Брейн-ринг «Игра для ума»

Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Брейн-ринг «Игра для ума»Конспект занятия по логической математике для учащихся 5-6 классов

Хайдарова Илюса Фатиховна,

педагог дополнительного образования

МАУДО "ЦДОД" г. Усинска

Брейн-ринг «Игра для ума».

Цель мероприятия: повышение интереса учащихся к математике.

Задачи: 1) Развитие логического мышления, сообразительности и наблюдательности, познавательных и творческих способностей учащихся.

2) Выявление способных к математике учащихся для дальнейшего привлечения к участию в олимпиадах.

3) Воспитание культуры поведения и общения в ученическом коллективе, формирование чувства солидарности и здорового соперничества.

Форма проведения: игра- соревнование типа брейн-ринга.

Оборудование:

• Компьютер, проектор, экран,

• Бумага, линейки, карандаши и ручки для решения задач и для продумывания ответов для участников игры,

• Сигнальные карточки красного и зеленого цвета с цифрами 1 и 2 для ответов командам.

Продолжительность игры: 40 минут.

Структура мероприятия:

а) Вступление - 3 мин.

б) Основная часть - 1 - 5 туров - 32 мин.

в) Подведение итогов, рефлексия - 5 мин.


Правила игры

В классическом варианте «Брейн-Ринга» одновременно играют две команды по шесть человек (не более) в каждой. Однако, можно проводить игры и при одновременной игре большего количества команд (от трёх до шести). Соревнования можно проводить по круговой системе - каждая команда играет с каждой. Обычно проводится с фиксированным числом вопросов в бое, победитель получает 2 турнирных очка (10 баллов), проигравший - 0 турнирных очков, за ничью каждая из команд получает по 1 турнирному очку. Команда, набравшая наибольшее количество очков после окончания всех игр, побеждает. При равенстве очков у нескольких команд, победитель определяется по дополнительным показателям.

Ведущий (учитель) зачитывает вопрос. При окончании чтения вопроса включается брейн-система (или подаётся команда «Время»). После светового или звукового сигнала, свидетельствующего о начале обсуждения, команда может поднять сигнальную карту, полученную в начале игры, чтобы сообщить о своей готовности отвечать). Если команда поднимает сигнальную карточку до сигнала, фиксируется, так называемый, «фальстарт» и команда теряет право отвечать на этот вопрос. В этом случае другая команда может отвечать в любой момент до окончания времени обдумывания. За правильный ответ команде начисляется 1 балл. Если первая команда ответила неправильно, другая команда продолжает обдумывание вопроса и, в свою очередь, сообщает о своей готовности отвечать поднятием карточки. Команда имеет право не отвечать на вопрос. Обычно на обдумывание вопроса отводится минута, однако, после ответа первой команды или фальстарта, на обдумывание может даваться 20 секунд, а не всё время до конца минуты. Соревнования проводятся на фиксированное количество вопросов или до определённого числа баллов у победителя. В первом случае каждой группе команд задаётся заранее оговоренное количество вопросов (5, 7, 9 и т.д.). Если по окончанию соревнования счёт остаётся ничейным, а по схеме игр необходимо выявить победителя, задаются дополнительные вопросы, пока одна из команд не даст правильного ответа.

Ход мероприятия:

Вступление:

На экране - название игры. Ведущий читает стихотворение про математику.

Звучит музыка.

«Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов».

Ведущий: «Добрый день! Я думаю, вы согласитесь, что математика повсюду, и без нее не обойтись ни строителям, ни механикам, ни газовикам, ни нефтяникам, ни взрослым, ни детям. Мы научились с вами решать логические задачи, решать примеры и правильно мыслить. Давайте, сегодня проверим, хорошо ли мы научились логическому мышлению? Я рада приветствовать вас на игре брейн-ринг «Игра для ума». Для этого необходимо разбиться на 2 команды».

(Разбивка происходит таким образом: учащиеся вытягивают карточки с цифрой 1 или 2, и соответственно красного или зеленого цвета - это и будет номер его команды).

Ведущий: «Итак, у нас определились 2 команды. Правила игры следующие: необходимо набрать 10 баллов, какая команда быстрее ответит, то получает соответствующее количество баллов. Если команда ответит неправильно, то у второй команды есть шанс ответить на этот вопрос, но время у этой команды ограничено - 1 мин. Итак, начинаем!»

I конкурс: « Разминка».

( за каждый правильный ответ 0,5 балла)

Ведущий читает вопросы.

  1. Назовите фамилию первой женщины-математика. (Ковалевская)

  2. У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок? (3)

  3. Наименьшее трехзначное число. (100)

  4. Результат сложения (сумма).

  5. Сколько цифр используется для написания чисел? (10 цифр)

  6. Что это за семь братьев годами равные, именами разные? ( дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)

  7. Инструмент для построения окружностей в тетради. (циркуль)

  8. Скорость, умноженная на время. (расстояние)

  9. Результат деления. (частное)

  10. Назовите наименьшее натуральное число. (один)

  11. Сколько килограммов в 1 центнере? (100 кг.)

  12. Расстояние, делённое на время. (скорость)

  13. Сколько концов у 4 с половиной палок? (десять)

  14. Два отца и два сына поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному зайцу. Спрашивается, как это могло случиться? (Это были дедушка, его сын и внук. Из них двое являются отцами двое являются сыновьями).

  15. У одного старика спросили сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть? (Этот человек родился 29 февраля, то есть день рождения у него бывает один раз в четыре года).

  16. Какие часы показывают правильное время два раза в сутки? (которые стоят)

2. конкурс: «Математическая эстафета»

Ведущий: Необходимо расставить математические знаки между числами, чтобы получилось верное равенство (за каждый правильный ответ 0,5 баллов):

1 + 7 ∙ 2 + 5 = 21 ответы (1+7)*2+5= 21

1 + 2 - 6 : 2 = 0 (1+2)-6:2= 0

3 ∙ 4 - 7 = 5 3*4-7= 5

1 ∙ 5 - 4 = 1 1*5-4= 1

1 3 5 5 = 60 13*5-5= 60

9 : 3 ∙ 5 =15 (9:3) * 5= 15

3. конкурс: «Решаем логические задачи»

Ведущий: «Давайте, ребята, решим с вами следующие задачи (за каждый правильный ответ 0,5 баллов):.

1)Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11 чурбачков).

2) Бублик режут на сектора. Сделали 10 разрезов. Сколько получилось кусков? (10 кусков).

3) У двух человек было два квадратных торта. Каждый сделал на своем торте по 2 прямолинейных разреза от края до края. При этом у одного получилось три куска, а у другого - четыре. Как это могло быть? (в первом случае разрезы были параллельны друг другу, во втором - перпендикулярны).

4) Белоснежка вырезала из батиста большой квадрат и положила его в сундук. Пришел Первый Гном, достал квадрат, разрезал его на четыре квадрата и положил все четыре снова в сундук. Потом пришел Второй Гном, достал один из квадратов, разрезал его на четыре квадрата и положил все четыре снова в сундук. Потом пришел Третий Гном. И он достал один из квадратов, разрезал его на четыре квадрата и положил все четыре снова в сундук. То же самое проделали все остальные гномы. Сколько квадратов лежало в сундуке после того, как ушел Седьмой Гном? (22 квадрата).

5) Петя старше Коли, который старше Миши, Маша старше Коли, а Даша младше Пети, но старше Маши. Кто третий по возрасту? (Маша).

6) На одном заводе работали три друга: слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии Борисов, Иванов и Семенов. У слесаря нет ни братьев, ни сестер. Он - самый младший из друзей. Семенов, женатый на сестре Борисова, старше токаря. Назовите фамилии слесаря, токаря и сварщика. (слесарь - Иванов, сварщик - Семенов, токарь - Борисов).

4. Конкурс «Анаграммы»

Ведущий: Ребята, необходимо решить следующие анаграммы и исключить лишнее слово. (За каждый правильный ответ 0,5 балла):

а) АВЕЕИННРУ - уравнение

б) ОЕКНРЬ - корень

в) ЬДОРБ - дробь

г)ЛТСУ - стул

5. Конкурс «Кроссворды и слова «Кто быстрее?»

Ведущий: Придумать математические слова с буквой «У» (за каждый правильный ответ 0,5 баллов):





У


У


У


У

У

У


У


Ответы: 1. угол

2. сумма

3 .нуль

4. куб

5. луч

6. круг

7. радиус

2) Отгадайте зашифрованное слово, являющееся понятием геометрии, если каждой цифре соответствуют следующие буквы:

1 - АБВГ

2 - ДЕЖ

3 - ЗИЙ

4 - КЛМ

5 - НОП

6 - РСТ

7 - УФХ

8 - ЦЧШ

9 - ЩЪЫЬ

0 - ЭЮЯ

4671 (круг).

6. Конкурс «Геометрическая головоломка»

Ведущий: Ребята, необходимо сосчитать геометрические фигуры.

На столе лежат пятиугольники и шестиугольники, вырезанные из бумаги. Всего у них ровно 37 вершин. Сколько пятиугольников на столе? (за правильный ответ 1 балл):

7. Конкурс: «Продолжить фразу».

Ведущий: Ребята, а теперь немного отдохнем, Мы поиграем все вместе с болельщиками. Продолжайте за мной фразу: (эти задания для релаксации и сплочения участников)

Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)

Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)

Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)

Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)

Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)

Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)

У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)

У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)

Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)

На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)

Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)

Мышь считает дырки в сыре: три плюс две - всего… (пять, а не четыре).

Ведущий: « А теперь подведем итоги нашей игры. Сегодня, победила команда № класса … Победители награждаются призами. Всем спасибо за игру!»

Литература.

  1. Козлова Е.Г. «Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка». - М.: МИРОС, 1995.,

  2. Смирнов В.Ф., Чирва А.Н. «Путешествие в страну тайн (Познавательные игры в семье). - М.: Новая школа, 1993.

  3. Математика - еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября», 1998 год, №2,

  4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С., «Математическая шкатулка». - М.: Просвещение, 1984.

© 2010-2022