- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Доклад на педагогический совет
Доклад на педагогический совет
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 12 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Курмангалиевa Д.Ж. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГККП Детско-юношеский центр «Жас-Улан»
отдела образования акимата города Аркалыка
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Тема доклада:
Актуальность проблемы сохранения и
укрепления здоровья обучающихся.
Критерии учебного занятия здоровьесберегающей направленности и способы ориентировочной
оценки состояния здоровья обучающихся
Подготовил: координатор спортивно-массовой работы
Курмангалиев Н.А.
Аркалык - 2016
Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,
что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
А. Шопенгауэр
Цель: оценить педагогическую деятельность учреждения по формированию здорового образа жизни учащихся, сохранению и укреплению их здоровья и наметить перспективные направления работы в этом контексте.
Роль здоровья в нашей жизни переоценить невозможно. Именно хорошее здоровье позволяет человеку полноценно жить. Согласно Концепции Всемирной организации здравоохранения в понятие «здоровье» входит три основных компонента - здоровье физическое, социальное и психическое. Усовершенствованный вариант этой Концепции выделяет уже четыре компонента - к первым трём добавляется ещё здоровье нравственное.
Л. М. Лазарев составил «цветок здоровья», включив в него такие позиции: я здоров, если я - двигаюсь, дышу, говорю и пою, думаю, живу в семье, пью и ем, закаливаюсь.
Говоря научным языком, здоровье человека складывается из здоровья личностного, психо-эмоционального, физического, интеллектуального, социального, духовного.
Можно выделить условия, которые обеспечивают здоровье человека, так называемые здоровьетворящие условия:
· радость творчества,
· установка на успех,
· признание удачи другими,
· самоудовлетворение от труда,
· соощущение единства в группе,
· эмоциональная приподнятость,
· отсутствие физического переутомления,
· понимание цели и возможность ее достижения,
· осознание собственной причастности к сохранению вечных ценностей.
Укрепление здоровья - это дело государственной важности. Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки современных школьников делают задачу сохранения и укрепления здоровья детей одной из наиболее актуальных.
В соответствии с Законом РК «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья детей школьного возраста. По данным Министерства здравоохранения, 90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья, у 60% наблюдаются функциональные отклонения по органам и системам, то есть те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов и по мере устранения этих факторов исчезают, 35-40% - хронически больны, то есть имеют заболевания, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания. Лишь 5-10% детей к началу обучения в школе практически здоровы.
Институт возрастной физиологии выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:
внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
экология; семья и микроклимат в ней; круг общения, вредные привычки; питание; здоровый образ жизни.
внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):
организация учебного процесса, методика организации учебного занятия; организация и реализация воспитательного процесса; двигательный режим учащихся в учебное и внеучебное время; создание условий психологического комфорта; организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении; организация питания; соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Таким образом, очевидно, что процесс обучения должен быть организован рационально, с учётом названных факторов. Это необходимо для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения детей, сохранения их здоровья.
Поэтому одной из основных задач администрации и педагогического коллектива по проблеме здоровья является организация, реализация и контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Здоровьесберегающие подходы в организации образовательного процесса в детско-юношеском центре.
Следить за здоровьем ребенка необходимо потому, что меняются функции растущего организма и адаптация к образовательному процессу, интенсификация учебного процесса и изменение его содержания, широкое распространение в школьной практике педагогических инноваций, которые являются малоизученными факторами внешней социальной среды, оказывающими воздействие на функциональное состояние детского организма. Новые технологии обучения и воспитания также неизбежно влияют на нервно-эмоциональный статус ребёнка и сопровождаются повышением интеллектуальной нагрузки.
Кроме того, жизнедеятельность современного школьника протекает в условиях постоянного комплекса климатогеографических, химических, физических, биологических и социальных факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье, вызывая рост заболеваемости, нарушения адаптации, заметно ухудшающих основные показатели физического развития. В связи с этим и возникает необходимость исследования современных систем организации и содержания учебной деятельности на функциональное состояние основных жизнеобеспечивающих систем, умственную и физическую работоспособность.
Технологию, применительно к поставленной проблеме сохранения здоровья детей, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Использование здоровьесберегающих технологий - залог успешности учебно-воспитательного процесса
Бесспорно, что успешность обучения в дополнительном образовании (так же как и в школе) определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок приходит в детское объединение. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья детей будет зависеть от правильной организации учебного процесса. От каждого из нас, педагогов, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов. Именно мы, взрослые, должны создать такие условия, при которых обучение становилось бы все более успешным.
Конечно, говоря о здоровье ребенка, здоровьесберегающем обучении, мы должны понимать, что УДО не должно и не может брать на себя медицинские функции и обязанности.
В. А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
Здоровьесберегающая технология - это:
• условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья детей, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. д. детей данной возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Учет зоны работоспособности учащихся - важный принцип обучения, построенного на принципах здоровьесбережения.
Распределение интенсивности умственной деятельности - также важное правило организации учебных занятий.
При организации учебного занятия выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице.
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение учебного занятия такова:
5-25 минута - 80%
25-35 минута - 60-40%
35-40 минута - 10%
Практически все исследователи сходятся во мнении, что форма учебного процесса - будь то урок или занятие в дополнительном образовании, организованные на основе принципов здоровьесбережения, не должны приводить к тому, чтобы дети заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.
Утомление часто возникает в следующие периоды:
начало учебного года и недели; возникает ежедневно к 3-4-му урокам; сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня; окончание четверти, учебного года, недели.
Контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка должен педагог, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.
В конце своего выступления еще раз хочется сказать, что каждое образовательное учреждение может стать «территорией здоровья», а сохранение и укрепление здоровья детей должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
Критерии учебного занятия здоровьесберегающей направленности
Каким должно быть занятие в дополнительном образовании, помогающее сохранять и укреплять здоровье детей?
Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать:
1. Обстановка и гигиенические условия в кабинете.
Температура и свежесть воздуха, рациональное освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей в соответствии нормами СанПиН .
2. Число видов учебной деятельности.
Норма - 4-7 видов за занятие. Однообразность занятия способствует утомлению воспитанников. Также частые смены одной деятельности на другую способствует росту утомляемости.
3. Средняя продолжительность и частота чередования видов учебной деятельности.
Ориентировочная норма чередования видов деятельности на занятии - 7-10 минут.
4. Применение активных методов обучения. Активные методы (дети в роли преподавателя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ребенок как исследователь).
Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
5. Место и длительность применения ТСО.
Использование в соответствии с гигиеническими нормами, умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН).
6. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты.
Норма - на 15-20 минут занятия по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения.
7. Мотивация к учебной деятельности на занятии.
Интерес воспитанников к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п., и используемые преподавателем методы повышения этой мотивации.
Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе.
8. Наличие на занятии вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни (по возможности); формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т. д.
9. Психологический климат на занятии.
Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении. Наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т. п.; С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха, корректности и объективности оценки деятельности детей на занятиях, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для обучающихся, так как они являются здоровьеразрушающими.
10. Темп и особенности окончания занятия:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми.
Способы ориентировочной оценки состояния здоровья обучающихся.
В условиях учреждения дополнительного образования, где не предусмотрены должности валеолога и медицинских работников, проведение регулярной диагностики состояния здоровья воспитанников крайне затруднительно. Поэтому могут быть полезны такие диагностические материалы, которые могут быть проведены самими детьми, педагогами, родителями или педагогом-психологом. Конечно, те методики, о которых пойдёт речь, не могут заменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют получить данные о здоровье для организации профилактики, а также повысить интерес детей и родителей к вопросам укрепления здоровья.
Для ребят важно прежде всего то, что педагог не только учит их , но и дарит тепло человеческого общения и внимания, которыми эти дети часто обделены в жизни. Детям очень важно научиться верить в свои силы, а для этого им нужно переживать ситуации успеха, одобрения, приятия и признания. В своей педагогической деятельности именно эту задачу педагог считает одной из основных и активно, целенаправленно стремится к её достижению.
Литература
1. Климова С. В. Психологическая подготовка воспитанников туристско-краеведческой направленности к соревнованиям.//Дополнительное образование и воспитание. № 5, 2010.
2. Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса. Здоровьесберегающие технологии. - Вып.5.- Волгоград, 2008.
3. Саляхова Л. И. Педагогический совет: технология подготовки и практические разработки. -М.: Глобус, 2008.
4. Смирнов Н. К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе.//Практика административной работы в школе. №1, 2006.