Конспект открытого занятия на тему: «Приобретение навыков дыхания и звукообразования учащимися”

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Починковский Центр дополнительного образования детей»





Открытый урок

,,Эстрадный вокал "

Конспект открытого занятия на тему:

«Приобретение навыков дыхания и звукообразования учащимися"











Выполнил:

Педагог дополнительного образования

Шигонцева Ирина Владимирона

с. Починки 2015 г.

Тема: «Овладение навыками дыхания и звукообразовании, применение их при пении"

Задачи:

Обучающая: сформировать элементарное представление о голосовом аппарате, следить за его раскрепощенностью

Развивающая: добиться правильного взаимодействия певческого дыхания, атаки звука и функции резонаторов.

Воспитательная: воспитать у детей интерес к импровизации в пении.

Форма проведения занятия: практическое занятие

Методы и приемы, применяемые на занятии:

  • Словесные - беседа, рассказ;

  • Практические - выполнение творческого задания;

  • Интерактивные - показ видео, методы эмоционального стимулирования;

  • Наглядный - демонстрация приемов звукообразвания

Материалы и оборудование:

Для педагога:

  • Ноутбук

  • Магнитофон

  • Синтезатор

  • Фортепиано

  • Ноты и диски

Для обучающихся:

  • Нотные партии

I.Вводная часть.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, на меня. Улыбнитесь! Сегодня, тема нашего с вами занятия- «Приобретение навыков дыхания и звукообразования учащимися"

-Эстрадное пение образовалось от слияния академического и народного пения, поэтому физиологические основы дыхания и звукообразования одинаковы.

-Давайте немного поговорим об особенностях голосового аппарата

Строение голосового аппарата.

Голосовой аппарат состоит из 3-х основных частей:

  1. Дыхательной системы, в которую входят легкие, мышцы диафрагмы, живота, спины и верхняя часть грудной клетки.

  2. Гортани: в ней находятся голосовые связки - это складки мягких тканей, которые в среднем чуть меньше полутора сантиметров длиной. Когда мы просто дышим, связки широко распахнуты. Воздух, проходя через голосовые связки, заставляет их вибрировать. Так получается звук, а усиливается он и тембрально окрашивается с помощью резонаторов.

  3. Артикуляционного аппарата, в который входят: нижняя челюсть, губы, зубы, язык, корень языка мягкое небо и маленький язычок.

Звукообразование или фонация (от греч. фонэ - звук) происходит в результате действия голосового аппарата.

II. Основная часть.


Подготовка дыхательной системы к работе.

Педагог: Чтобы подготовить голосовой аппарат к работе, зарядиться положительной энергией используем 3 упражнения из системы дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н.

Из истории: Стрельникова Александра Николаевна - педагог-вокалист, продолжила дело, начатое своей матерью в 30-40 г.г. прошлого столетия по разработке системы дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика была разработана для восстановления и расширения диапазона голоса у профессиональных певцов.

Это уникальный метод естественного (немедикаментозного) оздоровления всего организма, отличающийся от всех дыхательных гимнастик тем, что короткий шумный вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Одновременно с вдохом выполняются движения, вызывающие сжатие грудной клетки.)

Упр. 1. "насос" ("накачивание шины")

ИСХОДНОЕ положение: встать прямо, руки опущены. Кисти рук в момент поклона должны опускаться только до колен, не ниже. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона ("понюхайте пол"). (Рис. 1, вдох)

Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот. (Рис. 2, выдох)

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через нос или через рот.

Упр. 2 "обними плечи"(вдох на сжатии грудной клетки)

ИСХОДНОЕ положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. Помните! Руки в этом упражнении не следует напрягать, не следует разводить широко в стороны и не следует менять местами. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. (Рис. 1, вдох) Важно, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест. При этом одна рука окажется над другой, причем какая над какой - все равно. Главное - помнить, что в течение всего упражнения положение рук менять не следует.

Сразу же после короткого вдоха руки слегка расходятся в стороны (но не до исходного положения) (Рис. 2, выдох). В момент вдоха локти сошлись на уровне груди - образовался как бы треугольник, затем руки слегка расходятся -

получился квадрат. В этот момент на выдохе абсолютно пассивно уходит воздух.

Упр. 3 (на задержку дыхания)

ИСХОДНОЕ положение: встаньте прямо, руки опущены. В момент вдоха руки сгибаются в локтях перед собой вертикально, параллельно друг другу, мышцы брюшного пресса и диафрагма напрягаются. Удерживать дыхание сколько можно, затем расслабиться.

III. Упражнения на осознание глубокого дыхания и укрепление диафрагмы.

«Как вдохнешь, так и запоешь» - изречение итальянцев.

Упр. 1 (на осознание правильности абдоминального, т.е. глубокого дыхания).

Сжать губы, как бы для свистка, не раздувая щек, затем со значительной силой плавно, без толчков выдувать воздух как через какое-то препятствие. Для проверки ровности и плотности воздушной струи, попросить ученика приставить ладонь на небольшом расстоянии от губ.

Упр. 2 (на укрепление диафрагмы)

Сжать губы, как бы для свистка, не раздувая щек, затем со значительной силой выдохнуть немного воздуха. Затем на секунду остановиться, удерживая выдыхаемый воздух, и затем выдохнуть с силой еще немного и т.д., пока воздух не будет весь выдохнут.

Упр. 3 (на укрепление диафрагмы)

Дыхание - принцип бегущей собаки - ха-ха, а-ха, а-ха.

Упр. 4 (на укрепление диафрагмы)

Дыхание - короткие толчки воздуха диафрагмой: потираем ладони или кулачки, замерзшие на морозе. Это же упражнение проделать с выталкиванием глухих согласных Т, К, Х.

IV. Вокальные упражнения (распевки) на дыхание и звукообразование.

Упр. 1. На формирование певческого тона, подготовка певческого аппарата к работе.

Конспект открытого занятия на тему: «Приобретение навыков дыхания и звукообразования учащимися”

Упр. 2. На формирование единого звукообразование при пении гласных, закрепление ,, переходных" звуков.

Конспект открытого занятия на тему: «Приобретение навыков дыхания и звукообразования учащимися”

Упр. 3. На формирование единого звукообразование при пении гласных, расширение диапазона.

Конспект открытого занятия на тему: «Приобретение навыков дыхания и звукообразования учащимися”

Упр. 4. На закрепление ,, переходных" звуков, развитие певческого дыхания.

Конспект открытого занятия на тему: «Приобретение навыков дыхания и звукообразования учащимися”

Упр. 5. На staccato, твердая атака звука.

Конспект открытого занятия на тему: «Приобретение навыков дыхания и звукообразования учащимися”

Упр. 6. На смешение регистров, близкую позицию звука.

Конспект открытого занятия на тему: «Приобретение навыков дыхания и звукообразования учащимися”

Упр. 7. На использование головного резонатора.

Конспект открытого занятия на тему: «Приобретение навыков дыхания и звукообразования учащимися”

Упр. 8. На legato, смешение регистров, расширение диапазона.

Конспект открытого занятия на тему: «Приобретение навыков дыхания и звукообразования учащимися”

III. Практическая часть.

Работа над произведением Лоры Квинт «Здравствуй, мир!»

Работа над I куплетом песни.

1. Уделить внимание опорным нотам, исполнять их с движением корпуса.

2. Обратить внимание на дыхание.

3. Отработать переходы с нижнего на верхний регистры.

4. Выровнять звучание гласных.

Работа над припевом.

1.Исполнение верхних звуков в высокой позиции, на ,,опертом" дыхании.

2. Исполнение кульминации на эмоциональном подъеме.

Исполнение I куплета и припева.

IV. Подведение итогов.

Закрепление знаний, полученных на уроке о строении голосового аппарата, дыхании и звукообразовании. Знания подкрепляются творческой работой ученика.

Конспект открытого занятия на тему: «Приобретение навыков дыхания и звукообразования учащимися”

«Наказ вокалисту»

Чтоб красиво петь до гроба,

Купол сделайте из неба,

Станьте полым, как труба,

И начните петь со лба.

Ощутите точки две:

В животе и голове;

Провалите на живот,

И пошлите звук вперед.

Чтобы петь и не давиться,

Не забудьте удивиться:

Вдох короткий, как испуг,

И струной давите звук.

Если вы наверх идете,

Нужно глубже опирать -

Всех тогда «переорете»,

Хоть и нечем «заорать».

Если вниз идете вы, -

Не теряйте головы;

Не рычите, словно зверь -

«Открывайте мягко дверь».

Что такое звук «прикрыть»?

Очень трудно объяснить.

Чтоб прикрытие найти,

Нужно к «Е» прибавить «И».

«А» - где «О», а «О» где «У»,

Но не в глотке, а во лбу,

И со лба до живота -

Лишь провал и пустота.

Пойте мягко, не кричите,

Молча партии учите;

И не слушать никого,

Кроме Бога одного!

Стих-наказ существует с XVIII века в монастырях, где певчих обучали пению. Есть поверье, что он пришел из Италии от самого маэстро Н. Порпора.

3

© 2010-2022