Рабочая программа кружка Лесоводство

Раздел Дополнительное образование
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Воробьёвский центр развития

творчества детей и юношества»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ ДОД

«Воробьёвский ЦРТДиЮ»

_____________Бражникова Е.В.

Приказ № ___от____________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Лесоводство»

естественно-научной направленности

для детей 10-13 лет

Срок реализации программы 1год



Руководитель: педагог

дополнительного образования

МКОУ ДОД «Воробьёвский

ЦРТДиЮ», учитель биологии

МКОУ «Лещановская СОШ»

Дурова Л.В.

с. Лещаное - 2015год.

Пояснительная записка

В настоящее время важнейшей задачей средней школы считают не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке современной научной информации. Особое значение эта задача приобретает для предметов естественнонаучного цикла, т.к. именно они развивают навыки и умения учащихся, необходимые в практической и научно-исследовательской деятельности.

Образовательное и воспитательное значение знаний по разведению, восстановлению лесных насаждений, растений огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Они расширяют кругозор, способствуют формированию творческого отношения к окружающей жизни. Учащиеся получают глубокие разносторонние знания в области биологии, географии, лесного хозяйства. Они осознанно подходят к выбору своего жизненного пути, часто ориентируясь на профессии, связанные с природой и лесным хозяйством.

Актуальность программы.

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности, воспитание трудолюбия и силы воли, формирование стремления к познанию, самостоятельности мышления, научного мировоззрения. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержание в порядке рабочего места, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Особенности работы объединения «Юный лесовод» заключаются в экологическом воспитании и образовании учащихся. Этот принцип осуществляется в творческой деятельности школьников при разработке и реализации проектов. Эстетическое развитие школьников на основе изучения окружающей природы направлено на формирование умений отражать красоту природы в художественном образе.

Самовыражению личности в учебно-познавательном процессе способствует создание ситуаций успеха и творческой активности каждого члена кружка. Ничто не заменит ребёнку наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость, стимулирует процесс мышления, способствует удовлетворению эстетических потребностей и показывает внутреннюю красоту познания.

Кроме того, в процессе занятий предусмотрено широкое участие членов объединения в подготовке и проведении массовых традиционных природных праздников «День птиц», неделя естественных наук, в трудовых операциях «Покормите птиц», «Подснежник», в целевых экскурсиях и походах на природу и др.

Программа объединения разработана для учащихся 5-8 классов и рассчитана на 72 часа.

Цель программы: формирование у школьников экологического мировоззрения, научных и практических умений на основе изучения природной среды и связанной с ней созидательной, преобразующей, творческой деятельностью, а также привлечение учащихся к работе по благоустройству школьной территории.

Задачи:

Обучающие:

* Научиться обрабатывать полученные знания.

* Учить детей теоретическим и практическим навыкам.

* Обучить основным приёмам и навыкам работы с растениями (посев, посадка,

пересадка).

Развивающие:

* Развитие творческих способностей и познавательной деятельности детей.

Воспитательные:

* Воспитывать бережное отношение ко всему живому миру, который нас окружает.

* Трудовая деятельность детей способствует выработке у них практических

знаний, умений и навыков, направленных на сохранение и приумножение

природных богатств.

* Воспитывать уважительные отношения между членами коллектива посредством совместной творческой деятельности.

* Воспитывать аккуратность, чувство прекрасного от общения с природой.

Требования к уровню подготовки детей.

Обучающиеся должны

знать:

* правила техники безопасности при работе с инструментами и оборудованием;

* знать породы деревьев, кустарников, трав, цветов;

* правила посева, посадки и пересадки растений.

уметь:

* выполнять правильный уход за растениями;

* разбираться в сроках посадки и пересадки растений;

* уметь посадить растение;

* планировать график работ по уходу за растениями круглый год;

* уметь планировать благоустройство территории школы.

Формы обучения:

* экскурсии;

* теоретические занятия;

* опытно-экспериментальное исследование;

* отчёт.


Девиз объединения: «Делай как мы,

делай с нами,

делай лучше нас!»


«Видеть весной косяк пролетающих журавлей; слышать пение соловья, перепёлки, кукушки; вспугнуть невзначай лося в лесу и знать, что где-то в Уссурийской тайге ходит живой, а не плюшевый тигр,- это великая радость жизни. За эту радость надо бороться, пока не поздно…»

В. М. Песков







Инструкция

по технике безопасности для обучающихся в объединении

« Лесоводство»

МКОУ «Лещановская СОШ»

Общие требования безопасности

1. Данная инструкция обязательна для учащихся, занимающихся в объединении.

2. Опасность возникновения травм:

- при сборе растений, плодов, семян;

- при сборе насекомых - вредителей;

- при нарушении инструкции по ТБ

3. В кабинете должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

4. Необходимо знать местные ядовитые растения и опасных ядовитых животных.

5. Не пользоваться химрастворами (серный эфир, хлороформ) для замаривания насекомых.

Требования безопасности перед началом занятий

1. Приготовить необходимые учебные принадлежности (папки, коробки, блокноты, рабочий инвентарь и др.)

2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ на занятии объединения.

3. Получить учебное задание у руководителя.

4. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.

5. Оденьтесь соответственно погоде, если занятие проводится на местности.

6. При жаркой солнечной погоде одеть головной убор.

7. Не начинать работу без указания руководителя.

8. Проведите перекличку.

Требования безопасности во время занятий.

1. Выполнять все действия только по указанию руководителя.

2. Работы по озеленению проводить только исправным инструментом.

3. Выполнять только работу, определённую учебным заданием.

4. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.

5. Соблюдать порядок и дисциплину.

6. Без разрешения руководителя никуда не отлучаться.

7. Не пейте воду из открытых водоёмов.

8. Не пробуйте на вкус собранные растения.

9. Не выкапывайте растения незащищёнными руками, пользуйтесь лопатой или лопаточкой.

10. Не ходить во время занятия на местности босиком.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

1. При плохом самочувствии сообщить об этом руководителю.

2. При резком ухудшении погоды, по указанию руководителя, немедленно прекратить занятия, вернуться в помещение.

3. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся руководителю.

Требования безопасности по окончании занятий.

1. Проверить присутствие всех своих товарищей.

2. Просмотреть свои записи в черновиках по результатам работы.

3. Аккуратно сложите собранный материал в папки, гербарии и т.п.

4. Проверьте безопасность рабочего места.

5. Вымойте руки с мылом после проделанной работы.

6. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите руководителю.







Тематическое планирование

занятий объединения « Лесоводство»

за 2015-2016 учебный год.

Раздел № п/п

Наименование

разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Теор.

Практ.

I

Введение в образовательную программу

2

2

1.1

Вводное занятие (ТБ на занятиях объединения, правила поведения). Общее понятие о лесоведении. Устав, положение о школьном лесничестве.

2

2

II

Азбука лесовода

30

13

17

2.1

Определение основных признаков лиственных деревьев. Лиственные деревья леса (дуб, осина, клёны, ясень, вяз, берёза, липа, черёмуха).

3

1

2

2.2

Определение основных признаков кустарников. Кустарники и кустарнички леса (шиповник, тёрн, малина, ежевика)

2

1

1

2.3

Определение основных признаков травянистых растений. Первоцветы, лекарственные травы леса, кормовые травы.

3

1

2

2.4

Определение основных признаков хвойных деревьев. Хвойные деревья лесов (ель обыкновенная, сосна обыкновенная, лиственница, кедр, пихта)

2

1

1

2.5

Значение лесной подстилки для растений леса. Роль бактерий в лесном биоценозе и в круговороте веществ на планете.

2

2

2.6

Как правильно изготовить гербарий? Изготовление гербария «Растения нашего леса».

2

1

1

2.7

Лесные звери и птицы.

1

1

2.8

Определение птиц по голосам, внешнему виду, определение животных по следам.

2

1

1

2.9

Вредители леса и меры борьбы с ними.

2

1

1

2.10

Болезни леса. Встреча со специалистом лесхоза, лесничим Тарановским Е. И.

2

1

1

2.11

Измерение высоты растущего дерева и диаметра. Встреча со специалистом лесхоза, лесничим Тарановским Е.И.

2

1

1

2.12

Экскурсии по временам года. Фенологические наблюдения. Ведение дневников.

7

1

6

III

Лесная мастерская

13

1

12

3.1

Изготовление и ремонт кормушек для птиц. Участие в акции «Покормите птиц»

2

2

3.2

Изготовление коллекции пород деревьев, плодов и семян растений.

2

2

3.3

Изготовление аппликации. Использование сухих листьев, цветов,

плодов. Оформление работ.

2

2

3.4

Рисование на тему «Осенний лес», «Зима в лесу». Оформление работ.

3

3

3.5

Изготовление и ремонт скворечников. Участие в акции «Скворушка»

4

1

3

IV

Малая академия

23

5

18

4.1

Методика постановки опытов в лесном хозяйстве. Проектная деятельность учащихся. Выбор тем и разработка плана исследований.

2

2

4.2

История развития лесного хозяйства. Условные и топографические знаки.

Встреча со специалистом лесхоза, лесничим Тарановским Е.И.

2

1

1

4.3

Подготовка почвы для питомника. Подготовка почвы в теплице для выращивания сеянцев.

2

2

4.4

Закладка питомника дикорастущих растений

2

2

4.5

Выращивание сеянцев ели, сосны, дуба, каштана, ясеня, клёна, берёзы, шиповника, белой акации, лещины. Уход за посадками.

4

4

4.6

Процессы, происходящие в листе. Тайны открытий. Работа с микроскопом.

1

1

4.7

Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное размножение.

2

1

1

4.8

Просмотр презентаций. «Лес - народное богатство», «Обитатели леса» и др. Викторина о лесе.

2

1

1

4.9

Озеленение школьной территории. (цветники, дендрарий).

4

4

4.10

Итоговая научно-практическая конференция в конце учебного года. Представление работ, обсуждение результатов в ходе неформальной беседы (круглого стола). Подведение итогов года.

2

2

V

Экологическое просвещение

4

1

3

5.1

Средства наглядной агитации. Изготовление буклетов, листовок.

2

2

5.2

Участие и проведение операции «Первоцвет».

2

1

1

5.3

Экскурсия в Хреновской лесной колледж им. Г.Ф. Морозова


Всего занятий за год:

72

22

50

Итого за год: 72 час








Календарно-тематическое планирование

занятий объединения «Лесоводство»

на 2015-2016 учебный год.

№п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

Дата

проведения

1

2

3

4

1

Введение в образовательную программу. Знакомство с целями, задачами объединения, программой, планом работы на год. Школьные лесничества. Их цели и задачи Роль лесничеств в природоохранном просвещении, профессиональной ориентации учащихся. Участие юных друзей природы в охране и восстановлении лесов, озеленении населённых пунктов. Техника безопасности на занятиях объединения, правила поведения. Устав. Положение о школьном лесничестве.

2

03.09

2

Осенняя экскурсия в лес. Фенологические наблюдения. Ведение дневников.

3

10.09

3

Рисование на тему «Осенний лес». Изготовление коллекции пород деревьев, плодов и семян растений.

3

17.09-24.09

4

Определение основных признаков лиственных деревьев. Лиственные деревья леса (дуб, осина, клёны, ясень, вяз, берёза, липа, черёмуха).

3

01.10-08.10

5

Определение основных признаков кустарников. Кустарники и кустарнички леса.

2

05.10

6

Определение основных признаков травянистых растений. Первоцветы, лекарственные травы, кормовые травы.

3

22.10

7

Определение основных признаков хвойных деревьев. Хвойные деревья лесов (ель обыкновенная, сосна обыкновенная, лиственница, кедр, пихта)

2

29.10

8

Вредители леса и меры борьбы с ними.

2

05.11

9

Лесные звери и птицы

2

12.11

10

Процессы, происходящие в листе. Тайны открытий. Работа с микроскопом.

1

19.11

11

Болезни леса. Встреча со специалистом лесхоза, лесничим Тарановским Е.И.

2

26.11

12

Изготовление и ремонт старых кормушек для птиц. Участие в акции «Покормите птиц». Вывесить кормушки в школьном саду. Вести подкормку птиц.

2

03.12

13

Значение лесной подстилки для растений леса. Роль бактерий в лесном биоценозе и в круговороте веществ на планете.

2

10.12

14

Методика постановки опытов в лесном хозяйстве. Проектная деятельность учащихся. Выбор тем и разработка плана исследований.

2

17.12

15

История развития лесного хозяйства. Условные и топографические знаки. Встреча со специалистом лесхоза, лесничим Тарановским Е.И.

2

24.12

16

Просмотр презентаций «Лес- народное богатство», «Обитатели леса» и др.

2

14.01

17

Средства наглядной агитации. Изготовление листовок, буклетов, газеты.

2

21.01

18

Зимняя экскурсия. Фенологические наблюдения. Подкормка птиц.

2

28.01

19

Рисование на тему «Зима в лесу».

1

04.02

20

Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное размножение.

2

11.02

21

Изготовление и ремонт скворечников. Участие в акции «Скворушка»

4

18.02-25.02

22

Измерение высоты растущего дерева и диаметра. Встреча со специалистом лесхоза, лесничим Тарановским Е.И.

2

03.03

23

Участие и проведение операции «Первоцвет»

2

10.03

24

Определение птиц по голосам, внешнему виду, определение животных по следам.

2

17.03

25

Экскурсия в Хреновской лесной техникум

8

24.03

26

Подготовка почвы для питомника. Подготовка почвы в теплице для выращивания сеянцев.

2

31.03

27

Закладка питомника дикорастущих растений.

2

07.04

28

Весенняя экскурсия в лес. Сезонные изменения в природе. Фенологические наблюдения.

2

14.04

29

Как правильно изготовить гербарий? Изготовление гербария «Растения нашего леса».

2

21.04

30

Изготовление аппликации. Использование сухих листьев, цветов, стеблей. Оформление работ.

2

28.04

31

Выращивание сеянцев ели, сосны, дуба, каштана, ясеня, клёнов, берёзы, белой акации, шиповника, лещины. Уход за посадками.

4

05.05-12.05

32

Озеленение школьной территории (цветники, дендрарий).

4

19.05

33

Итоговая научно-практическая конференция. Представление работ, обсуждение результатов в ходе неформальной беседы (круглого стола). Подведение итогов года.

2

26.05

Итого часов за год: 72






Содержание программы.

1. Вводное занятие.

Знакомство учащихся с целями и задачами объединения, программой и планом работы на год. Устав, положение о лесничестве. Школьные лесничества. Их цели и задачи. Роль школьных лесничеств в природоохранном просвещении, профессиональной ориентации учащихся. Участие школьников в восстановлении лесов, озеленении населённых пунктов, сборе семян и лекарственных растений.

2 Азбука лесовода.

Определение основных признаков пород лиственных деревьев. Лиственные деревья леса (дуб, липа, клён остролистный, клён платановидный, осина, берёза, черёмуха, ясень, вяз).

Определение основных признаков кустарников. Кустарники и кустарнички леса (шиповник, тёрн, малина, ежевика и др.) Практическая работа.

Определение основных признаков травянистых растений. Первоцветы, лекарственные травы, кормовые травы. Практическая работа.

Определение основных признаков хвойных деревьев. Хвойные деревья лесов и дендрариев (ель обыкновенная, сосна обыкновенная, голубые ели, разновидности сосен, лиственница, кедр, пихта, туя, можжевельник, тисс ягодный. Практическая работа.

Значение лесной подстилки для растений леса. Роль бактерий в лесном биоценозе и в круговороте веществ на планете. Работа с литературой. Изучить состав лесной почвы.

Как правильно изготовить гербарий? Научиться изготавливать гербарий. Использовать гербарий в учебных целях и для изготовления аппликаций.

Лесные звери и птицы. Научиться определять птиц и зверей средней полосы России по фотографиям, описаниям, научиться пользоваться биноклем на экскурсии, записывать голоса птиц, определять следы, места стоянок, кормёжек животных. Знать какие птицы зимуют в нашей местности, какие прилетают и улетают первыми и последними в наши края. Охрана и привлечение птиц. Практическая работа. Данные использовать для своих проектов.

Болезни леса. Глазомерное обследование и выявление очагов вредителей и болезней леса. Научиться определять грибы-паразиты, узнать какую работу следует проводить по охране лесных массивов. Находить насекомых-вредителей. Практическая работа.

Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждения. Определение объёма леса на корню. Операция «Меткий глаз»: определение на глаз высоты дерева, его диаметра и ширины. Практическая работа.

Организация фенологических наблюдений в природе. Значение метеорологических и фенологических наблюдений за погодой и природными явлениями, фазами развития растений, поведением животных. Как, что и когда наблюдать в природе? Порядок их проведения в натуре. Оформление результатов наблюдений. Предсказание изменения погоды по поведению животных, состоянию растений и народным приметам. Практическая работа. 3. Лесная мастерская.

Изготовление и ремонт старых кормушек для птиц. Без особых затрат научиться делать простейшие кормушки. Использование подручного материала для изготовления кормушек, (использование бутылок, кусков реек, картона и других дешёвых материалов). Подкармливать птиц в течение всей зимы. Использовать корм заготовленный летом и осенью (семена арбузов, дыни, тыквы, кабачка, подсолнечника, крошек белого хлеба).

Изготовление коллекции пород деревьев, сухих плодов и семян растений. Напилить спилы деревьев, обработать их и сделать коллекцию. Учиться по спилам определять возраст дерева, стороны горизонта, в каких условиях росло растение, какие были погодные условия во время его роста. Практическая работа.

Изготовление аппликации из собранных и засушенных во время экскурсии сухих листьев, цветов, стеблей. Научиться подбирать фон для своих работ. Оформление работ. Принять участие в областном конкурсе, выставке работ «Мир заповедной природы». Практическая работа.

Рисование на тему «Осенний лес», «Зима в лесу», Весна пришла». Тему брать после проведённых экскурсий. Видеть красоту в природе, уметь её запечатлеть. Оформление работ. Практическая работа.

Изготовление и ремонт старых скворечников. Беседа по изготовлению скворечников, синичников. Умение читать чертежи, по ним изготавливать птичьи гнездовья. Изготовленные гнездовья вывесить в лесу и в школьном саду. Практическая работа. Участие в акции «Скворушка».

4. Малая академия.

Методика постановки опытов в лесном хозяйстве. Проектная деятельность учащихся. Выбор тем и разработка плана исследований. Проекты личные и групповые. Оформление работ. Использование опыта прошлых лет.

История развития лесного хозяйства. Лесоводство - наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины. Условные и топографические знаки, значение знаков и охрана знаков.

Подготовка почвы для питомника, в теплице: для посева семян в грунт и в защищённый грунт и для дальнейшего выращивания сеянцев. Закладка опытов.

Практическая работа.

Закладка питомника дикорастущих растений. Посев в грунт семян берёзы, дуба, каштана, клёна, ясеня, вяза, хвойных пород деревьев. Уход за сеянцами в течение вегетационного периода. Практическая работа.

Работа с микроскопом. Процессы, происходящие в листе. Тайны открытий. Умение пользоваться микроскопом, применять для рассматривания спор грибов (плесени) и других заболеваний растений, для изучения мелких вредителей и их личинок. Практическая работа.

Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Для каких семян обязательна стратификация. Семенное размножение растений. Правила сбора семян. Что такое некондиционные семена?

Практическая работа.

Народнохозяйственное значение леса. Лес в творчестве писателей и поэтов. Заказники и заповедники. Просмотр презентаций о лесе. Проведение викторины о лесе «Лес - мир добра и чудес».

Озеленение школьной территории. Провести конкурс на лучший эскиз цветника. Досадить саженцы на территории школы, Провести контроль цветников. Посев семян в теплицу для дальнейшего высаживания на грядки. Уход в течение всего вегетационного периода. Практическая работа.

Итоговая научно-практическая конференция. На конференции подводятся итоги работы объединения, заслушиваются отчёты об общественно-полезной работе в лесничестве, о результатах опытов , награждаются лучшие учащиеся. Проводится защита проектов.

Экологическое просвещение.

Средства наглядной агитации. Изготовление буклетов, листовок, стенгазет. Изготовление постояннодействующего стенда отражающего работу школьного лесничества. Отражать работу лесничества в СМИ.

Участие и проведение операции «Первоцвет». Провести разъяснительную работу в начальных классах по вопросам охраны первоцветов, редких растений леса.

Запланировать поездку в Хреновской лесной колледж им. Г.Ф. Морозова с целью профориентационной работы.





Используемая литература

1. Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьёва С любовью к природе М.: «Педагогика», 1986г.

2. А.Н.Захлебный. Книга для чтения по охране природы. М.:»Просвещение», 1986г.

3. М.Е. Аспиз. Энциклопедический словарь юного биолога. М.: «Педагогика», 1990г.

4. А.Д. Джахангиров, В.П. Кузьмищев Энциклопедический словарь юного земледельца. М.: «Педагогика», 1983г.

5. С.А. Молис Книга для чтения по зоологии. М.: «Просвещение», 1987г.

6. М.Г. Вахромеева, В.Н. Павлов. Растения Красной книги. М.: «Педагогика», 1990г.

7. И. Акимушкин Мир животных М.: «Мысль», 1990г.

8. М.И. Молюков Звери Красной книги СССР. М.:»Педагогика», 1990г.

9. Д.И. Трайтак Книга для чтения по ботанике. М.: «Просвещение», 1985г.

10. В.В. Петров Растительный мир нашей Родины. М.: «Просвещение», 1991г.

11. Л.Л. Семаго Птицы России М.: «Советская Россия», 1992г.

12. Л.Л. Семаго Воронежский заповедник М.: «Советская Россия», 1992г.

13. Ю.Дмитриев, Н. Пожарицкая, А. Владимиров, В.Порудоминский Книга природы М.; «Детская литература», 1995г.

14. Б.Н. Головнин, В.Н. Чеканова Определитель растений. М.: «Просвещение», 2010г.



© 2010-2022