Программа прикладного курса Основы биотехнологии 11 класс

Раздел Дополнительное образование
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Естественно-математическое направление

Биолого-химический профиль


Прикладной курс


« Биотехнология»


(17 часов)


11 класс


Пояснительная записка.

Современная биотехнология - одна из ключевых высоких технологий. По стоимости своей продукции она уже сегодня сравнима с такими мощными отраслями, как машиностроение, химия, электроника. По прогнозам в XXI веке полученные с ее помощью продукты составят не менее 20% всех товаров, поступающих на мировой рынок. Биотехнология - это мобилизация всего биологического потенциала: растений, животных, микроорганизмов для производства продуктов или улучшения технологических процессов.

Биотехнология составляет основу промышленного производства важнейших веществ - сырья для химической промышленности, кормовых добавок, восполнение дефицита белка, медицинских препаратов, биологически активных веществ, энергоносителей. Использование отходов промышленного и сельскохозяйственного производства (биоконверсия). Защита окружающей среды. Биотехнологические разработки на службе космоса. Неограниченные перспективы связаны с методами клонирования. С другой стороны проблемы - «синдром Долли», геномодифицированные продукты. Мораторий на проведение генетических исследований.

Основные направления биотехнологии: микробиологический синтез, клеточная и генная инженерия.

Генная инженерия - теоретическая основа биотехнологии - прикладной раздел молекулярной биологии, в рамках которого с помощью генетических и биохимических методов конструируются живые объекты с заранее заданными свойствами.

Цели и задачи:

Цель курса: осветить достижения, проблемы и перспективы биотехнологии. Познакомить учащихся с биотехнологией - перспективной научно-технической отраслью, вобравшей в себя достижения многих современных наук, прежде всего - молекулярной биологии, генетики, биохимии, микробиологии. Познакомить с теоретической основой биотехнологии - генной инженерией.

Показать огромный практический потенциал биотехнологии. Расширить и углубить знания фундаментальных основ биотехнологии и путей её применения в жизни общества, защите окружающей среды; вооружить учащихся умением ставить опыты, готовить питательные среды и проводить наблюдения за микроорганизмами; способствовать профориентации и трудовому воспитанию школьников, формированию их научного мировоззрения. Вызвать интерес к данной области знаний. При изучении курса создать условия для осознанного профессионального самоопределения.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть процесс становления и развития традиционной биотехнологии;

  • познакомиться с примерами новейшей биотехнологии;

раскрыть социальные аспекты развития биотехнологии.


1

Основными объектами изучения в курсе являются:


  • представители основных групп живых организмов (микроорганизмы, растения, животные), а также изолированные из них клетки и субклеточные компоненты.

В результате изучения курса учащиеся должны иметь знать:

  • о том, что биотехнология решает глобальную методологическую задачу - расширяет и ускоряет с помощью достижений научно-технического прогресса масштабы воздействия человека на живую природу и способствует приспособлению живых систем к условиям существования человека (ноосфере), выступая в роли нового мощного фактора антропогенной адаптивной эволюции.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • классифицировать основные отрасли биотехнологии;

  • соотносить биотехнологию и биоэтику.

Содержание деятельности учащихся

Познавательная деятельность учащихся предполагает:

  • краткое знакомство с процессом становления науки;

  • специфика классификации основных отраслей современной биотехнологии;

  • определение методов биотехнологических исследований;

  • формирование собственного отношения к фактам биотехнологического внедрения в повседневную жизнь.

Курс может быть адаптирован к различным целевым группам слушателей. В первую очередь, курс адресован учащимся, целенаправленно готовящимся к поступлению в вузы по биологическим и медицинским специальностям. После освоения курса учащиеся легче смогут адаптироваться к вузовской программе обучения.






2

Учебно-тематический план

Тема

Количество

часов:

Виды деятельности

1.1

1.2

Тема 1. Введение в курс «Основы биотехнологии». Предмет, задачи, значение.

1.Природа и многообразие биотехнологических процессов.

2. Возможности и перспективы биотехнологии в мировой науке и практике.

3. Древнейшие биотехнологические процессы, особенности.

4. Биотехнология иммобилизированных ферментов.

2

1


1


Лекция-беседа.


Практическая работа № 1.

2.1

2.2

2.3

Тема 2. Микроорганизмы и производство биологически активных веществ.

Схема микробиологического производства ферментов, антибиотиков, липидов, витаминов.

Биотехнология: а) органических растворителей;

б) органических кислот; в) аминокислот;

г) брожения.

Методы культуры клеток.

Питательные среды.

3

1

1

1

Лекция.

Составление таблицы-схемы.

Практическая работа № 2.

3.1

3.2

3.3

Тема 3. Биологическая инженерия.

Геномная и хромосомная инженерия.

Выделение генов.

Банки клеток и генов.

Биологическая инженерия в животноводстве и растениеводстве.

3

1

1

1

Составление

схемы.

Лекция.

Практическая работа № 3.

4.1

4.2

4.3

Тема 4. Промышленная биотехнология.

Технология спиртового производства.

Виноделие. Пивоварение.

Хлебопечение.

Кисломолочные продукты.

3

1

1

1

Составление

схемы-таблицы.

Практическая работа № 4, 5.

5.15.25.35.4

Тема 5. Рубежи биотехнологии: проблемы, поиски, решения, перспективы.

Биотехнология и энергетическая проблема. Биотехнология на страже здоровья. Биотехнология и природа.

Биологизация.

4

1

1

1

1

Лекция-беседа.

Составление

плана-схемы.

Практическая работа № 6.

Лекция-беседа.

Конференция.

1

Защита работ

Контрольный срез знаний.

1

Контрольная

работа. Тест.

Итого:

17





2

Литература:

  1. Глик Б., Пстернак Дж. Молекулярная биотехнология. Принципы и применение - М.: Мир, 202 - 589 с.

  2. Биотехнология. Принципы и применение / Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста, Дж. Джонса - М.: Мир, 1988 - 480 с.

  3. Беккер М.Е. Введение в биотехнологию - Рига: Пищевая промышленность, 1978 - 231 с.

  4. Биотехнология: Учебное пособие для ВУЗов. В 8 кн. / Под ред. Н.С. Егорова, В.Д. Самуйлова - М.: Высшая школа, 1987 - Кн. 1. Проблемы и перспективы - 159 с.

  5. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. - М.: Дрофа, 1999. - 668 с.

  6. Биологический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - 893 с.

  7. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. - М.: Дрофа, 1999. - 668 с.

  8. Википедия - свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]: Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/, свободный.

  9. Емцев В.Т. Рубежи биотехнологии. М., Агропромиздат. 1986.

  10. Лаптев Ю.П. Биологическая инженерия. М., Агропромиздат. 1987.

  11. Воробьёва Л.Н. Промышленная микробиология. - М., Знание. 1985.- ( Новое в жизни, науке и технике; Серия «Биотехнология»).

  12. Гусев М.В., Минеева Л. А. Микробиология. М., Изд-во МГУ. 1992.

  13. Чирков Ю. Сумма жизни. М., Детская литература. 1987.








3

© 2010-2022