Дополнительная образовательная программа Фантазия

Направленность программы: художественная, программа является модифицированной. Творческий труд на занятиях с использованием природно-растительных материалов – один из методов приобщения детей к искусству и воспитания любви к природе. При постоянном общении с природой, во время работы с природным материалом пробуждаются эстетические чувства, развивается художественный вкус, приобретаются трудовые навыки. Работа с природным материалом развивает усидчивость, терпение, настойчивость, приобщает учащ...
Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования

Администрация Воскресенского района Нижегородской области

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Воздвиженский детский центр

Принята Утверждаю:

на педагогическом Директор центра

совете протокол № Р.Н.Большакова

«___» ________ ___г. «___» _____________ ___г.

Дополнительная образовательная программа кружка

«Фантазия»

Возраст участников с 6 лет

Срок реализации -2 года



Автор Большакова Римма Николаевна, педагог дополнительного

образования

с. Воздвиженское

Оглавление


Пояснительная записка………………………………………………3

Цель и задачи программы ……………………………………………5


Методы обучения и методическое обеспечение……………………..8


Тематическое планирование………………………………………..….9

Содержание программы ……………………………………………….11

Список литературы ……………………………………………….…..12






































Пояснительная записка

Направленность программы: художественная, программа является модифицированной.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, мы видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия школьного возраста. В кружке объединяются дети, которые проявляют стойкий интерес к природе, творческой работе с природным материалом.

Творческий труд на занятиях с использованием природно-растительных материалов - один из методов приобщения детей к искусству и воспитания любви к природе. При постоянном общении с природой, во время работы с природным материалом пробуждаются эстетические чувства, развивается художественный вкус, приобретаются трудовые навыки. Работа с природным материалом развивает усидчивость, терпение, настойчивость, приобщает учащихся к интересному и самобытному виду народного прикладного искусства.

Работа в кружке состоит из теоретических и практических занятий. Основой содержания теоретических занятий являются вводные беседы о содержании и задачах работы кружка, раскрытие тем и заданий. На практических занятиях дети учатся пользоваться материалами, инструментами, получают навыки изготовления поделок.

На занятиях у кружковцев развивается художественный вкус в области декоративно-прикладного искусства; умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, использовать природные материалы соответствующего цвета и фактуры. В процессе изготовления изделий из природного материала кружковцам даётся возможность самостоятельно выполнять композиционные, конструктивные и технологические задания, работать над оформлением, украшением собственных изделий.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.

Данная программа кружка «Фантазия» рассчитана на 2 года обучения детей в возрасте с 6 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения. Занятия кружка в творческой мастерской проводятся 2 раза по 2 часа в неделю. Таким образом, количество учебных часов в год составляет: 144 часа. Учебная нагрузка планируется исходя из педагогической и психологической целесообразности с учётом психологических и физических особенностей детей дошкольного и школьного возраста. Большая часть часов отводится на практические занятия, которые являются наиболее эффективной формой обучения в объединении. Могут проводиться индивидуальные занятия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Цель программы:

Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей к миру творчества, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Изучать основы композиции и цветовой гармонии, значения распространенных художественных понятий и терминов.

  • Формировать навыки и приемы работы с природным материалом.

  • Приобрести прикладные знания, а также умения и навыки, необходимые для творческого процесса.

Развивающие:

  • Развивать творческое мышление, способности создавать и реализовывать замысел.

  • Развивать имеющиеся умения и навыки работы с различными инструментами, умения организовать свое рабочее место.

  • Развивать интерес к изучению народных традиций, художественных ремесел.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива посредством совместной творческой деятельности;

  • Воспитывать аккуратность, усидчивость;

  • Приобщать детей к общечеловеческим ценностям, а также к истокам русской народной культуры;

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

  • Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах, воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления окружающей действительности.

Прогнозируемый результат:

должны знать:

  • как собирать, хранить и сушить собранный природный материал;

  • время и место сбора материала;

  • как правильно составлять букеты и композиции;

  • как подобрать и использовать материал в творческих работах;

  • особенности новогодних и рождественских композиций;

  • особенности пасхальных композиций.

должны уметь:

  • делать эскиз работы;

  • правильно составлять букеты и композиции;

  • использовать подручный материал;

  • собирать, сушить и хранить природный материал;

  • украшать, оформлять собственные композиции;

  • находить творческий подход к работе.

Главные принципы программы

  • Непрерывность, систематичность и взаимосвязь школьного и дополнительного образования и воспитания.

  • Гуманизм в межличностных отношениях.

  • Связь с жизнью.

  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

  • Применение принципов развивающего, проблемного обучения.

  • Использование проектной технологии.

  • Интеграция интеллектуального, художественного, эстетического и

нравственного развития.

Методическое обеспечение программы.

Методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- иллюстративный (наглядный);

- проблемный (педагог вместе с детьми и ищет пути ее решения);

- эвристический (ребята сами находят проблему и ищут пути ее решения);

-словесный (устное изложение, беседа, рассказ).

Формами подведения итогов реализации программы "Фантазия» являются


  • выставки: тематические, праздничные.

  • Творческие конкурсы.

Формы организации деятельности учащихся- групповая, индивидуальная.

Формы проведения занятий: занятие-игра, конкурс, викторина, праздник, фестиваль, выставка.

Материалы, инструменты, приспособления:

Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

  • Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, скорлупа грецких орехов, береста, мочало, лоза, солома, рогоз, камыш, сухоцветы и т.д.

  • Бумага: чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная.

  • Картон: цветной, тонкий, упаковочный.

  • Открытки, салфетки, фантики.

  • Ткань, иголка, дырокол.

  • Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.

  • Бросовый материал: коробки картонные, стеклянные бутылки оригинальной формы, капсулы киндер-сюрпризов, кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички т.п.

  • Клей ПВА и «Момент».

  • Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр.

  • Карандаши простые и цветные, краски, гуашь, кисти необходимы для росписи изделий.

  • Пассатижи (или плоскогубцы и кусачки) для расщепления и откусывания металлической проволоки.

  • Электрический утюг для разглаживания ткани и соломки.

Учебно-тематический план 1-ый год обучения

План

часы

всего

Теор.

Прак.

1

Введение. Вводное занятие в учебный курс. Знакомство с программой кружка. Правила техники безопасности

1

1

2

2

В гостях у матушки липы.

6

20

26

1

Мочальная кукла.

3

10

13

2

Конь золотогривый. Лошадка из мочала

3

10

13

3

Возвращение в сказку. Аппликации, картины, панно из природного материала.

16

50

66

1

Цветики-семицветики. Цветы из семян, зерен.

2

4

6

2

Белочкины подарки. Панно «Елки».

2

5

7

3

Раз ромашка, два ромашка. Композиция из семян растений.

2

4

6

4

Жили- были. Композиция из природного материала и соленого теста

2

11

13

5

Бабушкины секреты. Панно из сухоцветов

2

10

12

6

Калинка-малинка. Украшение в виде венка из стеблей рогоза.

2

8

10

7

Сплетение ароматов. Венок из трав.

2

5

7

8

Кладовая на стене. Коса из чеснока

2

3

5

4

Старые традиции.

12

36

48

1

Коса-девичья краса. Украшение интерьера из рогоза.

2

6

8

2

Птица счастья.

2

6

8

3

Елки-метелки. Креативная елка.

2

6

8

4

Елки- палки.

2

6

8

5

Рождественское кольцо

2

6

8

6

Колесо весны

2

6

8

5.

Итоговое занятие. Выставка творческих работ.


2

2

Итого

35

109

144


Учебно-тематический план 2-ой год обучения

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила техники безопасности

1

1

2

2

Кают-компания.

5

25

30

1

Портрет звезды. Композиция из ракушек .

2

5

7

2

Волшебный иллюминатор. Композиция в круглой раме.

1

7

8

3

На побережье. Зеркало в раме.

2

13

15

3

Остановись, мгновение.

9

52

61

1

Гобелен из трав « Родные просторы»

2

10

12

2

Краски лета. Картина из листьев и цветов.

1

5

6

3

Завиток. Абстрактная композиция.

1

7

8

4

Букет для лесной нимфы.

2

6

8

5

Дачный сезон. Плетение из лозы.

2

10

12

6

Бабье лето. Круглая композиция из лозы.

1

14

15

4

Мастерская Берендея

5

43

48

1

Берестяная закладка для книги

1

7

8

2

Подставка- коврик из бересты

1

9

10

3

Плетеная солонка.

1

10

11

4

Фоторамка из бересты

1

11

12

5

Бусы из бересты

1

6

7

5.

Итоговое занятие. Выставка творческих работ.

1

2

3

Итого

21

123

144

Организация образовательного процесса

Занятия кружка проводятся 2 раза по 2 часа в неделю. Таким образом, количество учебных часов в год составляет: по 144 часа в первый и во второй год обучения.

Содержание дополнительной образовательной программы.

1 год обучения.

1. Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила техники безопасности. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с разными инструментами и материалами.

2.. В гостях у матушки липы

Знакомство с корой липы, лыко (мочало) - материал, используемый с древности. Изделия из лыка ( мочала)- лошадки, куклы.

3. Возвращение в сказку. Аппликации, картины, панно из природного материала. Картины и композиции из семян, листьев, соломы, сухоцветов. Учатся собирать и сушить осенние листья, подготавливать их к работе. Знакомство детей с набором инструментов и технологией сушки листьев. Дети учатся составлять простые и сложные композиции из листьев.

4.Старые традиции. Изделия по народным мотивам. Плетение, техника гобелена. Изделия из камыша, рогоза. Праздничные, рождественские, новогодние традиции.

5. Итоговое занятие. Выставки творческих работ. Составление альбомов, презентаций.

Содержание программы второго года обучения.

1.Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила техники безопасности. Ознакомление с природными материалами и инструментами.

2.Кают-компания. Морские мотивы, композиции из ракушек на картоне, ткани, дереве. Знакомство с материалом, изучение свойств. Правила составления композиции. Изготовление творческих работ.

3. Остановись, мгновение. Композиции из трав. Элементы плетения из лозы. История ремесла лозоплетения. Ознакомление с природным материалом лоза, способы ее подготовки. Правила работы с лозой. Знакомство с простейшими элементами плетения из лозы. Составление композиций.

4. Мастерская Берендея. Знакомство с берестой, как материалом, ее свойствами, историей использования в народных ремеслах. Приемы плетения из бересты. Изготовление изделий из бересты.

5. Итоговое занятие. Фестиваль творческих работ.

Составление альбомов, презентаций.







































Список литературы

Для педагога:

1. Зайцева А. Фитоживопись. - М.: ЭКСМО, 2011.

2. Крысько Г. Коллаж. - М., АСТ- Пресс, 2011.

3. Лобачевская О. Плетение из соломки. - М., АСТ Пресс, 2009

4. Махнюк В. Береста. - М.: АСТ Пресс, 2010

5. Моргунова К. Фигурки животных из природных материалов. -

М.: ЭКСМО, 2011.

6. Немешева Е. Фантазии из природных материалов. - М., 2010.

7.Толмачева Н. Плетение из лозы. - М.: АСТ пресс,2005.

Для обучащихся и родителей:

1.Поделки из природных материалов. Энциклопедия. - М., 2009

2.Хоменко В., Аппликации картины и панно из природных материалов. -

Белгород, 2010.

3.Большая книга поделок из природных материалов. - М.: АСТРЕЛЬ, 2010.

1. Зайцева А. Фитоживопись. - М.: ЭКСМО, 2011.

2. Крысько Г. Коллаж. - М., АСТ- Пресс, 2011.

3. Лобачевская О. Плетение из соломки. - М., АСТ Пресс, 2009

4. Махнюк В. Береста. - М.: АСТ Пресс, 2010

5. Моргунова К. Фигурки животных из природных материалов. -

М.: ЭКСМО, 2011.

6. Немешева Е. Фантазии из природных материалов. - М., 2010.

7.Толмачева Н. Плетение из лозы. - М.: АСТ пресс,2005.

15



© 2010-2022