- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Я живу в России»
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Я живу в России»
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калмыкова О.Н. |
Дата | 02.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Базковская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована МС школы
к утверждению
Протокол № 2
от 31.08.2015 г.
Руководитель МС
_______________________
Н.Д. Выпряжкина
Согласована
зам. директора по УВР _______________________
Т.В. Чукарина
31.08.2015 г.
Утверждена
Директор школы
__________________
С.И. Романова
31.08.2015 г.
Протокол № 200
от 31.08.2015 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружок «Я живу в России»
направление социальное
класс 1Б
количество часов по учебному плану 33
учитель Калмыкова О.Н.
учебный год 2015-2016
ст-ца Базковская
2015 г.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа кружка «Я живу в России» разработана в соответствии с требованиями ФГОС, основной образовательной программы школы; учебного плана школы; годового учебного календарного графика на текущий учебный год.
Главной задачей этой программы является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе - на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фразы: «…Охранять природу - значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Цель данного курса - расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:
-
содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;
-
воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, района, края;
-
воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющий Северный Кавказ, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
-
обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
-
изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенности программы
В первом классе курс состоит из четырёх частей:
«Моя семья», «Моя школа», «Моя станица», «Мой район. Природа родного края».
Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения станицы, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Темы занятий из года в год будут расширяться, углубляется материал, усложняются формы работы.
Программа кружка рассчитана на 33 часа (1 час в неделю). Так как в этом учебном году 23.02., 8.03., 3.05. - это праздничные дни, то общее количество учебных часов составляет 30 часов.
Планируемые результаты
Знания и умения учащихся в конце 1-го года обучения:
-
знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
-
уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
-
знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
-
знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые
-
виды; уметь экологически грамотно вести себя в природе;
Занятия кружка способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.
Содержание программы
Основная идея: Я вижу мир. Я ощущаю себя в мире.
1 блок. МОЯ СЕМЬЯ. (9часов)
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
-
Что такое семья? Вводное занятие. (1ч.)
-
Кто я? Где живу? (1ч.)
-
«Дорожите именем своим». Тайны наших имён. (1ч.)
-
Лента времени моей жизни. (1ч.)
-
Моя мама. Мой папа. Моё отчество. (1ч.)
-
Знакомство с профессиями. Показ детской презентации «Такие разные профессии». Профессии моих родителей. (1ч.)
-
Моя бабушка. Мой дедушка. (1ч.)
-
Моя родословная. (1ч.)
-
Конкурс рисунков «Моя семья» (1ч.)
2 блок. МОЯ ШКОЛА. (5 часов)
Цель блока: прививать любовь к родной школе, учить чувствовать первоклассника частью большой школьной семьи, изучать традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
-
Моя школа. Показ видеофильма о родной школе. (1ч.)
-
Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору. (1ч.)
-
Традиции школы. Законы и заповеди. (1ч.)
-
Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра. (1ч.)
-
Конкурс рисунков «Моя школа» (1ч.)
3 блок. МОЯ СТАНИЦА. (10 ч.)
Цель блока: прививать любовь к родному селу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, познакомить с традициями села, рассказать о жителях родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
-
Моя станица Базковская. История моей станицы. (1ч.)
-
Экскурсия в краеведческий музей. (1ч.)
-
«Путешествие во времени. 40 лет назад». (1ч.)
-
Мой любимый уголок. Экскурсия. (1ч.)
-
В гости к старожилам. Экскурсия. (1ч.)
-
Памятные места моей станицы. Экскурсия. (1ч.)
-
Мои известные земляки. Традиции села.(1ч.)
-
Посещение сельской библиотеки. (1ч.)
-
Конкурс рисунков «Моя родная станица» (1ч.)
-
Ветераны войны в моей станице. Встреча с ветеранами. (1ч.)
4 блок. МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. (9 ч.)
Цель блока - обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю района, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
1. Шолоховский район. История создания района. Заповедные места. Крутояр. (1ч.)
2. Растения родного края. Экскурсия в природу. Дуб-великан. (1ч.)
3. Мир насекомых. Насекомые нашего края. (1ч.)
4. Рыбы, обитающие в реке Дон, в озерах-старицах. Рыбоохрана. (1ч.)
5. Обитатели воздушного пространства. Птицы нашего края. (1ч.)
6. Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу. Охрана птиц. (1ч.)
7. Животный мир. Звери, обитающие на территории нашего района. (1ч.)
8. Конкурс рисунков «Природа родного края» (1ч.)
9. Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу» (1ч.)
Методическое обеспечение
1 блок МОЯ СЕМЬЯ
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
-
Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества - М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
-
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации «Такие разные профессии», «Все работы хороши», «Профессии моих родителей».
Формы подведения итогов: конкурс рисунков, проект «Родословная моей семьи», тестирование по теме.
2 блок МОЯ ШКОЛА
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии по школе, конкурс рисунков «Моя школа», просмотр видеофильмов о школе, компьютерных презентаций «Правила поведения в школе»;
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса, демонстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, как конкурс рисунков, рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Практические работы: нарисовать рисунок о школе, классе, о своих друзьях. Одной из эффективных форм работы является проектная деятельность учащихся.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
-
Экспонаты школьного музея;
-
Попова Г.П. Классные часы 1 класс - Волгоград, Изд. Учитель, 2008;
-
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации, видеофильмы «Школа моей мечты», «Правила поведения в школе» и другие;
Формы подведения итогов: выставки работ учащихся, тестирование по теме, соревнования.
3 блок МОЯ СТАНИЦА
Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии в краеведческий музей, конкурс рисунков «Моя станица», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Большое внимание уделяется практическим работам: приготовить сообщение об истории своей улицы, нарисовать рисунок родного места в селе и т.д.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса по данной теме.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
-
Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Методическое пособие - Ставропольское книжное издательство, 2002.
Формы подведения итогов: конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину», конкурс рисунков, тестирование по теме.
6 блок МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ
Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в краеведческий музей села, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация.
Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
-
Физические карты России, Ростовской области, иллюстрации растительного и животного мира края, таблицы природных зон, экспонаты краеведческого музея, школьного музея;
-
Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края».
-
Акимушкин, И.И. Мир животных. - М.:Мысль, 1998.
-
Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. - Смоленск: Русич, 2001.
Форма подведения итогов: викторина, конкурс знатоков родного края, конкурс рисунков, беседа, тестирование по теме.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата
1
Что такое семья? Вводное занятие.
1
07.09
2
Кто я? Где живу?
1
14.09
3
«Дорожите именем своим». Тайны наших имён.
1
21.09
4
Лента времени моей жизни.
1
28.09
5
Моя мама. Мой папа. Моё отчество.
1
05.10
6
Знакомство с профессиями. Показ детской презентации «Такие разные профессии». Профессии моих родителей.
1
12.10
7
Моя бабушка. Мой дедушка.
1
19.10
8
Моя родословная.
1
26.10
9
Конкурс рисунков «Моя семья»
1
09.11
10
Моя школа. Показ видеофильма о родной школе.
1
16.11
11
Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору.
1
23.11
12
Традиции школы. Законы и заповеди.
1
30.11
13
Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра.
1
07.12
14
Конкурс рисунков «Моя школа»
1
14.12
15
Моя станица Базковская. История моей станицы.
1
21.12
16
Экскурсия в краеведческий музей.
1
11.01
17
«Путешествие во времени. 40 лет назад».
1
18.01
18
Мой любимый уголок. Экскурсия.
1
25.01
19
В гости к старожилам. Экскурсия.
1
01.02
20
Памятные места моей станицы. Экскурсия.
1
08.02
21
Мои известные земляки. Традиции села.
1
22.02
22
Посещение сельской библиотеки.
1
29.02
23
Конкурс рисунков «Моя родная станица»
1
14.03
24
Ветераны войны в моей станице. Встреча с ветеранами.
1
28.03
25
Шолоховский район. История создания района. Заповедные места. Крутояр.
1
04.04
26
Растения родного края. Экскурсия в природу. Дуб-великан.
1
11.04
27
Мир насекомых. Насекомые нашего края.
1
18.04
28
Рыбы, обитающие в реке Дон, в озерах-старицах. Рыбоохрана.
1
25.04
29
Обитатели воздушного пространства. Птицы нашего края.
1
16.05
30
Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу. Охрана птиц.
1
23.05
Литература
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества - М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий - М.: Знание 1987.
3. Попова Г.П. Классные часы 1 класс - Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
4. Авксентьев А.В. и Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической карте мира. - Ставрополь, изд-во СГУ, 1998.
5. Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - СПб., 1990.
6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - Официальные документы в образовании, № 4, 2001.
7. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. -М., 2003.
8. Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. - М.,П.,1987.
9. Зайцева Л. И. Опыт работы объединения учителей краеведов. - Нач. школа, № 5, 1999.
10.Игнатов В.Г. Стратегия национальной политики РФ на Северном Кавказе. - Ростов - на - Дону, 1995.
11.Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1994.
12. Парамонова О. М. Сухвалова О.В. Чехунова А.П. Познаём свою родину - Начальная школа, № 5, 1998.
13. Методические указания для руководителей краеведческих кружков. - М., Просвещение, 1988.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
по данному спецкурсу:
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества - М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий - М. Знание, 1987.
3. Акимушкин, И.И. Мир животных. - М. Мысль, 1998.
4. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. - Смоленск: Русич, 2001.
5. Грехова, Л.И. В союзе с природой. - М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
6. Ашурков В. Н., Кацюба Д. В. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение - М., П., 1980..
7. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. - М.: Изд. Астрель, 2005.
Лист дополнений и изменений к рабочей программе
Дата внесения изменений
Содержание
Подпись лица, внёсшего запись