- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа кружка В стране МИФов (математики, информатики, физики)
Программа кружка В стране МИФов (математики, информатики, физики)
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Жарова О.А. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» им. Героя Советского Союза Знаменского В.С.
г. Сухиничи Калужской области
Программа внеурочной деятельности
«В стране МИФов»
Руководитель кружка учитель математики и физики
Жарова Оксана Александровна.
Утверждена на заседании РМО учителей физики и математики, протокол №_1_ от «_26_» _августа_2014 г.
Прошла экспертизу на заседании педагогического совета, протокол №____ от «____» _________2014 г.
2014 г.
Пояснительная записка.
Программа кружка «В стране МИФов» разработана для учащихся 5-9 классов. Особенностью работы кружка является в основном подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в старших классах, практического применения знаний, их связи с наукой и техникой. На занятиях ученики должны убедиться в том, что практически все явления, окружающие нас и непосредственными участниками некоторых из них, могут явиться сами ученики, объясняются с точки зрения физики, основываются на физических законах. Использование физических закономерностей и явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности. И основой производства и совершенствования быта служат в числе других факторов физические знания, что физика нужна людям многих профессий.
Календарно-тематический план работы кружка «В стране МИФов» на 2014 -2015 учебный год рассчитан на 68 учебных часов.
Количество часов в неделю: 2
Цели программы:
-
Образовательная:
- развитие умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
-
выдвигать гипотезы и строить модели;
-
применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
-
на практике использовать физические знания.
-
Просветительская:
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-
расширение кругозора учащихся.
-
Воспитательная:
- воспитание убеждённости в возможности познания законов природы;
-
необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
-
уважительного отношения к мнению другого при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;
-
чувства ответственности за экологическую обстановку в природе.
Основное место занимает самостоятельная и творческая работа учащихся - индивидуальная и групповая, домашний эксперимент и наблюдения, рефлексия.
Курс «В стране МИФов» подталкивает ученика к самостоятельному мышлению, логике и рациональности в рассуждениях, развитию фантазии, а также умению анализировать наблюдаемую ситуацию и приходить к правильному решению, умению видеть важное и делать правильные выводы.
Содержание курса позволяет ученику любого уровня подготовки активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить свои возможности и способности.
Ожидаемые результаты обучения:
-
Формирование конкретных практических умений и навыков на основе знакомства с законами физики.
-
Повышение оценки учащимися собственных знаний по физике и математике.
-
Повышение познавательного интереса к предметам на занятиях кружка.
-
Помочь преодолеть ложные страхи, связанные с изучением предмета физики, математики, информатики и ИКТ, показать, что физика средствами математики и информатики - наука, которая поможет познать окружающий мир.
Лабораторные работы и эксперименты:
-
измерение плотности воды по ее объему и массе;
-
измерение плотности воды с помощью ареометра;
-
измерение плотности воды путем сравнения уровней жидкостей в сообщающихся сосудах;
-
сравнение скорости диффузии в воде и других жидкостях;
-
измерение плотности льда;
-
наблюдение зависимости температуры кипения воды от изменения атмосферного давления;
-
изучение зависимости времени шума перед кипением от массы воды и наличия примесей;
-
определение удельной теплоемкости воды;
-
определение удельной теплоты плавления льда;
-
наблюдение электризации воды;
-
наблюдение электропроводности воды;
-
исследование электропроводности водных растворов разных веществ;
-
сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных участках цепи;
-
измерение напряжения на различных участках цепи;
-
регулирование силы тока реостатом;
-
измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра;
-
измерение работы и мощности электрического тока;
-
наблюдение изображения на сетчатке глаза;
-
что такое «угол зрения» и « поле зрения»;
-
наблюдение изменение диаметра зрачка, адаптации и аккомодации глаза;
-
зрение двумя глазами;
-
белое и черное или что такое «иррадиация» и «астигматизм»;
-
дефекты зрения - близорукость;
-
определение увеличения лупы;
-
изучение фотоаппарата;
-
сборка модели трубы Галилея;
Тематическое планирование (68 часов)
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
Вид работы
Загадки простой воды
1-2
Откуда на Земле взялась вода, и какой в ней толк
2
Беседа, работа с дополнительной литературой
3-4
Удивительные свойства воды
2
Беседа, виртуальный эксперимент
5-6
Какие тепловые свойства воды важны для жизни?
2
Беседа, построение гипотезы
7-8
Лежит на поверхности воды
2
Беседа, работа с дополнительной литературой
9-10
Обладает ли вода электрическими и магнитными свойствами?
2
Беседа, эксперимент
11-12
Похожа ли вода на твердое тело?
2
Беседа, эксперимент
13-14
Экономим воду
4
Беседа, эксперимент, мини-проект
15-16
Три состояния воды
2
Беседа, эксперимент
17-18
Информационная память воды
2
Беседа, просмотр фрагментов кинофильма
19-20
Экскурсия на водоём
2
Беседа, выдвижение гипотез
21-22
Подготовка проекта: «Экономим воду»
2
Беседа, анализ опытов, проведенных в домашних условиях - создание мини-проекта.
23-26
«Качество питьевой воды и здоровье человека». Подготовка проекта и его защита.
4
Беседа, анализ опытов, проведенных в домашних условиях - создание мини-проекта.
Электричество. А как без него?
27-28
Электризация в природе. Ватное облако.
2
Беседа, разработка методики постановки опыта.
Реальный и виртуальный эксперимент: возможность уравновешивания силы тяжести, действующей на тело, силой электрического поля.
29-30
Электризация в быту.
2
Эксперимент 1: бумажное полотенце, 1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев, воздушный шарик, шерстяной свитер.
Эксперимент 4: пластмассовая воронка, штатив, шар с электрометром, песок.
Эксперимент 5: два воздушных шарика.
Эксперимент 6: бумажное полотенце, 1 чайная ложка (5 мл) соли, 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца, ложка, воздушный шарик, шерстяной свитер.
31-32
Статическое электричество и движение. Плюсы и минусы.
2
Сравнение результатов реального и виртуального экспериментов, выводы
33-34
Выработка электричества в реальном эксперименте.
2
Эксперимент 1: лимон, соленый огурец, электроды, раствор медного купороса, гвоздь, с намотанным проводом, металлические кнопки, фотоэлемент, провода, низковольтная лампочка, ключ, гальванометр.
35-36
Различные соединения электроприборов. Плюсы и минусы.
2
Сравнение результатов реального и виртуального экспериментов, выводы.
37-40
Проблемы экономии электроэнергии.
4
Беседа, построение гипотезы, разработка способов решения проблемы - создание проекта.
Оптика для нас
41-42
Свет и его природа.
2
Беседа, просмотр flash-презентации
43-44
Отражение света. Полное отражение. Зеркало
2
Беседа, эксперимент
45-46
Световые явления в природе.
2
Беседа, работа с дополнительной литературой
47-48
Линзы. Построение изображения в линзах.
2
Беседа, задачи на построение
49-50
Глаз как оптическая система
2
Беседа, просмотр flash-презентации
51-52
Дефекты зрения. Очки
2
Беседа, работа с дополнительной литературой, просмотр flash-презентации
53-54
Лупа. Микроскоп. Телескоп.
2
Беседа, опыты
55-56
Фотоаппарат.
2
Беседа, практическое занятие
57-58
Проектор. Спектроскоп.
2
Беседа, опыты
59-60
Планетарий.
2
Виртуальная экскурсия
61-64
Свет в жизни растений, животных и человека
4
Беседа, работа с дополнительной литературой
65-66
Достижения и перспективы использования световой энергии Солнца человеком.
2
Беседа, прослушивание докладов
67-68
Экскурсии
2
Экскурсия в краеведческий музей.
Содержание курса:
Модуль 1. Загадки простой воды
-
Гипотезы происхождения воды на Земле, значение физических и химических свойств воды, строение молекулы воды, объяснение свойств воды в различных агрегатных состояниях.
-
Тепловые свойства веществ; анормальность тепловых свойств воды; экспериментальное изучение тепловых свойств воды (теплоемкости, переходов из одного агрегатного состояния в другое, измерение плотности воды различными способами).
-
Поверхностное натяжение, факторы, влияющие на капиллярность; явления смачивания и несмачивания, «механизм» водомерки, капилляры у растений и животных.
-
Электропроводность воды, влияние магнитного поля на свойства воды, электризация струи воды, диамагнитные свойства воды.
-
Вязкость жидкостей, механические свойства жидкостей (сжимаемость, прочность, хрупкость), наблюдение вязкости воды и сравнение ее с другими жидкостями, наблюдение зависимости вязкости воды от температуры.
-
Проблемы питьевой воды на Земле и в Алтайском крае, выдвижение гипотез об экономии питьевой воды в школе и дома.
-
Агрегатные состояния вещества, три состояния воды, тепловые процессы, работа с графиками изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.
-
Выдвижение гипотезы об информационной памяти воды, создание фантастических проектов, основанных на данном свойстве воды.
-
Решение проблемы очистки воды в домашних и походных условиях, влияние воды на здоровье человека, создание проектов по данной теме.
Модуль 2. Электричество. А как без него?
-
Электрический ток. Источники тока. Зависимость силы тока от напряжения.
-
Амперметр. Сборка электрической цепи. Измерение силы тока на разных участках цепи.
-
Вольтметр. Сборка электрической цепи. Измерение напряжения на разных участках цепи.
-
Сборка электрической цепи. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
-
Выдвижение гипотезы о важности экономии света. Решение возможных путей экономии электроэнергии в школе и дома. Проект-исследование.
Модуль 3. Оптика для нас
-
Свет и зрение; тепловые источники света, отраженный свет. Искусственное и естественное освещение.
-
Отражение света. Законы отражения света. Зеркальное и диффузное (рассеянное) отражение света. Изображение предметов в плоском зеркале.
-
Луч света. Точечный источник света. Световые пучки. Тени и полутени. Солнечное затмение. Лунное затмение.
-
Преломление света, зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Сведения о волоконной оптике. Получение изображений предмета с помощью линзы. Определение фокусного расстояния линзы.
-
Глаз - живой оптический аппарат. Глаз как орган зрения.
-
Некоторые свойства глаза (острота зрения, адаптация). Зрение двумя глазами. Инерция зрения. Цветовое зрение.
-
Близорукость. Дальнозоркость. Оптические приборы, вооружающие глаз.
-
Лупа. Микроскоп. Телескоп-рефрактор. Призменный бинокль. Труба Галилея. Телескоп-рефлектор.
-
Фотоаппарат. Изучение устройства фотоаппарата. Практическая работа.
-
Проекционный аппарат. Спектроскоп. Наблюдение сплошного спектра.
-
Создание проектов по темам: «Свет в жизни животных и человека»;
«Перспективы использования световой энергии».
Список используемой литературы:
-
Варикаш М. С. Электричество и оптика в вопросах и ответах. Минск: «Народная асвета», 1967.
-
Здоровьесберегающие подходы к обучению детей на разных этапах развития в условиях современного образования. (Учебно-методическое пособие). Барнаул 2007.
-
Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности на уроках физики.- М.: Просвещение, 1983.
-
Перельман Я. И. Занимательная физика. - М.: Наука, 1978.
-
Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. - М.: Просвещение, 1975.
-
Хуторской А. В., Хуторская Л. Н., Маслов И. С. Как стать ученым. (Исследовательская и проектная деятельность). М.: «Глобус», 2007.
Интернет-сайты:
-
aquaphor.ru
-
priroda.org.ua
-
window.edu.ru/
-
experiment.edu.ru/
-
fizika.ru/
-
college.ru/
-
arwater/ru/index
Расписание:
Среда 14.30-16.00