Из опыта реализации социально-педагогического проекта Неваляшки

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАСТЕМ, РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ…

(из опыта реализации социально-педагогического проекта для детей дошкольного возраста «Неваляшки»)


Направление: разработка и внедрение новых форм, методов и средств обучения в образовательных организациях, инновационных образовательных программ.

Актуальность:
по словам Макаренко А.С., воспитание есть процесс социальный в широком смысле: «…воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги». Среди условий, факторов развития и воспитания подрастающего поколения ведущая роль отводится семье. Изменяется и совершенствуется и система дополнительного образования, которая выполняет социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития. Родителям предоставляется свободный выбор и возможности для творческого, интеллектуального и духовного развития ребёнка, его быстрейшей адаптации в условиях современной жизни. Но взаимодействие родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешно только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит, увидеть ребёнка в разных ситуациях и поможет взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров.

Описание проблемы:

Как правило, большинство родителей, не осознавая важности процессов раннего развития ребёнка, передают миссию воспитания, исключая роль образовательного потенциала семьи, только педагогам-воспитателям детских садов. В основном занимают пассивную, потребительскую позицию, не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами. В с. Яр-Сале функционирует несколько дошкольных образовательных учреждений. Дополнительными образовательными услугами охвачен небольшой процент воспитанников, такое положение не удовлетворяет существующие потребности. Таким образом, при разработке проекта была обозначена следующая проблема: отсутствие спектра услуг по предоставлению дополнительного образования детям дошкольного возраста с. Яр-Сале.

Цель проекта - раннее творческое развитие дошкольников, социализация и адаптация их к детскому и взрослому коллективам через посещение занятий групп раннего развития, как одна их форм альтернативного образования дошкольников 4-6 лет в условиях учреждения дополнительного образования детей в режиме эксперимента.

Задачи:

  • выявить потребности семей, имеющих детей в возрасте 4-6 лет, в организации вариативных форм раннего творческого развития детей;

  • разработать комплекс локальных актов, проект дополнительной общеразвивающей программы раннего творческого развития, регламентирующих реализацию новой образовательной услуги;

  • обеспечить ресурсами (материально-техническая база, финансирование, кадровое обеспечение) для возможности реализации услуги в соответствии с нормативными требованиями;

  • обеспечить повышение квалификации педагогов по данной тематике;

  • произвести оценку эффективности разработанных вариантов услуги с позиции удовлетворённости потребителей и результативности;

  • разработать систему мониторинга (показателей и индикаторов) эффективности.

Новизна проекта: Данный проект рассчитан на 3 года реализации (2013-2016 гг.), по факту с 2012 г. Внедрение проекта «Социально - педагогический проект по предоставлению дополнительных образовательных услуг для детей раннего дошкольного возраста «НЕВАЛЯШКИ» возможно не только в МБУ ДО ЯЦВР. Проект можно рассматривать как внедрение новой образовательной услуги в практику работы других организаций. Опыт реализации проекта, созданный кадровый потенциал, материально-техническая база позволят обеспечивать работу данного проекта в постоянном режиме, внося изменения и корректировки в соответствии с приоритетами в области государственной и региональной политики в сфере образования.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-6 лет, их родители, педагоги дополнительного образования ЯЦВР.

Способы апробации и диссеминации результатов: Мониторинг индивидуальных творческих способностей ребенка в раннем возрасте, повышение активности родителей в образовательном процессе и повышение уровня адаптации дошкольников к организациям ДОД являются инструментами для определения результативности реализации настоящего проекта.

Диссеминация наработанного опыта осуществляется через:

  • совместные с родителями открытые мероприятия;

  • мастер-классы;

  • участие в конкурсах различного уровня;

  • подготовка информационно - методических сборников;

  • средства массовой информации;

  • участие в показе мини-коллекций.

Социально - педагогический проект по предоставлению дополнительных образовательных услуг для детей раннего дошкольного возраста «НЕВАЛЯШКИ» разработан в соответствии с основными задачами государственной региональной политики в сфере образования, сформулированными в основополагающих документах:

«… для повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования…»; «…Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В РФ должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности»1;

«…Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей»; «…одной из основных задач является модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе: создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения…»2

Предполагаемые результаты проекта:

По результатам реализации проекта предполагается разработать следующие институциональные регуляторы:

  • комплекс нормативно - правовых документов, регулирующих условия реализации услуги и отношения, возникающие в процессе реализации услуги;

  • программно - методическое обеспечение реализации услуги (рабочие программы на 3 года реализации, информационно - методическое обеспечение); проект комплексной дополнительной общеразвивающей программы для групп младшего дошкольного возраста;

  • методические продукты (разработки занятий, мероприятий, фото-, видеосюжеты);

  • детские творческие работы.

Результативность реализации проекта:

За период двухлетней реализации проекта определились промежуточные результаты. Сформирована нормативная база, обеспечивающая ресурсную готовность к реализации проекта, разработаны дополнительные общеразвивающие программы и образовательные маршруты, диагностический инструментарий для выявления индивидуальных творческих способностей ребенка, повышения активности родителей в образовательном процессе; в целях развития информационной инфраструктуры в сфере образования Ямальского района присвоен статус МИП МБОУ ДОД Ямальский Центр внешкольной работы по теме «Предоставление дополнительных образовательных услуг для детей дошкольного возраста в рамках социально-педагогического проекта «Неваляшки». Обучающиеся -дошкольники в учебных группах, условно называемых «Неваляшки» успешно осваивают дополнительные общеразвивающие программы художественной и естественнонаучной социально-педагогической направленностей. Небольшой процент детей обучается игре в шахматы.

В целях реализации творческих способностей воспитанников, стимулирования интересов к совместной работе детей и родителей были организованы и проведены творческие конкурсы:

  • «Разноцветный мир. Творим вместе!» (2013);

  • «Лукоморье», посвященный 215-летию со дня рождения А.С. Пушкина» (2014);

  • Конкурс театрализованных этюдов по произведениям А.С. Пушкина «Мой Пушкин» (2014).

В целях формирования традиций проекта, реализации принципа открытости, воспитания культуры организации досуга детей и родителей, включения детей в активную творческую деятельность были проведены мероприятия:

  • Традиционное «Открытие группы раннего развития» (2012, 2013,2014);

  • «Новогодняя мистерия», «Чудеса под Новогодней ёлкой» (2012, 2013);

  • Открытое занятие совместной деятельности детей и родителей в группе раннего развития «Разные звери гуляют по планете», «Сказка своими руками» (2013, 2014) (приложение 1);

  • Организация и проведение мини-проекта для дошкольников 5-6 лет «Космос и мы» (2013);

  • Спектакли в рамках открытия и закрытия «Недели детской книги» «Как на Книжкины именины…» (2013,2014);

  • Спортивно-развлекательное мероприятие «Мамы служат в армии» (2014);

  • Спектакль «Муха-Цокотуха» в рамках завершения проекта «Большие возможности Маленькой Мухи». Участие дошкольников в хореографических постановках (танец «Блошек», танец «Бабочек», «Тараканы»), исполнение ролей с произношением небольшого текста (2014);

  • Познавательное мероприятие «Дорога любит внимательных…» (2014);

  • Участие в развлекательной программе районного конкурса «Я-мама» с танцем «Цыганские мотивы» (2014);

  • Участие в праздничном концерте, посвященном 25-летию Ямальского ЦВР (танцы: «Цыганские мотивы», «Испанский», «Оранжевая песня», «Мальчики и девочки»; демонстрация коллекции одежды «Африка»; исполнение песни вместе с взрослым «С днем рождения») 2014.

В целях демонстрации достижений, повышения рейтинга организации, было организовано участие обучающихся-дошкольников в конкурсах и мероприятиях районного уровня (приложение 3):

  • Диплом за 2 место в номинации «Время читать классику» возрастная категория 5-7 лет районного (заочного) конкурса «Мы сохраним тебя, Русская Речь, Великое Русское Слово…» творческому объединению «Неваляшки» (2014);

  • Участие дошкольников с творческим номером «Танец цыганок», в рамках мероприятия для ветеранов «Снова вместе», организованного общественным объединением «Ветераны» (2014);

  • Диплом за 1 место в районном конкурсе социальных проектов по правилам дорожного движения «Автомир» творческому коллективу, в составе представители группы «Неваляшки» (2014);

  • Диплом за 1 место коллективу «Неваляшки» в районном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Почемучка» с проектом «Как удивительна наша вода» (2014);

  • Диплом за 3 место в районном заочном конкурсе творческих работ «Педагог мой друг и наставник», номинация «Юмористический журнал «Ералаш» (2014);

  • Приняли участие в районном конкурсе «Новогодняя ярмарка», номинация «Видеопоздравление» (2014).

Также педагоги проверили свои силы и в общероссийском интернет-конкурсе. Результатом стал диплом 2 степени общероссийского конкурса «27 сентября-День воспитателя и всех дошкольных работников» видеожурнал «Автомир», информационно-методический центр «Алые паруса» (2014).

В целях привлечения родительской общественности, создания доброжелательной атмосферы, условий для совместной творческой деятельности детей и взрослых были организованы и проведены 25 мастер-классов декоративно-прикладной направленности 2013-2014. Родители (причем не только мамы, но и папы, бабушки) осваивали различные техники декоративно-прикладного творчества: бумагопластику, изготовление текстильной куклы, валяние из шерсти, декупаж на различных поверхностях, скрапбукинг на виниловых пластинках, изготовление нитяной игрушки-сувенира (приложение 2). А также родители осваивали навыки стрельбы из пневматической винтовки. Если в 2013 году мастер-классы проводились одиночно, рассчитанные на 1-2 учебных часа, то в 2014 году появилась возможность проводить серии мастер-классов, выполнять более сложную работу, что свидетельствует о возросшем интересе к данной форме взаимодействия. В 2015 году подготовлена нормативная база для оказания платных образовательных услуг, в том числе проведение мастер-классов для родителей. Таким образом, обозначились следующие выводы:

1.В период 2013-2015 гг. реализация дополнительных общеразвивающих программ, образовательных маршрутов. В 2014-2015 учебном году увеличен спектр и количество предлагаемых услуг по дополнительному образованию.

Диаграмма изменений

2.Наблюдается положительная динамика знаний, умений, навыков, а также личностных качеств дошкольников.

3.Увеличилось общее количество дошкольников, посещающих объединения по интересам с 30 до 68 человек.

4.Увеличилась активность участия дошкольников в конкурсах различного уровня, мероприятиях, проводимых Ямальским Центром внешкольной работы с привлечением родителей.


5.Увеличилась доля детей и родителей, удовлетворённых предоставляемыми услугами и заинтересованных в сотрудничестве с Ямальским ЦВР.

6.Положительная динамика профессионального мастерства и методической компетентности педагогов.

7.Постоянно обновляется информация на сайте организации (mou-cvr.ru) и для публикации в СМИ.

8. Пополняется база видеосюжетов о деятельности групп «Неваляшки», количество конкурсных детских работ, совместных работ детей и родителей, разработок сценариев занятий, мероприятий, результатов диагностических мероприятий.

Дошкольный возраст самый чувствительный из всех возрастных периодов. Очень важно создать вокруг ребенка здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе. И сделать это нужно и возможно только общими усилиями. Нужно твердо верить: «Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются, - это в вере в них».

Список использованной литературы

  1. Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация/ Г.К. Селевко, М.: Школьные технологии, - 2005 г. - 142 с.

  2. Театральные каникулы. Сборник статей и материалов / сост. А.П. Шульпин, М.:ГРДНТ, 2004. - 119 с.

  3. Сумнительный, К.Е. Зарубежные педагогические системы: теоретическое осмысление и практика применения в отечественном образовании второй половины XX века. Монография. - М.: Новое образование, 2003. - 120 с.

  4. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий т.2, М.: Народное образование, 2006. - 815 с.

  5. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.

  6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.











© 2010-2022