Программа клуба по этно-экологическому направлению

Этноэкология, с природоохранной точки зрения, выявляет и пропагандирует традиции неразрушающего природопользования, выявляет культурно обусловленные причины природоразрушающего поведения человека и возможные методы коррекции. С педагогической точки зрения, этноэкология использует сбор и изучение информации о традиционной культуре для воспитания эко-ориентированного типа личности; изучает и использует опыт, который нарабатывает этно- и эко- педагогика. Поэтому разрабатывая дан...
Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автономная некоммерческая организация «Репетиторский центр «Логос»











Программа

по этноэкологическому направлению

Разработчик:

КАРПУШЕВА ЕЛЕНА ТАДЕУШЕВНА

Педагог дополнительного образования 1-я категория,

магистр образования







Североуральск - 2010











Содержание

Пояснительная записка _______________________________________________________с.3

Раздел 1. Движение «Зелёный дозор»____________________________________________с.4

Раздел 2. Детско-подростковое объединение «Клуб путешественников»______________с.19

Раздел 3. Объединение для девушек-подростков «Хранительница домашнего очага»____с.20

Раздел 4. Клуб исторических реконструкций «Дара»______________________________________________________________________с.22

Раздел 5. Клуб «Гармония»_____________________________________________________с.23

Режим работы педагога________________________________________________________с.25

Расписание занятий______________________________________________________________________с.25

Мероприятия и сроки их выполнения по основным разделам____________________________________________________________________с.27

Ожидаемый результат_________________________________________________________с.31

Список используемой литературы_______________________________________________с.32

Приложения





Пояснительная записка

Этноэкология - наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающим миром и представления о нём в рамках традиционной культуры, а также влияние культурных установок на современные взаимоотношения с природой и окружающим миром в целом.

Этноэкология, с природоохранной точки зрения, выявляет и пропагандирует традиции неразрушающего природопользования, выявляет культурно обусловленные причины природоразрушающего поведения человека и возможные методы коррекции.

С педагогической точки зрения, этноэкология использует сбор и изучение информации о традиционной культуре для воспитания эко-ориентированного типа личности; изучает и использует опыт, который нарабатывает этно- и эко- педагогика.

Поэтому разрабатывая данную Программу, я выбрала следующую миссию.

Миссия: Программа направлена на формирование устойчивого интереса подростков и молодёжи к культурному и природному наследию и этническому многообразию России, изучению уникальной культуры Урала и вовлечения местного сообщества в сохранение культурных традиций и природного богатства края.

Программа по этноэкологическому направлению реализуется по четырём направлениям - экологическому, экспедиционному, историко-краеведческому и лидерскому - и включает следующие разделы:

  1. Раздел. Экологическое и природоохранное воспитание через координацию программ и проектов Детского молодёжного общественного экологического движения «Зелёный дозор».

  2. Раздел. Патриотическое воспитание посредством развития экспедиционного движения на Северном Урале, организацию этнокультурных, краеведческих и экологических экспедиций по родному краю и России.

  3. Раздел. Формировании позитивного отношения к созданию семьи, в нравственно-ориентированном воспитании девушек - будущих жен и матерей через деятельность клуба для девушек «Хранительница домашнего очага».

  4. Раздел. Воспитание уважения к историческому и культурному прошлому России, к традициям народов, её населяющих, через организацию деятельности клуба исторических реконструкций «ДАРА».

  5. Раздел. Формирование в подростках и молодёжи стремления к постоянному саморазвитию и самореализации через проведения тренингов по самомотивации и личностному росту, лидерских сборов и «Школы лидера».

Данные разделы Программы осуществляются через организацию работы:

  1. Общественной организаций «Детское молодёжное общественное экологическое движение «Зелёный дозор», координатором программ которого является автор Программы.

  2. Объединения «Клуб путешественников».

  3. Клуба для девушек «Хранительница домашнего очага».

  4. Клуба исторических реконструкций «Дара».

  5. Клуба «Гармония», где проводятся тренинги личностного роста и самомотивации, «Школы лидера», организуются лидерские сборы.

Данная структура отражена в Приложении 1, схема № 1.

Реализуя Программу, автор предполагает обеспечить устойчивый интерес в молодёжной среде проблематике интеграции культуры и экопросвещения в деятельность молодёжно-подросткового клуба в многонациональном Североуральском городском округе. Такая проблематика естественным образом определяет календарный период годового плана педагога дополнительного образования как один календарный год (с сентября 2010 по сентябрь 2011), по некоторым разделам (ХДО и клуб «Гармония») как один учебный год (с сентября 2010 по май 2011).

  1. Основные разделы Программы

  1. Детское молодёжное общественное экологическое движение «Зелёный дозор»

Описание проблемы

Детское молодёжное общественное экологическое движение «Зелёный дозор» Североуральского городского округа объединяет в своих рядах школьников студентов, работающую молодёжь городов Североуральска, Полуночного, Ивделя, Екатеринбурга.

В течение семи лет Движение активно участвует в общественной жизни города, Свердловской области и России, насыщает свою деятельность социально полезным, социально значимым, разнообразным и интересным содержанием, его члены и участники занимают активную жизненную позицию. Несмотря на положительные результаты деятельности за истёкший период, в Движении до сих пор не проработана система роста каждого члена этой общественной организации от кандидата в стажёры до инструктора Движения, не созданы условия для постоянного саморазвития и повышения уровня знаний, умений и навыков по различным видам деятельности Движения «Зелёный дозор».

Это говорит о необходимости проработки в Движении системы роста каждого его члена. В зависимости от успехов каждого дозорного каждый отряд Движения получит возможность достигать ту или иную высоту. Данный раздел является составляющей частью Программы по этноэкологическому направлению, его реализацию осуществляет педагог дополнительного образования Карпушева Е.Т., являющаяся координатором программ Движения и членом Совета Движения.

Цель программы:

Создание условий для развития и реализации творческого и исследовательского потенциала подростков и молодежи города Североуральска и Северного управленческого округа, являющихся членами или участниками Движения «Зелёный дозор», в сфере науки и техники, краеведения, охраны природы и экологически грамотного взаимодействия с миром природы, в сфере журналистики и педагогической деятельности.

Задачи Программы:

  1. Создать в отрядах Движения условия для приобретения необходимых знаний, навыков и умений по направлениям деятельности Движения.

  2. Создать условия для самообразования и саморазвития подростков и молодёжи.

  3. Стимулировать активность и заинтересованность лидеров и инструкторов Движения в их дальнейшем развитии и в развитии Детского молодёжного общественного экологического движения «Зелёный дозор».

  4. Разработать Программу деятельности Движения на период с 2010 по 2014 годы.

Содержание Программы

1. ДОЗОРНЫЕ

Дозорные, члены Движения, вступая в общественную организацию, начинают осваивать различные специальности, что способствует удовлетворению разнообразных потребностей, интересов и увлечений подростков, их самореализации в различных сферах деятельности, стимулирует стремление к саморазвитию.

Освоение специальности способствует общественному признанию, формированию позитивной самооценке подростка.

Получение специальности для дозорного - желанная и достижимая цель. Достижения и духовный рост каждого дозорного основаны внутреннем стремлении подростка к новым высотам, а не на сравнении себя с другими.

Дозорный, освоивший специальность, награждается соответствующей нашивкой, в его членский билет Руководитель Движения вносит запись о приобретённой специальности.

Деятельность каждого отряда дозорных планируется таким образом, чтобы подростки имели возможность приобретать необходимые им знания по выбранным ими специальностям как теоретически, так и практически через участие в различных мероприятиях, сборах, праздниках, экспедициях, акциях, исследовательской деятельности и т.д.

Каждый отряд Движения курируют Координатор Движения, в роли которого выступает педагог дополнительного образования МПК «Алый парус», и Руководитель Движения. На общем сборе в начале учебного года каждый отряд разрабатывает и представляет свой план деятельности на год. Все планы анализируются Советом Движения, и на их основе вырабатывается стратегический план на новый годовой период.

План работы каждого отряда может корректироваться и дополняться, о чём Совет Движения предупреждается не позднее, чем за пять дней до нового триместра. К уточненному плану прилагается информационный отчёт отряда за предыдущий триместр.

Сроки сдачи дополненных планов и информационных отчетов за предыдущий триместр:

До 30 сентября

До 30 ноября

До 28 февраля

До 30 мая

Специальности и требования к ним

Специальность

УРОВЕНЬ

Должен знать

Должен уметь

Место и способ получения специальности




1.

ИГРОТЕХНИК

(красная нашивка)













Стажёр

Значение игры.

Настольные и подвижные игры.

Включаться в игру.

Уметь играть в 15 массовых игр в помещении и на свежем воздухе

На занятиях объединений МПК

«Алый парус»


Дозорный

Роль игры в традиционной культуре.

Игры народов, населяющих Урал.

Культуру игры и общения.



Организовать игровое пространство.

Подготовить реквизит.

Знать не менее 15 игр в помещении и 15 игр на свежем воздухе.

Уметь объяснить правила игры.

Подготовить и провести 4-5 игр с ребятами своего отряда.

Помочь лидеру в организации и проведении игровой программы.

На занятиях объединения ХДО и клуба исторических реконструкций «Дара»


Лидер

Классификацию игр.

Игры разных народов стран.

Ролевые игры.

Тренинги.

Игры на командное взаимодействие.

Спортивные игры.

Правила техники безопасности.

Разработать сюжет и содержание игры.

Разработать и провести игровую программу.

Принять участие в разработке и проведении различных сборов, содержащих игровые программы, тренинги.

Уметь организовать изготовление самодельных игр и развлечений.

Участвовать в качестве волонтёра в игровых программах Движения.

Уметь судить две любых спортивных игры.

Пройти обучение в «Школе лидера» Свердловской областной организации «Ассоциация учащейся молодёжи».

Работать со стажёрами и дозорными по выполнению требований по специальности «игротехник».

На занятиях в клубе «Гармония» (ТЛР), на сборах активистов и в «Школе лидера» Свердловской областной организации «Ассоциация учащейся молодёжи», а также сборах актива различных общественных организаций.

2.

ПУТЕШЕСТВЕННИК

(синяя нашивка)




Стажёр


Топографию.

Правила ТБ на маршруте.

Правила разведения костра.

Не менее 3-х узлов (прямой с контрольным, шкотовый, бромшкотовый).

Личное и групповое снаряжение.

Три типа повязок (круговая, спиральная, колосок).

5-7 видов лекарственных растений (признаки, время сбора, собираемая часть, применение).

Повадки 2-3 животных.

Дорожные знаки.

Читать и составлять карту из 25-30 топознаков.

Вязать не менее 3-х узлов.

Подгонять личное снаряжение, укладывать рюкзак.

Разводить 4 вида костра.

Устанавливать палатку.

Принять участие в 5-7 МВД И 1 экспедиции.

Правильно заточить нож и топор.

Оказать первую медицинскую помощь при порезе, мозолях, ожогах, занозах, отравлении, попадании соринки в глаз, укусе клеща.

Чистить картошку, рыбу, приготовить в полевых условиях суп.

Прожить 1 день на подножном корме.

На занятиях Клуба путешественников.


Дозорный


Как вести себя в ряде экстремальных ситуаций?

Основы конфликтологии.

Съедобные растения и травы.

Как подготовить маршрут выходного дня.

Правила оказания ПМП при вывихе, растяжении, солнечном и тепловом ударе, поражении током, закрытом переломе, правила наложения жгута, шины, таблетки и их применение, как делать искусственное дыхание, закрытый массаж сердца.

Три способа обеззараживания воды.

Признаки определения сторон света, правила переправы через реки, овраги, болота.

Работать в команде. Находить выход в предложенных экстремальных ситуациях (в 8 из 10)

Приготовить пищу на костре в полевых условиях.

Прожить на подножном корме 3 дня.

Сделать простейшее укрытие.

Ночевать в лесу без укрытия.

Совершить зимний марш-бросок на лыжах.

Составить карту из 40 топознаков.

Комплектовать аптечку, изготовить носилки.

Участвовать в акциях по очистке леса и лесопарковых зон.

Оборудовать стоянку.

В путешествиях и экспедициях.


Лидер


Животных Уральского леса. Подготовить и провести не менее 3-х мероприятий в эколагере или экспедиции.

Уметь выживать в лесу с минимальным запасом продуктов.

Уметь составить маршрут 5-дневной экспедиции.

Правильно и быстро оказывать ПМП.

Уметь вкусно готовить.

Пройти школу выживания.

Пройти обучающий семинар Г.С. Чеурина (3-2 треки) «Выживание в экстремальной экологической и социальной ситуации».

Работать со стажёрами и дозорными по выполнению требований по специальности «путешественник».

На занятиях клуба «Гармония» (ТЛР), семинарах Г.С. Чеурина «Безопасность обеспечивается культурой»


3.

КРАЕВЕД

(коричневая нашивка)





Стажёр

Главные достопримечательности города, городского округа, составить рассказ о 3-х из них. Знать символику России, Свердловской области, родного города

Участвовать в краеведческих конкурсах, викторинах.

ХДО, Клуб путешественников.


Дозорный

Основные разделы краеведения.

Историю освоения края.

Топонимику края.

Традиции народов родного края.

Праздники в народной традиции, их особенности.

Историю поселений Северного Урала.

Как писать исследование по краеведению.

Провести экскурсию по историческим местам города и села.

Организовать и провести викторину и игру по краеведению.

Участвовать в вечёрках и реконструкции традиционных народных праздников (Рождество, Масленица, Троица, Иван Купала, Госпожинки).

Собирать и обрабатывать

краеведческий материал.

Участвовать в поисковых и краеведческих экспедициях, пройти обучение в школе краеведов-экологов «Варга».

Разработать исследовательский проект, участвовать в краеведческих конкурсах разного уровня.

Путешествия и экспедиции.


Лидер

Традиционную народную культуру с подробным изучением 2-3 из его разделов (народная игрушка, народный костюм, народная кухня, народная аптека, народный танец, народная песня, народный орнамент).

Типы деревянных построек.

Устройство дома.

Традиции народной росписи.

Организовать и провести сборы «Праздник в народной традиции».

Расписывать домашнюю утварь.

Изготавливать 5 видов кукол, плести пояски, шить одежду в народном стиле.

Пройти обучение на семинаре В.В. Московкина «Хранительница домашнего очага».

Работать со стажёрами и дозорными по выполнению требований по специальности «краевед».

Клуб «Гармония» (ТЛР), Клуб исторических реконструкций «Дара».




4.

ЭКОЛОГ

(зелёная нашивка)


Стажёр



Какие птицы обитают в лесах Северного Урала.

Виды животных и рыб, обитающих в нашем крае, их повадки.

Виды животных и растений, занесённых в ККСО.

Виды лекарственных и редких растений СГО.

Экологические праздники календаря и и историю их возникновения.

Проводить учёт птиц.

Изготовить кормушки для птиц.

Вести дневник наблюдений за природными явлениями.

По следам определять вид животного.

Определять виды растений, обитающих на территории СГО.

Участвовать в природоохранных акциях, в экспедиции «Зимний учёт птиц».

Изготовить экологические листовки.

Подготовить доклад или сообщение на одну из тем занятий.

Экологические объединения ЦВР.

Дозорный


Памятники природы СГО и Свердловской области.

Родники СГО. Знать историю их создания и легенды, с ними связанные.

Что такое мониторинг и как его проводить.

Основные разделы экологии.

Основы учения о ноосфере.

Классификацию ТБО и методы их утилизации.

Проводить экскурсии к памятникам природы и родникам.

Составлять паспорт на родник, памятник природы, провести описание водного объекта.

Проводить мониторинг конкретной территории.

Активно участвовать в организации и проведении природоохранных акций Движения.

Распространять листовки и буклеты.

Изготовить аншлаг.

Принимать участие в анкетировании населения.

Вести пропагандистскую работу в учебных заведениях. Помогать в проведении экологических праздников.

Экологические экспедиции, занятия в Клубе путешественников.


Лидер


Экологические организации Свердловской области, России, мирового сообщества; их цели и миссии.

Принципы устойчивого развития.

Основные законы РФ и Свердловской области в природоохранной сфере.

Организовывать и проводить акции и подводить их итоги.

Составить статью в СМИ на экологическую тему.

Работать со стажёрами и дозорными по выполнению требований по специальности «эколог».

Экологические сборы, слёты, форумы.



5.

ПРОГРАММИСТ

(белая нашивка)





Стажёр

Основы пользования ПК.

Набирать текст доклада.

Индивидуально


Дозорный


Стандартные программы ПК.

Создавать презентацию и демонстрировать их.

Подготовить слайд-фильм.

Индивидуально


Лидер



Устройство ПК.

Создавать коллажи.

Исправлять неполадки в работе ПК.

Поддерживать работу сайта Движения.

Работать со стажёрами и дозорными по выполнению требований по специальности «программист».

Индивидуально



6.

ФОТОГРАФ

(голубая нашивка)





Стажёр

Механизм работы цифрового фотоаппарата.

Основы формирования кадра.

Фотографировать на автоматическом режиме съёмки.

Участвовать в фотовыставках Движения.

Индивидуально


Дозорный

Законы построения композиции.

Настройки программной съёмке.

Фотографировать в программном режиме.

Участвовать в фотоконкурсах.

Пользоваться видеокамерой.

Индивидуально


Лидер

Съёмку высокой выдержки и макросъёмка.

Основы монтажа видеофильма.

Вести съёмку высокой выдержки и макросъёмку.

Организовать персональную фотовыставку.

Монтировать видеофильм.

Работать со стажёрами и дозорными по выполнению требований по специальности «фотограф».

Индивидуально



7.

ЖУРНАЛИСТ

(оранжевая нашивка)





Стажёр

Основы журналистики.

Подготовить и провести интервью.

Уметь грамотно организовать выпуск стенгазеты, выступить её редактором.

Пройти обучение в «Школе юного журналиста «Жёлтый клюв».

МИЦ «Новое поколение», редакция молодёжной газеты.


Дозорный


Все виды журналистики, их особенности и отличия (зарисовки, заметки, репортажи, интервью).

Как проводить обзор прессы.

Организовывать обзоры прессы.

Писать заметки, отчёты, репортажи.

Иметь печатные работы (не менее 3-х) в журналах и газетах.

Участвовать в конкурсах юнкоров.

МИЦ «Новое поколение», редакция молодёжной газеты.


Лидер


Основы работы по вёрстке газеты.

Основы редакторской работы.

Писать статьи различной тематики в молодёжные и городские СМИ.

Верстать газету.

Участвовать в редакционном совете «зелёной» газеты Движения «Территория жизни».

Работать со стажёрами и дозорными по выполнению требований по специальности «журналист».

МИЦ «Новое поколение», редакция молодёжной газеты.


8.

ВОЖАТЫЙ

(алая нашивка)



Дозорный

Выполнить требования минимум 3-х специальностей.

Как составить план работы отряда, организовать работу отряда на каждой высоте.

Элементы общего сбора дозорных, элементы сборов активистов школ и МОО.

Активно участвовать в жизни Движения.

Подробно и понятно рассказать о Движении «Зелёный дозор», его истории и направлениях деятельности.

Принять участие в 5-ти сборах активистов молодёжных общественных организаций различного уровня.

Участвовать в качестве помощника лидера и инструктора на заездах ВД и в экспедициях по Заозёрью.

Сбор Движения, лидерские сборы,

Клуб «Гармония» (ТЛР)



Лидер

Знать основные положения Конвенции «О правах ребёнка» и других документах и законодательных актах, касающихся прав ребёнка.

Знать психологические особенности детей и подростков.

Уметь пробудить интерес к деятельности у подростков, стимулировать их активность.

Уметь понимать собственное эмоциональное состояние и выбирать соответствующие способы поведения.

Пройти обучение в «Школе вожатого» МОУ ДОД «ЦВР».

Работать со стажёрами и дозорными по выполнению требований по специальности «вожатый».

Лидерские сборы более высокого уровня.



9.

ВОЛОНТЁР

(жёлтая нашивка)


Стажёр

Кто такие волонтеры.

Историю волонтерского движения.

Активно участвовать в различных добровольческих акциях, в том числе в «Весенней неделе добра», «Живи, река!», «Лес - наш друг!»

Сбор Движения.

Акции.


Дозорный

Основные направления шефской работы, её формы и методы.

Организовать и провести не менее 3-х акций.

Школа краеведов-экологов «Варга»


Лидер


Основы социальной работы.

Иметь постоянный социальный объект (детский сад, младшие классы школы, школа-интернат, группа для детей с ограниченными физическими возможностями РПЦ «Солнышко», ветераны, дом престарелых).

Уметь планировать работу на социальном объекте.

Работать со стажёрами и дозорными по выполнению требований по специальности «волонтёр».

Индивидуально


10.

АКТЁР

(фиолетовая нашивка)



Стажёр

Жанры устного народного творчества.

Выразительно читать, говорить скороговорки.

Работать с куклами.

Показывать пантомиму.

ХДО, клуб исторических реконструкций «Дара»

Дозорный

Жанры литературных произведений.

Средства художественной и сценической выразительности.

Участвовать в миниатюрах.

Участвовать в выступлениях Движения на фестивалях.

Участвовать в спектаклях.

ХДО, клуб исторических реконструкций «Дара»

Лидер


Основы актёрского мастерства.

Разработать сценарий спектакля, режиссировать его, подготовить к показу.

Работать со стажёрами и дозорными по выполнению требований по специальности «актёр».

ХДО, клуб исторических реконструкций «Дара»


Специальность присваивается только в том случае, когда дозорный выполнил все требования к ней и может обучить её основам стажёра или другого дозорного.

2. ИНСТРУКТОРЫ

Звание Инструктор присваивается Советом Движения тем дозорным (лидерам), которые достигли 18 лет, по результатам деятельности (победы в конкурсах, соревнованиях, смотров и т.д.) не менее чем по пяти специальностям и могут стать руководителями отрядов.

Для руководителей разработаны свои «ступени роста»: Инструктор, Методист, Мастер.

Требования:


Инструктор

Методист

Мастер

Участвует в обучении отрядов Движения по 3-м новым специальностям.

Предтавляет разработки собственных мероприятий (не менее 3-х).

Участвует в обучении отрядов Движения по 3-м следующим специальностям.

Организует и проводит собственные мероприятия для Движения и других детских и молодёжных объединений СГО и области.

Активно участвует в программах и мероприятиях Движения.

Повышает свою квалификацию на различных курсах и семинарах.

Успешно готовит дозорных к участию в областных и всероссийских конкурсах исследовательских проектов различной направленности.

Имеет средне-специальное или высшее образование (или получает его), постоянно повышает свою квалификацию.

Создаёт новые отряды Движения в СГО и Свердловской области.

Успешно участвует в конкурсах социальных программ и проектов, привлекая средства для развития Движения.

Имеет высшее образование, постоянно повышает свою квалификацию.


3. ОТРЯДЫ

Отрядов в Движении может быть неограниченное количество. На начало действия Программы их насчитывается 4: «Экопатруль», «Хранители», «Братина», «Глобус».

Осваивая специальности и участвуя в делах Движения, каждый отряд также достигает определённой «ступени роста». Это мотивирует подростков - членов отрядов - к постановке и достижению цели.

Названия ступеней и требования к их достижению

1 Ступень

2 Ступень

3 Ступень

Участие в мероприятиях Движения.

Участие в программах, экспедициях и мероприятиях Движения.

Реализация собственных программ по направлениям деятельности Движения.

Освоение членами отряда не менее 3-х специальностей.

Освоение членами отряда не менее 3-х следующих специальностей.

Освоение членами отряда не менее 3-х не менее следующих специальностей.

Проведение не менее 3-х мероприятий на базе отряда для участников Движения.

Участие в конкурсах программ деятельности Движения.

Механизм присвоения ступени отряду и звания руководителю отряда

Руководитель отряда предоставляет отчёт о деятельности отряда за истекший период (год) и письменное заявление о присвоении ступени отряду в Совет Движения до 30 сентября каждого года.

Звание руководителю и ступень отряду присваиваются на общем сборе Движения на основании отчёта руководителя и творческого отчёта отряда о работе за год с использованием современных компьютерных технологий.


  1. Детско-подростковое объединение «Клуб путешественников».

Цели:

Формирование у подростков представления об уникальной ценности природы родного края на краеведческом материале, во время путешествий и экспедиций, а также развитие бережного и ответственного отношения к природе своего края, страны, мира; формирования стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Формировать у подростков системных представлений об исторических корнях заповедной природы, о целях создания ООПТ, о деятельности заповедников, национальных и природных парков.

  2. Формировать позитивное отношение к разнообразию живой природы, к той роли, которую играют ООПТ в сохранении природы.

  3. Формировать практические умения и навыки поведения в природе, основанные на этических принципах традиционного природопользования, а также умение выполнять посильные исследования окружающей среды, оценивать простейшие экологические последствия антропогенного воздействия на природу, участвовать в посильной природоохранной деятельности.

Программа объединения «Клуб путешественников» направлена в первую очередь на формирование у школьников представления об уникальности и ценности природы родного края, в том числе через знакомство с особо охраняемых природных территориями (ООПТ), их местом и ролью в сохранении биоразнообразия планеты.

ООПТ - это участки земли, водной поверхности, воздушного пространства, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Они полностью или частично изъяты из хозяйственного пользования решением государственной власти. Программа опирается на положение законов РФ "Об образовании", "Об охране окружающей природной среды", программу Л.Ф. Греханкиной, А.Н. Захлебного "Мир заповедной природы" (Эколого-просветительский центр "Заповедники", М., 2001).

Программа рассчитана на подростков 12-14 лет. Познавательный интерес к проблемам охраны заповедной территории, к задачам сохранения биологического разнообразия входящих в состав ООПТ экосистем развивается на региональном материале, фактах историко-краеведческого и экологического характера.

Реализация данной программы предусматривает использование современных педагогических технологий (1).

Эстетическое освоение мира природы и формирование у школьников гуманного отношения к животным и растениям происходит через "создание учащимися собственных «мыслеобразов природы» средствами изобразительного искусства, фотографии, поэзии, прозы, а также посредством участия в эколого-психологических играх, которые направлены на формирование партнерской позиции по отношению к миру природы.


  1. Объединения для девушек-подростков «Хранительница домашнего очага».

В 2007 году педагогами, психологами и социальными работниками МУ «Комитет по делам молодежи Североуральского городского округа» был разработан и апробирован на базе Социально-психологической службы «Доверие» курс «Хранительница домашнего очага», апробация курса проходила также в рамках программы осенней экспедиции «Девичьи посиделки» Детско-юношеской этноэкологической экспедиции «Былина в Заозерье». После реорганизации Комитета, программа курса переросла в программу объединения для девушек-подростков «Хранительница домашнего очага» и в течение 2009-2010 года реализовывалась в ПМК «Спартак».

Сегодня данная программа является составляющей частью Программы по этноэкологическому направлению МПК «Алый парус». Одним из приоритетных направлений данной программы является подготовка девушек к счастливой семейной жизни.

Актуальность программы объединения продиктована следующими причинами:

  • необходимостью работы в этом направлении в целом;

  • недостаточность образовательных программ для работников, занимающихся с подростками и молодежью, и ориентированных на отечественные традиции нравственного воспитания девушек;

  • экономическим фактором (ее реализация не требует больших затрат);

  • курс разработан для малых городов, не имеющих центров планирования семьи.

Цель программы - оказание педагогической помощи девушкам-подросткам в формировании позитивного отношения к созданию семьи, в нравственно-ориентированном воспитании девушек - будущих жен и матерей.

Программа объединения «Хранительница домашнего очага» является компилятивной образовательной и просветительской программой. Целевая аудитория - девушки-подростки в возрасте от 13 до 16 лет. Успех реализации программы зависит от поддержки со стороны родителей, педагогов и местного сообщества.

Для реализации предлагаемого курса необходимо решить следующие организационные вопросы:

  • подготовить помещение для проведения занятий (оно не должно быть учебной аудиторией, классом),

  • иметь в наличии аппаратуру для просмотра видео и слайд фильмов,

  • приобрести методические пособия, рекламные и информационные буклеты,

  • иметь литературу, посвященную данному вопросу,

  • провести родительское собрание перед началом курсов.

Аналитический этап

Данный этап был проведен специалистами Социально-психологической службы «Доверие» (МУ «КДМ СГО») А.В. Бальзаминовой и Е.Г. Дьяковой после апробации курсов в ноябре 2007 - январе 2008.

В апробации программы участвовали старшеклассницы школ Североуральска и учащиеся Североуральского политехникума. Количество первых выпускниц курсов - 12 человек, которым были вручены памятные дипломы об окончании курсов.

После окончания первых курсов специалистами СПС «Доверие» был осуществлен анализ социологического исследования в отношении современных девушек к вопросам семьи и брака. Было опрошено 360 девушек города Североуральска и близлежащих поселков от 14 до 18 лет. Анкета содержала пять вопросов. В результате анализа анкет было выявлено, что 40% респондентов считают, что в будущем построении своей семьи они будут брать пример со своих родителей. 60% девушек считают, что в их семье все будет по-другому. Видимо, для большинства девушек семья их родителей не является образцом для подражания, тем идеалом, с которого можно брать пример для построения своей счастливой семьи. Все девушки -100% - ответили, что для них вступление в законный брак обязательно. Невозможно сказать о мотивировке такого решения: это либо сложившийся и поддерживаемый семейными традициями подход к браку в целом, либо наличие штампа в паспорте, который дает определенные гарантии женщине. На вопрос о том, что лежит в основе хороших отношений в успешной семье, девушки ответили:

  • любовь (25%);

  • уважение (24%);

  • терпение (23%);

  • верность (17%);

  • деньги, расчет (11%).

То, что для большинства девушек отношения в семье основаны на любви, уважении и терпении, свидетельствует о том, что многие современные девушки с большой ответственностью смотрят на создание успешной семьи.

На вопрос, считают ли опрашиваемые возможными интимные отношения до брака, были получены ответы:

  • вполне (97%),

  • не допустимо (3%),

  • для создания счастливой семьи необходим богатый интимный опыт (61%),

  • может быть один постоянный партнер (36%).

Полученные данные свидетельствуют о деформации у девушек морально-нравственного представления о здоровой семье, об ответственности за будущую семью, супруга, детей. Педагоги-психологи СПС «Доверие» приходят к выводу о необходимости проведения информационно-просветительской работы по формированию ответственного отношения к созданию семьи.

Проанализировав полученные Социально-психологической службой данные, авторы программы скорректировали занятия, дополнили их необходимыми фактами и информацией, а также выработали принципы проведения занятий. Среди них основными являются:

  • принимать молодежь такой, какая она есть, относиться к ней с пониманием и уважением;

  • позволять девушкам самостоятельно принимать решения;

  • создавать условия для доверительного и комфортного общения;

  • не разглашать конфедициальные сведения.


  1. Клуб исторических реконструкций «Дара».

Основные цели:

  • формирование у подростков целостной культурно-исторической картины мира через приобщение к ценностям региональной культуры, через путешествия и экспедиции по родному краю, реконструкцию исторических и культурных событий и праздников;

  • пропаганда и популяризация природного, культурного и исторического наследия Урала,

  • формирование у старших подростков навыков исследовательской этнографической и историко-краеведческой работы,

  • воссоздание этнической культурной среды в естественных для нее ландшафтных условиях во время экспедиций.

Поставленные цели достигаются, прежде всего, через знакомство с историей, бытом, культурными традициями населения Урала. В подростках развиваются творческие способности, вырабатывается активная жизненная позиция, воспитывается уважение к культурной и исторической памяти народа, уважительное отношение к чужим культурным мирам. Формирование у подростков системы эстетических предпочтений происходит на основе народных и классических традиций, сложившихся на Урале. При этом создаются условия для творческой самореализации учащихся в процессе подготовки и реконструкции праздников и исторических событий. Особое внимание уделяется вопросам взаимоотношения человека и природы, основанного на народном опыте и традициях.

Программа основывается на современных теориях развития личности, общества, новых современных подходах к формированию творческой индивидуальности школьников, рекомендациях экологической психопедагогики по формированию партнерского взаимодействия с миром природы в учебно-познавательной деятельности.

Культура личности рассматривается как «системообразующий фактор, способствующий формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности» (Б.Т. Лихачев). Приобщение ребенка к народной культуре помогает ему видеть мир природы сквозь призму народного уклада и народных традиций, которые в своей основе экологичны. Таким образом, попутно реализуются задачи и экологического образования - формирование отношения к природе через традиции народов, населяющих Северный Урал, формирование умений и навыков взаимодействия с природой на основе знакомства с традиционными технологиями (1).

Программа носит компилятивный характер, при ее составлении учитывался опыт работы и рекомендации Бобрихина А.А., Ковалевской З.М., Мурзиной И.Я., Московкина В.В. (руководителя экспедиции «Былина») Нестерова Ю.М., Чагина Г.Н., Чеурина Г.С., Широкова В.Н. и других авторов, работающих в данном направлении (см. список литературы).



  1. Клуб «Гармония».

Клуба «Гармония» включает проведение тренингов личностного роста и самомотивации, «Школы лидера», организацию лидерских сборов.

Тренинг личностного роста (ТЛР) - это чётко смоделированный игровой процесс длящийся в течение года и структурно состоящий из трёх частей:

  1. Основной - вводной; подростки открывают для себя новые горизонты возможного в жизни, исследуют различные аспекты своего потенциала и нереализованных возможностей.

  2. Продвинутой - относится выпускниками этого тренинга к событиям в жизни, которые принято называть «жизнеопределяющими».

  3. Лидерской Программы, которая позволяет закрепить навыки и знания, полученные ранее, тренировать силу воли, способность быть ответственным за намеченное дело, практиковать лидерские качества в реальной жизни, поднять на небывалую высоту свою самооценку.

Тренинги личностного роста позволяют человеку посмотреть по-новому, как на себя, так и окружающий его мир и людей, позволяют приобрести уверенность в себе, развить умение самовыражаться в любой компании и в любой ситуации, а также способность выступать на публике. Кроме этого, личностные тренинги помогают преодолению стресса.

Также тренинги личностного роста помогают привести к гармонии души и тела, так как очень важно душой прочувствовать свое предназначение и свою цель в жизни. Гармония с самим собой, умение владеть ситуацией, способность преподнести себя и с достоинством выйти из любых неприятных ситуаций - это главные определяющие, помогающие на пути к поставленным целям.

Вводный курс «ТЛР» направлен на межличностное общение, т. е. на общение индивидуума с окружающим его миром: взаимодействие человека в команде, эффективность в партнерстве. Большое внимание уделяется работе с личной самооценкой, отношениям человека с самим собой и собственными целями, и приоритетами в жизни.

Тренинг состоит из лекций (25% времени), упражнений (50%) и анализа упражнений (25%). Упражнения предполагают работу в малых группах, в парах, ролевые игры. Спонтанное участие в упражнениях и их анализ с примерами конкретных жизненных ситуаций позволяет увидеть новые возможности и перспективы в ключевых областях жизни, повысить персональную эффективность и эмоциональную компетентность.

В тренинге рассматриваются такие категории, как:

Личность

Честность

Ответственность

Активность

Персональное видение и миссия

Внутренняя мотивация

Постановка и достижение целей

Принцип «выиграть-выиграть» как основа межличностных отношений.

Основной курс включает в себя интервью через несколько дней после прохождения тренинга, которое позволяет оценить результаты курса и эффективно применять их в жизни. Основной Курс - это возможность начать осваивать незадействованный до сих пор жизненный, творческий и духовный потенциал за пределами того, что «я знаю уже возможно в моей жизни», так, что станут реальными вещи и события, которые не произошли бы сами по себе.

Лидерская программа структурно формируется вокруг трёх сборов.

Первые лидерские сборы - начало работы программы, когда участники определяют для себя командные цели, личные цели, задачи, которые они ставят перед собой в области благотворительных проектов служения обществу; формулируют «правила игры»: «Принципы достижения цели», «Категории Лидерства».

Промежуток между Первым и Вторым сборами наполнен интенсивной работой по реализации намеченных целей.

В целом, практика работы в Лидерской Программе направлена на:

  • повышение персональной эффективности в достижении индивидуальных целей каждого из участников;

  • их способности мотивировать других людей и вовлекать их в то, что важно;

  • оттачивание мастерства в разрешении конфликтных и кризисных ситуаций, выводе команды из срыва и эффективных действиях в прорывных моментах;

  • развитие навыков формирования Проектной Команды, которая начинает проект с нуля и доводит его до полного завершения в намеченные сроки вне зависимости от внешних условий.

Вторые лидерские сборы являются точкой сверки, когда команда может посмотреть и проанализировать то, как реализуются намеченные планы и произвести необходимую коррекцию. Каждый из участников команды имеет возможность поработать с самомотивацией и мотивацией членов своей команды для дальнейшего движения вперед; отточить свои навыки в обратной связи, прочищении отношений, снятии возникшего негатива в отношениях; проявить креативные способности и быть эффективным в прорывных действиях по реализации намеченного.

Третьи лидерские сборы являются завершением программы.

«Школа лидера» предлагается подросткам и молодежи в возрасте от 13 до 17 лет. Её цель - помочь участникам осознать себя как сильную самодостаточную личность, быть самомотивируемым, управлять собственной самооценкой, создавать партнерские отношения с родителями, преподавателями, друзьями; отказаться от стратегии выживания и практиковать ответственность за то, что «я создаю в своей жизни», лидерские качества. Постановка целей, тактика и стратегия их достижения основываются на желании максимально полной жизненной и творческой самореализации. Формирование личности, которое происходит в возрасте 13-17 лет, в значительной степени требует положительных примеров, вдохновения и партнерства. В числе основных приоритетов программы ТЛР:

  • создание партнерских отношений между подростками и педагогами,

  • ознакомление учащихся с механикой и технологией постановки целей и их достижении,

  • подробно рассматриваются вопросы ответственности и авторства за то, что создаёт подросток в своей жизни, в отношениях в семье, школе;

  • изучаются и практикуются вопросы командного взаимодействия, партнерства, лидерства. внимание уделяется вопросу «Я и моё слово»,

  • в различных играх и упражнениях отрабатываются категории «жертвы обстоятельств» и ответственного поведения в различных жизненных ситуациях;

  • рассматриваются вопросы личностной мотивации и эффективного общения с целью достижения поставленных целей.

В ходе занятий участникам предлагается в игровой форме практиковать различные жизненные позиции, мотивации и модели поведения, с тем чтобы каждый впоследствии мог выбрать для себя то, что сочтет наиболее соответствующим его/её мировоззрению и отношению к жизни.

Участникам программы предлагается самим расставить приоритеты, взять часть ответственности за создание эффективных и партнерских отношений с родителями, обсудить наиболее волнующие их вопросы, касающиеся этой области взаимоотношений и выбрать создание таких отношений в своей семье, которые позволят выиграть каждому из её членов.

Внимание уделяется эффективному использованию обратной связи, созданию сильных мотивации к личностному росту, лидерству, командной игре, повышению самооценки. Программа многовариантна. В зависимости от контингента подростков (возрастные большинство, преобладание мальчиков или девочек, социальный уровень учащихся, приоритеты, высказываемые руководством преподавательского состава школы или лицея и т.д.), в процессе образования и игр могут делаться акценты на те области знаний и практику взаимоотношений, которая признаётся наиболее важной и соответствующей данному моменту.

Программа состоит из нескольких последовательных частей:

Основной блок называется «Факел». Второй блок посвящен закреплению пройденного материала и практике продвинутого образа жизни с позиций ответственности, лидерства, самодостаточности, искренности и партнерства и называется «Прорыв». Эта программа по своему объему примерно в два раза превышает первый. Общий учебный план рассчитан на 60 часов.

Третий блок «Мои Горизонты» представляет собой трехмесячную программу по достижению поставленных целей:

  • Создание личных беспрецедентных результатов.

  • Реализация командных целей.

  • Творчество на благо общества.

  • Предлагает практику командного взаимодействия и лидерских качеств в рамках различных игр и упражнений. Данная программа рассчитана на 80-90 дней. Организационно занятия проходят один раз в месяц (вечер Четверга).








  1. Режим работы педагога дополнительного образования с нагрузкой 27 часов (или 1,5 ставки):

Вторник - 14.00 - 19.00 (5 часов)

Среда - 15.00 - 20.00 (5 часов)

Четверг - 15.00 - 20.00 (5 часов)

Пятница - 14.00 - 20.00 (6 часов)

Суббота - 13.00 - 19.00 (6 часов)

Примечание: при проведении экспедиций, походов и путешествий, а также календарных традиционных праздников и акций время работы сдвигается, корректируется.


  1. Расписание занятий объединений:

Объединение

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Движение «Зелёный дозор»

15.00-16.00

18.00-20.00


18.00 - 20.00


Клуб «Хранительница домашнего очага»



14.00 -16.00




15.00-17.00



Клуб исторических реконструкций «ДАРА»



16.00-18.00





14.00-18.00

18.00-20.00 (1 раз в месяц)


Клуб «Гармония»

18.00-19.00

В МПК «Факел» «Школа лидера»

16.00-18.00

17.00-20.00



Объединение «Клуб путешественников


13.00 - 19.00

  1. Мероприятия и сроки их выполнения по основным разделам

Раздел

Мероприятие

Возраст участников

Сроки

Место

Движение

«Зелёный дозор»

Совет Движения

14 - 35

Не реже 1 раза в месяц

МПК

«Алый парус»

ФЛЕШМОБ «Сладкая осень»

от 13

18 сентября

Пойма реки Вагран

Природоохранная акция «Лес - наш друг»

от 10

29 сентября

Лесопарковая зона за р. Вагран

Организация заездов выходного дня в Заозёрье для школьников по программе «В царстве Девы леса МИС НЭ»

от 7

сентябрь-май, по мере поступления заявок

с. Всеволодо-Благодатское

День памяти жертв политических репрессий

от 13

30 октября

Краеведческий музей

Участие в областной краеведческой конференции

от 14

октябрь

Краеведческий музей

Викторина, посвящённая Дню города

от 14

27 ноября

Городская библиотека

Экспедиции:

Зимний учёт птиц

Рождество в Заозёрье

от 10

2-9 января

с. Всеволодо-Благодатское

Бал на старый Новый год

от 14

12 января

ДК «Современник»

Школа краеведов-экологов «Варга» (1-й год обучения)

от 11

22-26 марта

с. Всеволодо-Благодатское

Движение

«Зелёный дозор»

Праздник добра и красоты - завершение Весенней недели добра

от 10

22 апреля

МОУ ДОД «ЦВР»

Организация, проведение и участие в Экспедициях по родному краю:

По Чусовой

Былина в Заозёрье

В сердце северных гор

По России



от 13

от 10

от 14

от 14



3-14 июля

25-31 июля

август

август

В соответствии с Положениями о проведении экспедиций

Природоохранные акции:

«Марш парков»,

«Живи, река!»,

Североуральск - чистый город и др.

от 10

Согласно Плану работы Движения

В соответствии с Положениями о проведении акций

«В кругу друзей!»

(день именинника)

от 8

Не реже 1 раза в квартал

МПК «Алый парус»

Выездная «Школа лидера Дозора»

от 14


1-4 мая

с. Всеволодо-Благодатское

Проведение экологических сборов и игр для школьников младших и средних классов

от 8

Не реже 1 раза в месяц

В соответствии с Положениями о сборах и играх

«Хранительница домашнего очага»

Беседа «10 заповедей красоты и здоровья»

Бодифлекс

13-14



сентябрь

МПК «Алый парус»

«Народные рецепты красоты»

Речевой этикет

13-14

октябрь

МПК «Алый парус»

1.Мастер-класс по красоте.

2.Вечер поэзии «И что есть красота: сосуд, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?»

3.Экспедиция «Девичьи посиделки»

13-14



ноябрь

МПК «Алый парус»

с. Всеволодо-Благодатское

Бодифлекс: польза и возможности

13-14

16 ноября

МПК «Алый парус»

Наши комнатные друзья

13-14

7 декабря

МПК «Алый парус»

Конкурс «Мисс Очарование»

13-14

21 декабря

ДК «Современник»

Секреты русской кухни

13-14

январь

МПК «Алый парус»

Дерево в русской традиции: от колыбели до погоста.

Посещение музея.

13-14

февраль

Краеведческий музей

Рукодельница

13-14

март-апрель

МПК «Алый парус»

Дни славянской письменности и культуры

13-14

24 мая

Городская библиотека

Участие в экспедиции «Екатеринбург - духовный и культурный центр Урала»

13-14

по мере поступления заявок

г. Екатеринбург

Выпускной вечер, вручение ной карты

13-14

31 мая

Кафе «Альянс»

Клуб путешественников





Что такое путешествие?

Верёвочный курс.

Походы выходного дня.

12-15

сентябрь

Лесопарковая зона за Ваграном

Обучающие походы выходного.

ООПТ Северного Урала.

Турслёт.

12-15

октябрь

Памятники природы в окрестностях Североуральска

Верёвочный курс.

Марафон «Этнокультурная история региона: люди и свершения»

12-15

ноябрь

Заозёрье (с.Всеволодо-Благодатское и окрестности)

Орнитологические наблюдения в походах выходного дня

12-15

декабрь

Тропа здоровья (за Ваграном)

Участие в экспедиции «Зимний учёт птиц».

Обработка полученных материалов.

12-15

январь

Заозёрье (с.Всеволодо-Благодатское и окрестности

Зимнее пятидневное путешествие

12-15

23-27 февраля

Чёрная сопка

Интеллектуальная эстафета «Чудеса света в родном регионе»

12-15

март

МОУ ДОД «ЦВР»

Подготовка презентации "Путешествия по родному краю"

12-15

апрель

МПК «Алый парус»

Ориентирование

12-15

май

Лесопарковая зона за Ваграном

Подготовка к экспедициям лета - 2011.

Турслёт.

12-15

июнь

Лесопарковая зона за Ваграном

Участие в экспедиции «Сплав по Чусовой»

12-15

июль

с.Чусовое - д. Ёква

Участие в экспедиции «Былина в Заозёрье»

12-15

август

По маршрутам экспедиции

Клуб исторических реконструкций

Праздник урожая «Госпожинки»

от 14

24 сентября

МПК «Алый парус»

Вечёрки

от 14

25 сентября,

29 октября,

26 ноября,

25 декабря

МПК «Алый парус»

Краеведческая викторина к Дню города «Каменья земные»

от 14

17 ноября

МОУ ДОД «ЦВР»

Выставка творческих работ «Кукла в народной традиции»

от 12

14 января

МПК «Алый парус»

Поездки по городам Среднего Урала по программе Этнокультурного экологического центра «Былина» и Движения «Зелёный дозор»:

«Бажовские места», «Екатеринбург - духовный и культурный центр Урала», «Домовая роспись Урала

от 14

В течение всего года

По программам Этноэкоцентра «Былина»

Этнокультурная экспедиция «Рождество в Заозёрье»

от 13

5-9 января

Заозёрье (с.Всеволодо-Благодатское и окрестности

Клуб исторических реконструкций

Семинар «Праздник в народной традиции. Масленица»

от 14

Во время масленичной недели

МПК «Алый парус»

«Богатырская застава»

от 12

18 февраля

Стадион «Горняк»

Встреча весны. Ладушка

от 14

5 марта

Лесопарковая зона

Пасхальные традиции

от 14

апрель-май

Храм св.ап. Петра и Павла, МПК «Алый парус»

Троицко-семицкий цикл праздников

от 13

июнь

Заозёрье (с.Всеволодо-Благодатское и окрестности

Этнокультурная экологическая экспедиция «По реке Чусовой». Праздник Купалы

от 13

3-14 июля

По маршруту экспедиции

Клуб «Гармония» (тренинг личностного роста)

Школа лидера.

Что такое Личностный Рост?

Матрица жизненного цикла.

от 13

от 15


сентябрь

МПК «Алый парус»

Что такое Личность?

Характер.

Темперамент.

Способности.

Конкурс самопрезентаций «Здравствуйте! Это Я».

от 15


октябрь

МПК «Алый парус»

Пирамида потребностей Маслоу.

Тренинг самомотивации

от 15

ноябрь

МПК «Алый парус»

Вечер «Я подарю тебе тебя».

Квадрат главных жизненных сфер

от 15

декабрь

МПК «Алый парус»

Психогеометрия

от 15

январь

МПК «Алый парус»

Тренинг «Факел»

от 15

февраль

МПК «Факел»

Тренинг «Прорыв»

от 15

март

МПК «Алый парус»

Тренинг «Новые горизонты»

от 15

апрель

МПК «Алый парус»

Лидерские сборы

от 15

1-4 мая

с. Всеволодо-Благодатское

На основании данного плана составляется Календарный план работы педагога дополнительного образования Карпушевой Е.Т. на 1-е полугодие (Приложение № 3) и 2-е полугодия (прилагается по истечению срока выполнения плана 1-го полугодия) отдельно с возможностью внесения корректив.


  1. Ожидаемый результат

Программа по этно-экологическому направлению имеет положительный результат при следующих условиях:

1. Будет создано реальное взаимодействие с учреждениями и организациями СГО и Свердловской области (Приложение № 2, схема 2.)

2. К совместной работе будет привлечена семья: родители, опекуны.

В результате реализации Программы у части подростков и молодёжи СГО будет формироваться устойчивый интерес к культурному и природному наследию и этническому многообразию России, к изучению уникальной культуры Урала; благодаря активной гражданской позиции участников объединений местное сообщество будет вовлечено в сохранение культурных традиций и природного богатства края.











  1. Список используемой литературы



  1. Адодина И. Г. Система экологического образования и просвещения во внешкольных учреждениях: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000.

  2. Алексеев С. В. Эколого-педагогическая подготовка учителя в системе постдипломного образования // Экология и образование. 1998. № 1. С. 38 - 41.

  3. Барышева Ю. А. Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной школе. М., 1997.

  4. Волков А. М., Габитова А. Т. Эколого-просветительская деятельность: успехи и проблемы, оценки эффективности. Башкирский заповедник/ Совершенствование деятельности ООПТ Урала на основе обобщения опыта их работы. Екатеринбург, 2001.

  5. Глазачев С. Н. Экологическое образование: учебная литература. М., 1999.

  6. Данилов-Данильян В.И. Устойчивость развития: констатация и выводы // Вестник экологического образования. 2002. № 1. С. 7-14.

  7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.

  8. Захлебный А.Н. На экологической тропе: опыт экологического воспитания. М., 1986.

  9. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М., 1984.

  10. Зверев И.Д., Суравегина И.Т., Захлебный А.Н., Симонова-Салеева Л.П., Кучер Т.В. Концепция общего школьного экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. Сборник трудов к 25-летию Научного совета по экологическому образованию Президиума РАО // Под ред. А.Н. Захлебного и Л.П. Симоновой-Салеевой. М., 1997. С. 37 - 47.

  11. Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / под ред. В.И. Загвязинского. Тюмень, 1996.

  12. Карпушева Е.Т. Проблемы рекреационного использования особо охраняемых природных территорий// Материалы итоговой конференции по проекту РОЛЛ - 2000 "Сохранение уникальных природных комплексов в национальных парках Южного Урала". Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2002. С.27.

13. Карпушева Е.Т. Эколого-просветительская деятельность заповедников как компонент системы непрерывного экологического образования (на примере государственного природного заповедника «Денежкин Камень): Магистер. дисс. Екатеринбург, 2003.

14. Карпушева Е.Т. «Домик в деревне» как способ воспитания любви к Родине в городском жителе// Горизонты цивилизации: сб.ст. участников Междунар.науч.конф. (Аркаим, 26-28 мая 2010)/ под ред. докт. филол. наук, проф. М.В. Загидуллиной. - Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2010. С.95-99.

15. Карпушева Е.Т., Карпушева А.Г. Использование педагогических технологий в экологическом воспитании детей в условиях экспедиции// Перспектива: сборник статей V Международной научно-практической Интернет-конференции. Вып. 5 - Краснояр. гос. пед ун-т им В.П. Астафьева. - Красноярск, 2010. С.109-111.

  1. Колесова Е. В. Система дополнительного экологического образования "Московского образовательного комплекса" // Вестник экологического образования России. 2001, № 2.

  2. Колтунова И. Р., Моисеева Л. В. Экологическая школа // Историко-культурное и экологическое образование: инновационные подходы. Екатеринбург, 1993.

  3. Лихачев Б. Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. 1995, №1.

  4. Лоскутова Н. М. Экопросветительская деятельность в ООПТ Урала / Совершенствование деятельности ООПТ Урала на основе обобщения опыта их работы. Екатеринбург., 2001. С. 305.

  5. Моисеев Н. Н. Историческое развитие и экологическое образование. М., 1995.

  6. Моисеев Н. Н. Экология и образование. М., ЮНИСАМ, 1996.

  7. Моисеева Л. В. Экологическое образование: исторический аспект. Екатеринбург, 1996.

  8. Некрасов Е. С., Орлов О. Л., Рябкова К. А. Использование учебной тропы при проведении полевой практики по экологии // Экология фундаментальная и прикладная: Роль полевых практик в подготовке специалистов-экологов: Тез. докл. регионал. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2001. С. 78 - 80.

  9. Равкин Ю.С. К методике учета птиц в лесных ландшафтах./ Природа очагов клещевого энцефалита на Алтае. Новосибирск, 1967. С. 66-75.

  10. Сикорская Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. Екатеринбург, 1999.

  11. Сикорская Г. П. Экологическое краеведение: Программа для подготовки социальных педагогов. Екатеринбург, 1992.

  12. Сикорская Г. П., Колтунова И. Р. Образовательный системо-комплекс "Экологическая субкультура": Анализ, проблемы, программа действий, модель организации для лидеров экологического образования. Методическое пособие. Екатеринбург, 1996.

  13. Чижова В.П. Учебные тропы природы. М., 1989.

  14. Экологическое просвещение и ООПТ. М., 1999.

  15. Ясвин В.Я., Дерябо. С.Д. Методика проведения эколого-психологического тренинга // Школа здоровья. 1995. № 2.

  16. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 1998.

35



© 2010-2022