- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Мастер-класс по проектным технологиям Цветущая веточка
Мастер-класс по проектным технологиям Цветущая веточка
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Киричек М.Н. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Мастер-класс для педагогов
Тема: « Цветущая веточка»
Цели и задачи мастер-класса:
- Дать представлению о технике креативного рукоделия «шерстяная акварель».
-Использовать проектную деятельность при изучении техники креативного рукоделия «Шерстяная акварель».
- познакомить педагогов с приемами, помогающими в работе над проектом, - « разогрев», «звездочкой обдумывания» на примере выполнения работ в технике «шерстяная акварель».
-рассмотреть рисование шерстью как направление искусства и его значение для развития ребенка;
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов, выполнить коллективную работу.
Форма проведения мастер-класса:
- с педагогами и для них без участия детей;
- лекция с элементами презентации +практическая работа.
Оформление:
презентация по теме урока, электронная инструкционно - технологическая карта, печатные технологические карты, кроссворды и буклеты у всех участников мк, работы детей и педагога в технике шерстяной акварели;
Материалы и инструменты для работы: шерсть акриловая и натуральная 5 цветов, ножницы, рамка со стеклом, эскиз.
Структура мастер - класса:
1.Вступительная часть.
Объявление темы и цели мастер-класса.
2. Теоретически - демонстрационная часть.
1. Демонстрация выставочных работ детей и педагога.
Показ презентации с комментариями, используя проектные технологии.
2. Теория. Шерстяная акварель как направление в искусстве.
Рисование шерстью в развитии творческой деятельности детей.
( в печатном варианте для участников МК).
3. Практическая часть.
Освоение приемов выкладывания картины шерстью.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Ход мастер-класса.
-
Вступительная часть.
1.Организационный момент. Встреча и размещение участников.
Разбивка на группы. Подготовка к практической части мастер-класса.
На столах - кроссворд.
2.Объявление темы: « Цветущая веточка».
Мотивация.
Разгадаем кроссворд.
1. Вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность.
2. Волосяной покров кожи у животных.
3. Деревянное или пластиковое обрамление картины.
4. Изображение на плоскости.
Ответы: (Рамка, живопись, шерсть, картина.)
Объединив эти понятия, выполним картину в технике
«Шерстяная акварель» и в дальнейшем используем этот прием в работе с детьми над творческими проектами.
3.Теоретически - демонстрационная часть.
«Кто испытал наслаждение
творчества, для того уже
другие наслаждения
не существуют».
Антон Павлович Чехов.
Презентация.
1 кадр. Археологи датируют возникновение первых изделий из шерсти 8000 летним возрастом. Сегодня прекрасным подарком слывут «войлочные» или «шерстяные» картины. В основе техники под необычным названием "живопись шерстью" лежит естественная способность шерсти сваливаться, без этого многочисленные слои из волокон цветной овечьей шерсти, которые образуют изображение, не смогли бы составить единое живописное полотно. Способы выкладывания таких картин разнообразны. Поисковая работа. Найти способы выкладывания картин шерстью (ресурсы: книги, интернет, консультация педагога, родители)
2 кадр. «Инструменты и материалы»: Главное преимущество техники живописи шерстью особенно для детского творчества - возможность в любой момент исправить неудачный "мазок", изменить цвета, композицию и прочее в совокупности с развитием мелкой моторикой, фантазии, познавательных процессов. Для работы не нужны ни краски, ни кисти, ни вода, только: шерсть, ножницы, рамка со стеклом, эскиз и Ваше желание творить!
Любое проектирование начинается с выбора темы проекта.
«Цветущая веточка» - эта тема будет благодатна в любое время .
Поисковая работа (Обозначив тему проекта, дети могут собрать и изучить информацию о жанре пейзажа, провести исследование по цветению растений. Далее, в своих проектах подбираем варианты идей. Их можно нарисовать самим, или взять готовые из интернета или книг). Рассмотрев достоинства и недостатки, выбираем один вариант и составляем технологическую карту. Начинается технологический этап. Нам надо определить последовательность выполнения картины, чтобы получить желаемый результат и удовлетворение от творческого процесса (смотри МК)
2.кадр. Практическая часть. (Технологический процесс идет одновременно с презентацией).
Применяем «Звездочку обдумывания».
- Какие инструменты и материалы используем? (Рамка со стеклом эскиз, шерсть для валяния, ножницы.)
- О чем необходимо помнить при работе с инструментами?
- Какова потребность в изделии (этот предмет для себя, для дома, для учреждения, в подарок)?
- Основные затраты на изготовление изделия. ( Исходя из размера рамки). 3кадр Составим технологическую карту.
. Основные этапы изготовления.
Мы рисуем, выкладывая шерстяные мазки так же, как если бы наносили краску слой за слоем. Выполнили фон. ( Пробуем на практике вытягивать шерсть, формируем веточки (каждый участник выполняет по веточке) , затем педагог приглашает участника мк расположить ветки на предварительно выложенном фоне .
( обязательное условие - прижимание слоев картины, можно ладонями.)
В завершении ветви украсим цветами способом - «свободная порезка». 4.кадр. Получается изображение, которое прижимается стеклом и обрамляется.
Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Я постаралась рассказать о создании картин в технике «Шерстяная акварель» с использованием проектной деятельности, использовав в своей работе мотивацию ( показ презентации), технологию (демонстрация технических приемов с наглядной электронной технологической картой), оригинальность ( выполнение картины коллективно и по ходу презентации).
Подведем итог. Предлагаю создать свою картину в этой технике. Составим алгоритм продуктивной творческой деятельности , используя прием « звездочка обдумывания».
-
Выбор темы проекта.
-
Сбор информации об объекте труда.
-
Выбор варианта изделия
-
Составление технологической карты
-
Осуществление технологического процесса
-
Защита (презентация)
Как, по вашему мнению, прошел мастер-класс? Ваши вопросы и предложения?
Информационная страничка.
Археологи датируют возникновение первых изделий из шерсти 8000 летним возрастом. Сегодня прекрасным подарком слывут войлочные аксессуары и украшения, одежда, войлочные картины и игрушки.
В основе техники под необычным названием "живопись шерстью" лежит естественная способность шерсти сваливаться, без этого многочисленные слои из волокон цветной овечьей шерсти, которые образуют изображение, не смогли бы составить единое живописное полотно. «Шерстяная акварель» - прекрасный подарок. Шерсть используется любая - и тонкая, и грубая. «Рисованные шерстью» картины получаются тёплые, мягкие и очень уютные. Утверждают, что от них исходит особая энергетика. Материалом выступают волокна шерсти, которые придают объем и фактуру. Но для блеска и украшения картины используют и вискозу, и шелк
Главное преимущество техники живописи шерстью особенно для детского творчества - возможность в любой момент исправить неудачный "мазок", изменить цвета, композицию и прочее в совокупности с развитием мелкой моторикой, фантазии , познавательных процессов. Для работы не нужны ни краски, ни кисти, ни вода, только: шерсть, ножницы, рамка для фотографий, эскиз и Ваше желание творить!
Автор делает эскиз будущей картины. Если картина в техническом плане сложна, сюжет рисуют предварительно на бумаге. Иногда картина сразу набрасывается прядями шерсти, затем подбирается палитра цветов, чтобы картина ожила. Шерсть окрашивают в разные цвета и оттенки. Раскладка, как правило, начинается с основного цвета, а вот потом происходит многочасовое долгое выкладывание картины шерстью слой за слоем.
Методов выкладывания может быть несколько - это и вытягивание волокон шерсти, и выщипывание (когда образуется облачко), и отрывание. Каждый раз создаётся особый эффект. Получаются удивительные по красоте цветовые переходы, где-то еле заметные как дымка, где-то густые и насыщенные. Но прозрачность остаётся везде, придавая картине чарующую нежность.
Чем больше Вам нравится сюжет, который Вы воплощаете в своей картине, тем удачнее получится сама картина и увлекательнее будет процесс. Если у вас небогатый выбор шерсти по цвету - это не проблема. Шерсть одного цвета при смешивании с шерстью другого цвета, как и краски, образует оттенки разной степени однородности.)
Для "рисования" картин шерстью нужно обладать "усидчивостью"
Не старайтесь в точности скопировать изображение (фото), используйте его
только как образец и источник вдохновения. У Вас ведь имеется свое
индивидуальное видение этого сюжета?! Вы, как творец, как создатель,
имеете право расставить свои акценты в этом сюжете .
Чтобы ускорить естественное сваливание шерсти полезно периодически в процессе выкладывания картины аккуратно прихлопывать её ладонью для скрепления слоев между собой.
Не забывайте почаще прикладывать стекло к рабочей поверхности - так вы очень быстро сможете обнаружить огрехи своей работы и оперативно их исправить. Ведь конечный результат - картина из шерсти под стеклом, следовательно и ориентироваться в процессе работы с шерстью нужно именно на то изображение, которое вы видите под стеклом.
Для картин с темным фоном (темно-синий, черный, коричневый и пр.) в
качестве подложки удобно брать черный флизелин. В таком случае можно начать выкладывать картину не со сливера, а сразу с цветной шерсти нужного Вам тёмного цвета. Таким образом, экономится много сил и времени, а также самого материала (шерсти).
У каждого предмета на Вашей картине есть тени, или блики, или светлые и темные пятна/стороны предмета, по крайней мере они обязательно должны быть, иначе предмет не будет иметь объема. Старайтесь, выкладывая картину, оттенять части предметов подходящим по этому случаю цветом шерсти, создавайте блики на вазах (это же стекло!), пытайтесь всегда оживить картину за счет использования игры света и тени. Это очень важно!
Кроссворд.
2.
3.
1.
4.
1. Вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность.
2. Волосяной покров кожи у животных.
3. Деревянное или пластиковое обрамление картины.
4. Изображение на плоскости.