- Преподавателю
- Дополнительное образование
- «Развитие активной позиции подростка-медиатора»
«Развитие активной позиции подростка-медиатора»
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Косых О.С. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проект
«Развитие активной позиции подростка-медиатора».
Выполнила методист
социально-педагогического отдела
МБОУДОД «Центр детского творчества»
О.С. Косых
Пояснительная записка.
Презентация организации. В последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Восстановительная медиация - это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. Метод медиации способствует решению задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.
В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р, в образовательных учреждениях организованы службы школьной медиации (ШСП), обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов. Создана также муниципальная служба примирения (МСП), руководителем которой я являюсь. Одной из задач МСП является методическое сопровождение школьных служб примирения. В 2014 -2015 уч. году я написала проект «Развитие активной позиции подростка-медиатора».
Таким образом, развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования. Характеристика детского коллектива ШСП: В ШСП отбирается актив детей, желающих принимать участие в работе этой службы и пользующихся определенным доверием детского коллектива. Обычно это старшеклассники, начиная с 8-го класса (11-классники как очень занятые в службу не привлекаются). Они обучаются проведению примиренческих встреч. Количественный состав - 23, особенности набора - приказ директора ОУ. Целевой группой ШСП являются подростки, склонные к правонарушениям, участники конфликтов, имеющие отклонения в поведении и пр.
Проблема. Актуальность профилактики подростковой преступности на сегодняшний день является несомненной и приоритетной. Основной задачей ранней профилактики правонарушение несовершеннолетних является предупреждение и коррекция социальных отклонений. В Оханском районе созданы 8 школьных служб примирения на базах образовательных учреждений, в состав которых входят учащиеся. Однако в последнее время активность деятельности учащихся ШСП заметно снижена. Меньше стали реализовываться детьми программы примирения. Хотелось бы, чтобы как можно программ по разрешению школьных конфликтов проводили учащиеся-медиаторы. Посещаемость районных мероприятий по обучению восстановительным технологиям тоже снижается. В проекте обозначена существующая проблема. Это снижение активности деятельности ШСП.
Целью проекта является активизация деятельности подростков-медиаторов через нетрадиционные формы обучения.
Проектом определены следующие задачи:
-
Проанализировать причины снижения активности деятельности ШСП;
-
Создать условия для сплочения и обучения участников ШСП;
-
Помочь осмыслить собственную стратегию поведения в конфликтной ситуации;
-
Анализировать сложные случаи в работе ведущего;
-
Распространять информацию о принципах восстановительного правосудия среди общественности, специалистов, связанных в своей должности с профилактикой правонарушений несовершеннолетних;
-
Обобщить полученный опыт подростков-медиаторов.
Форма занятий с участниками ШСП: фестивали, семинары, практикумы, интеллектуальные игры, тренинги, творческие работы.
Срок реализации - 1 год. Проект находится в стадии реализации.
Взаимодействие субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних: КДНиЗП, МСП, ОВД ПДН, Оханский районный суд, Управление муниципальными учреждениями, образовательные учреждения, районная ассоциация медиаторов «Согласие»
План мероприятий
№
Мероприятия
Срок реализации
Ответственный
Формы работы
1
Посещение образовательных учреждений
Весь год
Руководитель МСП, специалист УО
Беседа, методическая помощь,
2
Выступление на межведомственных совещаниях, семинарах
По плану
Руководители МСП и ШСП
Лекция, презентация, круглый стол
3
Обучение учащихся ШСП, проведение семинаров.
1. «Альтернативные формы реагирования в конфликтных ситуациях»
2. «Разрешение конфликтов - как способ личностного роста»
3. «Школьная служба примирения - исполнительный орган школьного ученического самоуправления»
4. «Методы регуляции эмоционального состояния»
Осенние каникулы
Весенние каникулы
Руководитель МСП, специалисты профилактики правонарушений несовершеннолетних
Презентация, практикумы, ролевые игры, интеллектуальные игры, тесты, тренинги.
4
Проведение фестивалей ШСП
Май 2015
МСП, ШСП
Конкурс, творческие мастерские.
5
Участие в краевых мероприятиях для ШСП
По краевому плану
ШСП
Обучение, конкурсы
6
Публикации о деятельности служб примирения в СМИ и на сайтах учреждений
Весь год
МСП, ШСП
Обобщение опыта
7
Проводить примирительные программы
По заявкам
ведущие
Программы примирения
8
Проведение мероприятий в ОУ
По планам школ
Руководитель и ведущие ШСП
Кл. часы, дискуссии, тренинги.
9
Консультации с учениками ШСП. Обеспечить методическое сопровождение ШСП
Весь год
Руководитель МСП, ШСП
Беседа, методическая помощь.
10
Создание электронного банка методических разработок, фотоматериала
май
Руководитель МСП
Электронная база разработок и творческих работ
Критерии.
Основные критерии оценки эффективности проведенной работы:
-
Количество проведенных подростками-медиаторами программ примирения.
-
Количество проведенных обучающих мероприятий.
-
Эффективность каждого проводимого мероприятия программы (разработка, фотоотчет, отзывы участников)
-
Количество встреч проведенных с семьей подростка-правонарушителя с целью проведения совместной работы по реабилитации подроста.
-
Количество обученных ведущих восстановительных программ.
Форма подведения итогов конкурсов и фестивалей: дипломы победителей и участников районных мероприятий, призы и подарки.
Ожидаемые результаты
-
Выяснение причин снижения активности деятельности ШСП;
-
Повышение качества взаимодействия служб. Освоение новых форм работы подростков-медиаторов, получение новых знаний команд ШСП. Осознание собственных ресурсов в разрешении конфликтных ситуаций.
-
Повышение количества разрешенных учащимися конфликтных ситуаций на уровне ОУ;
-
Подготовлен сборник методических разработок для учашихся;
-
Информированность всех участников образовательного процесса о работе ШСП.
Бюджет
№
Наименование
Сумма
2
Дипломы победителям и участникам, грамоты руководителям ШСП,
Призы победителям, участникам
3 000 р.
3
Канцтовары для организации творческого конкурса
2 000 р.
ИТОГО
5 000 р.
Имеются риски в реализации проекта. Это, прежде всего, отсутствие желания у большинства специалистов воплощать новые идеи восстановительного подхода в своей деятельности, привычка к традиционным методам работы. Во-вторых, при проведении районных мероприятий возникают трудности, связанные с транспортом.
Для преодоления этих трудностей необходимо директорам школ мотивировать морально и материально руководителей ШСП и находить способы доставки участников ШСП на мероприятия. Я рассчитываю, что в этом мне помогут Управление муниципальными учреждениями и КДНиЗП.