- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа элективного курса Моя будущая профессия 8 класс
Программа элективного курса Моя будущая профессия 8 класс
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коровякова О.В. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс «Моя будущая профессия» разработан для учащихся 8-х классов в объеме 1 час в неделю, всего 35 часов за год.
Целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Задачи:
- помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
- подготовить школьников к осознанному выбору будущей профессии ;
- расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
- обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессииих способностям и возможностям;
- сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
-
психологические особенности личности;
-
самоопределение;
-
профессиональные интересы и склонности, способности;
-
классификация, типы и подтипы профессий;
-
профессиональная пригодность;
-
проектирование профессионального жизненного пути;
-
личный профессиональный план;
-
общение;
-
самооценка;
-
профпригодность;
-
компенсация способностей;
-
рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
-
раскрывать психологические особенности своей личности;
-
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
-
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
-
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
-
составлять личный профессиональный план;
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КУРСА:
ВВЕДЕНИЕ
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. Определение понятия «личный профессиональный план». Роль профессионального самоопределения в жизни человека.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
МИР ПРОФЕССИЙ
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
ПОДГОТОВКА К БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЕ
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
ОБОБЩЕНИЕ
Построение личного профессионального плана. Зачет.
« МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»
Название темы
Часы теории
Часы на практическую работу
Всего часов
1.Введение
1
1
2. Познавательные процессы и возможности личности
5
5
3. Психология личности
5
1
6
4. Мир профессий
9
1
10
5.Профессиональное самоопределение
6
2
8
6. Подготовка к будущей карьере
3
1
4
7. Обобщение
1
1
ИТОГО:
30
5
35
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»
Учебная тема
ТЕМА
Количество часов
На теорию
На практику
1
ТЕМА№1: ВВЕДЕНИЕ
Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
1
ТЕМА №2: «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ»
5
2
Память. Внимание.
1
3
Ощущение. Восприятие. Воображение.
1
4
Мышление.
1
5
Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта.
1
6
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
1
ТЕМА №3: «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
5
1
7
Типы нервной системы.
1
8
Типы темперамента. Характер.
1
9-10
Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека.
1
1
11
Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды.
1
12
Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
1
ТЕМА №4: «МИР ПРОФЕССИЙ»
9
1
13
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации.
1
14
Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
1
15-16
Классификация профессий. Формула профессии. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
1
1
17
Характеристика профессий типа «человек - человек»
1
18
Характеристика профессий типа «человек - знаковая система»
1
19
Характеристика профессий «человек - природа»
1
20
Характеристика профессий типа «человек - художественный образ»
1
21
Характеристика профессий типа «человек - техника»
1
22
Профессионально важные качества (ПВК)
1
ТЕМА №4: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
6
2
23
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»)
1
24
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)
1
25
Специальные способности. Профпригодность.
1
26-27
Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»).
1
1
28-29
Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо».
1
1
30
Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
1
ТЕМА №5: ПОДГОТОВКА К БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЕ
4
31-32
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали.
1
1
33
Понятие должности. Понятие компенсации способностей.
1
34
Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»).
1
ТЕМА №6: ОБОБЩЕНИЕ
1
35
Построение личного профессионального плана. Зачет.
1
ИТОГО - 35 часов
30
5
Список литературы:
Для учителя:
-
Климов В.А., Развивающийся человек в мире профессии. - Обнинск, 1998.
-
Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкина - М., 1997.
-
Кулагин Б.В., Основы профессиональной психодиагностики. - М., 1984.
-
Орлов Ю.М., самосознание и самовоспитание характера. - М., 1991.
-
Прощицкая Е.Н., Практикум по выбору профессии. - М., 1996.
-
Чистякова С.Н., Захаров Н.Н., Профессиональная ориентация школьников. - М., 1987.
-
Ресурсы Интернета
-
Дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».
Для учащихся:
-
Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева А.А., Справочник начинающего профконсультанта. - М., 1998.
-
Климов В.А., Как выбрать профессию. - М., 1990.
-
Мир профессии. - М., 1988.
-
Мир человека: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Лекторского и А.Ф. Малышевского. - М., 1993.
-
Орлов Ю.М., Самосознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками. - М., 1985.
-
Петровский А.В., Что мы знаем и чего не знаем о себе? - М., 1988.
-
Резапкина Т.В., Секреты выбора профессии. - М.: Генезис, 2003.
Контрольно - измерительные материалы:
В дневнике профессионального самоопределения старшеклассника / авт.сост.: Л.Н.Бобровская, Е.А.Сапрыкина, О.Ю. Просихина. - М.: Глобус, 2007.