Методичка Техники формирующего оценивания

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методичка Техники формирующего оцениванияМуниципальное автономное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы

«Планета взросления»





РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА


Методичка Техники формирующего оценивания





г. Хабаровск

СОДЕРЖАНИЕ


Система педагогической деятельности: цель, задачи, программно-методическое и нормативно-правовое обеспечение.

стр. 4-6




      Дидактические основы педагогического процесса обучения (принципы, методы, календарно-тематическое планирование).

      Виды и формы учебных занятий в дополнительном образовании. Структура проведения занятий.

      Воспитание в кружках, основные формы, виды и проблемы. Организация культурно-досуговой деятельности в кружке

      стр. 8-11


      стр. 12-16

      стр. 23-30


      Проблемные педагогические ситуации, наиболее часто встречающиеся в деятельности педагога

      стр. 31-34


      Проектирование и разработка образовательных программ.

      стр. 34-42





      Слово к педагогам!


      Уважаемые коллеги! Вам предлагается рабочая тетрадь, которая поможет Вам в получении информации об основных направлениях педагогической деятельности, осмыслении педагогических понятий, формировании педагогической позиции,раскрытии Вашей индивидуальности, а также в развитии профессиональных способностей и качеств.

      Исходя из программы развития ЦВР «Планета взросления» нашим учреждением была сформулирована проблема года: «Развитие образовательной системы Центра как пространство детского творчества, инициативы, самостоятельности». Это обусловлено тем, что в современных социально-экономических условиях возникла острая потребность в деятельных, творчески мыслящих людях, способных осуществлять осмысленные и ответственные жизненные выборы, решать проблему собственной самореализации в обстановке жестких рыночно-конкурентных отношений.

      В настоящее время создание таких условий является важным направлением деятельности системы дополнительного образования детей, которая располагает большими возможностями в плане развития и воспитания многогранной личности, удовлетворения ее потребностей, интересов, стремления к творчеству.

      Именно дополнительное образование успешнее всего реализует развитие толерантности, способности к сотрудничеству, ответственности; формирует умение принимать решения и осуществлять их; позволяет учащемуся реально оценивать собственные ресурсы, осознанно выбирать сферу применения имеющихся способностей.


      Желаем успешной работы!


      Занятие № 1.

      Система педагогической деятельности: цель, задачи, программно-методическое и нормативно-правовое обеспечение


      Должность учителя настолько превосходна, как никакая другая под солнцем.

      Я.А. Коменский


      Педагогическая деятельность- это воспитывающее и обучающее воздействие педагога на ребенка, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

      Цель педагогической деятельности-развитие личности ребенка в гармонии с самой собой и социумом, а такжеформирование у него индивидуального опыта во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих.

      Содержанием педагогической деятельности педагога являются организация учебного процесса и воспитание учащихся, которые требуют решения задач, связанных с целеполаганием, прогнозированием, организацией и информированием, контролем, оценкой и коррекцией своих действий.

      Каждый педагог дополнительного образования начинает свою деятельность с ознакомлением нормативно-правовой базой и формированием методической копилки.


      Номенклатура документов педагога

      дополнительного образования

      Образовательная программа -это нормативный документ, который определяет своеобразную «стратегию» работы детского творческого объединения на весь период обучения.





      1. Должностная инструкция.

      2. Образовательная программа дополнительного образования детей.

      3. Календарно-тематический план учебных занятий по каждой возрастной группе обучающихся (обновляется и корректируется ежегодно).

      4. Планы-конспекты проведения учебных занятий с обучающимися.

      5. Сценарии и сценарные планы воспитательных мероприятий с обучающимися.

      6. Методические материалы, учебно-методические пособия по освоению программы детского объединения.

      7. Журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении на заданный учебный год.

      Задание: Напишите, какие методические материалы (папки) необходимы в работе педагогу дополнительного образования

      ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Методичка Техники формирующего оценивания

      Цель- это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности.Например:

      1. Создание условий для развития психических функций и процессов, удовлетворение потребности ребенка в эмоциональном общении.(Образовательная программа «Мир за моим окном»)

      2. Гармоничное развитие Методичка Техники формирующего оценивания

      и этнокультурное

      образование детей на

      основе комплексного

      изучений традиций

      русского фольклора.

      (Образовательная

      программа «Купаленка»)



      1. Закрепление умения выполнять верчения в продвижении, на месте, с перескоком (занятие по теме «Народно-сценический танец»)

      Завершите фразу:

      Задачи обучающие предполагают

      ………………………………………………………………………..

      ………………………………………………………………………..………………………………………………………………………..………………………………………………………………………..

      Задачи воспитательные включают …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

      Задачи развивающие предполагают ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

      Задание: В связи с болезнью педагога кружка «Соленое тесто» Вам предложили провести занятие вместо него. Согласно образовательной программе тема Вашего занятия: «Подставка для карандашей. Ежик». Сформулируйте и напишите цель и задачи данного занятия.

      ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





      Методичка Техники формирующего оценивания

      Занятие № 2

      Дидактические основы педагогического процесса (принципы, методы, календарно-тематическое планирование)

      В младшем возрасте учитель для ребёнка - открыватель мира вещей, в отрочестве - открыватель мира идей

      (В.А. Сухомлинский)

      Дидактика (от греч. «didaktikos» - поучающий и «didasko» - изучающий) - часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.

      Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?».

      Процесс обучения - совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагога и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений, навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей обучающихся, формирование основ мировоззрения и мировосприятия.


      Характеристика процесса обучения

      Вид деятельности

      педагога

      Содержание

      деятельности педагога

      Содержание

      деятельности детей

      Планирование

      Планы календарно-тематические

      Дети высказывают свои пожелания и предложения педагогу по деятельности кружка

      Организация своей

      деятельности

      Отбор содержания материала, подлежащего усвоению, дидактических материалов, наглядных пособий и материалов по информационным технологиям

      Самостоятельная работа обучающихся по подбору дополнительного материала к занятиям

      Организация деятельности обучающихся и формирование мотивации

      Постановка целей учебной работы и определение учебных задач; формирование положительной мотивации на принятие учебной задачи; организация сотрудничества и взаимодействия

      Дети самостоятельно формулируют цели и задачи учебных занятий

      Стимулирование активности

      Привлечение к теме, возбуждение любознательности и интереса, использовании технологии активного обучения, включение учащихся в постоянную деятельность

      Разработка проектов, поисково-исследовательская деятельность

      Контроль и регулирование

      Наблюдение, контрольные вопросы, индивидуальное собеседование, письменные, устные опросы

      Работа в парах: взаимоконтроль, составление учебных вопросов, работа над ошибками

      Анализ результатов

      Выявление уровня знаний, установление уровня сформированности умений и навыков, выявление и исправление недостатков, подведение общего итога работы

      Участие в выставках, конкурсах, фестивалях различных уровней


      При разработке образовательной программы необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики:

      • Принцип доступности и последовательности -предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;


      • Принцип актуальности - предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей.


      • Принцип учета возрастных особенностей - содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста;


      • Принцип наглядности - предполагает широкое использование наглядных и дидактических материалов, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным;


      • Принцип связи теории с практикой - органичное сочетание теоретических знаний и практических умений и навыков;


      • Принцип индивидуализации программы - возможность для учеников проходить программу в индивидуальном ритме, в соответствии со своими творческими способностями и потребностями;


      • Принцип результативности - в программе должно быть указано, что узнает и чему научиться каждый ребенок.

      Задание:На занятиях кружка «Волшебная кисточка» (7-8 лет) педагог предложил детям подготовить презентацию о творчестве художника М.В.Нестерова. Дети с заданием не справились, так как не у каждого ребенка в семье есть компьютер и не все могут работать в программе PowerPoint. В чем была допущена ошибка педагога? Какие дидактические принципы в работе с детьми он не учел?

      _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Метод обучения - это способ организации познавательной деятельности учащихся.



      Методичка Техники формирующего оценивания

      В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

      • по внешним признакам деятельности педагога и учащихся:

        • лекция;

        • беседа;

        • рассказ;

        • инструктаж;

        • демонстрация;

        • упражнения;

        • решение задач;

        • работа с книгой;

      • по источнику получения знаний:

        • словесные;

        • наглядные:

          • демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

          • использование технических средств;

          • просмотр кино- и телепрограмм;

        • практические:

          • практические задания;

          • тренинги;

          • деловые игры;

          • анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;



      • по степени активности познавательной деятельности учащихся:

        • объяснительный;

        • иллюстративный;

        • проблемный;

        • частично-поисковый;

        • исследовательский;

      • пять методов обучения:

      • объяснительно-иллюстративный метод;

      • репродуктивный метод;

      • метод проблемного изложения;

      • частично-поисковый, или эвристический, метод;

      • исследовательский метод.

      Задание:Напишите, какие методы будет использовать педагог при закреплении пройденного материала (на примере вокального кружка).

      __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Задание:Напишите, какие методы будет использовать педагог для стимулирования творческой активности и самостоятельности детей на занятии.

      ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Календарно-тематический план

      число, месяц

      название темы

      содер

      жание

      количество часов

      средства обучения

      используемая литература

      теор.

      практ.


      _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Методичка Техники формирующего оценивания

      Занятие № 3

      Виды и формы учебных занятий в дополнительном образовании. Структура проведения занятий

      Учебное занятие - основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. С целью стимулирования проявления творческой самобытной активности детей используются следующие виды занятий:

      • заочное путешествие во времени и пространстве;

      • лекция;

      • работа с литературой;

      • деловая игра;

      • учебные занятия в мастерской;

      • практическая работа;

      • встреча с интересными людьми;

      • выставка;

      • конкурс;

      • творческий портрет;

      • праздник;

      • игра-путешествие и др.

      Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать конструктивные, методические знания, умения и навыки.

      В дидактической классификации представлены следующие типы учебных занятий.

      Структура различных типов занятий

      Тип занятия

      Основные элементы структуры занятия

      Комбинированное занятие

      • Организационная часть

      • Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.

      • Изложение нового материала.

      • Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.

      Занятие сообщения и усвоения новых знаний

      • Организационная часть

      • Изложение нового материала и закрепление его.

      Занятие повторения и обобщения полученных знаний

      • Организационная часть

      • Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.

      • Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.

      • Подведение итогов.

      Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков

      • Организационная часть

      • Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

      • Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.

      • Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.

      • Обобщение и оценка выполненной работы.

      Занятие применения знаний, умений и навыков

      • Организационная часть

      • Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.

      • Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.

      В дополнительном образовании могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для обучающихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а обучающимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения прочных знаний.

      Задание:Заполните таблицу по формам организации деятельности обучающихся в образовательном процессе

      Традиционные занятия

      Нетрадиционные занятия

      лекция

      семинар

      дискуссия

      конференция

      экскурсия

      туристический поход

      учебная игра

      утренник, праздник т.д.


      Подготовка к учебному занятию - не формализм, а трудоемкая, порой филигранная работа, выверяющая и уточняющая задуманное, требующая инициативы и вдохновения.
      Письменный план или конспект занятия углубляет его замысел, уточняет разработку, укладывает задуманное во времени, буквально в минутах, отсекая все лишнее, малозначительное. Письменное оформление занятия не убивает творчество, а высвобождает время, память, силы педагога, позволяет быть более внимательным к детям, более зорким, если угодно, более находчивым, дает возможность углублять объяснение, улавливать сложившуюся ситуацию и действовать соответственно ей, обеспечивает педагогическую импровизацию, экспромт.

      Конспект занятия - подробное описание всего хода занятия с формулировками вопросов к учащимся; это описание наглядных пособий иметодики их использования; это полныйконспект излагаемого руководителем кружка материала.


      В дополнительном образовании занятие должно быть живым, креативным. Традиционная структура может повторять привычный ход занятия с сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.

      Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однакообучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

      Задание:Ознакомиться с конспектом занятия для детей старшего дошкольного возраста (кружок «Фантазеры», декоративно-прикладное направление) и написать рекомендации по его реализации (когда такой тип занятия возможен и эффективен в использовании)

      Тема занятия: «Полёт в космос» (коллективная работа по группам)

      Тип занятия: Занятие на закрепление знаний, выработку умений и навыков.

      Цель занятия: активизация знаний детей по теме «Космос»

      Задачи:

      1) Закрепить знания учащихся по теме: «Космос»

      2) Развивать мелкую моторику рук, через специальные упражнения. Развивать творческие способности, через изготовление картины из разного материала.

      3) Воспитывать чувство ответственности при работе в коллективе.

      Структура занятия:

      1. Организационное начало

      2. Подготовка к основному этапу (мотивация, целеполагание). Актуализация знаний.

      3. Первичная проверка понимания

      4. Физкультминутка

      5. Закрепление знаний и способов действия

      6. Систематизация знаний

      7. Подведение итогов, рефлексия.

      Форма организации познавательной деятельности:

      1. Фронтальная

      2. Индивидуальная

      3. Групповая

      Методы: словесные, наглядные практические методы

      Средства: презентация, раздаточный материал, технологические карты для каждой группы, музыка, спортивный инвентарь.

      Ход занятия:

      1. Организационное начало занятия.

      (На сцене висит плакат КОСМОДРОМ «ДРУЖБА». У ребят на груди прикреплены звёздочки разных цветов, по которым они определят своё место. Дети входят в зал через обруч).

      - Ребята, я вас приглашаю на космодром «Дружба». А чтобы на него попасть, вы должны пройти через «волшебный обруч».

      (Дети проходят через обруч друг за другом и занимают свои места).

      - Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам на занятие. Давайте с ними поздороваемся, а друг другу улыбнёмся. И с хорошим настроением начнём наше занятие по творческому развитию. Тихо сядьте на свои места.

      2. Подготовка к основному этапу.

      - Посмотрите на картину, что вы на ней видите? (Космос) (Слайд 1)

      - Что мы увидим в космосе? (Солнце, планеты, звёзды)

      - Какое сегодня число? (12 апреля)

      - А кто знает, какой сегодня праздник отмечает страна? (День космонавтики) (Слайд 2).

      - Ребята, как называют людей, которые летают в космос? (Космонавты.)

      (Слайд 3)

      - Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин). (Слайд 4)

      - На чём он летал? (На ракете). (Слайд 5)

      (Кадр из м/ф «Лунтик». Появляется игрушка Лунтик. В руках у него конверт с заданием).

      - К нам на занятие прилетел лунный гость, а зовут его Лунтик. - Что это у него в руках? Давайте посмотрим, что он для нас приготовил.

      - Лунтик просит вас сделать картину, на которой должно быть изображено…

      - Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы догадайтесь, что нужно будет изобразить на картине:

      • Рассыпалось ночью зерно,

      Глянули утром - нет ничего. (Звёзды)

      • Крыльев нет у этой птицы,

      Но нельзя не подивиться:

      Лишь распустит птица хвост -

      И поднимется до звёзд. (Ракета)

      • Он не лётчик, не пилот,

      Он ведёт не самолёт,

      А огромную ракету

      Дети, кто, скажите это? (Космонавт)

      - Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на занятии? (Сегодня на занятии мы будем делать картину на космическую тему).

      - Что будет на картине? (Звёзды, ракета, космонавт).

      - Тема нашего занятия: «Полёт в космос».

      3. Первичная проверка понимания.

      - Ребята, Лунтик с друзьями любит смотреть на небо ночью, а вы любите смотреть на ночное небо?

      - А что можно увидеть на небе ночью? (звёзды, Луну).

      - Если звёзды собираются вместе, группами, то как мы их называем? (Созвездия).

      - На прошлом занятии мы с вами вырезали звёздочки и составили созвездие. - Как оно называется? (Большая Медведица). (Слайд 6)

      Лунтик предлагает поиграть в игру «День - ночь». Если я скажу «Ночь», вы должны положить голову на стол и закрыть глаза. Если я скажу слово «День» - нужно сесть красиво.

      - Кто летает в космос? (Космонавт).

      - А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами?

      - Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Здоровыми, умными, сильными, выносливыми, тренированными, спортивными).

      - Лунтик со своими друзьями лунатиками каждый день делают зарядку. Он хочет, чтобы вы попробовали выполнить лунную зарядку.

      4. Физкультминутка (Слайд 7)

      (Дети смотрят на экран и повторяют движения)

      5. Закрепление знаний и способов действий.

      - Мы с вами отдохнули, и сейчас начнём делать космические картины. Работать будем по группам, а в конце занятия у нас получатся разные картины, которые Лунтик возьмёт с собой на Луну и покажет своим друзьям лунатикам.

      - Кто мне скажет, что должно быть изображено на картине? (Звёзды, ракета, космонавт).

      - Для работы вам понадобятся цветная бумага, клей, кожницы, простой карандаш, пластилин, трафареты. Проверьте глазами, всё ли у вас есть для работы. Но прежде чем начать работать, давайте с вами повторим правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем. (Слайд 8)

      Первая группа будет делать картину из оригами, вторая группа будет делать картину из пластилина, третья группа будет делать аппликацию.

      - У вас на столах лежат планы работы, которыми вы будете пользоваться, для того чтобы сделать картину.

      Космонавтом хочешь стать -

      Должен много-много знать!

      Любой космический маршрут

      Открыт для тех, кто любит труд.

      Только дружных звездолёт

      Может взять с собой в полёт.

      Скучных, хмурых и сердитых не возьмём мы на орбиты.

      А без точного расчёта

      Не получится полёта.

      Так скорее за работу,

      Сядем быстро за расчёты.

      И работать мы начнём.

      (Дети работают самостоятельно по плану. Звучит музыка)

      - Ребята, Лунтику очень понравилось у нас в гостях, и теперь он хочет вас пригласить к себе в гости на Луну. - Полетим к нему в гости?

      - Мы находимся на космодроме «Дружба». Чтобы попасть в ракету мы должны убрать лишнее слово, которое не относиться к космосу.

      - Ракета, планета, ключ, Солнце, звёзды (Ключ) (Слайд 9)

      - Перед полётом надо повторить правило дружбы

      Дети хором говорят слова:

      Если в космос мы хотим,

      Значит скоро, полетим!

      Самым дружным будет наш,

      Наш весёлый экипаж. (Слайд 10)

      Педагог: А сейчас мы с вами дети,

      Улетаем на ракете.

      5, 4, 3, 2, 1… пуск!

      Дети: Поехали!

      (Звучит мелодия «Маленький принц».) (Слайд 11)

      ПОЛЁТ - дети бегут по кругу и издают звук мотора.

      ВЫХОД ИЗ РАКЕТЫ - дети пролезают через обруч.

      НЕВЕСОМОСТЬ - дети идут по канату.

      (Дети вешают свои работы на доску)

      - Лунтик прощается с вами, и я предлагаю вернуться домой на Землю.

      ЗАХОД В РАКЕТУ - дети пролезают через обруч.

      ПОЛЁТ- дети бегут по кругу и издают звук мотора.

      Педагог: 5, 4, 3, 2, 1

      Полёт окончен! (Дети садятся на места)

      6. Подведение итогов

      - Ребята, давайте ещё раз повторим, чем мы сегодня занимались на занятии?

      - Какой праздник сегодня отмечает страна? (Слайд 12)

      - Как звали первого космонавта? (Слайд 13)

      - На чём летают космонавты в космос? (Слайд 14, 15)

      7. Рефлексия

      - Наше занятие подходит к концу. - Что нового вы узнали на занятии? - Что вам больше всего понравилось на занятии? - Что вам показалось трудным на занятии?

      - У вас на столах лежат «Именные звёздочки» (зелёные и красные). Если вам занятие понравилось, то вы на слово «Дружба» прилепите зелёную звёздочку, а если нет - то красную.

      - Наше занятие окончено, всем спасибо за работу, до свидания!

      _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Методичка Техники формирующего оцениванияМетодичка Техники формирующего оценивания


      Занятие № 4




      Воспитание в кружках, основные формы и

      виды.Организация культурно-досуговой деятельности в кружке


      Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения... но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания.

      К.Д. Ушинский



      В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти - со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

      Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

      Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами.

      Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

      Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

      Дошкольный возраст

      Школьный возраст

      Авторитарный метод воспитания

      В основе этого метода лежит стремление добиваться детского послушания как главного результата воспитания. Для ребенка в этом случае характерны низкая самооценка, сниженная активность, безынициативность.

      Методы формирования сознания личности:

      • рассказ;

      • беседа;

      • лекция;

      • диспут;

      • метод примера.

      Индукция

      При данном стиле воспитания ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество - при возникновении каких-либо недоразумений родители вместе с ребенком пытаются найти выход из сложившейся ситуации. Таким образом, ребенку дают понять, что он тоже имеет право голоса.

      Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности:

      • приучение;

      • метод создания воспитывающих ситуаций;

      • педагогическое требование;

      • инструктаж;

      • иллюстрации и демонстрации.

      Демонстрация нелюбви

      Метод воспитания детей, при котором родители демонстративно показывают ребенку свою обиду, не общаются с ним (не разговаривают, не играют с ним, иногда даже делают вид, что и вовсе не замечают его). Таким образом, они дают понять ребенку, что он поступил неправильно и не оправдал их надежд. У большинства детей дошкольного возраста такой метод воспитания становится причиной сильных внутренних переживаний. У многих из них возникают комплексы и чувство вины.

      Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности:

      • соревнование;

      • познавательная игра;

      • дискуссия;

      • эмоциональное воздействие;

      • поощрение;

      • наказание и др.

      Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

      Задание: Дайте определение следующим понятиям:

      Воспитание - это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Воспитательная система - это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Досуговая деятельность - это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


      Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы:

      • традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;

      • дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;

      • национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;

      • телевизионные: «Тема», «Счастливый случай», «КВН»;

      • коллективно творческие дела: эстафета «Ромашка», кольцовка;

      • нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс;

      • импровизации: «У зеркала», «Смешинка», «Театр-экспром».


      Раскройте содержание видов воспитательной работы:

      Познавательная деятельность -_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ценностно-ориентационная деятельность - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Общественная деятельность - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Эстетическая деятельность - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Досуговая деятельность - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


      Методичка Техники формирующего оценивания

      Задание: Разработайте воспитательное мероприятие, используя нестандартные формы деятельности по следующей структуре:

      • Определите тему воспитательного мероприятия.

      • Цель мероприятия.

      • Форма воспитательного мероприятия.

      • Место проведения.

      • Возраст участников.

      • План мероприятия (или сценарный план или сюжетный ход).

      • Какие компетенции кружковцев формирует, развивает, способствует успешной реализации данное воспитательное мероприятие?

      ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      __________________________________________________________________________________________________________________________

      Тезисы о нравственном воспитании

      Нравственное воспитание детей: развитие личностных качеств

      Многие педагоги пытаются воспитать ребенка по некоему образу и прилагают максимум усилий, чтобы дети были похожи на этот образ в поведении и деятельности. Но, в общем, вполне достаточно просто рассказывать о положительных человеческих качествах, приводить примеры, на которые ребенок будет равняться, чтобы вырасти настоящим человеком.

      Если стараться воспитывать в ребенке только лучшие черты характера, то даже если он и не будет полностью соответствовать вашим пожеланиям и представлениям, он вырастет замечательным, достойным человеком.

      Если взрослые стараются перевоспитать ребенка, насильно склоняют его к чему-либо, не считаются с детскими пожеланиями и мечтами и не учитывают детские способности, то в таком случае, скорее всего, ребенок вырастет агрессивным, неудовлетворенным и невостребованным в жизни. Маленький человек волен выбирать то, что ему по душе. Необходимо помочь ребенку настроиться на ту стезю, о которой он мечтает, показать ему хорошие жизненные примеры.

      Лучше всего, если свои предпочтения и пожелания вы представите ребенку в игровой форме. Философские рассуждения о смысле жизни и вечных ценностях вряд ли будут интересны детям. Очень важно показывать свои ощущения, чтобы ребенок видел, что вы получаете удовлетворение от своей деятельности.

      Нравственное воспитание детей: личный пример

      Большое значение имеет личный пример. Педагоги должны помнить, что дети впитывают и копируют ваше поведение, а не ваши слова. К словам они лишь прислушиваются и часто пропускают мимо ушей. А если вы свои слова воплощаете в жизнь, то это является действительно прекрасным примером.

      Дети обычно следят за действиями взрослых, анализируют их и делают для себя определенные выводы. Если ребенок понимает, что вы себя прекрасно чувствуете в той роли, которую выполняете, то он постарается вникнуть в ваши принципы и следовать им.

      Если дети видят, что взрослые обманывают, то также стану говорить неправду, выдумывать и врать. Если вы будете использовать в своей речи грубые слова, то ребенок посчитает это правильным и в следующий раз может повести себя грубо и пошло. Если педагоги ведут себя спокойно и нравственно, то и ребенок будет копировать их поведение и относиться также к ним.

      Нравственное воспитание детей: умение делиться

      Умение делиться, отдавать - очень ценное качество, которое характеризует человека с наилучшей стороны. Это признак духовности, секрет благополучия. Поэтому чаще показывайте ребенку, как вам нравится преподносить подарки ближним, говорите, что вы испытывает радость, когда делитесь чем-либо. Не обязательно отдавать материальные предметы, можно поделиться хорошим настроением, улыбкой, всем тем, что принесет радость другому человеку. Научите ребенка делать добро, созидайте его вместе с ним. Духовно-нравственное воспитание детей должно заключаться в воспитании чувства любви и благодарности к ближнему.

      Свобода выбора для детей

      Дети должны понимать, что любой выбор сказывается на последующих событиях, приводит к результату, положительному или отрицательному. Только от самого человека зависит, какое он примет решение или какой сделает выбор. Нельзя навязывать детям собственные решения, потому что таким образом можно вызвать лишь протест в ответ.
      Не следует пугать детей тем, что в случае неправильного решения он будет наказан.

      Главное, что должны запомнить педагоги - не навязывать свои принципы, а направлять и помогать. Мы должны помнить, что каждый ребенок, прежде всего, - личность, со своими интересами, целями, достоинствами и недостатками.

      Успешность в глазах ребенка

      Не менее важным является понятие успешности. Ребенку обязательно надо объяснить, что это понятие не столько материальное, сколько духовное. Наличие материальных благ не является залогом успеха. Успех приходит к тем, кто исповедует доброту, сочувствие, кто может помочь близкому человеку словом и делом, к тому, кто ощущает уверенность в собственных действиях и смело достигает поставленных целей.

      Забота об окружающих

      Ребенок должен уметь заботиться об окружающих. Чувство любви, доброты говорит о нормальном психическом состоянии человека. Такой человек не сделает зла, не обманет, не предаст в трудную минуту. Если дети видят, что взрослые проявляют любовь к ним, к друзьям, то они сами начнут почитать и любить ближних. Даже игрушки необходимо подбирать добрые, умные, которые представляют собой нравственных героев с нормальной психикой.

      Строгость и воспитание

      Строгая дисциплина не является залогом хорошего воспитания. Однако, впадать в крайность и давать детям полную свободу действий тоже неправильно. Важно приучать к порядку, но не нагружать им. Строгость следует проявлять в случаях обмана, воровства и насилия. Помните, что воспитать доброго и достойного человека можно только в любви и понимании. Именно на это должны быть направлены все ваши усилия.
      Когда ребенок повзрослеет, то он будет вести себя так, как его воспитали, исповедовать те ценности, которые в него вложили. Помните об этом постоянно и тогда вы сможете гордиться своими учениками.

      Занятие № 5

      Проблемные педагогические ситуации, наиболее часто встречающиеся в деятельности педагога


      Дошкольный возраст (5-7 лет)

      Ситуация 1. На занятиях по формированию элементарных математических представлений мальчик Алеша систематически не может сосредоточиться, мешает детям, роняет со стола счетные палочки, болтает сам с собой, материал занятий усваивает плохо. На других занятиях Алеша также отличается активным поведением, неспособностью сосредоточиться и правильно выполнить указания педагога. Ваши действия в данной ситуации и почему?

      ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Ситуация 2. На занятии по окружающему миру Саша сидит с Миленой. Саша уронила несколько раздаточных карточек, поняв, что ей недостает, взяла у Милены. Милена стала отнимать свои карточки обратно. Саша, а за ней и Милена заплакали, все дети смотрели на них, занятие невозможно было продолжать.

      Ваши действия в данной ситуации и почему?

      _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Младший школьный возраст (7-12 лет)

      Ситуация 1. Пятиклассник Павел С. постоянно отвлекается на занятии, играя в игры на мобильном телефоне. Педагог предупредил его, что после 3-го замечания телефон отберет и отдаст только родителям. Мальчик получил 2 замечания, но и после 3-го он отказывается отдать педагогутелефон.

      Ваши действия в данной ситуации и почему?

      _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Ситуация 2. Петя мешает вести занятие. Ему предложено покинуть кабинет. «Не пойду», - отвечает он. Педагог спрашивает: «Может быть, мне тогда уйти?». А в ответ слышит: «Пожалуйста, идите».

      Ваши действия в данной ситуации и почему?

      _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Средний школьный возраст (12-14 лет)

      Ситуация 1. Вы проводите занятие. Один из учащихся включил музыку, явно провоцируя Вас и демонстрируя непослушание. Ваши действия в данной ситуации и почему?

      _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Ситуация 2. Перед началом воспитательного мероприятия ребенок на приглашение педагога отвечает: «На фиг нужно», - и уходит. Все это происходит в коридоре в присутствии других детей. Ваши действия в данной ситуации и почему?

      _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      В помощь педагогу


      Алгоритм анализа педагогической ситуации

      1. Характеристика педагогической системы:

      • назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие;

      • дайте оценку уровня развития педагогической системы;

      • каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе?

      2. Выявление объектов и субъектов воспитания:

      • определите, какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную);

      • дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.

      3. Характеристика взаимоотношений субъектов:

      • определите стили отношений, руководства, общения педагога;

      • дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе;

      • оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.

      4. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач:

      • сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе;

      • определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации;

      • конкретизируйте задачу, которую следует решить.

      Алгоритм решения педагогической задачи


      1. Выдвижение гипотезы:

      • выбор направления действий педагога, видов

      деятельности, общих методов воспитания;

      • прогнозирование их результативности;

      • рассмотрение различных вариантов действий педагога.

      2. Выбор оптимального варианта действий педагога:

      • выбор методов педагогического воздействия;

      • определение соответствующих методических приемов;

      • выбор организационных форм;

      • подбор необходимых средств, способствующих решению задачи.

      3. Детализация:

      • продумывание оперативной структуры действий педагога.

      1. Анализ предполагаемых результатов:

        • характеристика предполагаемых изменений, которые

      должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.


      Занятие № 6

      Проектирование и разработка

      образовательных программ

      По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности образовательные программы бывают:

      Комплексные- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Интегрированные- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Модульные- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Сквозные- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



      Задание: Разработайте проект дополнительной образовательной программы

      Название образовательной программы_____________________________________________



      Титульный лист

      • наименование образовательного учреждения;

      • где, когда и кем утверждена ОП;

      • название ОП;

      • возраст детей, на которых рассчитана ОП;

      • срок реализации ОП;

      • ФИО, должность автора(ов) ОП;

      • название города, населенного пункта, в котором реализуется ОП;

      • год разработки ОП.







      Пояснительная записка

      Направленность ОП

      Новизна

      (если есть)

      Актуальность

      Педагогическая целесообразность

      Цель

      Задачи

      Образовательные

      Воспитательные

      Развивающие

      Отличительные особенности ОП от уже существующих ОП

      (если есть)

      Возраст детей

      Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность, этапы)

      Формы занятий

      Режим занятий

      Условия набора

      Ожидаемые результаты

      Способы определения результативности ожидаемых результатов

      Формы подведения итогов реализации ОП


      Внесение изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

      (по дополнительному образованию)

      Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

      Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

      Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенций, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

      Дополнительное образование- вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

      Педагогический работник- физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

      В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

      1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

      2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

      Статья 12. Образовательные программы

      В Российской Федерации реализуются по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

      К дополнительным образовательным программам относятся:

      1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

      2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

      Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

      Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

      Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

      Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)

      Статья 33. Обучающиеся

      К обучающимся, в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:

      1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

      2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

      Глава 10. Дополнительное образование

      Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

      Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

      Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

      К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

      Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.












      ДЛЯ ЗАМЕТОК

      _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Методичка Техники формирующего оценивания


      СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ


      Анализ - расчленение изучаемого предмета, явления или процесса на составные части, разбор, рассмотрение, изучение каждого элемента или стороны явления (предмета, процесса) как части целого.

      Анкетирование - метод получения информации, основанный на опросе людей для получения сведений о фактическом положении дел.

      Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса.

      Воспитанность - реальный уровень соответствия этическим нормам, принятым в обществе.

      Воспитательный процесс - процесс формирования условий для становления личности, способной к самостоятельному и ответственному выбору.

      Диагностика - установление и изучение признаков, характеризующих состояние образовательного процесса, в целях предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений его нормального хода.

      Задача - это конкретизированное выражение какой-либо части содержания цели.

      Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие основу развития способностей.

      Знания - это проверенный практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, верное отражение её в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

      Индивид - человек как единичное природное существо, представитель человеческого рода, носитель индивидуально своеобразных черт; отдельный представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и деятельностью.
      Индикатор - качественная характеристика показателя.

      Инновационные процессы в системе образования- управляемые процессысоздания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

      Интеллект - относительно устойчивая совокупность умственных способностей человека, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.
      Качество образования- степень реализации образовательных программ на различных уровнях образования;

      -социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества, отдельных социальных групп в развитии и формировании жизненных, профессиональных, гражданских компетенций личности.

      Коммуникабельность - способность, склонность к установлению контактов и связей.

      Концепция - это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, руководящая идея для их освещения.

      Концепция педагога - это единый замысел педагога, его основные руководящие идеи, касающиеся организации и осуществления образовательного процесса.

      Критерий - мерило оценки, то есть признак, свойство на основе которого, можно определить, оценить что-нибудь.
      Личность - это понятие, обозначающее совокупность, устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность, определяющих его социальные поступки, поведение среди людей.

      Методика - совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы.

      Модель - это мысленный образ, изображение или схема какого-либо процесса или явления.

      Мотив- это устойчивая внутренняя побудительная причина поведения или поступка человека.

      Мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

      Наблюдение - относительно самостоятельный, целенаправленный процесс сбора информации путём непосредственного восприятия исследователем процессов или явлений.
      Навык - это приобретенное в результате обучения путем многократного повторения и автоматически осуществляемое действие, приводящее к определенному результату.
      Нововведение(инновация) - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства, метода и т. д.; новшества для удовлетворения человеческих потребностей.

      Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимися) установленных государством образовательных уровней; это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, развития ума и чувств, формирования мировоззрения и познавательных процессов.
      Образовательный мониторинг - форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание её состояния и прогнозирование её развития.
      Образовательный процесс - это процесс и результат формирования знаний, умений и навыков уобучающихся, их воспитания и развития.

      Обучение - это процесс активного целенаправленного взаимодействия педагога и обучающихся, в результате которого у обучающихся формируются определенные знания, умения и навыки, развиваются творческие способности, мировоззрение и нравственно-эстетические взгляды и убеждения.
      Обученность - реальный уровень усвоенных знаний, умений и навыков.

      Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями к совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
      Одаренность - это высокий уровень развития способностей у человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.

      Педагогическая диагностика - система специфической деятельности педагогов, призванная выявить определенные свойства личности для оценки (измерения) результатов обучения и воспитания.

      Педагогическая технология - это совокупность педагогических методов, приемов и способов, с помощью которых педагог осуществляет образовательный процесс в объединении и реализует запланированные цели и задачи, а также их научное описание.

      Педагогическая технология - это научное описание условий протекания, содержания, форм, методов, структуры, системы организации и обеспечения педагогического процесса, направленного на достижение конкретной воспитательной или образовательной цели.

      Показатель - ведущий показатель; данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь.

      Потребность - это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности.
      Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки деятельности педагога. Портфолио позволяет педагогу презентовать свои достижения и направления деятельности.

      Портфолио представляет собой индивидуальную папку-накопитель собранных нормативных, индивидуальных документов и материалов, свидетельствующих об уровне и профессиональной компетентности и результатах практической деятельности за определенный период работы в образовательном учреждении.

      Пояснительная записка - это часть учебной программы, в которой определяются цель и задачи изучения данного учебного предмета, даются методические указания о путях реализации программы, основы личной концепции педагога, предполагаемые результаты освоения программы и механизм проверки её результативности.

      Принципы обучения - это нормы дидактического поведения педагога, выполнение которых обеспечивает эффективность образовательного процесса.

      Прогноз - заключение о предстоящем развитии и исходе чего-либо на основании определенных данных.

      Прогнозирование - разработка прогноза.

      Прогнозирование педагогическое - определение предстоящих результатов образовательного процесса.

      Программа - это модель совместной деятельности группы людей, определяющая:

      • исходное состояние некоторой системы;

      • образ желаемого будущего состояния этой системы;

      • состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.


      Процесс обучения - целенаправленное взаимодействие педагога и обучающихся, в ходе которого решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся.
      Развитие - это процесс физического, умственного и нравственного роста человека, который охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств.

      Развитие - это процесс последовательных, прогрессивных, внешних и внутренних изменений, которые характеризуются переходом от низших к более совершенным, высшим формам и уровням жизнедеятельности человека.

      Развитие личности - процесс формирования личности в результате социализации, обучения и воспитания индивида.
      Рейтинг - термин, обозначающий оценку какого-либо явления по заданной шкале.

      Результат - конечный итог, ради которого происходили операции, действия.

      Результативность обучения - это уровень освоения обучающимися учебного материала, степень их воспитанности, обученности, их оценка на основе положительных изменений в развитии личности. Критерии результативности обучения:

      • образовательная подготовка обучающихся (знания, умения, навыки);

      • уровень воспитанности (основ мировоззрения, мотивации, поведения, общения, социальных навыков, устойчивых качеств личности, основ самовоспитания);

      • уровень развития психических функций (интеллект, эмоции, воля);

      • творческие способности личности;

      • здоровье и здоровый образ жизни.

      Содержание образования - это система знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, овладение которыми закладывает основы для формирования и развития личности.

      Сотрудничество - это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет.

      Социализация- осуществляемый в деятельности и общении процесс, в рамках которого общество влияет на личность, протекающий как стихийно, так и в процессе обучения и воспитания.

      Социальная адаптация- постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
      Способ - действие или система действий, применяемых при исполнении какой-либо работы, при осуществлении чего-нибудь.

      Способности- индивидуально устойчивые свойства человека, являющиеся условием его успехов в осуществлении определенного вида деятельности.

      Средства обучения- это те материальные и материализованные предметы, которые педагог при изложении учебного материала использует для более эффективного усвоения знаний обучающихся (наглядные пособия, ТСО, дидактические материалы, учебная литература, оборудование для лабораторных занятий и т.п.).

      Структура- строение, взаимное распоряжение частей, составляющих одно целое.

      Сценарий - это литературно-художественная разработка.

      Творчество- деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
      Тестирование- метод получения информации, основанный на выполнении пробных заданий, прохождения испытаний.
      Умение- способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия, на основе приобретенных знаний.
      Условия - основа, предпосылка для чего-нибудь

      Учебно-тематический план - это часть образовательной программы, в которой содержится перечень основных разделов и тем, включенных в программу, их распределение по годам обучения, последовательность изучения учебного материала и количество часов на каждый год обучения.

      Форма обучения- построение процесса обучения на учебном занятии (коллективная, групповая, индивидуальная).

      Форма организации обучения- способ организации взаимодействия педагога и ребенка в учебной деятельности (учебное занятие, поход, экскурсия, соревнование, практикум, консультация и т.д.).

      Эффективность- действенность; показатель приведения чего-либо к нужному результату; наибольший эффект.

      АФОРИЗМЫ И ЦИТАТЫ


      Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. Махатма Ганди

      Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве.

      Ральф Уолдо Эмерсон

      Каждый малейший шаг на поле свободного мышления и лично формируемой жизни всегда завоевывается ценой духовных и физических мучений. Фридрих Вильгельм Ницше

      Творить - значит облегчать мысль, разгружать её, изобретать новые возможности жизни. Жиль Делез

      Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.

      Виссарион Григорьевич Белинский

      Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива. Василий Александрович Сухомлинский

      Свобода выражается в творчестве. Сергей Николаевич Булгаков

      Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

      Устремленная личность - личность творческая, имеющая творческую энергию, идеи, таланты. В частности, такая личность легко выражается в словах, ощущениях тела, эмоций и мыслей Духа. Неизвестный автор

      Лишь в неудаче художник познает свое подлинное отношение к творчеству, только после поражения полководец видит свои ошибки. Стефан Цвейг

      В творчестве все правила ни хороши, ни плохи - важен результат. Антуан де Сент-Экзюпери

      Отказаться от риска - значит отказаться от творчества.

      Антон Семенович Макаренко

      Быть собой - означает творчески реализовать всю многогранность своей природы. Дина Дин

      Воображение - это великий дар, так много содействовавший развитию человечества. Карл Маркс

      Воображение - синоним способности к открытиям.

      Федерико Гарсиа Лорка

      Нигде неповторимость личности не проявляется в большей степени, как в результатах ее воображения. Альфред Адлер

      Человеческий разум имеет три ключа, которые открывают все: знания, мысль, воображение. Виктор Гюго

      Самостоятельность суждений - привилегия немногих: остальными руководят авторитет и пример.

      Артур Шопенгауэр

      Осмельтесь мыслить самостоятельно.Вольтер

      Вспомните свою молодость. Но, помогая своим детям, требуйте, чтобы они и сами себе помогали. У них не будет ни твердого характера, ни силы воли, если они не научатся преодолевать препятствия. Птица кормит птенцов из клюва и при этом учит их летать самостоятельно.Андре Моруа

      Быть свободным значит не предаваться безделью, а самостоятельно решать, что делать и чего не делать.

      Жан де Лабрюйер

      Человек становится взрослым и самостоятельным, когда начинает сам принимать решения и чувствовать за них ответственность. Человек становится старым, когда он - чувствуя ответственность - уже не в состоянии принять новых решений, а принимает одни и те же.

      Артемий Андреевич Лебедев

      Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения.

      Константин Дмитриевич Ушинский

      Величайшая ошибка, которую обыкновенно делают в воспитании, - не приучат юношество к самостоятельному размышлению. Готхольд Эфраим Лессинг

      Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.

      Адольф Дистервег


      Методичка Техники формирующего оценивания

      Список рекомендуемой литературы

      для ознакомления


      1. Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. - М.: Академический Проект, 2006. royallib.ru/read/bayyard_robert/vash_bespokoyniy_podrostok.html#0


      1. Бертрам Д.Г. /псевд. "доктор Купер"/. История розги. - М.: Просвет, 1992. - т.1. - 288 с. /Преступление и наказание в мировой практике/ bondage.ru/pub/000148.html

      2. Богачева О., Дубягин Ю. Школа выживания, или 56 способов защитить ребенка от преступления, - М.: 2003. lib.ru/KIDS/sechild.txt


      1. Де Моз, Л. Психоистория. Эволюция детства - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Lloid/index.php


      1. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия - М.: Эксмо-Пресс, 2000 г. - 448 стр. lib.ru/PSIHO/KIDS/nevroz.txt


      1. Кийосаки Р. Если хочешь быть богатым и счастливым, не ходи в школу? - Колибри: Киев, 2001.

      koob.ru/kiyosaki_robert/#books


      1. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Социально-педагогический анализ - М.: Феникс+, 2001г, 208с. sexology.narod.ru/book10_4.html


      1. Кон И. Ребенок и общество ("Возрастной символизм и образы детства"). - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 560 с.

      gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/konsps/13.php


      1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С.Невская - М.: ИТРК, 2003. - 736 с. e-kniga.ru/Makarenko/pedagogi0.html


      1. Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991. - 96 с.

      lib.web-malina.com/getbook.php?bid=2092


      1. Могилевская Г. П. Дети и деньги - М.: Знание, 1981, - 88 с. lib.ru/KIDS/ddengi.txt


      1. Элиум Дон, Элиум Джоан. Воспитание сына. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с. allk.ru/books/77.html

      Методичка Техники формирующего оценивания




      Авторы - составители:

      Бурнос Наталья Леонидовна,

      зав. методическим отделом

      Вычужанина Татьяна Владимировна,

      зав. орг.-массовым отделом





      РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

      НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА



      Компьютерный набор, верстка и дизайн:

      Давыдкина Светлана Владимировна



      г. Хабаровск

      57


      © 2010-2022