Программа вариативного курса по выбору учащихся для 7-го и 8-го классов «Геологическое краеведение»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа вариативного курса по выбору учащихся для 7-го и 8-го классов

«Геологическое краеведение»

Евдокимов Борис Иванович- Учитель КГУ «Средняя школа Асубулак Уланского Района Восточно-Казахстанской области

Пояснительная записка Определение понятия «краеведение» в разное время значительно изменялось и до последнего времени не имеет однозначного определения. Настоящая программа, в целом, понятие « краеведение» определяет как всестороннее научное изучение территории Родного края, под которой, обычно, понимаются: окрестности своего населенного пункта, территорию административного района и области, в состав которых входит данный населенный пункт. А также территорию физико-географического региона или исторической области, на которой находится данный населенный пункт. Данная программа составлена с учетом того, что понятие «Родной край» включает территорию поселка Асубулак и его окрестности, территорию Уданского района и всей Восточно-Казахстанской области. В физико-географическом и историческом плане - это территория Калбинского хребта и Рудного Алтая. Научное изучение Родного края, с точки зрения, географической, социально-экономической, политической, исторической и др.требует использования фактических данных и методов исследования многих наук и не только изучаемых в школе, но и тех, которые в школе не изучаются. Изучение географических и исторических объектов и явлений, которые школьники могут непосредственно наблюдать, помогает лучше усвоить программный материал всех школьных курсов, увязать его с современностью, окружающей действительностью. Краеведение способствует формированию патриотизма, нравственности, экологическому воспитанию, трудовому и физическому развитию детей. Природа и история Восточного Казахстана в целом, и нашего поселка в частности, отличается большим разнообразием, с одной стороны, и довольно слабой изученностью с другой стороны. Что делает процесс изучения родного края интересным для учащихся , но в тоже время и очень сложным для учителя , так-так отсутствует необходимая литература, пособия, программы. В связи с огромным фактическим материалом по истории и географии Рудного Алтая, а также с тем, что в школах Казахстана введен специальный обязательный курс «Краеведение» в 7-х классах, в основу программы положено главное направление - изучение геологии родного края. Особенности геологического строение и минеральные богатства Рудного Алтая, во многом определяют и особенности других элементов природы и историю населения края, поэтому, изучая геологию, учащиеся будут расширять свои знания и о других разделах курса краеведения. Кроме того в школе накоплен определенный опыт работы в данном направлении и собрано необходимое оборудование и наглядность. Составлена программа работы геологического кружка, в которой отражены все особенности данной деятельности в школе. Геологическое краеведение, как и краеведение в целом, связано тесным образом с туризмом- походами и экскурсиями по родному краю, поэтому значительная часть времени уделено технике туризма. Специально выделяется время на изучение правил техники безопасности и оказания первой медицинской помощи, правилам поведения в природе, охране природы. Большая часть занятий проводится в форме практических и лабораторных работ, каждое занятие включает в себя комплекс форм, методов и приемов изучения материала. Много времени уделено самостоятельной работе с литературными источниками и сведениями из Интернета, Походы и экскурсии по окрестностям поселка являются важнейшими компонентами реализации программы по краеведению.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

-Особенности природы Родного края, как части природы страны и Земного шара

- Основные характеристики элементов природы родного края.

-Особенности формирования земной коры, горные породы и минералы родного края.

- Полезные ископаемые родного края, их исполозование.

- Историю горного дела, как Рудного Алтая в целом, так и Калбы, в частности.

- Значение оловянных месторождений Калбинского хребта в исторический период - Эпоху бронзы.

- Значение редких металлов в развитии ракетно-космической отросли СССР.

-Основные исторические события на территории изучаемого района в контексте мировых событий

-Другие природные ресурсы Родного края.

-Основные памятники природы и истории Родного края, связанные с геологией и горным делом.

-Основные правила организации геологических походов и экскурсий

-Основные правила поведения в природе.

-Основные источники информации о природе, истории и особенностях геологического строения Родного края.

-Основные сведения о профессиях, связанных с геологией, горным делом, необходимых в нашем регионе.

Учащиеся должны уметь:

-Использовать полученные знания на уроках по основным предметам и во внеурочное время.

-Пользоваться различными источниками получения фактического материала:

научной и научно-популярной литературой, картами, интернетом и др.

-Определять визуально основные минералы и горные породы Родного края.

- Пользоваться горным компасом и другими инструментами.

- Читать простейшие геологические карты

-Проводить простейшие самостоятельные исследования в природе, уметь измерять

их количественные и качественные характеристики.

-Делать элементарные, предварительные описания геологических объектов, памятников природы, и истории.

-Правильно вести себя в природе.

-Оказывать первую медицинскую помощь.

-Собирать образцы горных пород и минералов, фиксировать другой краеведческий материал, давать ему оценку.

-Вести разъяснительную работу о природе и истории Родного края , о его богатствах, о бережном отношении к

памятникам природы и истории.

Список литературы:

*Строев К.Ф. Краеведение «Просвещение» М. 1967г.

*Туристско-Краеведческие кружки в школе. Под редакцией Титова В.В.

«Просвещение» М. 1988г.

* Филиппов В.А.Заповедные сокровища природы Алтая «Наука» А-Ата. 1986гю

*Кайсенов К. Страна моего детства «Жалын» А-Ата 1983г.

*Агроклиматические ресурсы Восточно-Казахстанской области.

«Гидрометиздат» Ленинград.1975г.

*Черных С. Под небом Алтая «Жазушщи» А-Ата 1988г.

*Агапов П. Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана 2Жалын» А-Ата 1979г.

*Общая геология . Учебники. Разные авторы разные издательства.

*Определители минералов и горных пород. Разные издания.

*Восточно-Казахстанская область. Карта М- 1:1000000 «Агземресурсы» Астана 2000г.

*Минералы и горные породы СССР.

Справочник - определитель. М. 1970г.

*Сучкова А. Питолина Т.Первые шаги в геологию

М. 2005г.

*Данукалова Г. Палеонтология в таблицах М.2009г.

*Методические рекомендации по проведению занятий

С юными геологами. Свердловск.1985 год.

*Программа кружка «Юные геологи» при Асубулакской

средней школе. Асубулак 2003 год

*Программа курса по выбору учащихся: Введение в геологию»

ГУ «Средняя школа Асубулак» 2011 год

Содержание курса: «ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование разделов и темы

Всег о

Дата


Прак

Прим

1.

2




1. Ведение


1.

Организационное занятие. Цели и задачи геологического кружка. История геологического кружка школы.



2

Знакомство с материалами, собранными юными геологами в прошлые годы. Просмотр фото и киноматериалов.




3.

Роль геологии в развитии поселка, области, страны



4.

Мои родители работают в горно-металлургическом комплексе.



5.

Краткая история освоения природных богатств Калбы



6.

Обзорная экскурсия на ближайшие горные выработки



2. Природа родного края


1.

Восточный Казахстан - жемчужина в короне Казахстана



2.

Замечательные объекты природы на карте ВКО.



3.

Асубулакский Геолого-минералогический заказник Кармен-Куус



4.

Экскурсия в заказник Кармен-Куус



5.

Калбинский сосновый бор.


6.

Экскурсия в Калбинский сосновый бор


7.

Синигорская пихтовая роща



8.

Экскурсия в Синегорскую пихтовую рощу



3. Ориентирование


1.

Ориентирование и приемы ориентирование на местность



2.

Компас и его разновидности




3.

Горный компас и его особенности



4.

Упражнения в работе с горным компасом на местности


5.

Понятие об азимуте



6.

Измерения азимута на местности



7.

Хождение по азимуту



8.

Измерение линейных расстояний на местности



9.

Масштаб шагов. Определение длины шага

10.

Карты и их виды.


11.

Масштаб карт

12.

Ориентирование по карте

13.

Зачетная работа по картографии


4. Общая геология

1.

Сферы Земли их основные характеристики

2.

Земная кора и ее строение и происхождение

3.

Эндогенные процессы формирования земной коры

4.

Вулканизм и сейсмические процессы

2



1

5.

Выветривание и его формы

6

1

6.

Экскурсия на жилу «Траншейная». Тектонический надвиг и его проявления.

2



6

7.

Пещеры как формы выветривания

6

2

8.

Экскурсия. Селевые потоки-факторы формирования современного рельефа

35



6

5. Основы минералогии

2

1.

Обзор многообразия минералов

2

2

2.

Коллекция минералов

5

1



1

3.

Основные свойства минералов

20

1



4

4.

Изучение отдельных минералов

6

10



10

5.

Экскурсия на пегматитовое поле «Красный Кардон» Правила сбора геологических образцов Техника безопасности работы на карьерах

32



6

6. Понятие о горных породах и их свойствах

10

1.

Классификация горных пород. Их свойства.

5

5



5

2.

Местные горные породы

6

2



3

3.

Экскурсия: Калбинская гранитный баталит и его породы

10



6

4.

Экскурсия: Иртышская зона смятия. Горы Эргитау

11





101

7. Методы геологических исследований

1

1.

Шлиховое опробование

10

1

2.

Практическая работа по шлиховому опробованию участка Жантас

5

1





9

8. Организация полевых исследований. ОБЖ.

15

2



3

9. Подготовка и проведение летней геологической экспедиции


II ГОД ОБУЧЕНИЯ. 8 класс. 68 ЧАС

урока

Наименование разделов и тем


Дата

Практич

Прим Прим

2




1. Введение


1.

Организационное занятие. Подведение итогов работы за прошлый год. Планирование на новый учебный год.



2.

Краткая история местных горно - рудных предприятий.



3.

Источники геологической информации и работа с ними.




4.

Экскурсия на карьеры Белогорского ГОК



И. Природа родного края


5.

Сибинские озера. Другие озера ВКО. Типы озерных котловин.



6.

Экскурсия на Сибинские озера



7.

Река Иртыш и другие реки Восточного Казахстана.



8.

Зайсанская котловина



9.

Основные горные массивы ВКО




III. Знакомство с картой


10.

Значение карты в геологии и других отраслях деятельности человека



11.

Виды карт по содержанию и масштабу



12.

Масштабы карт. Измерения по карте




13.

Условные знаки карт. Изображение рельефа



14.

Карты ВКО



15.

Изучение топонимики карты ВКО



16.

Упражнения в рисовании карт



17.

Построение гипсометрического профиля



18.

Зачет по общей картографии



19.

Геологическая карта и ее особенности



20.

Общее знакомство с геологической картой области




IV. Общая геология


21.

Планеты Солнечной системы



22.

Космогонические теории



23.

Понятие о тектонике. Теории развития Земной коры



24.

Тектоническая карта Казахстана и мира



25.

Геохронология







































26.

Основные тектонические структуры и их элементы

27.

Складчатость.Синклинали, антиклинали.

28.

Построение разреза с горизонтальным залеганием слоев

29.

Интрузии. Разломы.

30.

Построение разрезов со сложной структурой

31.

Геологическая роль биосферы

32.

Человек и земная кора. Ноосфера.

33.

Роль экзогенных и эндогенных процессов в формирование земной коры. Изучение строение Земной коры. Кольская сверхглубокая геологическая скважина.

34.

Выветривание. Продукты выветривание их перенос и отложение

35.

Основные экзогенные процессы, их роль в формировании современной земной коры

36.

Экскурсия. Геологическая деятельность рек родного края. Р. Тайынта.


V. Минералогия

37.

Понятие «химический элемент», «минерал», «химическое соединение»

38.

Классификация минералов

39.

Изучение основных классов минералов

40.

Химические методы изучения состава минералов

41

Самородные элементы и их свойства

42

Оксиды. Сульфаты. Сльфиды.

43

Силикаты.

44

Другие классы минералов и их определение

45

Местные минералы

46.

Экскурсия на рудник Вольфрам

47.

Зачет по минералогии


VI. Основы петрографии

48.

Генезис горных пород и их классификация

49.

Изучение основных групп горных пород

50

Магматические породы, их свойства.

51

Осадочные породы, их определение

52

Метаморфические горные породы

53

Биогенные породы. Уголь. Нефть. Газ. Торф. И др

54.

Приемы изучения. Описания и сбора горных пород в полевых условиях

55.

Проведение геологического маршрута на местности

56.

Камеральная обработка собранных материалов

57.

Местные горные породы их использование

58.

Практическая работа по изучению качества глин с различных проявлений. Их керамические качества.


VII. Основы гидрогеологии

59.

Роль воды в природе

60.

Роль воды в народном хозяйстве

61.

Воды ВКО. Проблемы рационального водопользования

62.

Гидрогеологические исследования местных водоисточников. Определение расхода воды в реке.

63

Измерительные работы на водоисточнике

64

Расчетные работы водного источника


VIII. Радиационные исследования

65

Радиоактивность природная и искусственная.

Физическая природа радиоактивности пород.

66

Приборы. Единица радиоактивности. Изогаммы

67

Практические работы на местности. Радиоактивность местных пород.

68

IX. Организация и проведение летней геологической экспедиции









© 2010-2022