Методическое пособие на тему: «Влияние внеурочных проектов на уровень культуры и воспитания учеников»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе на тему

«Влияние внеурочных проектов на уровень культуры и воспитания учеников»

Образовательная деятельность детского туристско-краеведческого объединения в учреждении дополнительного образования не может ограничиваться лишь «текущим» учебным процессом, т.к. это может вызвать снижение интереса детей к занятиям и, как следствие, понижение общего уровня результативности работы. Педагогу необходимо активно и продуманно использовать различные формы работы с воспитанниками детского объединения. Это позволит:

  • создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

  • показать результаты учебной работы;

  • повысить уровень культуры воспитанников;

  • формировать у детей стремление радовать окружающих на доступном для них уровне;

  • расширить границы учебного процесса;

  • создать условия для сплочения коллектива

Наиболее распространенными формами массовой учебной деятельности в системе дополнительного образования детей являются: выставки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия - соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др. Каждое из названных мероприятий имеет свое содержание, педагогическое значение, методику подготовки и проведения.

В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз). Игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом. Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Различные исследователи и мыслители зарубежья нагромождают одну теорию игры на другую - К. Гросс, Ф. Шиллep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного явления игры.

Для туристско-краеведческих детских объединений важное значение имеют занятия вне учебного класса. Особое место среди них занимают Туристские игры на местности.

Основные этапы организации и проведения Туристской игры:

1 этап - создание инициативной группы, определение уровня и тематической направленности мероприятия, целей и задач игры, определение ее организаторов, места и времени проведения, количество и контингент участников;

2 этап - разработка положения о мероприятии, условий или правил игры;

3 этап - ознакомление с положением (правилами) предполагаемых участников игры;

4 этап - организация и проведение организационных и методических мероприятий (собраний, консультаций и мастер-классов, подготовка оборудования, изготовление элементов декораций и оформления и т.д.)

5 этап - сбор заявок на участие в игре и подготовка участников;

6 этап - составление детального плана (сценария) проведения игры, формирования состава инструкторов, судей, ведущих и аниматоров;

8 этап - организация и проведение игры;

9 этап - подведение итогов игры, определение и награждение победителей;

11 этап - организация и проведение методических мероприятий для педагогов (анализ мероприятия, оформление отчетных документов и материалов, информация в СМИ).

Дополнительные действия в ходе организации и проведения Игры:

  • на Игру можно пригласить родителей и гостей: они могут быть просто зрителями, а могут участвовать в работе жюри;

  • для привлечения внимания к мероприятию необходимо за несколько дней до его проведения вывесить афишу или объявление;

  • место проведения Игры следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой и темой данного мероприятия;

  • подведение итогов Игры и награждение можно проводить сразу после проведения или в отдельный день, а вручение призов и подарков можно сочетать с показательными выступлениями участников, показом видео- и фотосъемок Игры.

Примеры туристских игр на местности с учащимися


«Узлы»

Необходимое оборудование: верёвка (диаметром 8-10 мм) длиной 1 м - 10 шт., карточки с названиями узлов.

Описание этапа:

Контрольное время 30 секунд. Ошибка при вязке узла - 1 балл штрафа.

  1. Перед командой лежит мешок с написанными названиями узлов. По сигналу участники вынимают листок и завязывают написанный на нём узел. Подсчёт очков производится по количеству правильно завязанных узлов и затраченному времени.

  2. Завязывание узла парами. Игроки становятся по парам друг напротив друга, держа правой рукой за один конец верёвки, левая рука заложена за спину. Пары завязывают предложенный им узел. Очки присуждаются за скорость и правильность вязки.

Рекомендуются следующие узлы: прямой, простой, проводник, восьмёрка, стремя, схватывающий, встречный, булинь, серединный проводник и пр.

"Узелки".

Описание этапа: Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.

"Прогулка слепых".

Описание этапа: Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впереди стоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.
Выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др.).

" Паутина".

Оборудование: бечёвка 100м.

Описание этапа:

Между 2 деревьями натягивается вертикальная паутина из бечёвки. Количество ячеек должно соответствовать количеству участников. Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если вы касаетесь паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто- либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде. Каждую ячейку можно использовать только один раз.

«Треугольник».

Необходимое оборудование: бечева 50 м.

Описание этапа:

Между 3 деревьями на расстоянии 1,5 м от земли натягивается треугольник- задача группы выбраться из «треугольника», не касаясь верёвки.



Любая игра - творческий процесс, в ней всегда имеется цель, достижение которой требует индивидуальных или коллективных усилий. Основная цель игровых программ для учащихся - содействие интеллектуальному, духовному, физическому и социальному развитию детей.


© 2010-2022