Дополнительная Образовательная программа по вокалу Диатоника

Дополнительная образовательная программа по вокалу "Диатоника" предназначена для учащихся 7-14 лет, для Отделений Дополнительного Образования Детей при общеобразовательных школах. Рассчитана на два года обучения. Автор-составитель - учитель музыки и педагог дополнительного образования по вокалу Котина Елена Игоревна.
Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №443

Фрунзенского района

Принята Утверждаю

Методическим советом ОДОД Директор ГОУ СОШ № 443

Протокол № ____ от________ Фрунзенского района

______________________________

______________________________

Согласовано

_______________________________

_______________________________






«ДИАТОНИКА»


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВОКАЛУ


для детей 7-14 лет

Срок реализации - 2 года




Автор-составитель: Котина Е. И.

педагог дополнительного образования



Санкт-Петербург

2015-2016 г.г.

Пояснительная записка.

Данная программа разработана для дополнительного индивидуального и группового обучения детей 7-14 лет, учащихся средней общеобразовательной школы, для формирования музыкальных навыков и дальнейшего развития приобретенных способностей. С учетом музыкальных способностей детей другого возраста (младше 7 лет или старше 14) программа может быть расширена для индивидуального обучения.

Данная программа является частью комплексной программы музыкального театра, но также может работать автономно.

Любой ребёнок, по своей сути, очень творческое существо, поэтому необходимо с самого начала пребывания ребёнка в новой для него атмосфере (в данном случае это школа) начинать формировать интеллектуальные, творческие и музыкальные способности. Если у ребёнка в самом начале не будут заложены основы эстетической культуры, то бесполезно будет его в дальнейшем приобщать к прекрасному миру музыки и творчества.

Занятия в группе должны способствовать сплочению детей, так как они объединены одним общим творческим делом. Необходимо прививать детям не только определенные навыки правильного пения, но и умение находиться в коллективе, оценивать работу не только других детей на занятиях, но и свою. Дети должны научиться слушать, быть внимательными, но, в то же время, естественно выражать свои эмоции. В подростковом, а так же в самом младшем возрасте педагог не должен углубляться только в певческое развитие ребенка, а должен воспитывать детей в нравственно-эстетическом русле, учить правильно выражать свои мысли, чувства, эмоции.

Современный ребенок, находясь дома, много информации черпает для себя из СМИ, проявляет интерес к разного рода телепрограммам, в том числе и музыкальным, приобщается к современной эстраде и новым видам искусства. Находясь на занятиях в школе, интересы ребёнка должны быть учтены. На своих занятиях мы с детьми поём эстраду, но при этом воспитывая определённую культуру пения, культуру поведения, опираясь на эстетический вкус. В этом проявляется актуальность и современность данной программы.

На первых занятиях необходимо знакомиться как с голосами детей, так и с их психическим складом, нужно выявить активность определённых учащихся на занятиях, восприимчивость детей к предлагаемому материалу, память, определить какие-то личные качества учащихся, отношения в коллективе. Исходя из такого общения с детьми, можно выявить детей для индивидуального обучения. Индивидуальные занятия помогают детям в полной мере раскрыть свои способности, развивать более глубоко и профессионально свои данные. На примере одного или двух детей, занимающихся индивидуально, нужно заинтересовать других детей и также привлечь к индивидуальным урокам. Часто в коллективе дети не могут показать все, на что они способны, некоторые дети очень скованны и закомплексованы, а на индивидуальных занятиях они часто раскрываются и показывают себя совершенно иными, нежели на занятиях в группе.

Данная программа имеет художественную направленность.

В связи с различными способностями детей, для совершенствования ансамблевого пения и других вокально-хоровых навыков проводятся занятия малыми группами. На занятиях возможны некоторые двигательные упражнения или короткие театрализованные миниатюры.

Новизна этой программы в том, что она имеет тесную взаимосвязь с занятиями актёрского мастерства. Это заключается в том, что учащиеся могут применять полученные вокальные умения и навыки в разнообразных видах своей деятельности, в том числе и театральной.

Цель: Воспитание музыкального вкуса и активного интереса к вокальной музыке, посредством занятий.

Задачи

1. Образовательные:

- сформировать исполнительские навыки, путём вокальных упражнений,

- совершенствовать вокальные музыкальные способности,

- проводить разъяснительную работу по соблюдению гигиенических правил, относящихся к голосу в повседневной жизни.

2. Развивающие:

- развивать творческие способности эмоционального, выразительного отношения к произведению,

- совершенствовать и развивать приобретенные навыки правильного пения,

- пробуждать детей к творческим проявлениям при пении,

- добиваться ощущения характера, способности погружаться в содержание исполняемого произведения.

3. Воспитательные:

- привить художественный вкус, потребность в общении;

- воспитать чувство коллективизма, исполнительского мастерства,

- воспитывать музыкальный вкус,

- способствовать развитию в ребенке стремления к прекрасному, умения видеть красоту.

Возраст детей, на которых рассчитана программа, является 7 - 14 лет.

Особенности набора детей: На обучение принимаются дети после прохождения прослушивания, на котором педагог определяет наличие музыкальных способностей, таких как: - чистота интонации

- звуковысотный слух

- ритмический слух и др.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 2 года.

Формы организации занятий:

1. Групповые занятия (15 чел. - 1 год обучения; 12-13 чел - 2 год обучения).

2. Занятия малыми группами (состав и количество детей в малых группах варьируется в зависимости от специфики номера. По мере необходимости занятия могут быть индивидуальными - с каждым ребенком отдельно прорабатывается программа групповых занятий в индивидуально соответствующем ребенку режиме, выявляются конкретные дефекты и недоработки. Иногда проблемы на занятиях имеют под собой психологическую основу, а не отсутствие музыкальных способностей. Индивидуальные занятия проводятся и для наиболее выдающихся детей из группы, где вокально-хоровая работа и работа над произведением проводится более глубоко и обособленно).


Формы и методы проведения занятий:

1. Открытые занятия для родителей.

2. Репетиции.

3. Промежуточные смотры.

4. Учебная игра.

5. Занятия-фантазии.

6. Занятия-конкурс.

Режим занятий:

Групповые занятия -

1 год обучения - 3 часа в неделю - 3 раза по 1 часу (15 человек)

2 год обучения - 6 часов в неделю - 3 раза по 2 часа (12-13 человек).

Ожидаемые результаты:

После 1-ого года обучения дети должны:

1. Обладать навыком ансамблевого и сольного пения

2. Исполнять вокальные произведения эмоционально

3. Знать основы правильного звукоизвлечения.

4. Создать свой сценический номер.

После 2-ого года обучения дети должны:

1. Владеть основными навыками вокально-эстрадного пения.

2. Исполнять произведение в синтезе нескольких видов деятельности.

3. Уметь держаться на сцене не только в коллективе, но и индивидуально.

4. Уметь владеть непредвиденной ситуацией.

5. Знать приемы обращения с микрофонами и другой аппаратурой.

Способы определения ожидаемых результатов:

1. Контрольные занятия.

2. Зачеты

3. Генеральные репетиции

4. Промежуточные смотры

В течении семестра, в основном, накануне праздников, для детей проводится промежуточный смотр, на котором присутствует завуч по дополнительному образованию. В ходе этой проверки выбираются лучшие номера для выступлений на праздниках и конкурсах. Дети всегда участвуют в новогодних праздниках, на празднике дня учителя, праздниках, посвященных 8 марта и концу учебного года.

Так же дети принимают участие в вокальных районных конкурсах, конкурсе авторской песни и в выездных концертах в другие школы нашего города, а также в ближайшие пригороды, такие как Колпино, Пушкин, Павловск. В последнее время учащиеся также стали принимать участие и в дистанционных вокальных интернет-конкурсах. Чаще учащиеся второго года обучения принимают участие во всероссийских и международных фестивалях и конкурсах.

Формы подведения итогов:

1. Праздники (школьные и районные)

2. Концерты (школьные, районные, выездные, для родителей)

3. Конкурсы (районные, городские)

Учебно-тематический план. 1 год обучения.




ТЕМА

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1.

Вокально-хоровая работа

38ч

34ч

2.

Работа над произведением

62ч

58ч

3.

Концерты

ИТОГО:

108ч

10ч

98ч



Учебно-тематический план. 2 год обучения.


ТЕМА

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1.

Вокально-хоровая работа

55ч

53ч

2.

Работа над произведением

79ч

76ч

3.

Музыкально-театральные постановки


72ч



68ч

4.

Конкурсы, концерты

10ч

ИТОГО:

216ч

11ч

205ч

Содержание программы. 1 год обучения.

ТЕМА №1: Вокально-хоровая работа:

  • Теория: Распевки на интонирование, дикцию, дыхание закладывают основы правильного звукообразования.

  • Практика:

Дополнительная Образовательная программа по вокалу Диатоника


Дополнительная Образовательная программа по вокалу Диатоника

  • Теория: Распевки на естественное расширение диапазона

способствуют дальнейшему вокальному развитию

  • Практика:

Дополнительная Образовательная программа по вокалу Диатоника


  • Теория: Работа на ансамблем способствует развитию внутреннего слуха.

  • Практика: - пение по цепочке;

- слушать соседа слева и справа;

- прохлопывать ритмический рисунок;

- шёпотом проговаривать текст песен в ансамбле.

  • Теория: Работа по совершенствованию координации между голосом и слухом способствует развитию ансамблевого пения

  • Практика: - пропевание мелодии про себя;

- пение с закрытым ухом (слушать себя);

  • Теория: упражнения по развитию чувства ритма развивают ритмический ансамбль.

  • Практика: прохлопать после педагога:

Дополнительная Образовательная программа по вокалу Диатоникаи др.

  • Теория: упражнения по системе Емельянова развивают диапазон и тембр голоса.

  • Практика: УОА; АЭЫ; губная вибрация на выдохе;

хххА-хххАО-хххАОУ-хххАОУЭ-хххАОУЭЫ; и др.


  • ТЕМА№2: Работа над произведением:

  • Теория: работа над сценическим образом способствует раскрепощению личности ребенка

  • Практика: постановка вокального номера при помощи предложении ребенка

  • Теория: элементарные приемы работы с микрофоном способствуют освоению необходимых навыков

  • Практика:

- умение включить и выключить микрофон;

- правильное положение микрофона во время исполнения произведения;

- движения с микрофоном.

  • Теория: пение с использованием фонограммы (+ и -) способствует освоению необходимых навыков эстрадного пения.

  • Практика:

- умение слышать свой голос и минусовую фонограмму

- четкое совпадение голоса и плюсовой фонограммы

  • Теория: содержание песни через другие виды деятельности (рисование, движение, рассказ) способствует всестороннему развитию личности ребенка.

  • Практика:

- умение выразить свое отношение к произведению через рисунок, пантомиму

- выражение своих эмоций

- осмысление произведения целостно - через все виды искусства

  • Теория: музыкальные игры способствуют познанию музыкальных истин через игровые технологии

  • Практика:

- понятие звуковысотности

- отработка четкой артикуляции (скороговорки)

- овладение музыкальными основами

ТЕМА№3. Концерты:

  • Теория: подбор материала, репертуар - основа культуры

  • Практика:

- соответствие возрастной группе

- разножанровость

- содержание произведения должно быть понятно детям, вызывать эмоциональный отклик

  • Теория: репетиционный процесс, подготовка к предстоящим выступлениям.

  • Практика:

- генеральная репетиция выступлений

- исправление ошибок и недочетов

- эмоциональный настрой перед выступлением

  • Теория: выступление в классе или на малой сцене

  • Практика:

- положительный настрой,

- анализ выступления,

- эмоциональный отклик,

- похвала.

Содержание программы. 2 год обучения.

ТЕМА № 1: Вокально-хоровая работа

  • Теория: усложненные распевки на естественное расширение диапазона голоса

  • Практика:

Дополнительная Образовательная программа по вокалу Диатоника


  • Теория: кантеленное пение a`cappella - основа пения

  • Практика:

Дополнительная Образовательная программа по вокалу Диатоника


Дополнительная Образовательная программа по вокалу Диатоника

  • Теория: работа по совершенствованию ансамблевого пения развивает внутренний слух, заставляет прислушиваться в пении, а не форсировать звук.

  • Практика:

- пение по цепочке

- шепотом проговаривать текст песни в ансамбле

- подстраивать голоса в унисон

  • Теория: попытка соединения в одном ансамбле различных тембров и работа над звукоизобразительностью.

  • Практика:

- слушать соседа справа и слева

- пробовать спеть «как птички», «как Винни Пух» и др.

  • Теория: создание при помощи динамики выразительной мелодической линии

  • Практика:

- пропевать всю мелодию на динамике p;

- пропевание по фразам c чередованием динамики p и динамики mf;

- выстраивать динамику музыкальных фраз

  • Теория: упражнения по системе Емельянова развивают выразительный тембр голоса

  • Практика: упражнение «Бронтозаврик», упражнение «Страшная сказка», упражнение «Крики чаек».

ТЕМА № 2. Работа над произведением.

  • Теория: пение с использованием фонограммы (возможно частичное отсутствие дублирования мелодии), развивает навыки эстрадного пения

  • Практика:

- умение слышать дублирование мелодий и отсутствие его

- пение «дуэтом» - там, где нет дублирования, слышать другую мелодию.
Теория: работа с микрофонами способствует освоению необходимых навыков

  • Практика:

- умение включить и выключить микрофон;

- правильное положение микрофона во время исполнения произведения;

- движения с микрофоном.

- работа с проводными микрофонами

  • Теория: работа над сценическим образом способствует раскрепощению личности ребенка

  • Практика: постановка вокального номера при помощи предложении ребенка

  • Теория: драматургия песни - то, что происходит на сцене во время исполнения произведения

  • Практика:

- драматургия песни глазами исполнителя - ребенка

- драматургия песни глазами педагога

- общее обсуждение, постановка

- декорации (если необходимо)

- костюмы.

ТЕМА № 3. Музыкально-театральные постановки:

  • Теория: разучивание ролей, проработка персонажа

  • Практика:

- разбор музыкального материала, его трудностей

- содержание, образ.

  • Теория: создание костюмов и декораций

  • Практика: совместная работа с театральной студией.

  • Теория: запись фонограмм - работа с компьютерными программами по созданию музыки на синтезаторе.

  • Практика: учащиеся принимают участие в записи фонограмм к своим песням, музыкальным спектаклям.

ТЕМА № 4. Конкурсы, концерты:

  • Теория: подбор материала, репертуар - основа культуры

  • Практика:

- соответствие возрастной группе

- разножанровость

- содержание произведения должно быть понятно детям, вызывать эмоциональный отклик

  • Теория: репетиционный процесс, подготовка к предстоящим выступлениям.

  • Практика:

- генеральная репетиция выступлений

- исправление ошибок и недочетов

- эмоциональный настрой перед выступлением

  • Теория: выступления в школе и на других различных площадках города.

  • Практика:

- положительный настрой

- анализ выступления

- эмоциональный отклик

- похвала.

Примерный репертуар. 1 год обучения.


  1. «Кто такие чудаки ?» - муз. Котиной Е.И.; сл. Неизвестного автора.

  2. «Тебе» - муз. Котиной Е.И.; сл. Котиной С.И.

  3. «Под Новый Год» - муз. и сл. Котиной Е.И.

  4. «Лев и Брадобрей» из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания».

  5. «Маме» - муз. и сл. Котиной Е.И.

  6. «Месяц» - муз. и сл. Давыдовой Ю.В.

  7. «Небеса» - муз. и сл. Котиной Е.И.

  8. «Колдунье не колдуется» - муз. и сл. Неизвестного автора.

  9. «Море» - муз. и сл. Котиной Е.И.

  10. «Слон и скрипочка» - муз. Юдахиной О.; сл. Татаринова В.

  11. «Новый дом» - муз. Бойко Р.; сл. Дербенёва Л.

  12. «Классный кот» - муз. Пинегина А.; сл. Волкова А.

  13. «Семицветная дорога» - муз. Кадомцева И.; сл. Синявского П.

  14. «Если за окнами…» - муз. и сл. Котиной Е.И.

  15. «Я рисую море» - муз. и сл. Неизвестного автора.

  16. «Мистер Жук» - муз. Гладкова-Югина Гр.; сл. Чиарди Дж.

  17. «Колокола» из телефильма «Приключения Электроника» -

муз. Крылатова Е.; сл. Энтина Ю.

  1. «Помогите бегемоту» - муз. Савинцева П.; сл. Неизвестного автора.

  2. «Старый дед задумал…» - русская народная песня.

  3. Музыкальная сказка «Где зимует лето» - муз. Абрамова А; сценарий Савельева М.

  4. Музыкальный спектакль «На чужой каравай рта не разевай» - по мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Муз. оформление - Котиной Е. И.; сценарий - Хроленковой Е. В.

Примерный репертуар. 2 год обучения.


  1. «Весёлый пудель» - муз. Кальварского А.; сл. Неизвестного автора

  2. «Весной» - муз. и сл. Котиной Е.И.

  3. «Одинокий человек» - муз. и сл. Котиной Е.И.

  4. «Дождь идёт» - муз. и сл. Неизвестного автора.

  5. «Про Емелю» - муз. Дубравина Я.; сл. Суслова В.

  6. «До свидания, юность» - муз. Фертельмейстера Э.; сл. Гранцевой Н.

  7. «Непогода» из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания» .

  8. «33 коровы» из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания» .

  9. «Леди Совершенство» из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания» .

  10. «Ветер перемен» из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания» .

  11. «Школьный романс» - муз. Крылатова Е; сл. Просторовой Н.

  12. «Про школьную любовь» - муз. и сл. Котиной Е.И.

  13. «Новый день» - муз. и сл. Котиной Е.И.

  14. «Сказка-страна» - муз. и сл. Котиной Е.И.

  15. «Шоколадная девочка» - муз. и сл. Котиной Е.И.

  16. «Украинская» - муз. и сл. Котиной Е.И.

  17. «На день рождение маме» - муз. и сл. Котиной Е.И.

  18. «Когда я стану миллионером» - муз. и сл. Семёнова В.

  19. «Ангел-хранитель» - муз. и сл. Неизвестного автора.

  20. «Где шли бои…» - муз. и сл. Котиной Е.И.

  21. «Острова» - муз. Фертельмейстера Э.; сл. Неизвестного автора.

  22. «Близкий друг» - муз. и сл. Левицкой Марьяны 11 лет.

  23. «70 лет» - муз. и сл. Котиной Е. И.

  24. «Кукла» - муз. и сл. Котиной Е. И.

  25. «Маленький принц» - муз. и сл. Котиной Е. И.

  26. «Осень» - муз. и сл. Котиной Е. И.

  27. «Мне сейчас так нужна только ты…» - муз. и сл. Котиной Е. И.

  28. «Тонкая рябина» - русская народная песня в современной обработке.

  29. «Я слышу вдали…» из мультфильма «Спирит - душа прерий».

Муз. - Брайан Адамс.

  1. Музыкальная сказка «Приключения Катерины в деревне» -

муз. Котиной Е.И.; сценарий Хроленковой Е.В. и Котиной Е.И.

  1. Музыкальный спектакль «Свинопас и принцесса» - по Е. Шварцу «Голый король». Муз. оформление - Котиной Е. И.; сценарий - Хроленковой Е. В.

Методическое обеспечение

Методы организации учебно-воспитательного процесса:

1. Наглядные:

а) игрушки,

б) стенды,

в) карточки,

г) рисунки детей.

2. Словесные:

а) беседы о произведении,

б) анализ,

в) рассказ,

г) метод игры.

3. Практические:

а) показ педагога,

б) упражнения по системе Емельянова,

в) упражнения на развитие ритма и дыхания,

г) импровизация,

д) театрализованные миниатюры.

Перечень необходимого оборудования и учебных пособий:

1. Программа;

2. Методическая разработка;

3. Репертуарные авторские сборники;

4. Видеозаписи выступлений;

5. Картотека фонограмм (авторские песни; музыка к спектаклям; к ритмической разминке; к вокальным тренингам; к музыкальным играм);

6. Магнитофон;

7. Микрофоны;

8. Фортепиано;

9. Синтезатор;

10. Notebook (программы для создания музыкальных фонограмм - Sound Forge 8; Cubase; Wave Lab, Finale 2003, Adobe Audition, Ardour, Rosegarden, Audacity и др.);

11. Наглядные пособия: книги, игрушки (на руку);

12. Стулья.




Список используемой литературы:

1.В.Багадуров «Начальные приемы развития детского голоса». Издательство «Музыка». Ленинградское отделение, г. Ленинград, 1954 г.

2.Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваннко «Методика музыкального воспитания в школе». Издательство «Просвещение», г. Москва,1989 г.

3.В.В..Емельянов «Развитие голоса: координация и тренаж». Издательство «Лань» Санкт-Петербург, 2002 г.

4.Е.М.Малинины «Вокальное воспитание детей». Издательство «Музыка». Ленинградское отделение, г. Ленинград, 1967 г.

5.А.Г.Менабени «Методика обучения сольному пению» Издательство «Просвещение», г. Москва, 1987 г.



Список рекомендуемой литературы для детей:

1. С.Коллинз «Классическая музыка от и до». Издательство «Москва», Гранд-Фаир Пресс, 2000 г.

2.Л.Михеева «Энциклопедический словарь юного музыканта». Культинформ-Пресс. Санкт-Петербург, 2000 г.

3.М.Печковская «Букварь музыкальной грамоты». Издательство «Музыка», Ленинградское отделение, г. Ленинград 1980 г.

4.Э.Финкельштейн «Маленький словарь маленького музыканта». Издательство «Композитор». Санкт-Петербург, 1994 г.


© 2010-2022