Программа кружка В стране МИФов (математики, информатики, физики)

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» им. Героя Советского Союза Знаменского В.С.

г. Сухиничи Калужской области

Программа внеурочной деятельности



«В стране МИФов»



Программа кружка В стране МИФов (математики, информатики, физики)


Руководитель кружка учитель математики и физики

Жарова Оксана Александровна.

Утверждена на заседании РМО учителей физики и математики, протокол №_1_ от «_26_» _августа_2014 г.

Прошла экспертизу на заседании педагогического совета, протокол №____ от «____» _________2014 г.






2014 г.


Пояснительная записка.

Программа кружка «В стране МИФов» разработана для учащихся 5-9 классов. Особенностью работы кружка является в основном подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в старших классах, практического применения знаний, их связи с наукой и техникой. На занятиях ученики должны убедиться в том, что практически все явления, окружающие нас и непосредственными участниками некоторых из них, могут явиться сами ученики, объясняются с точки зрения физики, основываются на физических законах. Использование физических закономерностей и явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности. И основой производства и совершенствования быта служат в числе других факторов физические знания, что физика нужна людям многих профессий.

Календарно-тематический план работы кружка «В стране МИФов» на 2014 -2015 учебный год рассчитан на 68 учебных часов.

Количество часов в неделю: 2

Цели программы:


  1. Образовательная:

- развитие умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

  • выдвигать гипотезы и строить модели;

  • применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;

  • на практике использовать физические знания.


  1. Просветительская:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • расширение кругозора учащихся.


  1. Воспитательная:

- воспитание убеждённости в возможности познания законов природы;

  • необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;

  • уважительного отношения к мнению другого при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;

  • чувства ответственности за экологическую обстановку в природе.

Основное место занимает самостоятельная и творческая работа учащихся - индивидуальная и групповая, домашний эксперимент и наблюдения, рефлексия.

Курс «В стране МИФов» подталкивает ученика к самостоятельному мышлению, логике и рациональности в рассуждениях, развитию фантазии, а также умению анализировать наблюдаемую ситуацию и приходить к правильному решению, умению видеть важное и делать правильные выводы.

Содержание курса позволяет ученику любого уровня подготовки активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить свои возможности и способности.


Ожидаемые результаты обучения:


  • Формирование конкретных практических умений и навыков на основе знакомства с законами физики.

  • Повышение оценки учащимися собственных знаний по физике и математике.

  • Повышение познавательного интереса к предметам на занятиях кружка.

  • Помочь преодолеть ложные страхи, связанные с изучением предмета физики, математики, информатики и ИКТ, показать, что физика средствами математики и информатики - наука, которая поможет познать окружающий мир.

Лабораторные работы и эксперименты:

  • измерение плотности воды по ее объему и массе;

  • измерение плотности воды с помощью ареометра;

  • измерение плотности воды путем сравнения уровней жидкостей в сообщающихся сосудах;

  • сравнение скорости диффузии в воде и других жидкостях;

  • измерение плотности льда;

  • наблюдение зависимости температуры кипения воды от изменения атмосферного давления;

  • изучение зависимости времени шума перед кипением от массы воды и наличия примесей;

  • определение удельной теплоемкости воды;

  • определение удельной теплоты плавления льда;

  • наблюдение электризации воды;

  • наблюдение электропроводности воды;

  • исследование электропроводности водных растворов разных веществ;

  • сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных участках цепи;

  • измерение напряжения на различных участках цепи;

  • регулирование силы тока реостатом;

  • измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра;

  • измерение работы и мощности электрического тока;

  • наблюдение изображения на сетчатке глаза;

  • что такое «угол зрения» и « поле зрения»;

  • наблюдение изменение диаметра зрачка, адаптации и аккомодации глаза;

  • зрение двумя глазами;

  • белое и черное или что такое «иррадиация» и «астигматизм»;

  • дефекты зрения - близорукость;

  • определение увеличения лупы;

  • изучение фотоаппарата;

  • сборка модели трубы Галилея;



Тематическое планирование (68 часов)

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Вид работы

Загадки простой воды

1-2

Откуда на Земле взялась вода, и какой в ней толк

2

Беседа, работа с дополнительной литературой

3-4

Удивительные свойства воды

2

Беседа, виртуальный эксперимент

5-6

Какие тепловые свойства воды важны для жизни?

2

Беседа, построение гипотезы

7-8

Лежит на поверхности воды

2

Беседа, работа с дополнительной литературой

9-10

Обладает ли вода электрическими и магнитными свойствами?

2

Беседа, эксперимент

11-12

Похожа ли вода на твердое тело?

2

Беседа, эксперимент

13-14

Экономим воду

4

Беседа, эксперимент, мини-проект

15-16

Три состояния воды

2

Беседа, эксперимент

17-18

Информационная память воды

2

Беседа, просмотр фрагментов кинофильма

19-20

Экскурсия на водоём

2

Беседа, выдвижение гипотез

21-22

Подготовка проекта: «Экономим воду»

2

Беседа, анализ опытов, проведенных в домашних условиях - создание мини-проекта.

23-26

«Качество питьевой воды и здоровье человека». Подготовка проекта и его защита.

4

Беседа, анализ опытов, проведенных в домашних условиях - создание мини-проекта.

Электричество. А как без него?

27-28

Электризация в природе. Ватное облако.

2

Беседа, разработка методики постановки опыта.

Реальный и виртуальный эксперимент: возможность уравновешивания силы тяжести, действующей на тело, силой электрического поля.

29-30

Электризация в быту.

2

Эксперимент 1: бумажное полотенце, 1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев, воздушный шарик, шерстяной свитер.

Эксперимент 4: пластмассовая воронка, штатив, шар с электрометром, песок.

Эксперимент 5: два воздушных шарика.

Эксперимент 6: бумажное полотенце, 1 чайная ложка (5 мл) соли, 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца, ложка, воздушный шарик, шерстяной свитер.

31-32

Статическое электричество и движение. Плюсы и минусы.

2

Сравнение результатов реального и виртуального экспериментов, выводы

33-34

Выработка электричества в реальном эксперименте.

2

Эксперимент 1: лимон, соленый огурец, электроды, раствор медного купороса, гвоздь, с намотанным проводом, металлические кнопки, фотоэлемент, провода, низковольтная лампочка, ключ, гальванометр.

35-36

Различные соединения электроприборов. Плюсы и минусы.

2

Сравнение результатов реального и виртуального экспериментов, выводы.

37-40

Проблемы экономии электроэнергии.

4

Беседа, построение гипотезы, разработка способов решения проблемы - создание проекта.

Оптика для нас

41-42

Свет и его природа.


2

Беседа, просмотр flash-презентации

43-44

Отражение света. Полное отражение. Зеркало

2

Беседа, эксперимент

45-46

Световые явления в природе.

2

Беседа, работа с дополнительной литературой

47-48

Линзы. Построение изображения в линзах.

2

Беседа, задачи на построение

49-50

Глаз как оптическая система

2

Беседа, просмотр flash-презентации

51-52

Дефекты зрения. Очки

2

Беседа, работа с дополнительной литературой, просмотр flash-презентации

53-54

Лупа. Микроскоп. Телескоп.

2

Беседа, опыты

55-56

Фотоаппарат.

2

Беседа, практическое занятие

57-58

Проектор. Спектроскоп.

2

Беседа, опыты

59-60

Планетарий.

2

Виртуальная экскурсия

61-64

Свет в жизни растений, животных и человека

4

Беседа, работа с дополнительной литературой

65-66

Достижения и перспективы использования световой энергии Солнца человеком.

2

Беседа, прослушивание докладов

67-68

Экскурсии

2

Экскурсия в краеведческий музей.


















Содержание курса:


Модуль 1. Загадки простой воды

  • Гипотезы происхождения воды на Земле, значение физических и химических свойств воды, строение молекулы воды, объяснение свойств воды в различных агрегатных состояниях.

  • Тепловые свойства веществ; анормальность тепловых свойств воды; экспериментальное изучение тепловых свойств воды (теплоемкости, переходов из одного агрегатного состояния в другое, измерение плотности воды различными способами).

  • Поверхностное натяжение, факторы, влияющие на капиллярность; явления смачивания и несмачивания, «механизм» водомерки, капилляры у растений и животных.

  • Электропроводность воды, влияние магнитного поля на свойства воды, электризация струи воды, диамагнитные свойства воды.

  • Вязкость жидкостей, механические свойства жидкостей (сжимаемость, прочность, хрупкость), наблюдение вязкости воды и сравнение ее с другими жидкостями, наблюдение зависимости вязкости воды от температуры.

  • Проблемы питьевой воды на Земле и в Алтайском крае, выдвижение гипотез об экономии питьевой воды в школе и дома.

  • Агрегатные состояния вещества, три состояния воды, тепловые процессы, работа с графиками изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.

  • Выдвижение гипотезы об информационной памяти воды, создание фантастических проектов, основанных на данном свойстве воды.

  • Решение проблемы очистки воды в домашних и походных условиях, влияние воды на здоровье человека, создание проектов по данной теме.

Модуль 2. Электричество. А как без него?


  • Электрический ток. Источники тока. Зависимость силы тока от напряжения.

  • Амперметр. Сборка электрической цепи. Измерение силы тока на разных участках цепи.

  • Вольтметр. Сборка электрической цепи. Измерение напряжения на разных участках цепи.

  • Сборка электрической цепи. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

  • Выдвижение гипотезы о важности экономии света. Решение возможных путей экономии электроэнергии в школе и дома. Проект-исследование.

Модуль 3. Оптика для нас

  • Свет и зрение; тепловые источники света, отраженный свет. Искусственное и естественное освещение.

  • Отражение света. Законы отражения света. Зеркальное и диффузное (рассеянное) отражение света. Изображение предметов в плоском зеркале.

  • Луч света. Точечный источник света. Световые пучки. Тени и полутени. Солнечное затмение. Лунное затмение.

  • Преломление света, зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Сведения о волоконной оптике. Получение изображений предмета с помощью линзы. Определение фокусного расстояния линзы.

  • Глаз - живой оптический аппарат. Глаз как орган зрения.

  • Некоторые свойства глаза (острота зрения, адаптация). Зрение двумя глазами. Инерция зрения. Цветовое зрение.

  • Близорукость. Дальнозоркость. Оптические приборы, вооружающие глаз.

  • Лупа. Микроскоп. Телескоп-рефрактор. Призменный бинокль. Труба Галилея. Телескоп-рефлектор.

  • Фотоаппарат. Изучение устройства фотоаппарата. Практическая работа.

  • Проекционный аппарат. Спектроскоп. Наблюдение сплошного спектра.

  • Создание проектов по темам: «Свет в жизни животных и человека»;

«Перспективы использования световой энергии».











Список используемой литературы:

  1. Варикаш М. С. Электричество и оптика в вопросах и ответах. Минск: «Народная асвета», 1967.

  2. Здоровьесберегающие подходы к обучению детей на разных этапах развития в условиях современного образования. (Учебно-методическое пособие). Барнаул 2007.

  3. Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности на уроках физики.- М.: Просвещение, 1983.

  4. Перельман Я. И. Занимательная физика. - М.: Наука, 1978.

  5. Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. - М.: Просвещение, 1975.

  6. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н., Маслов И. С. Как стать ученым. (Исследовательская и проектная деятельность). М.: «Глобус», 2007.

Интернет-сайты:

  • aquaphor.ru

  • priroda.org.ua

  • window.edu.ru/

  • experiment.edu.ru/

  • fizika.ru/

  • college.ru/

  • arwater/ru/index








Расписание:

Среда 14.30-16.00


© 2010-2022