Методические рекомендации в помощь педагогам дополнительного образования

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Республиканский дворец детского творчества»






Методические рекомендации в помощь педагогам дополнительного образования

(Методические рекомендации в помощь ПДО, методистам, зав. отделами)




Над методическими рекомендациями работала

Тотиева Клара Георгиевна



г.Владикавказ

2014

Введение

Данный методический материал составлен в помощь педагогам дополнительного образования, методистам, заведующим отделами при планировании занятий в творческих объединениях.

Для педагогов дополнительного образования представляет определённую сложность написание плана учебного занятия как для опытных педагогов, так и для молодых специалистов. У многих из них нет четкого понимания таких понятий, как тип, структура, форма занятия и многое другое. Испытывают трудности в целеполагании, в определении задач, методов и технологий.

Данные методические материалы помогут систематизировать виды и типы учебных занятий; классифицировать занятия в зависимости от поставленной цели, определить задачи, структуру; выстроить модель учебного занятия, содержание и прогнозируемый результат каждого этапа занятия.





Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу, в которой невозможно не выучиться.

В.Ф. Шаталин


Что такое образовательный процесс в дополнительном образовании, что может быть обычного и необычного в этих занятиях, чем он отличается от образовательного процесса в общеобразовательной школе?

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, развития, воспитания личности.

Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок. Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны ребенка и родителей, ведь это они выбирают интересный для ребёнка вид деятельности.

Согласно типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, ребенок вправе выбирать любой вид деятельности, заниматься сразу в нескольких различных группах различной направленности и не обязан посещать каждое занятие. И только от мастерства педагога и заинтересованности ребенка будет зависеть эффективность деятельности педагога, наполняемость групп, то есть, от того, насколько хорошо продумана его образовательная программа.

Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования должен отвечать следующим требованиям:

  • развивать у детей природные задатки и интересы, т.е. иметь развивающий характер;

  • быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;

  • основываться на многообразии дополнительных образовательных программ - модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого-педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью детей;

  • базироваться на развивающих методах обучения детей.

Педагогу дополнительного образования уже недостаточно знаний лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать:

  • психолого-педагогическими знаниями;


  • использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;

  • основываться на социальном заказе общества;

  • отражать региональные особенности и традиции.

Учебное занятие - основа образовательного процесса. Основополагающим в нём является выявление творческой активности детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

Учебное занятие - это:

  • модель деятельности педагога и детского коллектива;

  • форма организации учебного процесса регламентированное временем, включенное в расписание, предполагающее не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но прежде всего развитие;

  • время, в течение которого обучающиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью;

  • систематическое усвоение обучающимися знаний, умений, навыков с учетом психологических и возрастных особенностей;

  • сочетание индивидуальных и групповых форм работы;

  • разнообразие форм методов обучения;

  • контроль за процессом обучения;

  • постоянное развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.

Общие требования к занятиям в учреждении

дополнительного образования:

  • создание и поддержка высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

  • целесообразное расходование времени занятия;

  • применение разнообразных методов и средств обучения;

  • высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

  • практическая значимость полученных знаний и умений.

Знание видов и особенностей учебных занятий поможет педагогу сформировать потребность и умение правильно моделировать занятие,

совершенствовать своё педагогическое и методическое мастерство.

Качество учебного занятия зависит от правильности поставленной цели, задач, содержания, средств, форм, методов, организации учебного процесса. Главное требование к учебному занятию - это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.

Цель занятия - это предполагаемый результат действий или деятельности педагога, на осуществление которых они направлены. Как правило, определяется одна цель занятия. Она должна быть достаточно конкретна и достижима за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность. Например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса знаний, умений, навыков. Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их.

В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

-обучающие,

-развивающие,

-воспитательные.

Обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: обучение чему-либо, овладение детьми конкретных знаний, умений по преподаваемому предмету. Сюда входят:

-передача знаний,

-осмысление знаний,

-закрепление знаний,

-формирование умений и применение знаний на практике,

-тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков),

-обобщение и систематизация знаний.

Развивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.

Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.

Например, традиционные праздники носят сразу три задачи: обучающие, развивающие, воспитательные, но отличаются от учебных занятий тем, что обучение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связан с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают три задачи в комплексе.

Модель учебного занятия в учреждении

дополнительного образования детей

Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов:

  • организационного;

  • проверочного;

  • подготовительного;

  • основного;

  • контрольного;

  • итогового;

  • рефлексивного;

  • информационного.

Организационный. Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Проверочный. Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

Подготовительный (подготовка к новому содержанию). Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям и т.д.).

Основной. Усвоение новых знаний и способов действий: Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей. Первичная проверка понимания изученного. Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. Обобщение и систематизация знаний. Использование различных форм занятия.

Контрольный. Использование тестовых заданий, письменного, устного опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского и т.д.).

Итоговый. Педагог совместно с детьми подводит итог занятия. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение. Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми.

Рефлексивный. Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы, творческого задания.

Информационный. Информация о содержании и конечном результате домашнего задания. Инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий.

Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение,

систематизация.

Этапы учебного занятия, его структура конструируются в соответствии с дидактической целью и закономерностями процесса обучения. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу. Приемы работы педагога и воспитанников на каждом этапе зависят от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состава группы и опыта творческой деятельности педагога и обучающихся.

Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом и определяет тип и структуру учебного занятия. Учитывая активную позицию ребят в освоении материала и формировании умений, классифицировать учебные занятия по дидактической цели можно следующим образом:

  • изучение и первичное закрепление новых знаний;

  • закрепление знаний и способов деятельности, комплексное применение знаний и способов деятельности;

  • обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;

  • проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности.

  • Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру, основной компонент занятия кодируется в названии типа учебного занятия.

  • Общими этапами для всех типов занятий являются:

  • организационный;

  • целеполагание и мотивация;

  • подведения итогов.

Организационный момент учебного занятия предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и воспитанников.

Целеполагание и мотивация обеспечивает желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств воспитанника.

Подведение итогов определяет уровень достижения целей, меру участия всех обучающихся и каждого в отдельности, оценку их работы и перспективы познавательного процесса.


Основные требования к построению современных

учебных занятий:

  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

  • обязательным аспектом каждого занятия является воспитание детей;

  • целесообразное расходование времени занятия;

  • применение разнообразных педагогических средств обучения;

  • личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками;

  • использование регионального компонента;

  • практическая значимость полученных знаний и умений.

Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Как удержать внимание ребят? Какие формы и методы использовать для развития интереса у детей к учебному предмету?..

Эти и многие другие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия?

Подготовка к учебному занятию


На занятии, в зависимости от решаемых задач, педагог может использовать и коллективную форму работы, и работу в малых группах, по звеньям и индивидуально. Алгоритм подготовки учебного занятия, как основа этой методики, может быть следующим:

1этап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:

  • Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

  • В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

  • Насколько полно и качественно реализовано содержание?

  • Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

  • За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

  • В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?

  • Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?


  • 2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

  • определение типа занятия;

  • определение вида занятия;

  • определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);

  • определение темы и ее потенциала, как обучающего, развивающего и воспитательного;

  • обозначение задач учебного занятия;

  • продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы, как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;


  • подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

3 этап. Обеспечение содержания учебного занятия:

  • самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия);

  • обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий;

  • материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

Конечно, в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности, как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета. Системность, детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.

При подготовке занятия педагогу важно:


  • продумать, как донести до детей важность и необходимость предложенной темы;

  • распланировать занятие так, чтобы данная тема выступала как нечто цельное, единое;

  • необходимо спланировать тему сразу на отведённое количество часов. В отечественной дидактике существует множество удачных примеров решения данной проблемы. Например, предлагается одна из множества «технологий». Положите перед собой столько листов бумаги, сколько занятий планируется по данной теме. Распределите сначала главное, что на каком занятии будет изучаться; где труднее, что - легче; в зависимости от этого найдите формы работы и их сочетаемость;

  • при планировании занятий необходимо учитывать уровень подготовки обучающихся;

  • при подготовке определенной темы, заранее продумайте, кого из ребят, например, можно привлечь к учебно-исследовательской работе;

  • «проранжируйте» тщательно новый материал, что обучающимся нужно к этому занятию, что - несколько позже, может быть, в следующем году с учетом срока реализации образовательной программы. Такое ранжирование изменит акценты в подаче информации;


  • определите необходимый дидактический материал, ТСО, реквизит, наглядные пособия и др.;

  • особо продумайте резервный материал на тот случай, если Вы «придете к финишу за 3-5 минут до окончания занятия». Досрочный финиш - беда многих молодых педагогов. В качестве резерва могут выступать, в зависимости от предмета, различные упражнения, игры, интересная информация или воспитательная беседа, касающаяся данной темы;

  • педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

Эмоционально-психологическая подготовка педагога к занятию


  • вспомните группу, где предстоит давать занятие. Вспомните опыт общения с ней: развивайте положительные ощущения, блокируйте отрицательные;

  • планируя занятие, различные его моменты, представьте психологическую атмосферу в данном творческом объединении. Такое психологическое предвидение, основанное на знании группы, поможет выбрать и средства обучения до элементарного. Например, в этой группе эту иллюстрацию я не покажу - я вижу их реакцию и т.д. Такой подход сделает планирование «прицельным»;

  • вспомните взаимоотношения с отдельными обучающимися, избегайте стандартных установок к некоторым ребятам.

Структура различных типов занятий


Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Комбинированное занятие

  • Организационная часть

  • Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.

  • Изложение нового материала.

  • Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.

Занятие сообщения и усвоение новых знаний

  • Организационная часть

  • Изложение нового материала и закрепление его.

Занятие повторения и обобщения полученных знаний

  • Организационная часть

  • Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение обучающимися заданий и решение задач.

  • Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.

  • Подведение итогов.

Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков

  • Организационная часть

  • Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение обучающимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

  • Сообщение и содержание задания, инструктаж по его выполнению.

  • Самостоятельная работа обучающихся.

  • Обобщение и оценка выполненной работы.

Занятие применения знаний, умений и навыков

  • Организационная часть

  • Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.

  • Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа обучающихся, оценка ее результатов.


Традиционные формы организации деятельности

детей в учебном процессе:

лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся;

семинар - форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога. Оно формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений;

дискуссия - публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы. Оно расширяет знания детей путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения;

конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов. Прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности;

экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью. Обогащает чувственное восприятие и наглядные представления;

экспедиция - поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий;

туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью. Реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и

спортивного развития;

учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия . Характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Нетрадиционные формы организации деятельности детей:

презентация предмета, явления, события, факта - описание , раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях;

ролевая игра - предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений;

защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем;

круглый стол - коллективная работа по определению социального значения конкретной темы;

чаепитие - обладает большой воспитательной силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает;

день добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость;

конверт вопросов - свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке;

выпускной ринг - отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.

Кроме перечисленных занятий в учреждениях дополнительного образования детей проводятся и традиционные итоговые и открытые занятия.

При правильной их педагогической организации проверки полученных знаний, умений, навыков итоговые и открытые занятия проводятся в творческих объединениях образовательного учреждения, где ребята не только не должны бояться этих занятий, но и стремиться проявить себя перед сверстниками и взрослыми, получить их одобрение и оценку.

Итоговые и открытые занятия - это неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяют всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.

Цель этих занятий - выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка, их соответствия прогнозируемым результатам образовательных программ.

Задачи:

  • определение уровня теоретической подготовки воспитанников в конкретной образовательной области;

  • выявление степени сформированности практических знаний, умений,

  • навыков детей в выбранной ими творческой деятельности;


  • анализ полноты реализации образовательной программы детского объединения;

  • соотнесение прогнозируемых реальных результатов учебно-воспитательной работы;

  • выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы;

  • внесение необходимой корректировки в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения.

Итоговые и открытые занятия в детских творческих объединениях должны строиться на принципах научности, учета индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, свободы выбора педагогом методов, форм проведения и оценки результатов.

Итоговые и открытые занятия выполняют целый ряд функций:

  • учебную - создает дополнительные условия для обобщения и осмысления воспитанником полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков;

  • развивающую - позволяет детям осознать уровень их актуального развития и определить перспективы;

  • коррекционную - помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса, совершенствуя образовательную программу;

  • воспитательную - является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей ребенка;

  • социально-психологическую - дает каждому воспитаннику возможность пережить «ситуацию успеха».

Итоговые занятия в учреждениях дополнительного образования проводятся 2 раза в течение учебного года: в конце I и II полугодий (сроки устанавливает администрация).

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели, задачи и результат.

Выявляя результативность образовательной деятельности детского творческого объединения на итоговых занятиях, необходимо дать анализ работы каждому обучающемуся:

  • во-первых, итоговые занятия - выявление качества работы творческого объединения.

  • во-вторых, несмотря на то, что в сфере дополнительного образования нет единых образовательных стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить «уровень обученности» детей в определенной деятельности, мы можем и должны использовать образовательные программы, где определены конечные результаты обучения, воспитания и развития ребенка по каждому году обучения. Они и могут стать неким «стандартом» в выявлении реальных

достижений воспитанников детского творческого объединения.

  • в-третьих, далеко не каждый руководитель детского творческого объединения отчетливо понимает, что при выполнении практической работы многие воспитанники действуют «по образцу», который дает педагог.

Наша задача - развить творческий потенциал, воображение ребенка и научить его работать самостоятельно. Поэтому в ходе проверки результативности работы детского объединения педагогу надо обратить внимание на наличие у ребят необходимых теоретических знаний и применение их на практике.

  • в-четвертых, выявление результатов работы в детских объединениях традиционно осуществляют с помощью итоговых занятий, экзаменов, сдачи нормативов, квалификационных турниров, соревнований, концертных выступлений и т.д. Но, несмотря на то, что отдельные результаты хорошо просматриваются на массовых мероприятиях, это не дает полной картины оценки работы, так как в таких мероприятиях участвуют не все обучающиеся детских объединений, а в основном наиболее способные, одаренные дети, занимающиеся не первый год. Поэтому необходимо использовать и другие формы итоговых занятий, позволяющие выявить соответствие уровня теоретической и практической подготовки программным требованиям каждого ребенка.

Поэтому, использование различных форм при проведении итоговых занятий, позволят решить проблемы выявления результатов подготовки каждого обучающегося.

При проверке уровня теоретической и практической подготовки ребенка требуется оценить, насколько свободно он владеет базовыми теоретическими знаниями в данной области деятельности и необходимыми технологическими навыками. Очень важно продумать и форму оценки результата ребенка: она должны быть конкретна и понятна детям. Главное, чтобы у воспитанника формировалась адекватная оценка собственных достижений, базирующаяся на стремлении к дальнейшему совершенствованию.

Анализируя результат работы, педагогу необходимо обратить внимание, прежде всего на степень выполнения образовательной программы (сколько детей выполнили программу полностью, сколько - частично и т. д.). Если правильно оценивать результативность реализации любой образовательной программы, то 100% «обученности» быть не может, ведь в учебной группе одновременно занимаются дети разного уровня способностей и возможностей, а часто и возраста. К тому же, анализ таких результатов может стать поводом для пересмотра или коррекции образовательной программы. Например, программу выполнили и «перевыполнили» все дети, то возможно, она несколько «занижена» по уровню и требует некоторого «усложнения»; и наоборот, если программу выполнили менее

половины обучающихся, то она является слишком сложной и нуждается в определенном «упрощении».

Содержание плана итогового занятия определяется самим педагогом на основании образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

Результаты итоговых занятий должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить:

  • насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребенком;

  • полноту выполнения образовательной программы;

  • обоснованность перевода обучающегося на следующий этап или год обучения;

  • результативность самостоятельной деятельности ребенка в течение всего учебного года.

Результаты итоговых занятий обучающихся рассматривают по следующим параметрам:

  • количество обучающихся, полностью освоивших образовательную программу;

  • количество обучающихся, освоивших программу не в полной мере;

  • количество обучающихся, не освоивших программу;

  • количество обучающихся, переведенных или не переведенных на следующий год или этап обучения;

  • причины невыполнения детьми образовательной программы;

  • необходимость доработки программы.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

Организация подготовки к открытому занятию


Открытое занятие - одна из форм демонстрации профессионального педагогического мастерства и мониторинга деятельности педагога дополнительного образования. У педагога, решившего проводить открытое занятие, есть возможность:

  • удовлетворить базовые потребности собственной личности;

  • показать свои творческие способности;

  • показать другим и увидеть самому результат работы с обучающимися;

  • повысить свой статус среди коллег, обучающихся, родителей и администрации;

  • повысить свой уровень теоретических знаний в процессе подготовки к занятию;

  • пополнить собственный учебно-методический комплекс;

  • в ходе анализа открытого занятия получить полезный совет от коллег.

Открытое занятие также можно провести в рамках прохождения аттестации, комплексной проверки учреждения, в целях изучения и

распространения передового педагогического опыта и т. п.

О проведении открытого занятия коллектив предупреждается заранее, вывешивается объявление не менее чем за 3 дня до его проведения. В нем сообщаются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество педагога;

  • название объединения;

  • тема занятия;

  • место и время проведения.

На открытое занятие могут быть приглашены педагоги данного учреждения, представители администрации, работники других учреждений, члены различных экспертных комиссий, а также родители и другие заинтересованные люди.

Необходимость проведения открытого занятия может быть обусловлена различными факторами, и, соответственно, само занятие будет иметь различные цели. Сам педагог может организовать открытое занятие для родителей или администрации учреждения для демонстрации достигнутых результатов обучения, успехов воспитанников. Открытое занятие для коллег может способствовать анализу используемых педагогом нетрадиционных форм обучения, новых педагогических технологий.

Педагог может настаивать на проведении открытого занятия и в случае несогласия с оценкой его деятельности администрацией или проверяющими организациями (в таком случае целесообразно пригласить на открытое занятие независимых экспертов-специалистов по профилю деятельности объединения).

При подготовке к занятию педагог может обратиться за консультацией к заместителю директора по учебной, методической работе, заведующему отделом, методисту. Педагог сам выбирает тему, вид и форму проведения открытого занятия. После открытого занятия проводится его самоанализ и анализ проведенного занятия. В течение 3 дней педагогу необходимо сдать методическую разработку открытого занятия заведующему отделом.

Администрация учреждения может планировать проведение открытых занятий с целью:

  • анализа деятельности одного или всех педагогов учреждения;

  • знакомства педагогов (в частности, молодых специалистов) с опытом работы старших коллег;

  • выявления причин низкой результативности деятельности объединения и в дальнейшем оказания педагогу необходимой методической помощи по совершенствованию его работы;

  • проведения в учреждении конкурса профессионального мастерства;

  • определения уровня квалификации педагогов и т. п.

План проведения открытого (итогового) занятия должен

содержать следующие разделы:


  • время и место проведения занятия;

  • участники открытого занятия (возраст воспитанников,

год обучения);

  • цель и задачи проведения занятия;

  • тема открытого (итогового) занятия;

  • необходимое оснащение занятия.

Цель занятия должна быть достаточно конкретной и достижимой за одно занятие (См. «Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования»).

Задачи должны раскрывать цель, конкретизировать её, определять содержание основных этапов занятия. Определение задачи занятия вытекает из содержания учебного материала, подготовки обучающихся, их индивидуальных способностей, методической подготовки педагога.

К образовательным задачам относятся:

  • формирование у обучающихся основ разносторонних гуманитарных, трудовых, технических, общественно-политических и других знаний;

  • выработка умений, навыков специальных для каждого творческого, объединения.

К развивающим задачам относятся:

  • формирование умений и навыков учебной (практической и умственной) деятельности;

  • развитие познавательных процессов (память, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие), умений применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, отвлечение);

  • развитие воли, эмоций, интересов, способностей и дарований личности.

К воспитательным задачам относится:

  • взаимосвязь патриотического, духовно-нравственного, трудового, этического, эстетического, физического, санитарно-гигиенического, правового, экологического воспитания обучающихся.

Ход занятия


В этом разделе определяются основные этапы занятия, их последовательность от вводного до заключительного:

  • время, выделяемое на каждый из этапов;

  • содержание каждого этапа;

  • формы работы педагога и детей.

План проведения занятия должен быть таким, чтобы при знакомстве с ним

можно было получить достаточно полное представление о предстоящем занятии, и чтобы он являлся необходимым подспорьем для самого педагога.

Методы, используемые при проведении открытого (итогового) занятия (примерные)

Словесные: объяснение, рассказ, беседа, работа с книгой, анализ текста...

Наглядные: демонстрация иллюстраций, видеоматериалов, слайдов, фотоматериала, показ педагогом образца выполнения задания ...

Практические:

Наблюдения, опыты, практические задания, упражнения, тренировки, репетиции...

Проблемного обучения:

Поиск (самостоятельный поиск ответа на поставленные вопросы), исследование, самостоятельная разработка идеи, продукта.

Дидактический материал, техническое оснащение

используемые при проведении открытого (итогового) занятия

(примерные)

Методические пособия для педагога: литература по направлению, справочные материалы, тематические подборки, конспекты занятий...

Методические подборки для обучающихся: задания и задачи репродуктивного и творческого характера и др.

Средства обучения: картины, плакаты, таблицы, фотографии, раздаточный материал, ТСО и т.д.

Некоторые формы открытых (итоговых) занятий

Занятие (открытое, итоговое) может иметь различные формы и методы, это зависит от направления творческого объединения.

Желательно использовать более интересные, нетрадиционные формы занятий, где педагог в большей мере может показать свои педагогические способности, а обучающиеся - знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения. Такие занятия интересны детям, родителям и педагогам, остаются в памяти.

В зависимости от поставленной цели, формы открытых (итоговых) занятий могут быть разнообразными. Например: занятие-фантазирование, занятие-турнир, занятие-диспут, занятие-путешествие, занятие-сказка, занятие-игра, интегрированное занятие, занятие-творчество, КВН, соревнование, конкурс, концерт, аукцион знаний, и т.п.

При планировании и выборе формы занятия необходимо учитывать возраст обучающихся, год обучения.

Викторина - обучающиеся показывают полученные знания в процессе

обучения. Вопросы могут быть розданы заранее или держаться в тайне. Методика проведения будет зависеть от педагога.

Экскурсия - проводится по заранее запланированной теме. Экскурсии может предшествовать ранее изученная тема, даты, события. Например, на природе могут вестись зарисовки, записи, чтение стихов с последующим обсуждением, или проведением какого-то мероприятия.

Зачет или экзамен - можно провести на дифференцированной основе.

Конкурс знаний, умений и творчества. Он проводится в виде итогового праздника знаний. Это можно еще назвать и Днем открытых дверей, когда специально подготовленные экскурсоводы показывают и рассказывают обо всем, что сделано и чего достигли в течение года - родителям, социуму. В этот период можно организовать выставки, соревнования, концерты, спектакли, игры.

Интегрированные занятия. Возможно проведение нескольких занятий в рамках одной темы. Его могут вести педагоги по направлениям или один педагог.

Занятие - фантазия. Такое занятие можно провести в творческих объединениях актерского мастерства, ИЗО. Дети придумывают различные персонажи, обыгрывают их и т.д. Можно включить различные игры. Например, кабинет превращается в космический корабль, кабинет врача и т.д.

Занятие - сказка. Обучающиеся сочиняют сказки, можно на заданную тему, затем показывают их своим сверстникам. Могут принять участие родители, педагоги.

Занятие - спектакль. Ребята обыгрывают роль своего любимого героя, сочиняют сценарии, можно показать готовый спектакль.

Занятие - конференция. Такую форму занятия можно предложить детям более старшего возраста. Для проведения конференции ребятам заранее дается определенная тема. Небольшая группа готовит сообщение, знакомят остальных, присутствующих с проблемой, выносятся вопросы для обсуждения.

Занятие - творчество. Ребята делятся на группы, им дается любое задание (например, создать литературный портрет героя нашего времени, или написать стихи на заданную тему и т.д.).

Занятие - тестирование. Такую форму занятия можно проводить с помощью компьютера или обычным способом. Каждый обучающийся получает задания с готовыми ответами и необходимо выбрать правильный вариант ответа.

План проведения занятия должен быть конкретным, четким, учитывающий все моменты занятия.


© 2010-2022