Изготовление народной куклы «Матрешка»

Раздел Дополнительное образование
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр творчества «Созвездие» муниципального образования

Усть-Лабинский район





Конспект открытого занятия в объединении «Сувенир» на тему: Изготовление народной куклы «Матрешка»







Педагог дополнительного образования: Кошелева Е.Н.





2015г.

Конспект открытого занятия на тему: Изготовление народной куклы «Матрешка»

Цели урока: Изучить технологию изготовления народной куклы «Матрешка». Создать условия учащимся для развития творческих способностей в практической деятельности.

Задача: 1. Образовательные: Научить изготавливать народную куклу «Матрешка». 2. 2.Развивающие: Развивать творческие способности. Формировать умение преодолевать трудности. 3. Воспитательные: Воспитывать терпимость, умение слушать других, способность сложено работать в команде.

Словарная работа: матрешка, кокошник, орнамент, народный костюм, промысел.

Методы и приемы: беседа, анализ образцов народной игрушки, практическая работа, игра.

Материалы и оборудование: образцы народных игрушек, репродукции с изображением народного костюма, сувенир матрешка из ткани, образцы тканей, картон, клей, ножницы, иголки, катушечные нитки, нитки шерстяные (для волос), глазки, фломастеры.

Ход и содержание занятия, деятельность учителя и учеников

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 этап. Организационно-подготовительный.

Слайд 1

Слайд 2











Слайд 3









Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6



Слайд 7

Слайд 8



Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11











Слайд 12













-Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встречи и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давай друг другу улыбнемся. Сегодняшнее занятие необычное.

Прежде, чем приступит к занятию, немного поиграем.

Я буду вам загадывать загадки, а вы отгадывать. Но отвечать на них будете все вместе, хором. Посмотрим, какие вы дружные ребята.

Договорились?

- Ростом разные подружки,

Но похожи на друг дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

- Эти яркие сестрички

дружно спрятали косички

и живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сестра сидит другая,

В той еще сестра меньшая

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -….(матрешки)

- В разнаряженной девице

Перепрятались сестрицы

- Разноцветные подружки

Перепрятались друг в дружке, мал, мала, меньше….

- Молодцы. Это все о матрешках.

Игрушка- это часть культуры народа, она возникла очень давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому мастера- игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку, изобретательность. У каждого народа в различных областях сохранились свои традиции в изготовлении игрушек, свои образцы и художественные средства выразительности.

Вот особенно нарядные игрушки!

Во всем мире славятся ярка, раскрашенная деревянная матрешка, раскроешь ее, а там другая - поменьше, в той - еще меньше и так до самой маленькой. Куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В то время имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее - мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

Первая матрешка состояла из 8 кукол. Выточил их в ручную мастер игрушечных дел В.П.Звездочкин, а расписал художник С.В.Малютин. Наряженные первые куклы в русские сарафаны и платочек.

(«Родители» первой русской матрешки).

А теперь рассмотрим образцы народных игрушек.

К традиционным матрёшкам относятся загорская, семёновская, полхов-майданская, вятская и тверская матрёшки. Каждая из разновидностей имеет свой неповторимый стиль росписи и технологию изготовления.

Традиционные.

1.В Загорске - на Родене матрешке - игрушку расписывают более строго, четко выражены детали одежды: сарафан, вышитая блуза, передник, платочек, украшенные цветами.

2.В Семенове - другая манера росписи. Там оставляют больше естественного фона дерева, перед матрешки украшен яркими букетами цветов. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой полметра, а высота 1 метр. Её представили в 1970 году на выставке «Экспо-70» в Токио.

3.Тверская. В этом регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Прекрасная.

4. В селе Полховский майдан (Горьковская область) матрешки похожи на букеты пышных цветов, их расписывают крупными, яркими, декоративными цветами.

Помимо традиционных есть матрёшки авторские. Они появляются на свет в разных местах России - Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора.

Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок.

- Ребята, обратите внимание на общие принципы, роднящие народную и современную игрушку. Главные из них - это простота форм, декоративность, праздничность, чувства материала. Это отчетливо видно на репродукциях с изображениях народных костюмах разных стран.

Например, костюм древний грузинской куклы из ткани воспроизводит точною форму настоящей одежды, а лицо игрушки обозначено крестом.

У эскимосской куклы в национальной меховой одежде тоже нет лица, а вместо носа часто пришит птичий клюв - эскимосы боялись, что кукла с лицом может приобрести душу и навредить ребенку.

А вот дымковские мастерицы любят насыщенный цвет - красный , малиновый, синий, золотисто-желтый, зеленый, особенно праздничное сияющее на белом фоне игрушек.

Наша матрешка будет сделана из ткани. Ткани бывают разные.

Хлопок - одно из древнейших прядильных растений. Родина хлопководство - индия. В России первая ситценабивная фабрика появилась в 1758 году.

Лен - долгунец выращивают на территории России в глубокой древности. Семена льна, которые удалось прорастить, прялки, отпечатки тканей на керамике, найденные при раскопов в вологодской области, относятся ко 2 тысячелетию до нашей эры.

Шерсть - волокно волосяного покрова овец, коз, верблюдов и других животных. Шерстяные ткани мягкие и красивые, они обладают высокой эластичностью и теплозащитными свойствами.

Шелковые нити, получаемые при размотки коконов тутового шелкопряда, употребляют для изготовления платьевых тканей, белья. Длина тончайших шелковых нитей при размотке кокона достигает 1200 метров. Разведением тутового шелкопряда начали заниматься в Китае около 5 тысяч назад.

Для костюма матрешки более всего подходят хлопчатобумажные или льняные ткани ярких расцветок - ситец, сатин, лен. Эти ткани очень удобны в раскрое, они не тянутся, хорошо склеиваются и сшиваются.

Для рукавов игрушки лучше подойдет шелковая или синтетическая ткань белого или другого цвета (согласно эскизу). Эта ткань меньше мнется, хорошо драпируется и сохраняет форму.

дети садятся на места

дети хором отвечают : Матрешка

2 Этап. Основной











Практическая часть.

Слайд 13



Слайд 14







Слайд 15



Слайд 16

А теперь вспомним правила безопасности при работе с ножницами и иголками.

1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы.

2.Лезвия ножниц в не рабочем состоянии должны быть сомкнуты.

3.Следите, что бы ножницы не падали на пол.

4.Передовать ножными кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

5.Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

6.Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

7.Иголки необходимо хранить в игольнице.

8.Сломаную иглу следует отдать руководителю.

Сделаем разминку для рук, что бы подготовить их к работе.

Выполним упражнения:

1.«Добываем огонь» (потереть ладошкой о ладошку)

2.«Мишка карабкается по дереву» (передвигать пальцы по карандашу вверх)

3.«Кулак - ладошка» (одна рука сжата в кулак, другая открыта и наоборот)

Теперь приступаем к изготовлению народной куклы «Матрешки».

1. Для работы нужно ситец ярких цветов, ситец белый, нитки, иголка, картон, клей, нитки шерстяные, ножницы.

2.Изготовление куклы начинают с заготовки выкройки - лекала. Основой сувенира «Матрешка» служит картонный каркас. Из картона по выкройке вырезают детали - сарафан, донышко, кокошник.

3.Вырезаные из ткани детали: сарафан, донышко и кокошник соединяют с картонным каркасом с помощью клея.

4.Прямые стороны сарафана соединяют и сшиваю. Затем приступают к вшиванию донышка, соединяя края сгибов ткани нижней части сарафана и донышка, таким же образом вшивают деталь кокошника, соединив его края.

5.Деталь рукава сложить в длину, сметать, отступить от края 0,5 см. сомкнутыми концами ножниц проделывают сквозное отверстие в верхней части основы игрушки, затем один край рукавов накручивают на концы ножниц и, вставив в отверстие, протягивают деталь рукавов до середины. Концы рукавов подвертывают внутрь на 0,5 см, собирают на сборку и, полностью стянув оба рукава соединяют вместе.

6.Деталь головы собрать по кругу, набить синтепоном, закрепить и пришить к туловищу.

7.Оформление игрушки. Паричок на затылке головы лучше скрыть под кокошником и платком. Паричок лучше сделать из цветных шерстяных ниток. Нитки, как пряди волос, расположить симметрично, а концы собрать на затылке и пришить.

8.Края кокошника соединить и сшить, затем прикрепить к голове потайными стежками.

9.Роспись лица. На кукольном лице достаточно нарисовать либо приклеить наиболее характерные детали - глаза, рот, нанести румянец или веснушки. Матрешка готова.

Выкройка матрешки.



Повторяем технику безопасности







Физминутка

3 этап. Контрольный.

Скажите ребята,

- в каких городах изготавливались матрешки?

-какие виды тканей бывают?

-кто первый мастер матрешки?

-сколько кукол было в первой матрешке?

-вам понравилось то, что мы сегодня делали?

Загорске, Семенове, в селе Полховский майдан

Хлопок, лен, ситец, шелк, шерсть.

В.Зведочкин

8 кукол

Да

4 этап. Итоговый

- Ребята, посмотрите какие замечательные куклы мы с вами смастери ли из ткани. Все мы делали одинаковую работу из одного и тогоже материала, но матрешки получились разные. Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из нас вкладывает в свою работу частичку своей души. Этим и хороши поделки - сувениры, сделанные своими руками.

- Все молодцы. Спасибо за работу.

Оцениваем сделанную работу

5 этап. Информационный

Слайд 17

-На следующем занятии мы будем изготавливать народные тряпичные куклы «Веснянку» и «Колокольчик», поэтому приносим разноцветные, яркие лоскуты, белый ситец, шерстяные нитки и катушечные красные нитки не забываем свои умелые ручки. До свидания.

До свиданья



© 2010-2022