Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования






Педагог дополнительного образования:

Саламатов И.Д.







2016 г.

Содержание

1. Введение. Актуальность проблемы развития творческих способностей учащихся в условиях современной школы.

2. Организация, содержание, эффективность проектной деятельности.

2.1.История возникновения проектного метода обучения в зарубежных странах, России;

2.2. Основные принципы и составные части проекта;

2.3. Этапы творческого проекта;

2.4. Авторский вклад в концепцию;

2.5. Роль межпредметньтх связей в подготовке и создании творческого проекта;

2.6. Диагностика уровня технического мышления учащихся;

2.7. Виды проектов по времени, содержанию;

2.8. Трудности, возникающие у учащихся при выполнении творческого

проекта;

2.9. Эффективность проектного метода обучения

3. Результаты проектной деятельности.

4. Заключение. Перспективность использования проектного метода обучения

5. Список литературы.


Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок.

Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме.

В.А.Сухомлинский


Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников.

Проблема развития творческих способностей личности рассматривается исследователями - в целостном педагогическом процессе (Ф.В.Андреев, Д.Б.Богоявленская, И.И.Ильясов, Ж.А.Зайцева, А.А.Кирсанов, А.А.Малахов, Р.А.Петросова, и др.);
Субъектная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям. Большие возможности для развития творческой активности школьников создает проектная учебная деятельность.

Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет образовательная область «Технология». Авторы современных подходов к технологическому образованию (П. Р. Атутов, В. М.Казакевич, Е. М. Муравьев, М. Б. Павлова, И. А Сасова, Л. Н. Серебренников, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и другие) указывают на необходимость развития личностного потенциала учащихся в процессе проектной учебной деятельности.

Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии специально не исследовалась. В то же время использование проектной деятельности может значительно повысить творческую активность школьника. Условием решения задач гуманизации является четкая направленность процесса обучения школьников на формирование творческого потенциала как приоритетной ценности отечественного образования. Анализ ряда исследований (Т.Г. Браже, Л.К. Веретенникова, П.Ф. Кравчук, М.Г. Мерзлякова, В.Г. Рындак, Н.Д. Ряховских, O.K. Черепанова, Н.М. Яковлева) позволил сделать вывод о том, что проблема развития творческого потенциала рассматривается в различных сферах образования, однако не удалось найти работ, связанных с развитием творческих способностей методом проектов на уроках технологии в общеобразовательной школе.

Основное противоречие, выявленное в процессе анализа организации образования в системе общего образования, состоит в том, что, с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.

Рассматривая цели общеобразовательной области «Технология», можно предположить, что система образования должна быть направлена на подготовку граждан, а не являться фактором экономики. Никакой диплом больше не дает гарантий занятости, если он не дополнен талантом творческого мышления и общения. Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех «компетенциях», которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни: «способность работать в группе; командный дух и способность к риску; чувство ответственности и личная дисциплина; инициативность и любознательность; творческий подход; профессионализм; стремление к совершенству, навыки саморазвития; чувство соперничества; патриотизм».

Однако было бы неправильно полагать, что воспитание творческих черт личности школьников возможно только в учебной деятельности. Наоборот можно утверждать, что

только в процессе обучения в школе, даже самого творческого, нельзя в надлежащей мере развить творческие черты личности. Нужна непосредственная практическая деятельность в конкретном виде творчества - техническом, художественном и т.д.

Уроки технологии дают большие возможности для развития творчества учащихся через политехническую направленность, конструирование, межпредметные связи, способствуют развитию у учащихся инициативы, самостоятельности, творческое отношение к труду.

С 1996 года в программу (технология) введен раздел - творческий проект, для работы над которым отводится целая четверть, что позволяет учителю заниматься любимым делом (развивать творческие способности учащихся). В 20-е и начале 30-х годов метод проектного обучения широко использовался в школах России. Но он не давал возможности овладевать системой знаний в рамках конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы. Сейчас в связи с реформированием Российского школьного образования метод проектов возрождается.

В мае 2001 года в Санкт-Петербурге состоялся Международный семинар «Метод проектов в технологическим образовании школьников», его организаторами были Британский совет, Министерство образования РФ, Российский государственный педагогический университет имени Герцена и Международный институт образовательных инноваций. Было отмечено, что как с Российской, так и с Британской стороны есть серьезные наработки в использовании методов проектов в трудовом обучении школьников. Например: в Британии это привело к тому, что «технология» стала в настоящее время одним из обязательных пяти учебных предметов: английский, иностранный язык, математика, естествознание, «технология». Например, учителя из города Североморска повышают престиж «Трудового обучения», уровняв его, но значимости с такими предметами как математика, физика и др., а школьные мастерские называются «Лаборатория» Участники семинара отмечали, что проведение совместных работ по использованию метода проектов в технологическом образовании обогатит как Российскую, так и Британскую педагогическую науку и практику. Но так же в ходе дискуссии возникали вопросы, на которые не всегда удавалось получить полные ответы. Например: что сделать, если ученик не хочет выполнять проекты? Как сделать, чтобы форма оформления результатов работы не давила на содержание? Существует ли возрастная зависимость к тем или другим формам проекта? Какова должна быть подготовка учителя? Как сохранить при использовании метода проектов минимум обязательного образования?

Участники пришли к общему заключению, что неосмысленное перенесение чужого опыта приводит к отрицательным результатам. А так же определили цель проекта: это оптимизация «технологического» образования школьников путем гармонизации формирования всех производственных функций будущих работников.

Поскольку проблема развития творческих способностей учащихся в условиях современной школы является важной и актуальной, я предлагаю вашему вниманию концепцию моей педагогической деятельности.

Тема концепции: «Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся».

Концепция моей педагогической деятельности имеет своей целью максимальное развитие творческих способностей личности на основе принципа политехнической направленности полученных знаний, подготовка к самореализации в обществе при современном развитии высоких технологий.









Организация, содержание, эффективность проектной деятельности


Впервые метод проектов возник во второй половине XIX века в школах США, он тогда назывался «Метод проблем» ли «Метод целевого акта». А 1908 году впервые был употреблен термин - проект. В основу метода легли педагогические концепции американского педагога и психолога Джона Дьюи: деятельность обучающегося должна быть направлена на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт.

Современный опыт проектов призван существенно скорректировать и обогатить учебный процесс. Член корреспондент Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор Брянского ГПИ В.Д. Симоненко предлагает, обобщив достижения зарубежных и отечественных ученых, связать основные положения метода проектов с деятельностным подходом. Главная идея его состоит в следующем:

1. Ребенок делает только то, что сам выбрал

2. Деятельность строится не только в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности: все из жизни, все для жизни.

Проектный метод предполагает использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Что же такое творческий проект?

Это самостоятельная творческая работа учащегося, качество выполнения которой зависит от того, на сколько хорошо усвоено содержание различных разделов программы, на сколько прочны знания, умения и навыки, приобретенные учащимися на занятиях. Основные принципы проектов определил русский педагог С.Т. Шацкий еще в начале 20 столетия:

1. Реальный опыт ребенка, который должен быть выявлен педагогом.

2. Организованный опыт (педагог строит занятия на основе того, что знает об опыте ребенка), полученный в результате деятельности ученика

3. Соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания)

4. Упражнения, дающие нужные ребенку навыки.

Американский педагог У.Х. Килпатрик отмечал, что учебная работа должна опираться на активность учащихся, их интересы, и самостоятельность мышления детей. Полный проект по технологии имеет шесть ключевых составляющих:

1. ученики проектируют и изготовляют изделие, отвечающее реальной
потребности и для определенного пользователя;

2. при проектировании они проводят специальное исследование;

3. они генерируют первоначальные идеи по возможному решению
удовлетворения потребности;

4. разрабатывают одну из них (или комбинируют две или большее
количество идей) до стадии изготовления.

5. они изготовляют изделие (предварительно спланировав эту стадию);

6. испытывают изделие в реальной жизни и оценивают по его параметрам
удовлетворения определенной потребности.

Этапы творческого проекта.

В любой творческой деятельности человека можно выделить определенные закономерности и этапы. Основные этапы творческого проекта соответствуют этапам

проектного обучения и согласуются с теорией поэтапного формирования умственных действий, (приложение 1)

1. Организационный. На этом этапе осуществляется мотивация и усвоение
ориентировочной основы действий. Происходит выбор темы проекта учащимися,
ее осознание и обоснование; определение объема знаний, умений, навыков,
необходимых для выполнения проекта, составление плана работы, знакомство с
информационными источниками. На этом этапе моя роль как учителя достаточно
велика. Я не просто должен разъяснить смысл задания, а побуждать
учеников к самостоятельному поиску и решению учебной проблемы. Я направляю
деятельность учащихся, расставляю акценты, моделирую проблемные ситуации,
обогащаю учебную информацию и творческое поле урока.

2. Конструкционный. На этом этапе ООД продолжает формироваться, идет
активный поиск оптимального решения конструкции будущего изделия,
формируются навыки систематизации различных приемов, поиска решений.
Происходит знакомство с алгоритмами, инструкциями и опорными схемами. Для
успешной реализации теории поэтапного формирования умственных действий,
особое внимание я уделяю конструированию ООД, которая учитывает возрастные
особенности учеников и способствует развитию мыслительных операций
(сравнение, синтез, абстракция, обобщение).

Это алгоритмы методов технического творчества. Информацию о них я подаю в виде дидактических материалов.

Распределение методов технического творчества по классам провожу с учетом возрастных особенностей школьников (приложение 2). Чем старше дети, тем сложнее методы.

5 класс. Метод контрольных вопросов - КВ. (приложение 3) Суть этого метода состоит в использовании при поиске решения творческих задач списка специальных подготовленных вопросов. Учащиеся отвечают на вопросы и в связи с ними анализируют свою задачу. По сути - это краткая памятка изобретателю. В нашей стране популярен вопросник советского изобретателя Г.Я. Буша:

1) что можно заменить?

2) С чем можно скомбинировать?

3) Что будет, если это увеличить, уменьшить, повернуть?

4) Что можно добавить?

5) Что можно убрать?

6) Что можно объединить?

7) Что напоминает?

8) Что получилось? (приложение 3.1)

Одним из лучших считается список вопросов, составленный английским

изобретателем Т. Эйлоартом:

1) Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их.

2) Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные задачи и аналогичные задачи. Выделить главные.

3) Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения.

4) Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии.

5) Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели.

6) Попробовать различные виды материалов и энергии: газ, жидкость, твердое тело и т.д.

7) Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.

8) Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.

9) Устроить групповое обсуждение, выслушивая все и воспринимая каждую идею без критики

10) Попробовать «национальные» решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и др.

11) Спать с проблемой, идти на работу, гулять, пить есть, играть, ехать - все с ней.

12) Бродить среди стимулирующей обстановки (свалка лома, технические музеи, магазины дешевых вещей), пробегать журналы, комиксы.

13) Набросать таблицу цен, величин, типов материалов и т.п.

14) Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.

15) Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т.п.

16) В воображении «залезть» внутрь механизма.

17) Чья это проблема? Почему его?

18) Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?

19) Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?

Впервые списки таких вопросов появились в 20-х годах прошлого столетия, а новые продолжают появляться и теперь. Я решил составить свои списки вопросов и апробировать в своей работе. Сначала я проанализировал область применения объектов труда, которые изготавливают учащиеся, результаты показали, что в основном изделия используются в быту, в школе, во дворах. У меня получилась таблица «Изменение вида и функциональности (многофункциональности) объекта в зависимости от места его применения (использования)» (приложение 4) Изделие изначально, имевшее функцию, как вешалка для полотенца, нашла широкое применение в других областях использования.

Я предлагаю учащимся самостоятельно выбирать и использовать из общего списка нужные вопросы в данной конкретной ситуации при разработке конкретного объекта. Осуществление этого метода выполняет две задачи: 1. Стимуляция исследовательской активности в условиях свободного общения и раскованности, положительного эмоционального подкрепления.

2. Тренировка операций направления внимания в исследовании проблем, создающей возможность переноса этих операций на исследование любых ситуаций вне урока.

6 класс. Метод морфологического анализа - МА. (приложение 5)

Метод КВ дополняю методом МА. Суть метода заключается в следующем. В разрабатываемом объекте выделяют несколько характерных для него структурных или функциональных морфологических признаков. По каждому признаку составляют список его возможных конкретных вариантов, альтернатив, технического выражения. Признаки я располагаю в форме таблицы называемой «Морфологическим ящиком или матрицей». Это позволяет определить поисковое время. Перебирая сочетания вариантов выделенных признаков, учащиеся выявляют новые решения задачи. В основном МА применяют не для поиска какого-либо одного решения, а в тех случаях, когда требуется исследовать область возможных решений. Суть анализа показана на примере создания светильника. Причем при постановке задачи, я не указываю какой именно светильник, что еще в большей степени позволяет учащимся развивать творческий поиск. Этот метод я использую при решении конструкторских задач общего плана.

7 класс. Метод фокальных объектов - ФО. (приложение 5.1)

К предыдущим методам добавляется метод ФО, суть которого состоит в том. что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие

преодолеть психологическую инерцию. Например, в качестве фокального объекта возьмем часы. В качестве случайных объектов стол, книга, телевизор и т.п.. Признаки случайных объектов, например, для понятия «стол» будут следующими: круглый, деревянный, полированный. При перенесении этих признаков на фокальный объект получим: часы круглые, часы полированные, часы деревянные. Развитие полученных сочетаний, путем свободных ассоциаций позволяет получить, например, для часов круглых: часы круглой формы, часы с круглым циферблатом, часы с округленными цифрами, часы на круглой подставке и т.д. После оценки полученных сочетаний выбираются наиболее подходящие варианты для использования.

8-9 класс. Алгоритмы решения изобретательских задач - АРИЗ. (приложение 6) Этот метод принципиально отличается от всех выше изложенных методов прежде всего тем, что является рациональным. Процесс решения задач заключается в последовательном выполнении действий по выявлению, уточнению и разрешению технических противоречий. Для устранения технических противоречий я использую применение системных операторов АРИЗ, отражающих информацию о наиболее эффективных способах преодоления противоречия. Например, принцип универсальности - объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах (универсальная ваза заменила три вазочки, сосуд для цветов, подсвечник). В настоящее время я разрабатываю свои системные операторы АРИЗ, некоторые из них применяю на уроках «Технологии» (приложение 6.1)

Во время конструкционного этапа, моя задача создать атмосферу эмоционального и интеллектуального подъема. Пользуюсь педагогическими технологиями сотрудничества и сотворчества: учитель и ученик заражают друг друга творческой энергией в процессе поиска конструкционных и технических решений.

Технологический. На этом этапе происходит реализация действий в материальной форме, основной целью которого является создание реального объекта. Необходимость обращения к инструкциям и алгоритмам отпадает и функцию ООД выполняет внешняя речь. Ученики обосновывают конструкционные и технологические решения, проговаривая этапы создания объекта. На этом этапе моя роль как учителя весьма пассивна, но как быть если школьник зашел в тупик из-за недостатка идей, информации, жизненного опыта. Самое сложное для меня в этот момент - роль независимого консультанта. Порой трудно удержаться от подсказок, особенно если я вижу, что ребята «идут не туда». Но в ходе консультаций подсказывать нельзя, можно только отвечать на возникающие вопросы. Моя роль мягко и ненавязчиво, не ущемляя инициативы ученика, показать ему, что его творческий потенциал далеко не исчерпан. Я пользуюсь различными эвристическими приемами. Например, перед учеником выставляю набор самых разнообразных предметов, которые объединяет лишь малогабаритность: наручные часы, катушка из-под ниток, складные ножницы, компас, шестеренки, магнитики, кольцо для ключей, шахматные фигуры и т.д. Предлагаю ребятам внимательно посмотреть на предметы и проанализировать их с точки зрения возникшей проблемы. Как правило решение приходит, причем решение эвристического характера. Например, кто-то нашел недостающее звено будущей конструкции, кто-то сумел выделить целую проблему и направление дальнейшей деятельности. Так магнит заменил защелки, на смену леске пришли резиночки, вырезанные из велосипедной камеры, деревянная катушка заменила червячную передачу.

Презентационный. На этом этапе действия учащихся постепенно
автоматизируются, они все реже обращаются к опорным графикам, схемам,
чертежам. ООД - внутренняя речь. Работа анализируется, структурируется, ей дается самооценка, а в финале проект выставляется на коллективную защиту, которая позволяет судить об уровне сформированное учебных действий. Анализируется логика, выбранная проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач, неожиданные последствия деятельности. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала «ситуацию неуспеха». В результате у школьников формируются продуктивные подходы к овладению информацией, снимается страх перед неправильным высказыванием или решением, поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки, к тому же закрепляются доверительные отношения ученика и учителя.

Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, акцент делается не на содержание предмета, а на процессе применения имеющихся знаний, технического мышления учащихся, развитие которого я начинаю с первых занятий. Начинается систематическое изучение элементов техники, производства, технологии, организации трудовых умений. Происходит приобщение учеников к новому учебному предмету, к порядку в мастерских и на рабочих местах, к предварительному планированию предстоящей работы, соблюдению мер техники безопасности и производственной гигиены, что является основой обучения в данном классе, что для изготовления любого изделия существует определенные правила, без которых невозможно этого достичь. Сначала необходимо изготовляемое изделие изобразить, знать его форму, размеры, так происходит изучение основ черчения. Эскиз, чертеж, технический рисунок. Затем идет выбор материала, для чего нужно знать их физические и механические свойства (основы биологии и физики) Затем идет перенос форм с эскиза на заготовку. Они знакомятся с основами геометрии (плоскостная разметка, измерение отрезка, построение перпендикуляра, симметрия относительно прямой, параллельные прямые). После этого нужно разделить материал на части, различными инструментами. В зависимости от конструкции изучать способы их отделки и способы соединения между собой. Такого рода объяснения позволяют сформировать, политехнические обобщенные понятия. Еще одна область реализации политехнического принципа, это техническая эстетика, которая является неотъемлемой частью, содержания политехнического обучения. Во-первых, широкое использование в технологии конструирования, как средства технического развития учащихся и привлечение их к творческой деятельности, требует дополнительных технических и технологических знаний и умений о технической эстетике. Во-вторых, техническая эстетика проникает во все области материальной культуры, обеспечивая единство технико-технологических и эстетических качеств предметов. Подбор интересных объектов труда для учащихся вызывает у них повышенный интерес к работе, изучению основ точных наук, без которых невозможно изготовление изделия. В 5-х классах основной акцент делаю на подвижные игрушки (их изготовление, их конструирование, не навязывая своего мнения), развиваю креативные способности. Кроме того, подбираю такие объекты труда, чтобы ребенок мог убедиться в действии определенных законов физики и механики. Например, в изделии № 1 -твердость, плотность материалов, в изделии № 2 - гибкость, упругость, рычаг, в изделии № 3 - кривошип, привод, изделие № 4 - трение, ускорение, № 5 - червячные передачи, № 6 -ременные передачи.

Анализируя результаты эффективности предлагаемой методики, в своей работе я использую технологические разработки диагностики, основой которой стал тест Беннета (приложение 7): задачи, сопровождаемые техническими рисунками, для начальной и контрольной диагностики, два равнозначных по количеству и сложности задания теста. Это задачи, решение которых основано на знаниях, полученных на уроках трудового обучения, и задачи, решение которых основано на знаниях, полученных при изучении других учебных предметов, или знаниях, полученных вне школы.

Эти задачи определяют низкий, средний и высокий уровень технического мышления учащихся. На приведенной диаграмме (приложение 8) начальной и контрольной диагностики видно, что уровень технического мышления учащихся пусть немного, но повысился.

Проекты разнообразны по времени выполнения.

1. Краткосрочные (2-6 часов). Эти проекты с удовольствием выполняют учащиеся

5 - 7 классов в виде: плакатов, рисунков, комиксов, особенно в юмористической форме, на тему «Правила техники безопасности». Их настолько это увлекает, что некоторые из них выполняют 2-3 проекта. Видя их заинтересованность, я предлагаю ребятам выйти за рамки предмета. Они сами выбирают темы: «Правила дорожного движения», «Правила поведения в школе», «Соблюдения этикета» и т.д., что очень полезно для их всестороннего развития. Проект, выполненный с использованием компьютера, позволяет закреплять и развивать их знания, полученные на уроках информатики.

2. Долгосрочные. Проект, который требует времени для сбора информации,
разработки, поиск материала, изготовления, анализа и защиты. Может занимать до 6 учебных недель. Его могут выполнить учащиеся 8 - 9 классов, которые овладели определенными навыками, знаниями, умениями. Так же виды проектов могут быть разными по содержанию:

1. Монопредметные - основаны только на курсе «Технология». Например: изобрести светильник - торшер, фонарь, бра, гирлянда, ночник.

2. Межпредметные - интегрируется смежная тематика нескольких предметов. Например: физика, технология, биология, история «Почему летает самолет»

3. Надпредметные. Например: вторая жизнь старых вещей.

В минимум содержания образовательной области «Технология», включено изучение некоторых экономических вопросов. Я использую в проектной деятельности пункт экономической оценки своей деятельности, что позволяет включить в творческий проект экономическое обоснование (экономический расчет), методику которых предлагает В.Д. Симоненко. Порядок и правила экономических расчетов представлены в форме таблицы (приложение 9) которая является ориентировочной основой деятельности. Это позволяет ученикам не только выполнять экономическое обоснование творческих проектов, но и оперативно решать такие задачи, как расчет и сравнение себестоимости двух объектов, выбор выгодной технологии обработки материала (с точки зрения затрат на электроэнергию) и т.п. Например: себестоимость изготовленной универсальной вазы с 3 тарелочками, стоимостью 50 рублей, заменит комплект из трех вазочек, купленных в магазине стоимостью 100 рублей каждая. Экономическая эффективность 300-50 = 250 рублей с учетом электроэнергии, клея, лака, морилки, шкурки.

Конечно, у ребят в ходе выполнения проекта возникают специфические сложности, которые носят объективный характер, а их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей ведения проектов.

Ученикам трудно:

1. Намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи

2. Искать пути их решения

3. Предусматривать последствия выбора

4. Действовать самостоятельно, без подсказки

5. Сравнивать полученное с требуемым

6. Корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов

7. Объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Вот почему весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций, инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требование педагога к качеству проекта, формы и методы оценки результата.

Большую помощь в организации самостоятельной работы над проектом обучающимся оказывает памятка в форме ярких, лаконичных, эмоциональных советов, предложенная учителем технологии из Екатеринбурга А. Крыловым. Я ее изобразил в виде таблицы и советую ребятам вклеить ее в рабочую тетрадь на первой странице (приложение

10) Термин «проектный подход» по-разному используется в отдельных областях

образования, поэтому в различных предметах он выглядит по-разному. Но есть общее для всех предметов. Учеников стимулируют:

1. Быть активным в учебе

2. Исследовать, экспериментировать, думать и анализировать

3. Развивать сотрудничество в обучении

4. Брать ответственность за свое обучение на себя.

Эффективность обучения «технологии» через проектный подход бесспорно и состоит в следующем:

1. Закрепление знаний по другим предметам. Проекты дают дополнительные
направления и возможности для обучения. Знания, полученные на уроках химии и
физики, могут быть использованы для принятия правильного решения по
оптимальной форме или действию вещи, которую учащийся планирует
изготовить. Знания по биологии используются, когда учащиеся обдумывают
эргономические факторы изготовления. Математические и пространственные
знания и умения развиваются, когда планируются и оцениваются свои идеи, когда
взвешивают и измеряют материалы, делают чертежи, работают с древесиной или
металлом. Эстетические способности развиваются когда ученики принимают
решения по поводу внешнего вида, цвета или текстуры изделия. Например: фото
(объяснение) Проекты не только помогают закреплять полученные по другим
предметам знания и умения, обеспечивая соответствующие ситуации, в которых
эти знания могут применяться. Часто знания, необходимые ученикам для работы
над проектом, «подстегивают» развитие интереса к другим предметам. Все
предметы значительно выигрывают от интеграции различных дисциплин при
обучении «технологии»

2. Развитие когнитивных умений: что является очень полезным для учеников,
каким бы видом деятельности они не занимались. Учащиеся обучаются навыкам и
умениям планирования, исследования, анализа и приведения в порядок
полученных данных.

3. Развитие социальных и физических умений. Когда ученики учатся работать с
инструментами, оборудованием и другой техникой, исследуют, испытывают свое
изделие и просят других оценить его, у них развиваются такие «социальные»
навыки, как умения выслушивать критику, вести обсуждение и самое главное - работать в команде.

4. Развитие уверенности в своих силах. Учащиеся учатся уверенности в том, что
они могут улучшить жизнь для людей и самих себя, подходить к окружающему их
миру творчески, воспринимать себя как активных и способных на многое людей, а
не просто получателей знаний.

5. Кроме того, это помогает школе в целом - ученики видят «технологию» как
интересный предмет, который придает достаточную мотивацию к учебе как самым
слабым, так и самым сильным:

а) увеличивается тяга к знаниям по всем
предметам;

б) ученики лучше подготовлены к резкой перемене профессии, что им
пригодится в 21 веке;

в) появляется взгляд на школу, как на прогрессивный и
динамический центр получения необходимых знаний.












Заключение

Конечно, развитие творчества через творческий проект требует новых педагогических методик и более развитых отношений между учителями и учениками. Учителю понадобится широкий набор педагогических методов и приемов, чтобы помочь ученикам стать творческими, активными и самообучающимися личностями.

В концепции проектного метода в «Технологии» я стараюсь избегать, по крайней мере, четырех «подводных» камней:

• упрощение и банализация. Реализация проектов на уроках «Технологии» (особенно если это происходит «строем») не решает проблем развития творческого мышления, не создает мотивации к учению, не прививает навыков самообразования, саморазвития, самоанализа и др.;

• догматизм, который состоит в том, чтобы рассматривать метод проектов в качестве абсолютной ценности, как альфу и омегу всякого развития. Индивидуальный подход, учет местных, а часто и национальных особенностей, остается необходимым. Только крепкая дидактическая (методическая) подготовка позволяет расширить перспективу и результативность проектного метода;

• узкий «технологоцентризм». Ценности, достойные распространения, универсальны и их развитие естественно приводит к учету взаимозависимости по отношению к остальным предметам учебного плана школы. Не менее важны для будущего такие вопросы, как глобализация экономики, миграционные потоки или экологическое равновесие и др., которые в действительности все больше приобретают планетарный характер;

• преувеличенный оптимизм, учитывающий исключительно новые позитивные возможности, открываемые методом проектов. Существует опасность снижения чувства ответственности перед одноклассниками, может чрезмерно развиться индивидуализм (при неправильной методике проведения занятий)

Необходимо действительно перейти от познавательного процесса к образовательному, от концепции «обучения чему-либо» к «изучению конкретных, интересных именно мне вещей». В этом смысле проектная педагогика оказывается исключительно перспективной.

В дальнейшей моей деятельности планирую работу над межпредметными и надпредметными видами творческих проектов, издание брошюры с творческими проектами учащихся по темам: «Техника безопасности», «Правила поведения в школе», «Соблюдение правил дорожного движения». «Соблюдение этикета». Таким образом, моя работа направлена на воспитание творчески развитой личности, способной к адаптации в изменяющихся условиях, с повышенным интересом к различным технологиям, с развитым мобильным техническим мышлением.





Список литературы

1. А. Крылов. Проектный метод в «Технологии» //Учитель года, №1/2002 г,

2. А.М. Матюшкин. Развитие творческой активности школьников. - М., «Педагогика», 1990 г.

3. И.А. Сасова. Метод проектов в технологическом образовании школьников. //Стандарты и Мониторинг, №4/2001.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2003.

5. П. Джеймс, М.И. Гуревич. Проектный подход к обучению технологии. //Стандарты и мониторинг, №1/2000.

6. Солопова Н.К., Вязовова О.В. Поиск, творчество, находки (проектная деятельность на уроке). - Тамбов: ТОИПКРО, 2005





Приложение 1

Согласование этапов творческого проекта с этапами формирования умственных действий

Этапы творческого проекта

Этапы формирования

Организационный

Мотивация

Ориентировочная основа действий

(ООД)

Конструкционный

Материальные действия

Технологический

ООД-внешняя речь

Презентационный

ООД-внутренняя речь

Интериоризация

Приложение 2

Алгоритмы методов технического творчества с учетом возрастных особенностей школьников


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс


Метод КВ



Метод КВ

Метод МА

Метод КВ

Метод МА

Метод ФО

Метод КВ

Метод МА

Метод ФО

АРИЗ


Приложение 3

Метод контрольных вопросов (5 класс)

Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образованияПриложение 3.1

Дидактическая карта метода контрольных вопросов

Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования




Объект

Вопрос

Результат

Плавательное средство

Что можно добавить?

Парус

Парусник

Что можно убрать?

Винт

Плот

Что можно объединить?

Парус и винт

Яхта


Широкое распространение получили универсальные вопросники

А. Осборна, Т. Эйлоарта, Г. Буша


Список контрольных вопросов ученика 5 класса_________________

  1. Что можно заменить?

  2. С чем можно скомбинировать?

  3. Что будет, если это увеличить,

Уменьшить, повернуть?

  1. Что можно добавить?

  2. Что можно убрать?

  3. Что можно объединить?

  4. Что напоминает?

  5. Что получилось?

Приложение 4.

«Изменение вида и функциональности (многофункциональности) объекта в зависимости от места его применения (использования)»


Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования


Приложение 5.

Метод морфологического анализа (6 класс)

Ф. Цвикки - Швейцария.


Параметры

Возможные варианты

1

2

3

4

5

Светильник

А

Люстра

Ночник

Канделябр

Подсвечник

Фонарь

Освещение

В

Электрическое

Свечи

Корпус

С

Деревянный

Стеклянный

Оловянный

Металлический

керамика

Вид назначения

Д

Настольный

Напольный

Настенный

Подвесной

Ручной

Источник тока

Е

Батарейка

Аккумулятор

Бытовая

электрическая

цепь

Варианты: А2В1С1Д3Е3 (ночник, электрический, деревянный, настенный, бытовая электрическая цепь)

Количество вариантов: N=5*2*5*5=250





Приложение 5.1

Метод фокальных объектов (7класс) пример Г.Я. Буш

Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Возможные варианты


ЧАСЫ

Свойства Свойства Свойства

Толстая Круглый Цветной

Тонкая Деревянный Ч/белый

Учебная Полированный Прямоугольный

Приложение 6.

Системные операторы АРИЗ (8-9 классы)

Наименование

Содержание

1

Принцип

дробления

-разделить объект на независимые части; -выполнить объект разборным; увеличить степень дробления (измельчения) объекта;

2

Принцип

местного

качества

-перейти от однородной структуры объекта (или внешней среды, внешнего воздействия) к неоднородной;

-разные части объекта должны иметь разные функции;

-каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее соответствующих виду деятельности в которой ее используют.

3

Принцип

универсальности

-объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах.

4

Принцип

объединения

-соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты;

-один объект проходит сквозь плоскость в другом объекте.

5

Принцип

«матрешки»

-один объект размещен внутри другого объекта, который в свою очередь находится внутри третьего, и т.д.;

-один объект проходит сквозь полость в другом объекте.

6

Принцип

«наоборот»

-вместо действия, диктуемого условиями задачи;

-осуществить обратное; перевернуть объект «вверх ногами»; сделать движущую часть объекта неподвижной, а неподвижную - движущейся.

7

Принцип перехода в другое измерение

-перейти от движения в одной плоскости к возможности перемещаться в двух или трех измерениях;

-многоэтажная компоновка объектов вместо одноэтажной; наклонить объект или положить его «на бок»

8

Принцип

асимметрии

-перейти от симметрической формы объекта к асимметрической.

9

Применение

композиционных

материалов

-перейти от однородных материалов к композиционным

10

Применение гибких оболочек

-вместо объемных конструкций использовать гибкие оболочки и пленки.




© 2010-2022