Формирование благоприятной психологической среды развития конкурентоспособной личности в ЦДТ

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование благоприятной психологической среды развития конкурентоспособной личности
в ЦДТ

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Для начала, мне бы хотелось обратить внимание на ключевые слова, которые заключены в данной теме - это развитие личности, благоприятная психологическая среда, конкурентоспособность личности.
В центре детского творчества деятельность педагогов с одаренными детьми осуществляется на основе соответствующей программы, где отражены основные направления данной деятельности. .
Исходя из сказанного выше, одним из основных компонентов формирования благоприятной психологической среды развития конкурентоспособной личности в нашем центре является реализация модели психолого - педагогического сопровождения одаренных детей. .
Целью данной модели является создание социально - психологических условий для всестороннего развития личности одаренных детей. .
Среди основных задач можно выделить следующие: разработка диагностического инструментария для выявления одаренных детей от 5 до 18 лет; выявление и поддержка одаренных детей, исследование их интересов, склонностей, особенностей, увлечений; развитие интеллектуальных, творческих, технических и других видов одаренности обучающихся в условиях комфортной познавательной ситуации; обеспечение возможности творческой самореализации детей в различных видах деятельности; разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого одаренного ребенка; разработка системы оценки результативности модели психолого - педагогического сопровождения одаренных детей путем проведения различных видов мониторинга.
Работа по реализации модели ведется исходя из следующих форм сопровождения: диагностика, консультирование, коррекционная и развивающая работа, психолого - педагогическое просвещение. .
Первая форма - диагностика. Ее цель: выявление индивидуально - личностных особенностей, склонностей, проблем, участников образовательного процесса.
Реализация данного направления состоит из 3 блоков: работа с обучающимися, работа с педагогами, работа с родителями. .
Консультирование. Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно - образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальных программ воспитания и развития.
Коррекционная и развивающая работа. Цель: создание условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонения психического развития. В процессе осуществления данного вида работы мы с педагогами используем инновационные технологии, такие как ТРИЗ, Кейс - стадии и др., а также различные терапии - арт-терапия, музыкотерапия и др. .
Психолого - педагогическое просвещение. Цель: создание условия для повышения психологической компетентности педагогов, родителей.
В нашем центре существует несколько отделов. Работа проводится исходя из специфики каждого. .
В предшкольной подготовке детей успех диагностическая работа проходит в 3 этапа: входящая, промежуточная, итоговая. Индивидуальные и групповые занятия с использованием инновационных технологий. Родительские собрания по каждому этапу диагностики, «Мой ребенок - первоклассник», рекомендации для родителей и педагогов, поступления в другие творческие объединения ЦДТ. .
Психолого - педагогическое сопровождение художественно - эстетического отдела строится на основе выявления и учета одаренных детей на всех возрастных этапах, входящая и итоговая диагностика, мониторинг сформированности УУД. По итогам работы проводятся родительские собрания, даются рекомендации, составляется портфолио достижений. .
Отдел декоративно - прикладного и технического творчества предполагает наиболее тесное взаимодействие с психологом. Совместно с педагогами проводится диагностика и развитие творческих способностей, мышления, интеллектуальной одаренности, личностных качеств. .
«Союз детей и подростков «Дружба - Ынархас» предполагает работу с лидерами, вожатыми, волонтерами. Проводятся тренинги, деловые, коммуникативные игры различной направленности: развитие лидерских качеств, эмпатии, умения принимать решения в трудной ситуации, развитие умения работать с пожилыми людьми, толерантности.
В нашем центре работает клуб выходного дня «Содружество» для детей с ОВЗ. Мы активно сотрудничаем со школами города. Инклюзия в наше время является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Дополнительное образование тоже не является исключением.
Здесь также проводится диагностика и учет одаренных детей, развитие их склонностей и интересов, учет особых образовательных потребностей, развитие толерантного отношения к ним со стороны окружающих. .
По итогам реализации данной модели получены следующие результаты: выявлены индивидуально - личностные особенности одаренных детей; педагоги обладают необходимым уровнем психолого - педагогической компетентности для работы с одаренными детьми, владеют современными инновационными технологиями работы с одаренными детьми; составлен индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей и др. .
Как было уже сказано ранее, одной из форм сопровождения модели является диагностика. Это важнейший этап, без которого в работе нельзя обойтись. Именно с диагностики и начинается вся работа. .
Сегодня мне бы хотелось более подробно остановиться на диагностике технического мышления детей и перейти к мастер - классу.
Различные исследования, касающиеся диагностики технического мышления ведутся с 60 - х годов. Техническое мышление - достаточно сложный процесс, как и его диагностика.
Напомню определения понятий одаренность и техническое мышление.
Хотелось бы отметить, что мышление - это одна из форм ориентировки в пространстве. Специфические особенности мышления, как отмечает П. Я. Гальперин, состоят в не том, что оно есть деятельность по решению «задач в уме», а в том что эта деятельность регулируется ориентировкой в понятийной форме, которые открывают человеку новую действительность, благодаря чему у него появляется возможность решения мыслительных задач. А решение данных задач способствует переходу на качественно новый уровень - более высокое интеллектуальное развитие.
При рассмотрении особенностей технического мышления можно выделить несколько тенденций: выделение отдельных признаков (или разных их сочетаний), характеризующих выполнение практической деятельности; объяснение особенностей технического мышления запасом технических знаний и методом их усвоения, а также связь технического мышления со свойствами личности. .
Что же понимают под тестами технической одаренности?
На сегодняшний день методик, которые к полной мере определяют техническое мышление практически не существует. Такая методика одна - тест Беннета, с ней мы познакомимся чуть позже. Есть методики, которые определяют техническое мышление, техническую одаренность по компонентам. .
Классификаций тестов технических способностей существует не так много. Изучением данного направления занимались, в основном зарубежные педагоги, психологи, ученые. Познакомлю вас с классификацией Анны Анастази и Сьюзан Урбин.
И, прежде чем рассматривать более подробно данную классификацию, хотелось бы сказать несколько слов о младшем школьном возрасте.

№ п/п

Тестовые задания

Описание

1.

«Карта одаренности» (Хаана и Каффа)

Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:
• Первая и основная функция - диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.
• Вторая функция - развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

2.

«Карта интересов» (модификация Савенкова А. И.)

Цель: выяснить всестороннее и гармоническое развитие учащихся.
Инструкция для детей
Всего 15 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте «-«; если нравится, ставьте «+»; если очень нравится, ставьте «++».
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам…»

Психомоторные способности

Тестовые заданий

Характеристика

1.

«Тест ловкости оперирования мелкими деталями Кроуфорда»

Перед испытуемым находится доска, где отверстия одной из секций заполнены цилиндрическими деревянными стержнями с выкрашенными концами. Действуя двумя руками, испытуемый должен как можно быстрее вынуть стержни из отверстий в верхней части доски и вставить их в соответствующие отверстия нижней части. За каждый переставленный стержень испытуемый получает один балл. Задание выполняется трижды по 15 с каждый раз

2.

«Миннесотский тест скорости манипулирования»

Он состоит из двух частей, включающих два типа заданий. Для выполнения теста требуются:
1) деревянная доска, состоящая из двух секций (в каждой секции 48 отверстий, причем в одной из них отверстия имеют резьбу);
2) стержни небольшого размера, металлические колечки, шурупы, пинцет и отвертка.
Вначале испытуемый с помощью пинцета помещает стержни в отверстия доски, а затем на каждый из них надевает колечко. Во второй части теста испытуемому необходимо поместить шурупы в отверстия с резьбой и завернуть их с помощью отвертки. Обычно при оценке результатов учитывается время выполнения теста и количество ошибок (пропусков).

Пространственные способности

Тестовые задния

Описание

1.

тест Векслера

Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - 6 вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов
К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.

2.

Тест Равена

Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

3.

Миннесотский тест на восприятие пространства

включает серии заданий в виде карточек с изображением
6 геометрических фигур. Одна из них разрезана на две части и более, а 5 - целых Испытуемый должен мысленно соединить разрезанные части и определить, какая из 5 фигур при этом получается.

4.

Методика "Компасы"

обследуемому предлагается на бланке 20 задач, в каждой из которых на схематически изображенном компасе обозначено одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, 3, С-В, С-3, Ю-В, Ю-3) в переменной системе координат и стрелка, показывающая какое-то другое направление, определить которое относительно переменной системы координат и будет задачей испытуемого. После того как испытуемый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направления. Перед началом обследования, объяснив задачу испытуемому, необходимо разобрать один пример. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк для ориентирования по оси С-Ю нельзя.


Механические способности

№ п/п

Тестовые задания

Описание

1.

«Тест на механическую понятливость Беннета»

Предназначен для определения технических способностей у детей подросткового (с 12 лет), юношеского возраста и взрослых. Содержит 70 заданий, требующих решения технических задач. В каждом задании испытуемые должны выбирать правильный ответ из трех вариантов. Длительность теста 25минут. Допускается выполнение заданий в любой последовательности.


Хочу предложить вашему вниманию «Тест технической понятливости Беннета».
Данная методика ориентирована на выявление технических способностей испытуемых, как подростков, так и взрослых. Допускается выполнение заданий в любой последовательности. Процедура подсчета полученных результатов достаточно проста и заключается в начислении 1 балла за каждое правильно выполненное задание. Перевод в стандартные шкалы не производится, интерпретация осуществляется в соответствии с нормами, полученными на конкретной выборке испытуемых
Подводя итог мастер - классу, мне бы хотелось показать результаты диагностики технического мышления по на примере объединения «Робототехника» отдела декоративно - прикладного и технического творчества. .


6



© 2010-2022