Виды и структура методической продукции

В представленных мной разработках описываются виды методической продукции, а также структура написания методической разработки. Рекомендовано для учителей, педагогов дополнительного образования, методистов, педагогов-организаторов, руководителей структурными подразделениями, для использования в своей профессиональной деятельности, при составлении методических сборников, а так же для участия в различных конкурсах методических материалов. Подсказка в чем различие между информационно- пропагандистс...
Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основные виды методической продукции и особенности их разработки

Методическая продукция - один из способов выражения и распространения методических знаний. Совокупность методической продукции составляет информационно-методический фонд (методическую копилку).

Классификация методической продукции:

Информационно-пропагандистская - методическое описание, аннотация, газета, справочник, реферат, комментарий, листовки.

Организационно-методическая - программа, методическая записка, памятка, инструкция, методическая рекомендация, методическая разработка, тематическая папка.

Прикладная - сценарии, картотека, каталог, плакат, график, тематическая подборка, наглядное пособие, задачник, сборник упражнений. В зависимости от вида методическая продукция решает разные задачи:

-излагает сведения, подлежащие распространению;

-разъясняет приемы и методы;

-обобщает ценный педагогический опыт;

-объясняет цели и порядок действий, методику организаций различных мероприятий;

- показывает возможные формы проведения дел и т.д.

Основные виды методической продукции:

Реферат - содержит краткое изложение в письменной форме литературных данных (книг, статей, научных работ), которые отражают точку зрения автора и дополняются имеющимися практическими данными по этому вопросу.

Методическая разработка - включает в себя рекомендации по организации и проведению отдельных мероприятий, выставок и т.д.

Примерная схема написания:

1)название разработки;

2)пояснительная записка (задачи проводимого дела, условия для проведения, форма и методика проведения );

3) оборудование, оформление (ЭСО, варианты текстов для оформления, перечень музыкальных произведений для сопровождения);

4)методические советы на подготовительный период (распределение поручений) ;

5)ход проведения дела;

6)подробный сценарий, где даются ссылки на авторов и литературные источники;

7)методические советы организаторам (где лучше проводить, как создать эмоциональный настрой, возможные ошибки и пути их предостережения) ;

8)методические советы на период ближайшего последствия (подведение итогов);

9)список литературы;

10)автор разработки, должность, место работы

Методические рекомендации - вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях раскрывается одна или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций - пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике

Примерная схема написания методических рекомендаций

1)пояснительная записка (обоснование актуальности, краткий анализ дел по данному вопросу, указывается точный адресат, разъясняется, какую помощь она может оказать);

2) изложение главного текста (что рекомендуется делать для решения данного вопроса)

3) методические рекомендации по решению организационных вопросов (оформление, распределение поручений и т.д.),примерные варианты проведения данного дела с советами; описание перспективы результатов в данном деле

4) список литературы , приложения

5) автор работы, год создания, имеющиеся рецензии.

Тематическая подборка - необходима для накопления материалов, которые могут быть необходимыми для написания рекомендаций, разработок и т.д., оформляется в папку, альбом, конверт, тетрадь. Тематическая папка может объединять в себе: нормативные документы, методические рекомендации, разработки, сценарии, материалы из опыта работы, дидактический материал.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ НЕКОТОРЫХ видов методической продукции.

Методические рекомендации - структурированная информация, определяющая порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия; • раскрывает одну или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта;

• Задача - рекомендация эффективных, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию).

• В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

• Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

• Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций

  1. На титульном листе должны быть обозначены:

название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

фамилия, имя, отчество автора; название (с пометкой о виде методической продукции - методические рекомендации);

название города;

год разработки.

  1. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

•сути рассматриваемых вопросов;
• предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа - например, педагогам, зам. директоров по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
• источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);
• возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3) Пояснительная записка должна содержать следующую информацию: - обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: - уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; - охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; - разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации); ▫ определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.); ▫ краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.); ▫ обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

4) Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами:
- решением определенной педагогической проблемы, - проведением массовых мероприятий,

- организацией летней кампании,
- проведением учебно - исследовательской работы,
- изучением отдельных тем образовательной программы и т.п.
Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:

• описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов);

• дать советы по решению:

• организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию т.д.);

• материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы);

• финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия),

• кадровому обеспечению (требования к экспертам); • вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

• предостеречь от типичных ошибок и рисков.

5) Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников. •

6) Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть: • планы проведения конкретных дел, мероприятий; • тестовые задания; • методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; • примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; • методики определения результатов по конкретным видам деятельности; • схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; • примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ

• Методическая разработка - комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д. Примерная схема методической разработки

• название разработки;

• сведения об авторе;

• цель мероприятия;

• условия осуществления мероприятия;

• перечень используемого оборудования и материалов;

• описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;

• методические советы по его организации и подведению итогов;

• список использованной литературы;

• приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

Структура методической разработки

  1. Название мероприятия.

  2. Целевая группа. Возраст, другие параметры целевой группы, количество участников.

  3. Цель, задачи. Цель и задачи мероприятия должны показать, с какими именно аспектами профориентации вы предлагаете работать на данном мероприятии. Задачи должны конкретизировать поставленную вами цель.

  4. Содержание мероприятия. Основные темы, понятия, проблемы, информация, работа с которыми будет предложена участникам мероприятия.

  5. Методы. Краткое описание основных методов, используемых на данном мероприятии.

  6. Необходимые ресурсы: место, время, материалы, оборудование.

  7. План проведения мероприятия с описанием:
    - действий организаторов
    - инструкций даваемых участникам
    - предполагаемых действий участников
    - реакций на действия участников (фиксирование, оценивание, задавание вопросов, предоставление правильных ответов, проч.)

  8. Предполагаемый эффект / последействие мероприятия для участников.

По желанию - образцы раздаточного материала.

Прикладная методическая продукция

• Дидактические материалы - это совокупность наглядных учебных средств, использование которых позволяет обучающимся проделывать конструктивную работу в процессе обучения и осознанно усваивать учебный материал. Виды дидактических материалов:

• демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, рисунки, видеоролики, карты, схемы, графики, чертежи и т.д.);

• раздаточный материал (задания, предлагаемые обучающимся для выполнения конкретных учебных задач, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера: наборы карточек, незаполненные таблицы, незавершенные схемы и т.п.);

• модели.

• Дидактические материалы могут быть представлены на бумажных или электронных носителях. Требования к дидактическим материалам

• ориентация на обучение с опережением

• увлекательность содержания;

• вариативность форм и способов подачи материала;

• нацеленность на развитие творческих способностей Технология создания и применения дидактических материалов

• Определение целей обучения

• Отбор содержания учебного материала

• Разработка средств контроля знаний и способов их применения

• Включение дидактических материалов в образовательный процесс


© 2010-2022