Чтение с листа (Методические рекомендации для начинающих концертмейстеров)

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

«НАРТ»»







Чтение с листа

(Методические рекомендации для начинающих концертмейстеров)






Составитель:

концертмейстер

Апостолиди С.И.













Владикавказ, 2015г

Чтение с листа

(Методические рекомендации для начинающих концертмейстеров)

В структуре учебных занятий студента важная роль принадлежит ознакомлению с новым музыкальным материалом. Будущий учитель музыки в школе поставлен перед необходимостью много играть по нотам, и зачастую без длительной подготовки.

Теория и практика подготовки профессионального музыканта свидетельствует, что способность к беглому чтению нотного текста-один из важных факторов развития комплекса музыкальных способностей.

Практика показывает, что студенты-музыканты недостаточно владеют умением читать с листа. Многие знакомы с такой техникой чтения нот, которая ведет к ускоренному восприятию нотной записи и беглому исполнению на инструменте.

Известный отечественный психолог Б.М.Теплов различал три основных вида музыкальной деятельности: слушание, исполнение, и сочинение музыки. Дополняя эту классификацию, польский психолог музыки Я. Вершиловский вводит еще одну относительную самостоятельную деятельность музыканта любого профиля - чтение нот или игру по нотам. Эта деятельность имеет свои четко выраженные психологические особенности и является основной для таких музыкальных специальностей, как концертмейстер, ансамблист, дирижер. В эту группу следует отнести и школьного учителя музыки. Однако игра по нотам может и не быть чтением с листа.

Существует столько разновидностей игры по нотам, сколько дано условий и целей исполнения. Можно различать несколько видов игры по нотам. Это разбор-изучение, то есть анализ и осмысление наиболее существенных фрагментов произведения. Это разбор-исполнение, то есть медленное проигрывание пьесы во всех подробностях нотной записи. Наконец, это эскизное проигрывание произведения в необходимом темпе и характере уже после предварительной работы с ним.

Чтение музыки с листа является наиболее сложной разновидностью игры по нотам и, как показывают экспериментальные исследования, обладает статусом художественной деятельности. Здесь мысль музыканта движется от общего к частному, от целого к детали, от свернутого художественного образа к развернутому во времени музыкальному движению.

Где же пролегает та граница, которая отделяет чтение с листа от других видов игры по нотам? Существует два различных мнения на этот счет. Первое сводится к довольно распространенному представлению: чтение с листа есть одноразовое проигрывание неизвестного музыкального материала «с листа», «с первого взгляда». В «Музыкальной энциклопедии» так и сказано: «исполнение по нотам какой-либо пьесы без предварительного ее разучивания». Из этого следует, что все последующие обращения к произведению - второе, третье, четвертое - уже не являются в строгом смысле чтением с листа.

Согласно второй точке зрения, чтением с листа можно называть не только одноразовое, но также двухразовое или двух-трехкратное проигрывание нового музыкального материала целиком.

Выясняя вопрос о количестве проигрываний, за пределом которого чтение с листа перестает быть таковым, мы приходим еще к одному важному выводу.

Чтение с листа становится основным методом работы на первоначальной стадии, при первой встрече с новым произведением. Этому способствует психологическая природа беглого чтения - особый способ мысли, установка на целостное восприятие и исполнение, специальные исполнительские стратегии, статус художественной деятельности и даже условие необязательности выполнения всех указаний нотного текста. Играя с листа, исполнитель может делать то, что не позволяется, например, в игре наизусть. Многие мастера, отмечая своеобразие чтения с листа, говорят о том, что в процессе беглого проигрывания не все прочитывается «как следует», допускаются и «ноты фальшивые» и «темп приблизительный». Нельзя ставить обязательной задачей точное выигрывание всех нот и тонких нюансов.

Предварительное чтение - ознакомление необходимо для того, чтобы «постигнуть идею в целом», «молниеносно овладеть музыкой», соприкоснуться с «духовным образом» сочинения. Оно направлено на то, чтобы схватить его «как бы с птичьего полета», почувствовать его «психологическую тональность».

При всей «приблизительности» игры с листа - оно прежде всего свободное и увлеченное исполнение музыки. Свободное не столько в техническом, сколько в художественно-содержательном отношении. Оно требует активного восприятия и переживания музыки. Именно благодаря переживанию эмоционально-образного содержания произведения создается первое яркое представление о нем.

Таким образом, сыграть произведение с листа означает не просто бегло проиграть его без предварительного разучивания. Первоначальное прочтение предполагает прежде всего проникновение в его художественную сущность. Первое яркое впечатление возникает только в результате интерпретации музыкального содержания, как бы оно ни было приблизительным и несовершенным. Обобщая сказанное выше, можно так определить понятие «чтение с листа».

Прочесть произведение с листа - значит быстро схватить и эскизно передать эмоционально-образный смысл музыки, при некоторой приблизительности воспроизведения нотной записи.


Теоретическая модель чтения

Психологическая структура. Механизмы и коды чтения нотного текста

Чтение музыки с листа - сложный психофизический процесс. Его можно рассматривать также с позиций психофизиологии ( например, психофизиологии движений пианиста).

Для совершенствования обучения чтению с листа необходимо знать факторы, определяющие специфику и эффективность отдельных ее составляющих.

Теоретическая модель позволяет понять некоторые особенности ее структуры и функционирования.

При исследовании сложных процессов наука использует метод моделирования.

Для понимания механизмов чтения с листа можно представить ее теоретическую модель.

Структура музыкально-исполнительской деятельности чтения.

Эмоционально - смысловой образ

Звуковой образ

Графический образ

Клавиатурный образ


Рассмотрим беглое чтение нот как целостную деятельность человека.

Это деятельность музыканта, учащегося, направленная на акт общения (композитор, эпоха, стили и т.д.) В музыкально-исполнительской деятельности существуют технологическая и художественно-содержательная стороны. К первой относятся приемы, действия, навыки. Ко второй - художественное восприятие как социально обусловленное и личностно значимое отношение к произведению.

У опытного музыканта, играющего с листа, обе эти стороны слиты воедино. Однако различение технологического и художественно-содержательного в игре с листа очень важно для обучения и самообучения чтению.

На схеме изображена система вложенных друг в друга квадратов, где каждый следующий охватывает предыдущие.

Как сгруппируются ноты, в каких образах они предстанут перед взором исполнителя-все это относится к графическому уровню прочтения нотного текста. Далее - второй квадрат. Здесь пианист, например, имеет дело с клавишами своего инструмента, которые не связаны напрямую с графическими образами нот.

На клавиатурном уровне чтения приходится ориентироваться в их топографии, находить нужные игровые движения, аппликатуру и взаимодействовать с графическими образами нотной записи. Появляется как бы новый код чтения. И задача, которую предстоит решить, состоит в том, чтобы связать эти два кода - графический и клавиатурный.

Третий квадрат представляет выход в звук, в звуковой образ. Теперь уже мы видим нотную графику, ощущаем клавиатуру и движения на ней и слышим звучание. На этом уровне включаются слуховой опыт и музыкально-слуховые представления.

Однако звучание, полученное в результате игры по нотам, кроме того, что связано с музыкально-слуховыми представлениями, мало что дает читающему с листа если он не владеет последним, четвертым уровнем беглой «дешифровки» нотной записи.

Этот последний, самый высокий уровень чтения с листа - уровень художественного образа. Если исполнитель не ощущает эмоционально-смысловую сторону музыкального содержания, прочитывание произведения не состоится.

Все четыре компонента образуют иерархию. В то же время каждый из названных компонентов относительно самостоятелен.

Так, графические образы формируются в процессе зрительно-интеллектуального восприятия нот. Логика их осмысления находится в тесной связи с музыкально-теоретическими знаниями и опытом игры на инструменте. Это зрительные образы отдельных нотных групп: интервала, аккорда, ритмической фигуры и т. д. Это зрительные образы разномасштабных целостных структур нотного текста: мотива, фразы, предложения, периода и т.д.

Клавиатурные образы фиксируют переход с образов графики на образы клавиатурного пространства, исполнительских движений. Эти образования ускоряют процесс считывания и исполнения. К ним относятся осязательные и мышечно-двигательные ощущения различных нотных групп, а также типовые формулы фортепианной фактуры: гаммы, арпеджио, различные движения рук.

Более высокие и содержательные в музыкальном отношении обобщения совершаются в сфере звучания, звукового образа. Определяющую роль здесь играют музыкально - слуховые представления. Благодаря внутреннему слышанию происходит «озвучивание» нотного текста и его осмысленное восприятие. Роль внутреннего слуха в беглом и выразительном чтении с листа огромна. Только благодаря этой способности зрительное восприятие нотного текста качественно изменяется.

Еще одно важное психическое образование на уровне звукообразного чтения - догадка. Это свойство беглого чтения позволяет предвосхищать развертывание музыкального текста, предугадывать в общих чертах его ближайшие моменты. Причем когда мы говорим о предугадывании, то имеем в виду не только зрительно - слуховое предвосхищение того, что предстоит сыграть в ближайших тактах, но и заблаговременное представление игровых движений. то есть слухомоторную «изготовку».

Наконец, самым высоким уровнем чтения является сфера художественного образа. Ее ядром является эмоционально-смысловой образ или художественная эмоция. Здесь существенным является обобщение через жанр, стиль композитора, направления музыкального искусства эпохи.

К области технологии и техники чтения относятся первые три уровня. Это то, что дано учащемуся - исполнителю, то есть - нотный текст и музыкальный инструмент.

Эти уровни имеют отношение к педагогике чтения. Сюда относится все, что связано с формированием или усвоением зрительных образов нотной графики, образов клавиатурного пространства и игровых движений, с анализом звуковых образов.

Художественно-содержательная сторона чтения с листа связана с построением эмоционально-смысловых образов. Учащийся должен совершить на этом уровне прочитывания нотной записи «эстетическое усилие». Эстетическое отношение к произведению, переживание его музыкального содержания связано с личностным смыслом исполнителя.

Обычно механизм процесса чтения описывается как простой перевод нотной записи во внутренне-слуховую картину и воплощение ее на клавиатуре («вижу-слышу-играю-поправляю»). Правильный путь чтения с листа представляет собой не только «озвучение» нотного текста. Нота «видимая» становится не только «слышимой», но и «ощущаемой».

Следует отметить еще один механизм, который регулирует исполнительский процесс беглого чтения. Это эмоционально-образный компонент чтения. Он может быть выражен так: «вижу-слышу-переживаю-ищу нужные движения-играю».

В индивидуальном исполнительском сознании отдельные звенья этой цепи свернуты по-разному. Но обязательно для чтения с листа наличие сложных сплавов особого качества: "вижу-играю" (то есть нахожу нужные движения), «вижу-слышу» (то есть понимаю, различаю), «вижу-переживаю».

Процесс овладения навыками чтения с листа можно разделить на два этапа: чтение без инструмента и чтение за инструментом.

Первый этап рассматривается как подготовительный ко второму. Каждый этап характеризуется присущими ему приемами работы. На более совершенной ступени развития навыков чтения методы работы одного этапа могут переплетаться с характерными приемами другого.

Можно выявить следующие специфические условия процесса чтения с листа. Своеобразие условий, в которых протекает деятельность чтения, вызывает необходимость использовать особую технику ускоренного восприятия и исполнения нот.

1. Распознавание «носителей» смысла.

Быстрое распознавание главных носителей музыкального содержания- темы, мелодических и ритмических форм и интонаций, гармонических оборотов и т.д.

2. Динамическое мышление.

Способность к быстрому переключению, выражающаяся в готовности к неожиданным музыкально-речевым ситуациям - резким сменам лада, тональности, ведущего ритма, размера и т.д.

3. Безостановочное проигрывание.

Целостное и связное исполнение неизвестного произведения в темпе, соответствующем характеру музыкального содержания.

4. Художественно-образное содержание.

Эмоциональное восприятие произведения, переживание смыслового содержания музыки, обеспечивающее целостное и связное исполнение.

Если не выполняются четыре основных условия беглого чтения, то такая игра по нотам не может квалифицироваться как чтение с листа. Распознавание носителей содержания обеспечивается целым рядом приемов беглого чтения: предварительным прочтением текста глазами относительным и обобщенным чтением, смысловой группировкой нот. Прием упрощения фактуры не только ускоряет игру с листа, здесь он - важный показатель осмысленности чтения. Условия безостановочного проигрывания и образного восприятия обеспечиваются приемами мысленного опережения, «забегания глазами вперед», «фотографирования» следующего за исполняемым отрезка текста. Этому же способствует игра "вслепую", не глядя на руки. С позиции педагога, обучающего беглому чтению ученика, все это сложные навыки, требующие длительного формирования на специально подобранном репертуаре для чтения с листа.




Литература

  1. Гофман И. Фортепианная игра - М. , 1961

  2. Коган Г. М. Работа пианиста - М. , 1961

  3. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры - М. , 1961

  4. Петрушин В. И. Музыкальная психология - М. , 1994

  5. Цатурян К. А. Чтение с листа как метод работы с учащимися - Пианистами - М., 1971

  6. Цатурян К. А. О типологии чтения нового музыкального материала М. , 1981

  7. Цыпин Г. М. Развитие учащегося - музыканта - М., 1975

© 2010-2022