Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая) «РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ, КОМПОЗИЦИЯ»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Усть-Абаканский ЦДО»




ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

Протокол № 1от 04.09.2015г.


УТВЕРЖДАЮ:

_______________

Директор О.А. Федорова

Приказ № 67 от 04.09.2015г.










Дополнительная общеобразовательная программа

(общеразвивающая)

Изостудии «Разноцветье»

«РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ, КОМПОЗИЦИЯ»

Художественной направленности

Срок реализации 5 лет

возраст учащихся7-18лет








Составитель:Зукол Т.П.,

педагог дополнительного образования










2015 г.



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Основные характеристики программы:

1.1.Дополнительная общеразвивающая программа Изостудии «Разноцветье» «Рисунок, живопись, композиция» (далее - Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью дополнительного образования.

Программа составлена с учетом:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ;

  • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008)

  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы

  • Устав МБУДО «Усть-Абаканский ЦДО»;

  • Образовательная программа МБУДО «Усть-Абаканский ЦДО» на 2014-2016 г.;

1.2.Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами учащихся и их родителей - законных представителей, т. к. занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Программа знакомит учащихся с лучшимииз произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Развитие художественного творчества учащихся через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости.Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Данная Программа, основанная на многолетнем личном педагогическом опыте, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Занятия изобразительным творчеством дают реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

1.3.Отличительные особенности программы:

Программа «Разноцветье» является модифицированной, разработана на основе программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ под редакцией В.С.Кузина, программы дополнительного художественного образования детей Н.В.Гросул «Студия изобразительного творчества», опубликованной в числе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, Образовательной программы дополнительного образования детей «Основы изобразительного искусства», автор Волобуева И.И., Комплексной программы изостудии МГДД(Ю)Т «Рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное творчество», авторы Быкова Я.Г., Богданова Н.Г., Волобуева И.И., Смирнов А.А.

Преимущества Программы перед аналогичными прослеживаются по нескольким направлениям:

  • Программа ориентирована на дачу учащимся базового систематизированного образования по изобразительному искусству, основанного на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, композиция;

  • Программа предусматривает изучение истории и теории изобразительного искусства, овладение основополагающими практическими умениями и навыками в данной сфере;

  • Программа предусматривает расширенное и углубленное изучение основ изобразительного искусства;

  • Программа закладывает основу для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного учащегося и могут быть выбраны им для дальнейших углублённых занятий по специализированным программам или выбора профессии, создавая для учащихся возможность для творческого роста, личностного развития не только в программном поле данного образовательного учреждения, но и за его пределами в специализированных художественных школах и ВУЗах;

  • Программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают школьные программы, либо другие программы дополнительного образования;

  • Программа учитывает возрастные особенности учащихся и включает в себя игровые формы занятий, что позволяет развивать внимание, воображение, память; прививать любовь к искусству; пробуждать в каждом потребность к художественному самовыражению.

1.4. Педагогическая целесообразностьПрограммы определяется возможностью общего разностороннего развития личности учащегося в процессе освоения базовым систематизированным образованием по изобразительному искусству.В студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности обучающихся, обеспечивать личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку

1.5.Цель программы - художественно-эстетическое развитие личности учащегося с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством обучения основам изобразительной грамоты, занятий изобразительной деятельностью и приобщения к достижениям мировой художественной культуры.


1.6.Задачи:


  • Познакомитьс жанрами изобразительного искусства и различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

  • познакомить с основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

  • научитьграмотно строить композицию с выделением композиционного центра;

  • развить чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазию, воображение;

  • сформировать навыки колористического видения;

  • развить художественный вкус, способности видеть и понимать прекрасное;

  • улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;

  • сформировать организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

  • развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

  • сформировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;

  • воспитывать уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

  • воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.

1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа - 8-18 лет.

Для зачисления в студию специальных знаний и подготовки не требуется принимаются все желающие, независимо от степени одарённостии уровня художественной подготовки.

1.8.Формы занятий: Аудиторные занятия.Занятия проводятся по группам.

Формы проведения занятий:

Вводное занятие - педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие - педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех илииных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры - специальное занятие,предоставляющее возможность изучать азырисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти - проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе снатуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие - детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам,литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация -на таком занятии обучающиеся получают полную свободу ввыборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное - (на повторение)помогает педагогу после изучения сложной темыпроверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Итоговое занятие - подводит итоги работы детского объединения за каждое полугодие.

Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

2. Объем программы:1064 учебных часа;

1-й и 2-й год обучения - 152 часа;

3-й и 4-й год обучения - 228 часов;

5-й год обучения - 304 часа.

2.2.Срок реализации программы -5 лет.

2.3.Режим занятий:

Занятия для групп первого и второго года обучения проводятся два раза в неделю по 2 занятия продолжительностью по 45 минут с 15-ти минутным перерывом; занятия для третьего и четвертого года обучения - 2 раза в неделю по 3 занятия или 3 раза по 2 занятия продолжительностью по 45 минут с 15-ти минутным перерывом; занятия для пятого года обучения - 2 раза по 2 занятия и 1 раз по 4 занятияв неделю продолжительностью по 45 минут с 15-ти минутным перерывом.

3. Планируемые результаты

3.1. Планируемые результаты

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения учащимися изобразительной грамоты, они будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.


К концу первого года учащийся будет знать:

  • основные и дополнительные цвета;

  • цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

  • понятие симметрии;

  • контрасты форм;

  • свойства красок и графических материалов;

  • азы воздушной перспективы (дальше, ближе);


  • основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);


уметь:

  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

  • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим

замыслом;


  • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

  • работать самостоятельно и в коллективе;


учащиеся разовьютобщеучебные умения и личностные качества:

  • умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;


  • трудолюбие;

  • самостоятельность;

  • уверенность в своих силах.

К концу второго года учащийся будетзнать:

  • контрасты цвета;

  • гармонию цвета;

  • азы композиции (статика, движение);


  • пропорции плоскостных и объёмных предметов;


уметь:

  • выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

  • соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

  • работать с натуры;

  • работать в определённой гамме;

  • доводить работу от эскиза до композиции;


  • использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

  • работать с бумагой в технике объёмной пластики;


учащиеся разовьют общеучебные умения и личностные качества:

  • умение работать в группе;

  • умение уступать;

  • ответственность;

  • самокритичность;

  • самоконтроль.

К концу третьего года обучения учащийся будет знать:

  • основы линейной перспективы;

  • основные законы композиции;

  • пропорции фигуры и головы человека;

  • различные виды графики;

  • основыцветоведения;

  • свойства различных художественных материалов;

  • основные жанры изобразительного искусства;

Уметь:

  • работать в различных жанрах;

  • выделять главное в композиции;

  • передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;

  • сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;

  • строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);

  • критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;

учащиеся разовьют общеучебные умения и личностные качества:

умение воспринимать конструктивную критику;

  • способность к адекватной самооценке;

  • умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

  • трудолюбие, упорство в достижении цели;

  • взаимопомощь.

  • работать в различных жанрах;

  • выделять главное в композиции;

  • передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;

  • сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;

  • строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);

  • критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;

По завершении четвёртого года обучения учащийся будет знать:

  • отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства;

  • особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

  • закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции, перспективы;

  • различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;

  • знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;

  • роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.

уметь:

  • применять на практике законы цветовидения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;

  • правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге с учетом перспективы;

  • передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;

  • передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;

  • наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;

  • в сюжетных работах передавать движение;

  • искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;

  • приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.

По завершении пятого года обучения учащийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;

  • выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;

  • работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей;

  • делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;

  • понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.

  • обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ;

  • эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков;

  • слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

  • предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

  • понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.

учащиеся разовьют общеучебные умения и личностные качества:

  • умение воспринимать конструктивную критику;

  • способность к адекватной самооценке;

  • умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

  • трудолюбие, упорство в достижении цели;

  • эмпатия, взаимопомощь.

3.2. Способы и формы проверки результатов

Контроль за усвоением Программы проводится в виде промежуточной и итоговой аттестации, предусматривающей проверку творческих работ, обсуждения этапов работы над композицией, тестирование, выставки, участие в конкурсах различных уровней. Итоговая аттестация предполагает проведение индивидуальных выставок

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-ый год обучения

Наименование разделов

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1.

Введение в программу. Тб. Значение Изо в жизни общества.

2

2

-

Входной контроль

2.

Знакомство с искусством.

24

8

16

Опрос

3.

Изобразительная грамота.

30

13

17

Тестирование

4.

Композиция.

38

11

27

Просмотры работ

5.

Рисование с натуры.

14

7

7

Просмотры работ

6.

Декоративное рисование.

32

11

21

Просмотры работ

7.

Экскурсии.

2

2

-


8.

Подготовка к конкурсам.

6

2

4

Просмотры работ

9.

Промежуточная аттестация

4


4

Выставка


Итого

152

56

96


2-ый год обучения

Наименование разделов

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1.

Вводное занятие ТБ

2

2

-


2.

Изобразительная грамота.

12

4

8

Тестирование.


3.

Композиция.

74

15

59

Просмотры работ

4.

Рисунок.

14

3

11

Просмотры работ

5.

Живопись.

27

7

20

Просмотры работ

6.

Декоративная работа.

10

3

7

Просмотры работ

7.

Экскурсии.

3

3

-


8.

Подготовка к конкурсам.

6

1

5

Просмотры работ

9.

Промежуточная аттестация

4


4

Просмотры работ.

Тестирование.


Итого

152

38

114


3-ый год обучения

Наименование разделов.

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1.

Вводное занятие. ТБ.

2

2

-

Входной контроль

2.

Рисунок.

36

9

27

Просмотры работ.


3.

Живопись.

74

17

57

Просмотры работ.


4.

Композиция.

70

14

56

Просмотры работ.


5.

Декоративная работа.

36

8

28

Просмотры работ.


6.

Экскурсии.

2

2

-


7.

Промежуточная аттестация.

4


4

Просмотры работ.

Тестирование.


Итого

224

52

176


4-ый год обучения

Наименование разделов

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1.

Вводное занятие. ТБ.

2

2

-

Входной контроль

2.

Рисунок.

44

8

36

Просмотры работ.


3.

Живопись.

76

16

60

Просмотры работ.


4.

Композиция.

70

15

55

Просмотры работ.


5.

Декоративная работа.

26

6

20

Просмотры работ.


6.

Экскурсии.

2

2

-


7.

Промежуточная аттестация.

4


4

Просмотры работ.

Тестирование.


Итого

224

49

175


5-ый год обучения

Наименование разделов

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1.

Вводное занятие.

Особенности пятого года обучения. Правила ТБ.

2

2

-

Входной контроль

2.

Рисунок.

72

10

62

Просмотры работ

3.

Живопись.

88

12

76

Просмотры работ

4.

Композиция.

134

14

120

Просмотры работ

5.

Промежуточная аттестация.

2

2


Просмотры работ.

Тестирование.

6.

Итоговая аттестация.

2


2

Индивидуальная выставка


Итого

298




2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Введение в программу. Техника безопасности. Значение ИЗО в жизни общества.

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения.

Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Раздел 2. Знакомство с искусством.

Тема 2.1. Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства.

Неповторимые картины окружающего нас мира. Передача их через изобразительное искусство.

Практическое занятие. Выполнение задания на свободную тему.

Тема 2.2. Жанры живописи. Пейзаж. Родная природа в творчестве русских художников. Времена года.

Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умение видеть её красоту в разные времена года. Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года.

Практическое занятие. Выполнение заданий: закончить рисунки, правильно подбирая цветовые гаммы. Раскрасить один и тот же пейзаж летом, осенью, зимой, весной.

Тема 2.3. Художники - сказочники.

Знакомство с творчеством художников В.Васнецова, М.Врубеля, Ю.Васнецова.

Представление о роли фантазии в искусстве. Развитие интереса к народному сказочному творчеству, графических навыков в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка.

Практическое занятие. Выполнение задания: «Моя любимая сказка».

Тема 2.4. Природа в разное время суток на картинах художников.

Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Закат», «Ночь».

Тема 2.5. Художники - анималисты.

Знакомство с творчеством художников - анималистов. Продолжение формирования графических навыков, развитие наблюдательности, творческой активности. Воспитание чувства доброты и отзывчивости к животному миру.

Практическое занятие. Выполнение задания: «В заповеднике».

Тема 2.6. Звуки дождя в живописи.

Тема дождя в картинах выдающихся художников. Способы изображения.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Дождь», «Перед грозой».

Раздел 3. Изобразительная грамота.

Тема 3.1. Линии, их виды, знакомство с основными формами.

Линии - начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты». Придумать и нарисовать предметы из форм: круг, треугольник, прямоугольник.

Тема 3.2. Конструкция предметов. «Я строю дом».

Составление плана рисунка. Земля. Линия горизонта. Главные части. Детали. Цвет.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Дом», Дворец».

Тема 3.3 Волшебный мир красок. Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огнь, извержение вулкана). Главные краски (красная, синяя, жёлтая). Секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путём смешивания главных красок. Последовательность цветов в спектре. Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод - тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».

Тема 3.4. Серо-чёрный мир красок.

Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше - светлее, ближе - темнее).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».

Тема 3.5. Как рисовать деревья.

Обозначение основной формы и размер. Направление ветвей. Листва - различные виды мазков.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Ель», «Сосна», «Берёза», Пальма», «Дуб».

Тема 3.6. О перспективе.

Близко и далеко. Слияние всех линий в одну точку на линии горизонта при отдалении.

Уменьшение всех предметов в размерах и превращение их в одну точку на линии горизонта при отдалении. Изменение цвета (ближе -темнее, дальше - светлее).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Моя улица», «Дорога уходит вдаль», «Тропинка в парке».

Тема 3.7. Животные.

Построение схемы тела животного. Его основные формы. Изучение внешнего вида -кожа, мех. Знакомство с повадками и способами движения, средой обитания.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Зайцы на лужайке», «Лисичка на прогулке», «Волк в лесу», «Медведь в лесу».

Тема 3.8. Рисование человека.

Простейшая схема фигуры человека. Определение основных форм. Пропорциональные отношения частей тела.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Дедушка и бабушка», «Прогулка».

Тема 3.9. Рисование птиц.

Формирование графических умений и навыков, развитие наблюдательности, умение самостоятельно решать изобразительную задачу. Воспитание любви к живой природе. Композиция, план рисунка. Выполнение карандашного наброска от общей формы к деталям. Пропорции, характер силуэта птицы..Среда обитания.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воробей», «Синица», «Снегирь», «Дятел», «Сова», «Ворон», «Глухарь», «Сорока», «Свиристель».

Раздел 4. Композиция.

Тема 4.1. Понятие о композиции. Композиция. «Мои игрушки».

Композиция рисунка - это правильное расположение предметов в листе. В центре листа; не очень мелко, но и не крупно; чтобы весь предмет поместился полностью и осталось немного места по краям листа.

Практическое занятие. Выполнение задания: «Мои игрушки».

Тема 4.2. Городской и сельский пейзаж.

Отображение природной среды. Композиция рисунка. Перспектива в рисунке. Работа цветом ведётся от крупного к деталям.

Практическое занятие. Выполнение задания: «Городской пейзаж», « Сельский пейзаж».

Тема 4.3. Морской и подводный пейзаж.

Этапы выполнения рисунка. Способы изображения водной природной среды. Рисование обитателей подводного мира.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Морской пейзаж», «Подводный пейзаж».

Тема 4.4. «Снег выпал».

Красота зимнего дня. Огромное снежное покрывало застилает всё вокруг. Попытка проникнуться внутренней жизнью зимней природы. Состояние животных, птиц, деревьев зимой. Изучение холодной цветовой гаммы. Контраст тёплого и холодного как средство выразительности.

Практическое занятие. Создаём образ зимы. Выполняем подмалёвок - небо и землю, покрытую снегом, затем кистью изображаем деревья с оголёнными ветвями. Редкими тёплыми мазками пишем оставшиеся осени е листья.

Тема 4.5. Дед Мороз и Снегурочка.

Основные пропорции человеческой фигуры. Пропорции лица. Использование холодной цветовой гаммы. Передача эмоционального состояния персонажа. С помощью пластических средств и цвета создаём сказочный образ.

Практическое занятие. Выполнение задания: «Дед Мороз и снегурочка».

Тема 4.6. «Новогодний праздник».

Знакомство творчества художника К.А.Корвина. Формирование графических умений и навыков в изображении предметов сложной формы от общего к прорисовке деталей. Правильность композиционного решения, соблюдение пропорций.

Практическое занятие. Выполнение задания: «Новогодний праздник»

Тема 4.7. «Зимние игры».

Сюжетная композиция. Пропорции человеческой фигуры. Движения человека. Последовательность выполнения композиции. Эскизы, наброски. Целостность, связь и согласованность всех элементов.

Практическое занятие. Выполнение задания: «Зимние игры».

Тема 4.8. «Солнышко».

Цвет как средство выражения. Тёплая цветовая гамма. Эмоциональное воздействие тёплых цветов. Понятие о пропорциях человеческого лица.

Практическое занятие. Создаём образ солнышка (возможно, с человеческим лицом)-доброго, ласкового, живого и дающего жизнь.

4.9. Весна.

Выразительные возможности цвета, линий. Состояние природы, наблюдение оттенков весеннего неба.

Практическое занятие. Выполняем подмалёвок неба, на нём выразительные ветви деревьев с распустившимися цветами. Создаём радостный, светлый образ долгожданного обновления природы.

Тема4.10. День Победы.

Закрепление графических умений и навыков. Воспитание чувства уважения к старшему поколению, любви к Родине.

Практическое занятие. Выполнение рисунка на тему «День Победы». Композиция рисунка. Ведение работы от крупного к деталям.

Тема4.10. «Лето».

Продолжение формирования графических умений и навыков. Знакомство с творчеством художников И.Шишкина, В.Поленова. Развитие наблюдательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Практическое занятие. Композиция рисунка, пропорции, передача красками настроения.

Раздел 5. Рисование с натуры.

Тема 5.1. Рисование листьев, цветов.

Обучение выполнения изображения с натуры. Формирование графических умений и навыков карандашом, акварелью. Развитие наблюдательности, содействие воспитания эстетической восприимчивости.

Практическое занятие .Выполнение рисунка листьев и цветов с натуры.

Тема 5.2. Ёлочная игрушка.

Формирование графических навыков. Представление о блике на объёмной освещённой поверхности. Знакомство с творчеством художника К.Ф.Юона. Развитие наблюдательности. Эстетической восприимчивости.

Практическое занятие .Композиция рисунка. Карандашный набросок. Залив контура цветом. Мазки по форме предмета. Прорисовывание деталей.

Тема 5.3. Посуда.

Основные формы посуды. Построение. Работа ведётся от крупного к деталям. Передача цветом объёма.

Практическое занятие .Выполнение рисунка посуды.

Тема5.4. Фрукты и овощи.

Основная форма, план, оси, размер, детали.

Практическое занятие .Выполнение задания: Тарелка с фруктами, вид сверху. Тарелка с фруктами, вид сбоку. Тарелка с овощами.

Тема5.5. Натюрморт «Кувшин и яблоки».

Что такое натюрморт. Компановка в листе. Особенности работы над натюрмортом. Оси предметов, засечки размеров, основные формы предметов, детали,цвет предметов, окружающей среды.

Практическое занятие .Выполнение натюрморта «Кувшин и яблоки».

Тема5.6. Плоскостное и объёмное изображение.

Плоскостное или объёмное изображениеизображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры - линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).

Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Витраж», «Любимые игрушки», «Конструктор».

Тема 5.7. Живопись. Распустившаяся ветка.

Наблюдение за изменением природы с наступлением весны. Совершенствование знаний о работе акварельными красками. Художественная выразительность рисунка.

Практическое занятие. Изображение распустившейся ветки. Основные формы, строение ветки. Ведение рисунка от общего к частному. Цветовая гамма.


Раздел 6. Декоративное рисование.

Тема 6.1. Симметрия.

Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:

-одновременное рисование двумя руками сразу;

-использование сложенного листа бумаги в технике «монотипии дальнейшей прорисовкой деталей.

Практическое занятие .Выполнение задания: «Бабочки в саду».

Тема 6.2. Узор, орнамент, стилизация.

Стилизация как упрощение и обобщение природных форм.

Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Орнамент - повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».

Тема 6.3.Орнамент из снежинок в круге.

Ритм орнамента в круге. Геометрическое строение снежинок. Холодная цветовая гамма.

Практическое занятие .Выполнение задания: « Орнамент из снежинок».

Тема 6.4. Поздравление к Новому году.

Работа от эскиза до композиции.


Практическое занятие. Выполнение заданий: «Поздравление к Новому году»

Тема 6.5. Русские богатыри.

Красота мужского образа - в мужестве и благородстве защитника Родины. Величие нравственного подвига, патриотизм. Костюм древнерусского воина, оружие, доспехи. Цветовое и орнаментальное решение.

Практическое занятие .Развитие навыков изображения человека, ритмического построения композиции.

Тема 6.6. Портрет мамы.

Жанр портрета. Выражение характера и внутреннего мира изображаемого человека в произведениях изобразительного искусства. Пропорции человеческого лица.

Практическое занятие .С помощью выразительных средств живописи или графики (пропорции, цветовая гармония, характер линии, ритм цветовых пятен) создаём образ дорогого и любимого человека.

Тема 6.7.Декоративный натюрморт из разрезанных фруктов.

Строение фруктов в разрезе. Ось симметрии. Композиционный центр. Ритм больших и малых форм и цветовых пятен.

Практическое занятие .Декоративное плоскостное решение. Взгляд на натюрморт сверху. Находим оптимальное расположение элементов в листе. Выделяем композиционный центр размером, формой, цветом.

Тема 6.8. Дымковская игрушка.

История промысла. Образный строй игрушки. Праздничное восприятие мира - источник творчества народного мастера. Узоры дымковской игрушки, его смысловая, декоративная, эмоциональная роль.

Практическое занятие .Рассматривание фотографий игрушек. Пластическое решение игрушки. Роспись гуашевыми красками по белоснежному фону.

Тема 6.9.Жостовский поднос.

История промысла. Технология изготовления и росписи подносов. Анализ композиционных решений подносов и цветового строя. Образ жизнерадосности, праздничного ликования, мотив сада, цветения.

Практическое занятие .Рассматривание иллюстрации с изображением подносов. Выполнение цветочной композиции. Изображение подноса на чёрном, белом, красном фонах.

Тема 6.10. «Хохлома».

История промысла. Технология изделий. Азбука хохломской росписи.

Практическое занятие. Выполнение заданий: составление простого узора из элементов хохломской азбуки, «Сказочная птица».

Тема 6.11. Городецкая роспись.

Знакомство с цветочными узорами в изделиях мастеров г.Городца. Закрепление знаний об узоре, ритме, силуэте. Формирование графических умений и навыков в рисовании кистью декоративных элементов городецкой росписи. Эстетическое восприятие произведений народного искусства.

Практическое занятие. Выполнение упражнений по рисованию элементов цветочного узора городецкой росписи.

Раздел 7. Экскурсии.

Тема 7.1. Экскурсия «Зима пришла».

Экскурсии в парк. Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе по временам года. Углубление знаний об объектах природы. Бережное отношение к природе.

Раздел 8.

Тема 8.1.

Промежуточная аттестация.

Проведение промежуточного тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение результатов работы.

2 год обучения

Раздел 1.Вводное занятие.

Тема 1.1 Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии. Обсуждение учебного плана.

Раздел 2. Знакомство с искусством.

В часы практических занятий.

Раздел 3. Изобразительная грамота.

Тема 3.1. Полный цветовой круг. Живописные и графические упражнения.

Учебное задание по живописи. Основы цветоведения и изобразительной грамоты. Основные, смешанные, тёплые, холодные, контрастные, сближённые цвета.

Практическое занятие. Рисование цветового круга. Работа графическими и живописными материалами. Цветовая растяжка, графические упражнения (линией , штрихом, пятном, силуэтом, и. др.).

Тема 3.2. Перспектива линейная, воздушная.

Основные закономерности линейной перспективы. Линия горизонта. Точка схода.

Практическое занятие. Выполнение упражнений: построение схем перспективы на готовых рисунках; рисование школьного коридора, улицы, лесной тропы, железной дороги.

Тема 3.3. Угловая перспектива.

Закономерности угловой перспективы.

Практическое занятие. Последовательность рисования книги в угловой перспективе.

Тема 3.4. Фигура человека.

Образная выразительность фигуры человека, изображённой в движении. Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Во дворе», «На прогулке», «На катке».

Раздел 4. Композиция.

Тема 4.1. «Воспоминание о лете». Линия горизонта. Плановость.

Линия горизонта- самая значительная линия пейзажа. Пропорциональные соотношения неба и земли, их влияние на восприятие пейзажа. Наблюдаем в природе за изменением цвета, в зависимости от степениудаления от наблюдателя. Ближний и дальний лес, близкие и далёкие объекты природы.

Практическое занятие. Пишем лесной пейзаж (морской, степной). Вводим в пейзаж планы дальнего и ближнего леса.

Тема 4.2. «Путешествие колобка». Фризовый тип композиции.

Фризовый тип композиции. Ритм как основа организации данного типа композиции.

Практическое занятие. Создание фризовой композиции по мотивам сказки «Колобок». Включаем в неё несколько эпизодов сказки.

Тема 4.3. Композиция. Осень в парке. Улица, уходящая вдаль.

Выражение состояния в природе. Красота, целесообразность и внутренняя глубокая жизнь в природе и отражение её в искусстве. Образ осени печальной или радостной.

Практическое занятие. Экскурсия в парк.

Выполняем пейзаж с учётом воздушной и линейной перспективы. Передний и задний план, ближний и дальний лес. Навыки работы гуашью.

Тема 4.4. Иллюстрация к книге. Рисуем отгадки к народным загадкам.

Знакомство с устным народным творчеством. Грамотное владение композицией, линией, цветом.

Практическое занятие. Проиллюстрировать загадки.

Тема 4.5. «На дне морском».

Закрепление знаний об анималистическом жанре. Совершенствование умения рисовать животных. Углубление знаний о размерах, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении тела животного. Композиция. Сюжет. Цветовое решение. Техника работы «по сухому», «по сырому».

Практическое занятие. Выполнение композиции «На дне морском».

Тема 4.6. «Зимний солнечный день».

Тематическое рисование. Элементы композиции, перспективы. Цветовой контраст. Фигура человека в пейзаже. Выбор положения листа в зависимости от сюжета. Жанр пейзажа, его виды. Беседа «Пейзаж в живописи». Работа «по сухому», «по сырому».

Практическое занятие. Поиск самого интересного мотива среди множества других. 2-3- эскиза. Поиск цветового решения. Детальная проработка.

Тема 4.7. «Добрый дедушка Мороз».

Новый год в жизни человека, в искусстве.

Практическое занятие. Изображение разнообразных сюжетов с Дедом Морозом.

Тема 4.8. Композиция «Зимние каникулы».

Тематическое рисование. Элементы композиции, перспективы. Фигура человека в пейзаже.

Практическое занятие. Обсуждение сюжета рисунка. Разработка эскизов с действиями фигур человека. Передача состояния природы.

Тема 4. 9. «Роль животных в жизни людей».

Анималистический жанр в искусстве, художники - анималисты. Совершенствование своего умения рисовать животных. Углубление знаний о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении. Герои - животные в литературе, устном народном творчестве. Общее и индивидуальное в строении тела животных.

Практическое занятие. Выполнение задания: «Мои любимые животные».

Тема 4.10. Русские богатыри.

Тематическое рисование. Творчество художников В.Васнецова, П.Корина, Е.Вучетича, В.Сурикова.

Патриотизм и история в изобразительном искусстве.

Практическое занятие. Расположение в листе основных элементов, выделение смыслового центра, взаимосвязь в компановке деталей. Цветовое решение.

Тема 4.11. «Весна - красна».

Выражение эмоционального состояния (радость, надежда, ожидание прекрасного). Образ весны - образ юности, обновления природы, образ надежды. Воплощение его в облике прекрасной девушки. Воспевание красоты русской женщины в произведениях русских художников. Прпорции женской фигуры. Портрет на фоне весеннего пейзажа.

Практическое занятие. Создаём облик прекрасной девушки. Её одежда может выполнятся в традициях русского народного костюма . Закрепляем навыки изображения человеческого лица и фигуры.

Тема 4.12. Мир крестьянской избы.

Важность эстетических начал в повседневной жизни русского крестьянина. Гармоничное единство утилитарного назначения архитектуры и вещей с их художественной формой. Принцип художественной неповторимости в архитектуре, в том числе и в интерьере (своеобразие резного узора деревянных изделий, украшений печей т.д.). Интерьер крестьянской избы. Текстильное убранство избы.

Практическое занятие. Создаём художественный образ старинного русского крестьянского быта. Возможно решение в жанре интерьера, бытовой картины («Чаепитие за самоваром», «Посиделки», «Рукодельницы», и т.д.). Образное мышление, художественное воображение, активное эстетическое отношение к народной культуре.

Тема 4.13. Старинный терем.

Рисунок по представлению. Развитие зрительной памяти, воображения. Беседа об архитектуре, русской архитектуре, основных материалах этого искусства. Умение анализировать форму (объёмную и плоскую), конструировать.

Практическое занятие. Рисование старинного терема с использованием геометрических фигур. Объём. Цветовое решение.

Тема 4.14. Русская сказка. Иллюстрация.

Понятие: иллюстрация. Иллюстрации европейских и русских художников. Особенности композиционного решения иллюстрации. Связь словесного образа и изображения. Посещение выставки детского творчества.

Практическое занятие. Выбор характерного сюжета. Разработка композиции. Цветовое решение. Выразительность, узнаваемость сюжета.

Тема 4.15. Заповедник.

Дикие животные. Характер, пропорции, пластика животных. Использование схем, энциклопедий.

Практическое занятие. Разработка эскизов с животными в движении. Обсуждение сюжета рисунка.

Композиция рисунка. Цветовое решение.

Тема 4.16. Дождь в городе.

Пейзаж - настроение. Состояние природы и людей в дождливый осенний день. Понятие ритма, линий, пятен.

Практическое занятие. Передача художественными средствами состояние природы и людей в дождливый осенний день. Продолжение формирования навыков «родственного» внимания к явлениям и объектам природы.

Рисунок.4.17. Моя семья.

Понятие о бытовом жанре в живописи. Бытовая картина в произведениях русских и зарубежных художников. Интерес к повседневной жизни человека. Поэзия повседневности. Пропорции человеческого лица и фигуры. Их возрастные и индивидуальные особенности. Движения человека. Образность, отношение.

Практическое занятие. Создать композицию на сюжет из жизни своей семьи («Семейный отдых», «Уборка квартиры», «Чаепитие» и т.д.)

Раздел 5. Рисунок.

Тема 5.1. Геометрические тела. Светотень .Натюрморт из трёх предметов, разных по форме.

Конструкция предметов, линейный (сквозной) рисунок, градации светотени. Техника штриха и его культура.

Практическое занятие. Поэтапное выполнение рисунка из геометрических тел.

Тема 5.2. Рисунок бытового предмета.

Рисунок бытового предмета симметричной формы на светлом фоне. Понятия композиции, симметрии. Развитие чувства равновесия. Ось симметрии.

Практическое занятие. Рисунок простого бытового предмета. Работа тоном с растяжкой.

Тема 5.3. Постановка из 3-х бытовых предметов, различных по форме и тону.

Композиционное расположение группы предметов. Их пропорциональная и тональная разница.

Практическое занятие. Работа штрихом разной направленности.

Раздел 6. Живопись.

Тема 6.1. Жанры изобразительного искусства. «Осенний букет».

Натюрморт как жанр. Освоение основ цветоведения, смешанные и основные цвета. Компановка в листе.

Практическое занятие. Создаём образ осеннего изобилия, пышной красоты. Выполняем работу в комбинированной технике, сочетая работу лессировками с работой «а-ля-прима».

Тема 6.2. Контраст цвета.

Три пары контрастных цветов: жёлтый - синий, красный - зелёный, оранжевый - фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.

Практическое занятие. Примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица», «Теремок».

Практическое занятие.

Тема 6.3. Художественно - выразительные средства в живописи. «Путешествие на холодную планету».

Сказочная история. Эмоциональное воздействие холодных цветов, пластики линий, ритма, цветовых пятен.

Практическое занятие. Создание образа грустной, холодной, «замороженной», планеты. Холодный колорит.

Тема 6.4. «Путешествие на тёплую планету».

Продолжение фантастической истории. Волшебные тёплые краски спасают планету. Эмоциональное воздействие тёплых цветов, контрастных сочетаний.

Тема 6.5. Натюрморт из трёх предметов.

Анализ натуры, её конструкции, цвета, светотени. Беседа «Натюрморт в живописи».

Практическое занятие. Линейное изображение, определение цветовых сочетаний (первая пропись). Подбор цветов, близких натуре, живопись «по сырому», «по сухому».

Тема 6.6. Весенний букет.

Обучение рисованию цветов с натуры. Композиция рисунка. Рисование форм, цвета, ритма. Умение выбирать точку зрения и формат для изображения натюрморта. Развитие глазомера, аналитических способностей. Воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту весенней природы, бережного отношения к ней.

Тема 6.7. Весенний пейзаж.

Работа по наблюдению. Наблюдение состояния природы. Передний и задний план. Основные цветовые и тональные отношения, передача освещения и состояния весенней природы.

Практическое занятие. Выполнение весеннего пейзажа.

Раздел 7. Декоративная работа.

Тема 7.1. Новогодняя открытка. Приглашение на бал.

Элементы открытки, условность цвета, изображения, краткость текста, доходчивость, ясность. Шрифт, декоративное рисование.

Практическое занятие. Последовательность изготовления открытки.

Тема 7.2. «Узоры дедушки Мороза».

Узоры, созданные природой (ледяные узоры на стекле). Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практическое занятие. Выполнение задания: «Окно с ледяным узором».

Тема 7.3. Наброски и зарисовки элементов архитектурного декора.

Красота русского деревянного зодчества. Памятники архитектуры.

Практическое занятие. Выполнение набросков и зарисовок зданий и отдельных архитектурных элементов. (наличники, ставни, башенки, изразцы) по фотографиям.

Раздел 8. Экскурсии.

Тема 8.1. Экскурсия «Осень в парке».

Тема 8.2.Экскурсия «Зима пришла».

Тема 8.3.Экскурсия «Весенний парк».

Раздел 9. Подведение итогов.

Тема 9.1. Промежуточная аттестация

3 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие.

Тема 1.1. Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.

Обсуждение учебного плана.

Раздел 2. Рисунок.

2.1.Натюрморт.

Тема 2.1.1. Натюрморт из 2 предметов быта.

Натюрморт из двух бытовых предметов простой формы, близких к цилиндру и шару.

Практическая часть. Линейно-конструктивный рисунок бытовых предметов, близких к геометрическим телам. Светотеневая моделировка формы.

Тема 2.1.2. Натюрморт с гипсовым орнаментом на фоне драпировки с простыми складками.

Целостное видение. Анализ формы. Тональный рисунок.

Практическая часть.Длительный рисунок с конструктивным анализом форм рельефа и драпировки. Лёгкая светотеневая моделировка объёмов.

Тема 2.1.3. Натюрморт из предметов быта различной фактуры.

Композиционное мышление. Цельность. Последовательность работы над рисунком.

Практическая часть. Линейный рисунок с анализом конструкции. Светотеневая моделировка с выявлением материальности и пространственного расположения предметов.

2.2. Человек.

Тема 2.2.1. Наброски фигуры человека в различных движениях.

Конструкция фигуры человека. Взаимосвязь пропорций. Положение тела в различных ракурсах.

Новые термины. Точка опоры.

Практическая часть. Линейные наброски фигуры человека. Определение пропорций стоящей и сидящей фигуры. Распределение массы тела.

2.3. Интерьер.

Тема2.3.1. Интерьер.

Часть интерьера: угол комнаты, часть стены с окном и полом. Стоящие там один-два предмета прямоугольной формы (стул, стол, табурет, витрина с полками).

Понятие «сочетание геометрических тел в основе общей формы предмета». Понятие тональной разницы предметов. Работа тоном. Новые термины. Тональный масштаб.

Практическая часть. Перспектива. Тональный рисунок. Взаимосвязь конструкции и светотени. Разработка фона.

Раздел 3. Живопись.

3.1. Натюрморт.

Тема 3.1.1. Цветы. Ветки с листьями и плодами.

Строение веток, листьев и цветов. Особенности работы с натуры.

Практическая часть. Выполнение с натуры зарисовок и этюдов небольших веток с листьями и цветами. Повторение работы по памяти и наблюдению.

Тема 3.1.2. Фрукты и овощи.

Объём. Свет, тень, падающая тень. Локальный цвет.

Практическая часть. Выполнение с натуры зарисовок и этюдов овощей. Повторение работы по памяти и наблюдению.

Тема 3.1.3. Натюрморт из 2-3 предметов различного материала на нейтральном фоне.

Практическая часть. Определение самого светлого и самого тёмного в постановке, подчиняя всё градациям тона между этими двумя полюсами. Преодоление «глухоты» цвета, используя всё многообразие цветовых оттенков.

Тема 3.1.4. Натюрморт с цветами на фоне драпировки с простыми складками.

Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому. Строение цветов.

Практическая часть. Светотеневая моделировка формы. Использование цвета, как средства передачи настроения.

3.2. Пейзаж.

Тема 3.2.1. Осень пришла в наш парк.

Образ осени. Внимание к явлениям и объектам природы.

Линейная и воздушная перспективы. Передний и задний план, ближний и дальний лес. Ритм линий, цветовых пятен.

Практическая часть. Выполнение осеннего пейзажа. Материал по выбору. Состояние природы - дождь, пасмурно, солнечно. Введение в пейзаж фигуры людей, животных.

Тема 3.2.2. Пейзаж. Зима.

Размещение цветовых пятен на плоскости листа тремя планами в три тона: от тёмного к светлому. Масштабное соотношение тёмных и светлых композиционных масс.

Практическая часть. Разработать тональный рисунок пейзажа. Создать цветовой эскиз путём подбора цвета к тональному эскизу.

3.2.3. Ночной пейзаж.

Воспитание видеть красоту природы, её состояние в разное время года и суток. Передача настроения ночи, её тишины, покоя, таинственного света луны.

Практическая часть. Наблюдение состояния природы. Передний и задний план. Основные цветовые и тональные отношения, передача освещения и состояния природы ночью.

3.3. Человек.

Тема 3.3.1. Фигура человека.

Образная выразительность фигуры человека, изображённой в движении. Конструкция фигуры, пропорции.

Практическая часть. Выполнение заданий «Во дворе», «На прогулке».

Тема 3.3.2. Живописный портрет.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа.

Практическая часть. Выполнение заданий «Портрет моего друга», «Автопортрет», «Семейный портрет».

Раздел 4. Композиция.

Тема 4.1. Летняя поездка к морю.

Линия горизонта. Основы перспектив линейной и воздушной.

Практическая часть. Создание образа моря, путешествий, влекущих к далёким островам; парусники.

Тема 4.2. На катке.

Композиция на основе натурных набросков и зарисовок натуры человека.

Практическая часть. Создание эскизов по теме «На катке». Выполнение композиции с выделением композиционного центра по одному из эскизов.

Тема 4.3. «И рисует, как художник, он узоры на окне…»

Эмоциональное отношение к природе, создающей морозные узоры на окнах, и не только. Неповторимые снежинки и покрытые хрустальным инеем ветки, зеркальные реки и шелковые одежды метелицы.

Практическая часть. Показать многообразие творений главного помощника Зимы - Мороза. Использовать полную гамму красок для передачи зимнего колорита. Использовать различные оттенки окраски снега.

Примерные задания: «Смотрю в морозное окно», «Морозное утро», «Волшебница зима».

Тема 4.4. Компановка фигуры с учётом отбрасываемой тени.

Принципы компановки фигуры с учётом отбрасываемой тени.

Практическая часть. Выполнение нескольких эскизов композиции с фигурой и различными вариантами тени. По одному из них выполнить композицию в цвете «Вечер», «У костра».

Тема 4.5. Пасхальный звон.

Обряды и традиции народного праздника «Пасха». Красота и торжественность этого дня.

Практическая часть. Весенний пейзаж.Изображение построения храма во фронтальной композиции.

Тональное и цветовое решение.

Тема 4.6. День Победы.

Любовь к Родине. Уважение к старшему поколению.

Творческое воображение, закрепление графических навыков.

Практическая часть. Изображение празднования Дня Победы.

Тема 4.7. Сюжетная композиция в условиях городского пейзажа.

Принцип построения композиции из 3-4 фигур в городской среде с учётом линейной перспективы.

Практическая часть.

Построение городского пейзажа с учётом линейной перспективы и размещением в нём человеческих фигур. «Жизнь нашего города».

Раздел 5. Декоративная работа.

Тема 5.1. Хохломская роспись.

Развитие художественного вкуса. Умение сравнить свой рисунок с натурой. Совершенствование графических навыков.

Практическая часть. Рисование изделия с хохломской росписью по образцу или с натуры.

Тема 5.2. Гжельская роспись.

Прививание любви и уважения к промыслам народного творчества. Развитие умений самостоятельно применять художественно-выразительные средства, наиболее подходящие для воплощения замысла.

Практическая часть. Изображение узора росписи любого предмета кухонной утвари, опираясь на основные принципы использования стилизованных цветов, растений и т.п.

Нарисовать по памяти предмет быта (кувшин, квасник, блюдо) и расписать его под «гжель».

Тема 5.3. Плакат и афиша.

Назначение, художественный язык. Художественные средства выразительности для создания образа плаката.

Практическая часть. Выполнение плаката с предварительными эскизами.

Тема 5.4 . Особенности книжной графики.

История искусства оформления книги. Что такое иллюстрации, их размещение в произведении.

Практическая часть. Иллюстрация к сказкам народов мира.

Раздел 6. Экскурсии.

Экскурсии в парк. Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе по временам года. Углубление знаний об объектах природы. Бережное отношение к природе.

Раздел 7. Итоговое занятие.

Проведение промежуточного тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение результатов работы.

4 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие.

Тема 1.1. Вводное занятие. Особенности четвёртого года обучения. Правила техники безопасности.

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.

Обсуждение учебного плана.

Раздел 2. Рисунок.

2.1.Натюрморт.

Тема 2.1. Натюрморт с атрибутами народного быта: керосиновая лампа, крынка, деревянная или глиняная посуда, старинное полотенце.

Практическая часть. Светотеневой рисунок с тональной характеристикой предметов. Передача объёма и глубины пространства.

2.2. Человек.

Тема 2.2.1.Зарисовки фигуры человека с позирующей модели.

Конструкция фигуры человека. Взаимосвязь пропорций. Положение тела в различных ракурсах. Новые термины. Точка опоры.

Практическая часть. Линейные наброски фигуры человека. Определение пропорций стоящей и сидящей фигуры. Распределение массы тела.

2.3. Архитектура.

Тема 2.3. Архитектура исторического города.

Архитектура - искусство проектировать и строить здания, искусство формировать пространственную среду для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.

Практическая часть. Найти пластическое и живописное решение образа города через его архитектуру. «Древний город», «Современный город». Контраст древней и современной застройки.

2.4. Интерьер.

Тема 2.4. Интерьер.

Часть интерьера: угол комнаты, часть стены с окном и полом. Стоящие там один-два предмета прямоугольной формы (стул, стол, табурет, витрина с полками).

Понятие «сочетание геометрических тел в основе общей формы предмета». Понятие тональной разницы предметов. Работа тоном. Новые термины. Тональный масштаб.

Практическая часть. Перспектива. Тональный рисунок. Взаимосвязь конструкции и светотени. Разработка фона.

Раздел 3. Живопись.

3.1. Натюрморт.

Тема 3.1.1. Осенний натюрморт.

Работа с натуры. Выполнение этюда. Объём, свет, тень, падающая тень.

Практическая часть. Определение самого светлого и самого тёмного в постановке.

Многообразие цветовых оттенков.

Тема 3.1.2. Учебно-творческий натюрморт. «Русский натюрморт».

Эмоционально - эстетическое отношение к изображаемому. Самостоятельность в эстетических суждениях. Оценка эстетических качеств объектов окружающей действительности.

Практическая часть. Учащиеся самостоятельно ставят постановку из предложенных им предметов. После окончания выполнения задания проводится просмотр работ с последующим его анализом.

Тема 3.1.3. Натюрморт «Яблоневый цвет».

Строение веток, листьев и цветов. Объём, свет, тень, падающая тень. Локальный цвет.

Практическая часть. Выполнение с натуры натюрморта с предварительным эскизом.

3.2. Пейзаж.

Тема 3.2.1. Осень.

Передача различными художественными материалами разного состояния природы (дождь, солнечный день, туман). Линейная и воздушная перспективы. Плановость рисунка.

Практическая часть. Выполнение осеннего пейзажа. Материал по выбору (в зависимости от состояния природы - дождь, пасмурно, солнечно). Введение в пейзаж фигуры людей, животных.

Тема 3.2.2. Зима.

Эмоциональное отношение к состоянию природы. Разнообразие оттенков написания снега, зимнего неба.

Практическая часть. Разработать тональный рисунок пейзажа. Создать цветовой эскиз, путём подбора цвета к тональному эскизу.

Тема 3.2.3. Весна.

Использование теоретических знаний основ изобразительной грамоты, пропорциональное различие цветов, перспективное изменение обусловленного цвета на различных планах.

Практическая часть. Выполнение весеннего пейзажа. Материал по выбору, в зависимости от состояния природы - пасмурно, солнечно. Разноплановость. Цветовые и тональные отношения.

3.3. Человек.

Тема 3.3.1. Образ русской женщины.

Жанр портрета. Воспевание красоты русской женщины в произведениях художников. Традиционный русский крестьянский костюм. Праздничный наряд русской крестьянки - модель вселенной. Символическое значение деталей одежды (кокошник, рубаха, сарафан, передник, пояс) и орнаментов. Значение вышивки в народном костюме как оберега. Символическое и магическое значение женских украшений.

Практическая часть. Создание образа русской женщины - крестьянки. Мягкость, доброта, величавость, чувство собственного достоинства. Изображение фигуры человека (женщины, девушки) в русском народном костюме. Равновесие композиции, колористическое единство. Выражение характера и эмоционального состояния живописными средствами.

Раздел 4. Композиция.

Тема 4.1. Новогодние чудеса.

Каждый год в ночь на первое января мы с трепетом ждем чуда. И оно приходит к нам вместе с ароматом ёлки и мандаринов, вместе с блеском бенгальских огней, вместе с краснощёким Дедом Морозом и очаровательной Снегурочкой. В новогоднюю ночь сбываются самые заветные желания, люди дарят друг другу замечательные подарки.

Практическая часть. Отразить все таинственное волшебство новогодней ночи.

Тема 4.2. Звери, их среда обитания.

Дикие животные. Характер, пропорции, пластика животных. Использование схем, энциклопедий.

Практическая часть. Разработка эскизов с животными в движении. Обсуждение сюжета рисунка. Композиция рисунка. Цветовое решение.

Тема 4.3. День Победы.

Любовь к Родине. Уважение к старшему поколению.

Творческое воображение, закрепление графических навыков.

Практическая часть. Изображение празднования Дня Победы.

Тема 4.4. Пасхальный звон.

Обряды и традиции народного праздника «Пасха». Красота и торжественность этого дня.

Практическая часть. Весенний пейзаж.Изображение построения храма.

Размещение 5-6 фигур людей. Тональное и цветовое решение..

Тема 4.5. Многофигурная сюжетная композиция в условиях городского пейзажа.

Практическая часть. Принцип построения многофигурной композиции с учётом линейной и воздушной перспективы.

Раздел 5. Декоративная работа.

Тема 5.1. Русский народный костюм.

Изучить изображения русского костюма в картинах русских художников, знакомство с русским народным костюмом. Развитие эстетического и художественного вкуса. Значение знаков-символов могущественных сил природы (свет, вода, земля) в орнаментальных мотивах народного костюма.
Практическая часть. Изображение фигур людей в русском национальном костюме. Построение композиции русского орнамента.

Тема 5.2. Палех.

Композиция по мотивам палехской миниатюры. Знакомство с искусством Палеха.

История возникновения промысла. Связь с иконописными традициями. Иносказательность, образность, символичность художественного языка. «Звучность живописи на чёрном фоне. Фольклорность, сказочность образа.

Практическая часть. Просмотр фотографий лаковой палехской миниатюры. Свободный выбор темы и сюжета (по мотивам русских сказок). Пластическое и цветовое решение картины в соответствии с задуманным образом в стилистике палехской росписи.

Тема 5.3. Орнамент в архитектуре.

Развитие творческих и художественных способностей. Понимание законов композиции при выполнении орнамента (ритма, симметрии), наблюдательности.

Совершенствование навыков изображения форм. Воспитание интереса к декоративному искусству и архитектуре. Прививание чувства гармонии, красоты в изображении орнамента архитектурных сооружений.

Практическая часть. Выполнение архитектурного орнамента в круге.

Раздел 6. Экскурсии.

Экскурсии в парк. Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе по временам года. Углубление знаний об объектах природы. Бережное отношение к природе.

Раздел 7. Итоговое занятие.

Проведение промежуточного тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение

5 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие.

Тема 1.1 Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.

Обсуждение учебного плана.


Раздел 2. Рисунок.

Тема 2.1.Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами.

Рисунок тематического натюрморта «Дары осени». Применение различных материалов (карандаш, гелевая ручка, тушь, перо и т.д.)

Тема 2.2. Линейно - конструктивный рисунок.

Рисунок гипсовой модели цилиндра в лежащем положении. Зарисовки предметов цилиндрической формы в различных положениях (лежащая кружка, бидон и т.д.) Сквозной рисунок предметов комбинированной формы с поддержкой тоном.

Тема 2.3. Тональный длительный рисунок.

Рисунок натюрморта из предметов быта комбинированной формы.

Тема 2.4. Пропорции головы человека.

Выполнение схематических рисунков головы человека. Рисунок автопортрета.

Тема 2.5. Материальность в рисунке. Передача характера предмета.

Зарисовки выразительных по характеру и различных по фактуре предметов (старой обуви, лакированных перчаток, кожаных сумок и т.д.) Формат А3. Материал -карандаш, цветной карандаш, уголь и т.д.

Тема 2.6. Линейная перспектива.

Рисунок табуретки.



Раздел 3. Живопись.

Тема 3.1. Освещение в живописном натюрморте.

Осенний букет. (Сложный букет из различных осенних цветов и листьев, веток с ягодами и фруктами и т.д.)

Тема 3.2. Сложный живописный разбор.

Задание - Натюрморт «Дары осени».

Тема 3.3. Живописные материалы.

Задание - Мини-натюрморт «Чудеса природы» (проросший лук, шишки, мхи, морская раковина и т.д.) Материал -пастель, цветной карандаш, и т.д.

Тема 3.4. Сложный живописный разбор.

Задание - Натюрморт со стеклянным прозрачным предметом (цветная ваза, бутылка, кувшин и т.д.)

Тема 3.5. Отражения и рефлексы в живописи.

Задание - Натюрморт с металлическими предметами.

Тема 3.6. Тональность в живописи.

Задание -Натюрморт из резко контрастных по тону(светлоте) предметов.

Тема 3.7. Передача материальности живописными средствами.

Задание - Натюрморт с различными по фактуре предметами (стекло, дерево, металл, керамика и т.д.)

Задание -Мини-натюрморт «Мир вещей» (этюд выразительных по характеру предметов -старыеботинки, портфель и т.д.) Материал -цв. карандаш + акварель и т.д., пастель.



Раздел 4. Композиция.

Тема 4.1. Передача ярко-выраженного состояния природы в композиции.

«Осень». «Зима». «Весна». «Лето».

Тема 4.2. Пейзаж как жанр станковой композиции.

Использование этюдов, зарисовок в работе над композицией. Задание - создание пейзажа с явно выраженной плановостью, с учетом перспективных построений, соблюдением масштаба.

Тема 4.3. Сложная силуэтная композиция.

Задание - коллективная силуэтная композиция для дизайн проекта «Новогоднее окно» на тему «Маскарад, карнавал, …»

Тема 4.4. Графика малых форм.

Задание - выполнение Рождественской открытки.

Тема 4.5. Передача динамики в композиции.

Задание - динамичная композиция с фигурой в движении (танец, полет, спортивные состязания, игры и т.д.)

Тема 4.6. Плановость в композиции. Задание - иллюстрация с фигурой в пейзаже к литературному произведению.

Тема 4.7. Композиция портрета.

Задание - «Мир увлечений». Портрет друга за любимым занятием.



  1. Организационно-педагогические условия и формы аттестации

    1. Методическое обеспечение программы:

Тестовые материалы для итогового контрольного опроса учащихся на выявление уровня знаний теоретического материала

Первый год обучения

Перечень вопросов

Полный ответ

Не полный ответ

Уровень усвоения: высокий, средний, ниже среднего

Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?




Фиолетовый цвет?




Зелёный цвет?




Какие цвета относятся к тёплой гамме?




Какие цвета относятся к холодной гамме?




Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму?




Какие геометрические фигуры ты знаешь?




Чем отличаются предметы, изображённые на первом и дальнем планах?




Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа?




С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей, или с крупных частей)?




Что такое орнамент?




Второй год обучения

Перечень вопросов

Полный ответ

Не полный ответ

Уровень усвоения: высокий, средний, ниже среднего

1

Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт)




2

Чем отличается эскиз от композиции




3

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение?




4

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение?




5

Какие линии используются в рисунке?




6

Чем отличается плоская аппликация от объёмной?




7

Что такое линия горизонта?




8

Чем отличаются акварельные краски от гуаши?




9

Какие объёмные формы ты знаешь?




10

Какие цвета являются контрастными?




Третий год обучения

Перечень вопросов

Полный ответ

Не полный ответ

Уровень усвоения: высокий, средний, ниже среднего

1

Назови известных русских художников, работавших в различных жанрах (пейзаж,

портрет, натюрморт)




2

Что такое ритм в орнаменте?




3

Какие средства использует художник, чтобы выделить центр композиции?




4

Какие народные промыслы ты знаешь?




5

Что означает рефлекс в живописи?




6

Что означает тон в рисунке?




7

Какие графические материалы ты знаешь?




8

Что такое стилизация природных форм?




9

Какие виды изобразительного искусства ты знаешь?




10

Что означает техника «гризайль»?




Четвёртый год обучения

Перечень вопросов

Полный ответ

Не полный ответ

Уровень усвоения: высокий, средний, ниже среднего

1

Что такое тональный масштаб?




2

Рассказать о пропорциях фигуры человека




3

При тёплом свете тень тёплая, или холодная?




4

Объяснить перспективное изменение цвета.




5

Что такое композиционный центр. И способы его выделения.




6

Назови знаки -символы в русском народном костюме. Объясни их значение.




7

Для чего выполняется подмалёвок?




8

Что значит динамика и статика в произведениях искусства?




9

Назвать градации светотени.




10

Что представляет собой русская лаковая миниатюра

«Палех»?




Пятый год обучения

Перечень вопросов

Полный ответ

Не полный ответ

Уровень усвоения: высокий, средний, ниже среднего

1

Понятия «пропорция», «симметрия», «светотень».




2

Законы перспективы.




3

Свойства живописных материалов.




4

Художественные и эстетические свойства цвета.




5

Пропорции фигуры человека.




6

Соразмерности фигур человека, животного и частей интерьера.




7

Плановости изображения.




8

Стилизации форм.









Критерии оценивания результативности освоения содержания образовательной программы

Критерии

Показатели

Уровень

Методы диагностики

Теоретическая подготовка

1.Освоенность образовательной программы

Ниже среднего уровень (воспитанник овладел менее чем половиной объёма знаний, предусмотренных программой)

Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более половины)

Высокий уровень (воспитанник освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой)

Наблюдение, тестирование, анкетирование, самостоятельная работа

2.Владение специальной терминологией

Ниже среднего (воспитанник, как правило, избегает употреблять специальные термины)

Средний уровень (воспитанник сочетает специальную терминологию с бытовой)

Высокий уровень (специальные термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

Практическая подготовка

1.Сформированность учебных умений и навыков, предусмотренныхпрограммой

Ниже среднего(воспитанник овладел менее чем половиной предусмотренных умений и навыков)

Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более половины)

Высокий уровень (воспитанник освоил практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой)

Самостоятельнаяработа

2.Умение пользоваться источниками информации

Ниже среднего испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой и с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)

Средний уровень (работает с литературой и компьютерными источниками информации с помощью педагога)

Высокий уровень (работает с литературой и компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывая особых затруднений)

Креативность

Уровень развития творческих способностей

Ниже среднего (учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания)

Средний уровень (выполняет в основном задания на основе образца)

Высокий уровень (выполняет творческие задания с элементами творчества)

Творческая работа, тестирование


  1. Условия реализации программы

Учебный кабинет оснащена мольбертами, планшетами, красками, кистями, рамками для выставочных работ. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к учебной и методической литературе, методическим фондам работ учащихся.

Средства обучения:

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными

пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ

учеников, настенные иллюстрации;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные

модели;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные универсальные

энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.


































Литература для педагога:

Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 5класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина.- Волгоград: Учитель, 2007.

Дроздова С.Б.Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе В.С.Кузина.- Волгоград: Учитель, 2006.

Андриенко Т.В. Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе В.С.Кузина.- Волгоград: Учитель, 2006.

Яковлева Н.К. Школа рисования. Москва 2006.

Грег Альберт. Рисовать - это просто. Минск 2009.

Руди Де Рейн. Хочешь? Рисуй! Минск 2009.

Николай Ли. Основы учебного академического рисунка. Москва 2012.





Литература для детей

Т.Покидаева. Энциклопедия рисования. Москва «Росмэн» 2002.

А.Милборн. Как научиться рисовать животных. Пер. с англ.О.Солодовниковой. М.: «Издательство «Росмэн-пресс», 2004.

С.А.Васильева, В.И.Мирясова. Тематический словарь в картинках: Мир животных. Москва. Издательство «Школьная пресса», 2007.

Архангельский Ю.В. Научись рисовать. Волшебные истории. Москва. Издательство «Шаг» 1995.




© 2010-2022