- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Календарно-тематическое планирование кружка Журналистика
Календарно-тематическое планирование кружка Журналистика
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фроленко А.А. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 Г. САЛЬСКА
Модифицированная образовательная программа
дополнительного образования детей
«Журналистика»
(школьники 12-15 лет, 6-9 класс)
2015-2016 у.г.
Курс составлен из расчета 35 часов в году,
1 час в неделю (35 учебных недель).
Педагог дополнительного образования:
Фроленко Алина Акоповна
2015 г.
г. Сальск
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Журналистика» составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов:
-
Конституция РФ.
-
Конвенция ООН о правах ребенка.
-
Федеральный закон от 29.12.2013 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Устав образовательного учреждения.
Содержание курса «Журналистика» соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
В курсе «Журналистика» основное место отводится освоению навыков написания сочинения различных видов. Особую ценность для подготовки к написанию сочинения представляют вопросы, которые разъясняют, как составлять планы к сочинениям на разные темы, рассматриваются основные типы сочинений.
Значительная часть курса посвящена стилистическому разделу, в котором анализируется работа над языком и стилем сочинения. Здесь подробно рассматриваются речевые ошибки, о которых авторы письменных работ порой и не догадываются: неправильный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости; неумелое использование синонимов, антонимов, паронимов; неоправданное соединение разностилевой лексики; морфолого-стилистические ошибки в погрешности и строе предложений.
Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 6 г. Сальска на 2015-2016 учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 34 часа. Сокращение курса на 1 час стало возможным за счет уменьшения на 1 час раздела «Итоговые занятия».
Основные принципы построения и реализации программы кружка «Журналистика»:
- научной обоснованности и практической применимости;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Для достижения целей первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения;
- максимальное использование разнообразных видов деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- креативность процесса воспитания и обучения;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
- координация подходов к воспитанию детей в условиях МДОУ;
Актуальность курса: интегрированный подход позволяет устанавливать связи
между журналистикой и предметами учебного курса, тем самым достигается
главная цель курса - освоение знаний на основе многоуровневых ассоциаций и
обогащение интеллектуального и духовного мира ребенка.
Новизна программы: полихудожественный подход в освоении знаний.
Цель программы: научить приемам создания собственных речевых
высказываний.
Этапы работы:
1.Работа над темой, выбором эпиграфа, цитированием, над планом.
2.Работа с сочинениями-характеристиками (индивидуальными сравнительными, группы образов, обобщающими).
3.Работа над лексикой.
4.Работа над предупреждением морфолого-стилистических ошибок.
5.Написание сочинений и анализ ученических работ.
Задачи программы:
Обучающие:
- учить создавать собственные речевые произведения;
- знакомить с особенностями профессии журналиста;
- знакомство с явлениями живой и неживой природы, литературой, искусством,
традициями русского языка;
- обучение систематизации, обобщению, реализации полученных знаний.
Развивающие:
- научить и совершенствовать навыки монологической и диалоговой речи;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать мышление и моторику.
Воспитательные:
- формирование эстетически грамотной личности;
- воспитание гуманности;
- самосознания и ответственности.
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о языке;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
аудирование
- понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного, художественного, публицистического текста;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
орфоэпия
- правильно произносить слова;
- использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;
лексика
- употреблять слова с их лексическим значением;
- толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимам и антонимы;
- опознавать омонимы, омонимичные формы слов, эпитеты, олицетворения как средства выразительности речи;
- пользоваться толковым словарем;
словообразование
-подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
морфология
- квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
- образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
синтаксис
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- уметь заменять предложения одного типа на другие;
пунктуация
- находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
- обосновывать выбор знаков препинания;
- расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;
орфография
- находить в словах изученные орфограммы;
- уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
- правильно писать слова с различными орфограммами;
- пользоваться орфографическим словарём;
связная речь
-определять тему и основную мысль текста, его стиль;
-составлять простой план текста;
-подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
- писать сочинения повествовательного, проблемного характера;
- совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом);
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
-развития речевой культуры, бережного сознательного отношения к родному языку;
-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения;
-увеличения словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
- получение знаний по другим учебным предметам.
Ожидаемые результаты:
- уметь воспринимать материал в многообразии его проявлений, создавать
собственные речевые произведения;
- выстраивать прочные ассоциативные связи;
- освоить различные формы и методы реализации материала курса;
Формы занятий:
- занятия-исследования
- занятия-практикумы
Методы:
Словесные:
• Наблюдение за окружающей действительностью
• Беседы
• Вопросы
• Рассказы
• Объяснение
Практические:
• Познавательно-исследовательские проекты
• Экспериментирование
• Практические упражнения
• Зарисовки
Наглядные:
• Демонстрация наглядных пособий
• Презентации
• Показ
• Пример взрослого
Средства:
• Эстетика быта
• Природа
• Декоративно-прикладное искусство
• Живопись
• Литература
• Архитектура
• Театр
• Музыка
• Кино
Критерии отслеживания программы:
1.Повышение мотивации к изучению образовательных программ.
2.Развитие речевых навыков.
3.Участие в конкурсах различного уровня.
4.Творческая реализация знаний, умений и навыков.
Мониторинг:
1. Самоконтроль.
2. Взаимоконтроль.
3. Тематический контроль.
4. Текущий контроль.
5. Итоговый контроль.
Уровни реализации программы:
-
Ознакомительный (1 год).
-
Базовый (2 год).
-
Углубленный (3 год).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
№, Раздел
Дата
Количество часов
Планирование
Теория
Практика
-
Введение.
03.09
1
1
-
-
Текст.
10.09-01.10
4
2
2
-
Сочинения
08.10-10.12
9
3
6
-
Стиль. Лексика.
17.12-17.03
12
6
6
-
Предупреждение морфолого-стилистических ошибок.
07.04-05.05
5
2
3
-
Итоговые занятия.
12.05-26.05
3
1
2
Календарно-тематическое планирование кружка «Журналистика».
№
Наименование раздела,
краткое содержание курса.
Кол-во часов
Дата
Кол-во
часов
теория
прак
тика
1
Введение.
1
1.1
Журналистика. Цели и задачи кружка.
03.09
1
2
Текст.
4
2.2
Работа над темой текста.
1
10.09
1
2.3
Выбор эпиграфа к тексту.
1
17.09
1
2.4
Цитирование.
1
24.09
1
2.5
Работа над планом текста.
1
01.10
1
3
Сочинения.
9
3.6
Сочинения-характеристики.
1
08.10
1
3.7
Индивидуальная характеристика.
1
15.10
1
3.8
Сравнительная характеристика.
1
22.10
1
3.9
Обобщающая характеристика.
1
29.10
1
3.10
Проблемные сочинения.
1
12.11
1
3.11
Сочинения-рассуждения.
1
19.11
1
3.12
Публицистические сочинения.
1
26.11
1
3.13
Очерк.
1
03.12
1
3.14
Интервью.
1
10.12
1
4.
Стиль. Лексика.
12
4.15
Работа над стилем.
1
17.12
1
4.16
Работа над лексикой.
1
24.12
1
4.17
Точность словоупотребления.
1
14.01
1
4.18
Лексическая сочетаемость.
1
21.01
1
4.19
Речевая избыточность.
1
28.01
1
4.20
Речевая недостаточность.
1
04.02
1
4.21
Использование многозначных слов, омонимов, паронимов.
1
11.02
1
4.22
Стилистическое использование синонимов.
1
18.02
1
4.23
Стилистическое использование антонимов.
1
25.02
1
4.24
Стилистическая окраска слов.
1
03.03
1
4.25
Образность речи.
1
10.03
1
4.26
Стилистическая оценка перифраз.
1
17.03
1
5
Предупреждение морфолого-стилистических ошибок.
5
5.27
Употребление имен существительных.
1
07.04
1
5.28
Употребление имен прилагательных.
1
14.04
1
5.29
Употребление имен числительных.
1
21.04
1
5.30
Употребление местоимений.
1
28.04
1
5.31
Употребление глаголов.
1
05.05
1
6.
Итоговые занятия
3
6.32
Создание творческих работ.
1
12.05
1
6.33
Анализ творческих работ.
1
19.05
1
6.34
Итоги работы кружка.
1
26.05
1
Учебно-методическое сопровождение.
1.Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл.; учебник для общеобразовательных
учреждений филол. профиля.-М.: Дрофа,2004.
2.Бабайцева В.В. Русский язык.Теория.5-9 кл. - М.,2005 г.
3. Голуб И.,Давыдова Л. Сочинения и изложения без репетитора.- М.:
Столетие,1998 г.
4.Единый государственный экзамен: Русский язык. (Авт.-сост. А.Ю. Бисеров,
Н.В.Соколова.-М.,2007 г.
5.ЕГЭ-2007: Русский язык. Т.Н.Мамона, Е.С.Сергеева, Е.М.Михайлова.-М.,2007 г.
6.И.И.Коган, Н.В.Козловская. Литература.Тестовые и олимпиадные задания.10-11
классы.-М.,2007г.
7.Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ. Выполнение задания части С.-М.: Экзамен,
2007 г.
8.Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы.-М. 2004 г.
9.Пучкова Л.И.,Гостева Ю.Н.,Соколова Н.В. ЕГЭ.-2005. Русский язык.Типовые
тестовые задания. М.-.: Экзамен. 2005 г.
10. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988 г.
11. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. - М., 1988
Список рекомендуемой литературы
для обучающихся.
-
Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
-
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
-
Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
-
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988
-
Сопер П.Л. Основы искусства речи. - М., 1992
8