- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы Краеведение
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы Краеведение
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Логиновская Т.П. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Комитет администрации Тюменцевского района по образованию
Муниципальное казённое образовательное учреждение Черемшанская средняя общеобразовательная школа имени Сергея Павлова
Тюменцевского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО
На педагогическом совете Протокол № __ от ___________ 2015г
УТВЕРЖДАЮ
Приказ №__ от _______2015г
Директор школы __________/Г.И.Лучкина/
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Кружка «Краеведение»
в 5-9 классах
(срок реализации 1 год, возраст детей 11-15 лет)
Автор - составитель программы:
Логиновская Татьяна Павловна,
учитель истории и обществознания
МКОУ Черемшанской СОШ
им.С.Павлова
с.Черемшанка
2015г.
Раздел I. Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную личность.
С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.
Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Ведущая идея программы - повышение общей культуры личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодёжи.
Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края, т.е. учащиеся под руководством учителя знакомятся с природными, культурными и историческими особенностями края. В ходе этого курса учащиеся познакомятся с историей Алтайского края, Тюменцевского района, села Черемшанки, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края. Узнают так же об экологии, о памятниках истории и культуры. Об участниках боевых действий во Время Великой Отечественной войны и в «горячих точках», о тружениках тыла, ветеранах труда. Совершат заочные путешествия по селам и поселкам района, посетят школьные музеи и районный музей истории и краеведения. Особое внимание уделяется изучению истории, культуры сельских поселений Тюменцевского района.
Направленность программы
- Формирование гражданского поведения и правовой культуры
- Формирование коммуникативной культуры
- Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности
- Формирование опыта социально-значимой деятельности
Поисково-исследовательская направленность программы
Ребята находят предметы старины, которые, так или иначе, имеют отношение к истории малой родины и судьбам его людей. После изучения этих предметов старины, вещи для них приобретают совершенно иное значение, более глубокое и значимое. Дети большим удивлением и интересом рассматривают старые фотографии, домашнюю утварь, хозяйственные инструменты и орудия труда прадедов и прабабушек, архивные источники или старинную газету начала 20 века.
Именно эти впечатления и показывают значимость курса «Краеведение», определяют ее основное направление - укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. Поэтому в организацию музееведческой работы считаю целесообразным закладывать принципы педагогики сотрудничества.
Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами в виде проектов. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные способности и умение работать в коллективе. Если в ходе исследовательской работы достигаются такие цели, как:
- реализация творческих способностей обучающегося;
- создание ситуации успеха для конкретного ребенка;
- развитие и приобретение познавательных, мыслительных умений и навыков, то она уже заслуживает особого внимания окружающих.
Просветительская направленность программы
Основная задача данного направления - вовлечение в работу районного музея, изучению родного края - своей малой родины, значительного числа школьников, родителей, населения. Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:
-Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков - экскурсий;
-Местный или сельский уровень включает в себя приглашение и ознакомление с экспонатами уголка краеведения односельчан, родителей обучающихся, гостей образовательного учреждения, экскурсии для них, мероприятия с их участием.
-Районный уровень - представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах.
Основные направления по реализации Программы по краеведению:
-Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время.
-Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся.
-Поисковая работа. Формирование и пополнение фондов подлинных документов по истории школы.
-Исследовательская деятельность.
-Экскурсионная, просветительская работа с учащимися.
-Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий, КТД.
-Создание мультимедийных презентаций о своем поселке, районе, крае, с использованием ИКТ;
-Освещение работы в местных СМИ.
Цели и задачи
Цель: Сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала, расширить и углубить знания обучающихся о родном крае, формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ, воспитывать патриотизм у подрастающего поколения, любви к своей Отчизне.
Образовательные задачи:
-ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
-овладение начальными навыками исследовательской работы;
-овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
-воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
-углубление и систематизация знаний о своей семье;
-воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
-воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
-воспитание бережного отношения к природе;
-воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
Развивающие задачи:
-расширять знания учащихся по краеведению;
-развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
-стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;
-развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания;
-развивать навыки при работе с картой.
Формы и режим занятий
Главной целью данной Программы является - систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма. Особое внимание планируется уделить экскурсиям. В основном, это комплексные экскурсии по местным достопримечательностям, в районный музеи. В разработках экскурсионных занятий предусматриваются вопросы учащимся для наблюдений и обобщения увиденного, практические задания, дополнительный материал для рассказа экскурсовода или учителя.
Занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляются прямыми и косвенными путями: используются теоретические и практические ситуации. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий 80 минут. Возраст обучающихся: 11-15 лет. Количество часов за учебный год: 70 часов
Ожидаемые результаты
К концу года обучения учащиеся должны знать:
историю родного края;
о народах, заселявших родной край;
административно - территориальное деление края в 18-20 вв.;
историю основания села Алексеевка и первых ее жителях;
краткую историю близлежащих деревень;
историю религии родного края;
о традициях и обычаях народов, населяющих малую родину;
о семейных традициях, о своей родословной;
историю создания и развития школы;
о развитии сельского хозяйства в районе;
о растительном и животном мире степей;
о земляках, участниках и тружениках тыла Великой Отечественной войны.
Должны уметь и овладеть:
основами исследовательской работы;
навыками работы на персональном компьютере;
бережно обращаться с музейными экспонатами;
навыками интервьюирования.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы.
По окончанию каждой четверти предполагается проводить уроки контроля в виде викторин, конкурсов, игр. А так же будет предложено учащимся выполнить творческие работы по подтемам, по результатам которых, следует определять уровень знаний учащихся по данному курсу. Знакомство с новым материалом планируется проводить в форме вопросов и ответов, с использованием игровых моментов. Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов. При разработке заданий необходимо учитывать общий уровень развития ученического коллектива; возрастные особенности формирования креативной среды; личностные особенности учащихся; специфические черты и особенности учебного предмета.
Раздел II. Тематический план занятий
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов на тему
Теоретические занятия
Практические занятия
Раздел I. Введение (1 ч.)
1
Вводное занятие. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.
1
Раздел II. Природа родного края (13 ч.)
2-3
Растительный мир степей. Растения, занесенные в Красную книгу.
1
1
4-5
Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов
1
1
6-7
Лекарственные растения. Грибы.
1
1
8-9
Культурные растения нашего района
1
1
10-11
Животный мир степей. Животные, занесенные в Красную книгу
1
1
12-14
Защита проектов.
3
Раздел III. «Родословная» (15 ч.)
15-22
Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, (создание презентации, выставки работ и др.)
1
7
23-25
Семейные праздники и традиции
1
2
26-29
Обобщающее занятие (создание истории своей семьи).
4
Раздел IV. «История родного края, района, села» ( ч.)
30-31
Географическое положение, границы поселения и их изменение
2
32-38
История села, поселка (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте)
3
4
39
Верования и религии, их история
1
40-43
Жизнь и творчество А.М.Шукшина
2
2
44-49
История развития сельского хозяйства в районе. Встречи с ветеранами труда.
2
4
50-54
История создания и развития школы
2
3
55-59
Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих край.
2
3
60-63
Село в годы гражданской войны и становления Советской власти.
2
2
64-65
Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны.
1
1
66-67
Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми.
1
1
68
Обобщающий урок (игра, викторина, зачет и др.)
1
Раздел V. Творческая работа (5 ч.)
69
Экскурсия в районный краеведческий музей
1
70
Итоговое занятие. Оформление и защита проектно-исследовательской работы
1
Поиск необходимой информации в интернете. Работа с литературой в библиотеке.
По мере необходимости
Итого
25
45
Раздел III. Содержание программы
Раздел I. Введение.
Содержание и задачи работы на предстоящий год. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ на занятиях и при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа Power Point.
Раздел II. Природа родного края.
Географическое положение. Растительный мир степей. Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов. Лекарственные растения. Грибы. Культурные растения нашего района. Животный мир степей. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
Раздел III. «Родословная»
Семья, родословная; генеалогическое древо семьи. Семейные праздники и традиции.
Раздел IV. «История родного края»
Географическое положение, границы поселения и их изменение. История села, поселка (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте). Верования и религии, история храма.
В.М. Шукшин, жизнь и творчество.
Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг. История развития сельского хозяйства.
Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. Жизнь села и колхоза после Великой Отечественной войны.
История создания и развития школы.
Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми малой родины.
Раздел V. Творческая работа.
Экскурсии, работа с библиотечными источниками. Поиск необходимой информации в интернете. Проектно-исследовательская работа. Презентация проекта. Выставление исторических источников о малой родине и его людях в интернет сайте учителя истории, в сайтах сообществ истории и обществознания, общеобразовательном школьном сайте и т.д. Публикация материалов в районной газете.
Раздел IV. Методическое обеспечение программы
Основными методическими приемами являются:
-Исследовательская деятельность.
-Поисковая деятельность.
-Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
-Индивидуальная работа с учащимися.
-Подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.
-Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов).
Для реализации учебного курса по краеведению будут использоваться следующие виды учебной деятельности:
- урок-экскурсия,
- урок - беседа,
- урок - игра,
- проектная деятельность.
Средства, необходимые для реализации Программы:
- Канцелярские принадлежности;
- Фотоаппарат;
- Видеокамера;
- Магнитофон;
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- Ксерокс.
Раздел V. Список литературы
1. Введение в краеведение. Л.В.Храмков, Самара, 2007.
2.Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. - 527 с.
3. Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н.Бадан, И.Е.Войнович и др. М.: АСТ, 2000. - 592 с.
4. Валкин М.Х. Историческое краеведение 2001 г. Ульяновск.
5. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2. - М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
6.Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1972.
Лист внесения изменений
№ п/п
Внесенные изменения
число