Программа по учебной дисциплине Основы бюджетной грамотности

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Краснодарского края

«Усть-Лабинский социально-педагогический колледж»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины Основы бюджетной грамотности




























2015

Рассмотрена на заседании ПЦК преподавателей истории и спецдисциплин специальности Гостиничный сервис

____ ____________20___г.,

Председатель

______________Т.В. Волобуева

Утверждена

директор ГБПОУ КК УСПК

___________А.А. Филоновский

____ ______________ 20___г.

Рассмотрена

На заседании педагогического совета

Протокол №____от ___. ___. 20____г.

Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности ______________, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 475 от 07.05.2014, зарегистрирован в Минюсте России № 32876 от 26.06. 2014, укрупненная группа __________________.

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Усть-Лабинский социально-педагогический колледж»

полное наименование образовательного учреждения

Разработчики:

___Л.В. Карпенко преподаватель социально-экономических дисциплин___
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рецензенты:

__________________________________________________________________Ф.И.О., ученая степень, звание, должность


__________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

3

Структура и содержание учебной дисциплины

5

Условия реализации учебной дисциплины

19

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

21




1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


_______________ Основы бюджетной грамотности_____________
наименование дисциплины

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Усть-Лабинский социально-педагогический колледж» в соответствии с ФГОС по специальности СПО
_________________________________________________________
указать специальность

1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в основной профессиональный цикл.

1.3.Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;

  • выделять и осознавать роль которую играют бюджетные финансовые отношения в деятельности государства, организации и гражданина;

  • определять особенности формирования и функционирования государственной бюджетной системы;

  • производить расчет и планирование личного и семейного бюджета с учетом потребностей и имеющихся источников дохода;

  • применять полученные экономические знания в практической деятельности;

  • оценивать факторы оказывающие влияние на бюджетные отношения;

  • оценивать эффект оказываемы на систему экономических и бюджетных отношений основными экономическими и рыночными институтами;

  • определять проблемы возникающие в системе финансов и оценивать их воздействие на различные уровни финансовой системы.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • законодательные принципы формирования бюджетныхотношений;

  • особенности формирования, основные статьи доходов и расходов государственного бюджета;

  • особенности формирования, основные статьи доходов и расходов регионального и местного бюджетов бюджета;

  • механизм формирования и распределения личного бюджета гражданина;

  • механизм формирования и распределения семейного бюджета;

  • основные элементы банковской системы РФ и их влияние на финансовую систему;

  • основные принципы кредитования, виды кредитов и особенности построения кредитных отношений;

  • роль государственной кредитно - денежной политики в формировании и функционировании финансово - бюджетной системы;

  • роль налоговой системы в формировании и функционировании финансово - бюджетной системы;

  • роль страховых компаний и системы страхования в формировании и функционировании финансово - бюджетной системы;

  • основные направления и принципы формирования государственной социальной политики.

1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.










  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)


Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)


в том числе:


практические занятия


зачет


Самостоятельная работа обучающегося (всего)


в том числе:


Расширенное и углубление знаний полученных при проведении лекционных аудиторных занятий

-

Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

_______________________ «Основы бюджетной грамотности»____________________

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Государственный бюджетная система Российской Федерации.

21


Тема 1.1. Бюджетная система РФ.

Содержание учебного материала: Понятие бюджета. Влияние бюджета на участников экономических отношений (государство, юридические лица, физические лица). Федеральный закон «О федеральном бюджете на очередной год и плановый период» и его основные положения. Основополагающие элементы бюджетной системы РФ.



Домашнее задание:

Изучение конспекта лекции.

Выделение элементов лекции, при изучении которых возникли сложности.

Выделение элементов лекции, при изучении которых возникли дополнительные вопросы.

Выделить и подготовить вопросы , которые были бы интересны для группового обсуждения.

Самостоятельная работа обучающихся. Ответить устно на следующие вопросы:

  1. Что такое бюджет и в чем заключается его экономическая роль?

  2. Каково влияние бюджета как на основных участников экономических отношений?

  3. Каковы принципы построения бюджетной системы РФ?

  4. В чем заключаются отличия бюджетной системы РФ от бюджетных систем развитых государств мира?

  5. В чем заключаются основные недостатки действующей бюджетной системы РФ?

Ответ на вопрос может быть оформлен в виде сообщения с которым обучающийся может выступить при проведении практического занятия.


Практическое занятие №1.

Групповое обсуждение вопросов появившихся у обучающихся в процессе выполнения домашнего задания и самостоятельной работы.

Устный опрос. Перечень вопросов для ответа обучающихся:

  1. В чем заключается влияние бюджетных отношений и бюджетной системы на государство?

  2. В чем заключается влияние бюджетных отношений и бюджетной системы на юридические лица?

  3. В чем заключается влияние бюджетных отношений и бюджетной системы на граждан?



Тема 1.2. Бюджетный процесс в РФ.

Содержание учебного материала:

Понятие бюджетной системы РФ. Принципы формирования и построения бюджетных отношений. Бюджетный процесс.



Домашнее задание:

Изучение конспекта лекции.

Выделение элементов лекции, при изучении которых возникли сложности.

Выделение элементов лекции, при изучении которых возникли дополнительные вопросы.

Заполнить таблицу: «Принципы построения бюджетной системы».

Самостоятельная работа обучающихся:

Дробозина JI.Л. Финансы, денежное обращение, кредит., - М., Знание, 2012. стр. 57-59.

Ответить устно на следующие вопросы:

  1. Что представляет собой бюджетный процесс в РФ?

  2. Какие органы государственной власти вовлечены в бюджетный процесс?


Практическое занятие №2.

Групповое обсуждение вопросов появившихся у обучающихся в процессе выполнения домашнего задания и самостоятельной работы.

Устный опрос. Перечень вопросов для ответа обучающихся:

  1. Что представляет собой бюджетное устройство?

  2. Что представляет собой бюджетная система?

  3. Особенности бюджетного устройства унитарное (единое) государства.

  4. Особенности бюджетного устройства Федеративного государства .

  5. Особенности бюджетного устройства конфедеративного государства .

Проверка правильности заполнения таблицы«Принципы построения бюджетной системы».



Тема1.3.Формирование бюджета РФ, его принятие и исполнение.

Содержание учебного материала:

Источники формирования бюджетов различных уровней. Процедура рассмотрения и принятия бюджета в РФ. Процесс контроля за исполнением бюджетной дисциплины.



Домашнее задание:

Изучение конспекта лекции.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли сложности.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли дополнительные вопросы.

Дробозина JI.Л. Финансы, денежное обращение, кредит., - М., Знание, 2012. стр. 61-63.

Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить сообщение (объем2-3стр. формат А4) на одну из перечисленных тем:

  1. Бюджетный процесс в РФ.

  2. Бюджетный процесс в странах европейского союза

  3. Бюджетный процесс в США.

  4. Формы и методы бюджетного контроля.

  5. Процесс исполнения бюджета.


Практическое занятие №3.

Групповое обсуждение вопросов появившихся у обучающихся в процессе выполнения домашнего задания и самостоятельной работы.

Выступление обучающихся с сообщениями, их совместное обсуждение, выделение наиболее грамотно подготовленных.



Тема 1.4. Основные статьи доходов и расходов бюджета.

Содержание учебного материала:

Формирование бюджета. Проект бюджета. Основные источники финансирования бюджетов различных уровней. Распределение бюджетных средств. Процесс распределения бюджета. Исполнение бюджета.



Домашнее задание:

Изучение конспекта лекции.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли сложности.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли дополнительные вопросы.

Ответить устно на следующие вопросы:

  1. Какие источники средств являются наиболее важными при формировании бюджета?

  2. Что такое консолидированный бюджет?

  3. Как происходит аккумулирование средств бюджетах различных уровней?

  4. Как происходит процесс перераспределения средств между бюджетами различных территорий и уровней?


Самостоятельная работа обучающихся.

Дробозина JI.Л. Финансы, денежное обращение, кредит., - М., Знание, 2012. стр. 68-74.


Практическое занятие №4.

Групповое обсуждение вопросов появившихся у обучающихся в процессе выполнения домашнего задания и самостоятельной работы.

Письменный опрос. Перечень вопросов для ответа обучающихся (вопросы распределяются на 3варианта):

  1. Охарактеризуйте принцип единства бюджетной системы

  2. Охарактеризуйте принцип разграничения доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системы

  3. Охарактеризуйте принцип самостоятельности всех бюджетов

  4. Охарактеризуйте принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов

  5. Охарактеризуйте принцип сбалансированности бюджета

  6. Охарактеризуйте принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств

  7. Охарактеризуйте принцип общего покрытия расходов

  8. Охарактеризуйте принцип гласности

  9. Охарактеризуйте принцип достоверности бюджета



Тема 1.5.Дефицит и профицит бюджета.

Содержание учебного материала:

Бюджетный дефицит: его причины и последствия. Способы уменьшения дефицита государственного бюджета. Причины и последствия возникновения государственного долга, пути его снижения. Бюджетный профицит: причины возникновения и основные направления распределения.



Домашнее задание:

Изучение конспекта лекции.

Выделение элементов лекции, при изучении которых возникли сложности.

Выделение элементов лекции, при изучении которых возникли дополнительные вопросы.

Заполнить таблицу «Бюджетный дефицит и способы его преодоления»

Заполнить таблицу «Основные направления распределения бюджетного профицита»


Самостоятельная работа обучающихся.

Дробозина JI.Л. Финансы, денежное обращение, кредит., - М., Знание, 2012. стр. 72-79.


Практическое занятие №5.

Групповое обсуждение вопросов появившихся у обучающихся в процессе выполнения домашнего задания и самостоятельной работы.

Проверка правильности заполнения таблиц:

«Бюджетный дефицит и способы его преодоления»

«Основные направления распределения бюджетного профицита»

Обсуждение результатов работы с таблицами.



Тема 1.6.Региональные и муниципальные бюджеты

Содержание учебного материала:

Экономическая сущность регионального бюджета (бюджета субъекта РФ). Источники формирования региональных бюджетов. Экономическая сущность местного бюджета (бюджета МО). Источники формирования местных бюджетов. Возможности участия граждан в бюджетном процессе.



Домашнее задание:

Изучение конспекта лекции.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли сложности.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли дополнительные вопросы.

Подготовить сообщение (объем2-3стр. формат А4) на одну из перечисленных тем:

  1. Роль граждан в бюджетном процессе.

  2. Планирование регионального бюджета.

  3. Планирование местного бюджета.

  4. Отчет органов МСУ об исполнении бюджета.

  5. Факторы определяющие размеры местного бюджета.

  6. Проблемы формирования местных бюджетов.


Самостоятельная работа обучающихся.

Дробозина JI.Л. Финансы, денежное обращение, кредит., - М., Знание, 2012. стр. 84-89.

Практическое занятие №6.

Групповое обсуждение вопросов появившихся у обучающихся в процессе выполнения домашнего задания и самостоятельной работы.

Выступление обучающихся с сообщениями, их совместное обсуждение, выделение наиболее грамотно подготовленных.



Тема 1.7. Территориальные целевые бюджетные фонды.

Содержание учебного материала:

Понятие территориального бюджетного фонда. Цели формирования территориальных целевых бюджетных фондов. Источники формирования территориальных целевых бюджетных фондов. Принципы распределения территориальных целевых бюджетных фондов. Основные направления расходования территориальных целевых бюджетных фондов.


Домашнее задание:

Изучение конспекта лекции.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли сложности.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли дополнительные вопросы.

Ответить устно на следующие вопросы:

  1. В чем заключается важность территориальных бюджетных фондов?

  2. Из каких источников формируются территориальных бюджетных фондов?

  3. На что расходуются территориальные бюджетные фонды?

Самостоятельная работа обучающихся.

Дробозина JI.Л. Финансы, денежное обращение, кредит., - М., Знание, 2012. стр. 96-101.


Практическое занятие №7.

Групповое обсуждение вопросов появившихся у обучающихся в процессе выполнения домашнего задания и самостоятельной работы.

Устный опрос. Перечень вопросов для ответа обучающихся:

  1. Что такое территориальный бюджетный фонд?

  2. Охарактеризуйте состав и структуру территориального бюджетного фонда

  3. Охарактеризуйте состав и структуру расходов территориального бюджетного фонда.

  4. Какова роль налогов в формировании доходов территориального бюджетного фонда?

  5. Что такое региональные бюджеты?



Раздел 2.

Семейная экономика. Личный и семейный бюджет: его роль в современной жизни общества.



Тема 2.1. Личный и семейный бюджет: навыки его планирования.

Содержание учебного материала:

Личный бюджет: источники его формирования и основные направления распределения. Планирование личного бюджета. Семейный бюджет: источники его формирования и основные направления распределения. Планирование семейного бюджета. Карманные деньги: за и против.



Домашнее задание:

Изучение конспекта лекции.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли сложности.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли дополнительные вопросы.

Ответить устно на следующие вопросы:

  1. Почему необходимо планировать свой личный бюджет?

  2. Как правильно планировать семейный бюджет?

  3. Какие принципы лежат в основе грамотного планирования семейного и личного бюджета?

  4. Из каких источников формируется личный бюджет?


Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение (объем2-3стр. формат А4) на одну из перечисленных тем:

  1. Мои карманные деньги.

  2. Бюджет моей семьи.

  3. Как правильно планировать свой бюджет?

  4. Источники личного бюджета.

  5. Проблема нехватки денег и пути ее решения.



Практическое занятие №8.

Групповое обсуждение вопросов появившихся у обучающихся в процессе выполнения домашнего задания и самостоятельной работы.

Выступление обучающихся с сообщениями, их совместное обсуждение, выделение наиболее грамотно подготовленных.



Тема 2.2.Влияние видов и форм денег на бюджет. Электронные деньги

Содержание учебного материала:

Основные виды денег используемые в бюджетах различных уровней. Наличные деньги. Безналичные деньги. Особенности построения и исполнения бюджета при использовании различных видов денег.



Домашнее задание:

Изучение конспекта лекции.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли сложности.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли дополнительные вопросы.

Дробозина JI.Л. Финансы, денежное обращение, кредит., - М., Знание, 2012. стр. 24-31.


Самостоятельная работа обучающихся.

Ответить устно на следующие вопросы:

  1. В чем заключаются преимущества наличных денег?

  2. В чем заключаются недостатки наличных денег?

  3. В чем заключаются преимущества электронных денег?

  4. В чем заключаются недостатки электронных денег?

  5. Как изменяется семейный и личный бюджет при использовании различных видов денег?



Практическое занятие №9.

Групповое обсуждение вопросов появившихся у обучающихся в процессе выполнения домашнего задания и самостоятельной работы.

Устный опрос. Перечень вопросов для ответа обучающихся:

  1. Объясните, почему деньги являются экономической категорией.

  2. Перечислите особенности денег.

  3. Охарактеризуйте функции денег.

  4. Что представляют собой электронные деньги?

  5. Объясните, что представляют собой действительные деньги и знаки стоимости.

  6. Охарактеризуйте виды денег.



Раздел 3.

Влияние банковско-кредитной системы на бюджетные отношения



Тема 3.1.Банковская система РФ

Содержание учебного материала:

Понятие банковской системы. Влияние банков на бюджетные отношения. Центральный банк РФ, его функции и полномочия. Коммерческие банки, их функции. Виды банковских операций.



Домашнее задание:

Изучение конспекта лекции.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли сложности.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли дополнительные вопросы.

Кунгурякова Е. Н. Финансы и кредит., - М.: Знание, 2012.стр. 127-135

Самостоятельная работа обучающихся.

  1. Ответить устно на следующие вопросы:

  2. Какова роль ЦБ РФ в финансовой системе?

  3. Какова роль коммерческих банков в финансовой системе?

  4. Каковы основные функции ЦБРФ?

  5. Каковы основные функции коммерческих банков?

  6. Каковы особенности банковской системы РФ?


Практическое занятие № 10.

Групповое обсуждение вопросов появившихся у обучающихся в процессе выполнения домашнего задания и самостоятельной работы.

Устный опрос. Перечень вопросов для ответа обучающихся:

  1. Охарактеризуйте функции Банка России.

  2. Какие особенности характеризуют банковскую систему Российской Федерации?

  3. Назовите виды банковских операций.



Тема 3.2.Кредитование: его роль в современной экономике.

Содержание учебного материала:

Понятие кредита. Экономическая сущность кредита. Основные виды кредитов. Участники кредитных отношений.



Домашнее задание:

Изучение конспекта лекции.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли сложности.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли дополнительные вопросы.

Кунгурякова Е. Н. Финансы и кредит., - М.: Знание, 2012.стр. 189-198.

Самостоятельная работа обучающихся.

Составить и заполнить таблицу «Особенности форм кредитования», указать не менее 8 форм кредитования, указав для каждого из ни преимущества и недостатки.


Практическое занятие № 11.

Групповое обсуждение вопросов появившихся у обучающихся в процессе выполнения домашнего задания и самостоятельной работы.

Устный опрос. Перечень вопросов для ответа обучающихся:

  1. Что такое кредит?

  2. Каковы элементы кредита?

  3. На каких принципах осуществляется кредит?

  4. Расскажите об основных формах и видах кредита.

  5. Охарактеризуйте основные звенья современной кредитной системы Российской Федерации.

  6. Дайте определения государственного кредита.

  7. Какие функции выполняет государственный кредит?

  8. Какие функции осуществляют органы управления государственным кредитом в Российской Федерации?



Тема 3.3.Кредитование граждан: плюсы и минусы

Содержание учебного материала:

Кредитные риски. Потребительское кредитование. ипотечное кредитование. Кредитные истории. Влияние кредита на экономическую активность организаций и граждан.



Домашнее задание:

Изучение конспекта лекции.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли сложности.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли дополнительные вопросы.

Кунгурякова Е. Н. Финансы и кредит., - М.: Знание, 2012.стр. 204-219.

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение (объем2-3стр. формат А4) на одну из перечисленных тем:

  1. Роль кредита в жизни современного человека.

  2. Плюсы и минусы потребительских кредитов.

  3. Плюсы и минусы ипотечных кредитов.

  4. Проблемы кредитования в России.

  5. Новые формы и виды кредитования.


Практическое занятие № 12.

Групповое обсуждение вопросов появившихся у обучающихся в процессе выполнения домашнего задания и самостоятельной работы.

Выступление обучающихся с сообщениями, их совместное обсуждение, выделение наиболее грамотно подготовленных.



Раздел 4.

Государственная финансово-экономическая политика и ее влияние на бюджетную систему.



Тема 4.1.Экономическая роль кредтино - денежной политика государства

Содержание учебного материала:

Понятие и экономическая сущность государственной кредтино - денежной политики. Инструменты кредтино - денежной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Норма обязательных резервов. Политики «дорогих» и «дешевых» денег.



Домашнее задание:

Изучение конспекта лекции.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли сложности.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли дополнительные вопросы.

Ответить устно на следующие вопросы:

  1. Какова роль государства в регулировании финансовой системы?

  2. Перечислить основные направления государственной кредтино - денежной политики в РФ.

  3. Каковы цели стоящие перед государственной кредтино - денежной политикой РФ?

Самостоятельная работа обучающихся.

Кунгурякова Е. Н. Финансы и кредит., - М.: Знание, 2012.стр. 132-149.


Практическое занятие № 13.

Групповое обсуждение вопросов появившихся у обучающихся в процессе выполнения домашнего задания и самостоятельной работы.

Устный опрос. Перечень вопросов для ответа обучающихся:

  1. В чем заключена сущность государственной кредтино - денежной политики?

  2. Основные методы государственной кредтино - денежной политики.

  3. Проблемы государственной кредтино - денежной политики.

  4. Особенности государственной кредтино - денежной политики в РФ.

  5. Результаты воздействия государственной кредтино - денежной политик на бюджетную и финансовую систему.



Тема 4.2.Налоговая система РФ.

Содержание учебного материала:

Понятие налога и сбора. Принципы налогообложения. Функции налогов. Объекты налогообложения. Виды налогов. НДС. Налог на прибыль. Акцизы. НДФЛ. Налоговая декларация и правила ее заполнения.



Домашнее задание:

Изучение конспекта лекции.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли сложности.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли дополнительные вопросы.

Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации. - С-Пб.: Питер 2013. стр . 247-289 .

Самостоятельная работа обучающихся.

Налоговый кодекс РФ. Часть 1.ст 1-50.


Практическое занятие № 14.

Групповое обсуждение вопросов появившихся у обучающихся в процессе выполнения домашнего задания и самостоятельной работы.

  1. Устный опрос. Перечень вопросов для ответа обучающихся:

  2. В чем заключен экономический смысл налогов?

  3. Укажите основные налоги РФ.

  4. Дать характеристику принципам налогообложения.

  5. Охарактеризовать механизм распределения налогов в бюджеты.



Тема 4.3.Страховая система и ее влияние на бюджетные отношения.

Содержание учебного материала:

Экономическая сущность страхования. Основные виды страхования. Преимущества и недостатки страхования. Добровольное и обязательное страхование. Бюджеты страховых компаний. Страховая система РФ.



Домашнее задание:

Изучение конспекта лекции.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли сложности.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли дополнительные вопросы.

Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации. - С-Пб.: Питер 2013. стр . 471-486 .

Самостоятельная работа обучающихся.

Выделить и охарактеризовать преимущества и недостатки основных видов страхования в РФ. Оформить результаты в виде таблицы


Практическое занятие № 15.

Групповое обсуждение вопросов появившихся у обучающихся в процессе выполнения домашнего задания и самостоятельной работы.

Устный опрос. Перечень вопросов для ответа обучающихся:

  1. Каковы функции страхования?

  2. Назовите основных участников страховых отношений.

  3. Каким образом классифицируется страхование?

  4. Что такое перестрахование?

  5. Как рассчитываются суммы страхового ущерба?



Тема 4.4.Пенсионная система РФ.

Содержание учебного материала:

Понятие и экономическая роль современной пенсионной системы РФ. Государственный пенсионный фонд. Негосударственные пенсионные фонды. Бюджеты пенсионных фондов. Отчисления граждан в пенсионные фонды и порядок их распределения.



Домашнее задание:

Изучение конспекта лекции.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли сложности.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли дополнительные вопросы.

Рассмотреть основные положения законов «Об обязательном пенсионном страховании» и «О государственном и пенсионном обеспечении в Российской Федерации» .

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение (объем2-3стр. формат А4) на одну из перечисленных тем:

  1. Моя будущая пенсия.

  2. Особенности пенсионной системы РФ.

  3. Проблемы пенсионной системы РФ.

  4. Негосударственные пенсионные фонды.

  5. Формирование бюджетов пенсионных фондов.


Практическое занятие № 16.

Групповое обсуждение вопросов появившихся у обучающихся в процессе выполнения домашнего задания и самостоятельной работы.

Выступление обучающихся с сообщениями, их совместное обсуждение, выделение наиболее грамотно подготовленных.



Тема 4.5.Социальная политика государства.

Содержание учебного материала:

Социальная ответственность государства. Финансирование социальных проектов и программ. Основные направления социальной политики государства. Федеральные и региональные социальные проекты. Бюджеты социальных проектов и программ.



Домашнее задание:

Изучение конспекта лекции.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли сложности.

Выделение элементов лекции при изучении которых возникли дополнительные вопросы.
Составить ми заполнить таблицу «Вид социального обеспечения и его предназначение»

Самостоятельная работа обучающихся.

Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации. - С-Пб.: Питер 2013. стр . 109-128 .


Практическое занятие № 17.

Групповое обсуждение вопросов появившихся у обучающихся в процессе выполнения домашнего задания и самостоятельной работы.

Письменный опрос. Перечень вопросов для ответа обучающихся:

  1. Что такое социальное обеспечение?

  2. Назовите основные принципы социального обеспечения.

  3. Назовите основные виды пенсий в Российской Федерации.

  4. Назовите основные виды пособий и источники их финансирования в Российской Федерации.



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета: «Экономика».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места в соответствии с количеством обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • фонды литературы по дисциплинам экономического характера;

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • мультимедийных проектор;

  • экран;

  • интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Ф.з. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред.2014)

  2. Ф.з. «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1(ред.2014) Ф.з. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред.2014)

  3. Ф.з. «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016

  4. Ф.з. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред.2014)

  5. Ф.з. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред.2014)

  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (ред.2014)

  7. Бюджетный кодекс Российской Федерации (ред.2014)

  8. Гражданский кодекс Российской Федерации (ред.2014)

  9. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред.2014)

  10. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации. - С-Пб.: Питер 2013.

  11. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: Финансы, Юнити, 2013.

  12. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрист, 2012.

  13. Годин А. М., Максимова Н. С, Подпорина И. В. Бюджетная система РФ: Учебник. - М.: ИТК Сервис ,2013.

  14. Кунгурякова Е. Н. Финансы и кредит., - М.: Знание, 2012.

  15. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: Инфра, 2013.

Дополнительные источники:

  1. Балабанов И. Т. Банки и банковское дело: Учебник. - СПб.: Питер, 2013.

  2. Селезнева Н. К, Ионова А. Ф, Бюджетная система. - М.: Юнити, 2013.

  3. Ведута Е. Н. Стратегия и экономическая политика государства. - М.: Академический проспект, 2012.

  4. Солянникова С. П. Бюджеты территорий. - М.: Финансы и статистика, 2013.

  5. Тедеев А. А., Парыгина В. А., Мельников С. И. Бюджетное право РФ: Учеб. пособие. - М.: Приор, 2013.

  6. Экономика: учеб. / под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2012.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Предпочтительно чтобы контроль осуществлялся постоянно в течение семестра с целью своевременного обучающихся имеющих проблемы при изучении отдельных материалов или дисциплины в целом.

Результаты обучения (освоены умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

1

2

Умения

  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;

Оценка уровня внимания и интереса во время лекционного занятия.

Оценка работы обучающегося на практическом занятии.

Оценка уровня качества и прилежания при выполнении домашнего задания.

Оценка результатов самостоятельной работы обучающегося.

Оценка уровня знаний получаемых обучающимся за рамками учебного курса.

Оценка уровня внимания проявляемого обучающимся в период всего срока изучения дисциплины.

Оценка уровня грамотности и свободы владения материалом полученным в ходе изучения дисциплины.

Результаты промежуточного и итогового контроля.

  • выделять и осознавать роль которую играют бюджетные финансовые отношения в деятельности государства, организации и гражданина;

  • определять особенности формирования и функционирования государственной бюджетной системы;

  • производить расчет и планирование личного и семейного бюджета с учетом потребностей и имеющихся источников дохода;

  • применять полученные экономические знания в практической деятельности;

  • оценивать факторы оказывающие влияние на бюджетные отношения;

  • оценивать эффект оказываемы на систему экономических и бюджетных отношений основными экономическими и рыночными институтами;

  • определять проблемы возникающие в системе финансов и оценивать их воздействие на различные уровни финансовой системы.

Знания

  • законодательные принципы формирования бюджетных отношений;

Оценка уровня внимания и интереса во время лекционного занятия.

Оценка работы обучающегося на практическом занятии.

Оценка уровня качества и прилежания при выполнении домашнего задания.

Оценка результатов самостоятельной работы обучающегося.

Оценка уровня знаний получаемых обучающимся за рамками учебного курса.

Оценка уровня внимания проявляемого обучающимся в период всего срока изучения дисциплины.

Оценка уровня грамотности и свободы владения материалом полученным в ходе изучения дисциплины.

Результаты промежуточного и итогового контроля.

  • особенности формирования, основные статьи доходов и расходов государственного бюджета;

  • особенности формирования, основные статьи доходов и расходов регионального и местного бюджетов бюджета;

  • механизм формирования и распределения личного бюджета гражданина;

  • механизм формирования и распределения семейного бюджета;

  • основные элементы банковской системы РФ и их влияние на финансовую систему;

  • основные принципы кредитования, виды кредитов и особенности построения кредитных отношений;

  • роль государственной кредитно - денежной политики в формировании и функционировании финасово - бюджетной системы;

  • роль налоговой системы в формировании и функционировании финасово - бюджетной системы;

  • роль страховых компаний и системы страхования в формировании и функционировании финасово - бюджетной системы;

  • основные направления и принципы формирования государственной социальной политики.









Приложение

Анализ реализуемых компетенций

Наименование ОК и ПК

Наименование темы

Формы реализации компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Тема 1.1. Бюджетная система РФ.

Тема 1.2. . Бюджетный процесс в РФ.

Тема1.3.Формирование бюджета РФ, его принятие и исполнение.

Тема 1.4. Основные статьи доходов и расходов бюджета.

Тема 1.5.Дефицит и профицит бюджета.

Тема 1.6.Региональные и муниципальные бюджеты

Тема 1.7. Территориальные целевые бюджетные фонды.

Тема 2.1. Личный и семейный бюджет: навыки его планирования.

Тема 2.2.Влияние видов и форм денег на бюджет. Электронные деньги

Тема 3.1.Банковская система РФ

Тема 3.2.Кредитование: его роль в современной экономике.

Тема 3.3.Кредитование граждан: плюсы и минусы

Тема 4.1.Экономическая роль кредтино - денежной политика государства

Тема 4.2.Налоговая система РФ.

Тема 4.3.Страховая система и ее влияние на бюджетные отношения.

Тема 4.4.Пенсионная система РФ.

Тема 4.5.Социальная политика государства.

Выполнение домашних заданий, внеаудиторных самостоятельных работ, выполнение практических заданий, активная работа во время проведения опросов, выполнение контрольных работ.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Тема 1.1. Бюджетная система РФ.

Тема 1.2. . Бюджетный процесс в РФ.

Тема1.3.Формирование бюджета РФ, его принятие и исполнение.

Тема 1.4. Основные статьи доходов и расходов бюджета.

Тема 1.5.Дефицит и профицит бюджета.

Тема 1.6.Региональные и муниципальные бюджеты

Тема 1.7. Территориальные целевые бюджетные фонды.

Тема 2.1. Личный и семейный бюджет: навыки его планирования.

Тема 2.2.Влияние видов и форм денег на бюджет. Электронные деньги

Тема 3.1.Банковская система РФ

Тема 3.2.Кредитование: его роль в современной экономике.

Тема 3.3.Кредитование граждан: плюсы и минусы

Тема 4.1.Экономическая роль кредтино - денежной политика государства

Тема 4.2.Налоговая система РФ.

Тема 4.3.Страховая система и ее влияние на бюджетные отношения.

Тема 4.4.Пенсионная система РФ.

Тема 4.5.Социальная политика государства.

Выполнение домашних заданий, внеаудиторных самостоятельных работ, выполнение практических заданий, активная работа во время проведения опросов, выполнение контрольных работ.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Тема 1.1. Бюджетная система РФ.

Тема 1.2. . Бюджетный процесс в РФ.

Тема1.3.Формирование бюджета РФ, его принятие и исполнение.

Тема 1.4. Основные статьи доходов и расходов бюджета.

Тема 1.6.Региональные и муниципальные бюджеты

Тема 1.7. Территориальные целевые бюджетные фонды.

Тема 2.1. Личный и семейный бюджет: навыки его планирования.

Тема 2.2.Влияние видов и форм денег на бюджет. Электронные деньги

Тема 3.1.Банковская система РФ

Тема 3.2.Кредитование: его роль в современной экономике.

Тема 3.3.Кредитование граждан: плюсы и минусы

Тема 4.1.Экономическая роль кредтино - денежной политика государства

Выполнение домашних заданий, внеаудиторных самостоятельных работ, выполнение практических заданий, активная работа во время проведения опросов, выполнение контрольных работ.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Тема 1.1. Бюджетная система РФ.

Тема 1.2. . Бюджетный процесс в РФ.

Тема1.3.Формирование бюджета РФ, его принятие и исполнение.

Тема 1.4. Основные статьи доходов и расходов бюджета.

Тема 1.5.Дефицит и профицит бюджета.

Тема 1.6.Региональные и муниципальные бюджеты

Тема 1.7. Территориальные целевые бюджетные фонды.

Тема 2.1. Личный и семейный бюджет: навыки его планирования.

Тема 2.2.Влияние видов и форм денег на бюджет. Электронные деньги

Тема 3.1.Банковская система РФ

Тема 3.2.Кредитование: его роль в современной экономике.

Тема 3.3.Кредитование граждан: плюсы и минусы

Тема 4.1.Экономическая роль кредтино - денежной политика государства

Тема 4.2.Налоговая система РФ.

Тема 4.3.Страховая система и ее влияние на бюджетные отношения.

Тема 4.4.Пенсионная система РФ.

Тема 4.5.Социальная политика государства.

Выполнение домашних заданий, внеаудиторных самостоятельных работ, выполнение практических заданий, активная работа во время проведения опросов, выполнение контрольных работ.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности .

Тема 1.1. Бюджетная система РФ.

Тема 1.2. Бюджетная система РФ.

Тема1.3.Формирование бюджета РФ, его принятие и исполнение.

Тема 1.4. Основные статьи доходов и расходов бюджета.

Тема 1.5.Дефицит и профицит бюджета.

Тема 2.1. Личный и семейный бюджет: навыки его планирования.

Тема 2.2.Влияние видов и форм денег на бюджет. Электронные деньги

Тема 3.1.Банковская система РФ

Тема 3.2.Кредитование: его роль в современной экономике.

Тема 3.3.Кредитование граждан: плюсы и минусы

Тема 4.1.Экономическая роль кредтино - денежной политика государства

Тема 4.2.Налоговая система РФ.

Тема 4.3.Страховая система и ее влияние на бюджетные отношения.

Тема 4.4.Пенсионная система РФ.

Тема 4.5.Социальная политика государства.

Выполнение домашних заданий, внеаудиторных самостоятельных работ, выполнение практических заданий, активная работа во время проведения опросов, выполнение контрольных работ.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать се сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Тема 1.1. Бюджетная система РФ.

Тема 1.2. . Бюджетный процесс в РФ.

Тема1.3.Формирование бюджета РФ, его принятие и исполнение.

Тема 1.4. Основные статьи доходов и расходов бюджета.

Тема 1.5.Дефицит и профицит бюджета.

Тема 1.6.Региональные и муниципальные бюджеты

Тема 1.7. Территориальные целевые бюджетные фонды.

Тема 3.1.Банковская система РФ

Тема 3.2.Кредитование: его роль в современной экономике.

Тема 3.3.Кредитование граждан: плюсы и минусы

Тема 4.1.Экономическая роль кредтино - денежной политика государства

Тема 4.3.Страховая система и ее влияние на бюджетные отношения.

Выполнение домашних заданий, внеаудиторных самостоятельных работ, выполнение практических заданий, активная работа во время проведения опросов, выполнение контрольных работ.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Тема 2.1. Личный и семейный бюджет: навыки его планирования.

Тема 2.2.Влияние видов и форм денег на бюджет. Электронные деньги

Тема 3.1.Банковская система РФ

Тема 3.2.Кредитование: его роль в современной экономике.

Тема 3.3.Кредитование граждан: плюсы и минусы

Тема 4.1.Экономическая роль кредтино - денежной политика государства

Тема 4.2.Налоговая система РФ.

Тема 4.3.Страховая система и ее влияние на бюджетные отношения.

Тема 4.4.Пенсионная система РФ.

Тема 4.5.Социальная политика государства.

Выполнение домашних заданий, внеаудиторных самостоятельных работ, выполнение практических заданий, активная работа во время проведения опросов, выполнение контрольных работ.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Тема 1.7. Территориальные целевые бюджетные фонды.

Тема 2.1. Личный и семейный бюджет: навыки его планирования.

Тема 2.2.Влияние видов и форм денег на бюджет. Электронные деньги

Тема 3.1.Банковская система РФ

Тема 3.2.Кредитование: его роль в современной экономике.

Тема 3.3.Кредитование граждан: плюсы и минусы

Тема 4.1.Экономическая роль кредтино - денежной политика государства

Тема 4.2.Налоговая система РФ.

Тема 4.3.Страховая система и ее влияние на бюджетные отношения.

Тема 4.4.Пенсионная система РФ.

Тема 4.5.Социальная политика государства.

Выполнение домашних заданий, внеаудиторных самостоятельных работ, выполнение практических заданий, активная работа во время проведения опросов, выполнение контрольных работ.

OK 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

Тема 2.1. Личный и семейный бюджет: навыки его планирования.

Тема 2.2.Влияние видов и форм денег на бюджет. Электронные деньги

Тема 3.1.Банковская система РФ

Тема 3.2.Кредитование: его роль в современной экономике.

Тема 3.3.Кредитование граждан: плюсы и минусы

Тема 4.1.Экономическая роль кредтино - денежной политика государства

Тема 4.2.Налоговая система РФ.

Тема 4.3.Страховая система и ее влияние на бюджетные отношения.

Тема 4.4.Пенсионная система РФ.

Тема 4.5.Социальная политика государства.

Выполнение домашних заданий, внеаудиторных самостоятельных работ, выполнение практических заданий, активная работа во время проведения опросов, выполнение контрольных работ.


© 2010-2022