения используются различные формы контроля.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Это индивидуальный и групповой опрос, пение хоровых парий индивидуально и по группам, творческие задания.

Формы промежуточного контроля

  1. Индивидуальные прослушивания;

  2. Открытые занятия для родителей;

  3. Выступления на различных концертах.


Формы итогового контроля

  1. Выступления на районных, городских, региональных, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах;



Планируемый результат


Развитие личности обучающихся, её духовной и эстетической направленности, творческих способностей и индивидуальных дарований обеспечивается содержанием программы и той разнообразной художественной деятельностью, в которую они включены. К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов: творческие достижения обучающихся (результаты участия в конкурсах, фестивалях и пр.); тестирование; отчётные концерты; сохранность контингента обучающихся; спрос на концертную деятельность; поступление выпускников в учебные заведения по профилю обучения и т.д.

В результате освоения программы дети должны:

Содержание программы

Ожидаемые результаты

I этап

(1й г\о)

II этап

(2й г\о)

III этап

(3й г\о)

IV этап

(4й г\о)

V этап

(5-й /о)

Знать

- детский игровой фольклор;

- устройство и принципы работы голосового аппарата;

- основы музы-кальной грамоты;

- принципы уст-ройства и звуча-ния шумовых инструментов;

- скороговорки, загадки, потешки.

- приёмы звуко-ведения;

- основные жан-ры русского на-родного танца;

- жанры фольк-лора.

- историю рус-ского народного костюма Липец-кого края;

- традиционные народные пра-здники и обы-чаи, связь с ними;

- календарно-обрядовую поэ-зию.

- традиционные жанры народ-ной песни;

- творчество профессиональ-ных русских на-родных ансамлей и хоров.

-особенности исполнения песен разных областей России;

Уметь

- правильно брать дыхание;

- исполнять ма-лообъемные пес-ни;

- слушать произ-ведения, опреде-лять их жанр и характер.

- петь в простых и сложных раз-мерах;

- воспроизво-дить простей-шие ритмичес-кие структуры;

- развивать на-выки двухго-лосного пения;

- закреплять на-выки ансамб-левого пения.

- владеть всеми видами звуко-ведения;

- петь в сложных и сложно-сос-тавных разме-рах;

- слышать свои ошибки и ис-правлять их;

- владеть навы-ками сценичес-кой культуры;

- владеть навы-ками трёхго-лосного пения.

-владеть во-кально-певчес-кими навыками;

- петь произ-ведения а сареl-la;

- слышать свой голос в хоровой вертикали;

-владеть во-кально-певчес-кими навыками;

- владеть навы-ками четырёх-голосного пения

Воспиты-вать

в себе

- умение видеть прекрасное в на-родном твор-честве;

- бережное отно-шение к народной песне;

- нормы пове-дения в быту и обществе;

- культуру об-щения.

- адекватную са-мооценку;

- высокий уро-вень познава-тельной актив-ности;

- стремление к самовыражению через творчес-тво;

- умение отстаи-вать собствен-ную точку зре-ния;

- уверенность в собственных силах.

- профессио-нальное отноше-ние к костюму, сценическому реквизиту;

- устойчивый интерес к песен-ному творчест-ву;

- социальную во-стребованность;

- коммуника-бельность.

- толерантность как навык куль-туры общения;

- осознанное са-моопределение в профессио-нальном выбо-ре;

- осознание своей значи-мости;

-способность к поиску новых источников ин-формации по интересующим вопросам.

Модель выпускника


Выпускник ансамбля должен уметь:

  • владеть правильной певческой установкой.

  • петь на правильном дыхании, не форсируя звук.

  • петь осмысленно, владеть фразировкой.

  • петь чисто 2х и 3х - голосные произведения с музыкальным сопровождением и без него.

  • импровизировать.

  • различать жанры русских народных песен.

  • рассказать об основных русских обрядовых праздниках.

  • показать основные фигуры хороводов и плясовые движения.

  • играть на простейших народных инструментах.

Модель выпускника включает следующие качества и характеристики:


    1. Мировоззренческие социально-философские качества личности-стремление познать и ценностно ориентироваться в условиях современного общественного развития.

    2. Гражданственные характеристики: знание и бережное отношение к истории Отечества и своего народа;
      знание и гармоничное претворение в жизнедеятельности традиционной культуры и ее художественных ценностей.

    3. Духовно-нравственные качества как знание и понимание духовно-нравственных ценностей жизнедеятельности человека и общества, умение ценить и поддерживать товарищеские проявления в себе и других; способность и устойчивое проявление взаимопонимания и взаимоуважения в коллективе и в семье.

    4. Показатели уровня эстетической культуры: понимание законов красоты и категорий эстетики через освоение профильного программного материала; создание устойчивой мотивации художественного преобразования мира, окружающей среды, микрогруппы, семьи, себя.

    5. Учебно-творческие знания умения навыки:

устойчивая познавательная активность;
знание основ художественной культуры;
активное участие в коллективной и индивидуальной творческой

деятельности;
способность самоорганизации в учебной, творческой, трудовой и

сценической деятельности.

  1. Речевая культура как составляющая культуры личности:

- обладание в достаточном объеме словарным запасом в избранном профиле дополнительного образования до уровня способности практического применения;
- умение грамотно, доброжелательно вести диалоги, дискуссии, обсуждения и применять знания умения и навыки в быту и в процессе творческой деятельности.

Условия реализации программы

Объединение работает на базе гимназии № 36. Для занятий используется актовый зал, в котором соблюдены санитарно-гигиенические нормы.

2 раза в год проводятся инструктажи: по технике безопасности, по противопожарной безопасности, по антитеррористическим мероприятиям, правилам поведения в объединении и на территории школы. В течение года осуществляется контроль за выполнением всех правил.

Все обучающиеся к началу учебного года имеют медицинские справки с разрешением заниматься в объединении.

Необходимым условием реализации программы является посещение педагогами курсов повышения квалификации: каждые 3 года в институте развития образования, а также самообразование: посещение занятий коллег по профилю, методических объединений и совещаний музыкального отдела ДДТ №3, участие в работе мастер классов.

Материально-технические условия


Для нормальной деятельности коллектива и реализации программы

предоставлены следующие условия:


  1. Класс для занятии, в котором имеются столы, стулья, фортепиано, пишущий аудиомагнитофон, видеомагнитофон, телевизор.

В библиотечке имеются сборники детских народных песен.

  1. Класс для занятий по хореографии.

  2. Концертный зал с кулисами, занавесом.

В образовательной деятельности используются

- декорации: печь, изба, скамейки и т.д.

- театральный реквизит: народные костюмы, рушники, платки и др.

- музыкальные инструменты: фортепиано, баян, гармонь, колокольчики, трещотки, бубен, окарины, калюки, ложки деревянные.

Внешние условия: взаимодействие с различными организациями, в частности с администрацией гимназии №36, администрацией МБУ ДО ДДТ №3.













3.Учебно-тематический план

1-й год обучения

№ п/п

Название разделов тем программы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

1.1

1.2

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

3.

3.1

3.2

3.3


3.4

3.5

3.6.

3.7.


4.

4.1

4.2

4.3

5.

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

Вводное занятие.

Инструктажи

Правила поведения в коллективе

Вокально-хоровая работа

Попевочный букварь: малообъемные песни-попевки. Песни-игры объемом 1-2 звука, терции. Хоровые песни, простые по интонационному языку.

Дыхательные упражнения. Певческая опора.

Навыки правильной артикуляции, дикции, идущей от естественной манеры произнесения слов.

Развитие певческих навыков: дыхания, артикуляции, унисона; устной манеры исполнения песен.

Эмоциональное пение.

Жанры народного творчества

Вводная беседа. Понятие о фольклоре.

Прибаутки, потешки, колыбельные, скороговорки, дразнилки, считалки и др. Их значение и использование в быту.

Осенние народные праздники. Знакомство с понятиями: «бабье лето», «Семенов день», с осенними приметами, пословицами и поговорками. Осенние игры: «горшки», «карусель».

Зимние народные праздники: Рождество, Святки, Крещение.

Обряд колядования. Игры: «Терем», «Коршун» и др.

Проводы зимы. Масленичные традиции и обряды. Игры, песни.

Весенние праздники: «Сороки», «Вербное воскресение», «Пасха». Музыкальные фольклорные игры весенних праздников.

Изучение основных элементов народной хореографии.

Основные положения ног и рук. Виды шагов (простой с проскальзыванием каблука, шаг с притопом).

Русский поклон. Освоение простых фигур хоровода: «улица», «стенка на стенку», «капустка».

Постановка концертных номеров.

Мероприятия воспитательного и познавательного характера.

« Сентябрь-рябинник», осенние посиделки.

Новый год. Колядки.

Широкая масленица.

« Пасха»

«Встреча весны»

«Троица»

2

1

1



1

4

4


3



1



1


1

1


1

2

-

-






-




-



-

-

-

-

-

-

-

-

-



6

13

25


12



2



4

5


1


2

4

2

3





3


3


20




1

4

4

1

2

1

2

1

1



7

17

29


15



3



5

6

2


3

6

3

3





3


3


20



1

4

4

1

2

1

Итого:

23

121

144

2-й год обучения


№ п/п

Название разделов тем программы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

1.1

1.2

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

3.

3.1

3.2

3.3

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

5.

5.1

5.2

6

6.1

6.2

6.3

7

7.1

Вводное занятие.

Инструктажи

Правила поведения в коллективе

Вокально-хоровая работа

Расширение попевочного букваря до объема сексты, поступенное движение, квартовые ходы, трихорд.

Освоение следующих жанров: обрядовые, календарные песни.

Система распевок. Мелодические попевки. Упражнения. Освоение интонации постепенного движения.

Навык пения без сопровождения.

Утрирование согласных в песне. Дикционные упражнения.

Работа над ритмическим рисунком. Развитие метроритма. Квартовые попевки (заклички).

Введение двухголосных произведений.

Закрепление навыка пения песен с движением.

Жанры народного творчества

Сказки, их виды.

Социально-бытовые сказки

Пословицы и поговорки

Народная хореография.

Изучение различных видов хороводов: кругового, игрового, орнаментального. Освоение основных фигур хоровода: «корзиночка», «змейка», «прочес», «улитка», «восьмера».

Элементы: «шаг с каблука», «шаркающий шаг», «дробовая дорожка», «переменный шаг».

Постановка концертных номеров.

Актерское мастерство

Внешний вид, народный костюм, грим.

Работа над выразительностью речи и дикцией. Упражнения

Мероприятия воспитательного и познавательного характера.

«Читаем сказку». Речевое общение. Монолог, диалог. Фольклорные сказки.

«Как говорили наши предки». Значение слов.

Музыкальные фольклорные праздники

Игра на народных инструментах

Игра на ложках, трещотках, бубне

2

1

1



1



4

-



-

1


1

-

-



1

1

1



-


-



-


3

1


3


2


2

-


1

-

-

-



6



6

20



17

4


9

10

10



3

3

3



10

10



9



25

2

8




5


-


5

17


4

2

1

1



7



10

20



17

5


10

10

10



4

4

4



10

10



9

25

5

9




8


2


7

17


5

Итого:

26

190

216






3-й год обучения


№ п/п

Название разделов тем программы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

1.1

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

3.

3.1

3.2

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

5.

5.1

6

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

Вводное занятие.

Инструктажи по технике безопасности

Вокально-хоровая работа

Расширение попевочного букваря до септимы. Ходы на сексту, септиму.

Двухголосный канон.

Патриотическая тема в фольклоре. Былины и исторические песни.

Пение песен Ивановской области

Изучение певческих традиций.

Прослушивание, сравнение и пение разных певческих стилей: северного, среднерусского, южнорусского.

Частушки. Происхождение. Тематика.

Народная хореография.

Более углубленное изучение региональных особенностей танцевальных движений в песнях (казачество)

Дроби, ключи.

Плясовые элементы: «веревочка», «вращение».

Русская кадриль.

Постановка концертных и конкурсных номеров.

Актерское мастерство

Основные средства художественной выразительности. Интонация, мимика, жест.

Мероприятия воспитательного и познавательного характера.

«Загадки. Их происхождение. Наблюдательность человека. Современные загадки».

«Пела ли мама колыбельные песни».

Русские народные инструменты. Разновидности. Игра на инструментах (калюка, флейта и т.д.)

Времена года в народных песнях. Календарные песни. Тема труда в календарных песнях.

Музыкальные фольклорные праздники

2

2



-


1

1

2


2



6



2



2

2


2


3



3





2



1

4



1

1


3


-

-


25


8

3


10


16



6



8



10

14


8


30



10





3



4

6



2

2


9

2

2



25


9

4


12


18



12



10



12

16


10


33



13





5



5

10



3

3


12

Итого:

42

170

216

4-й год обучения

№ п/п

Название разделов тем программы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

1.1

2.

2.1

2.2

2.3


2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.9.1

3

3.1

3.2

3.3

3.4

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

5.

5.1

5.2

6

6.1


6.2

6.3


6.4

Вводное занятие.

Инструктажи

Вокально-хоровая работа

Расширение попевочного букваря до объемных голосовых возможностей ребёнка. Поступенные движения вверх и вниз, скачки на различные интервалы вверх и вниз. Развитие исполнительских приёмов: скольжение, «скаты», призвуки, красочная игра слова, растягивание слова на добавочные гласные, повторы слогов, разрыв слов, вставные междометия и др. грудное исполнение народных песен.

Закрепление элементов двухголосного и трёхголосного пения.

Развитие элементов трёхголосного пения: трехголосие противоположного направления, пение трезвучия и его обращений.

Развитие навыков пения а капелла.

Импровизация мелодии в народно-песенном стиле.

Патриотическая тема в фольклоре. Былины и исторические песни.

Пение в головном регистре.

Изучение песен Волгоградских казаков, Некрасовских казаков, Белгородской, Брянской областей. Диалектное пение.

Изучение певческих традиций.

Старинная русская свадьба

Прослушивание и сравнение разных певческих стилей: северного, среднерусского, южнорусского.

Частушки без сопровождения («под язык»).

Анализ поэтического текста. Определение региона песни.

Народная хореография.

Более углубленное изучение региональных особенностей танцевальных движений в песнях (Белгород, Липецк))

Пересеки.

Деление кадрилей по форме построения: квадратная, линейная, круговая.

Региональные особенности танцевальных движений в плясках.

Постановка концертных и конкурсных номеров.

Актерское мастерство

Основные средства художественной выразительности. Интонация, мимика, жест.

Самостоятельный подбор движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестами.

Мероприятия воспитательного и познавательного характера.

Семейная обрядовая поэзия.

Характерные особенности семейной обрядовой поэзии. Приуроченность к различным моментам жизни человека: свадебные песни, родильные песни, похоронные причитания. Знакомство и разбор этих песен.

Русский свадебный обряд.

Знакомство с обрядовым действием. Этапная характеристика свадьбы. Функция и отличительные особенности свадебных песен. Понятие впечатления. Его функция в свадьбе. Понятие причитания. Его функция в свадьбе.

Свадьба - театрализованный спектакль. Роль и значение свадьбы в жизни людей.

2

2

-


-


4





1


2




6

2

2


2

3



4

1


2

2



2

1



3


2



2


2






2







6

2


2

2

2

-

-

10


8


9






10


15




6

4

8


2

5


-

15


6

2



6



5



3


30



5


5






3







-

5


2

2


5

2

2

10


8


13






11


17




12

6

10


4

8




4

16


8

4



8



6



6


32



7


7






5







10

7


4

4


7

Итого:

43

173

216

5-й год обучения


№ п/п

Название разделов тем программы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

1.1

2.

2.1

2.2

3.

4.


5.

5.1

6

Вводное занятие.

Инструктажи

Вокально-хоровая работа

Вокально-хоровое пение (тренировочные упражнения, распевание, постановка концертных и конкурсных программ)

Индивидуальная работа по постановке голоса, подготовка сольных номеров

Народная хореография

Постановка концертных и конкурсных номеров.

Актерское мастерство

Самостоятельный подбор движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестами.

Народный календарь

Семейно - бытовые обряды и праздники

Мероприятия воспитательного и познавательного характера.

2

2

-




4

4





4



6

2



-

-


70




45


30





17




15


15



2

2


70




49


34





21




21


17



Итого:

43

173

216



4.Содержание тем программы

1й год обучения

п/п

Название разделов, тем программы

теория

практика

примеча

ние

1.


1.1






1.2


Вводное занятие.

Инструктажи.


Правила поведения в коллективе.

Проведение инструктажей: по ТБ, по ПБ, по антитеррористическим мероприятиям.

Знакомство с правилами поведения в коллективе.

Прослушивание материала, ответы на вопросы.

Прослушивание

Схемы, план эвакуа

ции.

правила

2.

2.1


2.2



2.3



2.4


2.5

2.6



3.

3.1

3.2



3.3




3.4



3.5


3.6


4.

4.1

4.2


4.3

4.4


4.5

5.

Вокально-хоровая работа

Знакомство со строением голосового аппарата.

Попевочный букварь: малообъемные песни-попевки. Песни-игры объемом 1-2 звука, терции. Хоровые песни, простые по интонационному языку.

Дыхательные упражнения. Певческая опора.

Навыки правильной артикуляции, дикции. Навыки звукоизвлечения.

Развитие певческих навыков.


Импровизация попевок и песен на фольклорные тексты.

Эмоциональное пение, сильная и слабая доли тактов в звучащей музыке.

Исполнение ритмического рисунка в песне.

Жанры народного творчества

Вводная беседа.

Прибаутки, потешки, колыбельные, скороговорки, дразнилки, считалки и др.


Осенние народные праздники. Знакомство с понятиями: «бабье лето», «Семенов день», с осенними приметами, пословицами и поговорками. Осенние игры: «горшки», «карусель».

Зимние народные праздники: Рождество, Святки, Крещение.

Обряд колядования. Игры: «терем», «коршун»

Проводы зимы. Масленичные традиции и обряды. Игры, песни.

Весенние праздники: «сороки», «вербное воскресение», «пасха». Музыкальные фольклорные игры весенних праздников.

Изучение основных элементов народной

хореографии.

Основные положения ног и рук.

Виды шагов (простой с проскальзыванием каблука, шаг с притопом).

Русский поклон.

Освоение простых фигур хоровода: «улица», «стенка на стенку», «капустка».

Постановка концертных номеров.

Мероприятия воспитательного и познавательного характера. (9 часов)

« Сентябрь-рябинник», осенние посиделки.

Новый год. Коляда.

Широкая масленица.

« Пасха»

«Встреча весны»

«Троица»

Объяснение: для чего нужны тренировочные упражнения для артикуляционного аппарата.












Понятие о фольклоре.

Рассказ о жанрах детского фольклора. Пестушки, потешки, колыбельные. Их значение и использование в быту. Понятия о небылицах, считалках. Понятия о скороговорках и дразнилках.

Краткая беседа о жанре песни, о месте ее бытования, в сочетании с каким обрядом или игрой она исполнялась, о времени ее создания.

Объяснение непонятных слов, устаревших выражений; необходимо подчеркивать особенности местного говора.

Теоретические замечания, указания




Рассказ об основных фигурах хороводов и плясовых движениях.





Показ и работа над упражнениями.

Распевание на отдельных фрагментах песни, с целью впевания данного эпизода.


Выполнение упражнений на дыхание, артикуляцию. Пение в унисон. Отработка чистого интонирования.

Показ-исполнение песни. Разучивание песни,

проговаривание, а затем пропевание отдельных, наиболее трудных в интонационном и вокальном отношении фрагментов произведения.



Особенности исполнения.

Разучивание пестушек, потешек. Умение спеть колыбельную песню.












Выработка правильной красивой осанки, умения двигаться, держать спину.


Освоение кругового хоровода, хоровода «стенка на стенку», фигур «ручеек», «ворота».


Концерты, фольклорные праздники





Аудио, видео материа

лы









Аудио материа

лы




Аудио-видео материа

лы




Видео

материа

лы










Декора

ции, реквизит.


2-й год обучения

п/п

Название разделов, тем программы

теория

практика

примечание

1.


1.1






1.2


Вводное занятие.

Инструктажи.


Правила поведения в коллективе.

Проведение инструктажей: по ТБ, по ПБ, по антитеррористическим мероприятиям.

Знакомство с правилами поведения в коллективе.

Прослушивание материала, ответы на вопросы.

Прослушивание

Схемы, план эвакуации.


правила

2.

2.1





2.2



2.3


3.


4.










4.1

5.


6.



7.

Вокально-хоровая работа

Расширение попевочного букваря до объема сексты, поступенное движение, квартовые ходы, трихорд.

Освоение следующих жанров: обрядовые, календарные песни.

Система распевок. Мелодические попевки. Упражнения. Освоение интонации постепенного движения.

Навык пения без сопровождения.

Утрирование согласных в песне. Огласовка согласных. Дикционные упражнения.

Работа над ритмическим рисунком. Развитие метроритма. Квартовые попевки (заклички).

Импровизация на данные народные двустишия («артельное пение»).

Введение двухголосных произведений.

Закрепление навыка пения песен с движением.


Жанры народного творчества

Сказки, их виды.

Социально-бытовые сказки

Пословицы и поговорки

Народная хореография.

Изучение различных видов хороводов.





Постановка концертных номеров.

Актерское мастерство

Внешний вид, народный костюм, грим.

Работа над выразительностью речи и дикцией.

Мероприятия воспитательного и познавательного характера.

«Читаем сказку». Фольклорные сказки

«Как говорили наши предки».

Обрядовые гадания.

Игра на народных инструментах.




















Речевое общение. Монолог, диалог.

Значение слов

Показ-исполнение песни. Разучивание песни,

проговаривание, а затем пропевание отдельных, наиболее трудных в интонационном и вокальном отношении фрагментов произведения.

Показ и работа над упражнениями.

Распевание на отдельных фрагментах песни, с целью впевания данного эпизода.

Тренировочные упражнения для артикуля -

ционного аппарата.



Упражнения

Круговой, игровой, орнаментальный. Освоение основных фигур хоровода: «корзиночка», «змейка», «прочес», «улитка», «восьмера».

Элементы: «шаг с каблука», «шаркающий шаг», «дробовая дорожка», «переменный шаг».

Разводки концертных номеров


Упражнения


Музыкальные фольклорные праздники,

концерты.

Игра на ложках, трещотках, бубне.

Аудио, видео материалы




Аудио материалы





Аудио, видео материалы



Видео

Материалы








Видео

материалы

3-й год обучения


п/п

Название разделов, тем программы

теория

практика

примечание

1.


1.1






1.2


Вводное занятие.

Инструктажи.


Правила поведения в коллективе.

Проведение инструктажей: по ТБ, по ПБ, по антитеррористическим мероприятиям.

Повторение справил поведения в коллективе.

Прослушивание материала, ответы на вопросы.

Прослушивание

Схемы, план эвакуации.


правила

2.


2.1



2.2

2.3


2.4


Вокально-хоровая работа

Расширение попевочного букваря до септимы.

Двухголосный канон.

Патриотическая тема в фольклоре.

Пение песен Ивановской области



беседа


Ходы на сексту, септиму.

Былины и исторические песни.

Диалектное пение.



видеоматериалы


3.


3.1








3.2



4


4.1


4.2


5.



6.

6.1


6.2

7.

8.

Изучение певческих традиций.

Прослушивание и сравнение разных певческих стилей северного, среднерусского, южнорусского.

Частушки.

Народная хореография.

Более углубленное изучение региональных особенностей танцевальных движений в песнях.

Постановка концертных номеров.


Актерское мастерство

Интонация, мимика, жест.


Мероприятия воспитательного и познавательного характера.

Загадки.


Тема труда в календарных песнях.

Русские народные инструменты.

Музыкальные фольклорные праздники

Старинная русская свадьба как театрализованное действие.


Происхождение. Тематика.


Определение региона песни.

Региональные особенности танцевальных движений в казачьих плясках



Основные средства художественной выразительности.



Происхождение загадок.

Наблюдательность человека.


Разновидности.



Пение частушек


Дроби, ключи. Пересеки.

Плясовые элементы: «веревочка», «вращение».

Русская кадриль.



Самостоятельный подбор движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестами


Современные загадки

Пение календарных песен

Игра на инструментах (калюка, флейта и т.д.)

Обрядовые праздники(Пасха, Троица)


Аудио и видеоматериалы














Декорации, реквизит




4 й год обучения

п/п

Название разделов, тем программы

теория

практика

примечание

1.


1.1





Вводное занятие.

Инструктажи.


Проведение инструктажей: по ТБ, по ПБ, по антитеррористическим мероприятиям.

Прослушивание материала, ответы на вопросы.


Схемы, план эвакуации.


2.


2.1








2.2






















2.3



2.4






2.5




2.6




2.7


2.8








Вокально-хоровая работа

Расширение попевочного букваря.


Поступенные движения






Закрепление элементов двухголосного и трёхголосного пения.

Развитие элементов трёхголосного пения:

Развитие навыков пения а капелла.

Импровизация


Патриотическая тема в фольклоре. Былины и исторические песни.

Пение в головном регистре.

Изучение песен Волгоградских казаков, Некрасовских казаков, Белгородской, Брянской областей.



беседа

Расширение попевочного букваря до объемных голосовых возможностей ребёнка.

Поступенные движения вверх и вниз, скачки на различные интервалы вверх и вниз. Развитие исполнительских приёмов: скольжение, «скаты», призвуки, красочная игра слова, растягивание слова на добавочные гласные, повторы слогов, разрыв слов, вставные междометия и др. грудное исполнение народных песен.


трехголосие противоположного направления, пение трезвучия и его обращений.

Импровизация мелодии в народно-песенном стиле.

Былины и исторические песни.

Диалектное пение.





3.


3.1




3.2



3.3


4


4.1


4.2


4.3


4.4


5.

5.1



6.

6.1



6.2

Изучение певческих традиций.

Старинная русская свадьба


Частушки без сопровождения («под язык»).

Анализ поэтического текста. Определение региона песни.

Народная хореография.

Более углубленное изучение региональных особенностей танцевальных движений в песнях (Белгород, Липецк))

Деление кадрилей по форме построения


Региональные особенности танцевальных движений в плясках.

Постановка концертных и конкурсных номеров.

Актерское мастерство

Интонация, мимика, жест.

Основные средства художественной выразительности.

Самостоятельный подбор движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестами.

Мероприятия воспитательного и познавательного характера.

Семейная обрядовая поэзия.



Русский свадебный обряд.


Прослушивание и сравнение разных певческих стилей: северного, среднерусского, южнорусского.

Происхождение. Тематика.

Определение региона песни.

Региональные особенности танцевальных движений в плясках







Интонация, мимика, жест.




Характерные особенности семейной обрядовой поэзии. Приуроченность к различным моментам жизни человека: свадебные песни, родильные песни, похоронные причитания.

Знакомство с обрядовым действием. Роль и значение свадьбы в жизни людей. Этапная характеристика свадьбы. Функция и отличительные особенности свадебных песен. Понятие впечатления. Его функция в свадьбе. Понятие причитания. Его функция в свадьбе.



Частушки без сопровождения («под язык»).


Дроби, ключи. Пересеки.

Плясовые элементы Пересеки.

Русская кадриль. Деление кадрилей по форме построения: квадратная, линейная, круговая.





Самостоятельный подбор движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестами



Знакомство и разбор этих песен.



Свадьба - театрализованный спектакль.


Аудио и видеоматериалы















Аудио и видео материалы



Аудио и видео материалы


Декорации, реквизит


5-й год обучения


п/п

Название разделов, тем программы

теория

практика

примечание

1.


1.1





Вводное занятие.

Инструктажи.


Проведение инструктажей: по ТБ, по ПБ, по антитеррористическим мероприятиям.

Прослушивание материала, ответы на вопросы.


Схемы, план эвакуации.


2.


2.1



2.2





3.


4.


5.


6.










Вокально-хоровая работа

Вокально-хоровое пение (тренировочные упражнения, распевание, постановка концертных и конкурсных программ)

Индивидуальная работа по постановке голоса, подготовка сольных номеров





Народная хореография

Постановка концертных и конкурсных номеров.


Актерское мастерство


Народный календарь


Мероприятия воспитательного и познавательного характера.








Региональные особенности танцевальных движений в плясках


Средства художественной выразительности


Семейно - бытовые обряды и праздники


Учебно-тренировочный материал. Постановка концертных программ. Конкурсные программы к фестивалям различного уровня: «Звезда Ополья» г. Владимир, «Душа России - Кострома», «Играй рожок» г. Обнинск, «Июньская карусель» н. гав Посад, «звездный хоровод» г. Комсомольск, «Таланты» г. Москва, «Орфей» г. Иваново, «Радуга дружбы» г. Иваново и др.

Дроби, ключи. Пересеки.

Плясовые элементы Пересеки.

Самостоятельный подбор движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестами.

Постановка обрядовых картинок

Музыкальные фольклорные картинки, мероприятия гражданско-патриотической направленности.















5.Используемая литература


Нормативные документы

- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, приказ от 29.08.2013 г. № 1008

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей.

СанПиН 2.4.4. 3172-14

- Конвенция о правах ребенка

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ Министерства и науки РФ от 06.10.2009 № 373.

- Устав МБУ ДО ДДТ № 3

- Должностные инструкции педагогического работника

- Положение о дополнительных общеобразовательных программах, порядке их рассмотрения и утверждения в МБУ ДО ДДТ № 3

- Инструкции по охране труда

Педагогическая литература

1.Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М., 1994.

2.Емельянов В.Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб.,2000

3. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для

студ. высш. учеб. заведений. /Под ред. О. Е. Лебедева. - М., 2000.

4. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сб.статей. М.,1987.

5.Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. М.:Современник,1991.

6.Науменко Г. М. Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. - М., 1996.

7. Покровский Е.А. Детские игры. СПб.,1994.

8.Прыгунова Е.Н., Разумов И.А. Преподавание фольклора: Метод, пособие. СПб.,2001.

9. Пушкина С. И. Мы играем и поем. - М., 2001

10. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. /Сост. О. А. Апраксина. - М., 1987.

Литература для детей

1.Зимина А. Н. « Народные игры с пением». « Издательство ГНОМ и Д». Москва 2000г.

2.Науменко Г. М. «Русские народные детские песни и сказки с напевами». «Издательство « Центрполиграф». Москва 2001г.

3.Круглов Ю.Г. «Русское народное творчество». Хрестоматия. «Просвещение». Санкт-Петербург, 1993

4.Щербакова О. С. « Музыкальный фольклор и дети». Издательство «Правда» Москва 1997г.

Для родителей


  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком КАК? - М.: Астрель,

2006.

2. Кравцова Е.Е., Нурахонова А.А., Степанова В.В. Как помочь детям

преодолеть трудности в поведении. - Кишинев, 1993;

3. Рожкова М.И. «Как помочь ребёнку стать внимательным».

«Просвещение», М., 1999

4. Сатир В. Вы и ваша семья. - М., 1999;

5. Столетова В.Н. «Развитие личности младшего школьника».

«Просвещение», М., 1985

  1. Хрипкова А.Г. «Воспитание сознательной дисциплины». М., 1998



















6. Приложение к программе


Приложение №1

Методическая работа


Выполняемая работа


Сроки

1. Посещение методических объединений, совещаний, мастер-классов музыкального отдела, участие в их работе

В течение года

2. Посещение открытых занятий педагогов по профилю

В течение года

3. Работа над оформлением портфолио коллектива

В течение года

4. Посещение курсов повышения квалификации

По плану ИРО

5. Создание методических пособий, наглядных

материалов

В течение года

6. Работа с методической, специальной литературой

В течение года

7. Проведение открытых занятий

2 раза в год (декабрь, март)

8. Изучение методической литературы по профилю преподавания и по педагогике.

В течение года

9.Составление программы и

планов работы.

По четвертям

10. Посещение курсов повышения квалификации в ИРО

1 раз в 3 года

11. Самообразование. Посещение курсов по профилю.

В течение года


Приложение №2

План воспитания и социализации обучающихся


МЕРОПРИЯТИЯ

сроки

база

1.

2

Участие в концертах ко Дню знаний.

Проведение беседы по технике безопасности, о вреде курения, наркомании.

сентябрь

Гимн.36

3

4.

5.

Участие в концерте для ветеранов ко дню пожилых людей.

Участие в концертах ко дню учителя.

Фольклорная программа «Осенины».

октябрь

Гимн.36

ДДТ 3

6.

7.

Участие в концертах ко дню матери.

Посещение музея ивановского ситца.

ноябрь

Гимн.36

ДДТ3

музей

8.

9.

10.

Участие в новогодних концертах.

Проведение посиделок с гаданиями « Шили девушки ковер»

Проведение обрядового праздника «Святки».

декабрь.

Гимн.36

11

12

«Рождественские вечера».

Участие в концерте для детей-инвалидов «Колядки»

январь

Гимн.36ДДТ№3

13.

14.

Участие в мероприятиях, посвященных 23 февраля.

Проведение обрядового праздника «Широкая масленица».

февраль

Гимн.36ДДТ№3

15.

16.

Участие в музыкальном фестивале «В мире поющего детства»

Проведение обрядового праздника «Веснянки».

март

Шк.№3

Гимн.36

17.

18.

Праздничная программа «Пасха-светлый день».

Отчетный концерт отдела

апрель

Гимн.36

Дом нац.

19.

Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню города.

май

площадки

города.

20.

Участие в мероприятиях, посвящ. 70летию Великой Победы

В течение года

площадки

города.

ДДТ 3


Приложение №3

Работа с родителями

№ п/п

Мероприятия


Сроки

База

Ответствен-

ные

1.



2.

3.


4.




5.


6.




7.








День открытых дверей. Знакомство с родителями.

Организационные родительские собрания

Индивидуальные консультации

Проведение совместных праздников

Проведение открытых занятий для родителей

Совместное посещение концертов, фестивалей, конкурсов

Привлечение родителей к организации концертной деятельности

помощь в пошиве костюмов

поиск путей поощрения детей за результаты в работе

сопровождение на место выступления

помощь родителей в фото и видео съемке

Сентябрь



Октябрь

Май


В течение года


См. план воспитат. работы


Декабрь

Апрель




В течение года



В течение года




Гимн. № 36



Гимн. № 36

Гимн. № 36

Гимн. № 36

Гимн. № 36





Концертные залы города



Гимн. № 36








Корнева О.В.

Корнева О.В.

Корнева О.В.

Корнева О.В.

Родители

Корнева О.В.

Корнева О.В.

Родители

Корнева О.В.

Родители




Приложение №4

Репертуар

Группа первого года обучения


  1. Авсени, колядки, весенние заклички, масленичные попевки.

  2. «Подъезжали мы под село»

  3. «Небылицы в лицах»

  4. «Ой, сад, во дворе»

  5. фольклорные игры («Марома», «Махоня», «Дударь»)

  6. Хоровод «Вейся Капустка»

Группа второго года обучения


  1. Песни ивановского края:

    • «Ходила чечетка»

    • Частушки «Ай, каду, клмн»

    • Кадриль «Ты, береза»


  1. Обрядовые песни (колядки, масленичные, пасхальные, троичные, купальские)

  2. Фольклорные игры-танцы «Светит месяц», «Полька бабочка», «Тройки»

  3. Лешуконские частушки.

  4. «Скажи Надя»

Группа третьего года обучения


  1. Кадриль «Полькя»

  2. «Порушка-Параня»

  3. Бытовые танцы.

  4. Обрядовые песни.

  5. «К нам праздник пришел»

  6. Казачьи песни:

«Да в саду дерево цветет, да казак во поход идет»

«Из-за леса, из-за рощи, вышла ротушка солдат»

7. «Раным-рано солнце вставало»

Группа четвертого года обучения


  1. Плясовая «Наша Таня»

  2. Чеботуха

  3. Обрядовые песни

  4. Сольные песни:

- «Ты Россия» (казачья)

- Липецкие страдания

- Частушки

- Женский и мужской сормачи

- «Ой, вы гости»

- «Уж ты Дунюшка»

- «Наша Дуня» (мужская)

- «Солнце закатилось» (патриотическая)

- «Ивановы дочки»

- «Как задумал старый дед»

- «Веретенце»

- «Заря»

- «Матаня»

- «Ох, тох, тирли ляли» частушки

Группа пятого года обучения


  1. Обрядовые песни

  2. «Сею, вею»

  3. «Катюша»

  4. «Зоренька»

  5. Многолетие

  1. Сольные песни:

«Я вам братцы старину скажу»

Колыбельная

Частушки

«Вишня»

«Россия»

Приложение 5

Тренировочные упражнения для артикуляционного аппарата.


  1. Три упражнения для массажа.

А) Массаж лица.

Б) Вибрационный массаж лица.

В) Массаж шеи.


  1. Для тренировки нижней челюсти

  2. Для тренировки губных мышц.

  3. Для тренировки мышц языка.

  4. Упражнения, помогающие устранить недостатки в работе языка.

  5. Для тренировки мышц мягкого неба и глотки.

  6. Тренировка произношения гласны и согласных звуков.

  7. Упражнения на скороговорки.

  8. Скороговорки.

Тренировка согласных: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Х.

Тренировка согласных: Л, М, Н, Р.

Тренировка согласных: С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц.









Приложение № 6

Анкета «Как ты относишься к изучению

русской национальной культуры»

Тип

отношения к занятиям

Отношение к занятиям по культуре

Варианты ответов

всегда

иногда

никогда

А

1 .На занятии бывает интересно.

2.Нравится педагог.

3.Нравится, когда хвалят.

Б

4.Родители заставляют заниматься.

5.Занимаюсь, так как это мой долг.

6.Занятие полезно для жизни.

В

7.Узнаю много нового.

8.Занятия заставляют много думать.

9.Получаю удовольствие, работая на занятии.

Г

10. На занятии мне нелегко дается.

11. С нетерпением жду занятий.

12.Стремлюсь узнать больше, чем требуют на занятии.


Варианты ответов:

В - всегда (оцениваются 2 баллами)

И - иногда (оцениваются в 1 балл)

Н - никогда (оцениваются в 0 баллов)

Методика обработки результатов анкеты, определяющих отношение к занятиям по изучению культуры, рассчитывается путем вычисления среднего балла по каждой группе:

А - ситуативный интерес;

Б - занятия по необходимости;

В - интерес к предмету;

Г - повышенный познавательный интерес.

Для расчета необходимо оценить ответы учащихся: количество указанных в примечании под цифрой 1 баллов следует сложить и полученную сумму проставить в числителе. Если сумма в числителе достигнет 20 или более, то в знаменателе будет указан тип отношения к занятиям по культуре.

Приложение № 7

План мероприятий с обучающимися

по обеспечению безопасности

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Беседа с обучающимися и родителями о профилактике по вопросам дорожно - транспортного травматизма

В течение года

Хоботова В.Н.

2

Викторина «Как вы знаете ПДД».

Сентябрь

Педагоги-организаторы

3

Беседа: «Как вести себя на дороге»,

Октябрь

Хоботова В.Н

4

Проведение инструктажей по ТБ, ПБ и антитеррористической безопасности (не менее 2-х раз в год).

В течение года

Хоботова В.Н

5

«Один дома»

(познавательно - развлекательное мероприятие для детей с участием родителей)

Ноябрь

Хоботова В.Н

6

Просмотр видеороликов «Терроризм - это угроза».

Февраль

Хоботова В.Н

7

Игровое занятие «Узнай, как защитить себя».

Март

Педагоги-организаторы

8

Организация и проведение родительских собраний с включением вопроса о профилактике безопасности среди обучающихся.

В течение года

Хоботова В.Н

9

Просмотр мультфильмов, фильмов на противопожарную тематику.

В течение года

Хоботова В.Н

10

Беседа: «Запомнить нужно твердо нам - пожар не возникает сам»;

Апрель

Хоботова В.Н

11

Беседа: «Оказание первой медицинской помощи травмированных на пожаре»;

Декабрь

Педагоги-организаторы








Приложение № 8

План мероприятий по гражданско-патриотическому патриотическому воспитанию

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Урок-презентация

«Символика Ивановского края»

Октябрь

Хоботова В.Н.

Никулина Л.В.

2

Анкетирование обучающихся.

Проведение анкеты «Патриот»

2 раза в год

Методист Соболева И.В.

3

Участие в методических объединениях, семинаров на темы: «Патриотическое воспитание средствами искусства»

По графику

Ст. методист

Хоботова В.Н.

4

Создание методической копилки из электронных презентаций по патриотическому направлению.

В течение года


Ст. методист

Хоботова В.Н.

5

Уроки победы. Встречи с ветеранами.

В течение года

Педагоги

6

Фестиваль «Радуга дружбы»

Октябрь

Салтхуцишвили М.К.

7

Городской фестиваль национальной и патриотической песни «Фестивальные огни дружбы», «Мелодии детских сердец»

ноябрь

Корнева О.В.

Хоботова В.Н.

Куляскин А.М.

8

Концерт для ветеранов в госпитале ветеранов войн

Май

Корнева О.В.

9

Фестиваль национальных культур

«Радуга дружбы»

Октябрь

Салтхуцишвили М.К.

10

Городской фестиваль-конкурс «Россия начинается с тебя»

Январь

Хоботова В.Н.

11

Посещение ивановского музея ситца

Программа «Как рубашка в поле выросла»

Ноябрь

Корнева О.В.

Хоботова В.Н.

12

Акция «Голубь мира»

Май

Салтхуцишвили М.К.

13

Областной фестиваль «Славим Россию»


Корнева О.В.

Хоботова В.Н.

Куляскин А.М.

14

Межрегиональный фестиваль фольклорных программ «Июньская карусель»

Июнь

Корнева О.В.

Хоботова В.Н.

Куляскин А.М.

15

Фольклорные праздники: «Осенины», «Святки», «Рождество», «Масленица», «Веснянки», «Сороки», «Пасха», «Троица»

В течение года

Корнева О.В.

Хоботова В.Н.

Куляскин А.М.

Приложение № 9

Календарно-тематический план



© 2010-2022