Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с. Алексеевка

муниципального района Алексеевский Самарской области

структурное подразделение дополнительного образования детей -

центр дополнительного образования детей «Развитие»

Тема:

«Гражданско - патриотическое воспитание младших школьников

средствами краеведения»

(в системе дополнительного образования)


Новикова Т.В.

педагог дополнительного образования

ЦДОД «Развитие»

С. Алексеевка



2015г

Для того чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, имеющего собственное мировоззрение, необходимо ему рассказать как о радостных, так и о трудных страницах биографии родной земли, и прежде всего того ее уголка, который ему наиболее дорог и близок.

Интерес к малой родине, основа интереса ко всему остальному. Это помогает составить общие представления о мире, обществе, о взаимосвязях явлений и времен. Знание истории родного края - основа, на которой только и может осуществляться рост культуры всего общества.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка - началом, порождающим личность.

А это и есть истоки, основа патриотического воспитания.

В течение нескольких лет, я являюсь руководителем детского краеведческого объединения «Край мой Алексеевский». Возраст воспитанников от 7 до 10 лет.

Цель дополнительной образовательной программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:

  • поисково-исследовательские,

  • практические,

  • объяснительно-иллюстративные,

  • репродуктивные,

связанные с усвоением готовых знаний, которые сообщаются педагогом и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ педагога, объяснение, демонстрация презентаций, слайд-шоу.

Работа по изучению отдельных тем проходит в совместной деятельности с родителями детей, которые не только помогают в подготовке различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в детском коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.

Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начала работы по воспитанию патриотизма. В младшем школьном возрасте развивается способность наблюдать, анализировать происходящие события и явления, устанавливать причины и следствия, сравнивать и дифференцировать поведение, обобщать и делать соответствующие выводы, выражать собственное отношение к происходящему, что служит психологической основой реализации патриотического воспитания учащихся на начальной ступени образования.

Дети младшего школьного возраста, особенно восприимчивы к эмоциональному воздействию. Мышление детей - благодатная почва для новых знаний и впечатлений, поэтому необходимо наполнить их жизнь интересными, полезными делами и событиями, воспитывающими патриотические чувства.

Знакомство ребят с историей родного края, людьми которые здесь живут и трудятся - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно добиться только в процессе систематической работы.

Первым шагом в познании Родины, ее истории, традиций является знакомство с историей своей семьи.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Память - это прочный фундамент, защита и поддержка человека в его жизни. Невозможно воспитать достойного человека без памяти о своих предках. И каждый должен знать историю добрых дел, которые совершали его родные.

Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследовании детей будут родители.

Важно пробудить интерес к изучению, дети должны хотеть узнать историю своей семьи.

Ребята получают задания следующего типа: узнать, где жили прадеды, где родились и живут родители, больше узнать о труде своих родителей, бабушек и дедушек, попросить их показать семейные реликвии, отражающие этот труд.

Источником информации будут служить документы, свидетельства о рождении и смерти, заключении брака, дневники, письма, подписи на оборотах фотографий, вырезки из газет. Важно обращать внимание на имена, место жительства и родственные связи, что необходимо при изучении родословной семьи.

В процессе такой работы формируются навыки поисковой деятельности, ребята записывают воспоминания родственников, учатся правильно задавать вопросы, беседовать, работать с письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

Затем на занятии дети рассказывают о своей семье, своем роде (дополняют рассказы рисунками), в результате происходит обобщение знаний, развитие нравственных чувств, любви к своей семье, гордости за принадлежность к своему роду.

В итоге ребенок узнает о том, что он является не только членом своей семьи, но и представителем своего рода, даже нескольких родов.

Результатом работы является творческий отчёт, с последующим его оформлением в альбом «Моя Родословная».

Важно, чтобы совместная деятельность детей и взрослых продолжилась в работе над другими темами образовательной программы: «Улица, на которой я живу», «Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Что дает наш край стране» и т.д.

В минувшем учебном году воспитанники объединения приняли участие в работе над проектом: "Улица лучшая - моя!".

Ребятам было дано задание, поговорить с родителями, дедушками и бабушками, выяснить новые интересные факты об истории родной улицы.

В итоге дети подготовили рассказы о своих улицах, рассказали их историю (возникновение улицы, смысл ее названия, особенности и достопримечательности), многие принесли фотографии своей улицы, своего дома. Общее обсуждение позволило больше узнать об улицах родного поселка, по-новому взглянуть на, то, что стало уже привычным. Данный цикл занятий включил экскурсию по улицам поселка.

Результатом работы стало оформление альбома «История улиц

с. Алексеевка».

Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства.

Эти формы организации краеведческой деятельности широко используются при изучении различных тем образовательной программы.

«Достопримечательности родного края» (экскурсии к памятнику погибшим воинам, храму, в краеведческий музей и т. д.)

«Музей, сокровищница овеществленной человеческой памяти, во все периоды существования общества служил ему источником, который пополнял духовные силы, сохранял коллективную память, обогащал и развивал интеллект нации».

Посетив краеведческий музей села Алексеевка, дети познакомились с предметами быта, одеждой, старинными вещами жителей края.

Вниманию ребят представлен бесценный материал о земляках участниках Великой Отечественной войны.

В различных экспозициях хранятся наградные удостоверения, благодарственные письма, фронтовая переписка, личные вещи участников войны, макеты оружия.

Все это позволяет детям накопить определенный запас знаний по истории края. Расширяется общий кругозор детей, развиваются познавательные навыки, интеллект, речевая активность и культура.

Мы не воспитаем юных патриотов без формирования любви к природе родного края, осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, Тема «Особенности природы родного края» занимает важное место в образовательной программе.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Экскурсии на берег реки Съезжей, в лес, парк позволят детям усвоить правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в Красную книгу;

условия жизни животных в естественных условиях и животных, вошедших в Красную книгу;

существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

технологию изготовления поделок из природного материала.

По материалам экскурсий дети пишут свои впечатления.

Возможно, у кого-то эта работа будет маленькой, у кого-то объемнее. Индивидуальное, живое детское мышление выдает нам совершенно разные по эмоциональной окраске и восприятию экскурсионного материала рассказы.

Все материалы собираются в папки.

Экскурсионная работа участие в ней ребят, дает возможность формировать у детей любовь к своему селу, знать его историю, архитектуру, познавать красоту окружающего мира, природы, а так же учит их доброму отношению к своим товарищам, родителям, людям знакомым и незнакомым. Экскурсии это накопление жизненного опыта и умение собирать полезную и нужную информацию.

Совместная деятельность поможет сплотить детей, а также пробудить интерес учащихся к истории и природе родного края.

Знание истории своего края, жизни и деятельности земляков, их участия в ратных и трудовых свершениях формируют в подростках уважение к прошлому своей страны, пробуждают в них желания быть достойными славы героев, продолжить традиции, внести свой вклад в историю и культуру родины.

К 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, воспитанниками объединения совместно с родителями был подготовлен проект «Расскажи о своем герое»». Перед каждым ребенком была поставлена задача, создать свою страничку в общую книгу о Великой Победе. В этом случае обращение к истории своей семьи имело целью, собрать сведения о родственниках, воевавших на полях сражений, а также о тружениках тыла. Дети должны иметь представление, о том, какие потери и лишения несли семьи родных людей в суровые годы войны. Все собранные материалы (свидетельства родственников, старожилов села, отсканированные фото, фотографии уцелевших орденов, медалей, солдатских писем) легли в основу общей книги «Расскажи о своем герое».

Собранные сведения становятся особенно прочными, так как учащиеся сами участвовали в их сборе.

Участие в организационно - массовых мероприятиях.

С целью изучения культурного наследия предков, а также приобщения к яркому, самобытному миру народного творчества организуется участие воспитанников объединения в мастер-классах, которые проводят педагоги нашего центра.

Ребята являются активными участниками конкурсов и мероприятий различного уровня, а также праздничных гуляний в с. Алексеевка:

Окружной фестиваль народного творчества «Народный умелец», «Степное ожерелье», «Рождественские чтения», конкурс чтецов «С чего начинается Родина», «Широкая масленица», праздник «Ивана Купалы» и др.

Результативность участия в конкурсах:

Ребята стали призерами Всероссийских творческих конкурсов и познавательных викторин.

Но главный результат - не награды, важно, что дети начинают все больше интересоваться жизнью своего края, осознают свою причастность ко всем процессам, происходящим в родном крае. И малая родина открывает перед ними массу своих тайн, массу таких фактов, которые формируют любовь к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И детям станет ясно, что без малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков.

Воспитание патриотов своей Родины - ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач образовательных учреждений. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия образовательных организаций и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать в перспективе основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе - на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о природе родного края, символике, если ему известны имена тех, кто прославил этот край, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных школьному возрасту.

Литература:


  1. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 64 с.

  2. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». - М.: Республика, 1998.

  3. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005. - № 4. - С. 23.

Интернет - ресурсы:

  1. nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/09/09/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma

  2. festival.1september.ru/articles/518222/






© 2010-2022