- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Занятие на тему: Хлеб-всему голова
Занятие на тему: Хлеб-всему голова
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Малько Н.Л. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Занятия: "Хлеб-всему голова".
Цель занятия: формировать представление детей о выращивании хлеба.
Задачи:
- познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину и как это происходит сейчас, донести до их сознания, что хлеб - это итог большой работы многих людей; активизировать словарь: щедрая, каравай, изобильная, борона, жатва, агроном, пекарь; закрепить знания народных пословиц и поговорок;
- развивать психические процессы - слуховую и зрительную память и внимание, мышление;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в его выращивании.
Тип занятия: комбинированное.
Форма организации: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: хлеб, картинки.
План занятия.
1. Организационная часть.
2. Мотивация учебной деятельности.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов.
Ход занятия.
1.Организационная часть. Проверка присутствующих, проверка готовности к работе, техники безопасности во время занятия, санитарно-гигиенических норм.
2.Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, что такое Родина? (ответы детей). Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…
Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля
Изобильная, родная
Щедрая моя земля!
- Ребята, а что значит щедрая земля? (ответы детей).
- Земля дает богатые урожая зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав. И все эти богатства. Земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник. (Хлеб)
Знают все, кто ест:
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда
Всегда!
Рыба - водица,
Ягода - трава,
А хлеб, как говорится,
Всему голова!
3.Объяснение нового материала.
-Правильно, хлеб - всему голова! (показываю белый и черный хлеб.) Подберите слова, какой хлеб? (мягкий, вкусный, душистый, горячий, свежий…)
-А вы знаете, как относились к хлебу русские люди? К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали. Хлеб, который пекли к празднику, называли каравай. (Показ картинки)
Вот он, каравай душистый
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
- Ребята, из чего пекут хлеб? (из муки). А из чего муку получают? (из зерна)
Из муки пекут - блины, пироги, баранки, торты, кексы. А как, одним словом можно все это назвать? (хлебобулочные изделия). Какие хлебобулочные изделия вы знаете?
- Дети, послушайте, как раньше в старину люди выращивали хлеб.
В те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но хлеб в лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчевывали. Затем это поле вспахивали и засевали. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке - семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо. (показ картинок). Для жизни и роста растений необходимы солнце и вода.
- И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины - серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Колосья собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна - амбары. Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю боронами, жали колосья серпами, а молотили цепями. (Показ картинок).
4. Закрепление изученного материала.
- Ребята, давайте выучим пословицы о хлебе.
Без хлеба - нет обеда.
Много света - много хлеба.
Не трудиться - хлеба не добиться.
Хлеб - всему голова.
- Ребята, а давайте попробуем рассказать как выращивают хлеб и как он попадает к нам на стол в наши дни.
- Ребята, люди какой профессии первыми выходят в поле? (трактористы). Показ картинок.
Вышли в поле трактора,
Землю им пахать пора,
Чтоб посеять рожь, пшеницу…
Ведь на поле Хлеб родится!
- Ребята, а зачем пашут землю? (Чтобы земля была мягкая, пушистая)
- Какая техника и люди какой профессии засевают поле? (Сеялка, сеяльщик). Показ картинок.
К севу все уже готово!
И кипит работа снова…
В сеялке полным- полно
Насыпается зерно.
С ранней зорьки до темна
В землю сеется оно.
- Ребята, а кто следит за посевом, ростом, созреванием зерновых культур? (Агроном)
Все колдует над зерном
Наш волшебник - агроном
По ночам ему не спится:
Как там выросла пшеница.
- Ребята, созрел хлебушек, колоски налились тяжелым, золотым зерном. И тут кто же на поле выезжает? (Комбайны и комбайнеры). Показ картинок.
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад- вперед, из края в край.
Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.
Физкультминутка.
-Я превращаю вас всех в зернышки, маленькие - маленькие (дети приседают) и сажу в землю.
- Теплое солнышко пригревало землю. Дождик поливал. Зернышки росли, росли (дети приподнимаются) и стали колосками (медленно поднимают руки).
- Колоски тянутся к солнышку (руки вытянуть вверх с силой, встать на носочки).
-Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову на грудь или на бок, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол).
-Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянуться к солнышку (встали, руки подняли вверх).
- В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу).
- А теперь изобразите колоски - толстячки (надуть щеки, грудь).
колоски - худышки (щеки втянуть, живот тоже).
- А теперь это не колоски, а дружные ребята!
- Ребята, комбайны обмолотили зерно, загрузили в машины, куда же повезут его? (На элеватор) Показ картинок.
- Ребята, что делают с зерном на элеваторе? (Зерно проветривается и просушивается)
В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно.
Сможет он, как будто дома,
Сколько нужно отдохнуть
И опять собраться в путь.
- Куда же едет зерно дальше? (На мельницу)
- Кто работает на мельнице? (Мельник)
- Что делает мельник с зерном? (В муку зерна превращает)
Лишь зерно проветрится -
Его везут на мельницу.
Ветер жернова вращает,
В муку зёрна превращает…
Вы готовьте лишь мешки-
Хватит здесь для всех муки.
- Куда повезут муку дальше? (В пекарню, магазин) Кто работает в пекарне? (пекарь) Какую работу выполняет пекарь? (Печет)
Они встают, когда мы спим,
Муку просеют в сите,
Докрасна натопят печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
- Ребята, каков следующий путь нашего хлебушка? (В магазин и на стол)
- Ребята, давайте мы с вами выучим стихотворение о хлебе:
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!(заучивание стихотворения).
5. Подведение итогов.
-Ребята, вот и подошло наше занятие к концу. Вы видите, как много труда надо положить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть, не выбрасывай хлеб!
Каждому знакомы мудрые слова:
Хлеб-хозяин дома
Всему он голова!
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб друзья!
Используемая литература:
1.Л.П. Молодова. Беседы с детьми о нравственности и экологии.- Минск: "Асар",2002. - с.136-142.
2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи [Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Воронеж: Учитель, 2006. - 111с.
3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - с. 112.
4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (старшая группа). - М.: Вако, 2005. - 192 с.
5. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2009
6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 237 с
Дошкольное воспитание №6/2006, "Хлебушек несущий, нива, нам неси!". - с.41.