Программа дополнительного образования Предпрофильная подготовка

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

сельского поселения «Село Боктор»




Программа

по предпрофильной подготовке учащихся







2013 год


с.п. «Село Боктор»



Пояснительная записка

В последнее время в России все большее внимание уделяется личностно ориентированной парадигме образования. Развитие личности учащихся, их социализация становятся основными целями обучения. Пути достижения этих целей рассмотрены в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. и в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - это и введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, и индивидуализация обучения, и расширение возможностей для выстраивания учащимися индивидуальных образовательных траекторий. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования. Важно учитывать, что предпрофильная подготовка - это подготовка и ориентация не столько в отношении выбора «профиля вообще», сколько подготовка к конкретному месту и форме продолжения образования. В основу предпрофильного обучения положена идея организации учебного процесса на основе личностно-ориентированного подхода, предусматривающего активное участие в учебной деятельности, как учащегося, так и его родителей. При этом у ученика появляется реальная возможность выстраивания собственной образовательной траектории.

Условия реализации предпрофильного обучения:

  • изменения в структуре и содержании образовательного процесса;

  • научно-методическое обеспечение предпрофильной подготовки;

  • разработка структуры предпрофильной подготовки;

  • создание "банка данных" курсов по выбору предметной и ориентационной направленности;

  • обеспечение предпрофильного обучения высоко квалифицированными кадрами;

  • наличие нового поколения учебной литературы, уточненных базисных учебных планов, примерных учебных планов профилей обучения.

Исходя из этого, цель предпрофильной подготовки определяется как система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся школы, содействующей их самоопределению в выборе способа получения дальнейшего образования, профиля обучения.

Названная цель реализуется на основе базовой модели предпрофильной подготовки и представляет собой специально организованные краткосрочные курсы по выбору (не менее 17 ч.) и организацию информирования, диагностики, профконсультирования, профориентационной работы.

Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11-х классах или дальнейшего пути получения профессии. Исходя из Концепции профильного обучения, предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников:

  • умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям;

  • умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам;

  • готовность нести ответственность за сделанный выбор;

  • высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, готовность прикладывать усилия для получения качественного образования.

Задачи предпрофильной подготовки:

  • выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

  • оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;

  • развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

  • формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Данная программа предпрофильной подготовки учащихся предусматривает профориентационную работу по направлениям:

  • прохождение элективных курсов учащимися;

  • информационная работа (посещение училищ, техникумов города);

  • работа с родителями (собрания, информационные встречи, групповые и индивидуальные беседы);

  • коллективно - творческие дела (классные часы, предметные недели, общешкольные внеклассные мероприятия);

  • встречи с интересными людьми (представителями профессий учителя, фельдшера, воспитателя, экономиста, лесничего, кулинара - кондитера, водителя, крановщицы, социального работника);

  • профориентационная работа (диагностирование с целью выявления интересов, предпочтений, мотивов, склонностей, и т.д.);

  • сотрудничество с предприятиями села (администрация села, детский сад, магазин, ФАП, СДК)

Программа разработана для учащихся 5-9 классов. Формы организации занятий - индивидуальная и групповая, как для учеников, так и для родителей.

Для учащихся 1-4 классов с целью знакомства с профессиями родителей, расширением представлений о мире профессий, формированием положительного отношения к трудовой деятельности, организуются экскурсии на предприятия, профориентационные игры, классные часы. Также учащиеся начального звена школы принимают участие в общешкольных мероприятиях, в соответствии с планом работы по предпрофильной подготовке.

Основные методы, применяемые при реализации программы:

  • социологические (беседа, тестирование, анкетирование, самооценка);

  • статистические методы обработки данных;

  • метод фиксации творческих процессов при помощи фотографии, рисунка, с применением ИКТ.

Тематический план


Месяц

Направление

Мероприятие

Ответственный

Результат


сентябрь

1.Работа с родителями

Общешкольное организационное родительское собрание

Берсенева Г.А.

Протокол собрания

2. Информационная работа

Сбор информации об учебных заведениях города

Серебренникова О.А.

Выпуск буклета

3. КТД

Классные часы, посвященные Дню лесника

Лавыгина О.В.

Фотоотчет

4. Сотрудничество с предприятиями села

Организация посещений предприятий учащимися 9 кл

Мазур Т.В.

Составление графика посещений

5. Диагностика

Проведение диагностики «Карта интересов»

Серебренникова О.А.

Заполнение банка данных

октябрь

1.Работа с родителями

Анкетирование родителей по жизненному и профессиональному самоопределению уч-ся 8-9 кл.

Мазур Т.В,

Обработка данных

2. Информационная работа

Составление договоров с профессиональными учебными заведениями города

Серебренникова О.А.

Договор о партнерстве и сотрудничестве

3. КТД

1.Классный час «Учитель - это гордо», 7 кл

Рунец А.И.

Видеоролик

2. Ярмарка «Золотая осень»

Лавыгина О.В.

Фотоотчет

4. Неделя математики, информатики

Рунец А.И.

Белкина А.И.

Отчет

4. Сотрудничество с предприятиями села

Администрация села. Знакомство с работой специалиста администрации. Профессиональная проба

Мазур Т.В.

Ведение журнала посещений

5. Диагностика

Проведение диагностики «АИ-78»

Серебренникова О.А.

Заполнение банка данных

ноябрь

1.Работа с родителями

Беседа «Руководство процессом самовоспитания подростков со стороны родителей»

Берсенева Г.А.

Памятка родителям

2. КТД

1. Классный час «Кем быть? Каким быть?», 8-9кл

Мазур Т.В.

Работа с портфолио учащихся

3. Неделя химии, биологии

Мазур Т.В.

Отчет

3. Сотрудничество с предприятиями села

Детский сад. Знакомство с работой воспитателя. Профессиональная проба

Мазур Т.В.

Ведение журнала посещений

4. Диагностика

Проведение диагностики «ДДО»

Серебренникова О.А.

Заполнение банка данных

декабрь

1.Работа с родителями

Род. всеобуч «Роль самооценки в формировании личности»

Берсенева Г.А.

Протокол

2. КТД

1. Классный час «Профессий много есть на свете», 5 кл

Рунец А.И.

Презентация

2. Неделя английского языка

Самоша А.А.

Отчет

3. Сотрудничество с предприятиями села

Магазин «Галатея». Знакомство с работой продавца. Профессиональная проба

Мазур Т.В.

Ведение журнала посещений

4. Диагностика

Проведение диагностики ««Каков ваш темперамент»

Серебренникова О.А.

Заполнение банка данных

январь

1.Работа с родителями

Информационная встреча. Анализ работы за первое полугодие.

Берсенева Г.А.

Отчет о работе за первое полугодие

2 КТД

1. Кл. час «Сколько профессий разных», 7 кл

Рунец А.И.

Видеоклип

2. Неделя ОБЖ, физкультуры

Скареднов С.И.

Отчет

3. Сотрудничество с предприятиями села

Магазин «Радужный». Знакомство с работой предпринимателя. Профессиональная проба

Мазур Т.В.

Ведение журнала посещений

4. Диагностика

Проведение диагностики ««Определение основных мотивов выбора профессии»

Серебренникова О.А.

Заполнение банка данных

февраль

1.Работа с родителями

Встреча с родителями уч-ся 9 кл «Новое время. Новые профессии»

Серебренникова О.А.

Работа в Интернет

2. КТД

1.Кл. час «Выбираем профессию обосновано», 9 кл

Мазур Т.В.

Создание буклета

2. Неделя русского языка и литературы

Берсенева Г.А.

Отчет

3. Неделя истории

Кудряшова О.М.

Отчет

3. Сотрудничество с предприятиями села

Магазин «Галатея». Знакомство с работой пекаря. Профессиональная проба

Мазур Т.В.

Ведение журнала посещений

4. Диагностика

Проведение диагностики «КОС»

Серебренникова О.А.

Заполнение банка данных

март

1.Работа с родителями

Индивидуальные беседы

Кл. руководители

Протокол

2. Информационная работа

Посещение техникума информационных технологий, металлургического и политехнического техникумов

Серебренникова О.А.

Информационный лист

3. КТД

1. Кл. час «Мой путь к профессии.», 6-7 кл

Рунец А.И.

Работа с портфолио уч-ся

2. Неделя технологии

Серебренникова О.А.

Отчет

3. Районный конкурс «Город мастеров»

Серебренникова О.А.

Участие в конкурсе

4. Сотрудничество с предприятиями села

ФАП. Знакомство с профессией медсестры. Профессиональная проба

Мазур Т.В.

Ведение журнала посещений

5. Диагностика

Консультирование психолога

Серебренникова О.А.

Обработка данных

апрель

1.Работа с родителями

Род. всеобуч «Социализация ребенка»

Берсенева Г.А.

Памятка родителям

2. Информационная работа

Просмотр видеороликов учебных заведений города

Серебренникова О.А.

Информационный лист

3. КТД

1.Кл.час «Секреты выбора профессии», 9 кл

Мазур Т.В.

Составление карты здоровья

2. Неделя географии

Мазур Т.В.

Размещение на сайте школы

4. Сотрудничество с предприятиями села

СДК. Знакомство с профессией библиотекаря. Профессиональная проба

Мазур Т.В.

Ведение журнала посещений

5. Диагностика

Проведение диагностики ОПГ

Серебренникова О.А.

Заполнение банка данных

май

1.Работа с родителями

Род. собрание по подведению итогов работы за год

Берсенева Г.А.

Отчет

2. Информационная работа

Обобщение знаний о СУЗах г. Комсомольска - на Амуре

Серебренникова О.А.

Презентация

3. КТД

Кл. час «Я хочу быть…», 5 кл

Рунец А.И.

Сочинения уч-ся

4. Сотрудничество с предприятиями села

Администрация села. Знакомство с работой бухгалтера. Профессиональная проба

Мазур Т.В.

Ведение журнала посещений

5. Диагностика

Диагностика самоопределения учащихся 5 - 8 кл

Серебренникова О.А.

Заполнение банка данных




Содержание программы

Программа предпрофильной подготовки реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, предприятиями, учреждениями села. Программа осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся.

Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 5-9 классов определяется задачами профилизации обучения на старшей ступени исходя из основной цели, определенной «Концепцией профильного обучения». Переход на профильное обучение в старшей школе предусматривает изменение системы работы в основной школе, так как от правильного выбора профиля обучения во многом зависит профессиональное будущее старшеклассников.

Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки учащихся как 9, так и в 5-8 классов, так как возраст 11-15 лет - это возраст самоопределения.

Основная задача предпрофильной подготовки - подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности.

Предпрофильная подготовка в ходе программы включает в себя следующие этапы:

  • ознакомительный, где собираются и обобщаются сведения о сферах и видах трудовой деятельности, подводится итог профориентационной работы, проводимой в рамках классных часов;

  • пропедевтический, где в образовательный процесс системно вводятся пропедевтические элективные курсы, обобщающие, углубляющие знания учащихся в выбранной области профессионального познания, где решаются задачи профессионального самоопределения;

  • основной (в период обучения в 9 классе) - моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, определение круга профильных и базовых дисциплин в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся, перспективами обучения в старшей школе, высших или других профессиональных образовательных учреждениях.

Работа с родителями позволяет выявить заинтересованность родителей в определенной образовательной траектории и прояснить их собственную оценку способностей и возможностей детей.

1-4 класс

Ознакомительный этап профориентации

Основные задачи:

  • знакомство с профессиями родителей;

  • расширение представлений о мире профессий;

  • формирование положительного отношения к трудовой деятельности;

  • формирование уважительного отношения к представителям различных профессий.

Профориентационная работа в общеобразовательном учреждении осуществляется в системе внеклассных, общешкольных мероприятий. В течение учебного года учащиеся посещают предприятия и организации села с целью знакомства с профессиями.

5 -7 класс

Ознакомительный этап профилизации

Основные задачи:

  • обобщение знаний о мире профессий;

  • предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников;

  • изучение особенностей личности ребенка, его профессиональных предпочтений;

  • прогнозирование будущей профессиональной деятельности, профессиональной карьеры, дальнейшего обучения;

  • моделирование возможных ситуаций и выхода из них при достижении цели, в ходе дальнейшего обучения.

В течении учебного года каждый ребенок попытается «примерить» на себя ту или иную профессию, постарается изучить особенности сфер и видов деятельности, познать себя, и в итоге - определить ту профессиональную область, которую он хотел бы познать более глубоко с целью профессионального самоопределения.

8 класс

Пропедевтический этап профильной ориентации

Основные задачи:

  • расширение, углубление знаний о мире профессий;

  • формирование умений соотносить цели выбора будущей сферы деятельности со своими личными возможностями;

  • общее знакомство с типами учреждений профессионального обучения (формами обучения);

  • характеристика уровней и перспектив профессионального образования в зависимости от востребованности на рынке труда различных профессий;

  • предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников.

На данном этапе предпрофильная подготовка учащихся 8-го класса строится на основе матрицы выбора профессий через систему классных и общешкольных мероприятий.

9 класс

Предпрофильная подготовка

Основные задачи:

  • организация практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования;

  • изучение образовательных запросов учащихся, прогнозирование образовательной траектории дальнейшего обучения;

  • конкретизация запросов учащихся в отношении связи содержания избираемого профиля обучения с содержанием послешкольного образования и будущей профессиональной деятельности;

  • повторное проведение диагностик;

  • формулировка, ранжирование, аргументация совершаемого выбора;

На решение задач предпрофильной подготовки предполагается организация работы всей системы учебно-воспитательной работы школы: учебные занятия путем введения элементов, фрагментов профилизации, внеклассные, общешкольные мероприятия, наглядная агитация, и т.д.

Направления деятельности в рамках предпрофильной подготовки основываются на современной системе профориентационной работы и включают следующие виды:

  • информационное - поиск, сбор и хранение информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях, рабочих местах, лицах и организациях, оказывающих консультационные услуги, на основе данных средств массовой информации, литературы, мультимедиа и Интернета;

  • профессиографическое - создание описаний профессий, изучение общих закономерностей и специфики различных видов профессиональной деятельности;

  • диагностическое - проведение диагностик профессионально важных качеств человека;

  • консультационное - поиск, создание и систематизация методик индивидуального и группового консультирования по вопросам выбора профессии, профессионального обучения, поиска работы и трудоустройства, адаптации на рабочем месте;

  • образовательное - изучение психологических факторов эффективности профессионального обучения, развития профессиональных интересов и способностей в процессе реализации образовательных программ;

  • гигиеническое - перспективное направление изучения взаимосвязи между здоровьем человека и профессиональной деятельностью.

Ожидаемые результаты

  • разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки, в условиях современной школы;

  • повышение качества образования;

  • формирование устойчивого интереса к обучению;

  • раннее выявление, формирование и развитие профессиональных способностей;

  • расширение возможности социализации учащихся, подготовки к профессиональному самоопределению.

Работа кабинета предпрофильной подготовки

Кабинет предпрофильной подготовки создается с целью использования для коллективной и индивидуальной работы с учащимися и их родителями.

Кабинет работает ежедневно, в соответствии с графиком работы. Работа кабинета ведется по следующим направлениям:

  1. Работа с родителями (индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, анкетирование, информационные беседы, и т.д.)

  2. Работа с дневниками профессий (сбор информации, написание сочинений, размещение материала на страницах дневников учащихся 5-9 классов).

  3. Создание видеотеки, профессиограмм, презентаций о профессиях.

  4. Сбор информации по новым профессиям.

  5. Проведение элективных курсов.

  6. Создание методических папок с памятками для учащихся, подбор диагностик.

  7. Проведение диагностик.

  8. Создание исторического альбома о профессиональной карьере выпускников школы.

Ответственные за направления работы назначаются приказом директора школы.







Элективные курсы




Класс


Образо-ватель-ная

область,

предмет

Наименова-ние

элективного

курса

Программа

элективного курса (Предпрофильная подготовка; профильное обучение), автор, год издания, когда и кем утверждена)

ФИО педагога

Количество часов в неделю/всего

8

Английский язык

«Язык в речевом общении»

С.И.Львова

утверждено районной экспертной комиссией образовательной экспертной комиссией образовательной области «Филология»

Самоша А.А.

1/17

8

Английский язык

«Россия начинается с Востока»

Т.А.Сагайдак/Т.В.Волосникова, утверждено районной экспертной комиссией образовательной экспертной комиссией образовательной области «Филология», 2009

Самоша А.А.

1/17

9

Русский язык

«Учись писать грамотно»

Потемкина Т.В., утверждено районной экспертной комиссией образовательной экспертной комиссией образовательной области «Филология»

Берсенева Г.А.

1/17

9

Русский язык

«Хоть и заглядывал я встарь в академический словарь»

Потемкина Т.В.

утверждено районной экспертной комиссией образовательной экспертной комиссией образовательной области «Филология»

Берсенева Г.А.

1/17

9

Математика

«Процент - О! Мания!»

Г. Мусорина, 2007

-

1/17

9

Математика

«Знакомые и незнакомые»

Т.Осипова

-

1/17

9

Технология

«Ориентационный курс»

Л.Шеховцева, О.Шеховцев, Санкт-Петербург, 2006

Серебренникова О.А.

1/17

9

Технология

«Информационная работа»

Л.Шеховцева, О.Шеховцев, Санкт-Петербург, 2006

Серебренникова О.А.

1/17


© 2010-2022