Доклад по зарубежной музыкальной литературе В. А. Моцарт

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад по зарубежной музыкальной литературе В.А. Моцарт

Доклад по зарубежной музыкальной литературе В.А. Моцарт

доклад

«Стилистические особенности фортепианных произведений В.А. Моцарта»

Подготовила преподаватель музыкально-теоретических предметов I категории Погосова Т.В.

Доклад зачитан на методическом объединении школы

с. Дарьинское

март 2013 год



Зеленовская детская музыкальная школа №2Доклад по зарубежной музыкальной литературе В.А. Моцарт

«Стилистические особенности фортепианных произведений В.А. Моцарта»

Краткая биография В.А.Моцарта


Моцарт наряду с Й. Гайдном и Л. Бетховеном является представителем венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке.

В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох, национальных школ, традиций народного искусства. Большое воздействие оказали на Моцарта итальянские композиторы 18 в., представители мангеймской школы, а также старшие современники Й. Гайдн, К. В. Глюк, И. К. и К. Ф. Э. Бахи.

Великий композитор В.А. Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в семье придворного органиста и капельмейстера. С детства мальчик был окружен заботой и любовью. И свет счастливого детства на всю жизнь отразился в его художественной душе.

Мальчик обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью, он уже в раннем детстве научился играть на клавесине, а в пять лет написал первые сочинения. Первым педагогом будущего композитора стал его отец Леопольд Моцарт.

Моцарт виртуозно владел не только клавесином, но также органом и скрипкой; славился как блестящий импровизатор. С шести лет он гастролировал по странам Европы. В одиннадцать создал первую оперу "Аполлон и Гиацинт", а в четырнадцать уже дирижировал в театре Милана на премьере собственной оперы "Митридат, царь Понтийский". Примерно в это же время его избрали членом Филармонической академии в Болонье.

Как и многие музыканты той эпохи, Моцарт состоял на придворной службе (1769-1781 гг.) - был концертмейстером и органистом у архиепископа города Зальцбург. Однако независимый характер мастера (особенно когда дело касалось музыки) вызывал резкое неудовольствие архиепископа, и Моцарт предпочёл покинуть службу. Из выдающихся композиторов прошлого он стал первым, кто выбрал жизнь свободного художника. В 1781 г. Моцарт переехал в Вену, у него появилась семья. Зарабатывал он редкими изданиями собственных сочинений, уроками игры на фортепиано и выступлениями.

Музыку Моцарт сочинял очень легко, иногда даже без черновиков, создавая творения, непревзойдённые по художественной красоте и гармоничности. Музыканты-современники высоко ценили дарование Моцарта, но большинство аристократической публики его творчество не понимало, а в последние годы жизни композитора не принимало вовсе. Умер Моцарт в бедности и был похоронен в Вене в общей могиле.

Творчество В.А.Моцарта

В своем творчестве Моцарт ориентировался на созданную эпохой систему типизированных музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергая их вместе с тем индивидуальному отбору и переосмыслению.

В центре художественного мира Моцарта - человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия Моцарта основана на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в процессе их взаимодействия.

Фортепианное творчество Моцарта включает девятнадцать сонат, в которых он продолжал разрабатывать сонатную форму, а также сочинения в жанре фантазии - так называют музыкальное произведение, основанное на импровизации и свободное по форме.

Фортепианная манера Моцарта - отчётливая, элегантная, с тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.

Следует отметить певучесть, как один из творческих и исполнительских принципов Моцарта. Но если струнные по своей природе обладают певучим звуком, то в фортепианной музыке перед композитором стояла задача преодоления отрывистого звука инструмента.

Жизнь Моцарта пришлась на тот период, когда в музыкальной жизни были распространены одновременно и клавесин, и клавикорд, и пиано-форте (так называлось раньше фортепиано). И если по отношению к раннему творчеству Моцарта принято говорить о клавирном стиле, ранние сонаты Моцарта еще полностью отражают черты так называемого «галантного стиля» и несут на себе следы клавирного стиля, который отличался большой задушевностью и певучестью, то с конца 1770-х годов фортепианные сонаты насыщаются глубоким драматическим содержанием, яркими динамическими контрастами.

Фортепианные сочинения Моцарта были теснейшим образом связаны с его педагогической и исполнительской практикой. Он был величайшим пианистом своего времени, и никто не мог сравниться с ним в глубокой осмысленности исполнения.

В своих требованиях к исполнительскому искусству Моцарт был выразителем строгой классической эстетики. Он требовал от интерпретаторов абсолютно точного исполнения всех нот, пауз, украшений, соблюдения надлежащего темпа. Его раздражали излишне быстрые темпы. Кроме того, Моцарт боролся за ясность и выразительность исполнения, против излишков всякого рода чувственности, сентиментальности, внутренней и внешней аффектации ("...я не делаю никаких гримас").

Основой музыки Моцарта всегда является мелодия - ясная, простая и выразительная, сочетающая черты немецкой народной песенности и танцевальности с певучестью итальянской оперной кантилены. Но простые, легко запоминаемые мелодии Моцарта, одновременно сложны. В них отражается богатство внутренней жизни человека. В моцартовской музыке много хроматизмов, задержаний при ясной и определенной мажорной или минорной основе, при простоте гармонических функций.

Моцарту свойственны также мелодии мужественного характера. В этих мелодиях - внутренняя конфликтность, наличие контрастных элементов.

Гармонический язык связан с его мелодикой, придает ей большую выразительность. Но никогда и нигде в его музыке гармония не подчиняет себе мелодию. Основными являются функции T, S, D.

Красота музыки Моцарта обусловлена и фактурой его произведений - всегда ясной, прозрачной, тонкой. Безупречность и чистота голосоведения, совершенство формы, ясность и прозрачность всей ткани, сквозь которую буквально «просвечивает» каждый голос, будь то мелодия или контрапункт, или гармоническое конфигурационное сопровождение.

Тонкое изящество, филигранная отточенность, душевная чуткость, поэтическая одухотворенность - все это присуще музыке Моцарта.

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вокального и инструментального начал.

Подводя итог, можно отметить наиболее важные стилевые особенности музыки Моцарта:

Мелодизм. «Мелодия - сущность музыки», говорил сам Моцарт.

Разнообразная артикуляция. Характерны короткие лиги. Стиль Моцарта отличается исключительным изяществом, чистотою и хрустальной прозрачностью, поэтому всякий неверный штрих, малейшая неточность сказывается как грубая ошибка.

Композитор очень любил чередование «высокого» и «низкого». Большие скачки придают его музыке неслыханный простор.

В угоду эпохе, любившей украшения во всем, в костюмах, прическах, утонченных и чопорных, Моцарт использует много разнообразных украшений, орнаментирует свою музыку.

У него не должно быть резких смещений света и тени, ярких динамических контрастов пиано и форте, это всегда подготавливается крещендо или диминуэндо.

Педаль короткая и легкая, чтобы мелодическая ткань не стала грузной, а оставалась ясной, прозрачной и радостной как весна.

В музыке Моцарта устойчивость, и ритмическая, и психологическая.

Работа над произведениями Моцарта должна быть творческой, знание особенностей стиля следует сочетать со стремлением к самостоятельному прочтению изучаемого.

© 2010-2022