Рабочая программа внеурочной деятельности

Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Акбашевская основная общеобразовательная школа»

Бардымского района Пермского края


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УВР Директор школы_____________

______________ С. С. Кильдебаева _____________ Н. М. Садыева

«___» _________ 2015 г. «___» _________ 2015 г.


Рабочая программа внеурочной деятельности



Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа

по внеурочной деятельности


«НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ»

Рабочая программа внеурочной деятельности


Класс: 5

Учебный год: 2015-2016

Учитель: Садыева Илсуяр Аминовна

Пояснительная записка.

Общая характеристика кружка

Кружок « Настольные игры» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 5 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Актуальность данного кружка обусловлена тем, что в начале обучения в основной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Цель:

*создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;

*развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях - от наглядно образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, а также развитию двигательной способности учащихся, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи:

*формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

*развитие потребности в занятиях спортом;

*развитие внимания и мотивации школьника;

*развитие наглядно-образного мышления;

*организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;

*включение учащихся в разностороннюю деятельность;

*формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

*воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата

Отличительные особенности программы: практическая игровая направленность, проектные технологии.

Организационные принципы: занятия предполагают групповые формы работы. Программа предназначена для учащихся 5-х классов, рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).

Особенности организации учебного процесса.


Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Во время адаптации повышается тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данная программа состоит из системы дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания игры-ассоциации, логические и развивающие игры, пазлы, лото и домино различной тематики, нарды, шашки, настольный футбол, биллиард , что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью.

В курсе используются игры разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются игры, в кото­рые они могут играть успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения данной программы являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с определённой игрой.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в правилах конкретной игры.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы, таблицы, правила игр и другие источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и объекты по классам, видам, предназначениям.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения программы являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Литература: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.: ил. - ISBN 978-5-09-019148-7.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ)

№п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Сроки изучения

1.

Игры- ассоциации

6

2.

Логические игры

6

3.

Домино, лото

9

4.

Нарды, шашки

6

5.

Настольный футбол, бильярд

4

6.

Конструктор

2




ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Содержание занятия

Дата проведения

Оборудование



Игры - ассоциации



1.

Ассоциации «Времена года»

Вас приглашает страна игр. Какие бывают игры? Представление игр и их происхождение. Ориентир на сплочение коллектива. Правила игры-ассоциации «Времена года». Игра.

Игра « Времена года»

2.

Игры-ассоциации « Найди животное», «Чей домик?»

Правила игры. Обязательны ли они для всех? Ориентир на сплочение коллектива.

Игра «найди животное», «Чей домик?»

3-4.

Игры-ассоциации «Народные промыслы», «Профессии».

Правила игры. Умение принимать правильное решение. Игра. Обсуждение схемы подсчёта очков.

Игры «народные промыслы», «Профессии»

5.

Игры-ассоциации «Признаки», «Кто что делает».

Правила игры. Умение принимать правильное решение. Игра. Обсуждение схемы подсчёта очков.

Игры «признаки», «Кто что делает»

6.

Игры-ассоциации «Закономерности», «Живая природа».

Правила игры. Игра. Составление турнирной таблицы. Подведение итогов. По теме «Игры-ассоциации».

Игры «закономерности», «Живая природа».


Логические игры

7.

Игра «Кроссворд».

Правила игры. Установление и продолжение закономерности. Обсуждение схемы подсчёта очков.

Игра «Кроссворд» (коробка с частями одной картинки)

8-9.

Игра «Пятнашки» с цифрами; в картинках.

Правила игры. Игра. Продолжение логического ряда. Организация и проведение игрового турнира.

Игры «Пятнашки» (коробка с фигурками-цифрами); с картинками.

10-11.

Пазлы «Любимые герои мультфильмов», «Животные».

Правила игры. Установление и продолжение закономерности. Обсуждение схемы подсчёта очков.

Коробки с пазлами разного размера, на разные темы.

12.

Игра «Крестики-нолики».

Правила игры. Игра. Продолжение логического ряда. Организация и проведение игрового турнира.

Бумага, фломастеры


Домино, лото

13.

Домино «Транспорт», «Техника».

Правила игры. Разновидность правил. Игра. Разрешение спорных вопросов, возникающих Во время игры. Подведение итогов.

Домино детское (карточки, фишки с картинками по тематике).

14.

Домино «Подводный мир», «Животные».

Правила игры. Игра. Обсуждение схемы подсчёта очков. Принятие правильного решения.

Домино детское (карточки, фишки с картинками по тематике).

15.

Парные картинки (мемори) Хрюша «Предметы».

Представление игр и их происхождение. Правила игры. Игра. Составление турнирной таблицы.

Карточки парные с картинками по тематике «Предмет».

16.

Парные картинки (мемори) Степашка «Спорт».

Правила игры. Игра. Составление турнирной таблицы. Организация и проведение игрового турнира.

Карточки парные с картинками по теме «Спорт».

17-18.

Домино классическое.

Знакомство с правилами игры. Проведение игры. Подведение итогов.


Коробка домино классическое (костяшки с точками).

19.

Лото «Кем быть».

Правила игры. Игра. Описание сюжетных картинок. Подведение итогов.

Лото обучающее «Живой мир» (карточки, предметные картинки).

20-21.

Лото «Русское».

Правила игры. Игра. Обсуждение схемы подсчёта очков. Составление турнирной таблицы. Подведение итогов.

Лото классическое (карточки, бочонки с числами)


Нарды, шашки

22-24.

Игра в нарды (трик-трак) классические

История возникновения игры «нарды». Правила игры в России. Начальный жребий. Объяснение алгоритма игры. Движение шашек. Как выбросить шашки из игры. Как забить и зарядить шашку. Проведение игры. Определение времени для обдумывания хода. Понятие «таймер». Дополнительные правила. Организация и проведение игрового турнира.

Нарды классические (два игровых поля, шашки, два кубика).

25-27.

Игра в шашки классические.

Правила игры. Обозначение полей. Характеристики ходов. Шашечные термины. Объяснение алгоритма игры. Определение времени для обдумывания хода. Понятие «таймер». Обсуждение схемы подсчёта очков. Составление турнирной таблицы. Распределение на пары игроков по жребию. Организация и проведение игрового турнира.

Шашки классические (доска с двумя игровыми полями, шашки: чёрные и белые.


Настольный футбол, биллиард

28-29.

Настольный футбол.

Правила игры. Разделение на пары игроков по жребию, определение очерёдности участников. Составление турнирной таблицы. Разрешение спорных вопросов, возникающих во время игры. Организация и проведение турнира. Подведение итогов.

Настольный футбол (игровое поле, футболисты на спицах, мячик).

30-31.

Бильярд.

Правила игры. Разделение на пары игроков по жребию, определение очерёдности участников. Составление турнирной таблицы. Разрешение спорных вопросов, возникающих во время игры. Определение времени для обдумывания хода. Организация и проведение турнира. Подведение итогов.

Настольный бильярд (игровое поле, мячи, 2 кия).


Конструктор

32-33.

Конструктор (ученический).

Конструирование: по образцу, по условиям, по замыслу. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов. Три основных вида конструирования. Поиск новых форм и идей. Получение определённого результата. Целенаправленность собственных действий.

Коробки с конструктором (железные, пластмассовые).


© 2010-2022