Занятие на тему: Хлеб-всему голова

Раздел Дополнительное образование
Класс 13 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятия: "Хлеб-всему голова".

Цель занятия: формировать представление детей о выращивании хлеба.

Задачи:

- познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину и как это происходит сейчас, донести до их сознания, что хлеб - это итог большой работы многих людей; активизировать словарь: щедрая, каравай, изобильная, борона, жатва, агроном, пекарь; закрепить знания народных пословиц и поговорок;

- развивать психические процессы - слуховую и зрительную память и внимание, мышление;

- воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в его выращивании.

Тип занятия: комбинированное.

Форма организации: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: хлеб, картинки.

План занятия.

1. Организационная часть.

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Подведение итогов.

Ход занятия.

1.Организационная часть. Проверка присутствующих, проверка готовности к работе, техники безопасности во время занятия, санитарно-гигиенических норм.

2.Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, что такое Родина? (ответы детей). Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

Глубоки у нас моря,

Широки у нас поля

Изобильная, родная

Щедрая моя земля!

- Ребята, а что значит щедрая земля? (ответы детей).

- Земля дает богатые урожая зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав. И все эти богатства. Земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник. (Хлеб)

Знают все, кто ест:

Хлеб не надоест!

Хлеб наша главная еда

Всегда!

Рыба - водица,

Ягода - трава,

А хлеб, как говорится,

Всему голова!

3.Объяснение нового материала.

-Правильно, хлеб - всему голова! (показываю белый и черный хлеб.) Подберите слова, какой хлеб? (мягкий, вкусный, душистый, горячий, свежий…)

-А вы знаете, как относились к хлебу русские люди? К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали. Хлеб, который пекли к празднику, называли каравай. (Показ картинки)

Вот он, каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

- Ребята, из чего пекут хлеб? (из муки). А из чего муку получают? (из зерна)

Из муки пекут - блины, пироги, баранки, торты, кексы. А как, одним словом можно все это назвать? (хлебобулочные изделия). Какие хлебобулочные изделия вы знаете?

- Дети, послушайте, как раньше в старину люди выращивали хлеб.

В те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но хлеб в лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчевывали. Затем это поле вспахивали и засевали. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке - семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо. (показ картинок). Для жизни и роста растений необходимы солнце и вода.

- И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины - серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Колосья собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна - амбары. Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю боронами, жали колосья серпами, а молотили цепями. (Показ картинок).

4. Закрепление изученного материала.

- Ребята, давайте выучим пословицы о хлебе.

Без хлеба - нет обеда.

Много света - много хлеба.

Не трудиться - хлеба не добиться.

Хлеб - всему голова.

- Ребята, а давайте попробуем рассказать как выращивают хлеб и как он попадает к нам на стол в наши дни.

- Ребята, люди какой профессии первыми выходят в поле? (трактористы). Показ картинок.

Вышли в поле трактора,

Землю им пахать пора,

Чтоб посеять рожь, пшеницу…

Ведь на поле Хлеб родится!

- Ребята, а зачем пашут землю? (Чтобы земля была мягкая, пушистая)

- Какая техника и люди какой профессии засевают поле? (Сеялка, сеяльщик). Показ картинок.

К севу все уже готово!

И кипит работа снова…

В сеялке полным- полно

Насыпается зерно.

С ранней зорьки до темна

В землю сеется оно.

- Ребята, а кто следит за посевом, ростом, созреванием зерновых культур? (Агроном)

Все колдует над зерном

Наш волшебник - агроном

По ночам ему не спится:

Как там выросла пшеница.

- Ребята, созрел хлебушек, колоски налились тяжелым, золотым зерном. И тут кто же на поле выезжает? (Комбайны и комбайнеры). Показ картинок.

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад- вперед, из края в край.

Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко.

Физкультминутка.

-Я превращаю вас всех в зернышки, маленькие - маленькие (дети приседают) и сажу в землю.

- Теплое солнышко пригревало землю. Дождик поливал. Зернышки росли, росли (дети приподнимаются) и стали колосками (медленно поднимают руки).

- Колоски тянутся к солнышку (руки вытянуть вверх с силой, встать на носочки).

-Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову на грудь или на бок, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол).

-Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянуться к солнышку (встали, руки подняли вверх).

- В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу).

- А теперь изобразите колоски - толстячки (надуть щеки, грудь).

колоски - худышки (щеки втянуть, живот тоже).

- А теперь это не колоски, а дружные ребята!

- Ребята, комбайны обмолотили зерно, загрузили в машины, куда же повезут его? (На элеватор) Показ картинок.

- Ребята, что делают с зерном на элеваторе? (Зерно проветривается и просушивается)

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно.

Сможет он, как будто дома,

Сколько нужно отдохнуть

И опять собраться в путь.

- Куда же едет зерно дальше? (На мельницу)

- Кто работает на мельнице? (Мельник)

- Что делает мельник с зерном? (В муку зерна превращает)

Лишь зерно проветрится -

Его везут на мельницу.

Ветер жернова вращает,

В муку зёрна превращает…

Вы готовьте лишь мешки-

Хватит здесь для всех муки.

- Куда повезут муку дальше? (В пекарню, магазин) Кто работает в пекарне? (пекарь) Какую работу выполняет пекарь? (Печет)

Они встают, когда мы спим,

Муку просеют в сите,

Докрасна натопят печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

- Ребята, каков следующий путь нашего хлебушка? (В магазин и на стол)

- Ребята, давайте мы с вами выучим стихотворение о хлебе:

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!(заучивание стихотворения).

5. Подведение итогов.

-Ребята, вот и подошло наше занятие к концу. Вы видите, как много труда надо положить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть, не выбрасывай хлеб!

Каждому знакомы мудрые слова:

Хлеб-хозяин дома

Всему он голова!

Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб друзья!

Используемая литература:

1.Л.П. Молодова. Беседы с детьми о нравственности и экологии.- Минск: "Асар",2002. - с.136-142.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи [Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Воронеж: Учитель, 2006. - 111с.

3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - с. 112.

4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (старшая группа). - М.: Вако, 2005. - 192 с.

5. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2009

6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 237 с

Дошкольное воспитание №6/2006, "Хлебушек несущий, нива, нам неси!". - с.41.


© 2010-2022