Программа элективного курса Художественная практика для 10 классов (художественно-педагогическое направление)

Раздел Дополнительное образование
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Название работы: Программа элективного курса «Художественная практика»

(художественно-педагогическое направление) для обучающихся 10-х классов

Номинация - «Педагогический проект» (программа)

Коваленко Наталья Сергеевна

Педагог дополнительного образования

МБОУ «СОШ№3» г. Тарко-Сале Пуровского района

В данной программе элективного курса «Художественная практика» главное внимание уделено вопросам творческого развития личности, постановка художественно-образного мышления, основы которого должны закладываться в раннем детстве и далее формироваться в сфере художественного образования.

«Художественная практика», подкрепленная знанием различных форм композиционной деятельности, способствует развитию творческого мышления, о чем убедительно свидетельствуют научные открытия в области эстетики и философии, информатики, физиологии, психологии, искусствоведения, педагогики.

Человек должен научиться задавать себе вопросы, искать и находить на них ответы, самостоятельно мыслить, даже если эти взгляды не совпадают с общепринятыми.

Видеть, знать, уметь - таков путь познания внешнего мира. Не каждый обучающийся рисунку, живописи, скульптуре и архитектурному проектированию, станет впоследствии мастером с большой буквы, но сам процесс обучения в виде синтеза традиционных и новых подходов разовьет у него художественный вкус и общую культуру.

Сознание современных детей засорено условными обозначениями, стереотипами, всем разжеванным и готовым к употреблению. Помочь избавиться от всех штампов и условностей, научиться работать самостоятельно, то есть приобрести собственный опыт, следовательно, и свой взгляд на себя и на мир вокруг.

Научить детей отвечать творческой работой на стрессы и проблемы нашего общества, находить в творчестве решение своих проблем, сделать творчество своей насущной потребностью.

Развить творческие способности, фантазию, художественный вкус. Пробудить творческие силы, сделать так, чтобы личные переживания и особенности восприятия каждого определяли своеобразие его работ.

Научить детей чувствовать красоту, разнообразие и сложность окружающего мира.

Познакомить с основами художественной композиции, с работой в разных техниках, с разными материалами, развить способность быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Сформировать у детей способность самостоятельно мыслить; способность эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, способность к самоанализу и самооценке.

Пояснительная записка

Программа разработана основе учебного издания

Живопись. Форма, цвет, изображение для студентов высших художественных учебных заведений Г. И. Панксенов - Москва.: Издательский центр «Академия», 2008 год., для обеспечения профильной подготовки 10-ков к обучению по художественно-педагогическому направлению гуманитарного профиля.

Изучение курса в 10 классе при 1 часе в неделю 35 учебных часов, программа рассчитана на один год обучения.

Курс формальной композиции составляет основу обучения будущих учителей изобразительного искусства, воспитателей, художников. Программа элективного курса «Художественная практика» разработана с учетом логики учебного процесса, общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства.

Программа объединяет такие учебные дисциплины, как

«Понятие формы и формальной композиции», «Нормативная колористика», «Живопись и архитектурная колористика», «Ассоциативная композиция в рисунке», творческая проектная деятельность.

Элективный курс, выстроен по принципу анализа современных научных представлениях об основных понятиях и закономерностях организации изобразительной и неизобразительной форм в соответствии с особенностями зрительного восприятия, также разъясняет формальные композиционные принципы и художественно-образные средства гармонизации картинной плоскости. Ведущими подходами при изучении курса являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства в жизни общества. В области композиции эффективные методы обучения наработаны представителями различных архитектурно-художественных и художественных школ. Интерес к данной сфере не ослабевает и продолжает неизменно развиваться.

«Из отечественной истории выброшен опыт авангардных течений 20 в., школа не использует его должным образом, а молодежь бросается туда без разбора, без критического усвоения. Чтобы двигать вперед культуру, надо освоить предыдущий опыт - не для подражания, а для нового скачка». Высказывание В. А. Фаворского, который при организации живописного факультета нового типа призывал «признать за ним права на эксперимент», не понимать его как «станково-картинное» отделение, но и как «станково-лабораторное». По словам В. А. Фаворского, любая теория, даже самая отвлеченная, не существует сама по себе, но является руководством для практической деятельности, художественного мастерства, для создания произведения, непременно воплощающего мысль, идею.

Таким образом, изучение курса дает возможность учащимся реализовать свой художественно-творческий потенциал, и в процессе на данный опыт подготовки 10-ков с ориентацией на художественно-педагогическое направление гуманитарного профиля строится в виде "восхождения к профессии". Существенное значение для этого имеет развитие собственного отношения обучающихся, самостоятельного взгляда на роль искусства в жизни людей, на особенности художественного образования, на специфику профессии школьного педагога искусства.

Цель, задачи и принципы реализации содержания

элективного курса «Художественная практика».

Цель элективного курса « Художественная практика» -формирование интереса и положительной мотивации учащихся к художественно-педагогическому направлению гуманитарного профиля путем их ознакомления с видами и способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы профессиональной подготовки воспитателя, учителя изобразительного искусства.

Элективный курс «Художественная практика» носит прогностический (пропедевтический) характер по отношению к профильному курсу по искусству и повышает вероятность осознанного выбора выпускника художественно-педагогического направления гуманитарного профиля.

В числе предметно ориентированных (пробных) курсов элективный курс «Художественная практика» призвана решать следующие задачи:

дать ученику возможность реализовать свой интерес к художественно-педагогическому направлению;

уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранное направление на повышенном уровне;

Предполагается, что данный элективный курс будет способствовать выработке психологической готовности к осуществлению выбора художественно-педагогической направленности. При этом осуществляется ориентация на профессиональные качества педагога искусства, которые рассматриваются с точки зрения развития следующих способностей:

1. Способностей к психолого-педагогической деятельности

способность создавать доверительную творческую атмосферу занятия;

способность заинтересовать учащихся искусством;

способность организовать мыслительную деятельность при восприятии произведения искусства;

способность к проведению занятия на основе принципа художественности;

способность к художественно-педагогической импровизации.

2. Способности к профессионально-исполнительской деятельности:

владение языком изобразительного искусства как средством общечеловеческого общения (уметь рисовать, писать акварелью, гуашью; владеть графическими приемами и средствами, различными техниками ( монотипия,батик, роспись по стеклу) декоративно-оформительского искусства; писать 2-3 шрифтами);

умение организовать собственную художественно-творческую деятельность в области декоративно-прикладного, изобразительного искусств, скульптуры, архитектуры и дизайна;

умение сочинять графические, живописные, декоративные и оформительские, дизайнерские композиции с использованием различных техник, приемов, средств художественно-образной выразительности;

умение комплектовать и оформлять выставочную экспозицию произведений искусства, творческих работ детей и педагогов: овладение техническими средствами обучения.

Основные требования к знаниям и умениям

По окончанию курса учащиеся должны знать:

- различать изученные виды и жанры искусств;

- иметь представление о роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

- усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;

- описывать явления искусства, используя специальную терминологию.

По окончанию курса учащиеся должны уметь:

- применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве, как в традиционных, так и в инновационных (информационных) технология;

- уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

- владеть навыками абстрактного мышления, выразительными средствами изображения формы и усвоить композиционные принципы структурирования беспредметных форм как ключевых в проектной и художественной деятельности.


Содержание элективного курса реализуется по принципам последовательности и системности. Оно включает дисциплины: «Понятие формы и формальной композиции», «Нормативная колористика», «Живопись и архитектурная колористика», «Ассоциативная композиция в рисунке», творческая проектная деятельность подразумевает выполнение панно, картин, композиций с использованием художественных материалов и в различных техниках на выбор учащегося, а также может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных, мультимедийных технологий.

В качестве итоговой работы возможно коллективное оформление интерьера школьного кабинета, уголка, столовой, рекреации и т.п.

Данная программа содержит следующие разделы занятий:

№/п.

Разделы занятий

Кол-во часов

1.

Понятие формы и формальной композиции

6 часов

2.

Нормативная колористика

8 часов

3.

Живопись и архитектурная колористика

10 часа

4.

Ассоциативная композиция в рисунке

6 часов

5.

Проектная деятельность

5 часов

Итого: 35 часов

В процессе реализации данных разделов, с одной стороны, происходит углубление и расширение содержания базовых программ основной школы по изобразительному искусству, программ факультативных курсов по мировой художественной культуре, традиционной народной культуре и пр., с другой - осознание особенностей художественно-педагогической профессии школьного учителя.

Содержание курса интегрировано с различными учебными предметами: история, мировая художественная культура, изобразительное искусство, технология.

Элективный курс рассчитан на 35 учебных часов, 1 год обучения.

10 класс - 1 год обучения

Большая часть времени отводится на выполнение практических заданий: графических зарисовок, эскизов, проектов.

Все задания требуют творческого подхода, самостоятельности, аккуратности выполнения.

В процессе реализации данных разделов, с одной стороны, происходит углубление и расширение содержания базовых программ основной школы по изобразительному искусству, программ факультативных курсов по мировой художественной культуре, традиционной народной культуре и пр., с другой - осознание особенностей художественно-педагогической профессии школьного учителя.

Содержание курса интегрировано с различными учебными предметами: история, мировая художественная культура, изобразительное искусство, технология.

Элективный курс рассчитан на 35 учебных часов, 1 год обучения.

10 класс - 1 год обучения

Большая часть времени отводится на выполнение практических заданий: графических зарисовок, эскизов, проектов.

В качестве итоговой работы возможно коллективное оформление интерьера школьного кабинета, рекреации и т.п.

Все задания требуют творческого подхода, самостоятельности, аккуратности выполнения.

В опоре на данный опыт процесс подготовки 10-ков с ориентацией на художественно-педагогическое направление гуманитарного профиля строится в виде "восхождения к профессии". Существенное значение для этого имеет развитие собственного отношения обучающихся, иx самостоятельного взгляда на роль искусства в жизни людей, на особенности художественного образования, на специфику профессии школьного педагога искусства.

Такому подходу способствует тематическое построение разделов курса, находящихся в тесном взаимодействии. Диалектика восхождения к профессии обусловлена естественной связью полифункциональности искусства, общего художественного образования как механизма культурного развития человека и общества, а также непреходящей роли педагога искусства в данном процессе. Осознание тематизма, выстроенного по принципу от простого к сложному, развивается по трем линиям:

От эмоционального отклика на школьные занятия искусством - к осознанию необходимости их педагогической организации.

От самостоятельного опыта общения с произведениями искусства (вне школы) -к педагогически направленному опыту организации этого процесса (школьные занятия),

От роли ученика (ведомого) - к роли учителя (ведущего за собой).

Каждая из линий получает "расширение" по мере развития тематизма (от простого к сложному).

Диалектическая логика восхождения к профессии заключается в установлении соответствия между темами программы, их художественно-педагогическим замыслом, психолого-педагогической основой и задачами профессиональной ориентации обучающихся, решаемыми в рамках каждой темы.

Раздел «Формальная композиция» встраивается в учебный процесс на занятиях в виде определенных композиционных заданий и упражнений. Эти задания разделяются на два вида:

Графические и живописные. Они выполняются в заданной системе ограничений изображения элементов формы: точка, пятно, линия, плоскость, объем, пространство.

Работа над ними регламентируется учебными часами, но с упором на самостоятельную творческую деятельность и при обязательном обсуждении эскизов в виде индивидуальных и коллективных консультаций.

В каждом семестре вводятся композиционные задания формального характера, позволяющие целенаправленно осуществлять переход от репродуктивного мышления к абстрактному.

Степень сложности постановочных задач возрастает от задания и имеет тенденцию к усилению не только абстрактного и ассоциативного начал, но и содержательной стороны композиции.

Качественно меняется и исполнительская сторона учебной работы за счет освоения различных технологий и комбинаций технических приемов.

Для преодоления трудностей, возникающих при переходе от предметно-изобразительных заданий к формальным, предусмотрен ряд пропедевтических упражнений к каждому заданию. Они преследуют цель освоения основных элементов формы, участвующих в создании неизобразительной композиции.

Блок «Графическая композиция» включает в себя ряд обучающих упражнений на формальную организацию плоскости с использованием:

- линий различного начертания;

- точек и пятен;

- плоскостной прямоугольной или криволинейной формы;

- открытого, закрытого, перетекающего пространства;

- различных видов изображения;

- метроритмических закономерностей;

- композиционных приемов и средств выявления композиционного центра и ряда др,.

Под формальной цветовой композицией мы подразумеваем организованную определенным образом совокупность цветовых пятен или условных изображений, не несущих сюжетной нагрузки и рассчитанных на определенное эмоциональное воздействие.

В блоке «Нормативная колористика» композиции выполняются на основе шести видов системных отношений цветов (унитарные и ахроматические, родственные, родственно-контрастные, контрастные, триады, полная палитра) на базе формальных изображений.

В блоке «Архитектурная колористика» затрагиваются вопросы композиции цвета в архитектурно-пространственной среде и цветовых колеров в полихромии архитектурных объектов.

Блок данного раздела «Живопись и архитектурная колористика» связан с формированием ассоциативного, образного восприятия явлений жизни в окружающей нас архитектурной среде, которое опосредуется формальным и эмоциональным языком цвета. Возникновение и развитие творческого замысла часто идут разными путями. Осмысление материала может привести:

- к подражанию, результатом которого становится вторичность;

- поиску нахождению новых, неиспользованных возможностей выразительных средств;

- переосмыслению или парадоксальному решению любой темы (ярким примером такого подхода является творчество С. Дали). Язык ассоциативной композиции более условен, чем в предметной реалистической композиции. В этом случае рассматриваем формализаванный образ города в четырех ипостасях: город праздничный, город индустриальный, город исторический и город в разное время года. Данные состояния города, задаваемые ассоциациями и эмоциями, бесспорно субъективны, размыты и очень зыбки. Цвет в композиции должен содействовать передаче чувств автора, его настроения, а также своеобразия цветового строя города. Можно предпологать получение результатов, претендующих как на учебную, так и на определенную художественную ценность, учитывая наличие различного фантазийного и профессионального уровня обучающихся при работе над пластическим и смысловым воплощением образа города.

Блок « Ассоциативная композиция в живописи», который направлен на формирование образного ассоциативного восприятия явлений жизни, опосредуемого эмоциональным языком цвета в формальной композиции. Данный раздел связан с постановкой профессионального мышления в области архитектурно-художественного творчества. В частности, он развивает умение фантазировать. Заметим что абстрактные архитектурные образы, по мнению художника и педагога П. Клее, способствуют стимуляции воображения.

Вводный блок упражнений включает в себя различные задания на те состояния, которые характеризуют определенные свойства заданной тематики. Вместе с тем в целях обучения используются возможности техники монотипии - как средства приведения нашего зрительного аппарата к ассоциативному восприятию частичной информации и как средства развития воображения. Заметим, что прямые ассоциации связаны с получением изображения, адекватно соответствующего содержанию, а косвенные ассоциации возникают при неполном соответствии изображения его содержанию.

Освоение методов получения изображения с частичной информацией при помощи технических приемов позволяет оперировать не только спонтанными изображениями, но и запланированными, с неполной информативностью завуалированного изображения.

Графическая и цветовая подготовка обучающихся ведется различными способами с той целью, чтобы они могли использовать в дальнейшем постепенно накапливающийся художественный и композиционный опыт в архитектурной деятельности.

Обучающие упражнения на формальную организацию плоскости включают в себя использование ритмических закономерностей, линий различного начертания, точек и пятен, прямоугольных и криволинейных форм, открыты, закрытых, перетекающих пространств, различных видов изображений: реалистических, иконических, геометрических, символических, абстрактных, точечных и их комбинаций, а также приемов выявления композиционного центра и ряда других построений как в графическом, так и в цветовом исполнении.

Как показывает практика, «встроенная» форма обучения формальной композиции в рамках определенных систем изображения не стесняет творческую свободу обучающихся и позволяет быстрее переходить от репродуктивного мышления к абстрактному.

Хорошо усвоенные, осмысленные и творчески переработанные знания, овладение различными методиками по развитию творческого потенциала дают обучающимся возможность обрести свое лицо, утвердить собственное профессиональное кредо (внутреннее Я), которое свидетельствует о потенциальных возможностях дальнейшего развития.

Известный психолог Л. Выготский утверждал, что мышление развивается в зависимости от интересов и потребностей человека.

Под художественным мышлением понимается умение сочинять композицию, выбирать из различных вариантов нужное решение, основываясь на субъективных ощущениях (воспоминаниях, настроении, самочувствии, интуиции и т.д.) и восприимчивости, которая может колебаться в границах нормальных физиологических ощущений человека, включая и крайние проявления - от депрессии до эйфории.

Характер возникновения и развития идеи зависит от многих факторов (фантазии автора, его любознательности, чувственной оценки возникающих ситуаций и их анализа), готовящих почву для созревания замысла и последующего его исполнения в художественной форме в соответствующем материале.

Главная цель обучения будущего специалиста - формирование у обучающегося творческого мышления и образного представления.

Практическая деятельность способствует приобретению определенных форм работы с материалом, в силу этого полученные знания и умения приобретают целостный характер. А следствием системного характера знаний является их устойчивость. Отсюда возникает необходимость изучения различных способов и приемов передачи художественной информации. Художественный поиск в создании учебного произведения приобретает черты целенаправленного действия. Мыслительный процесс и логические умозаключения во многом определяют задуманную композицию в виде либо реальных, либо абстрактных и формализованных образов.

Для художника - это рисунок или картина, для архитектора - здание, для режиссера - сценарий, для поэта - стихотворение.

За счет изобразительных и технических средств можно передать различные эмоции и понятия.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Методическое обеспечение программы включает в себя:

Методические пособия, презентации к занятиям, разрабатываемые преподавателем для конкретных тем данной программы или необходимости более глубокого изучения какой-либо темы.

Методические пособия по освоению декоративной композиции.

- азбука кистевых мазков.

  • Методические таблицы по выполнению изделий в технике «Батик».

  • Методические таблицы по рисованию натюрморта, пейзажа, портрета, фигуры человека.

- последовательность рисования натюрморта из предметов, головы живой модели (фигуры человека), пейзажа (зверей и птиц).

  • Методические пособия, таблицы по композиции.

- композиция в живописи;

- правила, приемы и средства композиции;

- ритм в композиции;

- выделение сюжетно-композиционного центра.

  • Методические таблицы, схемы по живописному изображению:

- натюрморта - гризайль, акварель, гуашь;

- этюда живой модели (головы человека, фигуры человека), пейзажа - акварель по-сырому, сухая кисть, «А-ля Прима», гуашь; их последовательность в выполнении.

  • Схемы, таблицы графических материалов и техник, передачи фактуры предметов:

- тон (светлый, темный);

- линия, штрих;

- объем, пространство;

- процесс затушевки - штрихами, однородным тоном без линий;

- светотень;

- методы растушевки;

- эффект размытости глубины, «кулис», световые и атмосферные;

- смягчения линий и контуров;

- умышленные исправления;

- особенности освещения.

  • Методические таблицы основ масляной живописи:

- плоскостное дополнение наброска;

- нанесение рельефа;

- монохромная живопись;

- техника живописи «А-ля Прима», техника работы мастихином, шпателем, лессированная техника, многослойная живопись.

  • Методические пособия по росписи батика и ее последовательности.

  • Библиотека курса, содержащая как справочную литературу,

так и литературу для занятий:

Библиотека курса как привычная литература.

  • Абстракция и экспрессия в акварели.

  • Курс масляной живописи.

  • Искусство рисования.

  • Самоучитель по рисованию акварелью.

  • Рисуем цветными карандашами, восковыми мелками, углём, сангиной.

  • Знакомство с различными гарнитурами шрифтов.

  • Батик.

  • Рисование фигуры человека в движении.

  • Натюрморт.

  • Пейзаж.

  • Портрет.

  • периодическую литературу, получаемую регулярно школой. Методическое обеспечение учебного процесса документами включает в себя разработку преподавателем методических пособий, подбор литературы и т.д.

Разработки для организации контроля и проведения результативности:

алгоритм мониторинга; этапы диагностики; форма отслеживания результатов; методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (автор: Л.Г. Жедунова); методика выявления уровня самооценки учащихся (автор: Р.В. Овчарова); критерии и оценки результатов знаний и умений в области изобразительного искусства.

Используемая литература:

1. Живопись. Форма, цвет, изображение для студентов высших художественных учебных заведений Г. И. Панксенов - Москва.: Издательский центр «Академия», 2008 год.

2. Рисунок: натюрморт, голова: технологические приемы выполнения / авт. - сост. А. А. Лагутин. Волгоград: Учитель, 2011г.

3. Художественная роспись тканей: Учебн. Пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2003г.

4. Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) - цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003.

5. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе» (1926) - цит. По «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе».

6. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) - цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе»

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат - М.: 2000

8. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов - М.: ИТиИП РАО, 2004. - стр. 503.

9. Теоретические основы проектной деятельности в образовании: Учебное пособие/Сост.: С.Ю. Залуцкая, В.В. Корнилова. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2010.- 126 с.



© 2010-2022