Открытое занятие Ферзь в игре

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по шахматам

Дата: 13 ноября

Класс: 1

Учитель: Гармаев Б.З.

Тема: Ферзь в игре

Тип урока: комбинированный

Цель: Создать условия для закрепления пройденных тем: шахматная доска, название шахматных фигур, правила игры, начальное положение фигур, ходы и взятие фигур. Познакомить с шахматной фигурой - Ферзь. Развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, логическое мышление, поддерживать интерес к изучаемому материалу, развивать творческое воображение, образное мышление. Воспитывать любовь к шахматам.

Задачи:

1.Заинтересовать учащихся игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

2.Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся.

3.Воспитать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование: шахматы, демонстрационная доска, телевизор.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Здравствуйте дети и гости!

Вот шахматы на столе, а вот фигурки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят день уж очень важный!

Здравствуйте!


Сегодня на уроке мы должны повторить и закрепить изученные темы. Вы постараетесь хорошо работать на уроке? Сели правильно, приготовились к уроку. Начинаем.

Дети приготавливают рабочее место. Садятся правильно.

Проверка домашнего задания

На прошлом уроке Вам было задано подумать: Какая фигура вам больше всего нравится и почему?. Давайте вспомним шахматные фигуры. (Слайд)

Давайте проверим, как у вас получилось?



«Моя любимая шахматная фигура»




Разминка

Как называется эта линия? (показываю линии на доске)

Чем отличается наша классная доска от шахматной доски?

Сколько полей на шахматной доске?

Сколько белых и черных?

Как же различать эти поля, только на белые и черные?

А как полям дать имя? Что нам помогают?





Какие правила при расстановке фигур вы знаете?

Что такое шах? Мат? Пат?

Рокировка?

Горизонталь, вертикаль, диагональ

Ответы детей



64 поля

По 32 поля

У каждого поля есть имя



По горизонтали буквы, по вертикали цифры, вот они и дают название каждому полю.





Шах - это нападение на короля любой фигуры или пешки. Мат - это шах, от которого нет защиты. Пат - это ничья, где сторона имеет право хода, но не может им воспользоваться и король не находится под шахом. Рокировка защита короля.

Игра «Мешочек»

Правила игры: у меня в мешочке фигуры, вы вынимаете по одной называете и ставите на начальную позицию.

Игра.

Закрепление

Д7

Я называю имя клетки вы его находите и ставите на него любую фигуру.

Расстановка, игра.

Физминутка

Топай, мишка, хлопай, мишка,

Приседай со мной братишка.

Руки вверх, вперед, вниз

Улыбайся и садись.

Делают движения

Игра «Да/нет»

Беру шахматные фигуры и спрашиваю, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

Игра

«Мяч»

Я говорю фразы, если правильно вы должны поймать мяч


"Волшебный мешочек"

В непрозрачном мешочке спрятаны все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.


Закрепление

Д7

Лабиринт

Конь

Слон

ладья

Расстановка, игра.

Закрепление

Д8

Ферзь

Расстановка, игра.

Итог урока

Что мы с вами закрепили на уроке? Чему мы научились?

Ставить мат и другие ответы детей.








Дидактические игры и задания

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.


  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять шах;

  • ставить мат;



© 2010-2022