Программа детского объединения ОТРАДА

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа детского объединения

«Отрада»

Рассчитана:

на 2 года обучения

для учащихся 1-9 классов









Разработчик:

учитель музыки

БОУ г. Омска СОШ № 47 с УИОП

Васильева Надежда Леонидовна











Омск 2016





Пояснительная записка

Программа кружка «Традиции народной культуры» ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.

Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную традиционную культуру. Мыслители XIX века Д.И.Писарев, Л.Н.Толстой, НГ.Чернышевский и другие обращались к опыту народного воспитания, призывали всячески использовать его в своей деятельности. С «педагогическим гением народа» связаны идеи К.Д.Ушинского. Проанализировав системы воспитания нескольких зарубежных стран, Ушинский пришел к выводу: общей системы воспитания для всех народов не существует, а на воспитание существенное влияние оказывает характер, национальные особенности, культура, история, быт народа. В.А.Сухомлинский считал важной задачей сохранение, развитие, углубление традиций народной педагогики.

Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, ребенок также естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь ребенка с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом отношение взрослого населения общины к детям отличалось любовью, заботой и терпимостью.

Современные же условия жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Разрушается связь поколений, размываются семейные ценности.

В связи с изложенным, фольклорный коллектив «Кукушечка», созданный на базе кружка «Традиции народной культуры» видится как центр духовного общения детей и их родителей на основе изучения народного творчества. Тематический план включает раздел «Моя родословная», предполагающий участие родителей в ее составлении.

Идея, на которой базируется данная программа - формирование и развитие творчески активной личности, знающей и понимающей культуру своего народа, уважительно к ней относящейся. Реализация этой идеи происходит в процессе изучения истории и традиций русского народа, через организацию продуктивной музыкальной деятельности детей младшего школьного возраста (пение, участие в играх, музыкально-театральных представлениях, обрядовых действиях и праздниках). В процессе обучения по программе «Традиции народной культуры» дети знакомятся с культурными традициями своего народа, с народным календарем, приметами, обычаями, традициями, народными играми; приобретают необходимые знания, умения и навыки в области народной культуры.

Мир фольклора благодаря своей глубокой философской обобщенности и художественной ценности решает практические, нравственные проблемы, которые возникают перед человеком в жизни, формирует моральные убеждения. Духовные ценности каждого народа, их обычаи и традиции в течение многих веков играли решающую роль в нравственном становлении подрастающего поколения. Данные высказывания обусловливают педагогическую целесообразность программы.

Программа составлена на основе методических материалов и программ Л.Л. Куприяновой «Русский фольклор», Л.А. Кучегура «Народная культура в начальной школе». В основу реализации программы положен системно-деятельностный подход.

По своей содержательной линии она имеет художественно-эстетическую направленность.

Программа предусматривает разнообразие форм работы: беседы педагога, круговые беседы, встречи с носителями народных традиций, посещение краеведческого музея, библиотеки, конкурсы, презентации, самостоятельная работа и др.

Формы подведения итогов программы: концерты, презентации, фестивали, конкурсы, соревнования.

Цель программы - духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через изучение традиций народной культуры, приобщение детей к ним и, как высшая цель - привитие любви к народному творчеству. Правильно поставить ребенку голос, научить владеть приобретенным «инструментом».Привлечь внимание к народной педагогике, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. Цель программы - воспитание ребенка в традициях отечественной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней. Программа напоминает, что основной путь воспитания общечеловеческих качеств - это приобщение ребенка к своей национальной культуре.

- сформировать активное восприятие музыкального искусства через осознание драматургии музыкального произведения, воспитать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.

Задачи программы:

1. Приобщить детей к театрально-фольклорному виду творческой деятельности.

2. Развить у участников раскрепощенность и коммуникабельность.

3. Дать знания в области вокала, хореографии, актерского мастерства, сценической речи.

4. Создать условия для реализации творческого потенциала детей

5. Формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях.

6. Развивать творческие способности, предлагая задания на импровизацию, этюды.

7. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, желание двигаться в соответствии с ее характером.

8. Формирование пространственных ориентировок, умения двигаться по одному.

9. Исполнение основных движений под музыку, изменение их в зависимости от смены музыкальных образов, темпа, регистровой окраски (ходьба, бег, прямой галоп, топающий шаг).

10.Освоение несложных танцевальных элементов по одному (по показу) («пружинки», «прыжки», «носочек», «пяточка», «притопы», «топотушки», движения руками).

11.Совершенствование музыкального восприятия. Учить вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаться, напевая про себя, следовать за развертывающимся содержанием музыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли (устремление к тонике).

12.Совершенствование пространственных ориентировок.

13.Воспитательные:

- формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и

людям труда;

- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;

- учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).

14.Образовательные:

- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

- развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);

- формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;

- развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни). Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

Программа предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:

  1. иллюстрации и репродукции

  1. дидактический материал

  1. игровые атрибуты

  1. музыкальные инструменты

  1. аудиоматериал

Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого - эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

воспитательная система

Тип воспитательной системы: культурно-нравственной ориентации. В основе системы лежит следующий комплекс приоритетных ценностей: красота, культура, искусство, традиции. В данной воспитательной системе воспитание трактуется как процесс проживания и присвоения ценности культуры в специально социально-культурной среде.



Основные компоненты

ценностно-смыслового

ядра

Вид воспитательной

системы

Основные характеристики данного вида воспитательной

системы

красота

Воспитательная система

эстетического воспитания

Различные способы эстетического воспитания

культура

Воспитательная система

освоение ценностей культуры

Культурологическая составляющая образовательного процесса

традиции и нравственные

законы

Воспитательная система

нравственного воспитания

Наличие традиций, ритуалов, событий, нравственных законов

человек культуры, носитель нравственности

Воспитательная система воспитания человека культуры

Сформированность образа человека культуры, создание культурной среды

игра

Воспитательная система игры

Различные виды игровой деятельности

Цель воспитания


В качестве цели воспитательной деятельности проектируется следующие характеристики выпускника.

Это человек:

  1. Имеющий особенную нравственную позицию;

  2. Носитель определенного типа культуры;

  3. Обладающий высоким уровнем гуманитарного типа мышления;

  4. Творчески осваивающий и преобразующий мир человеческой культуры;

  5. Стремящийся к постижению и сотворению красоты;

  6. Способный к самореализации в пространстве культуры.

Компоненты воспитательной системы


  1. Особый уклад жизни объединения (собственный свод правил поведения, ритуалов, традиций, событий), несущий в себе ценности выбранного типа культуры;

  2. Годовой круг событий - праздников;

  3. Система фестивалей, концертов, демонстрирующая лучшие образцы воспроизводства и дальнейшего развития данного типа культуры;

  4. Экскурсии и посещения культурных учреждений, обеспечивающие встречу учащихся с ценностями культуры;

Работа с родителями включает в себя:


  1. Демонстрацию родителям потенциала кружка, знакомство с его особенностями;

  2. Предъявление условий, соблюдение которых позволит детям успешно освоить предлагаемые требования;

  3. Регулярную демонстрацию талантов их детей (концерты, дни открытых дверей, проведение общих праздников и т.д.).

Группы комплектуются по возрастному принципу:

  1. Младшая группа - 6-9 лет (1-4 классы);

  2. Старшая группа - 10-15 лет (5-9 классы).

Сроки реализации - 2 года

Режим занятий - 2 академических часа в неделю

Наполняемость кружка - не менее 15 человек


Материально-техническая база должна соответствовать современным требованиям.

Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизолированным, с хорошей акустикой, и вентиляцией.

Инструмент (рекомендуется фортепиано) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным. В классе должна быть доска с нотными линейками, магнитофон, шкафы для учебных пособий.

Для усиления голоса желательно иметь специальную электроусилительную аппаратуру с широкополосными микрофонами на стойке. Воспитанников следует научить пользоваться усилительной аппаратурой и соблюдать технику безопасности.

Четкая структура занятий имеет особое значение. Главным условием продуктивной работы является качество музыкального материала и методы работы над ним. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки делают занятия ансамбля продуктивными и действенными.

Групповые занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 академическому часу. Всего в году - 120 занятий, 120 часов. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.

Содержание программы

Начинаются занятия с 15-20 минутного распевания, в процессе которого происходит соответствующая эмоциональная настройка, постепенное включение и разогрев голосового аппарата. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое для распевания, может быть увеличено.

В результате специальных вокальных упражнений голос приобретает силу, гибкость и особую полетность.

Работа над репертуаром - наиболее сложная, трудоемкая и продолжительная часть занятия. Переключение внимания воспитанников на разные по характеру произведения активизирует их восприятие, улучшает результаты творческой деятельности. В первый час обычно идет разучивание по голосам, тщательно выстраиваются многоголосные фрагменты. При этом «эмоциональное и сознательное начало является основным решающим фактором».

Во второй час занятий продолжается разучивание нового репертуара, идет отработка ранее выученных песен. Полезно проводить индивидуальные прослушивания, что заметно повышает ответственность каждого.

Работа по постановке голоса является особенно сложной и трудной, т.к. голос ребенка требует очень бережного к себе отношения, особенно в период мутации и постмутации." Обучение правильному пению необходимо проводить во всем его сложном комплексе: звукообразование, напевное голосоведение, певческое дыхание, дикция. Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует вырабатывать полетность, звонкость и вибрато голоса, добиваясь естественности звучания. Раскрывая творческую индивидуальность исполнителя, прививать ему культуру пения, оберегать его от манерничанья и подражательства.

Сочетая индивидуальную работу по постановке голоса с вокально-ансамблевой, необходимо добиваться чистоты унисона, правильной вокализации гласных и четкого одновременного произнесения согласных. Неправильное вокальное воспитание, несоблюдение гигиены певческого голоса оказывает вредное влияние и на состояние голосового аппарата, и на эстетическое развитие, как исполнителей, так и слушателей.

Специальное время следует уделять на занятиях расширению музыкального кругозора, формированию слушательской культуры воспитанников. Они должны получить достаточные знания о музыке, ее языке, музыкально - выразительных средствах и средствах исполнительских. Воспитанники должны научиться не только слушать, понимать и исполнять музыкальные произведения, но и оценивать их исполнение.

Работа педагога на занятии должна быть направлена на то, чтобы рекомендуемый программный материал воспитанники воспринимали ярко, эмоционально и хорошо запоминали. Дети учатся воспринимать красоту звучания музыки, что служит основой для развития у них художественного вкуса.

В основе работы педагога лежат методы как непосредственного участия детей в музыкальной деятельности, так и словесного показа, пояснения материала.

Словесный показ, пояснения, беседы с воспитанниками (различные по форме для младшего, среднего и старшего возраста) направлены на то, чтобы заинтересовать произведением, которое они будут исполнять. Перед началом или в процессе разучивания музыкального произведения можно рассказать что-то интересное о композиторе, его написавшем, об обстоятельствах создания данного произведения; показать соответствующие иллюстрации, портрет композитора. Хорошо, если воспитанники сами постараются разобраться в исполняемой ими музыке: дадут краткую характеристику ее содержания, использованных композитором выразительных средств. Педагог призван помочь детям выявить нравственную направленность музыкального произведения.

Для включения воспитанников в активную и приятную для них деятельность при исполнении или слушании произведения, для активизации музыкального развития детей и подростков, особенно младшего школьного возраста, на занятиях используется ряд эффективных приемов.

Вокальные импровизации пробуждают любознательность, инициативу, развивают фантазию, воображение, способствуют лучшей ориентации в средствах музыкальной выразительности.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в процессе пения может вводиться весьма ограниченно, так как только отдельные произведения допускают введение того или иного инструмента. Кроме того, не всякий музыкальный инструмент удобен для его использования при пении.

Музыкальные движения иногда могут использоваться как на групповых занятиях, так и в концертных выступлениях. Они могут быть разными. Однако во всех случаях должен учитываться возраст детей, движения должны быть эстетичными, не мешать нормальному певческому процессу.

Учитывая возросшие требования к концертным выступлениям, в основе которых лежит зрелищность, особое место приобретает работа над сценическим оформлением исполняемого репертуара, в котором используется пластика (элементы танца). Важно и актерское решение исполняемых песен, в том числе с обыгрыванием содержания. Необходимо, чтобы воспитанники научились не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене. Следует добиваться свободы и непринужденности исполнения музыкально - двигательных упражнений. Необходимым условием при этом является оценка характера музыки, ее интонации.

Репертуар формируется так, чтобы способствовать развитию и укреплению голоса.

Многие песни, при умелом их использовании, становятся той основой, на которой вырабатываются навыки рационального звукообразования, дыхания, дикции. Благодатный материал для вокальной работы - народные песни. Сама их мелодия как бы настраивает голос на акустически верное звучание.

Одно из важных средств вокального воспитания и развития заключается в том, что для разучивания берется не одно, а несколько контрастных между собой произведений. Одновременная работа над быстрыми и медленными, кантиленными и «стаккатными» произведениями тренирует вокальный аппарат воспитанников, включает в работу творческое начало и сознательность.

Репертуар отбирается педагогически целесообразный для каждой возрастной группы.

В течении года:

  1. Младшая группа может осилить 12-15 новых песен и произведений разного характера и жанра, затрагивающих достаточно широкий круг жизненных явлений;

  2. Старшая группа может выучить в год до 15 новых песен разного характера и содержания, но при отборе репертуара необходимо учитывать то, что воспитанники в этот период мутируют, их голоса требуют особой заботы;

При отборе репертуара обязательно должен учитываться постмутационный период, характерный для этого возраста.

РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ ЧУВСТВА РИТМА, МУЗИЦИРОВАНИЕ

Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в наших занятиях выделен особо. Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на следующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Для того чтобы дети лучше воспринимали музыку, необходимо подбирать музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музыкальному образу или герою характером. Для лучшего восприятия к каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты.

Большое значение в этом разделе имеет использование магнитофонных записей.

РАСПЕВАНИЕ, ПЕНИЕ

Большое внимание в своей работе мы уделяем хоровому пению. Собственное исполнение песен должно доставлять детям удовольствие. Младшая группа.

I. Вокально-ансамблевая работа.

Разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, потребностей, интересов, вкусов, готовности к художественному труду. Обучение умению петь в ансамбле, строить, петь без сопровождения, понимать дирижерские жесты и следовать указаниям руководителя.

Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному вдоху без поднятия плеч, спокойно-активному, экономному выдоху. Формирование у всех детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения с вибрато), обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания. Правильное формирование гласных и обучение четкому, быстрому произнесению согласных.

Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приемов. Обучение умению петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать весь ансамбль, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со всем ансамблем усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедлять его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с ансамблем произносить согласные, начинать и завершать произведение. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе - обучение осмысленному, выразительному, художественному исполнительству.

1. Постановка голоса.

Ознакомление с основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса. Певческая установка (сидя, стоя). Положение корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения.

Основы певческого дыхания. Овладение навыками нижнереберного дыхания. Соотношение вдоха и выдоха в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы.

Понятие атаки звука как начала пения (мобилизация всего артикуляционного аппарата). Овладение навыком мягкой атаки.

Практическое изучение механизма певческого звукообразования.

Слуховой контроль, воспитание сознательного отношения к пению и развитие вокального слуха.

Практическая работа. Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее нёбо).

Роль артикуляционного аппарата в вокализации и округление гласных. Выравнивание гласных при пении упражнений в сочетании с различными согласными, а также выравнивание и округление их в конкретных вокальных произведениях. Пение нефорсированным звуком.

2. Пение учебно-тренировочного материала.

Образное, доступное раскрытие каждого нового упражнения и его роли для музыкального певческого развития каждого ребенка.

Рассказ о распеваниях и специальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности звучания по тембру и т.д.

Практические занятия. Показы: а) стабильной группы упражнений;

б) периодически обновляющейся группы, в которую включаются новые упражнения в зависимости от учебных задач. Разучивание и впевание упражнений.

Старшая группа

I. 1. Постановка голоса (индивидуальная, ансамблевая работа).

Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пение мягким, нефорсированным звуком.

Выравнивание регистров. Укрепление среднего регистра диапазона. Выработка певческого вибрато. Работа над чистотой интонирования.

Практика. Вокально-ансамблевая работа. Выработка единообразных приемов пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка).

Унисонное пение вокальной группы. Упражнения и попевки на выработку чистого унисона (выравнивание, подстраивание всех голосов по силе и высоте звука). Пение отдельных звуков и мелодических интервалов, пение гамм и гаммообразных упражнений с названием нот и на различные слоги ровными длительностями и в усложненной ритмической фигурации (триоли, пунктирный ритм).

Элементы двух - и трехголосия.

Выработка дыхания.

Разучивание нескольких песен индивидуально и в составе вокальной группы.

2. Пение учебно-тренировочного материала.

Раскрытие учебной цели, назначение каждого нового упражнения (распевание, упражнения для развития различных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения, интонационно-фонетические и др.).

Практика. Показы упражнений. Их разучивание и впевание. Контроль за качеством их исполнения.

3. Пение произведений.

Беседы о разучиваемых произведениях. Раскрытие содержания, особенностей каждой исполняемой песни, анализ поэтического текста. Сообщение об авторах музыки и текста, биографии, их творческого портрета.

Практика. Показ-исполнение или показ произведения в записи. Раскрытие сущности художественного образа. Разучивание с сопровождением и без него, отдельно по партиям и со всем ансамблем, по слуху и по нотам: взаимосвязанная работа над технической работой и художественным образом.

СЦЕНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

В задачи обучения входят:

-повышение общего культурного уровня на базе овладения основами драматического искусства;

- развитие навыков дикции, логики речи;

- развитие концентрированного внимания, творческой фантазии;

- выработка навыков сценического общения, работа над этюдами;

- создание сценического образа и воплощение художественного замысла на сцене.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Дата

Разделы, темы

Количество часов

В

Т

П

1


Введение

2

1

1

2


Вокально-хоровая работа




2.1


Прослушивание голосов

2


2

2.2


Певческая установка. Дыхание

4

1

3

2.3


Распевание

14

2

12

2.4


Дирижерские жесты

2

1

1

2.5


Унисон

15

1

14

2.6


Вокальная позиция

4

1

3

2.7


Звуковедение

5

1

4

2.8


Дикция

6

1

5

2.9


Двухголосие

4

1

3

2.10


Работа с солистами

8


8

2.11


Сводные репетиции

9


9

3


Сценическая речь




3.1


Дикция. Артикуляция

4

2

2

4


Музыкально-теоретическая подготовка




4.1


Основы музыкальной грамоты

6

2

4

4.2


Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

6

1

5

4.3


Развитие чувства ритма

4

1

3

5


Фольклорная программа




5.1


Беседа о народной музыке.

2

2


5.2


Народное творчество

5

1

4

5.3


Композитор, имя ему- народ

2

2


5.4


Беседа о творчестве русских композиторов

4

4


6


Концертно-исполнительская деятельность




6.1


Открытый урок для родителей

1


1

6.2


Праздники, выступления

12


12

6.3


Экскурсии, концерты, театры

3


3



Итого:

120

23

97

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Дата

Разделы, темы

Количество часов

В

Т

П

1


Введение

2

1

1

2


Вокально-хоровая работа




2.1


Прослушивание голосов

2


2

2.2


Певческая установка. Дыхание

4

1

3

2.3


Распевание

14

2

12

2.4


Дирижерские жесты

2

1

1

2.5


Унисон

15

1

14

2.6


Вокальная позиция

4

1

3

2.7


Звуковедение

5

1

4

2.8


Дикция

6

1

5

2.9


Двухголосие

4

1

3

2.10


Работа с солистами

8


8

2.11


Сводные репетиции

9


9

3


Сценическая речь




3.1


Дикция. Артикуляция

4

2

2

4


Музыкально-теоретическая подготовка




4.1


Основы музыкальной грамоты

6

2

4

4.2


Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

6

1

5

4.3


Развитие чувства ритма

4

1

3

5


Фольклорная программа




5.1


Беседа о народной музыке.

2

2


5.2


Народное творчество

5

1

4

5.3


Композитор, имя ему- народ

2

2


5.4


Беседа о творчестве русских композиторов

4

4


6


Концертно-исполнительская деятельность




6.1


Открытый урок для родителей

1


1

6.2


Праздники, выступления

12


12

6.3


Экскурсии, концерты, театры

3


3



Итого:

120

23

97



Ожидаемые результаты и способы их реализации

Диагностика достижения воспитательных результатов.

Основными результатами воспитательной деятельности являются:

  1. творческие работы учащихся, их достижения в отдельных видах искусства и культуры;

  2. результаты тестов на определение уровня творческих способностей, на выявление ценностных ориентаций и нравственной позиции учащихся;

  3. отношение учащихся к культуре.

  4. процент поступления в гуманитарные вузы.

Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:

  1. результаты участия воспитанников в творческих конкурсах городского уровня;

  2. тестирование уровня развития творческих способностей обучающихся;

тестирование изменения ценностных ориентаций.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Мы не принуждаем детей к действиям (играм, пению), а даем возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.

  1. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:

А) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;

Б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

В) приобщение к народной культуре (слушание и пение народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).

  1. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. Если в младшем школьном возрасте восприятие музыкального материала идет на уровне эмоций и только с помощью педагога, то в старшей группе дети способны сами осмыслить и понять тот или иной материал и высказать своё впечатление и отношение.

4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события, и мы даем им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей, и в какой - то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).

  1. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Мы всегда встречаем детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорим добрые, ласковые слова: что мы по ним соскучились, мы о них думали и очень рады их видеть. Таким образом, группа детей и педагог становятся единым целым. Вместе слушаем, вместе поем, вместе рассуждаем, вместе играем.

  1. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

Музыкальное развитие воспитанников на занятиях осуществляется в различных формах музыкальной работы на основе их взаимосвязи.

Все воспитанники, несмотря на различные музыкальные данные, должны на занятии учиться, уяснять проходимое, осваивать музыкально-песенный репертуар.

Каждое занятие начинается с артикуляционной гимнастики. Упражнения выполняются в определенной последовательности и предназначены для разминки артикуляционного аппарата, что является абсолютно необходимым компонентом любой профессиональной работы с голосом.

Развитие артикуляционной мускулатуры благотворно влияет на дикцию. С помощью этих упражнений достигается двигательная единообразность, необходимая при пении в ансамбле.

Также, для активизации артикуляционного аппарата и выработки четкой дикции, применяются скороговорки, проговариваются загадки, небольшие стихотворные тексты на четко выдержанном ритме.

На занятиях с учащимися младшего школьного возраста успешно используются пальчиковые игры. С их помощью у ребенка развиваются не только тактильные движения и осязание, но и более интенсивно происходит его речевое развитие, которое в свою очередь, непосредственно связано с общим развитием ребенка. Также тренировка мелкой пальцевой моторики является мощным физиологическим средством, стимулирующим развитие речи, а, следовательно, и оказывающим большое влияние на чистоту интонирования.

Формирование вокально-хоровых навыков, прежде всего, осуществляется на специальных певческих упражнениях. Упражнения выполняются в последовательности постепенного усложнения двигательных, слуховых и звуковых заданий: от игры в младшей группе к обучающим и тренирующим в средней и старшей группах. Распевание проходит в начале занятия, что важно для настройки слуха и подготовки голосового аппарата к работе над художественным материалом.

Особенно трудным разделом работы является пение по нотам.

В младшей группе, прежде чем узнать названия звуков, дети учатся петь эти звуки «по руке» и по графическому рисунку.

В формировании метроритмического чувства у воспитанников сохраняется опора на использование двигательных навыков:

а) пение разучиваемых песен с прохлопыванием ритмического рисунка или метрический долей;

б) чтение ритмического рисунка ритмослогами по нотному тексту под аккомпанемент педагога;

в) исполнение канона с выстукиванием или вышагиванием ритма своего голоса каждой группой:

г) исполнение ритмических остинатных фраз под аккомпанемент педагога;

д) ритмическая импровизация с использованием ударных инструментов. Основное внимание уделяется песне ее показу, разбору и разучиванию.

Слушая песню, разбирая и разучивая ее, учащиеся овладевают вокально-хоровыми навыками, приобретают знания, развивают слух, чувство ритма. Пение способствует общему и музыкальному развитию воспитанников, прививает любовь к музыке, воспитывает художественный вкус.

На первых порах вокально-хоровые навыки укрепляются на одноголосных песнях и песнях с элементами двухголосия. Хорошее чистое унисонное пение базируется на правильных вокальных навыках и создает самые благоприятные условия для перехода к многоголосию.

Переход от унисона к многоголосию совершается постепенно, путем воспитания гармонического слуха, т.к. трудности многоголосного пения содержатся не столько в пении как в таковом, сколько в умении слышать. Необходимо с самых простых песен и упражнений приучать детей вслушиваться в красоту - звучания двух и нескольких голосов, чувствовать их выразительность, новое качество звучания по сравнению с одноголосным пением.

Задача состоит в том, чтобы подобрать такой музыкальный материал, который бы заинтересовал воспитанников, позволил им с первых шагов ощутить красоту многоголосного звучания.

Большинству этих требований отвечает исполнение канона. Должным образом подобранные (самостоятельность движения голосов, краткость материала, простота мелодии) они обеспечивают значительное продвижение обучающихся в развитии их гармонического слуха, в воспитании навыков собственно многоголосного пения.

Переход к многоголосному пению проходит в несколько этапов:

  1. подготовка слуха к восприятию многоголосия начинается задолго до собственно двухголосного пения и включает специальные упражнения на развитие гармонического слуха: вслушивание в звучание гармоний, ритмические упражнения, пение песен с не дублирующим мелодию сопровождением;

  2. воспитанники осваивают эпизодическое гармоническое двухголосие на основе консонирующих интервалов - терции и квинты.

В этом виде голосоведения происходит как бы «расщепление» унисона на ряд интервальных цепочек, являющихся наиболее доступным материалом для восприятия, а следовательно, и для исполнения;

  1. затем воспитанники знакомятся с произведениями, в которых ведущей хоровой партией является низкий (второй голос). При этом обращается внимание на особое значение приемов двухголосного пения, берущих начало от народного хорового исполнительства. Вследствие такого методического подхода на разучивание и подготовку к исполнению затрачивается меньше времени, воспитанники быстрее овладевают навыками подстраивания своей партии к партии другого голоса, а двухголосие становится более устойчивым;

  2. далее осваивается многоголосие (первоначально в виде трехголосия) со всемерным использованием выдержанных звуков. Если выдержанный звук является доминантой или тоникой, то многоголосие выполняется более точно;

5) следующий этап противоположное голосоведение с преимущественным использованием интервалов октавы, квинты, терции, а также с ведущим значением нижнего (второго, третьего) голоса. И, наконец, в сферу внимания воспитанников вводится многоголосие с элементами подголосочной полифонии.

Такая многоплановая работа позволяет работать и над унисоном, и над многоголосием. Работа над многоголосным сочинением может активизировать становление мелодического («унисонного») слуха; соответственно работа над унисоном в определенной мере способствует становлению чистоты интонации в пении на несколько голосов.

Во время занятий постоянное внимание должно уделяться певческой установке, причем непременно воспитанники должны петь и в положении сидя, и стоя.

При воспитании навыков певческого дыхания, звукообразования и звуковедения необходимо развивать у учащихся самоконтроль. Только в этом случае все навыки могут быть усвоены успешно и основательно. Большое значение в развитии самоконтроля имеет индивидуальный опрос с разбором пения, с ясными замечаниями и указаниями.

Необходимо уделять внимание вопросам фразировки, т.к. осознание учащимися фразы самым непосредственным образом способствует ее правильному художественному исполнению.

Особое внимание нужно уделять вопросам интонации, строя и ансамбля. Для этого в репертуаре следует иметь несколько произведений без сопровождения. Кроме того, произведения, написанные с инструментальным сопровождением, полезно учить без него, т.к. такое пение способствует выработке стройности и чистоты интонирования, красоты звука, ансамбля.



Литература:

  1. Анисимов В. П. " Диагностика музыкальных способностей детей" Учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 2004

  1. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковкина Е. Н., "Музыка и движение"

( упражнения, игры и пляски для детей 6-7лет). - М., 1984

  1. Вербовская Н. П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи. - М., 1977

  2. Емельянов В. В. "Развитие голоса" Координация и тренинг. - СПб., 2000

  3. Михайлова М. А. "Развитие музыкальных способностей детей" Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль 1997

  4. Табачкова Н. В. Сценическая подготовка и режиссура народной песни. - М., 2002

  5. Величкина О.В. , Краснопевцева Е.А. «Проект детской школы народного творчества» (сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сборник НИИ культуры ).- М.,1990

  6. Минёна «Фольклорный театр филологического факультета МГУ» (Сборник научных трудов НИИ культуры).- М.,1990

  7. Каргин «Самодеятельное художественное творчество» (история, теория, практика).Учебное пособие .- 1988

  8. Каргин «Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе»

  9. Смирнова «Теория и методика организации самодеятельного творчества». -Просвящение.-М.,1983

  10. Журналы «Народное творчество»

  11. Мерзлякова С.И. «Фольклор-музыка-театр». Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. - М.,1999

  12. Алиев Ю.Б. Настольная книга, школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

  13. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.

  14. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать о детском голосе. - М., 1972.

  15. Емельянов ВВ. Развитие голоса. Координация и тренаж. - Санкт -Петербург, ] 997.

  16. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997.

  17. Спутник учителя музыки./ Сост. Т.В. Челышева. - М., 1981.

  18. Работа с детским хором. / Под ред. В.Г. Соколова. М., 1981.



© 2010-2022