Занятие по краеведению на тему Улицы и площади города Иваново

Раздел Дополнительное образование
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по краеведению в 4 классе.

Тема: Улицы и площади нашего города.

Возраст воспитанников: 10-12 лет

Тип занятия: комбинированный (изучение новой темы, самостоятельная работа).

Цель занятия: создать условия для расширения знаний учащихся о науке топонимике, об особенностях улиц и площадей города Иваново.

Задачи занятия -

Образовательные (учебные, овладение различными видами предметной деятельности):

Формирование у учащихся знаний о науке топонимике;

Формирование у учащихся знаний о понятиях улица, проспект, переулок, тупик, площадь, бульвар;

Познакомить учащихся с основными улицами, площадями, проспектами города Иваново.

Развивающие (формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действий (саморазвитию):

Развитие познавательного интереса краеведению;

Развитие познавательного интереса к истории родного края;

Развитие навыков работы в группах, коммуникативных способностей;

Формирование качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения;

Развивать эмоциональную и познавательную сферы;

Развивать способность доверять своей интуиции;

Развивать творческую активность, фантазию, образное мышление;

Развитие памяти, образного и логического мышления учащихся;

Расширение кругозора учащихся;

Способствовать психологическому раскрепощению обучающегося, самовыражению;

Сформировать умение работать с раздаточным материалом разной сложности.

Воспитательные (развитие личностных качеств):

Привить интерес к науке - краеведение;

Прививать интерес к изучению истории родного края;

Воспитание культуры общения;

Воспитание культуры правильного поведения в обществе;

Воспитывать взаимопонимание, уважительное отношение друг к другу;

Прививать навыки позитивного группового взаимодействия;

Воспитывать самоконтроль и способность к анализу своей деятельности.

Оборудование и технические средства обучения:

Компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, раздаточный материал.



Ход занятия.


  1. Организационный момент.

Педагог определяет присутствие учеников по списку, готовность учащихся к занятиям (форма, внешний вид, самочувствие, настроение).


  1. Приветствие, создание эмоционального настроя на работу, объявление темы занятия, постановка целей и задач занятия.

Игра-приветствие «Веселый колокольчик»

Педагог:

Здравствуйте, я очень рада вас видеть. Ребята, а теперь давайте поприветствуем друг друга, для этого нам надо выйти в круг и осуществить ритуал приветствия.

Ученики: выходят к доске и образуют круг, берутся за руки.

Педагог:

Собрались ребята в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы за руки возьмёмся,

Друг другу улыбнёмся.

После этих слов педагог подходит к одному из учеников, звонит в колокольчик и говорит слова приветствия. После этого ученик, с которым поздоровался педагог, берет колокольчик и приветствует другого учащегося. Вся ученики здороваются по кругу, передавая колокольчик. В конце приветствия колокольчик должен вернуться обратно педагогу.

Педагог:

Как приятно, что мы сегодня встретились с вами и у нас есть возможность пообщаться.


  1. Сообщение темы.

Педагог:

Ребята, послушайте внимательно песню, о чём она? (Звучит песня Ю. Антонова - На улице Каштановой)

Далее следуют догадки учащихся. Речь идет об улицах.

Педагог:

Правильно, она об улицах. Вы запомнили какие-нибудь названия улиц?

Учащиеся перечисляют, какие названия улиц запомнили.

Переход на тему занятия.

Педагог:

Тема нашего сегодняшнего занятия «Улицы и площади нашего города». Объявляются цель и задачи занятия.

Параллельно с объявлением темы, учащиеся записывают название темы занятия у себя в тетрадях. Далее смотрят презентацию, где показан слайд с целью и задачами занятия.


  1. Основная часть занятия. Изучение новой темы.

Рассказ педагога с элементами беседы.

Педагог: Ребята, а вы знали, что есть такая наука топонимика. А что она изучает? Как она может быть связана с нашей сегодняшней темой занятия?

Учащиеся высказывают свои предположения.

После заслушивания всех идей, педагог предлагает записать точное определение науки топонимики.

Топонимика - раздел ономастики, исследующий географи­че­ские названия (топонимы), их функционирование, значение и происхождение, структуру, развитие и изменение во времени.

(Педагог диктует и демонстрирует данное определение на интерактивной доске).

Учащиеся записывают данное определение.

После записи определения, далее следует рассказ педагога:

Особое место среди топонимов занимают названия внутригородских объектов - улиц, площадей, микрорайонов, в которых отражена история города, его жителей, в широком смысле - история народа.

Люди не могли строить дома только в одном месте, это тесно. Действительно, если наши предки находили пригодное место для жилья, то сначала его подготавливали для застройки, а потом лишь решали, кто, где будет строиться и жить.


-Так появлялись первые улицы.

-Принято говорить, что улица это «лицо» города.

Ребята, сегодня мы совершим путешествие по улицам нашего города, узнаем, почему улицы получили такие названия.

Слово УЛИЦА произошло от древнего слова УЛА, которое сначала обозначало «дыра, отверстие, дупло».

В древнерусском языке понятие улица означало «ход», «проход». Ученые считают, что самым старинным значением этого слова у славян было «проход (вообще)», откуда и появилось впоследствии то, что дошло до наших времен - «открытое для прохода и проезда пространство между двумя рядами домов в населенном пункте».

Вы удивитесь, но корень в слове улица тот же, что и русских словах улитка (первоначально - имеющая улей, полая, пустая), улей (первоначально - полая трубка, дупло). УЛИТКА, УЛЕЙ, УЛИЦА - УЛА = «проход».

Какое определение мы можем дать слову «Улица»?

Учащиеся предлагают свои варианты определения слова «улица».

Улица - это пространство между двумя рядами домов для проезда и прохода. Но пространство между домами для проезда и прохода называли не только улицей. (Педагог диктует определение и демонстрирует соответствующий слайд в электронной презентации).

Учащиеся записывают определение.

Педагог:

Ребята сейчас я вам загадаю несколько загадок, а вы попробуете догадаться, о чем идет речь.


1) Не живая, а идет,

Неподвижна - а ведет.

2) Шагаешь - впереди лежит,
Оглянешься - домой бежит.
Дорога

Дома стоят,
Друг на друга глядят.
Пешеходы идут,
Сумки несут.
И автомобили,
Куда-то покатили.
(Улица)

А чем отличается дорога от улицы?

Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут.
Для машин и для трамвая
Путь-дорога есть другая.

Тротуар

Одним из отличий улиц от дорог улицы является наличие тротуаров.

Педагог:

А для следующего задания нам надо разделиться на три группы.

После того, как группы будут сформированы, группам задается задание.(Работа с пословицами по группам.)

Задание: составить из слов на карточках пословицу и объяснить её смысл.

Улица не двор: всем простор. ( Много места , свободно)

Будет и на нашей улице праздник (Придет и к нам удача, осуществятся надежды, все изменится к лучшему. Говорят, когда в трудное время невезения, несчастий верят в торжество справедливости.)

На своей улице и собака - тигр. ( Родина и свой край ближе всего человеку)

В доме - лев, на улице - кошка. ( Человек ведёт себя по-разному. Дома один ,а на улице совсем другой)

На выполнения этого задания дается 3 минуты. По истечению времени каждая группа зачитывает свою пословицу и пытается ее объяснить. Остальные ученики слушают и добавляют ответ группы. Потом все вместе проверяем правильность ответа с педагогом. Правильный ответ выводиться на интерактивную доску.

Педагог продолжает беседу:

Ребята, а какими улицы бывают?

Предположительные ответы учащихся - широкие и узкие, длинные и короткие.

Педагог:

Молодцы! Улицы бывают разными по форме, длине, ширине и т.д.

Поэтому и называются они по-разному: улица, переулок, площадь, тупик, проспект, бульвар.

Педагог объясняет выполнение следующего задания по карточкам.

Педагог:

Я на каждую группу раздала два комплекта карточек, давайте рассмотрим, что написано в каждом комплекте. Один комплект карточек содержит разные названия улиц, которые я вам только что называла. А второй комплект содержит определения этих названий. Но все не так просто. Все определения перепутались. Ваша задача найти и сопоставить название улиц с их определением. На выполнение этого задания дается 7 минут. Время пошло.

После выполнения задания, педагог вместе с учащимися проверяет правильность выполнения данного задания, параллельно демонстрируя правильные ответы на интерактивной доске.

Проспект - прямая, широкая, большая улица в городе.

-Педагог:

Какой проспект тянется вдоль нашего города?

Ответы учащихся.

Переулок - это поперечная улица. (Комментарий педагога: первые переулки были короткими и узкими, служили для связи улиц).

Тупик - это улица, упирающаяся в какое-нибудь строение, не имеющая сквозного проезда или прохода.

Площадь - незастроенное большое и ровное место, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.

Педагог: Назовите известные вам площади нашего города.

Ответы учащихся.

Бульвар - широкая аллея на городской улице.

Педагог: А в нашем городе есть бульвар?

Ответы учащихся.

Педагог: Скажите мне, а для чего в городе нужны улицы? (Предположения учеников)

А как можно отличить одну улицу от другой? (Варианты ответов)

Чтобы в городе можно было ориентироваться, улицам дают названия, домам и квартирам - номера. Названия города и улицы, номера дома и квартиры составляют адрес. Зная адрес, легко можно найти человека в чужом городе. В Иваново много различных улиц - больше 1900. И у каждой своё название.

Начнём своё путешествие по улицам именно нашего города (Иваново) с улицы, на которой расположена наша гимназия.

Предлагаю для этого выполнить одно задание.

Задание. Расшифруйте название улицы, на которой находиться гимназия - анаграммы.

2 анаграммы: перестановка букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Пр. Ленина - иннале

остановка - станционная - отянасоцнина

Педагог:

Ребята, вы отлично справляетесь сегодня с предложенными заданиями, и теперь вас ждет блиц- турнир. Объясняю, как пройти его: с каждого ряда по 1 человеку (по очереди) называют улицы нашего города. Главная задача не повторяться, а то ответ не будет засчитываться.

Учащиеся называют им известные улицы.

Педагог: Ребята, называя улицы нашего города, вы задумались, почему они так называются?

Ответы учащихся (согласие или нет).

А как вы думаете, откуда берутся названия улиц? (Варианты ответов).

Давайте посмотрим и попробуем догадаться, почему наши улицы имеют такие названия.

Название улицы в чём-то похоже на имя человека. Оно может поведать её историю, рассказать о занятиях людей, которые здесь жили, а иногда - указать, куда эта улица ведёт. А всё потому, что прабабушкой улицы была дорога или тропинка.

О чём могут рассказать названия улиц?

Мало кто из жителей города знает, откуда пошли те или иные названия улиц, может с точностью указать их нахождение, особенно, улиц, появившихся относительно недавно. Приезжие же порой тратят немало времени для нахождения адреса. Возникает проблема: что необходимо предпринять, чтобы жители города и приезжие могли лучше узнать город и легко в нём ориентироваться.

Ответы учащихся. (Расселялись люди по роду своих занятий).


Педагог: Какими ремеслами владели наши предки? (предположительные ответы учащихся).


Если учащиеся затрудняются, педагог может помочь и подтолкнуть учащихся к правильному ответу:

При затруднении выясняем род занятий людей.

В хозяйстве всегда нужна посуда, делали её из глины мастера-гончары; значит, возможно, название улицы - Гончарная; чтобы всегда были наготове лопаты, кирки, хорошо подкован конь, или у хозяйки острые ножи, нужен человек, который умеет делать эти предметы - кузнец. Улица Кузнечная.

Выделяем первую группу названия улиц. На доску вывешивается название группы.
(город мастеров)


Часто название улицы может «выдать» тайну своего имени. Почему улицы могли быть названы Речными, Цветочными, Горными? (Ответы учащихся).

Вывешивается название группы улиц - природа.

Улицы могут носить на себе «отпечаток» тех времён, которые были очень значимы для города и области.

Какие значимые события происходили в прошлом у нас в городе и области? (ответы учащихся)
На доску вывешиваются названия групп.

В нашем городе есть улицы, названные в честь людей, которые внесли вклад в развитие науки, литературы.

Есть улицы, названные в честь героев исторических и послевоенного времени. Их имена отразились в названиях улиц.

Итак, мы с вами выделили несколько групп, на которые можно разбить названия улиц. Каждое название имеет смысл и отмечает какой-либо исторический факт.

Предлагаю выполнить последнее задание, связанное с улицами нашего города. Перед вами карточки с названиями улиц, на интерактивной доске вы видите 8 групп, по которым можно все названия улиц сформировать. Ваша задача распределить названия улиц в соответствии с названиями групп.

1 группа « Пути-дороги»

Название улиц в честь других городов

2 группа «Город мастеров»

Названия улиц, напоминающие о занятиях людей нашего города

3 группа «Природа»

Название улиц, отражающие их месторасположение или природные явления, красоту природы

4 группа «Писатели, поэты, ученые»

Названия улиц, которые отражают в своем названия имена и фамилии известных писателей, ученых и т.д.

5 группа «Улицы героев»

Название улиц, которые отражают в своем названии имена и фамилии генералов, маршалов, космонавтов, героев ВОВ.

6 группа «Революционно-коммунистическая»

Улицы, названные в честь революционных событий и революционно-коммунистических политических деятелей

7 группа «Советская»

Название улиц, отражающие советскую действительность

8 группа «Историческая»

Название улиц, отражающие в своем название исторические события, название фабрик, фамилии фабрикантов и политических деятелей 16-19 веков, названия связанные с ВОВ и т.д.

На выполнение задания дается 7 минут.

Проверка выполнения задания.


  1. Заключение.

В конце занятия я хотела бы вас спросить:

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

О каких улицах вы узнали только сейчас на этом уроке?

А какую улицу вы узнали с трудом?

О каких улицах вы хотите знать больше информации?

Понравилось ли сегодняшнее занятие?

Метод рефлексии «Все у меня в руках!»

На доску прикрепляется плакат с изображением ладони.

Большой палец - «Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать», указательный - «Здесь мне

были даны конкретные указания», средний - «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный - «Психологическая атмосфера», мизинец - «Мне здесь не хватало…».

Учащиеся рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем ученики предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.

Ритуал окончания занятия.

Эстафета прощания. Все стоят в кругу, берутся за руки и передают, как эстафету, рукопожатие. Педагог говорит: «Спасибо за приятное занятие, я передаю вам свое рукопожатие (хорошее настроение), и оно пойдет от меня к Маше, Даше, Коли и т.д. и вернется снова ко мне.

Давайте скажем вместе друг другу: «Спасибо за приятное занятие!»


  1. Домашнее задание.

1.Каждому сделать на 1-2 минуты сообщение об истории улицы, которая запомнилась больше всего.

2. Творческое задание. Нарисовать эскиз своего будущего проекта «Макет улицы».

Надо придумать, где будет располагаться дорожки, стоять фонтаны, дома, клумбы, деревья и т.д. Определить какое будет время года. Придумать название улицы (опираясь на те группы, которые были выделены на занятии).




© 2010-2022