- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа прикладного курса Основы биотехнологии 11 класс
Программа прикладного курса Основы биотехнологии 11 класс
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ромодин С.В. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Естественно-математическое направление
Биолого-химический профиль
Прикладной курс
« Биотехнология»
(17 часов)
11 класс
Пояснительная записка.
Современная биотехнология - одна из ключевых высоких технологий. По стоимости своей продукции она уже сегодня сравнима с такими мощными отраслями, как машиностроение, химия, электроника. По прогнозам в XXI веке полученные с ее помощью продукты составят не менее 20% всех товаров, поступающих на мировой рынок. Биотехнология - это мобилизация всего биологического потенциала: растений, животных, микроорганизмов для производства продуктов или улучшения технологических процессов.
Биотехнология составляет основу промышленного производства важнейших веществ - сырья для химической промышленности, кормовых добавок, восполнение дефицита белка, медицинских препаратов, биологически активных веществ, энергоносителей. Использование отходов промышленного и сельскохозяйственного производства (биоконверсия). Защита окружающей среды. Биотехнологические разработки на службе космоса. Неограниченные перспективы связаны с методами клонирования. С другой стороны проблемы - «синдром Долли», геномодифицированные продукты. Мораторий на проведение генетических исследований.
Основные направления биотехнологии: микробиологический синтез, клеточная и генная инженерия.
Генная инженерия - теоретическая основа биотехнологии - прикладной раздел молекулярной биологии, в рамках которого с помощью генетических и биохимических методов конструируются живые объекты с заранее заданными свойствами.
Цели и задачи:
Цель курса: осветить достижения, проблемы и перспективы биотехнологии. Познакомить учащихся с биотехнологией - перспективной научно-технической отраслью, вобравшей в себя достижения многих современных наук, прежде всего - молекулярной биологии, генетики, биохимии, микробиологии. Познакомить с теоретической основой биотехнологии - генной инженерией.
Показать огромный практический потенциал биотехнологии. Расширить и углубить знания фундаментальных основ биотехнологии и путей её применения в жизни общества, защите окружающей среды; вооружить учащихся умением ставить опыты, готовить питательные среды и проводить наблюдения за микроорганизмами; способствовать профориентации и трудовому воспитанию школьников, формированию их научного мировоззрения. Вызвать интерес к данной области знаний. При изучении курса создать условия для осознанного профессионального самоопределения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
рассмотреть процесс становления и развития традиционной биотехнологии;
-
познакомиться с примерами новейшей биотехнологии;
раскрыть социальные аспекты развития биотехнологии.
1
Основными объектами изучения в курсе являются:
-
представители основных групп живых организмов (микроорганизмы, растения, животные), а также изолированные из них клетки и субклеточные компоненты.
В результате изучения курса учащиеся должны иметь знать:
-
о том, что биотехнология решает глобальную методологическую задачу - расширяет и ускоряет с помощью достижений научно-технического прогресса масштабы воздействия человека на живую природу и способствует приспособлению живых систем к условиям существования человека (ноосфере), выступая в роли нового мощного фактора антропогенной адаптивной эволюции.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
-
классифицировать основные отрасли биотехнологии;
-
соотносить биотехнологию и биоэтику.
Содержание деятельности учащихся
Познавательная деятельность учащихся предполагает:
-
краткое знакомство с процессом становления науки;
-
специфика классификации основных отраслей современной биотехнологии;
-
определение методов биотехнологических исследований;
-
формирование собственного отношения к фактам биотехнологического внедрения в повседневную жизнь.
Курс может быть адаптирован к различным целевым группам слушателей. В первую очередь, курс адресован учащимся, целенаправленно готовящимся к поступлению в вузы по биологическим и медицинским специальностям. После освоения курса учащиеся легче смогут адаптироваться к вузовской программе обучения.
2
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество
часов:
Виды деятельности
1.1
1.2
Тема 1. Введение в курс «Основы биотехнологии». Предмет, задачи, значение.
1.Природа и многообразие биотехнологических процессов.
2. Возможности и перспективы биотехнологии в мировой науке и практике.
3. Древнейшие биотехнологические процессы, особенности.
4. Биотехнология иммобилизированных ферментов.
2
1
1
Лекция-беседа.
Практическая работа № 1.
2.1
2.2
2.3
Тема 2. Микроорганизмы и производство биологически активных веществ.
Схема микробиологического производства ферментов, антибиотиков, липидов, витаминов.
Биотехнология: а) органических растворителей;
б) органических кислот; в) аминокислот;
г) брожения.
Методы культуры клеток.
Питательные среды.
3
1
1
1
Лекция.
Составление таблицы-схемы.
Практическая работа № 2.
3.1
3.2
3.3
Тема 3. Биологическая инженерия.
Геномная и хромосомная инженерия.
Выделение генов.
Банки клеток и генов.
Биологическая инженерия в животноводстве и растениеводстве.
3
1
1
1
Составление
схемы.
Лекция.
Практическая работа № 3.
4.1
4.2
4.3
Тема 4. Промышленная биотехнология.
Технология спиртового производства.
Виноделие. Пивоварение.
Хлебопечение.
Кисломолочные продукты.
3
1
1
1
Составление
схемы-таблицы.
Практическая работа № 4, 5.
5.15.25.35.4
Тема 5. Рубежи биотехнологии: проблемы, поиски, решения, перспективы.
Биотехнология и энергетическая проблема. Биотехнология на страже здоровья. Биотехнология и природа.
Биологизация.
4
1
1
1
1
Лекция-беседа.
Составление
плана-схемы.
Практическая работа № 6.
Лекция-беседа.
Конференция.
1
Защита работ
Контрольный срез знаний.
1
Контрольная
работа. Тест.
Итого:
17
2
Литература:
-
Глик Б., Пстернак Дж. Молекулярная биотехнология. Принципы и применение - М.: Мир, 202 - 589 с.
-
Биотехнология. Принципы и применение / Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста, Дж. Джонса - М.: Мир, 1988 - 480 с.
-
Беккер М.Е. Введение в биотехнологию - Рига: Пищевая промышленность, 1978 - 231 с.
-
Биотехнология: Учебное пособие для ВУЗов. В 8 кн. / Под ред. Н.С. Егорова, В.Д. Самуйлова - М.: Высшая школа, 1987 - Кн. 1. Проблемы и перспективы - 159 с.
-
Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. - М.: Дрофа, 1999. - 668 с.
-
Биологический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - 893 с.
-
Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. - М.: Дрофа, 1999. - 668 с.
-
Википедия - свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]: Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/, свободный.
-
Емцев В.Т. Рубежи биотехнологии. М., Агропромиздат. 1986.
-
Лаптев Ю.П. Биологическая инженерия. М., Агропромиздат. 1987.
-
Воробьёва Л.Н. Промышленная микробиология. - М., Знание. 1985.- ( Новое в жизни, науке и технике; Серия «Биотехнология»).
-
Гусев М.В., Минеева Л. А. Микробиология. М., Изд-во МГУ. 1992.
-
Чирков Ю. Сумма жизни. М., Детская литература. 1987.
3