Конспект урока Основные ценности и функции дополнительного образования

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №2

Тема1.1.2. Основные ценности и функции дополнительного образования.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: лекция

Методы:

-информационно-развивающие (разъяснение, беседа)

- словесные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа с источником информации, работа в группах.

Цель: определить основные ценности дополнительного образования и его функции.

Задачи:

- познакомить учащихся с проблемами дополнительного образования, особенностями и функциями ДО;

- развивать способности анализировать, делать выводы, выделять главное.

- содействовать формированию интереса к учебному предмету, побудить учащихся к активности

Наглядное обеспечение урока: статья, тетради, ручки.


  1. Структура урока:

  2. 1) Организационный этап.(5 мин)

  3. 2)Проверка домашнего задания (10 мин)

  4. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин)

  5. 4) Актуализация знаний.(3 мин)

  6. 5) Первичное усвоение новых знаний.(20мин)

  7. 6) Физминутка.(3 мин)

  8. 7) Первичное закрепление.(15 мин)

  9. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (8 мин)

  10. 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 мин)

Ход урока

Этапы урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Отводимое время

Организационный этап.

- приветствие, фиксация отсутст​вующих; -проверка подго​товленност -организация вни​мания шк-ов;

- «Добрый день, друзья! Я рада вас ви​деть, и очень хочу начать работу с вами! (хорошего вам настроения!)»

-«Ладошка к ладошке».

- Приветствие учителя -Рапортичка (определение отсутствую​щих).

5 мин

Проверка домашнего задания

Установить правильность, полноту и осоз​нанность выпол​нения д/з всеми учащимися.

Защита рефератов

Защита рефератов

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Обеспечить мотивацию уче​ния школьников, постановка ими целей урока

-Тема нашего занятия «Основные ценности и функции дополнительного образования.» (запись на доске)

-Как вы понимаете тему урока?

-Какие цели мы определим для нашей работы на уроке?

-Формулирование целей и задач урока самими учащимися

-Ценности это…

-Определить ценность дополнительного образования.

-Определить функции дополнительного образования.

7 мин

Актуализация знаний.

-Актуализация субъектного опыта уч-ся

-Что вы знаете о дополнительном образовании? - Что ещё вы хотели бы узнать по данной теме?

-Ответы учащихся

3 мин

Первичное усвоение новых знаний

-Обеспечить вос​приятие, осмыс​ление и первичное закрепление уч-ся изучаемого мате​риала: -Создать содер​жательные и орга​низационные ус​ловия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого мате​риала.

-Работа в группах. Каждая группа изучает текст по своей теме, ведёт необходимые записи, обсуждается в группе тема. Один представитель от группы выступает с ответом и краткими записями по своему вопросу.

-Деление на 3 группы

1группа Тема «Содержание дополнительного образования в школе»

2 группа Тема «Основные ценности дополнительного образования»

3 группа Тема «Функции дополнительного образования»

20 мин

Физминутка

снять напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности

- И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. «Раз» - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. «Два» - и. п, «Три», «четыре» - то же правой рукой.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

-И. п. - основная стойка. «Раз» - хлопок в ладоши за спиной руки поднять назад возможно выше. «Два» - движение рук через стороны, хлопок в ладоши вперед на уровне головы.

Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.

- И. п. - сидя на стуле. «Раз» - голову наклонить вправо. «Два» и. п. «Три» - голову наклонить влево. «Четыре» - и. п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Учащиеся под руководством учителя выполняют упражнения

2-3 мин

Первичное закрепление

Обеспечить за​крепление в памяти уч-ся знаний и спо​собов действий, ко​торые им необхо​димы для самостоя​тельной работы по новому материалу Обеспечить в ходе закрепления повы​шение уровня ос​мысления изучен​ного материала, глубины его пони​мания

Выступление -1группы Тема «Содержание дополнительного образования в школе»

- 2 группы Тема «Основные ценности дополнительного образования»

-3 группы Тема «Функции дополнительного образования»

-Задают вопросы по прослушанной теме.

15 мин

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечить понима​ние учащихся цели, со​держания и способов выполнения домашнего задания

-Работа с журнальными статьями («Внешкольник», «Дополнительное образование и воспитание»). Подготовить сообщение о социальных и педагогических функциях системы дополнительного образования.(самостоятельная работа №2)

Фиксирование домашнего задания в тетрадь.

5 мин

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Обеспечить усвоение уч-ся принципов само​регуляции и сотрудни​чества -Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

-Какие цели мы ставили в начале занятия?

-Добились поставленных целей?

-Сообщение оценок учителя

-Подведение итогов са​мими учащимися

5 мин


Содержание дополнительного образования в школе

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Система внеурочной занятости детей, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для учащихся интересной и полезной.

Работа кружков и объединений строится в соответствии с разработанными учебными программами. Реализация образовательных программ идет через организацию учебных занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Обязательно использование дифференцированного подхода к организации учебной деятельности в объединении: вовлечение каждого ребенка в деятельность, поддержка талантливых и одаренных детей.

Основные функции дополнительного образования в средней школе.

Исходя из особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в общеобразовательной школе. К ним относятся:

1) образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

3) креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

5) рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;

6) профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию.

7) интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;

8) функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

9) функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы.


Основные ценности дополнительного образования детей.

В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России». Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой - в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал. При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:

  • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

  • ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

  • возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;

  • единство обучения, воспитания, развития;

  • практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.


Основные особенности организации ДОД .

1. Необходимым условием существования ДОД являются свобода выбора ребёнком вида деятельности, педагога, обучающей программы, наличие возможности менять их. С этой точки зрения система ДО обладает более благоприятными возможностями по сравнению со школой. Несмотря на предметную ориентацию многих программ и детских объединений, ребёнок может выбрать для себя не обязательно приоритет данного предмета. Ему могут быть интересны другие роли, отношения, в которых он способен достичь успеха и которые повлияют на его дальнейший жизненный выбор.

2. Главным организующим началом является не урок, а творчество в различных его проявлениях, поэтому учебные занятия характеризуются многообразием форм. Здесь наряду с теоретическими занятиями большое значение имеют коллективная и индивидуальная творческая деятельность, самостоятельная работа, экскурсии, экспедиции, соревнования, выставки и др. формы. Результатом деятельности ребёнком могут быть не только ЗУН, а чаще всего - воплощение этих знаний в реальный продукт творческой деятельности - техническую модель, декоративно-прикладное изделие и др. В системе ДОД идёт активный процесс обновления педагогических технологий, сертификация, введение нового организационного режима. Имеется возможность обновления педагогических технологий за счёт создания новых информационных, здоровьесберегающих и социально-защитных технологий, технологий отслеживания и оценивания результатов деятельности.

3. Разнообразны формы организации детских образовательных объединений. Это не класс, а разновозрастные детские объединения разного численного состава. Наиболее распространённой формой ДОО является кружковая форма, где дети получают в основном ЗУН по какому-либо предмету. К традиционным формам относятся и клубные объединения по интересам. В последние годы появились комплексные формы ДОО: студии, мастерские, лаборатории, школы и др., - которые позволяют выявлять раннюю творческую одарённость, развивать разнообразные способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов. Становление комплексных форм ДОО может происходить через развитие межпредметных связей, создание условий для интеграции ДОП, отслеживание комплексного результата, мотивационную поддержку развития комплексного образования.

4. В УДОД в большей степени, чем в ОУ других типов, реализуется личностно ориентированный подход. В основе построения образовательного процесса лежат развитие ребёнка, его личные интересы и достижения. Численный состав объединений определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учётом интересов и возможностей детей; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм. Кроме того, есть возможность индивидуальной работы с детьми. Реализация личностно ориентированного подхода становится возможной, если есть условия для организации исследования личности ребёнка, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, создания системы отслеживания личностного роста детей, их достижений.

5. Сложился особый стиль отношений между педагогами ДО и воспитанниками, основанный на уважении личности ребёнка, заботе о его жизни и здоровье, демократии, свободе. Это не декларированные позиции, а реальное построение отношений, в основе которого лежит свобода в выборе ребёнком педагога, с одной стороны, и стремление педагога быть значимым для ребёнка, с другой.

© 2010-2022