Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы Краеведение

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет администрации Тюменцевского района по образованию

Муниципальное казённое образовательное учреждение Черемшанская средняя общеобразовательная школа имени Сергея Павлова

Тюменцевского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

На педагогическом совете Протокол № __ от ___________ 2015г

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №__ от _______2015г

Директор школы __________/Г.И.Лучкина/

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

Кружка «Краеведение»

в 5-9 классах

(срок реализации 1 год, возраст детей 11-15 лет)



Автор - составитель программы:

Логиновская Татьяна Павловна,

учитель истории и обществознания

МКОУ Черемшанской СОШ

им.С.Павлова



с.Черемшанка

2015г.

Раздел I. Пояснительная записка


Общая характеристика программы

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную личность.

С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Ведущая идея программы - повышение общей культуры личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодёжи.

Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края, т.е. учащиеся под руководством учителя знакомятся с природными, культурными и историческими особенностями края. В ходе этого курса учащиеся познакомятся с историей Алтайского края, Тюменцевского района, села Черемшанки, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края. Узнают так же об экологии, о памятниках истории и культуры. Об участниках боевых действий во Время Великой Отечественной войны и в «горячих точках», о тружениках тыла, ветеранах труда. Совершат заочные путешествия по селам и поселкам района, посетят школьные музеи и районный музей истории и краеведения. Особое внимание уделяется изучению истории, культуры сельских поселений Тюменцевского района.

Направленность программы

- Формирование гражданского поведения и правовой культуры

- Формирование коммуникативной культуры

- Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности

- Формирование опыта социально-значимой деятельности

Поисково-исследовательская направленность программы

Ребята находят предметы старины, которые, так или иначе, имеют отношение к истории малой родины и судьбам его людей. После изучения этих предметов старины, вещи для них приобретают совершенно иное значение, более глубокое и значимое. Дети большим удивлением и интересом рассматривают старые фотографии, домашнюю утварь, хозяйственные инструменты и орудия труда прадедов и прабабушек, архивные источники или старинную газету начала 20 века.

Именно эти впечатления и показывают значимость курса «Краеведение», определяют ее основное направление - укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. Поэтому в организацию музееведческой работы считаю целесообразным закладывать принципы педагогики сотрудничества.

Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами в виде проектов. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные способности и умение работать в коллективе. Если в ходе исследовательской работы достигаются такие цели, как:

- реализация творческих способностей обучающегося;

- создание ситуации успеха для конкретного ребенка;

- развитие и приобретение познавательных, мыслительных умений и навыков, то она уже заслуживает особого внимания окружающих.

Просветительская направленность программы

Основная задача данного направления - вовлечение в работу районного музея, изучению родного края - своей малой родины, значительного числа школьников, родителей, населения. Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:

-Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков - экскурсий;

-Местный или сельский уровень включает в себя приглашение и ознакомление с экспонатами уголка краеведения односельчан, родителей обучающихся, гостей образовательного учреждения, экскурсии для них, мероприятия с их участием.

-Районный уровень - представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах.

Основные направления по реализации Программы по краеведению:

-Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время.

-Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся.

-Поисковая работа. Формирование и пополнение фондов подлинных документов по истории школы.

-Исследовательская деятельность.

-Экскурсионная, просветительская работа с учащимися.

-Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий, КТД.

-Создание мультимедийных презентаций о своем поселке, районе, крае, с использованием ИКТ;

-Освещение работы в местных СМИ.

Цели и задачи

Цель: Сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала, расширить и углубить знания обучающихся о родном крае, формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ, воспитывать патриотизм у подрастающего поколения, любви к своей Отчизне.

Образовательные задачи:

-ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

-овладение начальными навыками исследовательской работы;

-овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

-воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;

-углубление и систематизация знаний о своей семье;

-воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

-воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;

-воспитание бережного отношения к природе;

-воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;

Развивающие задачи:

-расширять знания учащихся по краеведению;

-развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

-стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;

-развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания;

-развивать навыки при работе с картой.

Формы и режим занятий

Главной целью данной Программы является - систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма. Особое внимание планируется уделить экскурсиям. В основном, это комплексные экскурсии по местным достопримечательностям, в районный музеи. В разработках экскурсионных занятий предусматриваются вопросы учащимся для наблюдений и обобщения увиденного, практические задания, дополнительный материал для рассказа экскурсовода или учителя.

Занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляются прямыми и косвенными путями: используются теоретические и практические ситуации. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий 80 минут. Возраст обучающихся: 11-15 лет. Количество часов за учебный год: 70 часов

Ожидаемые результаты

К концу года обучения учащиеся должны знать:

историю родного края;

о народах, заселявших родной край;

административно - территориальное деление края в 18-20 вв.;

историю основания села Алексеевка и первых ее жителях;

краткую историю близлежащих деревень;

историю религии родного края;

о традициях и обычаях народов, населяющих малую родину;

о семейных традициях, о своей родословной;

историю создания и развития школы;

о развитии сельского хозяйства в районе;

о растительном и животном мире степей;

о земляках, участниках и тружениках тыла Великой Отечественной войны.

Должны уметь и овладеть:

основами исследовательской работы;

навыками работы на персональном компьютере;

бережно обращаться с музейными экспонатами;

навыками интервьюирования.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы.

По окончанию каждой четверти предполагается проводить уроки контроля в виде викторин, конкурсов, игр. А так же будет предложено учащимся выполнить творческие работы по подтемам, по результатам которых, следует определять уровень знаний учащихся по данному курсу. Знакомство с новым материалом планируется проводить в форме вопросов и ответов, с использованием игровых моментов. Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов. При разработке заданий необходимо учитывать общий уровень развития ученического коллектива; возрастные особенности формирования креативной среды; личностные особенности учащихся; специфические черты и особенности учебного предмета.

Раздел II. Тематический план занятий



№ п/п


Разделы, темы

Количество часов на тему

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел I. Введение (1 ч.)

1

Вводное занятие. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.

1

Раздел II. Природа родного края (13 ч.)

2-3

Растительный мир степей. Растения, занесенные в Красную книгу.

1

1

4-5

Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов

1

1

6-7

Лекарственные растения. Грибы.

1

1

8-9

Культурные растения нашего района

1

1

10-11

Животный мир степей. Животные, занесенные в Красную книгу

1

1

12-14

Защита проектов.

3

Раздел III. «Родословная» (15 ч.)

15-22

Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, (создание презентации, выставки работ и др.)

1

7

23-25

Семейные праздники и традиции

1

2

26-29

Обобщающее занятие (создание истории своей семьи).

4

Раздел IV. «История родного края, района, села» ( ч.)

30-31

Географическое положение, границы поселения и их изменение

2

32-38

История села, поселка (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте)

3

4

39

Верования и религии, их история

1

40-43

Жизнь и творчество А.М.Шукшина

2

2

44-49

История развития сельского хозяйства в районе. Встречи с ветеранами труда.

2

4

50-54

История создания и развития школы

2

3

55-59

Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих край.

2

3

60-63

Село в годы гражданской войны и становления Советской власти.

2

2

64-65

Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны.

1

1

66-67

Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми.

1

1

68

Обобщающий урок (игра, викторина, зачет и др.)

1

Раздел V. Творческая работа (5 ч.)

69

Экскурсия в районный краеведческий музей

1

70

Итоговое занятие. Оформление и защита проектно-исследовательской работы

1

Поиск необходимой информации в интернете. Работа с литературой в библиотеке.

По мере необходимости

Итого

25

45























Раздел III. Содержание программы


Раздел I. Введение.

Содержание и задачи работы на предстоящий год. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ на занятиях и при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа Power Point.

Раздел II. Природа родного края.

Географическое положение. Растительный мир степей. Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов. Лекарственные растения. Грибы. Культурные растения нашего района. Животный мир степей. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

Раздел III. «Родословная»

Семья, родословная; генеалогическое древо семьи. Семейные праздники и традиции.

Раздел IV. «История родного края»

Географическое положение, границы поселения и их изменение. История села, поселка (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте). Верования и религии, история храма.

В.М. Шукшин, жизнь и творчество.

Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг. История развития сельского хозяйства.

Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. Жизнь села и колхоза после Великой Отечественной войны.

История создания и развития школы.

Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми малой родины.

Раздел V. Творческая работа.

Экскурсии, работа с библиотечными источниками. Поиск необходимой информации в интернете. Проектно-исследовательская работа. Презентация проекта. Выставление исторических источников о малой родине и его людях в интернет сайте учителя истории, в сайтах сообществ истории и обществознания, общеобразовательном школьном сайте и т.д. Публикация материалов в районной газете.









Раздел IV. Методическое обеспечение программы


Основными методическими приемами являются:

-Исследовательская деятельность.

-Поисковая деятельность.

-Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).

-Индивидуальная работа с учащимися.

-Подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.

-Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов).

Для реализации учебного курса по краеведению будут использоваться следующие виды учебной деятельности:

- урок-экскурсия,

- урок - беседа,

- урок - игра,

- проектная деятельность.

Средства, необходимые для реализации Программы:

- Канцелярские принадлежности;

- Фотоаппарат;

- Видеокамера;

- Магнитофон;

- Компьютер;

- Мультимедийный проектор;

- Ксерокс.






Раздел V. Список литературы


1. Введение в краеведение. Л.В.Храмков, Самара, 2007.

2.Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. - 527 с.

3. Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н.Бадан, И.Е.Войнович и др. М.: АСТ, 2000. - 592 с.

4. Валкин М.Х. Историческое краеведение 2001 г. Ульяновск.

5. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2. - М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.

6.Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1972.







Лист внесения изменений



№ п/п

Внесенные изменения

число


















































© 2010-2022