ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Раздел Дополнительное образование
Класс 12 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Шатковский Агротехнический техникум






ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ







Составитель: Вечканов Анатолий Николаевич








2014 год.

















В данной методической разработке представлен обобщённый опыт работы преподавателя по внедрению в учебный процесс ИКТ в свете требований ФГОС НПО. Представленные материалы могут быть использованы преподавателями спецдисциплин при подготовке водителей автотранспортных средств.



























СОДЕРЖАНИЕ




Стр.

Введение

4


1. Использование мультимедийных средств обучения на уроках по «Основам законодательства в сфере дорожного движения» и «Основам безопасного управления транспортным средством».


6

2. Использование мультимедийных средств обучения на уроках по «Устройству и техническому обслуживанию автомобилей».


12

Заключение

16


Список литературы

17

























Введение

Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе.

Сегодня учреждения начального профессионального образования вышли на уровень, когда компьютерная грамотность обучающегося и преподавателя должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере и получать дополнительную информацию из различных источников. Эта потребность продиктована временем.

По современным требованиям образовательного стандарта традиционная форма урока не сможет дать учащимся такой объем информации, каким является урок с использованием информационных технологий. Задача преподавателя организовать работу обучающихся так, чтобы они захотели взять и усвоить необходимую информацию, подтолкнуть их к получению знаний. В настоящее время у большинства обучающихся не наблюдается особого интереса к чтению дополнительной литературы, выполнение домашнего задания оставляет желать лучшего. На уроках с использования компьютера и мультимедийного оборудования обучающиеся приобщаются к усидчивости, развиваются все виды памяти. Компьютер приучает к самообучению, повышает интерес к учебному материалу.

В процессе обучения широко используется один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности. Восприятие предмета или действия является для человека первоначальным и наиболее простым актом познания и служит основой для создания точных представлений об изучаемых предметах и процессах. Применение наглядности в процессе преподавания специальных предметов, по сравнению с общеобразовательными, имеет определенные особенности, связанные со спецификой их содержания и методикой обучения. При изучении технических предметов на первый план выступают конкретное устройство объекта, рабочая схема, взаимодействие деталей, процессы, происходящие внутри систем автомобиля.

Работая преподавателем специальных предметов «Устройство и техническое обслуживание автомобилей», «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы безопасного управления транспортным средством» я широко использую различные технические средства обучения. В процессе своей педагогической деятельности применял кинопроектор и диапроекторы, управляемые с дистанционного пульта. Это в значительной степени оживляло учебный процесс, но и осложняло работу в связи с ограниченными возможностями данных средств обучения. В дальнейшем оборудование кабинетов пополнилось телевизором, видеомагнитофоном, DVD-плеером. В 2011 году кабинеты были оснащены персональными компьютерами, плазменным телевизором, мультимедийным проектором с экраном. В перспективе планируется установка интерактивной доски.

Возможности компьютерного оборудования по многим показателям имеют значительные преимущества:

  • не загромождает помещение;

  • у преподавателя появляется возможность демонстрации материала по темам в нужной последовательности, не затрачивая много времени;

  • размер изображения на экране значительно больше, чем на плакате;

  • возможность внесения изменений в учебный материал без больших затрат;

  • высокое качество и наглядность изображений.

Компьютер совмещает в себе возможности разнообразных средств наглядности, средств контроля и оценки результатов учебной деятельности и множество других функций.

1.Использование мультимедийных средств обучения на уроках по «Основам законодательства в сфере дорожного движения» и «Основам безопасного управления транспортным средством».

При обучении правилам и основам безопасного движения одними из важнейших задач являются:

  • развитие зрительной памяти;

  • развитие логического мышления;

  • умение оперативно решать задачи в различных дорожных ситуациях.

Поэтому от того, какие знания и навыки получат кандидаты в водители на теоретических занятиях будет зависеть их дальнейшая практическая деятельность при управлении автомобилем. Достижению поставленных задач во многом способствует современное компьютерное оборудование.

При изучении тем и разделов предмета « Основы законодательства в сфере дорожного движения» и « Основы безопасного управления транспортным средством» через компьютер на экране телевизора достаточно наглядно и качественно можно демонстрировать различные схемы, дорожные ситуации. При этом у преподавателя имеется возможность наиболее рационально расположить фрагменты в зависимости от темы, целей и вида урока, быстро вернуться к любому изображению. Например, при изучении темы «Общие положения» используются фрагменты, характеризующие термины и определения, принятые в правилах дорожного движения. (Рис.1,2,3)



ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ


Использование видеофильма является одним из самых наглядных и действенных средств, позволяющих изучать объекты и процессы в движении. Используя стоп-кадр, преподаватель дает возможность обучающимся детально рассмотреть взаимодействие участников дорожного движения, оценить их действия. Например, тема «Проезд перекрестков. (Рис.4)ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Рис.4

Фрагменты, плохо воспринимаемые учениками можно неоднократно повторить, более подробно прокомментировать. При изучении темы «Дорожно-транспортные происшествия» используются видео фрагменты, связанные с возникновением аварийных ситуаций. (Рис.5,6)

ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ


С помощью видеокамеры можно снимать различные сюжеты и ситуации, в дальнейшем используя их на уроках. Например, при изучении тем «Посадка водителя на рабочем месте», «Правила пользования органами управления». (Рис. 7, 8)ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ



Рис.7 Рис.8

Для иллюстрации многих положений Правил кроме динамических фрагментов применяются статические изображения в виде фотографий, построенные в последовательности излагаемого материала. Например, при изучении темы «Обгон и встречный разъезд» сначала демонстрируются видео фрагменты, показывающие правила выполнения обгона и нарушения, которые совершают некоторые водители. Затем, рассматриваются более подробно различные ситуации данного маневра.(Рис. 9 - 12)ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ





В условиях компьютерного обучения процесс контроля и самоконтроля становится более динамичным. Обратная связь обучающихся с преподавателем более систематичной и продуктивной. При помощи компьютеров, которыми оборудованы рабочие места учащихся, можно оперативно определить степень усвоения любой темы или всего курса в целом. В случае необходимости учащиеся могут самостоятельно корректировать свои знания, используя режим обучения в программе компьютера. В отдельных случаях, при разборе дорожных ситуаций, используется демонстрация фрагментов через телевизор для коллективного обсуждения и анализа дорожной обстановки.

ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ







2. Использование мультимедийных средств обучения на уроках по «Устройству и техническому обслуживанию автомобилей».

Рост интенсивности движения и развитие современного автомобилестроения требует непрерывного совершенствования учебного процесса при подготовке водителей транспортных средств. Качество подготовки водителей определяется мерой соответствия знаний, умений и навыков, которыми фактически овладел учащийся, знаниям, умениям и навыкам, требуемым квалификационной характеристикой. В связи с этим, большое значение уделяется изучению предмета «Устройство и техническое обслуживание автомобилей». Исходя из требований, изложенных в примерной программе подготовки водителей транспортных средств, стандарта по профессии, а также из опыта проведения теоретических и практических занятий можно сделать вывод, что будущему водителю необходимы знания и умения, которые позволяют:

  • знать общее устройство и принцип работы различных систем и механизмов автомобиля, их конструктивные особенности;

  • грамотно и наиболее эффективно использовать технические возможности автомобиля;

  • проводить техническое обслуживание автомобиля, не требующего специального оборудования;

  • поддерживать технически исправное состояние автомобиля;

  • своевременно выявлять неисправности и принимать меры по их устранению.

Для осуществления этих задач кабинет оснащен необходимым оборудованием, в том числе мультимедийными средствами обучения.

Обучение с использованием компьютерной техники требует иного подхода, чем при традиционных формах урока. Поэтому разработаны новые методические направления для проведения занятий с применением визуальных электронных средств обучения, которые применяются при изучении предмета « Устройство и техническое обслуживание автомобилей».

Например, при изучении устройства двигателя используются принципиальные схемы, изображения, которые имеют достаточные размеры и наглядность, позволяют понять и усвоить основы теории двигателя, изучить конструкцию механизмов. (Рис.13-17)

ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Рис. 13







Рис.14



ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Рис.15



ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Рис.16 Рис.17

При изучении принципа работы систем и механизмов автомобиля большое значение имеет демонстрация происходящих процессов в движении. Большая роль при этом отводится использованию видеофрагментов и видеофильмов, которые позволяют более полно и качественно усвоить материал.

Развитие технологий в современном автомобилестроении зачастую делает невозможным ремонт автомобиля в собственном гараже, поскольку требует наличия сложного и дорогого оборудования, а также высокой квалификации персонала по обслуживанию и ремонту автомобиля.

В настоящее время достаточно широко развита сеть станций и автосервисов, которые облегчают водителям проблему ремонта и обслуживания автомобиля.

При проведении занятий по профессии «Автомеханик» в разделе «ТО и ремонт автомобиля» имеются темы, в которых предусматривается изучение методов ремонта и технического обслуживания с использованием современного оборудования. К сожалению, многие учебные заведения не имеют возможности его приобрести. Поэтому, чтобы восполнить этот недостаток, можно воспользоваться Интернет- ресурсами при подготовке к уроку. Для повышения интереса обучающихся к выбранной профессии и лучшего усвоения материала привлекаю учеников к самостоятельной работе в виде домашнего задания. Суть задания состоит в поиске материала с использованием сети Интернет, составлении презентаций и отчете о выполненной работе на уроке.ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Как показала практика, этот приём значительно разнообразит процесс обучения, повышает качество знаний обучающихся и их мотивацию к обучению.





Заключение.

Применение в учебном процессе мультимедийного оборудования и компьютерных технологий повышает интерес к предмету, позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся и получить навыки самоконтроля. Значимую роль при этом играет развитие зрительной памяти, логического мышления, умение оперативно решать задачи, что в конечном итоге ведет к повышению безопасности на дорогах, грамотной эксплуатации и обслуживанию транспортных средств.

Электронные учебные пособия делают процесс обучения более наглядным, могут успешно заменить соответствующие плакаты, стенды, макеты и тому подобное.

Не смотря на компьютеризацию учебного процесса, не следует забывать, что длительное пребывание за компьютером может негативно отразиться на здоровье ученика. Поэтому, при проведении занятий используются и элементы традиционных форм обучения (беседа, рассказ, работа с учебником и другие). Использование в комплексе различных методов и средств обучения позволяет достигать необходимого качества знаний, разностороннего развития обучающихся, способствует формированию общих и профессиональных компетенций, предусмотренных стандартом по профессии.















Список использованной литературы

1.Бегенина Л.Ю. Интерактивная доска как средство организации фронтальной работы. Информатика и образование. 2009. № 7

2.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М. Академия. 2007

3.Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений: учебное пособие «Лаборатория знаний» 2009

4.Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям. М. Академия. 2004

5.Сборник докладов и статей «Новое в профессиональном образовании специалистов для сферы обеспечения БДД». Институт безопасности дорожного движения. -СПбГАСУ. 2009

6.maach.ru

7.Wikipedia.ru



















17


© 2010-2022