- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа внеурочной деятельности для формирования учебной мотивации при переходе на II ступень обучения, 5 класс
Программа внеурочной деятельности для формирования учебной мотивации при переходе на II ступень обучения, 5 класс
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Виноградова Н.Ю. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа внеурочной деятельности для формирования учебной мотивации при переходе на II ступень обучения, 5 класс
Пояснительная записка
Нормативно - правовая база
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении
3. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373,
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 (зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821- 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Проблема учебной мотивации является наиболее актуальной как для отечественной, так и для зарубежной школы. Важность ее решения определяется тем, что она является необходимой предпосылкой для эффективного осуществления процесса обучения и воспитания младших школьников.
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к развитию школьников начальной ступени обучения. Сегодня уже не достаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, ведущее значение придается задаче научить школьников учиться, хотеть это делать.
В современной школе многое делается для формирования у учащихся положительного отношения к учению. На это направленно использование всех видов проблемно-развивающего, личностно-ориентированного обучения, применение оптимального сочетания различных методов, форм индивидуальной, коллективной и групповой работы, учет половых и возрастных особенностей школьников и др. Однако приходится признать, что интерес к учению от начальной к средней школе в должной мере не возрастает, а напротив, имеет тенденцию к снижению.
Сегодня приходится слышать от педагогов-практиков, психологов проблемы, связанные с «внутренним отходом от школы», «состоянием мотивационного вакуума» и «демотивированности» школьников. По их наблюдениям, если не организовать работу по формированию мотивации к учебной деятельности, дети, когда начинают входить на среднюю ступень обучения, зачастую испытывают разочарование, сопровождающееся спадом результатов в учебной деятельности, желанием пропустить урок, уменьшением старательности, тяготением школьными обязанностями.
Ценность программы заключается в том, что у учащихся в процессе проведения внеучебной деятельности формируется и повышается уровень познавательного интереса, что, неизбежно, влечет за собой повышение уровня учебной мотивации.
Цель: профилактика школьной дезадаптации среди обучающихся пятых классов
Контингент: Учащиеся 5-го класса (возраст 11-12 лет) и их классный руководитель в качестве помощника ведущего и наблюдателя. Ведущим является педагог-психолог.
Занятия проводятся совместно с классным руководителем в рамках классных часов (45 минут). Планируется проведение 3классных часов в начале учебного года.
Место проведения: классная комната.
-
Содержание программы
Содержание данной программы согласовано с ФГОС.
Необходимо, чтобы занятия внеурочной деятельностью вызывало у детей повышение учебной мотивации и познавательного интереса. Для этого необходимо, чтобы исследуемый материал был не только интересен детям, но и развивал их учебные навыки.
Внеурочные занятия способствуют развитию познавательного интереса:
-
Создаются условия для развития познавательной сферы, а также формирования познавательного интереса у учащихся 5 класса,
-
Происходит формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов.
Предлагаемый порядок действий на внеурочных занятиях
-
Психологическое вхождение. Целеполагание
-
Формулирование проблемы
-
Выдвижение гипотез
-
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
-
Выражение решения проблемы
-
Применение знаний (продуктивные задания)
-
Итог занятия. Рефлексия
Особенность программы
Особенность программы заключается в реализации приемов для формирования учебной мотивации учащихся младшего школьного возраста при переходе на II ступень школьного обучения в рамках внеклассных занятий.
Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.
Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.
Хочется отметить, что обращение к жизненному опыту детей всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). И так как эти эмоции должны быть только положительными, то надо накладывать ограничения на выбор того, что может использоваться для создания мотивации. Позволив детям увлечься рассуждениями о какой-либо возникшей идее, можно легко потерять основное направление.
Кроме того, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. Ведь не секрет, что для многих школьных дисциплин ученики не имеют ни малейшего представления, как они могут применять получаемые знания.
Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.
Прием третий: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов.
Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Мы думаем, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации.
Коммуникативные:
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
Средства формирования - групповая работа, сотрудничество.
Требования к уровню умений и навыков по окончанию реализации программы:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- уметь определять тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения.