Проектная работа обучающейся по декоративно - прикладному искусству

Раздел Дополнительное образование
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОКУ«Чермошнянская основная общеобразовательная школа»

Медвенского района Курской области

«Птица - символ света, счастья и добра»



Проектная работа обучающейся по декоративно - прикладному искусству



Автор: Чистилина Валерия Сергеевна

Руководитель: Киреева Анна Алексеевна





Чермошное, 2015

Аннотация

Творческая работа по декоративно - прикладному искусству посвящена изучению техники росписи по дереву. В основе декоративных композиций - образ птицы, как один из главных символов русского народного искусства.

Серия работ представлена тремя деревянными спилами с художественной росписью.

Описание работы

Цель: создание серии работ в технике росписи по дереву на тему «Птица - символ света, счастья и добра».

Задачи: рассмотреть значение образа птицы и декоративно - прикладного искусства в русском народном искусстве;

познакомиться с техникой росписи по дереву;

научиться выполнять роспись по дереву на основе приобретенных знаний.

Ожидаемые результаты. В ходе своей практической работы мне хотелось бы научиться овладеть техникой росписи по дереву, создать интересные работы из природного материала при их художественном оформлении, расширить свой кругозор.

Практическая значимость. Созданная мной серия работ «Птица - символ света, счастья и добра» может использоваться для украшения интерьера дома, в качестве подарка любителям природы и красоты.

Историческая справка

Роспись по дереву - это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Издавна украшение различных деревянных изделий цветной росписью высоко ценилось, а в каждом доме непременно было несколько расписных досок или тарелок. Сегодня интерес к росписи по дереву активно возрождается и профессия художника росписи по дереву становится актуальной.

Роспись по дереву является частью народного искусства, можно сказать частью фольклора, частью народного творчества, народной мудрости. Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям.

Давным - давно, когда люди научились изготавливать предметы обихода и посуду из дерева, захотелось им как-то украсить свой быт. В те времена народы верили в различные божества, у них были свои поверья, они слагали сказки и легенды, а изображениями героев этих произведений

украшали свою жизнь.

Считалось, что расписные вещи отгоняли злых и привлекали добрых духов в дом. В качестве красок изначально использовали сырьё, которое распространялось именно в их местности (это различные глины, уголь, мел, другие минеральные, а потом и растительные вещества) поэтому роспись каждого региона до сих пор считается уникальной и всегда узнаваема...

Сухие (перемолотоые) вещества обязательно смешивали с каким-нибудь связующим веществом: маслами, олифой или другими вязкими реагентами.

Помимо изобразительного материала, у каждого народа существовала и собственная символика росписи. Существует большое количество различных видов росписи, для каждой характерны определенные орнаменты: Волховская, Северодвинская, Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская, Палехская и другие.

Для создания серии работ мной был выбран символ птицы.

Птицы повсюду, они для нас не заметны изо дня в день. И мало кто помнит, какое огромное значение им придавал русский народ в далеком прошлом. В свои будущие композиции я решила включить маленькую, пернатую красавицу. Синица - это маленькая птичка не чуть не хуже заморских птиц. У синицы яркий окрас перьев, они бойкие, красивые и ни зимней стужи, ни людей не боятся.

С глубокой древности человечество связывало изображение птиц с мыслью о небе, птицу считали посредницей между землей и небом, между облаками, дарующими дождь, и земной поверхностью. Это способствовало осмыслению птицы как символа жизни.

Образ птицы встречается во всех культурах, например: известны мифические птицы Древнего Египта (ибис), Египетская цапля Бенну (от «вебен» - сиять), согласно легенде, олицетворяющая душу бога Солнца Ра, Бенну символизировала солнечное начало. Древней Индии полумифическое существо Гаруда является Солнцем в образе птицы.

Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять солнце и солнечный свет, небо и воздух, душу, ветер, облако, молнию, грозу, бурю…

Птиц можно увидеть на вышитых полотенцах и передниках, на расписных сундуках, на резных и расписных прялках; на стенах древнерусских соборов и в домовой резьбе, в народных игрушках и в посуде.

Люди верили, что на своих крыльях птица приносит счастье, добро, охраняет покой дома, несут детишкам здоровье.

Если материалы для росписи использовались уникальные, то техника нанесение рисунка на дерево везде была приблизительно одинаковая...


Для росписи необходимо иметь деревянные заготовки. Роспись в наше время выполняется гуашью. Кисти желательно брать беличьи или колонковые, круглые, остроконечные № 2, 3, 4, 5. Хороший инструмент сказывается на качестве исполнения росписи. Карандаши для рисунка (Т, ТМ, М, H, HB, B) и калька для копирования, наждачная бумага с крупным и мелким зерном, альбом, а также лак (ПФ-283, ПФ-231) - это все пригодится для творческой работы.

Создание эскиза.

Начнём с создания эскиза. Желательно иметь перед собой образцы изделий народных мастеров, выполненные в лучших традициях, таблицы с характерными элементами росписей.

Соблюдая основные законы композиции (стилевое единство, выбор главного композиционного центра, симметрию, ритм, пропорциональность и масштабность), согласуя композицию с формой предмета, решив задачу в цвете, художник имеет возможность создать эскиз будущего произведения.

Подготовка изделия к росписи.
Шлифовка. Обернув небольшой брусок наждачной бумагой, шлифуем поверхность деревянного изделия вдоль волокон. Затем снимаем с деревянной поверхности пыль тряпкой или кистью, но не сдуваем, иначе пыль попадет в глаза.
Грунтовка клейстером. Разведя в небольшом количестве воды картофельный крахмал (чайная ложка на стакан воды), завариваем его и наносим клейстер на поверхность изделия тампоном или кистью с последующей просушкой.
Тонирование. При желании можно тонировать поверхность тушью или акварелью.

Нанесение рисунка на поверхность.

Способ держания кисти необычен. Чтобы освоить его, надо положить кисточку черенком на концевые фаланги среднего и указательного пальцев и придержать сверху подушечкой большого пальца: мизинец и безымянный при этом должны быть согнуты.
Кисть, взятую тремя пальцами, ставят почти вертикально, так чтобы она едва касалась острым кончиком дощечки: ведут ее, постепенно опуская до полного соприкосновения рабочей ее части с поверхностью. Затем кисть быстро отрывают - получается капелька.
Следует поупражняться также над получением спиралек, тонких штрихов, окружностей, проведением ровных полосок разной ширины, волнистых линий. Только освоив эти приемы росписи, можно рассчитывать на хорошее выполнение работы.

Роспись производится в строгой последовательности: вначале наносится краска светлых тонов, затем темных, после чего идет оживка (если требуется) белилами, а в заключение следует обводка контура, украшение точками, штрихами, каплями и т.д. черной гуашью.
Приступая к росписи по дереву, необходимо подготовить деревянную заготовку. Она может быть плоской или объёмной, но в любом случае должна быть без рисок, сколов и трещин. Небольшие дефекты устраняют, используя шпатлёвку из мелких опилок той же породы дерева с добавлением клея ПВА, а инструментом служат узкий шпатель или плоская стамеска. После высыхания, если шпатлёвка просела, процесс повторяют. Затем высохшую поверхность шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой. Перед росписью с неё удаляют сухой ладонью микропыль, иначе краска будет собираться катышками, и покрывают прозрачной грунтовой из желатина, разведённого тёплой водой, или клейстера из расчёта 1,5 чайной ложки крахмала на стакан воды.
Для грунтовки также пригоден разведённый водой жидкий клей ПВА. Наносят грунтовку руками или широкой кистью из синтетической щетины равномерным тонким слоем. После высыхания поверхность обрабатывают мелкой шкуркой и снова грунтуют, повторяя эту процедуру до трёх раз. Для непрозрачной грунтовки используют водоэмульсионную краску, смешав её с гуашью нужного цвета с последующим зашкуриванием после высыхания.

Гуашь представляет собой густую массу из пигмента с клеем и разводиться тёплой водой. Нельзя наносить гуашь толстым слоем, так как после высыхания она частично растрескивается и отскакивает. Для удобства смешивания красок используют палитру.

Готовое изделие широкой кистью из синтетики или куском плотного поролона покрывают несколькими слоями лака. При этом лучше использовать лак ПФ-283, нанося его послойно после каждого высыхания.

При изготовлении разделочной доски расписывают только тыльную её сторону, а рабочую поверхность там, где она соприкасается с пищей, надо несколько раз пропитать тёплым подсолнечным маслом, для создания на ней предохранительной плёнки.

Выводы. В ходе творческой работы у меня получились три замечательных работы, объединенные одной тематикой. Синица изображена на фоне трех времен года: зимы, весны и осени. Я много нового узнала про мир птиц. Мной была освоена техника росписи по дереву. Пусть мои работы выполнены не на высоком уровне, но эстетическое удовольствие и чувство радости я испытываю, глядя на своих синичек.

Литература

- Величко Н. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 176 с.:

- Жегалова С.К. Русская народная живопись/ С.К. Жегалова.- М: Полиграф,1984.-180с

- Толстухина Н.В. Художественная роспись по дереву. Городец / Н.В. Толстухина.-М: Экспресс, 2008. -140с.

- Василенко В. М. Искусство Хохломы. М., 1959.

- Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. М., 1971, т. 3.



Приложение


Проектная работа обучающейся по декоративно - прикладному искусству


Для работы мне понадобилось: деревянная заготовка, гуашь, кисти, клей ПВА, палитра, наждачная бумага для шлифовки.

Проектная работа обучающейся по декоративно - прикладному искусству

Подготавливаю заготовку для росписи: шлифую, грунтую.

Проектная работа обучающейся по декоративно - прикладному искусству

Делаю карандашный рисунок



Проектная работа обучающейся по декоративно - прикладному искусству

Первая прописка. Распределяю цветовые пятна. Начинаю со светлых тонов.

Проектная работа обучающейся по декоративно - прикладному искусству

На втором этапе росписи начинаю придавать объем предметам, работая с темными тонами.

Проектная работа обучающейся по декоративно - прикладному искусству

С помощью темных тонов получается контрастное, яркое изображение.

Завершаю работу оживкой, обвожу контуры, используя белила и черную краску.

Проектная работа обучающейся по декоративно - прикладному искусству



Проектная работа обучающейся по декоративно - прикладному искусству

Вот такая красота у меня получилась!



© 2010-2022