Рабочая программа внеурочной деятельность для 5 класса

Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3

  2. Календарно - тематическое планирование………………………………5

  3. Содержание программы …………………………………………………..6

  4. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………………………………………………... 12

  5. Личностные и метапредметные результаты…………………………… 13

  6. Список литературы……………………………………………………… 16










1.Пояснительная записка

В настоящее время в государственной политике Российской Федерации расставлены приоритетные акценты в направлении здоровьесбережения населения страны и, в первую очередь, детей и подростков. Существенно способствует реализации поставленных задач по улучшению данной ситуации стремительный рост новых здоровьесберегающих технологий. Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здорового человека в будущем.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Клуб юных леди» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация пятиклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

  • о недопустимости перегрузок обучающихся в школе. (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы общего образования (2009 г.);

Актуальность программы:

В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.

Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для обучающихся 5 классов, реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье обучающихся среднего звена.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и спроектирована с учётом вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников.

Цель программы: формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения, развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья, обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Сроки реализации программы: данная рабочая программа рассчитана на один год и будет реализована в 2015-2016 учебном году.

Формы и режимы занятий:

Занятия будут проводится в групповой форме как внеурочная кружковая работа 1 час в неделю, всего-34 часа.


Предполагаемый результат:


Обучающиеся должны знать: основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника, особенности воздействия двигательной активности на организм человека, основы рационального питания, правила оказания первой помощи, способы сохранения и укрепление здоровья, основы развития познавательной сферы, свои права и права других людей, соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных, учреждениях, влияние здоровья на успешную учебную деятельность, значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья, знания о "полезных" и "вредных" продуктах, значение режима питания.

Уметь: составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его, выполнять физические упражнения для развития физических навыков, различать "полезные" и "вредные" продукты, использовать средства профилактики, ОРВИ, клещевой энцефалит, определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье, заботиться о своем здоровье; находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет, применять коммуникативные и презентационные навыки, использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе.











2. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата план

Дата

Факт

Теория


Практика


1

Что такое ЗОЖ.

1

04.09

04.09

2-3

Знакомство с физиологией детского организма. Тесты

1

1

11.09

18.09

11.09

18.09

4

Как функционируют различные системы организма.

1


25.09

25.09

5

Вредные привычки и здоровье.

1


02.10

02.10

6-7

Чем опасна «дань моде».

1

1

09.10, 16.10

09.10, 16.10

8-9

Питание и здоровье. Ролевая игра.

1

1

23.10, 30.10

23.10, 30.10

10

Диета.

1

06.11

06.11

11-12

Вкусно поесть вне дома.

1

1

13.11, 20.11

13.11, 20.11

13

Соблюдать ли пост.

1

27.11

27.11

14-15

Как составить здоровое меню.

1

1

04.12, 11.12

04.12, 11.12

16

Моё здоровье в моих руках

1

18.12

18.12

17

Болезни.

1

25.12

25.12

18-19

Закаливание. Тест.

1

1

15.01, 22.01

15.01, 22.01

20

Режим дня

1

29.01

29.01

21-22

Полезные процедуры летом и зимой.

1

1

05.02, 12.02

05.02, 12.02

23-24

Вредные добавки не только в продуктах. Как ухаживать за кожей, чтобы не навредить.

1

1

26.02,

04.03

26.02,

04.03

25-26

Уметь правильно одеваться, значит сохранять здоровье.

1

1

11.03,

18.03

11.03,

18.03

27

Я в школе и дома.

1

25.03

25.03

28

Переутомление. Режим сна

1

01.04

01.04

29-30.

Компьютерные игры

1

1

08.04, 15.04

08.04, 15.04

31-32

Чтоб забыть про докторов. Посещать ли стоматолога. Зачем делать прививки.

Профилактика ОРВИ.


1

1

22.04, 29.04

22.04, 29.04

33-34

Я и моё ближайшее окружение. Внешний вид, макияж.

1

1

13.05,

20.05

13.05,

20.05

Всего

22

12

34






























3. Содержание программы


Тема 1 Теория-1час

Рассказ учителя, что такое здоровый образ жизни, какие составляющие влияют на здоровье человека. Рассказ о спорте, движении, здоровом питании, о вредных привычках.

Тема 2-3 Теория-1час

Учитель рассказывает об особенностях детского организма, как правильно выбирать режим питания, физических упражнений.

Есть такое понятие - "биологический возраст". Означает оно достигнутый к определенному моменту уровень морфологического и функционального развития организма. Установлено, что темп индивидуального развития детей неодинаков, хотя у большинства детей темпы развития соответствуют возрасту.

Практика-1час

Делаем тест на определённую систему упражнений.

Тема 4 Теория-1час

Учитель рассказывает, что организм - сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других. Жизненно необходимые процессы энергообразования, выделения продуктов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизнедеятельности, снабжение огромного количества клеток питательными веществами и необходимым количеством кислорода происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.

Тема 5 Теория-1 час

Вредные привычки - это привычки, которые вредят здоровью человека и мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности.

Вредные привычки обладают рядом особенностей, среди которых особенно следует отметить:

  • Употребление алкоголя, наркотиков и курение вредны как здоровью самого подверженного им человека, так и здоровью окружающих его людей.

  • Вредные привычки в конечном итоге обязательно подчиняют себе все остальные действия человека, всю его деятельность.

  • Отличительной чертой вредных привычек является привыкание, невозможность без них прожить.

  • Избавиться от вредных привычек чрезвычайно трудно.

Тема 6-7 Теория-1час

Учитель рассказывает, как неправильный образ жизни может повлиять на здоровье человека. Что считается модным и немодным в подростковой среде. Что такое мода на привычки и.т.д. Совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определённой общественной среде в определённое, обычно недолгое время. Понятие таких выражений: Войти в моду. Выйти из моды. Дань моде. Одет по последней моде. Мода на короткую одежду.

Практика-1час

Повторяем основные понятия, смотрим презентацию, проводим ролевую игру.

Тема 8-9 Теория-1час

Рассказ учителя о здоровом питании, витаминах, вкусной и здоровой пище. Здоровое питание - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Соблюдение правил здорового питания в сочетании с регулярными физическими упражнениями сокращает риск хронических заболеваний и расстройств. Роль еды для здоровья человека.

Практика-1час

Проводим ролевую игру. В ней участвуют витамины, вредные добавки, калории, ГМО.

Тема 10 Теория-1час

Рассказ учителя о диетическом питании, влияние модных диет на организм человека.

Тема 11-12 Теория-1час

Все мы любим вкусно покушать. Элитные дорогущие рестораны, где подают шикарных лобстеров или ароматное фуа-гра - это, конечно, очень здорово. Обязательно стоит время от времени делать себе и своим близким такие «вылазки», но чаще ведь душа лежит именно к домашней кухне: оладушки с пылу с жару, супчик из свежих овощей и отборного мяса, пирожки, приготовленные с любовью. Но отведать полезную пищу можно и вне дома.

Практика-1час

Готовим «здоровый перекус для школы». Горячие овощные бутерброды и фрукты.

Тема 13 Теория-1час

Рассказ учителя, что такое «пост». Для чего он нужен, можно ли соблюдать пост детям. Как влияет воздержание от определённых продуктов на жизнеспособность организма.

Тема 14-15 Теория-1час

С понятием здорового питания мы разобрались на прошлых занятиях. А сегодня пришло время поговорить о том, какие конкретно продукты нужно употреблять, чтобы это подходило под понятие здорового питания. Поэтому тема занятия: здоровое питание-меню. Как часто мы ищем новые блюда, продукты, которые были бы полезны и одновременно удобны в приготовлении и употреблении. Но вы научитесь не только тому, какие именно продукты полезны, но и тому, как правильно составить свой рацион на протяжении дня. На самом деле это просто, нужно знать лишь самое главное правило: питание должно быть разнообразным.

Практика-1час

Составляем меню каждый для своей семьи, с учётом полезности и калорийности продуктов.

Тема 16 Теория-1час

Пишем небольшое сочинение «Моё здоровье в моих руках»

В моей жизни, как и в жизни любого человека, здоровье очень важно. От него зависит моя активная жизнь. А в последнее время что-то уж больно часто плохое самочувствие по самым разным поводам. Честно скажу, высиживать в поликлиниках под кабинетами мне не очень хочется. И вот возник вопрос, что же делать? Понимаю, что мое здоровье только в моих руках….

Тема 17 Теория-1час

Приглашаем на беседу школьного врача, слушаем рассказ о болезнях. Какие принимать меры, чтобы не заболеть ОРВИ.

Тема 18-19 Теория 1-час

Рассказ учителя о закаливании. Закаливание организма - эффективное средство укрепления здоровья. Оно представляет собой своего рода тренировку защитных сил организма и их подготовку к быстрой мобилизации в критических ситуациях. В основе любой из закаливающих процедур лежит систематическое воздействие солнечных лучей, тепла или охлаждения на организм человека. Это приводит к тому, что у человека постепенно формируется адаптация к внешней среде, а также совершенствуется работа всех систем его организма.

Практика-1час.

Пишем тест. Идём на прогулку на школьный стадион.

Тема 20 Теория-1час

Рассказ учителя о режиме дня. Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Тема 21-22 Теория-1час

Рассказ учителя о процедурах (умывание, обливание, воздушные ванны, загар, купание в водоёмах, витаминных банях) в зависимости от времени года.

Практика-1час

Проводим «физминутку» на свежем воздухе. Подвижные игры.

Тема 23-24 Теория-1час

Рассказ учителя о косметических средствах. В состав любого косметического средства входит более пятидесяти ингредиентов. И если мы всю свою жизнь не посвятили химии, то вряд ли, их названия нам о чем-либо скажут. Привести примеры, составить список вредных веществ.

Практика-1час

На примерах ищем опасные ингредиенты в косметических средствах.

Тема 25-26 Теория-1час

Чистота и удобство - основные гигиенические требования к любой одежде. При выборе одежды необходимо уделять внимание фактуре и качеству ткани. Способность ткани сохранять тепло зависит от воздушной прослойки, находящейся в её "порах " - пушистая, рыхлая ткань особенно хорошо сохраняет тепло тела. Например, шерстяной материал в 2 раза пористее, чем льняной, значит, он теплее. Одежда должна гармонировать с внешним видом: соответственно возрасту и внешним особенностям выбирается фасон и цвет. На выбор цвета влияет и время года. Летом - это яркие, сочные тона, зимой - теплые приглушенные. Важно одеваться по сезону. Верхняя одежда для ребенка, особенно в осенне-зимний период, должна быть теплой, но не тяжелой.

Практика-1час

Игровое занятие «Одеваемся по моде или по сезону».

Тема 27 Теория-1час

Кроме требований школы нужно обязательно учитывать мнение самого ребенка - в рамках этих требований, естественно. Одежда во многом определяет нашу уверенность в себе. Даже у взрослых настроение поднимается, если они одеты красиво и удобно. С детьми - то же самое, одежда, которая им нравится, вызывает у них положительные эмоции. Особенно это важно для первоклассников: для них первое время в школе - это стресс, и красивая нарядная одежда в чем-то поможет его сгладить. Школьная форма ребенка должна быть качественной - это один из основных критериев.

Тема 28 Теория-1час

Учитель рассказывает: Почему внешне здоровые дети быстро устают и как бороться с этим недугом? Как не перепутать простую утомляемость с симптомами серьезного заболевания? Важно помнить, что утомление возникает как и из-за интеллектуальных перегрузок нервно-психической деятельности, так и из-за общей физической усталости и не соблюдения гигиены и распорядка дня. В каждом возрасте продолжительность умственной и интеллектуальной активности разная. Рассказать какое количество времени необходимо отводить ребенку на активную деятельность в разных возрастах, сколько необходимо спать.

Тема 29-30 Теория-1час

Учитель рассказывает о вреде и пользе компьютерных игр, о режиме, который необходимо соблюдать, играя в компьютерные игры.

Практика-1час

«Игровой марафон»

Тема 31-32 Теория-1час

Приглашаем школьного врача с лекцией о профилактике различных заболеваний.

Практика-1час

Учимся готовить витаминизированные напитки из трав.

Тема 33-34-1час

Смотрим презентацию «Внешний вид и макияж». Рассказываем о том, как одеваться и вести себя в обществе, как ухаживать за кожей рук, лица, проблемной кожей.

Практика-1час

На практике учимся умываться, наносить лосьон для проблемной кожи. Решаем тесты.








4.Материально-техническая база


1.Занятия проводятся на базе школьной библиотеки

2.Компьютер измерительные приборы: весы, часы и их модели.

3.Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.

4. Видеофильмы

5.Копировальный аппарат.

6.Методическая и справочная литература.

7. Периодические издания.

8. Тестовый матер

5. Личностные и метапредметные результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности.


В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению, является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

В ходе реализация программы, обучающиеся должны знать:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

  • основы рационального питания;

  • правила оказания первой помощи;

  • способы сохранения и укрепление здоровья;

  • основы развития познавательной сферы;






6.Список литературы


  1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

  2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа - 2001 - № 12 - С. 3-6.

  3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

  4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

  5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.

  6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа - 2005. - № 11. - С. 75-78.

  7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. - М. : Вако, 2004. - 124 c.

  8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

  9. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. - 134 с.

  10. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

  11. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. - М.: Владос, 2003. - 112 с.

  12. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. - 268 с.

  13. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.

  14. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. - М.: 1991. - 120 с.






© 2010-2022