- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Конспект занятия «Искусство иллюстрации»
Конспект занятия «Искусство иллюстрации»
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дьяченко А.Р. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема занятия: «Искусство иллюстрации»
для детей 13- 15 лет
Цель : Ознакомление обучающихся с процессом работы над иллюстрацией.
Задачи:
1.Познакомить с приемами составления эскиза,
2.Учить подбирать необходимой информации и материала для работы.
3.Развивать внимание, мышление, память, эстетический вкус.
4.Воспитывать ответственность за порученное дело.
Оборудование: учебные пособия и таблицы, учебные рисунки; «Краткий словарь художественных терминов»
План занятия:
1. Организационный момент. 4 мин
2. Основная часть. 8 мин
3. Практическая работа. 29 мин
4. физкультминутка, упражнение на релаксацию, для глаз. 1 мин
5. Анализ работ. Подведение итогов. 3мин
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Введение в тему - эмоциональный настрой: приветствие.
II. Основная часть:
1.Знакомство с понятием «иллюстрация».
Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - вид книжной графики, её основа. Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книги, с двухмерностью книжной полосы, её форматом, с характером шрифта, способом вёрстки, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски и т. п. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, выполненными и раскрашенными от руки. После изобретения книгопечатания иллюстрации получили возможность тиражироваться и заняли своё достойное место в книжной графике. Такие книги были очень дорогими и достаточно редкими, недоступными большинству простых людей.
Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса «Дон Кихот», или рисунки В. Серова к басням И. А. Крылова. В узком, строгом смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в её восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. Они способны обогатить или обеднить его. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста.
Иллюстрации в узком смысле этого слова, таким образом, или поясняют текст путём демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст. Иллюстрации помогают ещё до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей.
Иллюстрации можно подразделить на научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т. п.) и художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики). Иллюстрации могут быть пояснительным изображением к тексту, дополняющими текст, и изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст (например : небольшие сказки или четверостишия) .
В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: фронтиспис, заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборочная (небольшой рисунок, окружённый текстом), рисунки на полях.
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Фронтиспис (фр. frontispiece) - заглавная иллюстрация, помещённая на левой половине первого разворота книги, правую сторону которого занимает титульный лист. Фронтиспис является иллюстрацией ко всему литературному произведению. Это, как правило, ассоциативный или обобщённый образ. Иногда здесь помещают портрет писателя или главных героев.
Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него.
Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы; говорить о главной теме части или главы; показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими.
Заставка как бы маленькая увертюра к тексту, подготавливающая читателя к активному восприятию литературного произведения или главы книги.
Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые - изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.
Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.
Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.
Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора можно оценивать с позиций того, как он передаёт в иллюстрации две основные категории всякого действия - пространство и время. При рассмотрении индивидуальных особенностей изобразительного языка художнику следует обращать внимание на то, как он ведёт линию и кладёт пятно, какой он получает характер движения, что художник предпочитает, моделируя форму, - линию и пластику или свет и цвет, как строит пространственные планы, как распределяет чёрное и белое, какое значение придаёт силуэту, какими композиционными принципами преимущественно пользуется, как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т. д. Часто всё это упрощённо называют почерком художника, хотя было бы правильнее именовать эти особенности индивидуальным стилем.
Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России были И. Билибин, Э. Лисицкий, В. Лебедев, В. Фаворский, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, Е. Рачёв, Т. Маврина, Б. Дехтерев и др.
2. Практическая работа
Выбрать эпизод из литературного произведения и ряд интересных материалов из него; собрать необходимый для иллюстрирования материал (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.). Можно использовать дополнительные источники информации для получения более точных знаний об интересующих нас событиях. Построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить.
3. Самоконтороль
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое иллюстрация?
-
Перечислите виды иллюстрации в зависимости от размера и расположения в книге.
4. Физкультминутка, упражнение на релаксацию, для глаз
III. Заключительная часть:
1. Анализ работ. Подведение итогов.
2. Рефлексия: оценка соей работы, оформление выставки.